Меню
Бесплатно
Главная  /  Пол  /  Евфросиния колюпановская. Евфросиния Колюпановская (в миру Евдокия Григорьевна Вяземская): жизнеописание, святой источник

Евфросиния колюпановская. Евфросиния Колюпановская (в миру Евдокия Григорьевна Вяземская): жизнеописание, святой источник

Почитаемый источник, находится в Тульской области в селе Колюпаново, в Свято-Казанском женском монастыре. В монастыре почитается подвижница и прозорливица, блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская, фрейлина императрицы Екатерины II.

Блаженная старица Евфросиния подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре в Серпухове с 1806 по 1845 г. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее кельи. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в селе Колюпаново. Блаженная преставилась 3/16 июля 1855 г. в возрасте 100 лет и была погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г. В монастыре читается акафист святой Евфросинии.

Неподалеку от монастыря находится источник святой Евфросинии, на котором происходят исцеления. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов, особенно от рака и слепоты. Вода течет из трех труб. Есть две купальни — женская и мужская. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Место красивое, рядом Ока.

Спуск к святому источнику очень удобный, подъем обратно так же не составляет трудности, даже если нести, как мы, по 5-6 канистр воды))).

Вся дорога от площадки где можно оставить автомобиль до источника — порядка 300 метров (засекли по навигатору)


У источника оборудованы купели — мужская и женская.

Мы окунуться не решились — морозец был градусов 15, но люди купались.

Водичка стекает в пробегающий в овраге ручеек.

Для сбора воды все очень удобно оборудовано.

На колодце стилизованная надпись основательницы источника матушки Ефросиньи.



С каждым годом увеличивается число паломников, пребывающих в монастырь на поклонение мощам блаженной старицы и исцеление в источнике. По молитвам святой и по вере своей многие получают исцеление души и тела. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

Болезни верхних дыхательных путей: аденоиды, ангина, воспаление придаточных пазух носа, ларингит, простуда, ринит или насморк, хронический тонзиллит, фарингит. Болезни бронхов и легких: бронхиальная астма, бронхит, кашель, плеврит, пневмония, туберкулез легких, эмфизема легких.

особенно от рака и слепоты.

ГОВОРЯТ…
…что колюпановской водой можно вывести бесов. Для этого человеку нужно трижды окунуться с головой в воду. Люди рассказывают, что при этом одержимый человек испытывает адские муки.
…если искупаться в источнике в нательной рубахе, а после просто высушить ее, она будет лечить от простуды. Чтобы избавиться от болезни, надо надеть рубаху и проспать в ней ночь. Вода течет из трех труб. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Мы решили запастись водицей основательно!


Вид на Свято-Казанский женский монастырь от автоплощадки источника.

Ниже информационная справка отсюда.

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Но история зарождения монастыря началась в далеком прошлом.

Село Колюпаново образовалось в начале шестнадцатого века и, по местному преданию, уже тогда, на берегу Оки, стоял храм во имя иконы Богородицы Казанской. О храме никаких записей не сохранилось, единственное известно что, в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанской. Он существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии. После пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не разрешили. Но, спасенная от пажара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиниия Христа ради юродивая княжна Вяземская.

Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была любимой фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины Великой. Сколько она жила при дворе неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, и она вместе с двумя другими фрейлинами решила покинуть Царское Село и провести остальную жизнь в подвигах. Три фрейлины оставили на берегу пруда свои платья, чтобы убедить всех, что они утонули купаясь. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать, добровольно презревши мир со всеми его благами. Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, и жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. Распяв трудом свою плоть, старица могла вступить в молитвенный подвиг. Она пришла в Москву к митрополиту Платону. Митрополит благословил Евдокию на подвиг юродства и она до конца жизни его соблюдала. Митрополит Платой отослал её с собственноручной запиской к игумений в Серпуховской Девичий монастырь. Окончив 1-й выпуск Смольного институт, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Трудным был путь подвижницы. В начале 40-хгодов девятнадцатого века блаженная Евфросиния приехала на жительство к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой в Колюпаново, Здесь она оставалась до самой блаженной кончины своей. Подвиги ей были поистине велики. И лишь одни бессловесные были их свидетелями. Чудеса прозорливости и подвигов блаженной старицы изложены в её жизнеописании.

В одном из склонов оврага в окрестностях с. Колюпаново блаженная собственными руками ископала небольшой кладезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы». Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.

Храм, в котором в 1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми сохранилась могила святой Евфросинии, Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказания Евфросинии. Что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И.М. Суриков в 1911г. написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы». И это время пришло.

На воротах монастыря страшные надписи о запрете любого вида съемки, приходиться фотографировать тайком не входя в ворота.


Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она была выпускницей 1-го выпуска Смольного института, а потом — фрейлиной Екатерины II. Но придворная жизнь была ей не по душе, и с двумя подругами они инсценировали свою смерть, оставив одежду на берегу пруда, как будто бы утонули, а сами переоделись в крестьянские платья и отправились странствовать. Все они стали монахинями разных монастырей – одна в Москве, другая в Суздале, а Евфросиния, после долгих путешествий, получив от митрополита Платона благословение на подвиг юродства, оказалась в Серпуховском Владычном монастыре. В 40-х годах 19 века она переселилась в Колюпаново к местной помещице, где и жила до самой смерти (1855 г.). Инфо отсюда.

Километрах в 3-5 есть еще одна церковь. Новая, видимо еще не действующая.

Рядом с церковью знатный светлый домик.

Рядом с этой новой церковью так же есть источник.

Единственное, что портит окрестные пейзажи трубы Алексинского комбината (((Но на крупных планах их не видно. А кустики репейники и заросли сухостоя в этот зимний денек были достаточно живописны.






Просторы России, вышки ЛЭП и чертополох.



Дорога в Колюпаново.

Координаты:

N 54°29.041
Е 37°04.662

Как добраться:

Своим транспортом (на автомобиле)

Из Москвы по Симферопольскому шоссе и на 114-м километре свернуть на город Алексин лучше после второго указателя, т.к. после первого указателя на дороге идет ремонт моста. Второй указатель будет дальше по шоссе, через 10 километров, в районе Ясногорска. Доехав до Алексина, свернуть направо к селу Колюпаново, где находится источник подскажет любой житель города.

На общественном транспорте (своим ходом)

Из Москвы с Курского вокзала доехать до Тулы. Далее на поезде Узловая — Алексин с Ряжского вокзала до станции Колюпаново. Далее пешком около двух километров по тропинке через лес (есть указатель).

Мы ехали по утренней дороге среди лесов и полей, встречавших нас свежей зеленью и полевыми цветами. Восходящее солнце то дарило нам свое тепло, то ненадолго скрывалось за облаками. Мы ехали с легким и радостным сердцем в маленькое село Колюпаново, расположенное в Алексинском районе Тульской области. Именно здесь, среди холмов и березовых рощ, раскинулся Казанский женский монастырь, а рядом с ним – знаменитый на всю Россию святой источник Евфросинии Колюпановской.

Блаженная Евфросиния о себе никогда никому не рассказывала, но современники утверждали, что происходила она из древнего рода князей Вяземских, и была первой выпускницей знаменитого Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Евфросиния – ее монашеское имя. В миру она звалась Евдокия. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, она привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова. Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, княжна Евдокия Вяземская решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Мы не знаем причин этого поступка: слишком ли вольные нравы придворной жизни, интриги или сплетни... Но в один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе, оставили свои платья на берегу одного из прудов (пусть считают их утонувшими!), переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать. Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры. И только поборов в себе все человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону испросить благословение на особый подвиг юродства (мнимое безумие при полном здравии ума).

Увидев перед собой одаренную натуру, митрополит благословил княжну и под вымышленным именем “дуры Евфросинии” направил с собственноручным письмом в серпуховской Владычный монастырь к игумении Дионисии. Подвижница поселилась недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни – этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки – Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. Дело было так. В ее келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над “дурочкой”, бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель. Ворон не оставил ее: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Вот что рассказывала одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы: “От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал. Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: “Что, нагулялся?” В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон. В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” оправила лампаду и уже до рассвета молилась”.

В своей келье Евфросиния практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: “Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух”. На что Евфросиния с улыбкой ответила: “Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе”. Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы – мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей – тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: “Я хуже собак”. Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Наступил 1812 год. Армия Наполеона подошла к Москве. Однажды французские офицеры увидели странную картину: блаженная собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго – будут роптать, ни кротко – избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: “Кротко, кротко”.

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на нее и монахини Владычного монастыря, и светские власти. Раздраженная на “странную” подвижницу новая игумения Владычного монастыря повелела убить трех ее собак. Евфросиния расплакалась – “собак убили – и меня убьют” – и переселилась из Серпухова в село Колюпаново. Местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. А блаженная поселила в этих хоромах... собак да кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. И все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом.

Но и в маленьком Колюпанове не оставляли Евфросинию посетители. Шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 40-х годах XIX столетия на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: “Берите воду из моего колодезя – и будете здоровыми”.

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.

Умерла Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.

В 1929 году большевики уничтожили эту церковь, а в 1996 году на ее месте был построен новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь он стал монастырским. В этой церкви, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака.

Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. “Однажды, сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра – в больницу. Я молилась блаженной – и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии”, – рассказывала А. Цветаева.

По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы. “Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново. Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб – рассказы старших о старице Евфросиньи довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега – и впадал в Оку”.

С тех пор А. И. Цветаева ездила на источник блаженной Евфросинии ежегодно. Однажды она вместе со своим другом поехала не той дорогой и… заблудилась. “Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился. “Знаете что? – сказал он. – Над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед – и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!” И как только мы это сделали – жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок – и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину”.

Уже в 1990 году Анастасия Ивановна сокрушалась: “Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного – что будет тут, в Колюпанове, обитель. С кончины старицы прошло 135 лет, а обители все нет. Но если 1000 лет перед Богом, как день един, то 135 лет подобны нескольким часам”. Но обетования святых никогда не бывают пустыми. Спустя пять лет, в 1995 году, близ чудотворного источника началось строительство Казанского монастыря.

А совсем недавно здесь произошло чудо. Родители слепого от рождения Саши привезли его на источник. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее мощам, благословились у настоятельницы и отправились на источник. Мальчик троекратно окунулся в купель. “Вернулись домой из Колюпанова вечером, я положила ребенка в кроватку, включила свет – и он вздрогнул! – рассказывает Сашина мама. – Я показываю ему игрушку, а он улыбается…”



12 / 12 / 2006

По преданию, вода из источника избавляет от всех недугов, способна возвращать зрение и исцелять опухоли, а молитва возле креста у входа в купальню способна подарить детей бесплодным парам.

Наша справка

Свято-Казанский женский монастырь и источник Ефросиньи Колюпановской расположены неподалёку от села Колюпаново в Тульской области. Расстояние от Москвы до монастыря – около 180 км. Чтобы добраться из столицы до монастыря общественным транспортом, нужно доехать до Тулы с Курского вокзала, а затем пересесть на электричку, идущую по маршруту Узловая – Алексин. Выйти на станции Колюпаново и пройти около 2 км по указателям до монастыря.

Сбежавшая фрейлина

В миру старица Ефросинья звалась княжной Евдокией Вяземской. В 1776 году девушка окончила Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге и сделалась фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II . Светская жизнь быстро наскучила юной княжне, и она решила оставить двор, чтобы посвятить себя Богу. Но Евдокия боялась, что императрица не захочет отпустить любимую фрейлину, и решилась бежать из дворца, инсценировав собственную смерть. Свою одежду Евдокия оставила на берегу пруда в Царском Селе, чтобы придворные решили, будто девушка пошла купаться и утонула, а сама переоделась в крестьянское платье и покинула двор.

Commons.wikimedia.org

Однако императрица не поверила в смерть своей любимицы и велела организовать поиски. Беглую девицу вернули ко двору, но вскоре отпустили. Екатерина поняла, что намерения девушки серьёзны, и не решилась чинить ей препятствия. Так начались странствия Евдокии по монастырям и храмам, которые продолжались более 10 лет.

В 1806 году Евдокия добралась до Москвы, где встретилась с митрополитом Платоном , который выслушал её историю и благословил сбежавшую фрейлину на подвиг юродства. Под вымышленным именем «дура Ефросинья» княжна отправилась в Серпуховский Владичный Введенский женский монастырь, где стала жить в качестве послушницы.

К тому времени барышня полностью рассталась со светским лоском: Ефросинья носила рубаху из грубой ткани, зимой наряжалась в мужской тулуп, а коротко остриженные волосы изредка покрывала тряпицей или лёгкой шапочкой. Обувь блаженная не надевала - даже по снегу Ефросинья ходила босиком. Под рубахой же на ней всегда были вериги - тяжёлая металлическая цепь и медный крест на шее.

В своей келье юродивая держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. Спала она на полу вместе с собаками и другой живностью. Печь Ефросинья топила только летом, а зимой в её жилище был ужасный холод. Говорят, что от животных в келье стоял постоянный смрад, сама же послушница говорила, что запах заменяет ей духи, которые она «так много употребляла при дворе».

Обитатели окрестных сёл и монахини почитали блаженную - говорят, она могла предвидеть будущее и умела готовить целебные травяные отвары для исцеления страждущих.

Избушка блаженной Евфросинии, построенная ей Алексеем Цемшем. Около 1911 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Берите воду из моего кладезя…

В село Колюпаново Ефросинья переселилась по приглашению своей почитательницы помещицы Натальи Андреевны Протопоповой. Там блаженная прожила последние десять лет своей жизни.
Для уединённых молитв старица Ефросинья выбрала овраг на берегу реки Оки. Там она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы!»

Этой надписью на деревянной табличке сегодня украшен вход в купальню, организованную на источнике Ефросиньи Колюпановской.

Весть о блаженной и её святом источнике быстро распространилась по окрестностям села. Старица Ефросинья исцелила не только помещицу Протопопову, которая страдала кровохарканьем и болезнями ног, но и других жителей Колюпанова. Известен случай, когда племянник Протопоповой тяжело заболел накануне своей свадьбы, а блаженная старица приготовила для него ванну из целебных трав, после которой совершенно здоровый жених отправился к алтарю. Помогала Ефросинья и роженицам - после её молитв даже самые тяжёлые роды оканчивались благополучно.

Commons.wikimedia.org

За три дня до смерти блаженной старице было видение - к ней явились два ангела, которые позвали её с собой. Так Ефросинья поняла, что скоро закончится её земной путь. На память о себе она раздавала верующим различные предметы - иконки, крестики, а затем 16 июля 1855 года скончалась после причащения.

Тело старицы было захоронено в Казанской церкви в Колюпанове. Верую-щие стекались туда, чтобы поклониться могиле блаженной, помолиться об исцелении и набрать воды из источника. Вести о чудесах, которые происходили в Колюпанове, разносились по всей стране. Вскоре над источником установили навес и соорудили купальню, а служители церкви завели специальную книгу для записи свидетельств чудесных исцелений. К 1911 году в ней было 55 таких историй.

Новый монастырь

В 1933 году церковь, где была погребена Ефросинья, сгорела, а источник пришёл в запустение.
Но в 1988 году состоялась канонизация блаженной Ефросиньи, и в 1993 году началось строительство каменного храма, а ещё два года спустя в Колюпанове был учреждён Свято-Казанский женский монастырь.

Святой источник Ефросиньи Колюпановской также восстановили. Теперь здесь две купальни - мужская и женская, где верующие могут окунуться и набрать воды.

От монастыря к источнику ведёт довольно длинный спуск. На середине дороги установлен крест, к которому ходят поклониться люди, желающие создать крепкую семью и родить детей. Сюда же приходят те, кто хочет покаяться в тяжком грехе детоубийства, - в основном это женщины, сделавшие аборт.

Более чем в ста километрах от Москвы, в сторону Тулы, близ старинного города Алексина находится село Колюпаново. В этом месте, по Божией воле, подвизалась определенное время святая блаженная старица Евфросиния, чудотворица Алексинская. Источник, благословенный ею, и по сей день радостно журчит в овраге, на обочине пролеска. Он не только утоляет жажду в летний зной и легко пронзает слои льда, весело звеня лютой зимой, но и известен своей целебной чудотворной силой. Сюда прибегали ранее и в наши дни самые безнадежные больные и получали исцеление. Обратись к Богу, помолись матушке Евфросинии, и она умолит Господа о твоем здоровье.

Матушка Евфросиния, юродивая, проводившая сокровенную жизнь во Христе, по рассказам современников, была знатного происхождения, воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной Императрицы Екатерины II. Но, желая уневестить себя небесному Жениху, она неожиданно исчезла из двора вместе с двумя фрейлинами, пришла в Москву, открыла тайну о себе митрополиту Платону и просила скрыть ее от преследований мира под покровом полной неизвестности. Мудрый архипастырь, убедившись в твердости произволения Евфросинии, отослал ее с напутственным благословением и собственноручной запиской в преобразованный им женский Серпуховской Введенский Владычный монастырь к игумении Дионисии. Здесь она начала подвиг юродства Христа ради, который и продолжала до самой кончины. Ее уединенная келия располагалась на месте монастырских погребов. После многих искушений, которые с христианским самоотвержением претерпела в монастыре блаженная Евфросиния, она, оставив монастырь, поселилась вне его, у ограды, в особой тесной хижине, где с нею обитали кошки, собаки и ворон, а в сенях ее келии жили корова, теленок и петухи. Ходила старица в суконной рубахе серого цвета, боса даже зимой. Голова у нее была стриженая, на шее - железная цепь. Пищи она не готовила - вкушала один хлеб с квасом и чай. Пребывала в постоянной молитве, которая прерывалась лишь кратким сном на голых досках, без матраса и белья, приклонивши лишь голову на локоть. В церковь блаженная ходила не всегда: в раннюю обедню имела обыкновение молиться в своей келии и в это время никого к себе не впускала. Ночью обычно ходила вокруг монастыря и пела. В день Богоявления она имела обыкновение купаться в Иордане.

Еще при жизни старицы толпами собирались к ней из разных окрестностей нуждающиеся в нравственной поддержке душ своих. К ней прибегали люди в разных бедах и болезнях и получали от нее помощь и облегчение. По смерти же матушки Евфросинии люди просили молитв блаженной перед Господом Богом за свои согрешения. В середине последнего десятилетия XX века близ села Колюпанова, рядом с чудотворным источником блаженной Евфросинии было решено основать женский общежительный монастырь. По причислении старицы к лику местночтимых святых ее гроб был помещен в раку, ближе к алтарю. Когда его вскрывали, прежде подняв громоздкую надгробную плиту, то обнаружили мощи святой нетленными. Святые останки сфотографировали и гроб опять накрыли плитой. И вот в трудный момент становления монастыря образ блаженной Евфросинии отпечатался на надгробной плите, как негатив фотографии, именно в таком виде, в каком ее запечатлели перед наложением спуда, пролежавшего над нею полтора столетия. По своей божественной природе это чудо, наверное, можно сравнить с запечатлением образа Господня на Туринской Плащанице. Изображение Матушки могли видеть все, кто прибегал к помощи и молитве блаженной святой. Ровно полгода держался ее образ, отпечатанный на плите - как раз столько, сколько понадобилось, чтобы закончить бумажную волокиту с оформлением нового монастыря. А потом это явление Божие исчезло. Как сказала игуменья Евфросиния: «Ушла наша Матушка, поддержала обитель в решающие минуты и ушла молиться о невестах Христовых на небесах». Но не оставила она без своего явного присутствия сестер: икона блаженной старицы-чудотворицы, стоящая на ее раке, беспрерывно источает миро. Поверхность иконы постоянно маслянистая и влажная, сколько бы ее ни вытирали.

А совсем недавно произошло чудо исцеления слепого. Мальчик от рождения был слеп. Родители, потеряв всякую надежду на помощь докторов, обратились к Божией помощи. Они узнали о чудотворном источнике матушки Евфросинии и привезли несчастного ребенка в новосозданную обитель. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее святым мощам, благословились у настоятельницы и отправились на животворящий источник. Три раза мальчик омывал лицо целебной водой, окунался в купель. На третий раз у него полностью раскрылись глазки и он прозрел. Святая вода блаженной матушки Евфросинии особенно помогает людям, потерявшим святую надежду на медицинское излечение, особенно онкологическим больным. После омывания святую воду берут с собой, набирая в пустые бутыли или канистры. И все время пьют дома, молясь скорой на помощь чудотворице Алексинской. Воду из благословенного источника можно разбавлять обычной водой, как крещенскую, но только не из-под крана, а непременно чистой родниковой, горячо молясь и взывая к блаженной старице Евфросинии.

Это всего лишь малая толика чудесных исцелений, которые я по случаю узнала, а скольких излечила блаженная за время покровительства на земле и на небесах! Одному лишь Богу известно!

«Все, кто пьет воду из моего колодца, здоровы будут», - так завещала когда-то старица Евфросиния, благословляя этот целебный источник.

Е.Ю.Соколова
Русский дом, №5.
http://www.rd.rusk.ru/00/rd5/rd5_30.htm

Доброго всем времени суток. Хочу рассказать Вам еще об одном уникальном месте в нашей области, о Источнике Cвятой Блаженной старицы Ефросинии, который находится в селе Колюпаново, Алексинского района Тульской области, рядом со Свято-Казанским женским монастырем.

Монастырь образован совсем недавно, в 1995 г. Построены Казанский храм, келейный корпус. В монастыре почитается как местночтимая св. Евфросиния Колюпановская.

Блаженная старица Евфросиния (в миру - кн. Евдокия Вяземская) подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре с 1806 по 1845 г. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее кельи. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в с. Колюпанове Тульской обл. Блаженная преставилась 3 (16) июля 1855 г. и была погребена в приделе церкви с. Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г.
В монастыре читается акафист св. Евфросинии. Неподалеку от монастыря находится источник св. Евфросинии, на котором происходят исцеления. На святом источнике построена купальня.

Святой источник расположен на левом крутом склоне оврага – дубравы с примесью берез, на высоте трех метров над руслом ручья Мосточек.

Спуск, к источнику крутой и довольно длинный, примерно на середине пути к источнику с правой стороны дорожки установлен поклонный крест, к которому приходят поклониться люди хотящие создать крепкую семью, родить детей. А еще сюда приезжают покаяться и вымолить себе прощение те люди, на чьей душе есть тяжкий грех детоубийства (и женщины делавшие аборты).

В сороковых годах XIX столетия в склоне оврага на месте своих уединенных подвигов блаженная старица Евфросиния собственными руками ископала здесь небольшой колодезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы«. Больные с верой почерпали воду из «матушкина колодца», как называли его тогда и называют теперь окрестные жители, и действительно получали исцеление или облегчение своих недугов.
Это Святая водица

Вот такой зверек (наверно крот) нас встретил у Источника

Это купальни с Целебной водой

Мы конечно же окунулись, набрали целебной водички и решили съездить к реке Оке, она находится буквально в 10 минутах от источника

На другом берегу виден город Алексин

Вот такие красавцы на берегу Оки

Ну и я не удержалась, залезла в водичку )

Вот и все, наше путешествие закончилось, спасибо всем, кто заглянул ко мне и прогулялся со мной по этому Чудесному месту!))