Меню
Бесплатно
Главная  /  Внутренняя отделка  /  Что делать если гайка не закручивается. Как устроен гайкорез? Сильные удары молотом

Что делать если гайка не закручивается. Как устроен гайкорез? Сильные удары молотом

Заржавевшая и оттого не желающая откручиваться гайка - проблема, которая нередка для автомобилистов, слесарей, сантехников, велосипедистов. Деталь застревает на месте будто намертво. Чтобы ее расшевелить, порой уходит слишком много сил и времени. Мы же познакомим вас с несколькими способами, которые расскажут, как открутить заржавевшую гайку быстро и с минимумом усилий.

Почему ржавая гайка трудно откручивается?

В результате взаимодействия металла с кислородом во влажной среде на материале появляется характерная для него коррозия - ржавчина. Во время ее образования происходит многократное увеличение в объемах продукта окисления (той же ржавчины). "Разбухшая" таким образом гайка почти намертво сливается с болтом. Немного не рассчитав силы, вы можете легко сломать болт, пытаясь нарушить этот союз.

Но ржавчина - это далеко не единственная причина, по которой гайка не откручивается:

  • Загрязнение . Если на поверхности резьбы затесалась грязь, пыль, мелкая металлическая стружка, то это становится препятствием на пути откручивания гайки и заклинивания ее на одном месте.
  • Сильная затяжка . Туго закрученная гайка - это тоже причина безвыходного положения. Сильно затянутый металл поверхностей двух деталей, болта и гайки, прикипает к соседнему, что и ведет к тому, что открутить элемент очень сложно.
  • Некачественный инструмент . Дело может быть в том же гаечном ключе, грани которого сточены, деформированы или иным образом повреждены.

Подбор правильного инструмента

Чтобы успешно открутить заржавевшую гайку, необходимо собрать первым делом инструменты, которые подсобят вам в этом деле:

  • Накидной ключ.
  • Гаечный торцовый ключ.
  • Головки с воротком.
  • Механический гайковерт.

Не пытайтесь сдвинуть с места намертво заклинившую гайку с помощью силы! Такое воздействие приведет только к срыву резьбы, срезанию граненой части, а нередко даже и к поломке инструмента. Помочь делу прежде всего нужно с помощью накидного ключа-шестигранника. Рожковый ключ применять не стоит.

О технике безопасности

Перед тем как открутить заржавевшую гайку, прочтите эти важные пункты техники безопасности:

  • Не используйте каким-либо образом поврежденный инструмент.
  • Откручивание гайки всегда ведется против движения часовой стрелки.
  • Инструмент на детали необходимо надежно фиксировать.
  • Используйте специальные хозяйственные перчатки, чтобы не травмироваться.

Итак, если заржавела гайка, как открутить ее? Предлагаем вам несколько действенных методов.

Способ № 1: растворение ржавчины

Как открутить заржавевшую гайку? Мы не будем мучиться с инструментом, растрачивая свои силы понапрасну. А отправимся на поиски вещества, которое поможет растворить ржавчину и уменьшить силу трения. Из самых известных хорошо себя зарекомендовали:

  • Специальное средство WD-40.
  • Керосин.
  • Тормозная жидкость.
  • Бензин.
  • Очиститель карбюратора.
  • Спирт.
  • Столовый уксус.
  • "Кока-кола" и иной напиток, имеющий в своем составе фосфорную неорганическую кислоту.

Уверены, что хотя бы одно из перечисленного оказалось у вас под рукой. Далее алгоритм ваших действий несложен:

  1. Хорошо смочите гайку средством. Подождите около получаса.
  2. После этого инструментом попробуйте осторожно отвернуть деталь. Не вышло - снова обработка веществом и ожидайте.
  3. Средство будет лучше воздействовать, если вы смочите в нем ветошь или салфетку и обмотаете ею гайку.
  4. Ускорить откручивание затем можно, слегка постучав по детали молотком.
  5. Еще один эффективный способ - после воздействия раствора попытайтесь скрутить гайку сильным и резким рывком.
  6. Для маленькой гайки поможет способ "враскачку" - взад и вперед.

Способ № 2: нагревание

Когда заржавела гайка, что поможет открутить, если предыдущий способ неэффективен? Попробуйте нагреть деталь - из-за высокой температуры металл начнет расширяться, тем самым разрушая слои ржавчины. Резьбовое соединение от этого, в свою очередь, потеряет крепость.

Что можно использовать в качестве нагревателя:

  • Газовую горелку.
  • Зажигалку.
  • Строительный фен.
  • Паяльную лампу.

В крайнем случае вам поможет обычный кипяток. Будьте внимательны: не используйте нагревание в непосредственной близости с деревянными или имеющими лакокрасочное покрытие элементами.

Инструкция для ваших действий следующая:

  1. Сильно разогрейте гайку - желательно докрасна.
  2. Следующим шагом попытайтесь открутить ее ключом.
  3. В случае если гаечная или болтовая резьба повреждена, необходимо приварить к гайке торцевую головку, а затем разогреть всю эту конструкцию. Попробуйте открутить воротком.

Способ № 3: разрушение гайки

Порой на вопрос "Как открутить заржавевшую гайку?" остается один ответ - разрушить ее. Вам в этом деле поможет:

  • Зубило.
  • Болгарка.
  • Ножовка по металлу.
  • Электродрель.

И вот алгоритм действий:

  • Зубилом и молотком подготовьте канавки по граням гайки. Чем дальше вы вбиваете зубило, тем больше увеличивается диаметр детали. Итогом этого будет разрушение соединения, держащегося на резьбе. Подобного эффекта вы добьетесь, высверливая такие отверстия электродрелью. Этот случай удобен, если у вас есть достаточно места для доступа к гайке.
  • Еще один способ - орудование болгаркой или ножовкой по металлу. Вам нужно аккуратно распилить деталь вдоль оси соединенного с ней болта.

Способ № 4: закручивание

Логика проста: если гайка не поддается выкручиванию в обратную сторону, то, может быть, попробовать ее сдвинуть по резьбе в другом направлении? Как только деталь поддастся вашим усилиям, нужно стараться медленно, но верно крутить ее уже в необходимую сторону.

Способ № 5: обстукивание гайки

Как открутить заржавевшую гайку на смесителе? Любой сантехник посоветует вам пообстукивать ее.

Для этих целей идеальным инструментом послужит небольшой стограммовый молоток:

  • Наносите легкие удары поочередно по каждой из граней. Двигаясь по кругу, пройдите этот путь несколько раз.
  • Во время ваших действий в заржавевшем металле будут образовываться микротрещины, которые приведут как к деформации, так и разрушению коррозионного слоя.

Ни в коем случае не пытайтесь ударить по заклинившей гайке посильнее! Это не только не ускорит процесс, но и приведет к деформацию граней элемента, сгибанию болта или даже поломке детали, которую эту конструкция скрепляет.

Способ № 6: восковая чашечка

Заржавела гайка - как открутить? Еще один способ: из пластилина или воска слепите форму, напоминающую очертанием мини-чашечку. При этом ее бортики по высоте должны быть на несколько миллиметров выше граней гайки. В "чашечку" залейте серную кислоту и положите небольшую частицу цинка. Вы вызовете эффект так называемого гальванического элемента: кислота будет разрушать ржавчину, а катионам железа будет помогать восстанавливаться цинк. В итоге гайку можно будет открутить, не повредив кислотой деталь.

Профилактика проблемы

Чтобы в дальнейшем не мучиться над тем, как открутить заржавевшую гайку на авто, велосипеде, смесителе, при установке этой детали не забывайте предпринимать следующее:

  • Обязательно обрабатывайте резьбу смазкой: графитовой, силиконовой, тефлоновой.
  • Откажитесь от использования солидола и литола. Дело в том, что эти вещества прекрасно подходят только для динамичных, движущихся деталей, но никак не статичных, к которым и относится болт с гайкой. В нашем случае такая смазка только закостенеет и, наоборот, будет мешать откручиванию.

Надеемся, что вы нашли подходящий способ, который помог вам справиться с возникшей проблемой. Еще раз обращаем ваше внимание: не забывайте о ее профилактике!

Сначала о проблеме в общем -

Иногда для того что бы открутить большую гайку не имея подходящего ключа, проще приспособить для этого то что есть под рукой чем бегать по магазинам в поисках ключа. Сам пользуюсь вот таким не хитрым приспособлением, который Ухватывает и откручивает, любые трубы и большие гайки. При этом все что для него нужно, это кусок профильной трубы сантиметров 30-40 и мотоциклетная цепь. Подойдет и велосипедная для маленьких размеров. Цепь, одним ее концом привариваем к трубе, а второй, плотно обогнув гайку, запускаем внутрь. Делаем залом и "хомут" затягивается, а труба выполняет роль рычага. После разводного и газового ключа это наипервейший инструмент, при чем дешевый - дальше не куда.

Ну а для частного случая -

могу посоветовать следующее.

Лучший из универсальных инструментов для таких интересных мест это сантехнический ключ с самозажимной подвижной губкой. Он хорошо подлазит к таким местам.

Можно загнуть губки у тонкого гаечного ключа (бывают такие в ЗИПовских наборах мотоциклов, велосипедов и бензопил) по примеру во такого как указано на фото ниже -

Под конкретный размер гайки, находящейся в труднодоступном месте, можно сделать и вот такой "ухват" из металлической пластины толщиной 4-5 мм. на ручке и с воротком.

В основном на прижимных гайках смесителей грани на 32,36 или 38 мм. У автолюбителей может быть ступичный ключ такого размера, он тоже хорошо подойдет для этой цели. Выглядит он как на рисунке ниже. На этом же рисунке я выделил область ключа, которую можно взять за идею самодельного ключа - на подходящую по размеру трубку приварить два штифта которые будут упираться в углы граней гайки, а снизу сделать вороток.

Нередко автомобилисты сталкиваются с серьезной проблемой, срочно нужно снять вышедшую из строя деталь или пробитое колесо, а гайка прикипела «намертво». В этом случае приходится серьезно попотеть, поэтому любого интересует вопрос: как открутить заржавевшую гайку быстро с наименьшими усилиями. При этом следует учесть, что некоторые детали необходимо демонтировать аккуратно, чтобы не нарушить электронику или целостность других механизмов.

Прежде чем начать бороться с проблемой, не мешает узнать причины ее возникновения. Казалось бы, зачем, если тема статьи несколько иная. Информация о том, что является раздражающим фактором может в некоторых случают предотвратить в будущем эту проблему.

Причины появления ржавчины и накипи на гайке

Бесспорно, влага в любом виде: вода, дождь, туман, снег, является главным катализатором, ускоряющим возникновение ржавчины. Но есть еще дополнительные раздражающие факторы, которые ускоряют этот процесс:


Реалии жизни таковы, что не эксплуатируется исключительно в идеальных условиях, и как результат, все вышеперечисленные факторы могут присутствовать. Но мы, прежде всего, рассмотрим, как с наименьшими усилиями открутить гайку, а затем узнаем каким образом можно свести к минимуму эту проблему в период круглогодичной эксплуатации автомобиля.

Самые лучшие и эффективные способы раскрутить гайку

Рассмотрим различные, ведь не секрет, чем больше выбор, тем легче в экстремальной ситуации найти выход из положения. Начнем с самого действенного и удобного в использовании:

  1. Лучшим средством считается «WD-40», или другими словами проникающие , которые в настоящее время достаточно популярны, и имеются практически в любом гараже автолюбителя. Эта смазка универсальна, но что более важно удобная длинная насадка позволяет впрыснуть жидкость в труднодоступные места. В идеале, желательно хотя бы небольшой баллончик всегда возить с собой. Пригодится в различных ситуациях, помимо той, что мы обсуждаем, без труда поможет открыть заклинившие замки автомобиля или гаража.

  2. Вторыми считаются: керосин, скипидар, олеиновая кислота. Как вариант, чтобы открутить гайку можно использовать солидол или преобразователь ржавчины (эти средства в дальнейшем помогают предотвратить коррозию).
  3. Нет рядом автомагазина, поможет супермаркет, другое торговое учреждение или рынок, в которых продают уксусную кислоту и пищевую соду (в этом случае их необходимо смешать и смочить крепеж с помощью тряпки).
  4. Подручные средства, которые есть в большинстве автомобилей: тормозной жидкостью, дизельным топливом, .
  5. Если нет возможности «подобраться» к соединению, можно воспользоваться любимым инструментом медсестер (шприцем), и перечисленными в пунктах: 2, 3 и 4 обработать гайку с болтом.

  6. Неплохой эффект дает разогрев. Можно использовать паяльник, газовую горелку, и даже зажигалку. В этом случае металл расширяется, и ржавчина постепенно трескается и отпадает от резьбы. Этот метод неприменим на двигателе, системах охлаждения и смазки. Но вполне можно использовать, чтобы раскрутить , глушитель и другие наружные детали. Да и, в общем, работа с открытым источником огня может быть опасна. Поэтому все-таки лучше работать с помощью паяльника.

  7. Если уж совсем беда, и вы сорвали головку гайки, придется ее высверливать, ну это, к счастью, случается не так часто. И если не прикладывать больших усилий, а работать аккуратно, то такой проблемы не произойдет.
  8. Самый экзотический способ: залейте гайку «Кока-Колой». Это не шутка, в состав этого напитка входит ортофосфорная кислота, способная разъесть ржавчину и открутить гайку в «полевых условиях».

  9. Еще вариант: простучать, но аккуратно, гайку с разных сторон, в этом случае ржавчина может потрескаться, и резьба легче поддастся раскручиванию.
  10. Откручивать деталь, как бы враскачку: вправо-влево, маленькими шажками. Это позволит смазывающим средствам проникнуть более глубоко по резьбе и облегчит работу.

Как правило, сразу сорвать резьбу не получится. Для того чтобы добиться эффекта, необходимо не менее 20−30 минут, а то и больше, в зависимости от времени возникновения ржавчины или накипи. Чем сильнее поражена резьба, тем дольше необходимо воздействие «растворителей ржавчины».

Видео о том, как открутить заржавевшую гайку:

Если не удалось, и проблема более усугублена, то можно смочить ветошь, отмотать гайку и оставить на некоторое время (дать, по сути, откиснуть). Также важно откручивать в правильном направлении, иначе высока вероятность «сорвать» резьбу.

Категорически не советуем применять резкое охлаждение (некоторые так называемые советуют этот вариант). Может, гайка и открутится, но такой способ может негативно сказаться на дальнейшей эксплуатации автомобиля (и колесо может отвалиться из-за лопнувшей гайки, и глушитель отпасть). Причина в том, что металл из-за резкого воздействия низких температур становится хрупким.

Совет в тему: перед тем как обрабатывать различными средствами, необходимо гайку попробовать совсем немного затянуть и отпустить, это поспособствует тому, что соединение резьбы тронется с места и возникнет небольшой зазор, куда попадет химия.

Как предотвратить образование ржавчины на гайках

Есть небольшие «хитрости», благодаря которым вы можете в дальнейшем свести к минимуму вышеописанную проблему.

  • Гайки, которые крепят глушитель, перед тем как их закрутить тщательно обработайте антикоррозийной химией, а затем смажьте солидолом с добавлением графита. В дальнейшем это предотвратит их закипание.
  • Содержать в чистом виде как двигатель, так и автомобиль в целом. Налет грязи и пыли способствует образованию коррозии.
  • Выбирайте и приобретайте качественные автокрепежи. Гайки и болты должны соответствовать необходимому классу прочности и изготовлены из хорошего металла. В этом отношении не стоит экономить на креплении. Разница в цене небольшая, а долговечность и .
  • Не оставляйте автомобиль на открытых и придомовых стоянках. Мелочь, но «ночевка» в закрытом гараже, особенно в ненастную погоду, позволяет значительно повысить срок ее эксплуатации. Каждая ночь под проливным дождем или «зимовка» под слоем снега «здоровья» гайкам и машине в целом не добавит.
  • Во время работы используйте хорошие инструменты, в идеале: накидные, специальные головки либо газовые ключи. Да не спорим, они дороже, но намного более удобные, чем рожковые. И уж точно забудьте об инструментах (думаем комментарии совершенно излишни). Во-первых, это позволит хорошо затянуть гайку с правильным усилием. Во-вторых, точно подобранные инструменты исключают царапины и нарушение целостности гайки, и как результат, меньше они подвергаются коррозии.

Мы рассмотрели не только стандартные и быстродействующие способы решить проблему, но и довольно экзотические, подручные, например, «Кока-Кола» и уксусная эссенция с содой, которые можно купить в любом придорожном магазине. Благодаря таким советам вы сможете не только легко открутить гайку, но и свести к минимуму образование ржавчины во время дальнейшей эксплуатации любимого автомобиля.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

В случае, если ржавая гайка не откручивается, не расстраивайтесь – существует масса эффективных способов вывернуть ее без лишней траты сил и времени.

Почему не откручивается ржавая гайка

Основной причиной заклинивания заржавевших соединений является коррозия металла.

В процессе ржавления металла продукты его окислительной реакции, а проще говоря – ржавчина, многократно увеличиваются в объеме, намертво схватывая между собой детали, сопряженные резьбовым соединением. Еще больше усугубляют ситуацию мелкие частицы пыли и грязи, попавшие на резьбовые поверхности.

Выбор инструмента

Успешность откручивания трудно поддающихся резьбовых соединений во многом зависит от используемого инструмента. Не пытайтесь отвернуть ржавую гайку при помощи рожкового ключа.

Слабость конструкции такого инструмента приведет к тому, что губки ключа попросту разойдутся в стороны и перепрыгнут через грань гайки да и незначительная длина инструмента не позволит приложить необходимое усилие.

В такой ситуации лучше остановите свой выбор на накидных ключах или использовать набор головок с воротком – и грани гайки будут целыми, и руки.

Что касается целостности рук. Во избежание травм, при откручивании резьбовых соединений в труднодоступных местах, прикладывая рукой усилие к инструменту, избегайте посторонних предметов в направлении движения руки с ключом или воротком.

Растворение ржавчины

Если, несмотря на прилагаемые титанические усилия, гайка все же не поддается, не стоит насиловать инструмент и изнурять себя непомерными физическими нагрузками.

Смочите заржавевшую резьбу жидкостью, способной частично растворить ржавчину и тем самым уменьшить силы трения.

Арсенал таких жидкостей достаточно широк: от специальных преобразователей ржавчины и всем известного до , солярки, керосина, скипидара и тормозной жидкости.

Эффективно воздействует на ржавчину обычный и спиртовой раствор йода из автомобильной аптечки. В крайнем случае, подойдет даже Пепси или Кока-Кола, содержащие ортофосфорную кислоту.

Обильно смочив заржавленное соединение и выждав от 10 минут до получаса, берите в руки инструмент и пробуйте открутить упрямую гайку.

Если же и после этого резьба не поддается, а время позволяет, обмотайте резьбовое соединение салфеткой, смоченной в одной из перечисленных жидкостей и оставьте ее на часок-другой.

Большинство гаек после такой процедуры хоть и медленно, но откручиваются, особенно если воздействовать на них, работая инструментом взад-вперед, то есть враскачку.

Вместо откручивания – закручивание

Оригинальный и очень полезный способ, позволяющий разрушить слой ржавчины, используя вместо откручивания незначительное закручивание гайки.

После того, как гайка хоть немного сдвинется с места в сторону закручивания, она, хоть и туго, но начнет выворачиваться.

Обстукивание граней

Для этой процедуры понадобится небольшой 100-граммовый . Нанося легкие удары молотком по граням гайки, поочередно перемещайтесь от одной грани к другой по кругу.

Возникшие в процессе обстукивания микротрещины неизбежно приведут к деформации и разрушению ржавчины.

Избегайте сильных ударов , от которых могут пострадать грани гайки, согнуться болт или даже разрушиться деталь, скрепленная ими.

Нагревание

При помощи источника тепла (газовой горелки, паяльной лампы, зажигалки, спички, свечки, паяльника, строительного фена или обыкновенного кипятка) нагрейте гайку, стараясь чтобы при этом не нагрелся болт или шпилька, на которой она «сидит».

При нагревании гайка расширится и увеличится в объеме, став на несколько микрон шире болта, что значительно облегчит процесс ее откручивания.

Слой ржавчины на резьбовом соединении от неравномерного нагревания разрушится и потеряет былую крепость.

Будьте при работе с открытым огнем и нагревательными приборами!

Разрушение

Способ нежелательный, но в некоторых случаях иногда единственный, способный разрешить проблему заржавевших резьбовых соединений.

Вооружившись молотком и острым зубилом, пробейте канавки на гранях неподатливой гайки. Равномерное внедрение зубила со всех сторон приведет к ее деформации и увеличению внутреннего диаметра, что позволит без особых усилий свинтить ее с резьбы.

В конце-концов резьбовое соединение можно разрушить, или ножовкой по металлу. Гайку можно сбить, перерубив болт острым зубилом, ее можно распилить напополам вдоль оси болта, а также попытаться высверлить при помощи электродрели.

Во всех этих случаях гайка и болт, по завершении работ будут безнадежно испорченными.

Во избежание затруднений при откручивании гайки, смазывайте перед ее закручиванием резьбовые поверхности литолом, графитовой, тефлоновой или силиконовой смазками.

Пусть у вас все получится! Удачи вам!

В настоящей статье расскажем о том, как открутить прикипевшую гайку, ржавую гайку, гайку с сорванными гранями или совсем круглую. Отдельно разобраны случаи с нестандартными гайками – пластиковой и большого размера.

В материале так же описан наиболее подходящий инструмент, в т.ч. специальный инструмент, профессионально применяемый для работы с крепежом.

Материал полезен тем, кто намерен открутить крепеж коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах автомобиля, мотоцикла или другой техники.

Чем открутить гайку

Как правило, гайки откручиваются ручными слесарным инструментом – накидными или рожковыми ключами, головками с применением воротка или трещотки. Однако часто случаются и проблемные ситуации.

Как открутить гайку, когда гайка не откручивается обычным инструментом с привычным приложением сил? В этой ситуации следует из имеющегося инструмента выбрать тот, который подойдет лучше всего:

  • тонкие короткие рожковые ключи, тем более со слишком свободным (разбитым) зевом, являются худшим вариантом, от которого сразу лучше отказаться в ситуации с откручиванием ржавых прикипевших гаек (рожковые ключик приведут к сорванным граням и дальнейшим трудностям);
  • накидные ключи с удлиненной ручкой предпочтительнее рожковых, поскольку плотнее охватывают периметр гайки;
  • 6-гранный накидной ключ или головка предпочтительнее их 12-гранных версий;
  • вороток из-за простоты и прочности предпочтительнее трещотки, т.к. для последней приложение повышенных усилий может привести к повреждению механизма (особенно это касается трещоток с большим количеством зубьев, каждый из которых меньше размером и не так прочен);
  • ударный пневмогайковерт лучше справится, чем ручной инструмент;
  • в комбинации с длинным воротком или ударным пневмогайковертом лучшим решением будет головка Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям, что исключает слизывание граней гайки;
  • усилитель момента (мультипликатор) поможет приложить к большой прикипевшей гайке усилие, недоступное при использовании только физических возможностей человека.

В какую сторону откручивать гайку

В абсолютном большинстве случаев крепеж имеет правое направление резьбы: откручивать гайку нужно против часовой стрелки (смотрим на гайку со стороны свободного резьбового конца болта или шпильки, через который необходимо согнать гайку).

Соответственно, гайку с левой резьбой откручивать по часовой стрелке.

Определяясь, в какую сторону откручивать гайку, достаточно внимательно посмотреть на крепеж:

  • сбоку виден наклон витков резьбы под малым углом – откручивать гайку в сторону, в которую «поднимается» резьба;
  • даже если резьбовая часть не видна, можно увидеть нужное направление по торцевой части гайки в месте выхода последнего витка ее внутренней резьбы.

Как открутить прикипевшую гайку

Для того, чтобы открутить прикипевшую гайку, рекомендуем выполнить несколько предварительных подготовительных операций:

  • отчистить крепеж от ржавчины и грязи металлической щеткой;
  • обстучать гайку по кругу молотком, не повредив ее грани и открытую резьбу.
Решая, как открутить прикипевшую гайку, необходимо принять во внимание несколько возможных способов, исходя из фактического состояния и доступности крепежа для инструмента, состава и параметров имеющегося инструмента, целесообразности разрушения самой гайки или резьбовой части, на которой она зафиксирована.

Возможны следующие варианты открутить прикипевшую гайку:

  • применить нагрев гайки (желательно до красна и многократно);
  • нанести в щель контакта гайки с резьбой болта (шпильки) проникающий состав (WD-40, жидкий ключ или их аналоги), выдержать время, необходимое для работы препарата (от 20 минут и более от состояния крепеже и активности средства);
  • увеличить силовое воздействие на откручивание, наростив рычаг приложения сил посредством применения удлиненного инструмента (или насадки-удлинителя на инструмент обычной длины);
  • применить специальное устройство – усилитель момента (другое название – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • применить трубный ключ, зажав им гайку и приложив усилие в направлении откручивания;
  • зажать гайку в жестко закрепленные тиски и открутить, вращая всю деталь или агрегат, если это возможно;
  • зажать небольшие отдельные тиски и попробовать отвернуть гайку ими;
  • применить пневматический ударный гайковерт;
  • рассверлить резьбовой стержень, на котором застопорилась гайка.

Как открутить сорванную гайку

Повреждение граней (их срыв) доставляет серьезные затруднения. Основных решений в данном случае несколько:

  • использовать головку Super Lock (воздействует на плоскости, а не на грани);
  • зажать сорванную гайку в трубном ключе (в тисках, струбцине, плоскогубцах и т.п.) и открутить им;
  • забить сверху на гайку со слизанными гранями подходящую по размеру гайку большего размера, внутренний диаметр которой позволяет посадить ее в натяг, для дополнительной фиксации засверлить углубление в зоне соприкосновения гаек, вставив туда металлический стержень (обломок сверла и кусок гвоздя) как шпонку для исключения проворота) и открутить крепеж, применив инструмент по размеру гайки большего диаметра с рабочими гранями;
  • надеть гайку большего диаметра, сварить обе гайки вместе сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбу шпильки или болта трубкой с подходящей толщиной стенок), открутить большую гайку вместе с приваренной малой.

Как открутить круглую гайку

Для круглых гаек, когда грани срезаны и заглажены полностью предыдущими неудачными попытками, или гайка изготовлена в таком виде изначально, так же можно применить несколько подходов:

  • посадить в натяг на нее стандартную шестигранную гайку большего диаметра и на линии их контакта засверлить отверстие и фиксирующую от проворота шпонку и открутить за большую гайку;
  • при достаточной высоте боковой поверхности использовать специальный инструмент – шпильковерт;
  • надеть на круглую гайку квадратную шайбу большой толщины (сопоставимой с высотой гайки), разрезанную с одной стороны и с внутренним диаметром шайбы точно соответствующим наружному диаметру круглой гайки, зажать гайку трубным ключом или тисками, поддаваясь сжатию гайка в разрезе будет выбирать зазор до плотного охвата поверхности круглой гайки, открутить крепеж.
В последнем способе подобрать шайбу из имеющего запаса вероятность мала, поэтому ее проще изготовить самостоятельно из подходящего куска металла.

Как открутить гайку с ее нагревом

Нагревание гайки часто является доступным, простым и эффективным способом. При нагреве металла резьбовая поверхность гайки раздается, несколько разрушается коррозионное сцепление и ослабевает прихват к резьбе болта или шпильки.

Для нагрева можно использовать любой подходящий источник тепла: спички, восковую свечу, зажигалку, горелку от газового баллончика, паяльную лампу, газовый резак (осторожно, на достаточном расстоянии, чтобы не заплавить крепеж) и т.п.

Если есть возможность, то разогревать гайку лучше докрасна и открутить. Если с первого раза не получилось, то нагрев следует повторить несколько раз. Особенно это актуально может быть для гаек, посаженных на специальное средство – фиксатор резьбы.

Как открутить гайку с отмачиванием

Ослабевание прихвата крепежа с отмачиванием является дальнейшим развитием относительно быстрого (20 минут или немногим более) применения специальных проникающих составов.

Резьбовая часть гайки как правило не отличается большой высотой, поэтому при наличии достаточного времени длительного погружения в проникающий или химически активный по отношению к ржавчине состав является результативным решением.

Основных подходов два:

  • обильно смочить ржавый крепеж в зоне резьбы активным средством, обмотать доступный резьбовой хвостовик болта или шпильки в зоне гайки смоченной в этом средстве ветошью или положить ее сверху на торец (если хвостовик не выступает за плоскость гайки), закрыть целлофаном или резиной и обмотать;
  • погрузить крепеж в химию полностью.
Следует следить за тем, чтобы проникновение активного состава происходило строго по вертикали сверху вниз.

В качестве химии могут применяться:

  • проникающие составы, помимо упомянутых ранее WD-40 и средства «Жидкий ключ», могут быть использованы керосин, бензин, очиститель карбюратора, размораживатель замков и другие;
  • преобразователь ржавчины;
  • химически активные по отношению к ржавчине составы – столовый уксус, йод, спирт, кока-кола и т.п.

Как открутить большую гайку

Для больших гаек могут быть эффективны 6 основных способов:

  • применить специальный инструмент, который предназначен для ремонта и обслуживания сельхозтехники, тракторной и специальной техники – усилитель момента (иные названия – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • использовать соответствующий размеру гайки ключ с длинной рукояткой или головку с длинным воротком (при необходимости, использовать специальный удлинитель или надеть трубу подходящего размера на вращаемый внешний конец;
  • при отсутствии подходящего по размеру ключа или головки вырезать в прочной металлической полосе выемку с одного края строго по расстоянию параллельных граней гайки, создав тем самым индивидуальный ключ для большой гайки;
  • использовать зубило и молоток для ударов в грани гайки по направлению откручивания;
  • приварить электросваркой к большой гайке металлический прут (как вариант - уголок, швеллер или другой профиль) в качестве Т-образной или Г-образной рукоятки, за которую произвести откручивание;
  • если резьбовой конец болта или шпильки не выступает за наружную поверхность гайки, то можно с этой стороны высверлить в большой гайке 2 углубления, затем на таком же расстоянии высверлить 2 отверстия в полосе толстого металла (уголке или другом профиле), совместить отверстия и вставить в них металлические стержни, приложить усилие для откручивания (стержни сработают как шпонки на срез, передавая крутящий момент гайке).
Последние 2 способа можно совместить: приварить сваркой к наружной верхней плоскости большой гайки металлический профиль с плоской поверхностью, дополнительно засверлить пару отверстий и вставить плотные по размеру металлические стержни, которые будут работать как шпонки на срез при приложении усилий. Это существенно усилит сварное соединение.

Решая, как открутить большую гайку, надо исходить из необходимости соблюдения целостности гайки.

Как открутить пластиковую гайку

Пластиковые гайки, как правило, отличаются по форме и размерам рабочих поверхностей от обычных металлических гаек. Податливость материала ограничивает, хотя и не всегда исключает, применение инструмента, сжимающего с двух сторон (трубного ключа, тисков и т.п.) – нужен по возможности охват большей части периметра.

Открутить пластиковую гайку можно:

  • специальным ключом заводского изготовления, рабочая поверхность которого повторяет профиль периметра гайки;
  • самостоятельно изготовленным ключом;
  • съемником для масляных автомобильных фильтров, которые крепко охватывают окружность стальной лентой или несколькими металлическими лапками (сильнее прикладываемое усилие – сильнее охват);
  • прижать к выступам пластиковой гайки деревянные брусочки и двух противоположных сторон и вдвоем одновременно ударять молотками в направлении откручивания;
  • при небольшом диаметре – плоскогубцами с широким раскрытием;
  • трубным (газовым) ключом.
Если штатный ключ утерян, то несложно изготовить ключ своими руками из не самого труднообрабатываемого металла (стали или алюминия) или плотного пластика. Сначала разумнее из картона изготовить шаблон, проверить плотность посадки на пластиковую гайку, после чего перенести контур на подходящий кусок листового материала и вырезать с учетом ручки.

Как открутить гайку в труднодоступном месте

Для работы с труднодоступным крепежом используется специальный инструмент:

  • ключ или трещотка с короткой рукояткой;
  • трещотка с большим количеством зубьев в механизме (дает малый угол поворота, что актуально в стесненных условиях);
  • удлинители к головкам;
  • гибкие приводы для головок.
Решая, как открутить гайку в труднодоступном месте, нужно прежде всего найти подходящий инструмент – приобрести или попросить на время.

Как открутить гайку с ее разрушением или повреждением

В наиболее безнадежных случаях, когда все доступные способы и инструменты не дали результата, крепление остается разъединить разрушением крепежа:

  • надставляя зубило к граням гайки, ударять молотком по нему в направлении откручивания;
  • спилить крепеж электроинструментом с отрезным кругом;
  • спилить ручной ножовкой по металлу;
  • разрушить гайку сверлением многочисленных отверстий;
  • разрубить гайку зубилом и молотком (легче – после предварительного сверления отверстий);
  • применить специально созданный для этого инструмент - гайколом;
  • надеть гайку большего размера, сварить обе гайки вместе по периметру сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбовую часть болта или шпильки трубкой с достаточной толщиной стенок для исключения сваривания в одно целое), открутить ключом за большую гайку.

Заключение

Решая, как открутить гайку, весьма разумно сразу использовать подходящий эффективный инструмент и выполнить предварительную подготовку с учетом состояния крепежа. Неподготовленное применение грубой силы неподходящим инструментом с высокой долей вероятности может привести к повреждению граней гайки, поломке шпильки или инструмента.

Перед тем, как открутить гайку, стоит очистить резьбовую часть шпильки или болта, применить проникающий состав и только после этого прикладывать усилия. С учетом описанных в настоящей статье приемов даже самые трудные случаи могут завершиться положительным исходом, если на подготовку потратить некоторое дополнительное время.

Вернувшись к настоящей статье тогда, когда это будет нужно, можно найти необходимую подсказку в ответе на вопрос, как открутить гайку коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах.