Меню
Бесплатно
Главная  /  Декор и дизайн  /  5 советов по настройки электронных барабанов. Настройка барабанной установки

5 советов по настройки электронных барабанов. Настройка барабанной установки

1. Тарелки | 2. Напольный том-том | 3. Том-том | 4. Бас-барабан | 5. Малый барабан | 6. Хай-хэт — это стандартный набор барабанной установки.

Для того чтобы ударная установка звучала так как этого хотите вы, то нужно знать её устройство и принцип настройки.

Ударная установка (барабанная установка, англ. drumkit) - набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика

Все барабаны в установке от «бас» до «малого» имеют схожее строение и принципы настройки.

Барабан (вероятно, слово тюркского происхождения) - музыкальный инструмент из семейства ударных

Рассмотрим строение на базе малого барабана

Для изготовления корпуса барабанов могут быть использованы различные виды материалов: металл (сталь, бронза), бамбук, пластик. Подавляющее большинство барабанов сделано из дерева: клён, берёза, дуб, липа, ясень, красное дерево, из цельного куска или склеенной в несколько слоев фанеры. Некоторые производители комбинируют несколько видов дерева для изготовления одного резонатора (корпуса, кадушки), что позволяет получать лучшее соотношение цены/качества. На звук барабана одинакового размера в большей степени влияет плотность древесины и толщина стенок корпуса.
Натяжение пластика(мембраны) осуществляется при помощи болтов натяжения пластика. Болты вворачиваются в лаги и тем самым притягивают обод. Это ключевой момент в настройке барабана (от баса до малого). От силы натяжения зависит высота основного тона (низкий или высокий звук). Пластик по всей окружности должен иметь одинаковое натяжение, иначе звук будет «гулять».

Пластики: Ударный и резонансный. Ударный пластик звучит от удара палкой, а резонансный звучит от удара воздуха, который создаёт ударный пластик внутри корпуса.

Воздух внутри барабана движется от точки удара, и он распространяется во все стороны. И в сторону корпуса и в сторону резонансного пластика. Далее он отражается от пластика и продолжает создавать звук.

Этот процесс может затянуться и в результате мы получим вместо хлёсткого плотного удара сплошное размытое гудение. Гул — это большая проблема при настройке барабанов. Для того чтобы барабаны не гудели производители их корпусе делают отверстие, чтобы корпус барабана не был герметичным (воздух свободно вылетает). Внутрь бас-барабанов кладут подушки. Приглушают пластики (при помощи демпферных колец или армированного скотча).

Для чего нужен резонансный пластик?

Для ответа на этот вопрос нужно разобраться на что влияет размер барабана.

Чем больше диаметр барабана тем ниже основной тон ударного пластика. Диаметры барабанов меряют в дюймах. 1 дюйм = 2.54 сантиметра.


Диаметры барабанов:

Бас-барабан: 16″-26″

Малый барабан: 12″-14″

Том-том: 8″-18″

Примеры звучания

Малый барабан - осмотр, что и как делать::.

  1. Как быть, если барабан во время игры дребезжит? Удалить пластики с обеих сторон, и стукнуть по обечайке рукой или обратной стороной палочки. Если дребезжат крепления винтов, сначала попробуйте их снять, и проверить, не прекратится ли шум, при заполнении внутренности крепления ватой. Еще можно попробовать проложить между корпусом крепления и обечайкой тонкий кусок листовой резины, но здесь нужно следить, чтобы корпус крепления не отодвинулся от обечайки слишком далеко – отверстия в корпусе крепления должны свободно совмещаться с отверстиями в ободе. Если вы подкладываете резину, то подложите ее под все крепления, а не только под проблемные. Если без пластиков ничего не дребезжит, возможно, что один из пластиков уже отработал свое, или был неправильно посажен – все это во время игры может вызывать дребезжание и искажение звука. Решение – либо заменить пластик, либо натянуть посильнее и попробовать пересадить. Также следует проверить, нет ли на барабане незатянутых винтов, и т.д.
  2. Как проверять пружины подструнника? Выложите ненатянутый подструнник на плоскую поверхность. Проверьте, все ли пружины одинаковы, не перерастянуты ли одна-две, и не выгнуты ли в противоположную сторону (такое бывает и с совершенно новыми подструнниками). Если есть сомнения, то лучше пойти и купить новые пружины. Иначе крайне трудно будет управлять "щелчком" и "стрекотом" барабана. Проверьте ту часть подструнника, где пружины соединяются с креплением. Там не должно быть острых выступов, бугорков и т.п. Если неровности есть, иногда помогает опиливание, но следите, чтобы не спилить слишком много, иначе пружины могут оторваться от крепления.
  3. Как определить, не слишком ли стар пластик? Кроме сразу заметных разрывов, следует посмотреть, не износился ли пластик в том месте, где расположены пружины подструнника (иногда там возникают маленькие дырочки, или пластик становится молочно-белого цвета). Посмотрите, не покороблен и не продавлен ли пластик от чрезмерного натяжения.
  4. Как проверять ободы? Положите обод на кухонный стол или другую очень плоскую поверхность (нельзя класть на пластик и на стекло, так как они изначально неровные), и проверьте, ровно ли он лежит. Если обод штампованный, или в три операции вытянутый, попробуйте выпрямить, надавив на него, или замените. Если обод литой или деревянный, то при попытке погнуть вы рискуете сломать его раньше, чем он подастся. В этом случае нужно или смириться, или заменить обод, – третьего не дано. Проверьте точность окружности обода, крест-накрест (+) замерив диаметр обычной линейкой. Если размеры разные, правильность окружности нарушена.

Малый барабан, настройка. Метод 1 [Жирно и Влажно] ::.

Предполагается выбор для ударной стороны любого однослойного пластика из класса заглушенных средней массы, типа EVANS Genera Batter, REMO PowerStroke, Aquarian Studio-X, или любых с текстурированным покрытием. С резонансной стороны ставим Genera Hazy 200 Snare или REMO Diplomat Clear. Наша задача – получить слегка пригашенный звон, сфокусированный звук, очень хороший резонанс, отличную артикуляцию и ответ под палочкой. Чтобы сделать звучание несколько более открытым, биг-бендового типа, поставьте REMO Ambassador Coated, Evans G1 Coated, или Aquarian Satin Texture Coated.

Имейте в виду: над звучанием малого барабана мы работаем со снятым подструнником.

  1. Начните с установки нижнего (или резонансного) пластика. Мы хотим настроить нижний без верхнего на самый нижний чистый тон, точно так же, как было описано выше в разделе "учимся настраивать резонансную сторону – начало", подраздел "настройка и посадка пластиков – все барабаны".
  2. Как только вы настроили пластик на нижнюю резонансную ноту, процедура слегка меняется. Затяните каждый винт на 1/2 - 1 оборот и выровняйте пластик. С такого состояния удобно начинать дальнейшую работу.
  3. С ударной стороны ставьте пластик, как описано в разделе про установку ударного пластика на томы, включая настройку, как описано в разделе "настройка ударной стороны".
  4. Когда вы добились самой нижней резонансной ноты с ударной стороны, слушайте барабан и проверяйте как он чувствуется. Я предлагаю вам настроить ударную сторону относительно высоко – на три-пять нот выше, чем ваш самый высокий том.
  5. Это обеспечит отличный ответ под палочкой и под щеткой. Несмотря на то, что ударная сторона теперь настроена много выше резонансной, в общем тембре будет сложный состав обертонов, который обеспечит низко настроенная резонансная сторона. Общим ощущением резонанса на ноте можно управлять с помощью подструнника (см. ниже).
  6. Если после настройки ударной стороны и установки подструнника барабан звучит слишком низко, то можно чуть-чуть подтянуть резонансную сторону (максимум на 1/4 оборота). Я предлагаю делать это только после установки подструнника. Когда вы добились желаемого резонанса, ответа, и т.д. без подструнника – пришла пора его установить.

Малый барабан, настройка. Метод 2 [Звучание не задушенное, его предпочитают многие студийные музыканты] ::.

Имейте в виду - мы работаем со снятым подструнником.

  1. Замените пластики, точно так же как описано в методе 1.
  2. Настройте ударную сторону на тот же звук, что и резонансную.
  3. Теперь поднимите строй резонансной стороны на три ноты выше, чем строй ударной стороны.
  4. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".

Малый барабан, настройка. Метод 3 [С высоким резонансом, максимально проявляет звучание обечайки] ::.

Имейте в виду: мы работаем со снятым подструнником.

  1. Замените пластики, точно так же, как описано в Методе 1, и установите с ударной стороны однослойный не демпфированный пластик средней массы с текстурированным покрытием. С резонансной поставьте либо Diplomat Clear, либо Evans Hazy 200. Чтобы получить звук потеплее, более сфокусированный, но сохранить резонанс, поставьте Ambassador, Aquarian Classic или Evans Hazy 300.
  2. Настройте ударную/верхнюю сторону так же, как и резонансную/нижнюю.
  3. Теперь чуть поднимите строй резонансной стороны и внимательно слушайте тон зоны, в которой настраиваете. Поднимайте по чуть-чуть и ищите на слух точку набольшего резонанса.
  4. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".

Малый барабан, дополнительные указания по настройке::.

  1. Проходите зоны настройки так же, как на томе, только вместо того, чтобы поднимать строй ударного пластика, поднимайте строй резонансного.
  2. Настраивайте крест-накрест или лучше двумя ключами друг напротив друга. Тонкие резонансные пластики легко вывести из строя если одна из сторон будет натянута сильнее, так что лучше всего ключи поворачивать понемногу.
  3. Как только вы получили оптимальное соотношение настроек сторон, будь то для "жирного" или "попсового" звука, можете сдвигать общий строй барабана выше. Под этим я имею в виду, что разность в настройке пластиков должна составлять 2-3 ноты. Маленькие изменения в соотношении вызывают гашения фаз, за счет чего вы можете мало-помалу подтягивая один из пластиков, как убить обертоны, так и подчеркнуть их. Таким способом можно уйти от необходимости использования заглушенных пластиков.
  4. Если вам нужен жирный влажный звук, то, не обращая внимания на строй ударного пластика, оставьте резонансный на нижней ноте.
  5. Если требуется более артикулированный режущий звук, настройте нижний пластик выше ударного.
  6. Кроме всего прочего, натяжение подструнника управляет тем самым "ударом", который вы можете ощутить у себя в животе. Если пластик натянут чересчур сильно, то подструнник не будет хорошо лежать в вырезах.

Установка подструнника::.

  1. Поместите подструнник на пластик, слегка сместив его в сторону от замка по диаметру барабана.
  2. Подтяните тесьму или тяги, внимательно следя, чтобы они шли под прямым углом к краю обода.
  3. При защелкнутом замке, но с ослабленным натяжным винтом, снова подтяните тесьму или тяги перпендикулярно краю обода, так, чтобы струны были умеренно натянуты.
  4. При защелкнутом замке начинайте натягивать подструнник натяжным винтом, ударяя по пластику. Вы обнаружите точку хорошего звучания, в которой стрекот подструнника и "ощущение" барабана сольются воедино. Если затянуть сильнее, звучание станет более артикулированным. В этот момент самые незначительные изменения настройки дают огромную разницу в звучании. Я имею в виду поворот винта натяжного устройства на 1/16 оборота или еще меньше. Если вас благословили двумя натяжными устройствами с обеих сторон барабана, то завинчивайте оба одинаково, это очень важно!
  5. Экспериментируйте. В какой-то момент вы услышите низы, или у вас внезапно возникнет "ощущение" в животе. Не перетягивайте. Если переусердствовать, то не добавится ничего, разве только звучание заглохнет, да исчезнет ответ под палочкой.
  6. Даже малейшие подстройки будут показывать или давить обертоны.

Пять стадий звучания подструнника::.

От слабого натяжения к сильному:

  1. Дребезжит и звучит немного неряшливо.
  2. Дребезжание уменьшается, звучит несколько суховато. Почти как при перетягивании.
  3. Начинает появляться теплота, появляется замечательный "шлепок" струн.
  4. Становится более артикулированным, теплота исчезает.
  5. Cтадия "мусорного" звучания. Звук очень тугой, задушенный, отсутствует тембр, на расстоянии трех дюймов от обода на пиано ответ незначительный, либо вообще отсутствует. Вы перестарались.

Малый барабан, советы и секреты::.

  1. Стойка влияет на звучание. Когда малый барабан находится на стойке, не зажимайте держатели вокруг обода, это не дает ободу и обечайке свободно вибрировать, мешает проявиться собственному звучанию барабана.
  2. Если барабанщик ударяет сильнее, то щелчок барабана и громкость треска подструнника не увеличиваются, а может измениться высота, так как сильнее проявляется собственное звучание ударного пластика. Поэтому, если не получается поймать в микрофон высокочастотный щелчок, который слышен в помещении, можно переставить микрофон к нижнему пластику.
  3. Если вы ставите два микрофона, сверху и снизу, то вам следует иметь в виду, что с нижним микрофоном могут возникнуть фазовые проблемы, и вам придется подключать его в противофазе. (В идеальном случае пластики движутся вместе – когда ударный пластик удаляется от верхнего микрофона, резонансный приближается к нижнему. Из-за этого вам может понадобиться электрически изменить фазировку нижнего микрофона).

Подструнник – дребезжание, ответные вибрации::.

Ответные вибрации подструнника малого барабана часто создают проблемы. Обычно их вызывает настройка соседних барабанов и бас-гитары. Причина в том, что строй подструнника совпадает или близок частоте ответной вибрации. А перестраивать подструнник теперь, когда вы нашли такой прекрасный звук, вам хочется меньше всего. Но, как и со многими другими музыкальными проблемами, здесь должны быть компромиссы. Проблема может оказаться очень сложной, из-за обертонов подструнника. Но я попытаюсь обобщить рекомендации, которые в качестве решения предлагались другими. Я обнаружил, что первые два совета помогают очень хорошо, но множество народа слишком озабочено этой проблемой. Во многих случаях дребезжание – основной элемент звучания малого барабана, например, при "жирной" настройке и не кажется дребезжанием ни слушателям, ни на записи.

  1. С резонансной стороны десятивинтового барабана распускайте четыре винта по обе стороны подструнника до тех пор, пока пластик не покоробится. Затем подтягивайте винты до того момента, пока коробление не исчезнет. Итак, вы расстроили четыре винта. Теперь скомпенсируйте это подтягиванием остальных шести винтов (по три с каждой стороны).
  2. Найдите мешающие инструменты и перестройте их. Обычно это один из томов, а строй тома для микса не настолько важен. Некоторые говорят, что если том настроен на квинту от малого и на квинту – от другого тома, то проблема может решиться. Но это решение половинчатое, так как звучание малого барабана, независимо от строя, очень богато обертонами и если за счет перестраивания убрать один из обертонов, то это чревато появлением нового.
  3. Совершенно другой способ: положить кусок очень тонкой бумаги или сантехнической ленты между подструнником и нижним пластиком возле места, где подструнник входит в зажим замка. Придется поэкспериментировать с толщиной, но проблема может очень уменьшиться.
  4. Поставить другой пластик. Пластики из телячьей кожи были почти нечувствительны к этой проблеме. Пластики с похожим покрытием (например, REMO Renaissance или FiberSkyn 3) могут уменьшить ее.
  5. Если источник проблем – другой барабан, задрапируйте малый барабан с проблемной стороны полотенцем или куском тяжелой ткани.
  6. Большая часть проблем идет от струн (пружин). Попробуйте воспользоваться витыми (cable) струнами фирм Grover, Pattison или Hinger. Традиционные жильные струны тоже вряд ли задребезжат. Но от их применения звук может стать суше.

Последовательность настройки::.

Вам непременно нужно знать, где находится центр вашей "исполнительской вселенной" и/или какой барабан определяет основную окраску звучания.

  1. Самое низкое, самое жирное звучание: начинайте с самого низкого, самого грозного напольного тома и жирно настройте его, как описано в разделе "результаты. Их значение". Нет смысла начинать настройку с самого высокого барабана, так как, когда вы доберетесь до самого низкого, может оказаться, что последний том невозможно настроить в требуемый интервал. Другими словами, напольный том не сможет звучать настолько низко и интервал выйдет корявый. Так что начинайте снизу и двигайтесь вверх.
  2. Если требуется ударное, "роковое" и т.п. звучание, то оно в основном формируется альтами. Если у вас два или три альта, то начните с первого или со второго и настройте его так, как вам нужно. Он будет центральным ориентиром для всей настройки. При настройке от него все барабаны будут настроены правильно. Старайтесь, чтобы звучало мелодично, проверяйте, играя на них попарно. Если вы настроите барабаны через пять нот, то услышите, что все они зазвучат шире, полнее, а ответные звучания гармонируют. Если отстраивать барабаны друг от друга через три ноты, то звучать будет несколько уже и суше. Такое звучание вам может очень понадобиться при близко расположенных микрофонах. Совет: не настраивайте бочку слишком низко, сохраните тот же самый интервал в пять нот с самым низким томом.
  3. Фанковое звучание полностью зависит от бочки: начните с нее, затем переходите к малому и все отстраивайте вниз от него. Проверяйте звучание игрой рабочих рисунков и заполнений по высоким барабанам.

Интервалы и размеры барабанов::.

  1. Диаметр сильнее влияет на изменение высоты звука, чем высота обечайки.
  2. Высота обечайки равняется резонансу и громкости, она придает барабану его характерное звучание. Площадь обечайки 12"х10" (диаметр x высота) составит 370 кв. дюймов, а 12"х9" – 333 кв. дюйма. Так что, как посмотреть: или площадь (и резонансные возможности) обечайки высотой в 10" на 11% больше, или 9" – на 10% меньше. Звучит 10" обечайка чуть поглубже, но основная разница – в громкости звучания, которую можно получить от данного барабана. Независимо от диаметра, изменение высоты обечайки при одном и том же диаметре на 1 дюйм даст либо прирост площади на 11%, либо уменьшение на 10%. Соответственно, площадь обечайки барабана 12"х8" будет на 20% меньше, чем у 12"х10". Проще говоря, "удар" будет более заметен у барабана 12"х10", чем у барабана 12"х8".
  3. Я считаю, что если у вас есть 12-дюймовый барабан, то не следует объединять его с 13-дюймовым, кроме тех случаев, когда у вас есть и 12, и 14-дюймовый, и вам очень нужен еще один, который был бы по высоте между ними. Точно так же, 11 барабан лучше объединять с 13-дюймовым, а 12-дюймовый использовать как промежуточный. Существует поверие, что барабаны "четных" размеров настраиваются лучше. Я не знаю, откуда оно взялось, я считаю, что их все можно настраивать в соответствии с их возможностями по диаметру и высоте обечайки. Если вы пытаетесь 13-дюймовый барабан заставить звучать как 14-дюймовый, объединяя его с 12- дюймовым, то вы напрашиваетесь на неприятности, за исключением тех случаев, когда вам требуется небольшой интервал.
  4. Более музыкально звучит сочетание барабанов с разницей в один-два размера. (См. раздел "Звуки для настройки"). Например, объединение 13-дюймового или 14-дюймового барабана с 16-дюймовым будет звучать приятнее, чем сочетание 15-дюймового с 16-дюймовым. Это не относится к тем случаям, когда у вас есть и 14-, и 16-дюймовый и вам требуется барабан, промежуточный по высоте звучания.
  5. Ставьте Power Tom"ы на место альтов, если от них зависит характер создаваемого вами звучания.
  6. Если играете на маленьких сценах, если для вас имеет значение размер или просто вам нужно поменьше "мощности", тогда играйте на Fundamentally Accurate Sized Toms ("FAST") – "томы в высшей степени точных размеров".
  7. Маленькие барабаны относительно хорошо настраиваются "низко", а вот барабаны большого диаметра не всегда хорошо настраиваются "высоко".
  8. Я считаю, что барабаны из приведенной группы хорошо сочетаются в любых комбинациях, и всегда есть возможность что-то добавить. Размеры – диаметр х высота обечайки: 8х8, 10х9, 12х10, 14х12, 16х14, 18х16, 20х16, 20х18, 22х16, 22х18, 24х18.

Звуки для настройки::.

Чтобы облегчить понимание, я собираюсь описать все как можно проще. Если вы не знаете, что такое среднее "до" на фортепиано, возьмите любые клавиши (в 61, 76 или 88 нот), и следите по ней (впрочем, вы всегда можете срезать угол и спросить у клавишника). Прямо посередине всегда есть две черные клавиши, с каждой стороны которых находится по три черные клавиши. Из этих двух черных клавиш нажмите левую, потом дайте пальцу соскользнуть влево на белую. Вот это и есть средняя "до"! Теперь поясню, зачем же мы все-таки ее искали. Знаете вы или нет, но ваш 10- или 12-дюймовый барабан обычно настраивается в диапазоне трех-четырех нот в обе стороны от этого среднего "до". Ваша задача – найти ноту вашего самого главного барабана и настроить от него все остальные через интервал в 3 или 5 нот. Почему? Потому что если вы преодолеете все трудности на пути поиска средней "до", то попутно услышите, что с музыкальной точки зрения две соседние ноты вместе звучат отвратительно. Но сыграйте любую комбинацию звуков, отсчитав интервалы в три или пять нот и зазвучит весьма мелодично. Поэтому ваша установка будет звучать приятнее и звук будет "больше" за счет сопутствующих вибраций, которые будут дополнять звучание задействованного в данный момент барабана. Правило это не абсолютное. Но, в общем, следует пробовать барабаны попарно и пытаться сделать звучание мелодичным, так, чтобы оно напоминало созвучия, которые берутся на фортепиано двумя или тремя пальцами. Когда настраиваетесь под разные сцены, все записывайте.

Я должен подчеркнуть, что основная мысль здесь – не пытаться настроить установку на аккорды, которые используются в песнях. Задача в том, чтобы барабаны не конфликтовали между собой. Но, если при записи у вас есть время, попробуйте настроить установку под песню и результат превзойдет все ожидания. Где-то в процессе работы вы найдете набор звуков, который подходит вашей установке и стилю.

Например, я знаю, что мои барабаны лучше всего звучат, когда настроены на такие ноты:

  • 10"х9" альт: Ре-диез
  • 12"х10" альт: Ля-диез
  • 14"х12" напольный том: Фа
  • 16"х14" напольный том: До
  • 22"х16" бочка: ударный пластик – Фа (октавой ниже, чем напольный том), резонансный – Ми
  • Основной малый барабан 14"х6" Yamaha: Соль выше Ре-диез 10"х9" альта, оба пластика одинаково.

Как настраивать, когда вы усвоили основы::.

Операции, описанные в разных разделах, должны научить вас, чего ожидать в процессе настройки. Знать все это применительно к своему барабану, знать состояние краев обечайки и т.п. – самое основное, что требуется для того, чтобы день за днем перестраивать или подтягивать свой барабан.

Строй большинства барабанов сползает. Перемещение из холода в тепло и из тепла в холод вызывает расширение/сжатие, игровая поверхность становится жестче/мягче. Здесь имеет значение здравый смысл.

Окружающая среда имеет значение. Так что, если барабан холодный, не ожидайте ничего особенного и попробуйте воздержаться от настройки, до тех пор, пока температура пластиков, ободов и т.д. не сравняется с температурой окружающего воздуха.

Так как строй барабанов дрейфует вниз, существует необходимость настраивать их обратно. По какой-то неизвестной мне причине барабанщики полагают, что строй изменяется только с ударной стороны. Это не так.

Обратите внимание, что не имеет значения, находится барабан на стойке или нет, он только не должен лежать на полу или на ковре.

  1. Постучите по пластику у каждого винта и подтяните строй только в заниженных областях, до тех пор, пока пластик не будет строить сам с собой. В установке, которая у меня, перевернуть том, чтобы добраться до резонансной стороны, очень легко, и ее настройку нельзя игнорировать. Со временем она будет расстраиваться все ниже и ниже, настроить ее обратно будет все труднее и труднее, а строй ударной стороны совершенно не будет соответствовать строю резонансной. Что бы вы ни делали, не забывайте про нее.
  2. Ударьте по барабану. Если строй верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  3. Очень осторожно подтягивайте каждый пластик, где-то по 1/16 - 1/8 оборота за один проход. Если строй стал верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  4. Ударяя по резонансной стороне палочкой, медленно подтяните один из винтов, (не более чем на один оборот). Если после этого строй пластика восстановится, значит, причина в нем. Вам следует вернуть затянутый винт в исходное состояние и мало-помалу подтягивать все винты, пока не дойдете до нужной высоты. Если затягивание одного винта ничего не дает, значит нужно отпустить винт и повторить операцию с ударной стороны.
  5. Если предыдущие операции ничего не дали, это значит, что что-то случилось с посадкой пластика, сыграла свою роль температура, очень резко изменились внешние условия и вам следует либо прогреть пластик феном по окружности и начать заново или пересадить пластик и настроить с самого начала.

Чтобы просто поднять или опустить строй хорошо звучащего барабана: я обнаружил, что значительно эффективнее подстраивать вверх/вниз резонансный, а не ударный пластик. У такого способа есть одно большое преимущество –чувство ударной поверхности не меняется. Если вы действуете разумно и потихоньку подтягиваете пластик, вы моментально заметите, что вышли за пределы зоны настройки, и тут же можете подправить противоположную сторону.

Как микрофоны могут повлиять на звучание::.

Игра с микрофонами очень сильно отличается от игры без них. Это не руководство по расстановке микрофонов, а просто попытка объяснить один ключевой момент. Когда микрофон стоит близко, то он может создать и обычно создает "эффект приближения". Если рассмотреть характеристики, то можно увидеть обычный для большинства динамических микрофонов применяемых для томов провал в частотной характеристике. Провал можно скомпенсировать с помощью "эффекта приближения". У конденсаторных электретных микрофонов этот эффект обычно сглажен. "Эффект приближения" состоит в том, что когда микрофон находится очень близко от пластика, в низкочастотной части характеристики возникает подъем, который подчеркивает низкий основной тон барабана. Противоположное тоже справедливо – отодвиньте микрофон и низкие частоты "провалятся". При близком расположении микрофона выраженный подъем в низкочастотной области изменяет мертвое звучание двухслойных/заглушенных пластиков или восполняет нехватку низких частот общего звукового поля. Поэтому никогда не покупайте микрофон, ориентируясь только на данные частотных характеристик. Микрофон слышит и подчеркивает то, что человеческое ухо слышать не может. Экспериментируйте, потому что эффект по мере удаления от пластика уменьшается.

Бочка, приемы работы с микрофоном::.

  1. Небольшое перемещение микрофона может очень сильно повлиять на звук. Приближение микрофона к резонансному пластику делает звук менее определенным и более гулким.
  2. Чтобы убрать резонанс и увеличить презенс, придвиньте микрофон к подушке/подкладке.
  3. Если приблизить микрофон к ударному пластику, то проявится атака, теплота звучания исчезнет, но глубокие низкие частоты останутся. Будьте осторожны, не располагайте микрофон слишком близко к пластику, иначе может полететь электроника, или может разрушиться микрофон.
  4. Два пластика без отверстий – 1 микрофон: размещайте его с внешней стороны ударного пластика, но не направляйте вверх. Попробуйте переключить фазу – иногда это помогает получить больше "удара".
  5. Если слишком велика утечка с малого барабана, то, чтобы обрезать нежелательные высокие частоты, попробуйте сделать картонный конус вокруг микрофона, или наклоните его вниз на 35 градусов, нацелив на точку соприкосновения колотушки с пластиком.
  6. Два пластика без отверстий – 2 микрофона: переключение фазы на одном из микрофонов почти обязательно, если используется микрофон, нацеленный на оба пластика. Качество звука находится теперь в руках звукооператора, так как смешивание звука с двух микрофонов аналогично перенастройке барабана.
  7. При записи поставьте большой напольный том перед бочкой, настройте его очень низко и направьте на него большой динамический микрофон, чтобы уловить сопутствующие вибрации и низкочастотный резонанс.

Малый барабан, приемы работы с микрофоном::.

  1. Устранение утечки с хай-хэта: возьмите гиперкардиоидный микрофон. Может быть, придется расположить микрофон сверху или отдельно брать сигнал с хета – это зависит от вашего вкуса.
  2. Чтобы поймать "щелчок " барабана, особенно для "сильно бьющих" барабанщиков, поставьте микрофон снизу и переключите полярность.
  3. Излишек обертонов: не нацеливайте микрофон на прилегающие к ободу два дюйма пластика. Так делают, если обертоны очень нужны или у вас пластики с покрытием типа EVANS Genera Snare Batter, Aquarian Studio-X, или REMO PowerStroke 3.
  4. В общем, избегайте ставить микрофоны слишком близко. Два-три дюйма вверх и два – в сторону, нацелить в центр пластика. При таком расположении микрофон ловит более естественный звук.
  5. Не хватает звучания подструнника: когда микрофон расположен слишком близко к пластику, микрофон слышит не столько "щелчок", сколько звук литавры. Если микрофон стоит слишком близко, то ударять сильнее – значит уменьшать "щелчок". Также можно расположить микрофон прямо над ободом, на дюйм выше, и нацелить в центр пластика. Тогда микрофон не услышит теплоты звучания пластика, а уловит больше резонанса обечайки.
  6. Если у вас нет другого, более ярко звучащего подструнника, поместите, сменив полярность, еще один микрофон на расстоянии трех дюймов снизу и нацельте его прямо на подструнник.

Bob HENRIT

У многих, даже опытных барабанщиков возникают проблемы с настройкой барабанов, и стыдного в этом ничего нет. (Пианисты же не стесняются того, что им приходится время от времени вызывать настройщика. Хотя тоже могли бы, вооружившись ключом, забраться в рояль или пианино. Прим. переводчика.) В Америке, например, существуют целые компании, специализирующиеся на настройке барабанов. Эти компании предоставляют свои услуги студиям, производителям или музыкантам за очень приличные деньги.

Я же могу сказать, что настроить барабаны несложно, но для этого, конечно, требуется время и практика. Я предпочитаю "математический" способ, позволяющий избежать многих ошибок. О нем я расскажу несколько позднее, а сейчас перенесемся в глубину веков... Первый барабан был сделан из пустотелого бревна на один конец которого натягивалась кожа животного. (В настоящее время кожа уже почти не применяется. Мембраны изготовленные из специально разработанных пластмасс и называемые музыкантами просто "пластики" в звучании ничем не уступают натуральной коже. Более того они практически не меняют настройки при изменении температуры воздуха или его влажности. К слову сказать, барабанщики прошлых лет изрядно помучились с кожаными мембранами, постоянно их подстраивая в течении рабочего дня. Кроме того, сдирать кожу с животного для услады слуха! Прим. перев.) Первый барабан представлял из себя типичный "открытый" барабан, то есть барабан имеющий только одну мембрану. Конечно, в настоящее время мы чаще имеем дело с "закрытыми" барабанами, имеющими два пластика. Верхний пластик называют ударным, а нижний - резонансным. Назначение нижнего пластика состоит в том, чтобы создать внутри корпуса барабана сложные множественные отражения и резонансы. В результате вместо плоского, звука "открытого" барабана, барабан с двумя пластиками имеет более полный, завершенный звук. Практически качество звука закрытого барабана зависит от соотношения натяжений ударного и резонансного пластиков. Поэтому, как правило, настройка сводится к поиску соотношения, позволяющего получить звучание, устраивающее именно вас.

С верхним пластиком настроенным ниже резонансного, звук становится более длинным. Если же ударный пластик настроен выше, чем резонансный, звук имеет тенденцию к "уходу" тона вверх. Одинаковая по высоте настройка обоих пластиков дает чистый, ровный звук без "ухода" тона.

По существу имеются два основных вида настройки барабанов: EVEN (равномерная) и ODD (неравномерная, разрозненная). Мы будем иметь дело сначала с "even" так как эта настройка более подходит для закрытых барабанов и, кроме того, является основой для последующего выполнения настройки "odd".

Прежде всего пластик необходимо натянуть равномерно. Соответственно каждый регулировочный болт должен притягивать пластик к корпусу барабана с такой же силой, как и все остальные болты. Я делаю это следующим образом: первым делом закручивая все 6, 8, 10, или 12 имеющихся болтов пальцами до упора. Затем я беру ключ и закручиваю на полоборота (на 90 градусов) ближайший болт, потом перехожу к диаметрально противоположному болту и повторяю действия. Далее я, двигаясь по часовой стрелке к следующему болту, закручиваю его на полоборота, перехожу к противоположному и так далее, пока все они не будут отрегулированы.

В результате этих действий пластик должен быть натянут равномерно, что проверяется, легким постукиванием по нему приблизительно в дюйме от края напротив каждого болта. Ноты должны быть одинаковыми. (При этом приглушайте противоположный пластик рукой.) Теперь если хотите можно изменить общую высоту барабана по схеме, изображенной на рисунке. Делать это надо, закручивая или ослабляя каждый болт на полоборота или на оборот. При этом следует иметь ввиду, что каков бы ни был диаметр барабана, всегда лучше его настроить несколько выше нежели ниже.

Я нахожу более удобным сначала установить и настроить нижний пластик, а уж затем верхний. Не существует никаких правил регламентирующих соотношение натяжений ударного и резонансного пластиков потому, что соотношение найденное вами и полностью вас удовлетворяющее, может быть с негодованием отвергнуто другим барабанщиком. Необходимо иметь ввиду, что с увеличением натяжения резонансного пластика улучшается отдача барабана, ускоряется его реакция на удар, так как достаточно сильно натянутый резонансный пластик способствует быстрому возвращению колебаний. Возможно, звук полученный в результате настраивания барабана с помощью метода "even", покажется вам слишком чистым и скучным, тогда используйте метод настройки "odd".

Смысл этого метода заключается во внесении некоторого беспорядка в настройку путем расстраивания одного из болтов. Это заставит пластик колебаться менее равномерно, несколько удлинит звук и добавит некоторое послезвучание к доминирующей ноте, эдакий звуковой "хвост". Не имеет значения, какой именно болт вы будете расстраивать, но для собственного удобства проще это проделывать всегда с одним и тем же болтом. Например, с тем, что расположен ближе всего к вам, когда вы играете. Этот метод настройки наиболее приемлим для настройки барабанов небольшого диаметра, так как на низких частотах эффект от расстройки практически незаметен. Я практикую такую расстройку на томах. Также я слегка расстраиваю и мой рабочий барабан, но уже несколько по другому. На рабочем барабане я чуть-чуть откручиваю два болта находящихся ближе всех к месту ударов палками. (настройка "even" необходима для бас-барабанов так как им противопоказан уход тона. При игре на барабане со свободно натянутым пластиком выражена атака и хорошо прослушивается звук удара палки о пластик. Если же натянуть пластик сильнее, станет более выраженным основной тон.)

Настройка рабочего барабана только слегка отличается от настройки тома, главным образом потому, что ударный и резонансный пластики рабочего барабана имеют разные толщины. Низкая настройка ударного пластика дает глубокий, но статичный звук. А высокая настройка ударного пластика дает звук сухой, живой и яркий. Низко настроенный резонансный пластик рабочего барабана дает звук с основным тоном, доминирующим над звуком пружины, И соответственно, чем выше вы настраиваете резонансный пластик, тем более резким становится звук вашего рабочего барабана. При настройке рабочего барабана рекомендуется, отключив пружину, понять, каким образом натяжение резонансного пластика воздействует на общий звук. Точная регулировка натяжения пружины производится уже после того, как пластики в основном настроены. Если звук вашей пружины получился "придушенным" - значит вы ее слишком сильно натянули. Немногo ослабьте натяжение. Это даст вам качественный, звук с минимумом призвуков. Также большое значение имеет толщина пластиков. Тонкие пластики имеют подчеркнутую атаку и долгое затухание, а звук более толстых и, тем более, двойных пластиков отличается быстрым затуханием.

Между прочим, если вы устанавливаете новые пластики, важно их сначала несколько растянуть подобно тому, как растягивают гитарные струны. Барабан с надетым и натянутым пластиком ставят на пол, надавливают коленом в центр пластика и выдерживают некоторое время. Порвать пластик вам вряд ли удастся, так как материал, из которого он делается выдерживает нагрузку по крайней мере 3,900 фунтов. Я даже видел людей стоящих на барабанах чтобы растянуть пластики. Если вы собираетесь последовать их примеру, то перед тем, как взгромоздиться на барабан, хотя бы снимите ботинки!

Существует школа настройки, основанная на том, что любой барабан уже имеет свою ноту или частоту, зависящую от размера корпуса барабана и материала из которого он изготовлен. Эта нота может быть установлена путем простукивания корпуса барабана (предпочтительно с надетыми, но не натянутыми пластиками.) Эту ноту непросто определить на слух, но, воспользовавшись электронным тюнером, установить ноту на которую барабан должен быть в конечном счете настроен, не составит большого труда. (Проще определить ноту корпуса барабана со снятыми пластиками.) Установив эту ноту, необходимо настраивать барабан как можно ближе к ней. (Настройка пластиков на ту же самую ноту, что и корпус барабана создает максимальный резонанс а, полученное в результате звучание может прийтись по вкусу далеко не всем барабанщикам. Кроме того, может оказаться, что, настроив таким образом все томы, вы не сможете получить между ними желаемые музыкальные интервалы. Звукоинженеры, как правило, тоже бывают не очень рады наличию дополнительных резонансов. Прим. редактора.)

Возможно вы уже заметили, что при ударах по разным местам пластика, барабан звучит по разному. Барабан, подобно теннисной ракетке имеет место (иногда два) при ударе палками по которому, он лучше всего звучит при данной настройке. Экспериментируя, вы можете это место найти, а найдя отметить его, поставив на пластике отметку. Я всегда отмечаю подобные места и стараюсь устанавливать барабаны таким образом, чтобы при игре попадать по этим местам палками.

РЕКЛАМА


Джин Окамото рассказывает, что нужно сделать, чтобы ваши барабаны звучали лучше.

Когда начинается настройка барабанов, нет правильных или неправильных методов. Если вы опросите 10 барабанщиков о том, как они настраивают свои барабаны, то получите 10 разных ответов. Для кого-то начинающего это может выглядеть запутанным и противоречивым. Для того чтобы вам было легче, я попробую описать, как я настраиваю барабаны.

Встречная настройка

Несколько лет тому назад я рассказал об этом методе моему другу-барабанщику, и он назвал этот метод «встречная настройка». Впервые я попробовал этот метод на своих барабанах и, эврика! — он сработал. В лучшей части моей барабанной карьеры, я использовал этот метод настройки с большим успехом. Вот он:

Шаг 1 (опционно)

Начните с нового пластика, или возьмите уже использующийся, с вашего барабана. Большими пальцами расплющьте закругленную часть пластика от себя по всему диаметру. Сделайте это со всеми пластиками, но только не с пластиком для рабочего барабана. Я не совсем понимаю, почему это работает, но особенно на двойных пластиках, это улучшает звук.

Шаг 2

Поставьте пластик на ваш барабан и пальцами затяните болты для натяжения.

Шаг 3


Используя поперечный метод, как на рисунке справа, поворачивайте ключом каждый болт на пол-оборота, пока с поверхности пластика не исчезнут морщины.

Шаг 4

Для того, чтобы усадить пластик, просто нажмите ладонью в его центр. Усадка помогает обручу пластика плотно встать в канал обода и способствует хорошему прилеганию к краю барабана. Когда вы усаживаете пластик, вы иногда слышите крякающий звук — не пугайтесь, это нормально. Иногда после того, как вы усадили пластик, вы заметите, что высота звучания пластика стала ниже. Это значит, что пластику опять нужна усадка. Перетяните пластик и усадите его снова. Если высота его звучания не изменилась, переходите к шагу 5.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не нажимайте при усадке непосредственно на нижний пластик для рабочего барабана (2-3 mil), если вы не хотите видеть отпечаток вашей ладони, выгравированный на пластике. Даже с пластиками в 5 mil вы имеете такой шанс. Вы можете самозабвенно усаживать толстый пластик толщиной в 10 mil, и он вас не поранит, если вы начнете с небольшого давления и постепенно перейдете к более сильному. Это — хороший совет, чтобы предотвратить ущерб для ваших пластиков, барабанов, самих себя и других.

*1 mil = 0,001 дюйма. Типичный полиэтилен для упаковки продуктов имеет толщину 0,002 дюйма или 2 mil.

Шаг 5

Поставьте барабан на ровную поверхность, на ковёр или банное полотенце пластиком, который настраивается, вверх. Это делается для того, чтобы: 1) закрыть второй пластик, чтобы вы слышали только тот пластик, который настраивается, и 2) это позволит вам крутить барабан, не портя пол или стол.

Шаг 6

Постучите по барабану пальцем возле каждого болта натяжения и послушайте звук.

Конечно, барабанные палочки — очевидная принадлежность для игры по барабану, но большинство барабанщиков, чтобы лучше слышать* барабан при настройке, используют барабанный ключ, палочки для тимбалес и т.п. Я использую для этого палец.** Я играю по рим-шоту (легко***) пальцем в районе второго сустава, что позволяет мне лучше слышать обертона и ударять по пластику каждый раз на одном и том же расстоянии от обода.

*Некоторые барабанщики дополнительно слегка нажимают пальцем в центр пластика, чтобы лучше слышать.

**Если вы попробуете это сами, то убедитесь, что у ваших ободов не везде острые края.

***Сильно играть по рим-шоту — больно.

Шаг 7

Запомните, где звучание было выше, а где ниже. Обычно, если у какого-то болта звук был выше (или ниже), то у прямо противоположного болта звук будет ниже (или выше).

*Для барабанов с четным количеством болтов.

Шаг 8

Сейчас самое лучшее время! Ослабьте каждый болт (повернув против часовой стрелки на 1/8 оборота), у которого было высоко, и подтяните каждый болт (по часовой стрелке на 1/8 оборота), где было низко.

Это значит, что вы сделаете 6 установок, если у вашего барабана 6 натяжных болтов, и 8 установок, если болтов 8. Это и называется «встречная настройка»: вы опускаете высокие уровни и поднимаете низкие, пока они не встретятся посередине.

Шаг 9

Усадите пластик снова.

Шаг 10

Повторите шаги с 6 по 9 , пока пластик не будет иметь одинаковую высоту звучания по всему кругу, и будет «в строе с собой».

Пластик, который «в строе с собой», не имеет странных обертонов, которые делают звучание мутным, и, во многих случаях, его звучание широко открытое.

Шаг 11

Переверните барабан и повторите шаги с 1 по 10 для другого пластика, чтобы он звучал равномерно и «в строе с самим собой».

Шаг 12

Теперь вы можете настроить любой пластик выше или ниже, затягивая или ослабляя каждый болт на одинаковую величину.

Это очень похоже на «зум» в фотоаппарате или видеокамере — если есть фокус, вы можете изменить масштаб изображения, не меняя фокус. Но так как мы люди, не всегда получается быть точным, так что после этих установок, вам может понадобиться подстройка.

Шаг 13

Сделайте шаги с 1 по 11 с остальными вашими томами и бочкой. Но для рабочего барабана — другая методика.

МЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ СДЕЛАЛИ!

Настройка верхнего и нижнего пластика

Сейчас самое время настроить верхний и нижний пластики относительно друг друга.

Нижний пластик также называют «резонаторным», потому что он играет большую роль в контроле резонанса, сустейна и высоты звучания барабана.

Есть только три пути для настройки барабана с двумя пластиками:

  1. Настроить верхний и нижний пластики одинаково. Это дает чистый звук и длинный сустейн.
  2. Настроить нижний пластик ниже, чем верхний. Это сделает звук барабана глубже с хорошим сустейном и хорошим откликом от палки. Также такая настройка производит pitch drop, или «рычащий» звук.
  3. Настроить нижний пластик выше, чем верхний. Это также производит pitch drop, или «рычащий» звук, но более поверхностный и с коротким сустейном.

Шаг 1

Начните с самого маленького тома* и настройте верхний пластик очень максимально близко к тому, как вы его хотите слышать. Не настраивайте этот барабан очень низко, в противном случае ваш напольный том (или томы) будет «дозвуковым». Многие барабанщики любят настраивать эти барабаны в кварту.

*Конечно, вы можете начинать настройку с любого барабана. Просто я когда-то начал с самого маленького.

Шаг 2

Настройте нижний пластик, использую только один из методов, описанных выше. Не забывайте усаживать пластики после каждой установки. Если вы пробуете настроить пластики в одинаковом строе, то настраивайте «напротив». Пример: если верхний пластик выше, ослабьте его и подтяните нижний, и наоборот.

Шаг 3

«По щепотке» настраивайте верхний и нижний пластики, пока высота звучания, резонанс/сустейн не станут такими, как вам надо.

Шаг 4

Повторите шаги 2 и 3 на оставшихся томах.

Попробуйте получить интервал между барабанами в кварту (или какой-то другой). Также, попробуйте добиться от всех томов одинакового резонанса/сустейна, насколько это возможно. Вы же хотите, чтобы они звучали: бум, бум, бум, бум, а не буум, бум, бууух, бум.

Басовый барабан

Ваш басовый барабан подобен тому, положенному на бок, следовательно, к его настройке применима техника, описанная выше. Я настраиваю пластик «со стороны аудитории» ниже, чем рабочий пластик.

Тем не менее, в отличие от тома, басовый барабан часто требует демпфирования (глушения) и/или дырки в переднем пластике для достижения хорошего звука.

Демпфирование может быть проведено с помощью подушек, одеял, поролона, зажимающих устройств или самоглушащих пластиков. Какой тип глушения вы используете, зависит от вашего предпочтения или ситуации, например, живое выступление или запись.

Для дырки на переднем пластике нет каких-то совершенных размеров. Помните популярный в 70-х звук «картонная коробка», когда барабанщики играли без переднего пластика на бочке и снимали нижний пластик с томов? Эпоха диско! Вот один практический метод относительно дыры в переднем пластике на бочке: если дыра меньше, «бум» больше, если дыра больше, «бум» меньше. Экспериментируйте.

Рабочий барабан

Шаг 1

Настройте верхний пластик, следуя шагам с 1 по 10 главы Встречная настройка.

Шаг 2

Также, как и на других барабанах, вы можете настроить нижний (для рабочего барабана) пластик тремя способами: верх и низ одинаково; нижний ниже, чем верхний; и нижний выше, чем верхний.

Намек: Многие барабанщики настраивают нижний пластик сильнее, чем верхний, но это ваш барабан…экспериментируйте.

Настройка нижнего пластика рабочего барабана добавляет, в буквальном смысле — новую морщину. Вы обратили внимание, что нижний несущий край вашего рабочего барабана не совсем ровный? Он имеет два выреза, там, где его пересекают пружины. Они называются «ложе» и помогают пружинам лежать строго параллельно пластику, чтобы предотвратить дребезг.

Что же происходит, когда вы устанавливаете плоский пластик на не очень плоскую поверхность, подобную низу рабочего барабана? вы получаете морщины на ложе пружин. Есть две школы относительно этого. Одна школа говорит: «Настройте пластик сам по себе и если вы получили морщины, то так тому и быть». Вторая школа говорит: «Это неправильно, морщин быть не должно». Оба варианта имеют право на существование. Экспериментируйте, чтобы определить, какой путь для вас — лучший.

Если вы избираете последний метод и убираете морщины, то пластик будет настроен сильнее в области ложа пружин. Вы все еще можете настроить остальную часть пластика, чтобы он звучал «в строе с собой», используя технику, описанную выше в главе Встречная настройка .

Итак, как сильно есть «сильно»? Я настраиваю мой нижний пластик на «соль», выше среднего «до». Я настраиваю рабочий пластик на «ми» или «фа» ниже «соль» в зависимости от моего настроения. Мой хороший друг и классный барабанщик Paul Yonemura, который имеет отличный слух (он может услышать любой звук, например, визг тормозов, и сообщить вам ноту, которая прозвучала), считает, что я использую эти ноты уже много лет. Он сообщил, что слышал настройку рабочих барабанов Ed Shaughnessy и Joe Morello и с его совершенным слухом смог различить, что их рабочие барабаны (на тот момент) были настроены на «соль» внизу и «ми» наверху у Morello и «фа» наверху у Shaughnessy.

Просто для опыта, попробуйте эти ноты. Даже если они не для вас, они могут послужить вам отправной точкой.

*Высота звучания пластика лежит на полпути между ложами пружин.

Мы это сделали!.. Почти.

Я забыл одну важную вещь. Когда вы установите ваши тома на держатели, вероятнее всего, настройка чуть-чуть изменится. Просто методом «щипка» вернитесь к желаемой настройке.

Я надеюсь, это была полезная для вас информация.

Библия по настройке ударной установки. Последовательность настройки ударной установки Опубликовано на веб-портале

Вам непременно нужно знать, где находится центр вашей «исполнительской вселенной» и/или какой барабан определяет основную окраску звучания.

  1. Самое низкое, самое жирное звучание: начинайте с самого низкого, самого грозного напольного тома и жирно настройте его, как описано в разделе «результаты. Их значение». Нет смысла начинать настройку с самого высокого барабана, так как, когда вы доберетесь до самого низкого, может оказаться, что последний том невозможно настроить в требуемый интервал. Другими словами, напольный том не сможет звучать настолько низко и интервал выйдет корявый. Так что начинайте снизу и двигайтесь вверх.
  2. Если требуется ударное, «роковое» и т.п. звучание, то оно в основном формируется альтами. Если у вас два или три альта, то начните с первого или со второго и настройте его так, как вам нужно. Он будет центральным ориентиром для всей настройки. При настройке от него все барабаны будут настроены правильно. Старайтесь, чтобы звучало мелодично, проверяйте, играя на них попарно. Если вы настроите барабаны через пять нот, то услышите, что все они зазвучат шире, полнее, а ответные звучания гармонируют. Если отстраивать барабаны друг от друга через три ноты, то звучать будет несколько уже и суше. Такое звучание вам может очень понадобиться при близко расположенных микрофонах. Совет: не настраивайте бочку слишком низко, сохраните тот же самый интервал в пять нот с самым низким томом.
  3. Фанковое звучание полностью зависит от бочки: начните с нее, затем переходите к малому и все отстраивайте вниз от него. Проверяйте звучание игрой рабочих рисунков и заполнений по высоким барабанам.

Интервалы и размеры барабанов

  1. Диаметр сильнее влияет на изменение высоты звука, чем высота обечайки.
  2. Высота обечайки равняется резонансу и громкости, она придает барабану его характерное звучание. Площадь обечайки 12«х10» (диаметр x высота) составит 370 кв. дюймов, а 12«х9» – 333 кв. дюйма. Так что, как посмотреть: или площадь (и резонансные возможности) обечайки высотой в 10« на 11% больше, или 9» – на 10% меньше. Звучит 10« обечайка чуть поглубже, но основная разница – в громкости звучания, которую можно получить от данного барабана. Независимо от диаметра, изменение высоты обечайки при одном и том же диаметре на 1 дюйм даст либо прирост площади на 11%, либо уменьшение на 10%. Соответственно, площадь обечайки барабана 12»х8« будет на 20% меньше, чем у 12»х10«. Проще говоря, »удар« будет более заметен у барабана 12»х10«, чем у барабана 12»х8«.
  3. Я считаю, что если у вас есть 12-дюймовый барабан, то не следует объединять его с 13-дюймовым, кроме тех случаев, когда у вас есть и 12, и 14-дюймовый, и вам очень нужен еще один, который был бы по высоте между ними. Точно так же, 11 барабан лучше объединять с 13-дюймовым, а 12-дюймовый использовать как промежуточный. Существует поверие, что барабаны «четных» размеров настраиваются лучше. Я не знаю, откуда оно взялось, я считаю, что их все можно настраивать в соответствии с их возможностями по диаметру и высоте обечайки. Если вы пытаетесь 13-дюймовый барабан заставить звучать как 14-дюймовый, объединяя его с 12- дюймовым, то вы напрашиваетесь на неприятности, за исключением тех случаев, когда вам требуется небольшой интервал.
  4. Более музыкально звучит сочетание барабанов с разницей в один-два размера. (См. раздел «Звуки для настройки»). Например, объединение 13-дюймового или 14-дюймового барабана с 16-дюймовым будет звучать приятнее, чем сочетание 15-дюймового с 16-дюймовым. Это не относится к тем случаям, когда у вас есть и 14-, и 16-дюймовый и вам требуется барабан, промежуточный по высоте звучания.
  5. Ставьте Power Tom"ы на место альтов, если от них зависит характер создаваемого вами звучания.
  6. Если играете на маленьких сценах, если для вас имеет значение размер или просто вам нужно поменьше «мощности», тогда играйте на Fundamentally Accurate Sized Toms («FAST») – «томы в высшей степени точных размеров».
  7. Маленькие барабаны относительно хорошо настраиваются «низко», а вот барабаны большого диаметра не всегда хорошо настраиваются «высоко».
  8. Я считаю, что барабаны из приведенной группы хорошо сочетаются в любых комбинациях, и всегда есть возможность что-то добавить. Размеры – диаметр х высота обечайки: 8х8, 10х9, 12х10, 14х12, 16х14, 18х16, 20х16, 20х18, 22х16, 22х18, 24х18.

Звуки для настройки

Чтобы облегчить понимание, я собираюсь описать все как можно проще. Если вы не знаете, что такое среднее «до» на фортепиано, возьмите любые клавиши (в 61, 76 или 88 нот), и следите по ней (впрочем, вы всегда можете срезать угол и спросить у клавишника). Прямо посередине всегда есть две черные клавиши, с каждой стороны которых находится по три черные клавиши. Из этих двух черных клавиш нажмите левую, потом дайте пальцу соскользнуть влево на белую. Вот это и есть средняя «до»! Теперь поясню, зачем же мы все-таки ее искали. Знаете вы или нет, но ваш 10- или 12-дюймовый барабан обычно настраивается в диапазоне трех-четырех нот в обе стороны от этого среднего «до». Ваша задача – найти ноту вашего самого главного барабана и настроить от него все остальные через интервал в 3 или 5 нот. Почему? Потому что если вы преодолеете все трудности на пути поиска средней «до», то попутно услышите, что с музыкальной точки зрения две соседние ноты вместе звучат отвратительно. Но сыграйте любую комбинацию звуков, отсчитав интервалы в три или пять нот и зазвучит весьма мелодично. Поэтому ваша установка будет звучать приятнее и звук будет «больше» за счет сопутствующих вибраций, которые будут дополнять звучание задействованного в данный момент барабана. Правило это не абсолютное. Но, в общем, следует пробовать барабаны попарно и пытаться сделать звучание мелодичным, так, чтобы оно напоминало созвучия, которые берутся на фортепиано двумя или тремя пальцами. Когда настраиваетесь под разные сцены, все записывайте.

Я должен подчеркнуть, что основная мысль здесь – не пытаться настроить установку на аккорды, которые используются в песнях. Задача в том, чтобы барабаны не конфликтовали между собой. Но, если при записи у вас есть время, попробуйте настроить установку под песню и результат превзойдет все ожидания. Где-то в процессе работы вы найдете набор звуков, который подходит вашей установке и стилю.

Например, я знаю, что мои барабаны лучше всего звучат, когда настроены на такие ноты:

  • 10«х9» альт: Ре-диез
  • 12«х10» альт: Ля-диез
  • 14«х12» напольный том: Фа
  • 16«х14» напольный том: До
  • 22«х16» бочка: ударный пластик – Фа (октавой ниже, чем напольный том), резонансный – Ми
  • Основной малый барабан 14«х6» Yamaha: Соль выше Ре-диез 10«х9» альта, оба пластика одинаково.

Как настраивать, когда вы усвоили основы

Операции, описанные в разных разделах, должны научить вас, чего ожидать в процессе настройки. Знать все это применительно к своему барабану, знать состояние краев обечайки и т.п. – самое основное, что требуется для того, чтобы день за днем перестраивать или подтягивать свой барабан.

Строй большинства барабанов сползает. Перемещение из холода в тепло и из тепла в холод вызывает расширение/сжатие, игровая поверхность становится жестче/мягче. Здесь имеет значение здравый смысл.

Окружающая среда имеет значение. Так что, если барабан холодный, не ожидайте ничего особенного и попробуйте воздержаться от настройки, до тех пор, пока температура пластиков, ободов и т.д. не сравняется с температурой окружающего воздуха.

Так как строй барабанов дрейфует вниз, существует необходимость настраивать их обратно. По какой-то неизвестной мне причине барабанщики полагают, что строй изменяется только с ударной стороны. Это не так.

Обратите внимание, что не имеет значения, находится барабан на стойке или нет, он только не должен лежать на полу или на ковре.

  1. Постучите по пластику у каждого винта и подтяните строй только в заниженных областях, до тех пор, пока пластик не будет строить сам с собой. В установке, которая у меня, перевернуть том, чтобы добраться до резонансной стороны, очень легко, и ее настройку нельзя игнорировать. Со временем она будет расстраиваться все ниже и ниже, настроить ее обратно будет все труднее и труднее, а строй ударной стороны совершенно не будет соответствовать строю резонансной. Что бы вы ни делали, не забывайте про нее.
  2. Ударьте по барабану. Если строй верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  3. Очень осторожно подтягивайте каждый пластик, где-то по 1/16 - 1/8 оборота за один проход. Если строй стал верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  4. Ударяя по резонансной стороне палочкой, медленно подтяните один из винтов, (не более чем на один оборот). Если после этого строй пластика восстановится, значит, причина в нем. Вам следует вернуть затянутый винт в исходное состояние и мало-помалу подтягивать все винты, пока не дойдете до нужной высоты. Если затягивание одного винта ничего не дает, значит нужно отпустить винт и повторить операцию с ударной стороны.
  5. Если предыдущие операции ничего не дали, это значит, что что-то случилось с посадкой пластика, сыграла свою роль температура, очень резко изменились внешние условия и вам следует либо прогреть пластик феном по окружности и начать заново или пересадить пластик и настроить с самого начала.

Чтобы просто поднять или опустить строй хорошо звучащего барабана: я обнаружил, что значительно эффективнее подстраивать вверх/вниз резонансный, а не ударный пластик. У такого способа есть одно большое преимущество –чувство ударной поверхности не меняется. Если вы действуете разумно и потихоньку подтягиваете пластик, вы моментально заметите, что вышли за пределы зоны настройки, и тут же можете подправить противоположную сторону.