Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Что появилось во времена древней индии. Древняя Индия – Хараппская цивилизация

Что появилось во времена древней индии. Древняя Индия – Хараппская цивилизация

Наверно, в мире найдется не так много стран, которые могут похвастаться древней историей, насчитывающей тысячи лет. Одна из них – Индия. Загадочная и непредсказуемая, она притягивает к себе историков и ученых, туристов и любителей индуизма. Расскажем немного об индийской цивилизации и истории.

Городская цивилизация впервые появилась в Древней Индии в долине реки Инд в начале третьего тысячелетия до нашей эры, на территории современного Пакистана и северо-западной Индии. Это происходило одновременно с другими ранними цивилизациями древнего мира, в и Древнем Египте, и индийская цивилизация является одной из самых ранних в мировой истории.

Цивилизация долины Инда исчезла в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. В последующие тысячи лет народ, известный как арийцы, говорящий на индоевропейском языке, переселился в Северную Индию из Центральной Азии. Они пришли в Индию как полукочевые племена во главе с вождями-воинами. Со временем они стали правителями местного дравидийского населения и образовали племенные королевства. Этот период древней индийской истории известен как ведическая эпоха, как это было изображено в самых ранних индийских писаниях, называемых Ведами. Это также был период становления, в который были заложены основные черты традиционной индийской цивилизации. К ним относятся возникновение раннего индуизма как основополагающей религии Индии и социально-религиозное явление, известное как каста.

Племенное общество ранних арийцев уступило место более сложному обществу классической эпохи Древней Индии. Этот период ознаменовался возрождением городской цивилизации на индийском субконтиненте, а вместе с ним и культуры. Это был один из самых творческих периодов в истории Индии, когда появились две новые религии-джайнизм и . Но и эта эпоха закончилась с приходом новой династии правителей — Маурьев, правивших с 317 по 180 гг.до н.э.

Самым известным из императоров Маурьи,(фактически самым известным правителем вообще в истории Древней Индии и одним из самых заметных во всем древнем мире) был Ашока (царствовал 272-232 гг. до н. э.). Он был отличным правителем: сострадающим, терпимым, твердым, стремящимся к справедливости и благополучию для всех своих подданных. Через пятьдесят лет после смерти Ашоки огромная империя Маурьев начала рушиться. Отдаленные провинции отпали, и к середине 2-го века до нашей эры империя сократилась почти вдвое.

Общество и экономика

Ведическая эпоха была “темной эпохой” в индийской истории, поскольку это было время жестоких потрясений, и никакие письменные свидетельства того периода не сохранились, чтобы пролить свет на нее. Это была, однако, одна из самых формирующих эпох древней индийской цивилизации. Что касается общества, то приход арийцев в Древнюю Индию и их становление в качестве доминирующей группы породили кастовую систему. Это разделило индийское общество на слои, подкрепленные религиозными правилами. Первоначально существовало всего четыре касты: священная каста, каста воинов, крестьяне и торговцы, а также чернорабочие. За пределами кастовой системы существовали «неприкасаемые» — отдельная каста.

Несмотря на то, вскоре арийское общество превратилось в более оседлое и более городское общество, касты сохранились. Новые религиозные движения, Джайны и буддисты, восстали против него, проповедуя, что все люди равны. Однако, каста так и не была отменена.

Правительство

Возрождение городов позволило появиться организованным государствам. Большинство из них были королевствами, но встречались и такие (редкость для Древнего Востока), которые были республиками.
В эпоху Маурьев империя была разделена на провинции, и была развита организация по сбору налогов. Также была создана обширная шпионская система. Была создана сеть дорог, идущих с юга и Севера и с востока на Запад. Маурьи опирались в своей власти на армию, которая была одной из сильнейших в древнем мире.

Религия

Цивилизация Древней Индии была удивительным источником религиозных инноваций и нововведений.
Арийская система верований вращалась вокруг пантеона богов и богинь. Также в него вошло понятие «цикла жизни» — реинкарнации души от одного существа (включая и животных, и людей) к другому. Позже идея материального мира, как иллюзии, получила широкое распространение. Такие идеи были подчеркнуты в новых учениях джайнизма и буддизма, которые также имели свои истоки в Древней Индии.

Джайнизм был основан Махавирой («великий герой», жил c. 540-468 до н.э). Он подчеркнул аспект, уже присутствующий в раннем индуизме – любовь и терпимость ко всему живому. Он также способствовал отречению от мирских желаний и аскетического образа жизни.

Одной из главенствующих религий стал буддизм. Он был основан бывшим принцем Сиддхартхой Гаутамой, получившим прозвище Будда (просветленный). Он пришел к убеждению, что крайний аскетизм не является плодотворной основой духовной жизни. Однако, как и джайны, он верил, что освобождение от мирских желаний-это путь к спасению. В повседневной жизни буддисты подчеркивали важность этого аспекта.

Буддизм и джайнизм процветали во времена империи Маурьев. Некоторые ученые считают, что именно в этот период, особенно при Ашоке, буддизм и стал основной религией в Древней Индии.

Литература

Тесно связанная с этими религиозными событиями, Древняя Индия создала фантастически богатую литературу. В течение столетий после прибытия в Северную Индию арийцы написали просто изобилие стихов, сказаний, гимнов, заклинаний, причем развивали и в устной традиции, известной как Веды. Другая литература, написанная к концу Ведической эры, — это Упанишады, сборник произведений прозы и поэзии, в которых исследуются глубокие религиозные и философские концепции, в том числе идея о том, что материальный мир является иллюзией. Позже в истории Древней Индии религиозные и другие идеи стали выражаться в коротких текстах, называемых сутрами. Самые ранние джайнские и буддийские писания были в этой форме, излагая высказывания своих основателей в краткой, содержательной форме. Наряду с этим возникла традиция сложной эпической поэзии. Наиболее известными примерами являются Рамаяна и Махабхарата. Они пересказывают известные события в полу-реальной, и полу-мифологической истории Индии.

Наряду с религиозными трудами, Древняя Индия выпускала труды по математике, медицине и политике. наверно, не стоит упоминать, что многие науки пришли к нам именно из Индии, а ученые ценились в древности на вес золота благодаря своим знаниям.

Все эти произведения написаны на санскрите, древнем языке арийцев. Это индоевропейский язык, отдаленно связанный с персидским, греческим, латинским, немецким и другими языками. Санскритская письменность была основана на арамейском алфавите, который пришел в Индию с Ближнего Востока около 6 века до н. э.

Наследие Древней Индии в мировой истории

Эволюция религиозной культуры в Древней Индии, из которой индуизм, джайнизм и буддизм стали тремя различными религиями, имеет большое значение в мировой истории. Буддизм распространился далеко за пределы индийского субконтинента (где, как ни странно, он стал религией меньшинства) и оказал глубокое влияние на общества в Китае, Японии, Корее, Тибете и Юго-Восточной Азии. В настоящее время она быстро распространяется среди народов Запада, где по некоторым подсчетам она является самой быстрорастущей религией. Взаимодействие между тремя соперничающими, но тесно связанными религиями создало богатую и терпимую интеллектуальную среду. Это привело бы к достижениям мирового значения. Индийские разработки в математике заложили основу современной западной математики, а значит и современной западной науки.

Индия — государство Южной Азии, расположенное на полуострове Индостан. Индия как государство в своих настоящих границах было создано в 1947 г., когда она британским правительством была разделена на два самостоятельных государства Индию и Пакистан. Однако нельзя забывать, что исторические и современные границы Индии различны, многие исторические области, некогда принадлежавшие Индии, сейчас входят в состав соседних государств.

Большое влияние на судьбу Индии оказали ее внешние границы. С одной стороны, Индия благодаря своим границам изолирована от внешнего мира. На северной, северо-западной и северо-восточной границах страны находятся горные хребты (Гималаи, Каракорум, Пурвачал), а с других сторон она омывается водами Индийского океана (Аравийское море, Бенгальский залив). Эта изолированность естественно отразилась на истории и культуре Индии. Исторический путь Индии уникален, а Индийская культура отличается самобытностью.

Тем не менее на территорию Индии издревле вели горные проходы, которые служили воротами в Индию как для торговых караванов, так и для армий завоевателей. В основном речь идет о северо-западной границе, где находятся такие горные перевалы как: Хайберский, Гомал, Болан, через которые с территории современного Афганистана в Индию пришли почти все завоеватели (арии, персы, Александр Македонский, Махмуд Газневидский, Мухаммед Гури, Бабур). Кроме того в Индию можно попасть с севера и северо-востока из Китая и Мьянмы.

Если говорить о морской границе Индии, то несмотря на ее большую протяженность, Индия никогда не считалась сильной морской державой. Это объясняется тем, что береговая линия слабо расчленена, поэтому естественных гаваней на побережье, где парусные суда могли бы укрыться от ветров, мало. В основном индийские порты расположены либо в устьях рек либо устроены искусственно. Трудности для мореплавателей создавали также мелководье и рифы у берегов Индии. Тем не менее попытки попробовать себя в роли мореплавателей индийцы все же предпринимали.

В истории и этнографии Индию традиционно делят на три физико-географические области: 1)Индо-Гангская равнина, 2)Деканское плоскогорье (Декан), 3) Дальний Юг.

Индо-Гангская равнина исторически является наиболее важной частью Индии, поскольку именно там всегда находились великие империи. Эта северная равнина делится на две части пустыней Тар и горами Аравалли. Западная часть орошается водами Инда, а восточная – Гангом и его притоками. Благодаря рекам почва здесь плодородная, что вело к процветанию местного населения. Именно здесь возникали великие цивилизации древности и средневековые государства. Именно Индо-Гангская долина больше всего подвергалась завоеваниям, пять решающих битв в индийской истории произошли на ее земле.

Индию можно назвать страной контрастов. Существует известная фраза «Индия – мир в миниатюре». Если говорить о климате, то в Индии он различается от сухих морозов Гималаев до тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии можно найти все три типа климата: арктический, умеренный и тропический. То же самое касается и осадков. В Индии есть очень засушливые места, такие как пустыня Тар, и с другой стороны самая влажная точка планеты — Черрапунджи.

Английский историк Смит называет Индию «этнографическим музеем», и не без причин. Индия музей культов, обычаев, вер, культур, религий, языков, расовых типов и различий. С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к разным расам (арии, персы, греки, тюрки и т.д.). В Индии проживает множество народностей, у всех у них собственные традиции, обычаи и языки. В Индии существует огромное разнообразие религиозных направлений. Сюда входят и мировые религии – буддизм, ислам, христианство; религии местного значения – сикхизм, джайнизм и множество других. Самой распространенной религией в Индии является индуизм, ее исповедует большинство индийского населения.

Хараппская цивилизация и Махенджо-Даро (2500 — 1500 г.г. до н.э)

Индийская культура и история одна из древнейших на земле. По оценкам некоторых историков индийская история не уступает по древности историям Египта и Шумера. Хараппская цивилизация в долине Инда возникла приблизительно в 2500 г. до н.э. и просуществовала приблизительно тысячелетие, т е до 1500 г. до н.э. Большинство основных городов этой цивилизации располагались вдоль берегов Инда. Первые масштабные исследования ее начались в 1921 г. Название эта цивилизация получила по названию первого найденного крупного города. Второй наиболее известный и крупный город Индской цивилизации был Махенджо-Даро (Холм мертвых).

Этнический состав населения долины Инда и его корни до сих пор остаются загадкой. Хараппская культура была городской, причем все города были построены по единому плану. Индийцы той эпохи вели активную торговлю с другими странами, занимались ремеслом, сельским хозяйством и скотоводством. У них была письменность, которая, к сожалению, не расшифрована, поэтому эту культуру изучают по археологическим находкам. Причины упадка этой цивилизации до сих пор четко не определены, но скорее всего она связана с природными катаклизмами. Последние центры Хараппской культуры возможно пали от рук ариев, которые пришли в Индии приблизительно в 1500 г. до н.э.

Ведийский период (1500 — 500 до н.э.)

Арии – это кочевые племена, которые вторглись в Индию с северо-запада, через Хайберский проход. Практически единственным источником наших знаний об этом периоде являются литературные памятники (Веды), археологические же данные очень скудны. У древних ариев не было письменности, и ведийские тексты передавались из уст в уста, позже они были записаны на санскрите. Период первых арийских поселений, который изучается по ведам, называется ведийский период. Характерной чертой ведийской эпохи является доминирование в жизни общества религии и ритуальных культов. Многие элементы из ведийской религии вошли в индуизм. Именно в этот период наметилось разделение общества на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Сама ведическая религия тоже претерпела изменения, преобразовавшись в ведический брахманизм. Главным отличием брахманизма было признание верховным богом Брахмы, в то время как в старой ведической религии верховным богом признавался Индра.

Ведийская эпоха длилась до VI в. до н.э., до образования первых государств в долине Ганга.

Появление первых государств в долине Ганга

VI в. – эпоха перемен. В этот период помимо появления первых государств, появились и новые религии, главные из которых Джайнизм и Буддизм. Буддийские и Джайнские тексты имеют не только сакральную ценность, но и историческую, поскольку информацию о государствах той эпохи мы в основном черпаем из них. По буддийским источникам в то время существовало 16 государств, которые постоянно воевали между собой. К IV в. до н.э. наметилась тенденция к объединению, количество государств уменьшилось, но политическую раздробленность преодолеть еще не удалось.

Существующая политическая нестабильность в стране сделала Индию легкой добычей для Александра Македонского, который вторгся на ее территорию в 326 г. до н.э. Далеко в глубь страны великий завоеватель не пошел, он вынужден был покинуть страну, не дойдя до долины Ганга. Он оставил в Индии некоторые гарнизоны, которые позже ассимилировались с местным населением.

С появлением новых религий(основные из них джайнизм и буддизм) ведический брахманизм уступил свои позиции, однако к 1 веку до н.э. брахманизм возрождается в форме индуизма, вбирая и ассимилируя многие народные верования и культы.

Магадха–Маурийская эпоха (IV в. до н.э. – I в.)

После ухода Александра Македонского к правителям пришло осознание необходимости объединения, и лидером объединения стал правитель государства Магадха Чандрагупта Маурья (317 г. до н.э.) – основатель династии Маурья. Столицей Магадхи был город Паталипутра. Самым известным правителем этой династии был Ашока (268 — 231 гг. до н.э.). Он прославился как распространитель буддизма, политика его государства во многих аспектах также базировалась на религиозно-этических нормах буддизма. В 180 г. до н.э. Династию Маурьев свергла династия Шунгов. Это была слабая династия, и некогда великое государство Маурьев распалось.

Эпоха Гуптов (IV – VI вв.)

До IV в. власть делили между собой кланы и племена. В 320 г. была основана новая династия Гуптов (IV – VI вв.), под их властью была создана обширная империя. Эпоха Гуптов – период расцвета, «золотой век» культуры Древней Индии. Наибольшим покровительством пользовались литература и архитектура. В VI в. империя Гуптов оказалась на грани распада и пала под натиском вторгнувшихся на территорию Индии кочевых племен (гунны).

Начало средневековой истории Индии

После падения государства Гуптов в стране началась политическая раздробленность. Первым, кто после Гуптов попытался объединить страну в рамках единого государства, был Харша (Харшавардхан), он вступил на трон в 606 г. и правил до 646 г. Именно с него принято считать начало средневековой истории Индии. Столицей государства Харши был Канаудж. Он был правителем-просветителем. Покровительствовал литературе и науке, благосклонно относился к буддизму. У Харши не было сильных приемников, сразу после его смерти его государство распалось, и вновь последовал период политического распада. В условиях феодальной раздробленности индийские правители не смогли дать отпор новой угрозе – мусульманским завоеваниям.

Мусульманские захватчики

Первыми из мусульман на территорию Индии вступили арабы. Арабы к своим завоевательным компаниям приступили после смерти Мухаммеда (632 г.). К VIII веку очередь дошла до Индии. В своих завоеваниях арабы ограничились территорией Синда. Основные их завоевания были связаны с именем Мухаммеда-ибн-Касима (712 г.). Их походы были грабительские, и арабы никаких коренных изменений в управление Индией не внесли, но они впервые организовали на территории Индии мусульманские поселения с отличной от традиционной индийской системой управления.

Следующим завоевателем был Махмуд Газневидский. Газна — это княжество в Афганистане. Первый свой поход он совершил в 1000 г., и взял за традицию ходить в Индию каждый год. Последний свой поход он совершил в 1027 г. Постепенно Газна утратила свое политическое влияние, и ее правители уступили власть другому афганскому княжеству Гур. Правители Гура также не смогли обойти своим вниманием Индию, и возглавлял эти походы Мухаммед Гури. Первый поход он совершил в 1175 г., а последний в 1205 г.. Мухаммед Гури в качестве наместника в Индии оставил своего военачальника Кутб-уд-дин Айбека, который вскоре стал править как независимый правитель, и именно с него начинается эпоха Делийского султаната.

Эпоха Делийского султаната (1206-1526 г.г.)

В Делийском Султанате было четыре династии: Гулямы (1206-1287 гг.), Хилджи (1290-1320 гг.), Туглаки (1320-1414 гг.), Сайиды (1414-1451 гг.), Лоди (1451-1526 гг.). Султаны Дели свои военные кампании больше не ограничивали северо-западом страны, а вели их по всей территории Индии. Основная цель их внутренней политики сводилась к завоеваниям, административная система султанов Дели была разрозненной и плохо контролировалась. В период Делийского султаната Индия подверглась нападению монголов и вторжению Тимура (1398-1399 гг.). В 1470 г. Индию посетил русский купец Афанасий Никитин. Но он посетил не Делийский султанат, а одно из государств на Декане – государство Бахманидов.

Империя Великих Моголов (1526-1658)

Закончилась история Делийского султаната в битве при Панипате 1526 г., когда победу над правителем из династии Лоди одержал Бабур. Он стал основателем империи Великих Моголов: Бабур (1526-1530 гг.), Хумаюн (1530-1556 гг.), Акбар (1556-1605 гг.), Джахангир (1605-1627 гг.), Шах Джахан (1627-1658 гг.), Аурангзеб (1658-1707 гг.), Поздние Моголы (1707-1858 гг.). Эта эпоха насыщена событиями как во внешней, так и во внутренней политике Индии. Военная стратегия Бабура, реформы Акбара, великие строения Шах Джахана, непримиримость Аурангзеба прославили мусульманских правителей Индии далеко за ее пределами.

Новая история Индии (1856-1947)

Новая история Индии – это эпоха европейцев. Первыми, кто открыли путь в Индию, были португальцы. Васко да Гама достиг берегов Индии в 1498 г. Они обосновались на западном побережье страны (Гоа-Диу). Их власть всегда ограничивалась береговой линией, вглубь страны они не шли. Постепенно свои приоритеты они уступили голландцам, которые начали свою деятельность с 1595 г. Еще одним претендентом на индийские торговые владения были французы, которые пришли в Индию в 1664 г.

История английской Ост-Индской компании берет свое начало с 1600 г. Отправной точкой завоевания Индии англичанами принято считать битву при Плесси 1757 г., когда английский военачальник Роберт Клайв одержал победу над правителем Бенгалии Сирадж-уд-доулой. Завершилось установление британского владычества в Индии к 1856 г. Индия стала «жемчужиной» британских колониальных владений. Она была как сырьевой базой так и рынком сбыта для Великобритании.

Индийцы не готовы были мириться со своим положением, в стране вспыхивали восстания (Великое Сипайское восстание (1857 — 1859 гг.), организовывалось национально – освободительное движение. Лидеры движения за независимость такие как: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Бал Гангадхар Тилак, Винаяка Дамодар Саваркар придерживались разных взглядов на путь к освобождению. Великий мыслитель XX века Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди) считал, что путь к свободе лежит через «ахимсу» (ненасилие). Он пропагандировал, что бойкоты и бездействие гораздо эффективнее силовых и вооруженных методов борьбы.

Демократическая республика Индии

20 февраля 1947 г. премьер-министр Великобритании Клемент Ричард Эттли объявил о готовности британского правительства предоставить Индии полную независимость самое позднее - к июню 1948 года. После переговоров со всеми заинтересованными сторонами и ряда согласований генерал-губернатор Индии Луис Маунтбеттен представил план раздела Британской Индии на два независимых государства: мусульманское и индуистское. На основе этого плана британский парламент разработал и принял Акт о независимости Индии, который получил королевское одобрение 18 июля 1947 г. В полночь 14/15 августа 1947 г. Индия стала независимым государством.

15 августа 1947 г. – День независимости Индии. Первым премьер-министром Индии был Джавахарлал Неру. Раздел Индии, осуществленный по религиозному принципу, сопровождался многочисленными жертвами. Те регионы, где большинство населения составляли мусульмане отошли к Пакистану, а остальные к Индии. Спорной территорией до сих пор остается Кашмир.

Согласно Конституции, принятой в 1950 г., Индия является суверенной федеративной светской демократической республикой. До 1990-х гг. власть в стране принадлежала партии Индийский национальный конгресс (ИНК) и клану Неру-Ганди. С 1990-х гг. Индия жила в условиях коалиционного правительства. На парламентских выборах 2014 г. решительную победу одержала Индийская народная партия (БДП), а на пост премьер-министра был избран Нарендра Моди.

краткое содержание других презентаций

«Природа и люди Древней Индии» - Главные реки. Хлопчатник. Сельско- хозяйственные культуры: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Горы… Рис. Животный мир: 1. 2. 3. 4. 5 6. Цели урока. Главное занятие - земледелие. Джунгли. Пшеница. Река Ганг. Реки: 1…. 2…. Тема урока: Природа и люди Древней Индии. Индия находится в Южной Азии на полуострове Индостан. Индия. Местоположение Индии. На севере Индии горы - Гималаи. Сельскохозяйственные культуры. Сахарный тростник.

«Государство Древняя Индия» - Инд и Ганг. Брахман. Жизнь в индийских джунглях. Местоположение и природа. Буддизм. Природные условия Индостана. Группы людей в Древней Индии. Джунгли. Тадж-Махал. Один из периодов в жизни брахмана. Древнейшие города Индии. Древняя Индия. Гималаи.

«Тест по Древней Индии» - Решение исторических задач. Бог с головой слона. Работа по карте. Священное животное в Индии. Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н. э. Где находится Индия. План урока. Прочитайте текст учебника. Что выращивали земледельцы в Древней Индии. Наиболее быстро стало развиваться хозяйство. Тестовые задания. Природа и люди Древней Индии. Какие реки протекают в Индии.

«Философия Древней Индии» - Индуизм. Назовите философские школы древней Индии. Что означает понятие "самсара" в индийской философии. Логические задачи. Атман - творческая суть души. Что такое аскеза. Ньяя. Ведическая литература как источник информации. Социальная структура общества в Древней Индии. Кена упанишада. Философия Древней Индии. Буддизм. Отрывки из текстов. Семя для продолжения рода. Локаята. Джайнизм. Сиддхартха гаутама шакья-муни.

«История и культура Индии» - Индийские княжества. Страна сказочных богатств. Бабур. Князья. Искусство. Мусульманские мотивы. Вторжение мусульман. Наука. Индия. История Индии.

«Касты в Индии» - Брахманы. Индия. Что такое касты. Касты в Индии. Древняя Индия. Человек. Легенда. Неприкасаемые находились вне каст. Легенда о происхождении каст. Касты. Земледельцы. Воины. Название каст. Слуги. Касты в Древней Индии. Уста. Будда.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,