Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  Дать определение цивилизация. Что такое цивилизация

Дать определение цивилизация. Что такое цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, -и, ж. 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации. 2. ед. Современная мировая культура (в 1 знач.). 3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.


Смотреть значение ЦИВИЛИЗАЦИЯ в других словарях

Цивилизация — ж. общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.
Толковый словарь Даля

Цивилизация — и (устар., по фр. произношению) Сивилизация, цивилизации, ж. (от латин. civilis - гражданский). 1. только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного........
Толковый словарь Ушакова

Цивилизация Ж. — 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. 2. Современная мировая культура, прогресс, просвещение. 3. Третья - следующая за дикостью и варварством........
Толковый словарь Ефремовой

Сакральная Цивилизация — (от слова "sacrum", "sacro" (лат.) - "священный", "святой", "освященный") - такая цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает........
Политический словарь

Цивилизация — (лат. civilis гражданский)- 1) синоним культуры; 2) уровень развития общества и культуры; 3) ступень развития общества, следующая за варварством (по классификации Л.Моргана).
Политический словарь

Цивилизация — -и; ж. [от лат. civilis - гражданский]
1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией.........
Толковый словарь Кузнецова

Хараппская Цивилизация — археологическая культура бронзового века (сер.3-го - 1-я пол. 2-го тыс. до н. э) в Индии и Пакистане. Название понаходкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов........

Цивилизация — (от лат. civilis - гражданский - государственный),..1) синонимкультуры...2) Уровень, ступень общественного развития, материальной идуховной культуры (античная цивилизация,........
Большой энциклопедический словарь

Ахейская (микенская) Цивилизация — Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э., по-видимому, с севера, из района придунайской........
Исторический словарь

Древнейшая История Шумера, Шумерская Цивилизация — Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия.
В начале III тысячелетия до н. э. Двуречье ещё не было политически объединено и на его территории находилось несколько........
Исторический словарь

Древнейшая Цивилизация В Долине Инда. Культура Хараппы — Период энеолита и бронзовый век на северо-западе Индии
Древнейшие энеолитические поселения пока обнаружены на западной окраине долины Инда. Хотя климат в Северо-Западной........
Исторический словарь

Индская Цивилизация — Самые ранние поселения земледельцев в Индостане относятся к IV тысячелетию до н.э., периоду позднего неолита; с переходом к медному веку (конец IV - начало III тысячелетия........
Исторический словарь

Минойская (критская) Цивилизация — Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет........
Исторический словарь

Ориентализирующая Цивилизация. Тартесс — Финикийские колонии связывали культурные страны Восточного Средиземноморья с более отсталым населением западных и центральных районов средиземноморского мира и........
Исторический словарь

Хараппская Цивилизация — цивилизация долины Инда, - 1) высокоразвитая гор. цивилизация, существовавшая примерно с сер. 3-го тыс. до н. э. до 17-16 вв. до н. э. на С.-З. Индостана. Совр. исследования, однако,........

Цивилизация — (от лат. civilis - гражданский, государственный) - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его ист. развитии, уровень обществ.........
Советская историческая энциклопедия

Хараппская Цивилизация — - археологическая культура бронзового века середины З-го-1-й поло-вины 2-го тысячелетия до н. э. в Индии и Пакистане Название по находкам в Хараппе. Руины городов крепостей, морских портов и др.
Исторический словарь

Цивилизация — – гражданский, государственный – синоним культуры. Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры: античная Ц., современная Ц. Ступень общественного........
Исторический словарь

Аграрная Цивилизация — форма общества, в особенности традиционного, основанного в большей мере на сельскохозяйственном и ремесленном производстве, нежели на промышленном. Главные доиндустриальные........
Философский словарь

Восточная Цивилизация — общая характеристика цивилизаций Индии, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, имеющих общие черты в генезисе, функционировании и развитии. К ним относятся: установка........
Философский словарь

Информационная Цивилизация — - складывающаяся в настоящее время на планете структура общества, обусловленная высокой производительностью труда, причем в сферах, не связанных с обработкой информации,........
Философский словарь

Либеральная Цивилизация — - одна из основных форм цивилизаций человечества, характеризуемая господством либерального нравственного идеала. противоположность традиционной цивилизации основана........
Философский словарь

Цивилизация — (от лат. ciwlis - гражданский, государственный) - англ. civilization; нем. Zivilisation. 1. См. КУЛЬТУРА. 2. Уровень, ступень обществ, развития материальной и духовной культуры, связанный........
Социологический словарь

Цивилизация Риска — - возникшая в 1980-е и широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии,........
Социологический словарь

Цивилизация Человеческая — - то, что людьми уже создано - осталось создать человечную...
Социологический словарь

Ненасильственная Цивилизация Махатмы Ганди — Не исключена, однако, и вероятность выбора восточными народами иных парадигм. Во всяком случае поиск в этом направлении идет. Делаются заявки на открытие новых цивилизационных........
Философский словарь

Промежуточная Цивилизация — - особая переходная форма от традиционной к либеральной цивилизации, от господства инверсионной логики к медиационной, характеризующаяся мучительной неспособностью........
Философский словарь

Сакральная Цивилизация — (лат. "sacrum", "sacro", "священный", "святой", "освященный") - цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает полный и общеобязательный........
Философский словарь

Цивилизация — - основная типологическая единица человеческой истории. основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему развитию, т.е. уровень........
Философский словарь

Цивилизация (от Лат. - Гражданский) — - межэтнич. культурно-истор. общность людей, основания и критерии для выделения к-рой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина.........
Философский словарь

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова цивилизация

цивилизация в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

цивилизация

ж. общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

цивилизация

и (устар., по фр. произношению) Сивилизация, цивилизации, ж. (от латин. civilis - гражданский).

    только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (науч.). Дикость, варварство и цивилизация.

    Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности.

    только ед. Употр. как обозначение современной европейской культуры. Он был не чужд европейской цивилизации. Чехов. Сивилизация - это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь. Салтыков-Щедрин. Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо. Ленин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

цивилизация

    Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.

    ед. Современная мировая культура (в 1 знач.).

    Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

цивилизация

    Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.

    Современная мировая культура, прогресс, просвещение.

    Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный)

    синоним культуры.

    Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

    В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Цивилизация

(от лат. civilis ≈ гражданский, государственный),

    синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

    Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Ц., современная Ц.).

    Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

    Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура». Французские Философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие «Ц.» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Ц. не было господствующим, Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или Ц., согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц., имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера Ц. ≈ это определённая заключительная стадия развития любой культуры. Её основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры. Эти и др. идеалистические концепции не раскрывают природы Ц., действительной сущности её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития Ц., обосновав необходимость революционного перехода к новому её этапу ≈ коммунистическому обществу.

    Лит.: Маркс К., Конспект книги Моргана «Древнее общество», Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М., 1935; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Артановский С. Н., Историческое единство человечества и взаимное влияние культур, философско-методологический анализ современных зарубежных концепций, Л., 1967; Einge К. A., Die Frage nach einern neuen Kulturbegriff, Meinz, 1963.

Википедия

Цивилизация (значения)

Цивилизация :

  • Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество.
  • Цивилизация - ведущая российская телекомпания, специализирующаяся на производстве научно-просветительских программ и фильмов.
  • Цивилизация Mare Nostrum - настольная игра в жанре пошаговой стратегии.

Цивилизация

  1. общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой;
  2. историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса;
  3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания);
  4. локализованное во времени и пространстве общество . Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Одним из первых термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость - варварство - цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII - начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX - начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» всё больше стали подразумеваться «локальные цивилизации».

Примеры употребления слова цивилизация в литературе.

Хотя Корпоративный Сектор Автаркия и включал в себя десятки тысяч звездных систем, он представлял собой не более чем небольшое звездное скопление среди неисчислимого количества солнц, известных цивилизации .

Железная дорога из Бомбея в Аллахабад проходит через эту страну от юго-запада к северо-востоку, есть даже ветвь до центра Нангапурской провинции, но племена остались дикими, не поддаются цивилизации , с негодованием несут европейское иго.

Сама мысль о том, что Техно-Центр, эта конгрегация ИскИнов, которая консультирует Сенат и Альтинг, обеспечивает работу нашей экономики, нуль-сети - по сути, всей нашей технической цивилизации .

Там дотлевали книги, обращенные дымом труды Синессия и Златоуста, Пселла и Амартола, Ареопагита и Василия Великого, христианских богословов и греческих философов, труды ученых риторов, мыслителей и поэтов, скопленные за полторы тысячи лет античной и христианской цивилизаций .

Якобы, анархизм проповедует разнузданность народных страстей, направленных против общественного спокойствия, культуры и цивилизации .

Потому что это -- пост-европейская цивилизация ,-- отозвалась Анат с понимающей усмешкой кухонной сплетницы и отхлебнула.

Однако, несмотря на все свои преимущества и успехи в завоевании финикийской части побережья, где Ливанские горы круто спускаются к морю, египетская культура не получила широкого распространения в Сирии, тогда как намного более отдаленная шумерская цивилизация преуспела в своих аннексионистских устремлениях и существенно расширила своп владения за счет Сирии.

Телескоп Аресибо, работая в режиме радара, способен послать в заданном направлении один мегаватт мощности, думала она, тогда цивилизация , даже чуть опережающая нас, может передать сотни мегаватт или более!

Если такая цивилизация наведет на Землю радиотелескоп размером с Аресибо, земная обсерватория обнаружит аналогичный источник в любом месте галактики Млечного Пути.

Но Арт был дитя цивилизации , в единственное, что она дала ему, - это умение сдерживать свои импульсы.

Но если на территории Египта была одна из древнейших цивилизаций планеты, то в Атакаме во все времена обитали примитивные охотники и рыбаки, которые отнюдь не могли владеть столь тонким искусством бальзамирования.

В нашей цивилизации не всегда одни и те же тексты требовали атрибуции какому-то автору.

Наконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации .

Достаточно мощный радиоприемник в районе Ахернара в настоящий момент может принимать радиосигналы, распространявшиеся по Земле в 1938 году - неопровержимое доказательство существования технологической цивилизации .

Его ведущий тезис -- о бездушии буржуазной цивилизации , о тем, что богатство материальное не гарантирует богатства духовного, о том, что достижения и прогресс оказываются, с другой стороны, одичанием.

Культурных и материальных ценностей, организаций управления обществом. Это определенные приоритетные направления, формы деятельности и нормы, представленные в и различных материальных предметов.

  1. Культура - это совокупность норм, правил и ценностей, закрепившихся в сознании и практике общества. К примеру, это язык, литература, тип мышления, техника, наука и традиции.
  2. Идеология - это система общественных теорий, идей и взглядов. В частности, сюда можно отнести политические взгляды, религию, эстетику, мораль, философию и право.
  3. Экономика - это система управления хозяйством. В частности, это разделение труда, способы производства и формы собственности.
  4. Политика - это система управления государством. В частности, это партии, государственный строй, социальные институты и административное искусство.

Понятие цивилизации применимо и к различным обществам, вышедшим за рамки уровня первобытнообщинного строя. То есть это стадия развития человечества, идущая вслед за варварством, примитивностью и дикостью.

Рассмотрим основные признаки цивилизации. Это наличие городов, являющихся центрами культурной и экономической жизни, разделение физической и умственной деятельности, появление письменности. Понятие цивилизации не является модельным. Следовательно, здесь можно говорить о разных которые можно отнести к цивилизованным. Рассмотрим В различные временные отрезки в мире существовали католическая, китайская, античная, древнеегипетская, исламская цивилизации. Все они обладали собственными отличительными признаками, но также имели много общего.

Цивилизации подразделяются на два основных типа. Во-первых, это первичные цивилизации. Возникают они в этнической среде и также подразделяются на два уровня. Материнские и исходные цивилизации возникают спонтанно. Дочерние цивилизации образуются от обществ исходного типа в результате взаимодействия этнической периферии и социокультурного фактора.

Во-вторых, это вторичные цивилизации. Возникают они в результате качественной перестройки и совершенствования соционормативных традиций, норм и принципов в уже достаточно развитых обществах.

И цивилизации имеет некоторые признаки. К примеру, это распространение своих социальных норм, основанных на определенном образе жизни. То есть имеет место тенденция объединения цивилизаций в одно целое. Чаще всего происходит это посредством длительных войн.

Каждая цивилизация создает вокруг себя социокультурное поле, оказывающее влияние на соседние этносы. В развитом обществе имеются религиозная и этическая системы, выражающиеся в правилах, традициях, ценностях и нормах.

Чем обусловлено различие основных признаков цивилизаций? Стоит помнить, что каждое общество формируется в уникальных условиях. На развитие цивилизации влияют экономический и культурный потенциал, историческое окружение в виде различных этносов, природный ландшафт и даже климатические условия.

Итак, мы рассмотрели основные признаки развитых обществ. Здесь стоит вспомнить еще одно важное определение. к развитию общества имеет несколько важных отличительных признаков. Во-первых, он делает из человека творца истории и прогресса. Во-вторых, в цивилизационном подходе важную роль играет духовный фактор развития общества. В-третьих, также учитывается уникальность истории отдельных народов, обществ и стран.

СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТЫЙ КОЛЛЕДЖ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: “ОБШЕСТВОЗНАНИЕ”

НА ТЕМУ: “Что такое цивилизация ?

История возникновения данного понятия .

Выполнил студент 13 гр.

Андросов Сергей Николаевич

Проверил преподаватель

Науменкова В.Н.

СМОЛЕНСК 2004 г.

ПЛАН

1) Значения слова “цивилизация”………….(9)

2) История возникновения цивилизации….(4)

3) Понятие Цивилизации…………………….(8)

4) Заключение…………………………………(11)

5) Список литературы………………………..(12)

1)Значения слова “цивилизация”

Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,- всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности.

Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии.

Итак, Цивилизация это исход и завершение культурных поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.

2) История возникновения цивилизации.

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвы­чайно большую семантическую и этимологичес­кую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отече­ственной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация» появилось во французском язы­ке в середине 18 в.; лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в един­ственном числе как противоположная «варварству» ста­дия всемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, ос­нованное на разуме и справедливости.

В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистичес­кой. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской револю­ции, установившей новый порядок на развалинах ста­рого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху путешествий», который обна­ружил огромное разнообразие нравов и человечес­ких установлений вне Европы и то, что цивилиза­ции, оказывается, могут умирать.

В связи с этим стала складываться «этнографичес­кая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа - своя циви­лизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальта­цией народного духа понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку раз­решить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этно-исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилиза­ции, а с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общест­ва, следующей за дикостью и варварством.

Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:

а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);

б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);

в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеоб­щего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух яв­лений. социальных и интеллектуальных, является осно­вой развития цивилизации.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и четко выраженные параметры тех­нологического развития.

М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности об­щества тремя основными компонентами: техникой, соци­альной организацией и философией, причем техника у него определяет остальные компоненты.

Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от истории цивили­зации. поскольку теория есть единое учение о цивилиза­ции вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.

Главная проблема науки о цивилизации - происхожде­ние и природа ее многообразия. Содержание всеобщей ис­тории - изучение борьбы цивилизаций, их развития, а так­же история возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что цивилизация.

во-первых, - это особое состояние групповой жизни, ко­торое может быть охарактеризовано с разных сто­рон; «особая форма организации коллективности лю­дей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация - это социальная целостность;

во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями - блага (мо­рали) и истины; а внешняя, или телесная - катего­риями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Эти пять категорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченнос­ти методов как способов связи факторов жизни соот­ветствует неограниченное количество цивилизаций.

В отечественной литературе также существует раз­личное понимание того, что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма счи­тают, что решающее воздействие на характер цивилиза­ции оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на фор­мы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).

Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

Однако в целом у нас преобладает культурологичес­кий подход к определению понятия «цивилизация». В боль­шинстве словарей это слово интерпретируется как сино­ним понятия культура. В широком смысле под ним под­разумевают совокупность материальных и духовных до­стижений общества в его историческом развитии, в узком -только материальную культуру.

Поэтому большинство ученых склонны определять ци­вилизацию «как социокультурную общность, обладаю­щую качественной спецификой», как «целостное кон­кретно-историческое образование, отличающееся харак­тером своего отношения к миру природы и внутренни­ми особенностями самобытной культуры».

Культурологический путь к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к его культурным ха­рактеристикам. Тем самым цивилизационный подход ото­ждествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, что еще в XIX - начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру противопоставляли понятию «цивилизация».

Так, уже у Канта намечается различие между понятия­ми цивилизации и культуры. Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элемен­тов, противопоставляет ее культуре, как царству органи­чески-жизненного. Поэтому он утверждает, что цивилиза­ция - это заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искус­ства и литературы.

Кроме того, некоторые ученые независимо от их пред­ставлений о том, что лежит в основе цивилизации, рас­сматривают ее как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксиро­вать то, что получило название матрицы или «доминант­ной формы интеграции» (П. Сорокин).

Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

Таким образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический подходы представляют собой различ­ные способы научной интерпретации истории. Цивилиза­ционный подход ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной ин­теграции. Культурологический - на изучение культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной цивилизации могут выступать разные основания.

3)Понятие Цивилизации

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, бога­тый этноисторический материал, полученный в «эпоху пу­тешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в ос­нову которой было положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация
(Т. Жуффруа).

Из истории России мы должны помнить, что такое цивилизация. Но многие могут задаваться вопросом, что такое цивилизация кратко, как ее можно охарактеризовать, не углубляясь в далекую историю. В статье мы попытаемся дать краткие ответы на вопросы и четко донести до читателя, что такое цивилизация, какой она бывает.

Основные определения цивилизации

  • Цивилизацией называют сообщество людей, которые на протяжении определенного времени поддерживали одни интересы, имели свои взгляды на экономику, культуру, делились общими идеалами, моральными ценностями, а также ментальностью.
  • Цивилизация – это понятие, которое было введено в научный словарь еще в 1756 году. Этим занимался французский просветитель Мирабо. Это определение французские просвитяне трактовали, как общество, которое было основанное на начале справедливости и разума.
  • Цивилизация – это определенная степень развития человечества, во времена которого общество начинает стремительно развиваться и добиваться определенных вершин на своем личном грунте.

Это три основные понятия цивилизации, которые помогут нам разобраться в сущности и понятиях этого термина. Чтобы дать полный и структурированный ответ, стоит изучить эти три определения и составить единое.

Ученые тех времен выделяли четыре цикла развития цивилизации, определим им:

  • Зарождение.
  • Развитие.
  • Расцвет.
  • Угасание.

Каждый цикл внес свои коррективы в общество, поэтому о них стоит всегда помнить. Если вы выучите или хотя бы вдумаетесь в три определения, приведенные в начале статьи, то сможете понять значение цивилизации во всех ее проявлениях.


Чтобы максимально точно понимать, что обозначает цивилизация, стоит обратить большое внимание на связь культурных норм, которыми живет определенный народ или страна. Сегодня из истории можно отметить следующие цивилизации, которые имеют личные традиции и взгляды на жизнь:

  • Ассирийская.
  • Шумерская.
  • Индийская.
  • Китайская.
  • Древнеегипетская.

Если же определенный народ вдруг станет принимать традиции другого народа, или же разделять их с ними, то он уже перестанет функционировать, как что-то единое и не повторное. Такая страна теряет право быть самостоятельной цивилизацией, и по отношению к ней данный термин уже применен не может быть.