Меню
Бесплатно
Главная  /  Пол  /  Что такое потребность в обществознании определение. Понятие потребностей

Что такое потребность в обществознании определение. Понятие потребностей

Контрольная работа

по дисциплине Психология и педагогика

на тему "Потребности. Их виды и развитие"

потребность общение мотивационный достижение

Введение

1.Определение потребностей

2.Виды потребностей

3.Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной сферы личности.

4.Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха

Список литературы.

Введение

Потребности человека не знают границ, чем больше человек имеет и знает, тем больше потребностей. В настоящее время, когда вокруг нас суетится богатый мир материальных и духовных возможностей, потребности играют особую роль – роль нашего путеводителя. Потребности – это наш двигатель, они направляют нас, заставляют идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

Но вместе с тем есть и отрицательные стороны. Потребности зачастую сбивают с толку и мешают определить истинную цель, они же прививают нам ряд комплексов и недостатков.

Мир потребностей так же богат, как и наше воображение и так как я лишь дилетант в области психологии и педагогики, предлагаю обратиться к работам известных авторов.

1.Определение потребностей

Маклаков А.Г.:»Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

2.Виды потребностей

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Различают потребности:

по сферам деятельности:

потребности труда

познания

по объекту потребностей:

материальные

духовные

этические

эстетические и др.

по значимости:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

по временной устойчивости:

устойчивые

ситуативные

по функциональной роли:

естественные

обусловленные культурой

по субъекту потребностей:

групповые

индивидуальные

коллективные

общественные

Желание (конкретизированная потребность) - потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации потребностей, одну из наиболее значимых из них предложил П. В. Симонов, он считал, что потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Не мало важный вклад в классификацию потребностей внес американский психолог А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).

Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:

    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Позже была составлена более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

    (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

    Потребность в принадлежности и любви.

    Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

    Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

    Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

    (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Потребности человека, необходимые ему для жизнедеятельности - это вода, воздух, питание и защита от экологических опасностей. Эти потребности называются основными, так как они необходимы организму.

Основные потребности отличаются от других тем, что их дефицит вызывает явный неблагоприятный исход - дисфункцию или смерть. Другими словами, это то, что необходимо для безопасной и здоровой жизни (например, еда, вода, приют).

Вконтакте

В дополнение к этому у людей есть потребности социального характера: общение в семье или группе. Потребности могут быть психологическими и субъективными, например, необходимость в самооценке и уважении.

Потребности - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда. Когда эта нужда поддерживается покупательской способностью, она может стать экономическим требованием.

Виды и описание потребностей

Как написано в учебнике по обществознанию 6 класса, потребности делятся на биологические, необходимые любому, чтобы жить, и духовные, которые нужны для познания окружающего мира, получения знаний и умений, достижения гармонии и красоты.

Для большинства психологов потребность - это психологическая функция, которая побуждает к действию, давая цель и направление к поведению. Это переживаемая и осознаваемая нужда или необходимость.

Основные потребности и развитие человеческого потенциала (обусловленные состоянием человека) малочисленны, конечны и классифицируются как отличные от общепринятого понятия обычных экономических «желаний», которые бесконечны и ненасытны.

Они также постоянны во всех культурах людей, и в течение исторических периодов времени могут пониматься как система, то есть они взаимосвязаны и интерактивны. В этой системе нет иерархии необходимостей (помимо основной потребности в существовании или выживания), поскольку одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются особенностями процесса удовлетворения.

Потребности и желания являются предметом интереса и образуют общий субстрат для разделов:

  • философии;
  • биологии;
  • психологии;
  • социальных наук;
  • экономики;
  • маркетинга и политики.

Известная академическая модель необходимостей была предложена психологом Авраамом Маслоу в 1943 году. Его теория предполагает, что у людей есть иерархия психологических желаний, которые варьируются от основных физиологических или низших потребностей, от таких как питание, вода и безопасность до более высоких, например, самореализация. Люди, как правило, тратят большую часть своих ресурсов (времени, энергии и финансов), пытаясь удовлетворить основные нужды прежде, чем желания более высокого порядка.

Подход Маслоу является обобщённой моделью для понимания мотивации в самых разных контекстах, но может быть адаптирован для конкретных контекстов. Одна из трудностей с его теорией состоит в том, что концепции «необходимостей» могут радикально меняться среди разных культур или между различными частями одного и того же общества.

Второе представление о необходимости представлено в работе профессора политической экономии Яна Гоу , который опубликовал информацию о человеческих нуждах в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния. Вместе с профессором медицинской этики Леном Дойлом он также опубликовал «Теорию человеческой нужды».

Их взгляд выходит за рамки акцента на психологию, можно сказать, что потребности индивида представляют собой «затраты» в обществе. Тот, кто не может удовлетворять свои нужды, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гоу и Дойла , каждый имеет объективную заинтересованность в предотвращении серьёзного вреда, который мешает ему стремиться к достижению своего видения того, что хорошо. Это стремление требует способности участвовать в социальной обстановке.

В частности, каждый индивидуум должен обладать физическим здоровьем и личной автономией . Последнее включает в себя способность делать осознанный выбор того, что следует делать, и как его реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможностей для участия в деятельности общества и принятия коллективных решений.

Вопросы удовлетворения потребностей

Исследователи выделяют двенадцать широких категорий «промежуточных необходимостей», которые определяют как удовлетворяются нужды в физическом здоровье и личной автономии:

  • адекватная пища и вода;
  • адекватное жилище;
  • безопасная рабочая среда;
  • одежда;
  • безопасная физическая среда;
  • соответствующее медицинское обслуживание;
  • безопасность в детстве;
  • значимые первичные отношения с другими;
  • физическая безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • безопасный контроль рождаемости и деторождение;
  • соответствующее базовое и межкультурное образование.

Как определяются детали удовлетворения

Психологи указывают на рациональную идентификацию нужды, используя современные научные знания, рассмотрение фактического опыта людей в их повседневной жизни и демократическое принятие решений. Удовлетворение человеческих нужд нельзя навязывать «сверху».

Лица с большими внутренними активами (например, образование, психическое здоровье, физическая сила и т. д.) имеют больше возможностей для удовлетворения своих желаний и нужд.

Другие виды

В своих работах Карл Маркс определял людей как «нуждающихся существ», испытавших страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих нужд, которые были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными необходимостями.

Согласно Марксу, развитие людей характеризуется процессом удовлетворения их потребностей, они развивают новые желания, подразумевая, что в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Если нужду в питании люди удовлетворяют благодаря растениеводству и животноводству, то для удовлетворения духовной жажды требуется более высокий уровень общественного самопознания.

Люди отличаются от других животных, потому что их жизнедеятельность, работа диктуется удовлетворением необходимостей. Они являются универсальными природными существами, способными превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности.

Условия для людей, как социальных существ, даются трудом, но не только работой, поскольку невозможно жить без отношений с другими. Работа является социальной деятельностью, потому что люди работают друг с другом. Люди также являются свободными сущностями, способными в течение своей жизни достичь объективных возможностей, порождённых социальной эволюцией, на основе их сознательных решений.

Свободу следует понимать как в негативном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в позитивном смысле (господство над естественными силами и развитие человеческого творчества основных человеческих сил).

Подводя итог, нужно отметить что основные взаимосвязанные черты людей заключаются в следующем:

  • люди - это сознательные существа;
  • люди - это социальные существа.

Люди склонны к универсальности, которая проявляется в трёх предыдущих чертах и ​​делает их естественно-историческими, универсальными сознательными сущностями.

Модель необходимости Розенберга

Модель Маршалла Розенберга «Сочувствующая коммуникация», известная как «Ненавистная коммуникация», определяет различие между универсальными потребностями (что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения своих нужд. Чувства воспринимаются ни как хорошие, ни плохие, ни правильные, ни неправильные, а как индикаторы того, удовлетворяются человеческие потребности или нет. Особо выделяются жизненные потребности.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Они могут включать спрос на конкретный вид бизнеса, на определённую правительственную программу или организацию или на людей с особыми навыками. Этот пример и представляет логическую проблему овеществления.

Здравствуйте, друзья. Сегодня речь пойдет о человеческих потребностях. Эх, сколько всего и сразу мы хотим! Причем иногда желания меняются буквально со скоростью света (особенно это касается прекрасной половины человечества).

Но существует несколько основных потребностей, которые практически каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Рассмотрим их более детально.

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других потребностей.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

  • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
  • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
  • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека на протяжении всей жизни – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)

Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители. То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.

Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

Первичные (врожденные) потребности человека

Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище). Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности. Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне). Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

Вторичные (приобретенные) потребности человека

Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности). После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений. Он ищет такую социальную группу, которая удовлетворит эти потребности и избавит от чувства одиночества. В частности, такую роль играют различные организации, группы, кружки, клубы по интересам.

Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.

Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

  • 85% физиологические
  • 70% безопасность и защита
  • 50% любовь и принадлежность
  • 40% самоуважение
  • 10% самореализация

Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.

Говоря о потребностях человека, подразумевают различные виды нужд , которые бывают как осознаваемые, так и неосознаваемые.

Именно они являются источником порождений чувств, эмоций, желаний, стремлений и катализатором активности с целью их удовлетворения.

Что это такое?

Что означает понятие «потребность»? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.

Если в определённый момент они отсутствуют — это вызывает состояние нужды.

В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.

Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.

Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.

Удовлетворение потребности сопровождается положительными эмоциями, в противном случае — отрицательными.

Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении , другие по ходу дальнейшей жизни.

С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.

Классификация

Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.

Основные виды потребностей:


По Симонову

В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:

  • для других;
  • для себя.

Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.

Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму .

При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.

Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:

  • профилактика и лечение психических расстройств;
  • предотвращение асоциального и неадекватного поведения;
  • правильное воспитание.

Понятие иерархии

Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу . Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде , которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.

Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.

Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.

Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:

Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.

Находятся на пятом уровне. Здесь находятся:

  • самоидентификация;
  • самовыражение;
  • самореализация;
  • самоутверждение;
  • саморазвитие.

Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены .

В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.

Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.

Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей , в соответствии с которой они живут.

Различия между низшими и высшими

Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела .

Необходимость в базовых условиях для выживания — еде, воздухе, воде — определена самой природой.

В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки , необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.

Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации — это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.

Объекты и средства удовлетворения

Для физического выживания и комфортного существования человек нуждается в удовлетворении потребностей. Для достижения этой цели люди осваивают различные средства и обучаются разным способам достигать желаемого.

Объектами и средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага. Это вещи или средства, которые предназначены для удовлетворения определённых человеческих потребностей.

В этом качестве выступают:


  • духовные;
  • интеллектуальные,
  • образовательные и информационные.

Варианты выявления

Какими способами можно выявить потребности людей? Природные потребности наиболее полно описаны Маслоу.

Они характерны для подавляющего числа людей . Эффективный способ выявления потребностей является тщательный анализ характеристик и действий конкретного человека:

  • мотив;
  • доминанта;
  • обычаи;
  • навыки;
  • вкусы.

Природные потребности являются неотъемлемой частью существования человека. Не имеет значения, на каком уровне он находится в данный момент и в чём испытывает нужду.

При возникновении трудностей с удовлетворением базовых потребностей, индивидуум спуститься на ступень ниже . И будет там находиться, пока не удовлетворит эту потребность в полной мере.

Фундаментальные потребности человека и их удовлетворение:

Человеческая личность многогранна. Характер образно представляет из себя своеобразное лоскутное одеяло, сшитое из множества черт, привычек и характерных особенностей человека. Индивид - сложный организм, изучение которого в психологии является весьма длительным процессом.

На протяжении истории учёные всегда задавались самыми разными вопросами, касающимися человеческой личности. Черты характера, привычки, особенности менталитета и так далее - всё это подвергалось изучению, проводились исследования, тестирования и эксперименты. Всё это для лучше изучения личности человека, природы его сущности, а также для выявления тенденция дальнейшего развития индивида.

Потребности человека также изучаются, ведь они являются проявлением его личности . Индивид идёт на поводу своих нужд. Именно они толкали многих людей на осуществление самых различных открытий, которые сейчас активно используются современным обществом.

Но что такое потребность человека? Как можно обозначить определение данного термина? Какие потребности существуют? Какие критерии для разделения нужд можно выделить? Об этом и пойдёт речь в этой статье.

Определение потребностей

Для начала стоит привести определение данного понятия в психологии. Что такое потребности человека? Это позволит лучше понять суть рассматриваемого термина, а затем уже примерно обозначить последующие вопросы для изучения.

Человеческие потребности - это определённое состояние индивида , характеризующееся зависимостью от внешних жизненных условий и кондиций развития. Иными словами, это ощущение необходимости удовлетворить свои внутренние запросы, возникающие на ментальном и физическом уровнях, в психологии индивида.

Если рассматривать базовые, или начальные, нужды , которые могут возникнуть у любого индивида, то можно выделить следующие:

Конечно, стоит учесть, что некоторые указанные здесь потребности могут не восприниматься некоторыми людьми в качестве базовых. Например, нужда в продолжении рода воспринимается некоторыми индивидами, как необязательная и ненужная . Также есть люди, которые просто не имеют желания удовлетворять свои половые потребности, потому что их просто нет. Бывают разные случаи, но предложенный выше список является перечнем самых базовых потребностей, которые испытывает большинство людей со стандартной психологией.

Если рассмотреть вышеуказанный список, то можно отметить следующее: в принципе, практически все нужды, указанные в перечне, отвечают не только людям, но большинству других существ.

Классификация потребностей

Все существующие потребности индивида можно разделить на три группы. Эта научная классификация предполагает наличие именно трёх основных видов нужд, которые можно рассматривать отдельно по определённому принципу.

Итак, согласно это научной классификации, человеческие потребности бывают трёх видов:

Все вышеуказанные виды потребностей являются необходимыми для полноценной жизнедеятельности л юбого индивида. Также удовлетворение этих нужд позволяет в дальнейшем развиваться и достигать новых целей взамен уже достигнутых.

Как можно заметить из списка видов потребностей, они взаимодополняют друг друга. К примеру, неудовлетворение биологических нужд ведёт к невозможности достижения социальных задач, а также удовлетворения духовных потребностей. Голодный и испытывающий жажду человек вряд ли сможет реализоваться в обществе, и к тому же ещё самосовершенствоваться и творчески развиваться.

Интересы

Ещё одно понятие, которое стоит рассмотреть в рамках этой темы, это интересы. У каждого человека есть свои интересы, нередко их могут путать с потребностями , но следует помнить, что есть определённые различия у этих терминов.

Интерес к определённому объекту - позиция индивида с точки зрения его способностей и запросов. И вот тут прослеживается связь между потребностями и интересами. Да, эти понятия не являются взаимозаменяемыми. Но взаимодополняющими - уж точно. Нужно отметить, что интересы не существуют без нужд, а те, в свою очередь, не могут без интересов. Направление и характер интересов зависят от социальной группы и статуса индивида.

Интересы можно разделить по их направленности:

  • Социальные;
  • Духовные;
  • Политические.

Если же разделить все интересы согласно другой классификации, а именно по социальной принадлежности индивида, то можно получить следующий список:

  • Индивидуальные;
  • Групповые;
  • Общественные.

Интересы индивида могут носить сугубо стратегический характер . В таком случае человек может ради их достижения поступиться интересами других людей. Именно поэтому каждый индивид должен позаботиться о создании определённых личностных интересов, которые не позволят помешать другому человеку в преследовании своих интересов. Достижение своих целей не должно предполагать вмешательство в достижение целей другого человека. Не стоит пренебрегать нормами морали и существующими жизненными ценностями. Но это уже вопрос психологии каждого отдельного индивида.