Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  15 управление кгб ссср. Органы ВЧК-КГБ: советский опыт

15 управление кгб ссср. Органы ВЧК-КГБ: советский опыт

КГБ СССР - это сильнейший орган, контролировавший государственную безопасность в годы холодной войны. Влияние этого института в СССР было настолько велико, что его боялось практически все население государства. Мало кто знает, что в системе безопасности функционировали ПВ КГБ СССР.

История создания КГБ

Система государственной безопасности СССР была создана уже в 1920-е годы. Как известно, эта машина практически сразу начала работать в полноценном режиме. Достаточно вспомнить лишь только репрессии, которые проводились в СССР в 30-е годы 20-го века.

Все это время, вплоть до 1954 года, органы государственной безопасности существовали в системе МВД. Безусловно, в организационном плане это было абсолютно неправильно. В 1954 году было принято два решения высших органов власти, касающихся системы госбезопасности. 8 февраля указом Президиума ЦК КПСС органы безопасности вывели из подчинения МВД. Уже 13 марта 1954 года Президиум Верховного Совета СССР своим указом создал Комитет государственной безопасности СССР. В таком виде этот орган просуществовал аж до распада СССР.

Руководители КГБ

В разные годы органом руководили Юрий Владимирович Андропов, Виктор Михайлович Чебриков, Владимир Александрович Крючков, Виталий Васильевич Федорчук.

Функции КГБ

Общая суть деятельности этого органа понятна, но ведь далеко не про все задачи органов безопасности, которые они выполняли в системе тоталитарного режима на протяжении многих лет, известно широкому кругу населения. Поэтому мы очертим основной круг функций КГБ:

  • важнейшей задачей считалась организация разведывательной деятельности в капиталистических странах;
  • борьба со шпионами от иностранных разведывательных органов на территории СССР;
  • работа по противодействию возможной утечки данных, которые представляют важность для государства, во всех сферах деятельности;
  • охрана государственных объектов, границ и крупных деятелей политики;
  • обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата.

Управления КГБ СССР

Комитет госбезопасности имел сложную структуру, состоявшую из главков, управлений и отделов. Хотелось бы остановиться на управлениях КГБ. Итак, существовало 9 подразделений:

  1. Третье управление отвечало за военную контрразведку. В те годы актуальность задач управления была огромной из-за активной гонки вооружений между СССР и США. Хоть война и не была объявлена официально, угроза перехода конфликта систем из "холодного" в "горячий" была постоянной.
  2. Пятое подразделение отвечало за политико-идеологические вопросы. Обеспечение идеологической безопасности и непроникновения "враждебных" коммунизму идей в массы - вот главная задача этой структуры.
  3. Шестое управление отвечало за соблюдение государственной безопасности в экономической сфере.
  4. Седьмое выполняло специфическую задачу. Когда на определенного человека падали подозрения в серьезных проступках, за ним могли установить наружное наблюдение.
  5. Девятое подразделение охраняло личную безопасность членов правительства, высшей партийной верхушки.
  6. Оперативно-технический отдел. В годы НТР техника постоянно развивалась, поэтому безопасность государства могла быть надежно защищена только при хорошей технической оснащенности соответствующих органов.
  7. В задачи пятнадцатого управления входила защита государственных зданий и стратегически важных объектов.
  8. Шестнадцатое подразделение занималось электронной разведкой. Создано было уже в последний период существования СССР в связи с развитием компьютерных технологий.
  9. Отдел по строительству для нужд Министерства обороны.

Отделы КГБ СССР

Отделы - это более мелкие, но не менее важные структуры Комитета. Со времени создания и прямо до расформирования КГБ СССР существовало 5 отделов. Поговорим о них детальнее.

Следственный отдел занимался расследованием преступлений уголовного или экономического характера, направленных на нарушение безопасности государства. В условиях противостояния с капиталистическим миром важно было обеспечить абсолютную секретность правительственной связи. Этим занималось специальное подразделение.

В КГБ должны были работать квалифицированные сотрудники, прошедшие специальную подготовку. Именно для этого была создана Высшая школа КГБ.

Кроме этого, специальные отделы создали для организации прослушки телефонных переговоров, а также в помещениях; для перехвата и обработки подозрительной корреспонденции. Безусловно, прослушивали не все разговоры и читали не все письма, а только лишь при возникновении подозрений относительно гражданина или группы людей.

Отдельно существовали специальные пограничные войска (ПВ КГБ СССР), которые занимались охраной государственной границы.

Во все времена в истории государств огромную роль в сфере обороны и безопасности играли секретные организации, которые со временем трансформировались в целые секретные службы. С годами крепла роль секретных спецслужб в работе государственной машины, увеличивалась структура организаций, совершенствовались методы работы. Разведка, методы контрразведывательной борьбы становятся важнейшими инструментами достижения политических целей. Во многом именно разведслужбы являются виновниками развязывания или предотвращения вооруженных конфликтов. Получение секретной информации из-за рубежа, контроль над основными государственными институтами внутри политической системы и социально-общественной жизнью становятся столпами государственной безопасности.

Не будет преувеличением сказать, что современная история разведывательных служб будет неполной, если не вспомнить о КГБ, самой секретной службе в мире. Именно в Советском Союзе была создана самая мощная и самая многочисленная разведывательная служба, державшая почти полвека весь мир под контролем.

Об СССР принято говорить, как о самом тоталитарном государстве в истории XX века. Страна, которая постоянно находилась во враждебном внешнеполитическом окружении, вынуждена была иметь не только мощные и боеспособные вооруженные силы. Хорошо организованная секретная разведслужба становится эффективным инструментом тайной, тихой войны, непрекращающейся с самого первого дня существования Советского Союза. Про КГБ написано много, включая исследования историков и мемуары сотрудников самой секретной в мире разведывательной структуры.

На сегодняшний день большая часть информации о советской разведслужбе – это результат открытых в начале 90-х годов государственных секретных архивов. Важная часть информации о методах и стилях работы советской разведслужбы, история КГБ становится понятной только сегодня, спустя 26 лет с момента официального прекращения деятельности организации. Ограниченность информации о работе одной из самых мощных разведок мира объясняется тем, что правопреемницей советской спецслужбы сегодня является российская Федеральная Служба Безопасности. Данная организация является основой государственной безопасности современной России, продолжая дело своей предшественницы. Про КГБ сегодня вспоминают уже не как о тайной организации-монстре, а как о самой продуктивной и боеспособной службе внешней и внутренней разведки.

Этапы формирования самой крупной разведслужбы в мире

С самых первый дней существования советского государства на самом верху предпринимались активные меры по организации мощной разведывательной и контрразведывательной службы. Первоначально (1917-1922 гг.) эти функции были возложены на Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию (ВЧК). Позже на базе первой советской спецслужбы было создано Главное Политическое Управление, входящее в структуру Народного Комиссариата Внутренних Дел. Эта секретная структура заложила основы государственной безопасности Советского Союза, которая стала одним из важнейших звеньев обороноспособности молодого государства. С этого момента начинают обрастать слухами и мифами деятельность советских спецслужб, рождаются первые тайны КГБ, о которых станет известно только спустя многие десятилетия.

Руководили советской секретной службой в те годы лица, деятельность которых в последствие получила неоднозначную оценку. Сначала Главное Управление Госбезопасности возглавил Генрих Ягода, заложивший основы будущих массовых политических репрессий. Его на посту сменил Николай Ежов, который раскрутил маховик репрессий 1937-38 гг.

На смену этим двум временщикам пришел Лаврентий Берия, возглавивший НКВД, которому было перепоручены функции разведывательной службы. Именно с периодом пребывания Берии на посту Народного Комиссара связан стремительный качественный рост советской разведывательной службы, несмотря на противоречивые методы и стиль работы этого руководителя.С этого времени на высшую руководящую должность советской разведки ставились только профессионалы, лица, с непререкаемой репутацией и богатым послужным списком.

История создания самой секретной спецслужбы

Окончание Второй Мировой войны означало начало нового военно-политического противостояния, в которое послевоенный мир стал погружаться после антикоммунистического выступления Уинстона Черчилля в Фултоне. Опыт работы советских разведслужб временем вооруженного противостояния показал необходимость в организации качественно новой организации. Для успешного сдерживания антисоветского и идеологического влияния Запада, для противодействия агрессивным стремлениям США и их союзников, для сохранения внутренней политической стабильности в стране, требовалась независимая и мощная разведывательная спецслужба. Про КГБ принято говорить, как про отдельную структуру, однако долгие годы этот огромный механизм работал в сложной и запутанной межведомственной системе.

Подведомственная подчиненность советской разведки Министерству Внутренних Дел, которая существовала до 1954 году, была прервана. Это было вызвано острым партийным кризисом, возникшим в системе руководства Советского Союза после смерти И. Сталина. Сосредоточение в руках Лаврентия Берии руководства самыми влиятельными силовыми структурами советского государства могло привести к непредсказуемым последствиям. Тем более что, по мнению самих разведчиков, пребывание службы разведки и контрразведки в структуре системы внутренних дел было крайне неудобно и неправильно с точки зрения качества работы.

На 1954 год пришлось сразу два важных решения, касающиеся трансформации органов государственной безопасности. Сначала появился Указ Президиума Центрального Комитета КПСС, которым разведывательная служба выводилась из подчинения Министерства Внутренних Дел. Буквально через месяц, 13 марта 1954 года этот вопрос решился на уровне Президиума Верховного Совета СССР и окончательно принял законодательную форму. В Указе говорилось о создании Комитета Государственной Безопасности Советского Союза, который будет подчиняться Совету Министров СССР. В таком виде с некоторыми внутриведомственными и подведомственными изменениями советская разведка, управления и отделы КГБ в целом просуществовали до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Инициировал создание новой структуры Сергей Круглов, бывший в то время Министром Внутренних Дел. После исторических Указов Председателем Комитета госбезопасности СССР стал Иван Серов. Так как Комитет имел функциональную структуру и права Министерства, его руководители назначались Указами Президиума Верховного Совета СССР по представлению Главы советского правительства.

После Серова высокий пост занимали А.Н. Шелепин, генерал-полковник КГБ В.Е. Семичастный, Ю.В. Андропов, В.В. Федорчук, В.М. Чебриков и В.А. Крючков.

В.Е. Семичастный был едва ли не единственным руководителем, который сумел воплотить в работу вверенного ему ведомства весь свой огромный боевой опыт. Все последующие после Семичастного Председатели Комитета были люди новой формации, воспитанные на идейных соображениях.

Из этого списка три фамилии наиболее примечательны не только в истории советской секретной спецслужбы, но и всего советского государства. На годы руководства ведомством В.Е. Семичастного пришлись самые острые и критические моменты новой советской истории. Пражская весна, война во Вьетнаме, Карибский кризис – это только наиболее известные внешнеполитические кризисы, во время разрешения которых операции КГБ сыграли едва ли не решающую роль.

Ю.В. Андропов является человеком, который занимал пост Председателя Комитата долгих 15 лет, с 1967 года по 1982 год. Крючков возглавлял КГБ в самый критический период его истории и отметился своим участием в славно известном ГКЧП, положившим начало концу советского периода правления.

Шелепин был единственным гражданским человеком, возглавлявшим советскую разведслужбу. Все последующие Председатели имели высокие воинские звания, начиная со звания генерала — полковника, заканчивая званием генерала армии. Ю.В. Андропов, Чебриков и Крючков имели генеральские воинские звания, приравниваемые к званию генерал КГБ, за время пребывания на посту Председателя КГБ оставались в разное время членами Политбюро ЦК КПСС.

О роли Коммунистической Партии Советского Союза в деятельности советской спецслужбы отдельный разговор. В мировой истории это едва ли не единственный случай, когда правящая партийная верхушка контролировала деятельность секретной организации, направляя и контролируя ее деятельность.

Правовая основа деятельности Комитета Госбезопасности и его основные функции

В отличие от иностранных разведывательных служб, таких как американские ЦРУ и АНБ, британские Ми 5 и Ми 6, немецкая БНД, которые были подотчетны своим Правительствам и Президентам, советская спецслужба весь свой период деятельности оставалась государственно-партийным учреждением. По своему статусу сотрудник службы – это коммунист, он же офицер КГБ, член Коммунистической Партии. Сам Комитет полностью находился в подчинении ЦК и Политбюро КПСС. Руководящая роль партии закреплена в статусе комитета, поэтому налицо тесное сращивание партийной номенклатуры с отделами и управлениями КГБ.

Действуя, таким образом, Коммунистическая Партия Советского Союза имела в своих руках мощный репрессивный силовой аппарат, обеспечивающий поддержку руководящей партийной верхушке на внешней политической арене и осуществляющий жесткий контроль внутри советского общества.

Вся работа Комитета до 1991 года регулировалась Постановлениями Пленумов и Президиумами ЦК КПСС, Постановлениями Правительства СССР, на позднем этапе Постановлениями Кабинета Министров Советского Союза. Всего истории известно о более пяти тысячах документов, решений, постановлений, регламентирующих деятельность советской спецслужбы. В большинстве случаев деятельность КГБ не была привязана к действующему советскому законодательству. Нередко возникали острые противоречия и расхождения в методах работы, которыми руководствовались управления и отделы КГБ СССР на местах, с правовыми нормами.

Несмотря на то, что общее представление о деятельности Комитета, так или иначе, понятно, на протяжении всей истории существования КГБ немало существует спорных моментов в деятельности органов безопасности в системе управления тоталитарного государства. Основными функциями учреждения, которые прописаны и утверждены в Положении о Комитете Государственной Безопасности СССР, являлись:

  • первоочередная задача заключалась в осуществлении разведывательной деятельности за рубежом;
  • внутренняя и внешняя борьба со шпионажем в пользу иностранных спецслужб;
  • контроль и противодействие утечке важной научной и технической информации за рубеж;
  • охрана государственной границы Советского Союза;
  • охрана стратегических объектов на территории СССР;
  • охрана политических деятелей и руководителей советского государства;
  • обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата на всех уровнях.

На базе основных функциональных задач, строилась внутренняя структура организации. В зависимости от сферы деятельности и направлений, работу выполняли управления КГБ, имевшие в свою очередь массу специальных и профильных отделов.

Всего в структуре Комитета было 9 основных управлений, главными из которых являлись 1, 2, 3 и 4 управления. Самое мощное в техническом плане и в плане подготовки персонала являлось Первое управление, отвечающее за внешнюю разведку. В этой огромной и сложной структуре тесно взаимодействовало множество других управлений и подотделов, занимающихся смежными вопросами. Сюда можно отнести такие важные функции, как оперативный анализ и планирование, контрразведывательная работа за рубежом. Содействовали этим службам отделы по созданию нелегальной резидентуры, научно-технической разведки и оперативно-технической службы. Полковник КГБ по рангу был выше, чем его армейский коллега, тем более, когда речь заходила о полномочиях. Отличались от армейских офицеров сотрудники спецслужбы и своей формой. Для каждого ранга были введены свои отличительные детали обмундирования. Высший офицерский состав носил кителя цвета морской волны, обрамленные золотым шитьем, офицерский состав имел кителя серо-стального цвета.

Кадры для столь специфического учреждения готовила высшая школа КГБ им. Дзержинского. Основной контингент — это кадровые военнослужащие Советской Армии, флота и пограничной службы.

Качественно отличались обмундирование у рядового и сержантского состава. Войска погранслужбы имели свою, отличную от других парадную униформу. Для солдат, сержантов и офицеров всех рангов были введены новые знаки отличия. Воинские погоны рядового состава имели синий, васильковый цвет. Аналогичного цвета был просвет на офицерских погонах. Форма КГБ постоянно менялась ввиду проведения общевойсковой реформы. От кителей со стоечкой перешли к двубортным и однобортным кителям. Вместо брюк галифе синего цвета были введены брюки тональные с цветом мундира прямой формы.

Особого внимания заслуживают отделы Первого Управления, занимающиеся активными мероприятиями. В эту сферу входило внедрение агента в структуру западных спецслужб, создание подрывных организаций на территории враждебных государств, заброска диверсантов. Большую часть секретных миссий, проработанных этим управлением, выполнял спецподразделение «А», подразделение «Вымпел» или спецназ КГБ, входящий в структуру Седьмого управления. Эти военизированные подразделения Комитета Госбезопасности выполняло самые рискованные и опасные операции за пределами страны, направленные на защиту и освобождение политических лидеров, захват стратегических объектов за рубежом.

Советский спецназ КГБ отличился во время операции по захвату дворца Амина в Республике Афганистан. Принимали участие спецназовцы подразделения «А» в спецоперациях в Баку (январь 1990 года), во время событий в литовской столице в 1991 году и во время августовского путча в Москве в августе 1991 года.

Специальные подразделения, входящие в состав КГБ, имели армейскую структуру и представляли вместе с пограничниками войска КГБ кадровые дивизии, бригады и отдельные отряды.

В заключение

По состоянию на 1991 год штатная численность кадрового состава всех управлений и отделов, военизированных подразделений Комитета госбезопасности составляла 480 тыс. человек. Только пограничные войска насчитывали 220 тыс. человек. Количество оперативных работников всех рангов насчитывалось около 1000 человек.

Из мемуаров последнего председателя КГБ СССР В. В. Бакатина стало известно, что в 1991 году численность сотрудников КГБ составляла около 480 000 человек, включая военизированные подразделения.

Второе и третье управление КГБ СССР занимались контрразведывательной деятельностью, с той разницей, что третье управление полностью контролировало военную сферу, взаимоотношения с зарубежными странами, работу военно-промышленного комплекса. В сфере ответственности и деятельности Четвертого управления находилась работа по борьбе с антисоветскими элементами. Этот отдел еще называли идеологическим департаментом.

Для анализа деятельности многочисленных отделов, подотделов и управлений, имеющихся в структуре Комитета, потребуется гораздо больше времени и места. Если сказать просто, то советская спецслужба контролировала все сферы советского государства, начиная с внешней политики и заканчивая внутренними социально-общественными процессами. Официально КГБ прекратил свое существование в 1991 году, сначала став Межреспубликанской службой безопасности, далее став центральной службой разведки. Высшая школа КГБ в августе 1992 года была переименована в академию ФСБ Российской Федерации.

Сегодня ФСБ Российской Федерации является основополагающим звеном государственной безопасности в современных условиях, продолжая славные традиции воинов плаща и кинжала советской эпохи.

В этом году отмечается 100 летний юбилей со дня организации советской спецслужбы. По этому поводу выпущена памятная медаль «100 лет ВЧК-КГБ-ФСБ», которая подчеркивает преемственность современной отечественной спецслужбы, Федеральной Службы Безопасности с органами безопасности советского периода.

Комитет Государственной Безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР был создан 13 марта 1954 г., путем выделения из МВД управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с МВД и МГБ, предшественниками КГБ – новый орган занимал более низкое положение: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти – Политбюро – он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии – человека, способного отстранить ее от власти ради осуществления собственных политических проектов

Первым Председателем КГБ стал И.А.Серов, а в 1958 г., – А.Н.Шелепин, затем – с 1961 по 1967 гг. – В.Е.Семичастный, а после этого – до 1982 г. – Ю.В.Андропов.

Влияние КГБ, по сравнению со сталинскими временами, сократилось. Однако гарантия безопасности распространялась лишь на высшую номенклатуру – кроме тех случаев, когда кто-то из ее представителей нарушал принятые в этой среде «правила игры».

Оппозиционные настроения в обществе не исчезли, – просто они ушли «вглубь», а власть перестала выявлять их с прежней интенсивностью, так как не видела для себя прямой угрозы. Главным противником режима стали не какие-то подпольные группировки, а песни, стихи, книги, религиозные убеждения, личная честность и порядочность тех или иных лиц. Борьба переместилась в сферу идей, где правящий режим был обречен на конечный проигрыш: «социализм», созданный в СССР, никого не привлекал, а предложить что-либо, помимо избитых коммунистических штампов, он не мог.

Поменялись, и методы «работы» спецслужб. Применялось осуждение по статьям 70 и 190 УК РСФСР: «антисоветская агитация» и «антисоветская пропаганда», чаще всего – на незначительный срок. Также применялось осуждение по фальсифицированным уголовным обвинениям. Широко применялось осуждение за «тунеядство»: диссидента увольняли с работы, и нигде больше не принимали, а затем привлекали к ответственности (безработные в СССР считались преступниками). Практиковался запрет на проживание в столичных городах (ссылка «за 101-й километр»). Обыденным делом было прослушивание телефонов, вскрытие переписки, демонстративное наружное наблюдение.
Новым «изобретением» спецслужб стало заключение наиболее активных диссидентов в психиатрические больницы. Тех, чья деятельность вызывала наибольшее раздражение, а арест был невозможен в силу международного резонанса – высылали за рубеж, либо понуждали к выезду. Вместе с тем, были и списки «невыездных» – тех, кому отказывали в выезде за границу. Характерным явлением этой эпохи стало движение «отказников» – лиц еврейской национальности, которым власти отказывали в праве выезда в Израиль.

Следует отметить, что диссидентское движение в СССР не столько массовым, сколько морально и политически значимым, и оказывало заметное воздействие на общественные настроения той эпохи, а некоторые из диссидентских групп стали в дальнейшем основой для формирования политических партий и общественных движений периода «перестройки», – в особенности, в Литве, Грузии, Украине.

КГБ того периода – до 1978 г. – имел следующую структуру:
– Первое главное управление (ПГУ) (внешняя разведка). Руководители: А.Панюшкин, А.Сахаровский, а с 1974г. – В.А.Крючков. Управление включало:
1. Управление «Р» – оперативное планирование и анализ. Из воспоминаний разведчиков того времени можно сделать вывод, что преимущество отдавалось планированию, – как правило, директивному. Отдельной аналитической службы КГБ так и не создал вплоть до 1991 г.
2. Управление «К» – контрразведка за рубежом (выявление агентуры противника, внедренной в советскую разведку, как легальную (посольства и прочее), так и нелегальную.
3. Управление «С» – нелегальные резидентуры за рубежом.
4. Управление «ОТ» – оперативно-техническое.
5. Управление «И» – компьютерная служба. Появилось только в конце 70-х – на 20 лет позже, чем в США.
6. Управление «Т» – научно-техническая разведка. В основном занималось воровством западных технологий, в первую очередь – военных. Изучения «магистральных» направлений в мировой науке, поиска ноу-хау, могущих быть внедренными в гражданскую промышленность, не велось. А ставка на копирование западных технологий лишала отечественных конструкторов стимулов к творчеству.
7. Управление разведывательной информации (анализ и оценка внешних угроз). К сожалению, в своей работе это управление руководствовалось не столько реальной ситуацией в мире, сколько указаниями ЦК КПСС. В итоге Генсеку и Политбюро докладывали то, что те хотели слышать, что делало неизбежными трагедии, подобные бессмысленной гражданской войне в Анголе.
8. Управление «РТ» – разведопераци на территории СССР. В мировой практике такого больше нет: нигде разведка не имеет права проведения разведывательных операций на собственной территории. На деле такая ситуация означала возможности для противоправных актов: можно было сделать все, что угодно, и скрыть содеянное грифом «совершенно секретно».
9. Служба «А» – активные мероприятия. Это понятие может включать в себя многое: от внедрения в разведку противника, до создания «легендированных» (то есть, поддельных) диссидентских групп, от заброски диверсантов – до похищения людей.
10. Служба «Р» – радиосвязь.
11. Служба «А» восьмого управления КГБ – шифровальные службы. На Западе к такой работе привлекались целые научные институты, а талантливые математики и программисты получали крупные гранты на свои исследования в интересах разведки. В СССР ничего подобного не было: ученым предлагали «труд на благо Родины» за «спасибо».

Интересно посмотреть на «специализацию» ПГУ по регионам мира:
– США и Канада (упор – на военную разведку);
– Латинская Америка (упор – на поддержку левоэкстремистских повстанцев и противодействие китайскому влиянию на них, основная база – Куба);
– Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Африка (бывшие британские колонии) (упор – на Африку: поддержка стран «некапиталистического пути развития»);
– ГДР,ФРГ, Австрия. Характерно, что Германию рассматривали, как единое целое, – значит, искусственность ее разделения осознавали. И еще: нейтральная Австрия пользовалась столь же высоким вниманием разведки, что и член НАТО ФРГ;
– Бенилюкс, Франция, Швейцария, Италия, Испания, Португалия, Югославия, Румыния, Греция, Албания. Интересно, что «социалистическая» Румыния ставилась в один ряд с «вражескими» странами, как и Югославия. Официально в рамках Варшавского Пакта 1955г. было установлено, что страны ОВД не ведут разведывательной деятельности друг против друга. Как видим, на Румынию это не распространялось;
– КНР, Лаос, КНДР, Южная Корея, Вьетнам, Камбоджа. Южную и Северную Корею рассматривали, как единое целое, имея в виду использование их разведвозможностей друг против друга;
– Япония, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины. База – Япония, упор – на поддержку повстанческих движений (Индонезия, Филиппины);
– неарабские страны Ближнего Востока, Иран, Турция, Израиль, Афганистан. Такое объединение было явной ошибкой: слишком уж разные страны КГБ пытался рассматривать «в комплексе». Иран, Турцию, Афганистан, Израиль следовало выделить в отдельные направления. В ЦРУ так и было;
– контакты с социалистическими странами.

Второе Главное Управление (внутренняя безопасность и контрразведка). Руководители (до 1980 г.): П.В.Федотов, О.М.Грибанов, С.Г.Банников, Г.К.Цинев, Г.Ф.Григоренко. Его структура также любопытна:
– 1-й отдел – США;
– 2-й отдел – Великобритания;
– 3-й отдел – ФРГ;
– 4-й отдел – Восток;
– 5-й отдел (его функции нам неизвестны);
– 6-й отдел – эмигрантские организации (такие, как НТС, «Наша страна», и так далее);
– 7-й отдел – борьба с терроризмом. Акцент делался на выявление возможной связи с террористами работников иностранных дипмиссий;
– 8-й отдел – иностранцы в СССР. По этой линии работали и ПГУ КГБ, и ГРУ, и МВД. Все они стремились к контролю над проституцией, спекуляцией импортными вещами, наркотиками, порнографией. Отсюда – коррупция и моральное разложение «органов». Выявлению реальной иностранной агентуры все это мало помогало, зато «опека» КГБ отравляла жизнь обычным интуристам и студентам-иностранцам;
– 9-й отдел – следственный;
– 10-й отдел – охрана дипкорпуса и наружное наблюдение;
– 11-й отдел – розыск и поимка агентов-парашютистов. Примерно с 1962 г., и до самого 1991 г. этот отдел бездействовал: Запад отказался от нелегальной переброски своей агентуры в СССР вообще, а не только по воздуху. Затраты на такие операции не оправдывали себя – провалившийся «засланец» терялся, чаще всего, не успев сделать ничего существенного. Подготовка же таких «засланцев» занимает много лет и стоит большие деньги.

В 1960 г. Второе Главное Управление КГБ было реформировано, по инициативе А.Н.Шелепина. Первые 6 отделов оставались прежними, остальные же изменились так:
– 8-й отдел – антисоветские листовки и анонимки (в связи со значительным ухудшением социально-экономической ситуации в стране эта «проблема» стала к началу 60х достаточно значимой. Проверки чаще всего выявляли, однако, не какие-то подпольные группировки, а отчаявшихся и обозленных людей, писавших свои листовки от руки – за отсутствием свободы слова;
– 9-й отдел – контрразведывательное обеспечение промышленности;
– 10-й – иностранцы, приезжающие по линии науки и культуры, на учебу, агентурная разработка лиц, устанавливающих «преступные связи» с иностранцами;
– 11-й – духовенство и буржуазные националисты. В Литве, Эстонии, Западной Украине, Грузии и Армении это было серьезной проблемой для властей. Так, в Литве католическая церковь де-факто была легальной оппозицией режиму, и имела широкую общественную поддержку, а в Грузии движение в защиту грузинского языка и памятников истории и культуры захватило даже многих партработников;
– 13-й отдел – атомная промышленность;
– транспорт;
– контрабанда и незаконные валютные операции.

Третье Главное Управление КГБ – военная контрразведка. Следует отметить, что во всей структуре КГБ это Управление было наиболее эффективным, и наименее поражено коррупцией, так как занималось нужным делом – защитой военной тайны, технических и научных достижений, имеющих оборонное значение, складов оружия и боеприпасов, ядерных объектов, НИИ и лабораторий военного назначения, военных заводов. «Политики» там было мало, поэтому к работе привлекались настоящие профессионалы. Военная контрразведка действительно выявила немало иностранных агентов, пытавшихся завладеть военными секретами СССР.

Четвертое Управление – до 1960 г., Пятое – с 1967 г. – борьба с антисоветскими элементами. Другое название – «Идеологическое». Наличие такого отдела, специализирующегося на политическом сыске, основанном на некоей идеологической доктрине (в данном случае – марксизм-ленинизм) – характерный признак несвободного государства.

Инициировал его создание в качестве самостоятельного подразделения КГБ Ю.В.Андропов. Считалось, что его задача – «борьба с идеологическими диверсиями противника». Много позже – в 1989 г. – ввели иной термин: «защита конституционного строя». Разница между этими двумя терминами – не только внешняя, но и смысловая. Идеологической диверсией можно было назвать что угодно, тогда как покушением на конституционный строй – ограниченный перечень деяний. С «идеологическим противником» можно было бороться, не выбирая средств, тогда как при защите конституционного строя приходится считаться с Конституцией. Кроме того, борьба с «идеологическими диверсиями» означала приверженность КГБ определенной идеологии, тогда как «защита конституционного строя» означает внеидеологический статус спецслужб: они призваны служить стране, а не лицам и партиям. Следует отметить, что первым подобное изменение функций спецслужб намеревался осуществить Л.П.Берия.

Численность центрального аппарата 5го Управления КГБ была поначалу небольшой: в 1967 г. – около 200 чел, но она быстро росла. Структура Управления была такова:
-1-й отдел – работа по каналам культурного обмена, творческим союзам, НИИ, медицинским и культурным учреждениям. Писатели, поэты, врачи и музыканты, архитекторы и скульпторы – находились в его «ведении».
– 2-й отдел – работа совместно с ПГУ против центров «идеологических диверсий» западных стран, против националистических и шовинистических групп и эмигрантских организаций.
– 3-й отдел – работа по линии студенческого обмена, студентов и преподавателей. Занимался вербовкой «стукачей» в студенческой и преподавательской среде.
– 4-й отдел: «работа» по линии религиозных конфессий, «курировал» церковь, фактически ведал назначениями и перемещениями священнослужителей, закрытием и открытием храмов, и так далее.
– 5-й отдел: розыск авторов анонимных антисоветских листовок, проверка сигналов о фактах терроризма («телефонный терроризм» и тогда был), «предотвращение массовых антиобщественных проявлений». Под этим термином понимались забастовки, митинги, собрания, пикетирования, сбор подписей под различными воззваниями и петициями, – словом, любое несанкционированное коммунистической партией групповое действие политического характера.
– 6-й отдел: планирование и информационная работа, «обобщение и анализ данных о деятельности противника по планированию идеологических диверсий, разработка мероприятий по перспективному планированию и информационной работе».также занимался перлюстрацией корреспонденции.
– 7-й: (образован в 1969 г.): «выявление и проверка лиц, вынашивающих намерения (!)применить взрывчатые вещества и взрывные устройства в антисоветских целях». «Выявленных» ставили на оперативный учет – годами вели на них агентурные дела. А вот когда в 1977 г. группа армянских террористов-националистов произвела теракт в московском метра, КГБ их заранее «выявить» не смог. Еще 7-й отдел проверял «сигналы» об угрозах в адрес высших руководителей страны – вопрос, которым в США, например, занимаются служба безопасности президента и ФБР, а вовсе не разведка. А поскольку людей, желавших «вождям» всего самого «доброго» было множество, легко представить себе объем копившихся в 7м отделе Пятого Управления ненужных бумаг.
– 8-й: (образован в 1973 г.): «выявление и пресечение идеологических диверсий подрывных сионистских центров». За отсутствием реальных «сионистских центров» отдел занимался преследованием за религиозную деятельность, за намерение выехать в Израиль, и даже за попытки отмечать еврейские праздники или изучать иврит. К «подрывным центрам» причислялись такие всемирно известные еврейские благотворительные и культурно-просветительские организации, как «Сохнут», «Джойнт», и прочее.
– 9-й: (образован в 1974 г.): «ведение наиболее важных разработок на лиц, подозреваемых в организованной антисоветской деятельности, (кроме националистов, церковников, сектантов), выявление и пресечение враждебной деятельности лиц, изготовляющих и распространяющих антисоветские материалы, проведение агентурно-оперативных мероприятий по вскрытию на территории СССР антисоветской деятельности зарубежных ревизионистских центров». Занимался «разработкой» «крупных» диссидентов, – таких, как А.Солженицын, В.Буковский, Л.Алексеева. Тех, кто составлял издания, подобные «Хронике текущих событий», либо регулярно передавал информацию иностранным корреспондентам, устраивал пресс-конференции. Что касается «ревизионистских центров», то имеются в виду лица, разделяющие социал-демократические или социалистические, но не отвечающие «линии партии» убеждения. Сюда же относились сторонники «конвергенции» – синтеза капитализма и социализма (Рой и Жорес Медведевы, например).
– 10-й: (образован в 1974г.): проведение контрразведывательных мероприятий против зарубежных антисоветских организаций (кроме украинских и прибалтийских националистов).
– 11-й: (образован в 1977 г.): по проведению «оперативно-чекистских мероприятий по срыву подрывных акций противника и враждебных элементов в период подготовки и проведения Летних Олимпийских игр в Москве. По окончании игр отдел «занялся» «курированием» спортивных организаций.
– 12-й отдел занимался прослушиванием телефонных переговоров населения;
– 14-й отдел – «курировал» телевидение и радиовещание – как в отношении цензурной и редакционной политики, так и в плане «разработки» кадров.

(до 16 мая 1991 года) и высших органов государственной власти и управления СССР информацией, затрагивающей государственную безопасность и оборону страны, социально-экономическое положение в Советском Союзе и вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности советского государства и коммунистической партии .

В систему КГБ СССР входили четырнадцать республиканских комитетов государственной безопасности на территории республик Союза ССР ; местные органы государственной безопасности в автономных республиках, краях, областях, отдельных городах и районах, военных округах, соединениях и частях армии, флота и внутренних войск , на транспорте; пограничные войска; войска правительственной связи; органы военной контрразведки; учебные заведения и научно-исследовательские учреждения; а также так называемые «первые отделы» советских учреждений, организаций и предприятий.

В разные годы КГБ имел разные официальные наименования и статус в системе центральных органов государственного управления:

В настоящее время, помимо основного значения, аббревиатура «КГБ» и производные от неё зачастую используются в разговорной речи для обозначения любых спецслужб СССР , РСФСР , и Российской Федерации .

История

Образование КГБ

Инициатива выделения «оперативно-чекистских управлений и отделов» в самостоятельное ведомство приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову , который 4 февраля 1954 года подал официальную записку с соответствующим предложением в Центральный комитет КПСС . Предложения Круглова были обсуждены на заседании Президиума ЦК КПСС 8 февраля 1954 года и полностью одобрены, за исключением того, что из предложенного министром названия - «Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР» - было убрано «по делам». Месяц спустя, от 13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР . В состав нового комитета вошли выделенные из Министерства внутренних дел СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. Председателем комитета был назначен бывший первый заместитель министра внутренних дел СССР, генерал-полковник И. А. Серов .

Примечательно, что КГБ был образован не в качестве центрального органа государственного управления, каковым являлись его предшественники - МГБ и МВД СССР - а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР . По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии . Тем не менее, председатели КГБ назначались на должность не приказами председателя Совета Министров СССР , как это было принято для руководителей ведомств при правительстве страны, а Указами Президиума Верховного Совета СССР , как это делалось для министров и председателей государственных комитетов .

1950-е годы

Практически сразу же после своего образования, КГБ подвергся крупной структурной реорганизации и сокращению численности сотрудников в связи с начавшимся после смерти И.В. Сталина процессом десталинизации общества и государства. Из рассекреченных документов Государственного архива Российской Федерации стало известно, что в 1950-е годы численность личного состава КГБ была сокращена более чем на 50 процентов по сравнению с 1954 годом. Было упразднено более 3,5 тысяч городских и районных аппаратов, объединены некоторые оперативные и следственные подразделения, ликвидированы и объединены в единые следственные аппараты следственные отделы и отделения в оперативных подразделениях. Значительно была упрощена структура особых отделов и органов КГБ на транспорте. В 1955 году было дополнительно сокращено более 7,5 тысяч сотрудников, в то время как около 8 тысяч офицеров КГБ были переведены на положение гражданских служащих.

КГБ продолжил практику своих предшественников - Бюро № 1 МГБ СССР по диверсионной работе за рубежом под руководством П. А. Судоплатова и Бюро № 2 по выполнению спецзаданий на территории СССР под руководством В. А. Дроздова - в области проведения так называемых «активных действий », под которыми подразумевались акты индивидуального террора на территории страны и за границей в отношении лиц, которые квалифицировались партийными органами и советскими спецслужбами как «наиболее активные и злобные враги Советского Союза из числа деятелей капиталистических стран, особо опасных иностранных разведчиков, руководителей антисоветских эмигрантских организаций и изменников Родины» . Проведение подобных операций было возложено на Первое главное управление КГБ . Так, в октябре 1959 года агентом КГБ Богданом Сташинским был убит в Мюнхене лидер украинских националистов Степан Бандера . Такая же участь постигла другого лидера ОУН - Л. Ребета.

1960-е годы

В декабре 1961 года по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева , А. Н. Шелепин был переведен на партийную работу в должности секретаря ЦК КПСС . Руководство КГБ принял В. Е. Семичастный , бывший коллега Шелепина по работе в ЦК ВЛКСМ . Семичастный продолжил политику его предщественика по структурной реорганизации КГБ. В главное управление внутренней безопасности и контрразведки (2-е главное управление) были влиты 4-е, 5-е и 6-е управления КГБ. Под крыло 7-го управления, занимавшегося охраной дипломатического корпуса и наружным наблюдением, перешли соответствующие функциональные подразделения 2-го главного управления. 3-е главное управление было понижено до статуса управления. Соответствующие структурные изменения произошли и в органах КГБ союзных и автономных республик, в краях и областях. В 1967 году аппараты уполномоченных в городах и районах были реорганизованы в городские и районные отделы и отделения КГБ-УКГБ-ОКГБ В результате сокращения многочисленных структурных звеньев, аппарат Комитета государственной безопасности стал более оперативным , в то время как создание в 1967 году по инициативе нового председателя КГБ Ю. В. Андропова пятого управления для борьбы с диссидентами сделало КГБ более подготовленным для борьбы с противниками советского строя в последующие два десятилетия.

1970-1980-е годы

Борьба с инакомыслящими в СССР

Существенное влияние на деятельность КГБ в 1970-80-е годы оказывали происходящие в стране социально-экономические процессы периода «развитого социализма» и изменения во внешней политике СССР. В этот период КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями внутри страны и за рубежом. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием и диссидентским движением; однако действия физической расправы, депортаций и заключений под стражу стали более утонченными и замаскированными. Усилилось применение средств психологического давления на инакомыслящих , включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, депортация из СССР, принудительное заключение в психиатрические клиники , политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Практиковался запрет на проживание политически неблагонадежных граждан в столичных городах страны - так называемая «ссылка за 101-й километр ». Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции - деятели литературы, искусства и науки - которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

Показательна деятельность КГБ в преследовании советского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицина . В конце 1960-х - начале 1970-х годов в КГБ было создано специальное подразделение - 9-й отдел Пятого управления КГБ - занимавшееся исключительно оперативной разработкой писателя-диссидента . В августе 1971 года КГБ предпринял попытку физического устранения Солженицына - во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол неизвестного ядовитого вещества; писатель выжил, но после этого долго и тяжело болел . Летом 1973 года сотрудники КГБ задержали одну из помощниц писателя Е. Воронянскую и в ходе допроса вынудили её выдать местонахождение одного экземпляра рукописи произведения Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ ». Вернувшись домой, женщина повесилась. Узнав о случившемся, Солженицын распорядился начать публикацию «Архипелага» на Западе. В советской печати была развёрнута мощная пропагандистская кампания, обвинявшая писателя в клевете на советский государственный и общественный строй. Попытки КГБ через бывшую жену Солженицына уговорить писателя отказаться от публикации «Архипелага» за границей в обмен на обещание помощи в официальном опубликовании в СССР его повести «Раковый корпус » не увенчались успехом и первый том произведения был опубликован в Париже в декабре 1973 года. В январе 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине , лишён советского гражданства и выдворен за пределы СССР. Инициатором депортации писателя был Андропов, чье мнение стало решающим при выборе меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына на заседании Политбюро ЦК КПСС . После высылки писателя из страны, КГБ и лично Андропов продолжили кампанию дискредитации Солженицина и, как выразился Андропов, «разоблачения активного использования реакционными кругами Запада подобных отщепенцев в идеологической диверсии против стран социалистического содружества» .

Объектом многолетней травли КГБ являлись видные деятели науки. К примеру, советский ученый-физик, трижды Герой Социалистического Труда , диссидент и правозащитник , лауреат Нобелевской премии мира А. Д. Сахаров находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе. В 1980 году по обвинению в антисоветской деятельности Сахаров был арестован и без суда отправлен в ссылку в город Горький , где он провел 7 лет под домашним арестом под контролем сотрудников КГБ. В 1978 году КГБ предпринял попытку, по обвинению в антисоветской деятельности, возбудить уголовное дело против советского философа, социолога и писателя А. А. Зиновьева с целью его отправки на принудительное лечение в психиатрическую больницу, однако «с учетом развязанной на Западе кампании вокруг психиатрии в СССР» эта мера пресечения была сочтена нецелесообразной. В качестве альтернативы, в докладной записке в ЦК КПСС руководство КГБ рекомендовало разрешить Зиновьеву и его семье выезд за рубеж и закрыть ему въезд в СССР.

Для контроля выполнения СССР Хельсинкских соглашений о соблюдении прав человека, в 1976 году группой советских диссидентов была сформирована Московская Хельсинкская группа (МХГ), первым руководителем которой стал советский физик, член-корреспондент АН Армянской ССР Ю. Ф. Орлов . С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Ф. Орлова , А. Гинзбурга , А. Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. По делу Щаранского КГБ получил санкцию ЦК КПСС на подготовку и публикацию ряда пропагандистских статей, а также написание и передачу президенту США Дж. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Под давлением КГБ в 1976-1977 годах были вынуждены эмигрировать члены МХГ Л. Алексеева , П. Григоренко и В. Рубин . В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки (в общей сложности - 60 лет лагерей и 40 лет ссылки) восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году , в разгар горбачёвской перестройки .

Борьба с сионизмом

Подробное рассмотрение темы: Антисемитизм в СССР , Преследование сионистской деятельности в СССР , и Репатриация евреев из СССР

Летом 1970 года группой советских отказников была предпринята попытка захвата пассажирского самолета с целью эмиграции из СССР. Силами КГБ участники акции были арестованы и преданы суду по обвинению в измене Родине (попытке побега с незаконным пересечением государственной границы), попытке хищения в особо крупных размерах (угон самолёта) и антисоветской агитации.

Регулярно с разрешения ЦК КПСС органами госбезопасности принимались меры по конфискации корреспонденции, посылок и материальной помощи, направляемых из-за рубежа лицам или организациям, которые квалифицировались КГБ как «враждебные». К примеру, ежегодно КГБ занимался конфискацией посылок с мацой , направляемых еврейскими общинами из-за границы советским евреям к празднику еврейской пасхи.

По инициативе Отдела пропаганды ЦК КПСС и КГБ СССР в 1983 году в СССР был создан Антисионистский комитет советской общественности , который под руководством секретариата ЦК КПСС и органов госбезопасности занимался пропагандистской и издательской деятельностью.

«Идеологические операции» КГБ

Особое место в арсенале средств борьбы КГБ с враждебной советскому строю идеологией и её носителями занимали подготовка и формирование общественного мнения посредством печати, кино, театра, телевидения и радио. В 1978 году была учреждена специальная премия КГБ СССР в области литературы и искусства , которой награждались писатели и актеры, чьи работы реализовали идеологические замыслы руководства органов госбезопасности или освещали деятельность сотрудников комитета в соответствии с официальной точкой зрения руководства КГБ и ЦК КПСС . Благодаря этой политике появились такие фильмы как Семнадцать мгновений весны , Вариант «Омега» , Щит и меч .

По мнению некоторых исследователей, КГБ осуществлял вербовку отдельных деятелей культуры, литературы и науки в СССР и за рубежом для проведения целенаправленных акций, называемых «идеологическими операциями» . Так эти исследователи предполагают, что в 1970-х годах органами госбезопасности был завербован советский историк -американист, доктор исторических наук Н. Н. Яковлев для написания по заказу КГБ ряда книг - в частности, «1 августа 1914 года» и «ЦРУ против СССР » - претендовавших на серьезные научные исследования в области истории на основе материалов, предоставленных писателю начальником 5-го управления КГБ генералом Ф. Д. Бобковым . Многие из этих материлов являлись фабрикацией . В изданных миллионными тиражами книгах Яковлева излагалась позиция идеологических и карательных учреждений СССР, в негативном свете представлялись американская разведка и советские диссиденты , которые изображались «отщепенцами», «врагами народа», «двуличными, безнравственными типами, действующими по указанию западных спецслужб». Так, писатель А. И. Солженицын представлялся как «верный слуга ЦРУ» и «идеолог фашизма», правозащитник В. К. Буковский - «матёрый преступник» и т. п. Аналогичная литература в соавторстве с 5-м управлением КГБ выпускалась авторами Н. Решетовской , Н. Виткевич. Т.Ржезач .

Cфера проведения «идеологических операций» КГБ не ограничивалась пределами Советского Союза. Во второй половине 1970-х годов КГБ совместно с кубинской спецслужбой ДГИ была проведена многолетняя операция «Тукан» , направленная на дискредитацию правительства Аугусто Пиночета в Чили . В ходе операции в западных средствах массовой информации (в частности, в американской газете New York Times) были опубликованы десятки статей, негативно освещающих преследование политических противников режимом Пиночета и обеляющих ситуацию с соблюдением прав человека на Кубе . В публикациях использовались документы, предоставленные КГБ . В Индии , где резидентура КГБ была крупнейшей за пределами СССР в 1970-80-е годы, советские спецслужбы «подкармливали» десять газет и одно информационное агентство. Резидент КГБ в Индии Л. В. Шебаршин , впоследствии ставший главой Первого главного управления КГБ , в своих воспоминаниях писал: «Рука ЦРУ ощущалась и в публикациях некоторых индийских газет. Мы, разумеется, платили той же монетой.» На поддержку партии Индиры Ганди и антиамериканскую пропаганду в Индии комитетом было потрачено свыше десяти миллионов американских долларов. Чтобы убедить индийское правительство в происках США , КГБ фабриковал фальшивки под видом документов ЦРУ . Согласно отчетам советской резидентуры в Индии, в 1972 году для публикации в индийской печати из средств КГБ было профинансировано около четырёх тысяч угодных советским органам госбезопасности статей; в 1975-м эта цифра выросла до пяти тысяч.

Развивающиеся страны

В условиях усиления политического, военного и идеологического противостояния сверхдержав в 1970-80-е годы , КГБ предпринимал активные усилия по расширению сферы влияния Советского Союза в странах «третьего мира» - в Латинской Америке, Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Европа и Северная Америка

В 1978 году болгарскими спецслужбами был убит в Лондоне болгарский писатель и диссидент Георгий Марков . Физическое устранение болгарского диссидента было осуществлено с помощью укола зонтиком, на котором находились крошечные гранулы рицина - яда, изготовленного в 12-й лаборатории КГБ и предоставленного болгарским коллегам для проведения операции .

Официальной датой упразднения Комитета государственной безопасности СССР считается 3 декабря 1991 года - дата подписания Президентом СССР М. С. Горбачёвым Закона СССР № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности», на основании которого ликвидация КГБ как органа государственного управления была узаконена. При этом республиканские и местные органы безопасности, входившие в систему КГБ СССР, перешли в исключительную юрисдикцию суверенных республик в составе СССР.

Правовая основа деятельности и подчиненность

В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением - по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии - Центрального комитета КПСС и его Политбюро . Последнее было закреплено в , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооруженной силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жесткий контроль над обществом».

В отличие от своего центрального органа, которому было предписано регулярно отчитываться о своей деятельности перед ЦК КПСС и Правительством СССР, республиканские и местные органы государственной безопасности не были подотчетны никому, кроме самого КГБ и соответствующих партийных органов на местах.

Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций (в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.), Комитет государственной безопасности СССР имел право под надзором органов прокуратуры вести следствие по делам о государственных преступлениях , однако мог без санкции прокурора производить обыски, задержания и аресты лиц, изобличенных или подозреваемых в деятельности, направленной против советского строя и коммунистической партии .

Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. 16 мая 1991 года был принят Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР», согласно которому контроль за деятельностью КГБ СССР стал осуществляться высшим законодательным органом страны, главой государства и советским правительством , в то время как республиканские органы государственной безопасности республик стали подотчетны высшим органам государственной власти и управления соответствующих республик, а также самому КГБ СССР.

«Правовую основу деятельности органов государственной безопасности составляют Конституция СССР, конституции республик, настоящий Закон и другие законодательные акты Союза ССР и республик, акты Президента СССР, постановления и распоряжения Кабинета Министров СССР и правительств республик, а также издаваемые в соответствии с ними акты Комитета государственной безопасности СССР и органов государственной безопасности республик.
Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.»

Ст. 7, п. 16 закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»

Вместе с тем, за органами госбезопасности были сохранены полицейские функции - им было разрешено проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых было отнесено законом к ведению органов государственной безопасности; осуществлять без санкции прокурора контроль почтовых отправлений и прослушивание телефонных переговоров; осуществлять без санкции прокурора аресты и содержать под стражей лиц, задержанных органами госбезопасности по подозрению в совершении преступлений.

Постановлением Верховного Совета СССР от 16 мая 1991 года № 2160-1 "О введении в действие Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР» была также предусмотрена разработка и утверждение до 1 января 1992 года нового положения о Комитете государственной безопасности СССР взамен положения 1959 года. Однако новый документ утвержден не был - 3 декабря 1991 года КГБ СССР был упразднен.

Взаимоотношения КГБ и КПСС

Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделен правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР - вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления - фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро . С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года - за полгода до упразднения - КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства. Отдельные аспекты деятельности КГБ - в частности, подчиненность партии, борьба с инакомыслием , освобождение от следования отдельным нормам уголовно-процессуального права - наделяли профильные подразделения КГБ характерными признаками тайной полиции .

Партийный контроль

  • определяли статус органов госбезопасности и осуществляли регулирование их деятельности;
  • определяли основные задачи органов госбезопасности и конкретные направления их деятельности;
  • устанавливали общую структуру органов госбезопасности;
  • формулировали цели, определяли субъектов и предписывали методы борьбы с ними, исходя из текущей политической ситуации, что влекло за собой «широкомасштабные репрессивные мероприятия»;
  • утверждали организационную структуру и штаты органов госбезопасности, контролируя структурные преобразования и изменения штатной численности на всех уровнях - от главных управлений центрального аппарата до районных отделов КГБ;
  • утверждали или одобряли основные внутренние нормативные акты органов госбезопасности - приказы, решения коллегии, положения и инструкции;
  • формировали руководящий состав органов госбезопасности, в частности, утверждение председателя КГБ и его заместителей , а также руководящих работников органов госбезопасности, входящих в номенклатуру ЦК КПСС или местных партийных органов;
  • определяли кадровую политику органов безопасности;
  • получали отчеты о деятельности органов госбезопасности в целом и по отдельным его структурам и направлениям деятельности, при этом отчетность носила обязательный и периодический характер (за месяц, год, пятилетку);
  • контролировали конкретные мероприятия или комплексы мероприятий органов госбезопасности и санкционировали наиболее важные из них по широкому диапазону вопросов.

Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств.

В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности.

В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии (в том числе во время их нахождения на отдыхе), обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий (съездов, пленумов, совещаний), обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел, являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. В частности, на КГБ было возложено обеспечение безопасности и обслуживания членов Политбюро, кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК КПСС, а также, в соответствии с решениями ЦК КПСС, государственных и политических деятелей зарубежных стран во время их пребывания в СССР. К примеру, КГБ осуществлял охрану и обслуживание постоянно проживавшего в Москве Б. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана .

Кадровая интеграция

Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ - так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов - проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами - инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ. Но не редкостью было и обратное - выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Так, например, бывший председатель КГБ Азербайджана Г. А. Алиев стал первым секретарем ЦК КП Азербайджана, в Латвии руководитель республиканского КГБ Б. К. Пуго стал руководителем республиканской коммунистической партии, не говоря уже о самом председателе КГБ СССР Ю.В. Андропове, ставшем в 1982 году секретарем, а затем и Генеральным секретарем ЦК КПСС . Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно. К примеру, в апреле 1968 года референт отдела ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран П. П. Лаптев был направлен на работу в КГБ, где сразу же получил звание полковника. Возглавляя в -1979 годы секретариат КГБ, Лаптев дослужился до звания генерала. В 1979 году опять перешел на работу в ЦК КПСС, став помощником члена Политбюро ЦК Андропова. С по 1984 годы он был помощником секретаря, затем - Генерального секретаря ЦК КПСС, а в опять вернулся на работу в КГБ. В июне Лаптев назначен первым заместителем, а в мае 1991 года - заведующим Общим отделом ЦК КПСС.

Руководящие работники органов госбезопасности входили в номенклатуру ЦК КПСС и местных партийных органов и их назначение и перемещение с одной должности на другую производилось по решению соответствующего партийного органа. Так, кандидатура председателя КГБ сначала проходила утверждение в ЦК КПСС и только после этого председатель назначался на должность Президиумом Верховного Совета СССР, в то время как назначение заместителей председателя осуществлялось Советом Министров Союза ССР только после утверждения кандидатуры в ЦК КПСС.

Бытовало и совмещение постов в партии и в КГБ: председатели КГБ СССР Андропов, Чебриков , Крючков являлись в разное время членам Политбюро ЦК КПСС . Руководители территориальных органов КГБ, как правило, являлись членами, или кандидатами в члены, бюро соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК компартий республик. То же практиковалось и на уровне горкомов и райкомов, в бюро которых также почти обязательно включались представители органов госбезопасности. В административных отделах партийных комитетов действовали подразделения, курирующие органы госбезопасности. Зачастую эти подразделения комплектовались кадровыми работниками КГБ, которые во время их работы в партийном аппарате продолжали числиться на службе в КГБ, находясь в так называемом «действующем резерве». К примеру, в 1989 году сектор проблем госбезопасности Государственно-правового отдела ЦК КПСС (преобразованный в 1988 году из сектора органов госбезопасности Отдела административных органов и просуществовавший под новым наименованием до августа 1991 года) возглавлял председатель КГБ Азербайджана генерал-майор И. И. Гореловский. Находившийся на партийной работе Гореловский был тем не менее представлен руководством КГБ к очередному званию генерал-лейтенанта летом 1990 года.

Информационный обмен

Для руководства коммунистической партии Советского Союза органы госбезопасности были основным источником информации, позволявшей контролировать структуры государственного управления и манипулировать общественным мнением, в то время как руководители и рядовые сотрудники органов государственной безопасности видели в лице КПСС, по крайней мере до конца 1980-х годов, «краеугольный камень» советского строя и его направляющую и руководящую силу .

Помимо так называемых «постановочных» вопросов, требующих решения или согласия ЦК КПСС, из органов госбезопасности в партийные органы шла регулярная информация как обзорного, так и конкретного характера. Сводки по оперативной обстановке в стране, сводки о состоянии на границе и в приграничных зонах СССР, политические сводки, сводки о международном положении, обзоры зарубежной прессы, теле и радиовещания, сводки отзывов населения о тех или иных событиях или мероприятиях коммунистической партии и советского правительства и прочая информация поступала в партийные органы с различной периодичностью и, в разные периоды деятельности КГБ, в разном ассортименте в зависимости от текущих потребностей партийного аппарата и его руководства. Помимо сводок, в ЦК и местные парторганы поступала информация, касающаяся конкретных событий и людей. Эта информация могла быть рутинной, предназначенной для сведения, либо срочной, требующей безотлагательных решений со стороны партийных руководителей. Показательно, что органы госбезопасности направляли в ЦК как обработанную, так и необработанную, добытую оперативным путем иллюстративную информацию - материалы перлюстрации , негласных выемок документов, прослушивания помещений и телефонных разговоров, агентурные донесения. К примеру, в 1957 году от КГБ в ЦК КПСС поступали докладные записки на академика Л. Д. Ландау , включающие материалы прослушивания и донесения агентов; в 1987 году - записи беседы академика А. Д. Сахарова с американскими учеными Д. Стоуном и Ф. фон Хиппелем. В этом отношении КГБ являлся продолжателем практики предшествующих ему органов госбезопасности: в государственных архивах сохранились записи домашних разговоров генералов Гордова и Рыбальченко, направленных Сталину советскими спецслужбами в 1947 году. На проятжении своей деятельности КГБ продолжал пользоваться специальные информационными подразделениями, созданными ещё в первый период работы ОГПУ и чья деятельность продолжала регулироваться положениями, утвержденными Ф. Э. Дзержинским.

ЦК КПСС постоянно контролировал информационную работу в органах госбезопасности и требовал точности и объективности направляемых в партийные органы материалов, о чём свидетельствуют многочисленные постановления ЦК КПСС и приказы КГБ .

Военно-политические органы в войсках КГБ

Руководящие органы

Председатель КГБ

Деятельностью Комитета государственной безопасности руководил его председатель.

Поскольку КГБ был изначально наделен правами министерства, назначение его председателя осуществлялось не правительством, а Президиумом Верховного Совета СССР по представлению председателя Совет Министров СССР . Такой же порядок назначения руководителя КГБ сохранился после того, как КГБ приобрел статус государственного комитета в июле 1978 года . Вместе с тем, ни Верховный Совет, ни правительство СССР, в рамках которого действовал Комитет государственной безопасности, не имели реальной возможности влиять на кадровые вопросы КГБ. Перед назначением председателя КГБ, его кандидатура проходила обязательное утверждение в Центральном Комитете КПСС , под непосредственным контролем которого находился Комитет государственной безопасности. Все председатели КГБ (за исключением В. В. Федорчука , который занимал эту должность около семи месяцев) в силу своего членства в ЦК КПСС относились к номенклатуре высшего органа коммунистической партии и их назначение, перемещение с одной должности на другую или смещение с должности могло быть произведено только по решению ЦК КПСС. Такой же порядок применялся к заместителям председателя КГБ, которые могли быть назначены и отстранены от должности Советом Министров СССР только при условии получения разрешения ЦК КПССС.

  • Серов, Иван Александрович (1954-1958)
  • Шелепин, Александр Николаевич (1958-1961)
  • Семичастный, Владимир Ефимович (1961-1967)
  • Андропов, Юрий Владимирович (1967-1982)
  • Чебриков, Виктор Михайлович (1982-1988)
  • Крючков, Владимир Александрович (1988-1991)

Структурные подразделения КГБ

Главные управления
Наименование Руководители Примечания
Первое главное управление
  • Внешняя разведка
    • Управление «К» - контрразведка
    • Управление «С» - нелегалы
    • Управление «Т» - научно-техническая разведка
    • Управление «РТ» - операции на территории СССР
    • Управление «ОТ» - оперативно-техническое
    • Управление «И» - компьютерная служба
    • Управление разведывательной информации (анализ и оценка)
    • Служба «А» - тайные операции, дезинформация (т. н. «активные мероприятия»)
    • Служба «Р» - радиосвязь
    • Служба электронной разведки - радиоперехват
Второе главное управление
  • Внутренняя безопасность и контрразведка
Восьмое главное управление
  • Шифрование/дешифрование и правительственная связь
Главное управление пограничных войск (ГУПВ)
  • Охрана государственной границы (1954-1991)
Управления
Наименование Область деятельности / Подразделения Руководители Примечания
Третье управление
(Особый отдел)
  • Военная контрразведка (1960-1982)
Устинов, Иван Лаврентьевич (1970-1974) Главное управление в 1954-1960 и 1982-1991
Четвёртое управление
  • Борьба с антисоветскими элементами (1954-1960)
  • Безопасность на транспорте (1981-1991)
Пятое управление
(«Пятка»)
  • Экономическая безопасность (1954-1960)
  • Борьба с идеологическими диверсиями, антисоветскими и религиозно-сектантскими элементами (1967 - 29 августа 1989)
Шестое управление
  • Безопасность на транспорте (1954-1960)
  • Экономическая контрразведка и промышленная безопасность (1982-1991)
Щербак, Фёдор Алексеевич (1982-1989)
Седьмое управление
(«Наружка»)
  • Оперативно-поисковая работа
  • Наружное наблюдение
Девятое управление
  • Охрана руководителей коммунистической партии и правительства СССР (1954-1990)
Захаров, Николай Степанович (1958-1961)
Десятое управление
  • Управление коменданта Московского Кремля (1954-1959)
Четырнадцатое управление
  • Медицина/здравоохранение
Пятнадцатое главное управление
  • ? (1969-1974)
  • Охрана объектов специального назначения (Д-6 и проч.) (1974-1991)
Шестнадцатое управление
  • Электронная разведка, радиоперехват и дерасшифровка (1973-1991)
Управление «З»
  • Защита конституционного строя (29 августа 1989 - август 1991)
Преемник Пятого управления КГБ СССР .
Управление «СЧ» И. П. Коленчук
Оперативно-техническое управление (ОТУ)
Управление строительства военных объектов
Управление кадров
Хозяйственное управление (ХОЗУ)
Отделы и службы
Наименование Область деятельности / Подразделения Руководители Примечания
Следственный отдел
Отдел правительственной связи (ОПС)
Шестой отдел

В 1917 г. , Совет Народных Комиссаров постановил создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) в задачи которой ставилась борьба с саботажем и контрреволюцией в Советской России. Первым председателем комиссии стал Ф.Э. Дзержинский, которой возглавлял ВЧК с момента основания (20 декабря 1917 г.) до 6 февраля 1922 г.. В 1918 заместитель председателя ВЧК Я.Х. Петерс в период с июля по август, временно выполнял обязанности председателя.

6 февраля 1922 г. , ВЦИК постановил упразднить ВЧК и вместо него при НКВД РСФСР создать Государственное политическое управление (ГПУ).

2 ноября 1923 г. , при СНК СССР согласно приказу президиума ЦИК СССР было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). ГПУ и ОГПУ возглавлял до конца своей жизни (20 июля 1926 г.) Ф.Э. Дзержинский. Пришедший ему на смену В. Р. Менжинский был председателем ОГПУ вплоть до 1934 г.

10 июля 1934 г. , ЦИК СССР постановил включить органы государственной безопасности в состав Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. В 1934 г. умер Менжинский и работой НКВД до 1936 г. руководил Г.Г. Ягода. Ему на смену пришел Н. И. Ежов, возглавлявший комитет в течение 2х лет до 1938 г. В 1938 г. главной комитета стал Л.П. Берия.

3 февраля 1941 г. , НКВД СССР был разделен на два независимых органа: Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР и НКВД СССР. Берия остался руководителем НКВД. А наркомом государственной безопасности стал В.Н. Меркулов. Однако уже в июле 1941 г. НКГБ и НКВД вновь объединились в единую структуру – НКВД СССР, а в апреле 1943 г. НКВД СССР преобразовали в Наркомат государственной безопасности СССР, который возглавил В.Н. Меркулов.

15 марта 1946 г. , на базе НКГБ было образовано Министерство государственной безопасности, которое до 1951 г. возглавлял министр государственной безопасности В.С. Абакумов. В 1951 г. министерство перешло под контроль С.Д. Игнатьева, до тех пор, пока не было в 1953 г. объединено с Министерством внутренних дел. Главой нового МВД СССР стал С.Н. Круглов.

13 марта 1954 г. , при совете Министров СССР был образован Комитет государственной безопасности (КГБ), руководителем которого назначили И.А. Серова. Руководство комитетом в 1958 г. перешло А.Н. Шелелину, в 1961 г. - В.Е. Семичастному, в 1967 Ю.В. Андропову, в 1982 г, в период с мая по декабрь председателем стал В.В. Федорчук, в конце 1982 г. - В.М. Чебриков, с 1988 до середины 1991 г. руководителем КГБ был В.А. Крючков, В.В. Бакатин – последний, кто возглавил комитет в августе-ноябре 1991 г.

3 декабря 1991 г. , КГБ на основании подписанного Президентом СССР М.С. Горбачевым Законом "О реорганизации органов государственной безопасности" был упразднен, а на его базе образованы Центральная служба разведки СССР (теперь - Служба внешней разведки РФ) и Межреспубликанская служба безопасности (МСБ). Работа МСБ регламентировалась подписанным ранее, 28 ноября указом Президентом СССР "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности". С ноября по декабрь 1991 г. МСБ возглавлял КГБ В.В. Бакатин.6 мая 1991 г. глава КГБ СССР В.А. Крючков и Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписали документ об образовании, согласно решению Съезда народных депутатов, Комитета государственной безопасности РСФСР со статусом союзно-республиканского комитета. Главой которого назначили В.В. Иваненко.

26 ноября 1991 г. , Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным было подписано постановление о преобразовании КГБ РСФСР в АФБ (Агентство Федеральной безопасности) РСФСР. В.В.Иваненко - руководитель с ноября по декабрь 1991 г.

24 января 1992 г. , АФБ РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности были упразднены согласно Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина, и на их базе было образовано Министерство безопасности Российской Федерации. Министры: В.П. Баранников – январь 1992 г. – июль 1993г.Н.М. Голушко – июль 1993 г. – декабрь 1993 г.

21 декабря 1993 г. , Министерство безопасности было упразднено Президентом РФ Б.Н. Ельциным, а на его базе образована Федеральная служба контрразведки. Руководство: Н.М. Голушко – декабрь 1993 г. – март 1994 г. С.В. Степашин – март 1994 г. – июнь 1995 г.

3 апреля 1995 г. , Приемником ФСК на основании подписанного Президентом закона стала Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Российской Федерации). Руководство: М.И. Барсуков – июль 1995 г. – июнь 1996 г. Н.Д. Ковалев – июль 1996 г. – июль 1998 г. В.В. Путин – июль 1998 г. – август 1999 г. Н.П. Патрушев – август 1999 г. – май 2008 г. А.С. Бортников – с мая 2008 г.

14 августа 1996 г. , ФСБ переименовали с Федеральной службы безопасности Российской Федерации на Федеральной службы безопасности России (ФСБ России) однако уже 9 сентября переименование отменили.

22 мая 1997 г. , указом Президента Российской Федерации была произведена реорганизация ФСБ, в результате которой 22 управления были преобразованы в 5 управлений и 5 департаментов.

11 марта 2003 г. , в ведение ФСБ России по указу Президента В.В. Путина передали Федеральную пограничную службу РФ и Федеральное Агентство Правительственной связи и информации (ФАПСИ).

11 июля 2004 г. , согласно Указу Президента РФ "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" в центральном аппарате проведена крупная реорганизация: департаменты ФСБ были заменены службами, а количество заместителей директора снизилось до 4 (из которых 2 первых) вместо прежних 12.