Меню
Бесплатно
Главная  /  Внутренняя отделка  /  Черкесы (адыгэ) — великодушный и воинственный народ. Черкесы (адыги)

Черкесы (адыгэ) — великодушный и воинственный народ. Черкесы (адыги)

:
Турция :

Археологическая культура Язык

Черкесский (Кабардинский)

Религия Расовый тип Происхождение Есть также люди с фамилией «Черкес». Подробнее .

В настоящее время за рубежом этноним Черкес продолжает употребляться в отношении потомков черкесских мухаджиров , а также потомков черкесских мамлюков , проживающих в адыгской диаспоре . Иногда этнонимом «черкесы» обозначают не только адыгов , но и представителей всех северокавказских народов, также изгнанных или переселившихся за рубеж в ходе и после окончания Кавказской войны.

В настоящее время в России термин Черке́сы (самоназвание: адыгэ ) помимо указанного выше значения является обозначением адыгов , проживающих в Карачаево-Черкесии Адыгеи Кабардино-Балкарии(Россия). Черке́сы имеют численность 73,2 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии - 56,5 тыс. человек (пер. 2010). Проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесской республики.

Настоящая статья именно о «черкесах» в административно-территориальном значении термина, а не о черкесском (адыгском) народе в целом.

История

Этноним

Черкесы в СССР

В 1921 на Северном Кавказе образована Горская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе СССР. В январе 1922 образована Карачаево-Черкесская Автономная область в составе СССР. В неё вошли часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. Населявшие эту республику адыги (самоназвание) сохранили иноназвание черкесы.

26 апреля 1926 Карачаево-Черкесская АО поделена на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ (с 1928 г. автономная область). По переписи 1926 года в СССР было зафиксировано 65 270 черкесов , а по переписи 1959 года их численность снизилась до 30 453 человек .

С 1957 - вновь Карачаево-Черкесская АО в составе Ставропольского края. С 1992 - Карачаево-Черкесская Республика. Перепись 1970 года зафиксировала 39 785 черкесов , а по перепись 1989 года численность черкеского населения в СССР выросло до 52 363 человек .

Язык

Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Одежда

Файл:Цей зэпылъ.jpg

Традиционный мужской костюм - черкеска (цей ) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами - что бы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (адыгское хьэзыр - готовый) - прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще - костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку. Крайние кармашки, расположенные почти подмышками, использовались для хранения сухих щепок на растопку. Позже, с появлением ружей, где порох воспламенялся не фитилем или кремнием, а капсюлем, крайние кармашки стали использоваться для хранения капсюлей. черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого цвета у князей (пщы ), красного у дворян (уэрк ), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (къэптlал ) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (гъуэншэдж, гъуэнчэдж ) с широким шагом к низу сужались. Папаха (пыlэ ) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы (упщlэ пыlэ ). Башлык (щхьарыхъуэн, шъхьарыхъон ) шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка (щlакlуэ, кlакlуэ ) - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь - чувяки (вакъэ ) шились из сафьяна красного цвета, как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы (лъей ) - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал (къамэ ) - рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненым - что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки (сэшхуэ ), но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Адыги (Черкесы) носили кинжалы типа - Кама (кинжал) , либо типа -Бебут , которые ко всему прочему имели функции оберега , использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Восточный кинжал типа - Джамбия был распространен у убыхов и шапсугов . Из сабель , в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась Сабля мамлюкского типа , либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел .

Адыги (Черкесы) всегда при себе имели небольшой нож (жан ), который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Пища

В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Национальное блюдо, либжа (шыпс) - курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Это блюдо также является национальным у абазин , но называется дзырдзой. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью (бжыныху шыпс). После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бэхъсымэ (мэхъсымэ) (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки и пироги (лэкъум, дэлэн, хьалывэ, хъыршын).

Медицина

По данным французского агента шведского короля Карла XII Абри де ла Мотрэ, задолго до 1711 г. в Черкесии владели навыками массового оспопрививания . Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у черкесов в селении Деглиад: «… производили прививку маленькой девочке четырех или пяти лет… Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться» и т. п. Напомним, что только 14 мая 1796 г. английский аптекарь и хирург Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фипсу.

Культура и Религия

В древней культуре адыгов (черкесов) центральное место занимает морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековой историей народа.

В фольклоре центральное место занимает нартский эпос , положительные герои которого служат образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуакlуэ). Распространены песни-плачи (гъыбзэ ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Черкесские поговорки: «Шапсуг не любит жечь порох », «смерть наездника в бою - плач в его дому, а потеря оружия - плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением» и др.

Забытый обычай

Из истории известно, что в древности у черкесов бытовал Обряд воздушного погребения (обряд не совершается более 150 лет).

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  2. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. Заключение РАН об этнониме Черкес и топониме Черкесия
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. К проблеме происхождения кобанской культуры и её локальных вариантов
  6. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано
  7. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  8. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  9. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

Ссылки

Литература

  • Казиев Шапи , Карпеев Игорь. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в.
  • Черкесы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 354
  • Адыгская(черкесская) энциклопедия.

См. также

  • Черкесское мухаджирство и Черкесский день траура
  • Черкесы-франки

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии — карачаевцы и черкесы, а в Адыгее — адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги — это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия , куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

восточные адыги (черкесы) : кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

западные адыги (черкесы) : шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

И наконец-то мы добрались до полноценного первого выпуска про Черкесию, который пришло время привести в порядок и дополнить деталями. Итак, кто же такие черкесы и что такое Черкесия? Об этом и поговорим.
Видеоверсия выпуска по этой ссылке - Заметки о Черкесии №1 - Черкесы и Черкесия.

ЧЕРКЕСЫ

Черкесы или Адыги (самоназвание - адыгэ) в настоящее время группа народов, говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы или общее название единого народа, проживающего на юге России и за рубежом, разделённого искусственным образом в советское время на адыгейцев (бывшие закубанские адыги), кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов (Лазаревский и Туапсинский районы Краснодарского края). По существу, они представляют собой коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. К близкородственным народам адыгов относятся абхазы и абазины (Карачаево-Черкесия) со своим, абхазским диалектом языка. Часто к черкесам также относят убыхов (самоназвание «пёх» или «бʼёхъ») - субэтнос адыгов, потерявший в 19-20-м веках свою культурную идентичность и разговорный язык, будучи ассимилированными турками или другими адыгами. При этом оговаривается, что убыхи были одним из адыгских племен, весьма смешанным по своему составу. Убыхи говорили на своем особенном, выделяющимся из общей массы, диалекте адыго-абхазского языка, хотя и были во многом двуязычными - среди них говорили также на абадзехском диалекте адыгского языка или на абазинском диалекте абхазского языка. Сегодня некоторые представители адыгов отмечают себя в переписи, как убыхи, но не являются носителями языка или знатоками культуры убыхов.


Начиная с античных времён, черкесы были известны под различными наименованиями, такими как керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы, меоты, синды, псессы, досхи, каски и другие. Наиболее часто их именовали зихами, меотами, керкетами и касогами, какими они и вошли в историю начиная с 6-го века до нашей эры, когда были впервые описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур. Этноним «черкесы» появился в период монгольского нашествия в 13-м веке и позже был позаимствован у татар и средневековых генуэзских купцов и путешественников, которые первыми придали ему распространённость. Однако, до 13-го века наименование адыгов было иным. Так, живший на Кавказе в 15-м веке генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкесами», и на их собственном наречии они называются «адыги». Название «черкесы» тогда уже использовалось тюркскими народами, а также русскими. С этого же времени для обозначения страны проживания данного народа на Северном Кавказе употребляется топоним Черкесия. Точное происхождение этнонима «адыг (адыге, адыгэ)» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга вышеупомянутого генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г. Есть различные версии относящие названия к солярным символам Солнца, либо аналогу слова «арии» у арийских народов.

В раннем средневековье адыгское хозяйство носило аграрный характер, существовали ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды. Вслед за гуннами в 4 - 9-м веках народы Северо-Западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племен, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточенную борьбу с ними. К 10-му веку сложился мощный племенной союз, называемый Зихия, который занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопсия. В начале 40-х годов 13-го века адыгам пришлось выдержать нашествие татаро-монголов, северокавказские степи становятся частью Золотой Орды. В 14-м веке, в период военного соперничества в Золотой Орде между Тохтамышем и Тамерланом, черкесы выступили на стороне Тохтамыша. Однако, выбор оказался неудачным, Тамерлан разгромил Тохтамыша и отомстил черкесам. Как отмечал персидский историк Низам ад-Дин Шами, посланные Тамерланом войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса. В это время, адыги преимущественно скрываются в горах, появляются активные дорожные сообщения по вершинам гор и хребтов, использовавшиеся вплоть до 20-го века.

К 15-му веку среди адыгов выделялись следующие крупные субэтносы:

- жанеевцы, проживавшие в низовьях Кубани и в Приазовской степи до Дона, а также в Восточном Крыму и Тамани. В течение 15-18-го веков они были постепенно вытеснены сначала крымскими татарами и ногайцами из степей к северу от Кубани, после оттеснены с юга шапсугами и натухайцами, а с востока бжедугами. В итоге, после серьезной чумы в 18-м веке жанеевцы значительно сократились и были ассимилированы адыгскими соседями. Та же часть, что жила в Тамани и Восточном Крыму еще в 16-м веке была смешана с целой группой народностей, проживавших в политическом подчинении от Крымского ханства и Османской империи;

- темиргоевцы, проживавшие с конца 13-го века на обширных территориях предгорий Адыгеи и Краснодарского края, но позже вытесненные оттуда абадзехами и бжедугами в 15-18-м веках. Считались аристократическим родом среди адыгов, на их законы, социальное и политическое устройство, моду равнялись соседи, их диалект по настоящее время является литературным и государственным языком Республики Адыгея. К 17 веку в результате внутренних расколов от них откололись отдельные мелкие субэтносы, расположившиеся по соседству - хакучи, мамхеги, адамиевцы, егерухаевцы и т.д;

- бжедуги, проживавшие с 15-го века в центральной части Адыгеи и Краснодарского края, но позже оттесненные к левому берегу Кубани в районе современного водохранилища шапсугами и абадзехами к 18-му веку. Одним из ранних ответвлений бжедугов являются махошевцы, жившие на центральной Лабе. Делились на два рода - Хамышеевцев и Черченеевцев;

- натухайцы, проживавшие на юго-западе Краснодарского края, на побережье в районе Анапы и Геленджика и вглубь материка до Кубани. Они сформировались в позднее время к 18-му веку, ассимилировав местные адыгские субэтносы, в том числе хегайков и жанеевцев;

- шапсуги, крупнейший субэтнос, проживавший в 15-16-м веке в горах Черноморского побережья Туапсинского и Лазаревского районов Сочи. К 18-му веку они значительно увеличиваются и занимают обширные территории от реки Шахэ до реки Пшада по побережью (Малая Шапсугия) и территории центральной части Закубанья вплоть до реки Кубань, оттесняя к ней бжедугов, между реками Абин и Пшиш (Большая Шапсугия). Разница между шапсугами и натухайцами является условной, поскольку по сути они относятся к одному обширному этносу. К концу 18-го века абадзехи вытесняют их из бассейна реки Псекупс с востока;

- абадзехи, проживавшие с 17-го века сначала в верховьях рек Белой, Пшехи и Пшиша, а позже расселившиеся до их низовий и в долину Псекупса. Считались самыми воинственными и дикими горцами, жителями высокогорий и первыми устроили у себя демократическое устройство на основе власти общественных собраний (хасэ). Также первыми подверглись мусульманской радикальной пропаганде и стали основой для исламской реформы Мухаммада Амина;

- убыхи, про которых уже упоминали выше - особый субэтнос, по одной из версий, сохранивший язык и культуру древних адыгов. Проживали в Сочинском районе Краснодарского края от реки Шахэ до реки Мзымта и последними сдались в Кавказской войне;

- абазины, условная группа абхазоговорящих мелких обществ, проживавших в долине реки Мзымта (садзы, джигеты) и вверх через перевалы в верховьях Лабы (Карачаево-Черкесия);

- кабардинцы, проживавшие с 15-го века на обширных территориях Центрального Кавказа (Большая Кабарда) и вдоль поймы реки Терек (Малая Кабарда). Основали свое независимое государственное объединение;

- бесленеевцы, проживавшие вдоль реки Лабы и представляющие из себя осколки кабардинцев, вернувшихся в 17-18-м веках обратно из Кабарды в Западную Черкесию;

- абхазы, собственно абхазоговорящий народ проживавший и проживающий на территории современной Абхазии.

Территория заселения этих племен и представляла собой историческую область Черкесия. Кроме того, стоит отметить научную теорию, согласно которой в 9-12-м веках основное адыгское население Черноморского побережья Черкесии стало абхазоязычным, без смены состава населения, то есть приняло культуру и язык меньшинства, распространявшегося из Абхазии. В это же время христианская епархия зихов, подчинялась Абхазской епархии. Позже, с 13-го и по конец 19-го века, абхазский диалект постепенно уступал место адыгскому в обратном направлении вплоть до реки Мзымта. Более того, в среде адыгов проживали и другие этносы, вписавшиеся в структуру жизни черкесов, такие как армяне (черксогаи) и греки (урумы), культура которых во многом стала схожей с черкесской. Они выполняли торговые функции среди них. Из всех перечисленных субэтносов феодальное (княжеское) устройство власти было у темиргоевцев, бжедугов, абхазов, кабардинцев и жанеевцев. У остальных народов были либо промежуточные варианты, либо открытые демократические общества, принимавшие решения на основе воли народных собраний. Попытки аристократических родов вольных обществ взять власть в свои руки вылились в гражданскую войну народа против аристократии (буржуазную революцию) в конце 18-го века, приведшую к изгнанию или значительному сокращению прав аристократии у шапсугов, натухайцев и абадзехов.

Но вернемся в прошлое. В 14 - 15-м веках часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, после разорения Золотой Орды войсками Тимура к ним присоединилась еще одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев. Миграция на восток также была связана с попытками Крымского ханства политически подчинить себе земли адыгов из-за чего последние постоянно вступали в военные конфликты с татарами. Во второй половине 15-го века Генуя развила активную торговую и колонизаторскую деятельность в Причерноморье. В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с адыгами. Важное значение имел вывоз хлеба - ржи, ячменя, проса; вывозились также лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда. Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-Западном Кавказе, особенно после захвата Турцией северокавказских колоний Генуи с 1475 по 1478 годы. В это время миграция адыгов на восток еще сильнее усиливается, так как к попыткам покорения адыгов активно подключилась Османская империя. В итоге в условное подчинение попали западные адыги, кабардинцы же сумели сохранить независимость ценою 300-летней постоянной войны с крымскими татарами и турками за свою независимость. В 18-м веке часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, составив основу бесленеевцев - будущих черкесов Карачаево-Черкесской Республики.

ВНУТРЕННИЙ МИР

В фольклоре основное место у адыгов занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана - у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, - что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия, как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия - поющийся эпос. Традиционные сюжеты нартского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Сосруко, Батараза, Ашамеза, Бадиноко и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни - героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки, которые исполнялись народными певцами-джегуако.

Древняя религия адыгов представляет собой монотеизм со стройной системой почитания Единого бога Тха, Тхашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ). Данная религия является частью философско-этического учения адыгства или Хабзэ, регулирующего все аспекты жизни адыгов, и определяющего отношения человека к человеку, к окружающему миру, к богу. Тхьа (Тхьашхо) - источник мировых законов, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Тхьа не вмешивается в повседневную жизнь, предоставляя человеку свободу выбора, он не имеет какого-либо образа, он вездесущ, его присутствие рассеяно по всему миру. В целом религия эта чем-то схожа с основными чертами друидизма (особенно в части проведения обрядов в священных рощах) и даосизма (в части правил поведения в жизни истинного адыга, на основании которых душа либо блаженствует, либо мучается совестью перед предками и потомками в загробном мире).

Христианские источники указывают Зихию и Абазгию (северная часть совр. Абхазии до р. Кодор) объектами проповеднической деятельности двух апостолов Христа - Андрея Первозванного и Симона Кананита. С 6-го века христианство утверждается в Черкесии, где и существует до крушения Византийской империи. В Черкесии образовалась многочисленная прослойка христианских священнослужителей. Первый христианский епископ (иуан) в Зихии, появляется в середине 6-го века, его резиденция находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловский, на р. Нечепсухо Черноморского побережья), где до сих пор сохранились остатки христианского храма. Земли адыгов, в духовном отношении подчинялись четырём епархиям, епископы которых назначались Византией. Эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе. Даже с исчезновением христианских попов и церквей в 15-м веке под натиском турок и татар, многие обряды прижились у адыгов и существуют по настоящее время. В 1261 году, после того как Византия разрешила селиться здесь генуэзцам, на побережье Крыма и сегодняшнего российского Чёрного моря стали возникать генуэзские колонии. В своих колониях генуэзцы строили католические храмы. Центром миссионерской деятельности католической церкви в данном регионе стал город Кафа. Миссионерская деятельность католиков ширилась, успех их проповеди закреплялся созданием церковных миссий, называемых в исторических трудах «епископскими центрами» по всему Кавказу. Однако, все это рухнуло с приходом Османской империи в регион в 1470-х годах, не оставив следов, так как проповедь на латыни была чужда народу, да и сами католические миссионеры не редко пытались действовать силой, возмущая против себя адыгов.

Процесс принятия ислама адыгами был поэтапным. Адыги никого не ставили выше себя и своих амбиций, поэтому как ни старалась Османская империя подчинить их, ей это не удавалось. Даже после тотального усиления мусульманской пропаганды с 17-го века среди адыгов, турецкий султан стал восприниматься лишь как духовный, религиозный лидер, но не как владетель земли и турецкие войска продолжали быть атакованными при любом удобном случае. Первыми ислам из всех адыгских этнографических групп приняли те, которые проживали на Черноморском и Азовском побережье - хегайки, жанеевцы, натухайцы и бжедуги. Вторым эшелоном ислам приняли адыгские субэтносы в степях и предгорьях Северного Кавказа: хатукайцы, мамхеги, махошевцы, темиргоевцы, бесленеевцы и кабардинцы. Наконец, последним эшелоном стали убыхи, шапсуги и абадзехи, которые занимали наиболее высокогорные части Северо-Западного Кавказа. Ислам в Кабарде стал идеологическим оружием антиколониальной войны с Россией. Целью шариатского движения являлось единение всех социальных слоев. Во главе этого движения стояли сами князья, которые ради объединения всех сил для борьбы с Россией пошли на самые радикальные меры, отказавшись от своих обычных привилегий, а также обещали крестьянам землю и свободу. Предвестником шариатистов можно считать Дола, князя из Малой Кабарды, который командовал вооруженными силами Шейха Мансура. Позже, с усилением присутствия России в регионе в борьбу на основе мусульманства включались и другие адыги региона.

Более того, в 40-х годах 19-го века важную роль в шариатской реформе в Черкесии, сыграл наиб Шамиля - Мухаммед-Амин. Наибольшего успеха религиозный реформатор добился в таких провинциях Черкесии, как Кабарда, Натухай, Бжедугия и Абадзехия. В целом, ислам стал идеологической базой консолидации адыгских обществ конца 18-го - первой половины 19-го века в борьбе против экспансии Российской империи. Правовые, обрядовые установления мусульманской религии отразились в культуре адыгов, в их песнях и фольклоре. Исламская этика стала составляющей самосознания адыгского народа, его религиозной самоидентификации. И тем не менее, религия их до последнего представляла и представляет смешение (синкретизм) религиозных обрядов и обычаев адыгства, христианства и мусульманства, когда в священных рощах, например, читали молитвы имамы, рядом с висящими на деревьях крестами. Кроме того, в этом регионе Амин встретил активное сопротивление местного дворянства, боявшегося лишиться привилегий в условиях реформы по шариату и осуществлявших объединение адыгов в борьбе с Россией на основе независимости адыгского общества, правовых обычаях адыгства и адыгской аристократии. Столкновение идей в итоге привело к военному столкновению представителей различных идей в лице князей Сефер-бея Занокова (натухайцы и отчасти шапсуги), Хаджи Берзека Керантуха (убыхи) и Мухаммед Амина (абадзехи и отчасти шапсуги, позже еще темиргоевцы и бжедуги).

К 18 - 20-му векам основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Археологический материал позволяет с достаточной достоверностью подтвердить тезис о местном происхождении основных конструктивных деталей мужского и женского костюма. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы (оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма); у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. Традиционные занятия адыгов - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19-го века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Однако, с усилением работорговли в сторону Турции с 15-го века активно возрастает набеговый способ заработка среди адыгов, особенно среди знати. В рабство продавались, как рабы, захваченные в набегах, так и свои родственники, как правило в среде бедных семей. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Культура использования природы, земли была доведена до совершенства, позволяя гармонично сочетать бережное отношение к ней вместе с развитием поселений, что так впечатляло агрономов царской России в 19-20 веках.

Интересен факт черкесского присутствия в жизни средневекового Египта, куда с 8-го века вывозились из Черкессии пленники. Так, к 13-му веку власть в Египетском султанате захватили Бурджиты - вторая мамлюкская династия султанов Египта, составлявшая военную касту черкесов и сменившая у власти Бахритов, тюркскую касту воинов. Наименование произошло от башнеобразных казарм (бурдж) каирской цитадели. Основателем династии стал Баркук, бывший пастух из Черкесии, свергнувший последнего из Бахритов и утвердившийся на султанском престоле в 1382 году. Правление Бурджитов закончилось в 1517 году после завоевания Египта османским султаном Селимом I, но черкесы и в последующие годы, вплоть до 21-го века составляли офицерскую верхушку власти в Египте и до сих пор сохраняют свою влиятельную диаспору в стране.

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

С начала 18-го века возникают периодические конфликты адыгов с Российской империей по мере ее постепенного укрепления на реке Кубань и Черноморском побережье, особенно начиная с последнего десятилетия 18-го века. Под удар русских войск попадают в том числе некрасовские казаки. В общей сложности исторический период Кавказской войны занял 101 год (с 1763 по 1864 годы), по итогу поставив адыгские народы на грань полного исчезновения. И если активный период войны с русскими в Кабарде, пока еще одинокой в своем восстании длился с 1763-го по 1820-е годы, начавшись с постройки крепости Моздок в землях кабардинцев вопреки их воле, то активное война в западных адыгских землях началась в 1792 году с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань. После вхождения Восточной Грузии в 1801 году и Северного Азербайджана в 1803 - 1805 годы в состав Российской империи их территории оказались отделенными от России землями Чечни, Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Черкесы совершали набеги на кавказские укрепленные линии, мешали развитию связей с Закавказьем. В связи с этим к началу 19-го века присоединение этих территорий стало для России важной военно-политической задачей. В 1817 году Россия перешла к планомерному наступлению на черкесов. Назначенный в этом году главнокомандующим Кавказским корпусом генерал А.П.Ермолов начал применять тактику окружения горных районов Кавказа сплошным кольцом кордонов, прорубая просеки в труднодоступных лесах, разоряя дотла непокорные аулы и переселяя черкесов, а также чеченцев на равнину под надзор русских гарнизонов.

Ермолов

Освободительное движение на Северном Кавказе развивалось под знаменем мюридизма, одного из течений суфийского ислама. Мюридизм предполагал полное подчинение теократическому вождю - имаму - и войну с неверными до полной победы. В конце 20-х - начале 30-х годов 19-го века в Чечне и Дагестане сложилось теократическое государство - имамат. Но среди адыгских племен Западного Кавказа мюридизм не получил значительного распространения, распространившись изначально лишь в Малой Кабарде под начальством имама Мансура. В эти же годы в подчинение России попадает Абхазия и Джигетия (долина реки Мзымта). После поражения Турции в Русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. восточное побережье Черного моря от устья Кубани до бухты Святого Николая было закреплено за Россией. Необходимо отметить, что территории, населенные адыгами, не входили в состав Османской империи - Турция всего лишь отказывалась от своих претензий на эти земли и признавала их за Россией. Адыги же отказались подчиняться России, как ранее не подчинились Турции, признавая лишь ее религиозный авторитет. К этому времени попала в полное подчинение Кабарда, окончательно сломленная эпидемией чумы.

К 1839 году, в ходе сооружения Черноморской береговой оборонительной линии, адыги были вытеснены в горы, откуда продолжали совершать набеги на русские поселения. В феврале - марте 1840 года многочисленные черкесские отряды штурмом овладели целым рядом русских береговых укреплений, однако вынуждены были оставить их. Основной причиной этому был голод, созданный русскими в ходе блокады побережья от турецких контрабандистов и религиозной пропаганды. В 1840 - 1850-е гг. русские войска продвигались в Закубанье на пространстве от реки Лабы до Геленджика, закрепляясь с помощью крепостей и казачьих станиц. Однако, во время Крымской войны, в середине 50-х годов, русские укрепления на побережье Черного моря были оставлены, так как считалось, что оборонять и снабжать их при условии господства на море флотов Англии и Франции невозможно. Однако, черкесы не воспользовались случаем для своего укрепления и нападения ввиду многочисленных внутренних смут и отсутствия единства.

По окончании Крымской войны русские войска одержали полную победу на Восточном Кавказе, пленили имама Шамиля и, таким образом, обезвредили его имамов, действовавших в Черкесии. Таким образом, Россия сумела перенести всю массу русских войск на Закубанский фронт и возобновила наступление на черкесские территории. К 1861 году большая часть равнинного Северо-Западного Кавказа перешла под контроль России, а к 1862 году Россия полностью овладела землями адыгов в горах. Русско-черкесская война носила чрезвычайно ожесточенный характер. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами, то есть вела политику выжженной земли. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 году ввиду того, что Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев.

Кубанский историк Фелицин писал: "Черкесские аулы выжигались сотнями, посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на равнинные части под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию". Новый российский император Александр Второй поставил адыгов перед условием - либо переселение в пойму реки Кубань под надзор российских крепостей, либо выселение в Турцию. Стоит отметить, что изначально российская политика в регионе в 20-30-е годы 19-го века придерживалась точки зрения мирного покорения края. Предполагалось, что знакомство черкесов с благами цивилизации, а также открытая торговля с ними приведет их в покорность и желание стать частью Российской империи. Именно в этот период активно работают меновые дворы, а ряд иностранцев допускаются российским правительством к оформлению планов по обустройству торговли. Однако, постепенно, в связи с мошенническими действиями со стороны торговцев, бытовыми стычками сторон, особенно при строительстве укреплений, а также массированной антироссийской пропаганде со стороны Турции, увеличилось количество боевых столкновений сторон и в российской политике победили лоббисты военного решения вопроса, тем более, что он казался более быстрым, чем многолетнее мирное вовлечение черкесов в жизнь империи. Попытки отдельных начальников и генералов проводить идеи мирного сосуществования, особенно из среды декабристов, привели к потере ими должностей или переводе в другие регионы империи.

Все это в итоге привело к кровопролитной войне и массовой депортации адыгов в Османскую империю. По предварительным оценкам численность оставшихся на родине составляла немногим более 50 тысяч человек из изначально проживавших 1,3 миллиона человек. В ходе хаотичного выселения десятки тысяч людей погибли в пути от болезней, от перегруза турецких плавательных средств и некачественных условий, созданных турками для приема изгнанников, не говоря уже о том, что в процессе всей столетней войны многие из них погибли от эпидемий, вызванных военными действиями. Изгнание черкесов в Турцию (мухаджирство) обернулось для них национальной трагедией, а в последствии потерей культуры и языка. В 1864 году Россия полностью взяла под контроль территории проживания адыгов, часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи, был установил контроль над последней не присоединенной территорией Черкесии - нагорной полосой Закубанья и Северо-восточного Причерноморья (Сочинский, Туапсинский, и горные части Апшеронского, Северского и Абинского районов современного Краснодарского края). 21 мая 1864 года Кавказская война закончилась парадом русских войск на месте нынешней Красной Поляны и этот день отмечается среди адыгов всего мира, как траурный день памяти погибших в войне, а на территории адыгских республик в настоящее время установлено немало памятников этой дате.

Османский султан Абдул-Хамид II поддерживал поселение адыгов на территории его империи, что выражалось фальшивыми рассказами о многочисленных льготах для переселенцев. В итоге, они поселялись на пустынной границе Сирии и в других запустелых приграничных регионах для остановки бедуинских набегов, расселялись раздельно, для того чтобы намерено исключить появление крупных анклавов. Уже скоро черкесы были уравнены в правах с другими подданными Османской империи, что означало выплату налогов на общих основаниях и призыв в регулярную армию. В последующие годы, адыгов здесь лишили возможности обучения на своем языке и проявления собственной культуры во время турецкой революции начала 20-го века. Что касается тех адыгов, что решились переселиться к Кубани - еще долгое время они жили по сути в резервациях, получив статус народа-предателя, пока в советское время не изменилось отношение к ним во многом благодаря деятельности советского функционера адыгского происхождения Хакурате, который сумел добиться образования отдельной автономной области адыгов и получения ими возможностей обучения на родном языке и в родной культуре.

Шахан-Гирей Хакурате

В целом же, в советское время земли, населенные адыгами, были разделены на одну автономную союзную республику, две автономные области и один национальный район: Кабардинскую АССР, Адыгейскую и Черкесскую автономные области и Шапсугский национальный район, упраздненный в 1945 году. Многие их территории были административно переданы под поселение соседним этносам, а также казачьему и российскому населению. За рубежом этноним «черкес» продолжает употребляться в отношении потомков адыгских мухаджиров, а также потомков черкесских мамлюков, правивших Египтом и Сирией с 1390 по 1517 годы, проживающих в адыгской диаспоре. Самая многочисленная диаспора адыгов представлена в Турции, где их численность составляет около 1,5 млн человек. Также их потомки проживают во всех странах Ближнего Востока - в Иордании, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и т. д. Диаспора также представлена в некоторых странах Европы (в основном в Германии, Франции и некоторых балканских странах), в Северной Америке и Австралии.

7 февраля 1992 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны», которое объявляло гибель адыгов в 1760−1864 гг. геноцидом и провозглашало 21 мая «Днём памяти адыгов (черкесов) - жертв Русско-Кавказской войны». В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из разных стран обратились в Европарламент с просьбой о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны 18−19-го столетий. Спустя месяц общественные объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать геноцид черкесов, что было проигнорировано, а в 2010 году с аналогичной просьбой черкесские делегаты обратились к Грузии, которая 20 мая 2011 года приняла резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны.

По окончании Кавказской войны жанеевцы, хегайки, хакучи, часть шапсугских племен больше не существует, а на Кавказе не осталось представителей убыхов (полностью утеряли язык и культуру), натухайцев, егерукайцев и хатукайцев. Сегодня, в связи с войной в Сирии, в Кабардино-Балкарию прибывают репатрианты из этой страны из состава потомков, выселившихся в Турцию адыгов, которые стараются интегрироваться в общество при государственной поддержке.

ЧЕРКЕСЫ (самоназвание — адыгэ), народ в Российской Федерации (50,8 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. человек). Живут также в Турции, Иордании и др. Язык кабардино-черкесский абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты.

История

Этноним

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, писал:

Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appianа)

Черкесы это люди состоит из двух основ «Circ» - круг и «assian/assassin» - воин-профессионал [источник не указан 91 день] . То есть, если рассматривать рисунок поселка XVI века, зарисованный Жан Батистом Тавернье в 1678 году - первое, что бросается в глаза - это внешний вид круглого поселения похожего на укрепление и воинское подразделение охраняющее вход в храм во главе с вооруженным всадником. Подавляющее количество людей, видевших подобные виды и приходило к выводу, что перед ними крайне воинственный народ, ведущий воинский уклад жизни. Отсюда и закрепившееся название «черкес» (Circassian). Круглая форма селений у адыгов (черкесов) сохранялась на протяжении тысячелетий. Недавние исследования экспедиции РАН на Кабардинском хребте показали, что круглая форма поселения существовала ещё в VII веке до н. э.и не была случайной. Первые же раскопки на месте этих поселений показали что круглый поселок имитировал расположенный на земле диск солнца первоначально названный ромашкой, а дома с живущими в таких домах адыгами символизировали его лучи. Важно то, как видят себя адыги (черкесы) сами, находясь в тесном переплетении внутриродовых и внутрикультурных связей. Самоназвание адыгов «адыгэ» - (А-рука или луч, дыгъэ - солнце или луч солнца). Адыги (черкесы) воспринимали лучи солнца за его руки которыми оно гладит природу и она в ответ расцветает. В круглом поселке каждый адыгский (черкесский) дом это луч солнца исходящий из центра поселка, где находился Храм солнца с охраняемым входом.

Черкесы и Кобанская культура

Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется 13 век. до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе - в районе Горного «локального варианта» - протовайнахи

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датирует 8 век. до н. э. , а также не могли участвовать сарматы, появление которых учёные датируют 4 век. до н. э.

Язык

Черкесы говорят на Черкесском языке абхазо-адыгской семьи языков.

В 1920-1925 гг. северокавказ­ская интеллигенция, пользуясь существовавшей в эти годы относительно большей свободой, старалась наверстать упущенное в предшествовавшие годы, но эта возможность продолжалась недолго. В 1922 г., в указанный период относительной свободы, в Кисловодске была созвана «Конференция по просвеще­нию горцев». В результате этой Конференции на Северном Кавказе были открыты школы на родных языках, а к 1925 г. создана письменность на латинской графической основе.

Быт и культура

Формы хозяйства

Основное занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей.

Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины «лъэпкъ», имевшие органы самоуправления из выходцев из родовых групп (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимство, куначество. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество. Браки заключались через уплату калыма.

Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Одежда

Название » черкесы» пошло из Османской империи. Черкесы

Традиционный мужской костюм - черкеска (цей ) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами - чтобы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (адыгское хьэзыр - готовый) - прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще - костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку. Крайние кармашки, расположенные почти подмышками, использовались для хранения сухих щепок на растопку. Позже, с появлением ружей, где порох воспламенялся не фитилем или кремнием, а капсюлем, крайние кармашки стали использоваться для хранения капсюлей. черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого цвета у князей (пщы ), красного у дворян (уэрк ), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (къэптlал ) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (гъуэншэдж, гъуэнчэдж ) с широким шагом к низу сужались. Папаха (пыlэ ) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы (упщlэ пыlэ ). Башлык (щхьарыхъуэн, шъхьарыхъон ) шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка (щlакlуэ, кlакlуэ ) - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь - чувяки (вакъэ ) шились из сафьяна красного цвета, как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы (лъей ) - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал (къамэ ) - рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненым - что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки (сэшхуэ ), но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Женская одежда была весьма разнообразна и богата украшена. Как и мужская одежда она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье - (бостей, бохуцей, зэгъалъэ, сай) длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. К рукавам крепились нарукавные подвески (lэщхьэ бэлагъ) в виде длинных лопастей, которые богато украшались вышивкой золотом. Кафтанчик - (кlэщl, кlэкlы) чуть выше колена в длину, он напоминал по покрою платье, только имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застёжек и со стоячим воротом. Шили кафтанчик из плотных материалов: шёлк, бархат… и также украшался золотым шитьём. Часто кафтанчик носили без платья, в виде верхней одежды. Девушкам в период созревания надевали кожаный корсет (хуэншыбэ, хуэнчыбэ), который стягивал грудь и стан девушки, носила его девушка до замужества, до брачной ночи… Поверх платья или кафтанчика надевали пояс (дыжьын бгырыпх) плотно обтягивающий талию, с массивной серебряной пряжкой, украшенной камнями. Ближе к 19 в. пряжки стали делать более тонкими и изящными, чаще это были работы приезжих мастеров, в начале 20 в. получили распространение новые пояса, полностью сделанные из серебра в виде скрепленных звеньев с фигурными пряжками, бытовали такие пояса вплоть до 30-х годов 20 в. Рубаха - (джанэ) была с узкими рукавами до кисти, длинной до пят, девушки из состоятельных семей шили её из дорогих, однотонных, тонких материалов: красного, белого, жёлтого цветов. Рукава таких рубах шили длинными, закрывающими кисти девушки. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос… Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки (дыщэ пыlэ) на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение (щхьэц пыщэ) которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке также крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь - (вакъэ) как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули (пхъэ вакъэ) в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески (лъэныкъуэ щlыlу) которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.

Адыги (Черкесы) носили кинжалы типа - Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Восточный кинжал типа - Джамбия был распространен у убыхов и шапсугов. Изсабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Адыги (Черкесы) всегда при себе имели небольшой нож (жан), который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Черкесы

Этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Черного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Ч. делят на три большие группы: собственно Ч. или адиге , как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком Ч. научно, впрочем, еще не установлена). В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности: абадзехи , самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта; шепсуги , населявшие долины реки Убин и ее притоков; натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до реки Туапсе и по реке Кубани до Адагума); бесленеевцы - "жители большого леса"; к западу от последних - егарукаи и мехешевцы ; еще дальше на запад, между реками Схагуаше и Пшиш - гатюкаевцы ; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой - темиргои (кемгуй); бжедухи (между реками Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов); наконец, жанеевцы , некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанском острове, и весьма смешанное племя убыхов . Ч. жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу VI в. до Р. Х. Название Ч. дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адиге. Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. - синоним разбойника; но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название керкет , которое относят именно к Ч. Греки их называли также зюхой (у Appiana). В древности территория Ч., кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в 1502 г. они занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории Ч. сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам Масуди (X в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное описание быта Ч., сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес, беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам; их похоронные обряды часто были языческие; они придерживались многоженства; жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты; роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в. другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина Ч. уже исповедует магометанство; не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь Ч., постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По заключении Адрианопольского мира в 1829 г., когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, Ч. (с территорией которых Россия граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну (см. Кавказские войны), кончившуюся эмиграцией большинства Ч. в Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости. В 1858 г. их насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс. мужчин, из коих 100 тыс. одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех Ч. насчитывалось 130 тыс., из коих большая часть (84 тыс.) - кабардинцы. Из собственно Ч. (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, шапсугов 2 1 / 2 тысячи - все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1200 душ. Абхазцы и кабардинцы описаны особо (см. эти слова). Собственно Ч.-адиге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темно-русые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью говорят: "ssé adighé - я адиге" (Шантр). Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной, чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь. Усадьба Ч. обыкновенно расположена совершению уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиной трубой. Обстановка самая незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный Ч. считал постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище Ч. очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства и охоты, Ч. культивируют пчеловодство. Еще в 50-х гг. XIX в. социальный строй Ч. напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы. Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты - такова была сложная организация Ч. В одном они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом (см.), кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка - все познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается насчет дня бегства ее из дому родителей (брак посредством умыкания практикуется у благородного сословия). Только после этого устанавливается соглашение насчет калыма (см.). Положение женщин тяжелое; на них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й половины XVIII в. Ч. все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям; но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и воззрения - смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам вод, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы, особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и т. д. Язык Ч. совершенно отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие - кабардинское; оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение произношения почти немыслимым для европейца. Имеется опыт грамматики и словаря, но научное исследование языка стоит еще на очень примитивной ступени.

Литературу см. Кавказский край, Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Географо-статистический словарь Российской Империи"), Якушкина ("Инородцы России") и Межова. Ср. также "Живописная Россия" (т. IX, ст. Берже); Ernest Chantres, "Recherches anthropol. dans le Caucase" (т. IV); Erckert, "Der Kaukasus"; "Материалы для описания местностей и племен Кавказа"; издания кавказского отдела географического общества; "Кавказский Календарь".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Черкесы" в других словарях:

    - (Адыги из КЧР) Самоназвание Адыгэ … Википедия

    ЧЕРКЕСЫ, черкесов, ед. черкес, черкеса, муж. 1. Общее название кабардинцев (верхние черкесы) и адыгейцев (нижние черкесы; линг.). 2. Название кабардинцев, живущих в пределах Черкесской автономной области. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    - (самоназвание адыге) народ в Карачаево Черкесской авт. обл. (40,2 тыс. человек); всего в Российской Федерации 50,7 тыс. человек (1992). Живут также в Турции и других странах Передней Азии, где черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа … Большой Энциклопедический словарь

    - «ЧЕРКЕСЫ», первая из дошедших до нас поэм Л. (1828); относится к числу его ранних кавк. романтич. поэм. Осн. на личных впечатлениях, а также рассказах о быте и нравах горцев, известных Л. от его родственников Е. А. Хастатовой и П. П. Шан Гирея.… … Лермонтовская энциклопедия

    - (самоназвание адыгэ) народность общей численностью 270 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 51 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкссия 40 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 150 тыс. чел., Сирия 35 тыс. чел., Ирак 15 тыс … Современная энциклопедия

    ЧЕРКЕСЫ, ов, ед. ес, а, муж. Народ, относящийся к коренному населению Карачаево Черкесии. | жен. черкешенка, и. | прил. черкесский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание адыгэ), народ в Российской Федерации (50,8 тыс. человек), в Карачасво Черкесии (40,2 тыс. человек). Живут также в Турции, Иордании и др. Язык кабардино черкесский абхазо адыгской группы иберийско кавказ ских языков. Верующие… … Русская история

    Ов; мн. 1. Народ, живущий в Адыгее и Карачаево Черкесии; представители этого народа, адыгейцы. 2. Устар. Общее название народностей, населяющих Северный Кавказ (кабардинцев, дагестанцев и т.п.); представители этих народностей. ◁ Черкес, а; м.… … Энциклопедический словарь

    черкесы Этнопсихологический словарь

    ЧЕРКЕСЫ - представители древнего народа, проживающие в настоящее время на территории Адыгеи и Карачаево Черкессии. Как показывают социально психологические исследования, черкесы отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике