Меню
Бесплатно
Главная  /  Шторы и жалюзи  /  Функции органов растения. Лист: функции, описание и строение

Функции органов растения. Лист: функции, описание и строение


Какое значение имеют корни в жизни растения?Какое значение имеют корни в жизни растения? Какие функции выполняют листья?Какие функции выполняют листья? Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества?Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества? Как называется основная ткань листа?Как называется основная ткань листа?










Фотосинтез идёт На свету круглый год Из простых минеральных веществ. Солнце свет свой прольёт, Луч на лист упадёт, Чтобы всем подарить кислород. И никак не поймёт наш упрямый народ Что он дышит, ест и живёт, Потому что с утра, лишь приходит пора, Сладкий сок производит листва.


Дайте ответ на вопрос: Что такое фотосинтез?Что такое фотосинтез? Где в растениях образуются органические вещества?Где в растениях образуются органические вещества? Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях?Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях? Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями?Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями? Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза?Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза? Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе и жизни человека?Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе и жизни человека?


Найдите биологическую ошибку Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света.Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света. В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.

Клементьева Татьяна Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №24"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Значение листа в жизни растений"
Дата публикации: 12.03.2016
Раздел: среднее образование

1
.
Синтезирование органических веществ – одна из

основных функций листа.
В воздухе прозрачном углекислый газ, Да вода по стеблю поднялась как раз, Выкатилось солнце – яркий день настал. Скромно и незримо лист творит крахмал. Живой крахмал всему начало, Основа пищи на Земле. Но появиться может он сначала В зеленом лишь листе. Вот и выходит: Лист зеленый – Питания важнейший орган. Солнышком согреты, Не сочтя за труд, Листья для планеты Кислород дают.
Приспособления листа для фотосинтеза. Плоская листовая мозаика. Прозрачные клетки покровной ткани. Хлоропласты с зелёным хлорофиллом в мякоти листа. Наличие устьиц.

Световой лист
Теневой лист Вороний глаз Ландыш майский

Почему нарушилось равновесие весов?
Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? 2. Испарение воды.

Через что вода испаряется

из листьев?

Устьица под электронным микроскопом

Откуда в растениях

берётся

вода?

Что заставляет

подниматься воду из

корней в другие

части растения?
Испарение обеспечивает взаимосвязь корней и листьев растения.

От чего будет зависеть испарение воды

растениями?
1. Температура. 2. Влажность. 3. Состояние устьиц. 4. Время суток.
Ясный

солнечный

день

Сильный сухой

ветер)

ночь
Дождливая
пасмурная

погода

Значение испарения
Способствует

передвижению воды в

растении.

Предохраняет листья

от перегрева.

Оказывает большое

влияние на климат.

3. Газообмен
Листопад – полезное приспособление, выработавшееся у растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий

Разрушение

хлорофилла

Накопление

ненужных и

вредных

веществ

Замедление процессов

жизнедеятельности

Что происходит в листьях перед листопадом?
бересклет дикий виноград

Значение листопада уменьшение испарения воды удаление вредных и ненужных веществ защита от обламывания крупных ветвей (т.к. на облиственных побегах задерживается много снега)

Умеренно континентальный климат формируется на Восточно-Европейской равнине под влиянием атлантических воздушных масс. Для него характерна умеренно холодная зима (от -8ºС на западе до -16ºС в Предуралье) и теплое лето (от +12ºС на побережье Белого моря до +24ºС на Прикаспийской низменности). Зимой мягкая снежная погода чередуется при вторжении арктических воздушных масс с очень холодной и солнечной погодой. Из-за частых оттепелей мощность снежного покрова невелика. Осадки в количестве от 400 мм на востоке до 800 на западе выпадают равномерно в течение всего года с небольшим максимумом летом. Умеренно континентальный климат формируется на Восточно-Европейской равнине под влиянием атлантических воздушных масс. Для него характерна умеренно холодная зима (от -8ºС на западе до -16ºС в Предуралье) и теплое лето (от +12ºС на побережье Белого моря до +24ºС на Прикаспийской низменности). Зимой мягкая снежная погода чередуется при вторжении арктических воздушных масс с очень холодной и солнечной погодой. Из-за частых оттепелей мощность снежного покрова невелика. Осадки в количестве от 400 мм на востоке до 800 на западе выпадают равномерно в течение всего года с небольшим максимумом летом.
Видоизменения листьев умеренного пояса.
К основным

видоизменениям листьев

можно отнести:

● колючки, которые

испаряют меньше влаги и

защищают растения от

поедания животными.

Например, у барбариса

часть листьев

видоизменилась в

колючки.


барбарис
● ●
усики, которые служат

усики, которые служат

для поддержания стебля

для поддержания стебля

растения в вертикальном

растения в вертикальном

положении. Примером могут

положении. Примером могут

служить верхние части

служить верхние части

листьев гороха.

листьев гороха.
Мышиный горошек Горох
Видоизменения листьев в пустыне
ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА Температура летом 30-35 0 C, зимой - около 20 0 C. Температура суточной амплитуды (30…40 0 С) больше годовой(10…15 0 С). Осадков почти нет. Увлажнение ничтожное. Такой климат называют аридным (сухим).
Пустынные растения Одни растения пустыни имеют длинные корни. Например: ежовник безлистный, верблюжья колючка. У других они располагаются близко к поверхности почвы, чтобы быстро всасывать дождевую влагу и влагу росы. У многих растений пустынь листья очень маленькие или превращены в колючки. Это нужно для того, чтобы испарялось меньше влаги и защищать растения от поедания животными. Такие листья имеются у кактусов, верблюжьей колючки, саксаула. У некоторых растений засушливых мест, например, у агавы, алоэ, листья мясистые и сочные.
Кактусы Среди кактусов есть “лилипуты.” Они вполне помещаются в чайной ложке. Самый большой кактус –калифорнийский цереус гигантский. Он похож, как и все цереусы, на канделябр. Один из кактусов этого вида имел высоту 24 м. и был свален бурей в 1978г.
Саксаул Саксаул составляет в основном леса песчаных пустынь. Это одно из самых типичных и замечательных растений пустыни.
Агава Агавы – многолетние вечнозелёные, за редким исключением бесстебельные растения, с крепкими, сочными кожистыми листьями, собранными в плотную розетку. У большинства видов она достигает 2-3 м, а у агавы Франзозини- 4,5 м в диаметре.
Алоэ древовидное Алоэ древовидное – это кустарниковидное, обильно ветвящееся растение высотой 2-4 м. Листья у него достигают 60 см в длину и 5-7 см в ширину.
Видоизменения листьев. 1. Усики 2. Колючки Мышиный горошек Горох Барбарис
Видоизменения листьев Почечные чешуйки листа
Участие листа в вегетативном размножении растения.
сенполия

бегония

Запасающая роль листьев.
Насекомоядные растения
Росянка круглолистная

Венерина мухоловка

Насекомоядные растения
Непентес

Пузырчатка

Закрепление
Листопадные растения «вычисляют» период листопада по

длине дня, по наступающему похолоданию. Если растения

останутся с листьями, под действием силы тяжести снега

ветки обломаются. Есть ли листопад у вечнозеленых

тропических растений, ведь они не рискуют сломать ветки?

Объясните ответ. .

Известно, что листья растений аридных (засушливых)

районов Земли с течением времени видоизменились в

колючки, покрытые воском, волосками, толстой кожицей.

Какую роль играет это явление в жизни растений?

Представьте, что один из двух одинаковых побегов,

находящихся в сосудах с одним и тем же количеством

воды, поместили в помещение с низкой температурой, а

другой – с высокой. В каком сосуде через некоторое время

воды станет меньше и почему?

Левитан И.И. «Золотая осень»
Поленов В.Д. «Золотая осень»
Шишкин И.И. «Золотая осень»

Приветствуем друг друга!

Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Я вам предлагаю определить, что это за предмет, для этого я буду проговаривать утверждения, а вы говорить достаточно ли этих сведений для точного определения объекта.

● В ящике располагается орган растения;

● Это вегетативный орган растения;

● Занимает боковое положение в побеге, располагается в узлах стебля и обычно имеет плоскую форму

ДА, действительно это лист. Раздаю листья из коробки детям.

Как вы думаете для чего нужны листья растениям? (листья дают нам кислород, которым мы дышим.)

А если на минуту представить, что листьев на деревьях нет, нет деревьев. Что произойдет?

(если вырубить все деревья, наша планета погибнет, все живое на нашей планете погибнет)

Ребята, даже в нашей школе постоянно возникают ситуации, когда ваши одноклассники или учащиеся нашей школы развлекаясь, обрывают листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растениям.

ЧТО ВЫ ИМ СКАЖЕТЕ НА ЭТО? (варианты детей)

Но зимой листьев на деревьях нет, но мы ведь дышим… (есть хвойные деревья)

ОНИ ВАМ СКАЖУТ ДОКАЖИ , ЧТО ЛИСТ ВАЖЕН ДЛЯ РАСТЕНИЯ.

СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ГРАМОТНО ЭТО ДОКАЗАТЬ?

(НЕТ)

Почему? (мы не знаем как происходит процесс фотосинтеза и т.д)

Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ побывать в роли УЧЕНЫХ- ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И поработать над темой: Значение листьев в жизни растений.

- Объект исследования будет, что как вы думаете?

ЛИСТ

Для этого скажите:

Что вы должны знать о листьях? (мы знаем их внешнее строение, что они бывают простые и сложные, виды расположения жилок и т.д. )

Что вы хотите узнать о листьях?

(внутреннее строение, какие функции выполняет лист и связать их с главной ролью на нашей планете и т.д.)

Посмотрите на листья у вас в руках. Найдите среди своих товарищей, у кого точно такие же листья– это ваша мини-лаборатория, в которой вы будете работать.

По каким признакам вы разделились на группы?

Похожи по внешнему строению (простые, сложные, без черешковые).

А внутреннее строение вы знаете, а как мы заглянем внутрь листа? (с помощью микроскопа).

Каждый учащийся получает опорный конспект, который он будет заполнять в течение урока.

Каждая мини-лаборатория работает со строением определенной части листа, но конечным результатом вашей работы будет запись в опорном конспекте и листе ответов.

1 мини-лаборатория

1.Рассказать о строении и значении кожицы у листьев.

2 лаборатория

1.Рассказать о строении и значении мякоти листа.

3 лаборатория

1.Рассказать о строении и значении проводящей ткани листа.

С чего вы начнете исследование (посмотрим в микроскоп).

Я предлагаю вам начать с внутреннего строения.

Как заглянуть внутрь листа

Как вы проведете исследование?

Что вам поможет? МИКРОСКОП

Настраивают микроскоп и смотрят на микропрепарат.

ПОСМОТРЕЛИ в микроскоп, что вы увидели в микроскопе?

Можете объяснить, что вы увидели? (НЕТ)

Где вы можете найти информацию об этом микропрепарате? (В УЧЕБНИКЕ, ПОСМОТРЕТЬ В КЕЙСЕ )

ЧИТАЮТ В УЧЕБНИКЕ ИЛИ В ТЕКСТЕ КЕЙСА, отвечают на предложенные вопросы после текста.

Ребята время вышло, готовится отвечать 1 мини-лаборатория .

Выступает 2 мини-лаборатория .

Выступает 3 мини-лаборатория .

Мы продвинулись в нашем исследовании?

Мы что-то можем рассказать другим ребятам о роли растений? (НЕТ)

- Что мы еще должны исследовать?

(дети: мы должны исследовать функции листа)

Предлагайте, как мы можем их исследовать? Что такое функции? – это то, что происходит в листьях (прочитать в учебнике)

На прошлом уроке мы заложили опыты. Но не знали, для чего это делали. Вас это заинтересовало? (ДА)

1) Вы надели пакет на ветку розана и завязали его? Что мы видим сейчас? (мы видим капельки воды на пакете).

Вы можете сказать, откуда взялась вода? (ответы детей)

1 мини-лаборатория будет работать над этим с учебником.

2)Следующий опыт: мы поставили в прозрачный сосуд комнатное растение, сосуд плотно закрыли. Как вы думаете, что можно выяснить этим опытом? (варианты детей). 2 мини-лаборатория будет работать над этим вопросом с учебником.

3) Мы поместили растение в темный сосуд и тоже плотно закрыли его. Как вы думаете, что произойдет в этом сосуде?

3 мини-лаборатории предлагаю посмотреть этот материал в учебнике или кейсе и ответить на вопросы в информационном листе.

Каждая лаборатория готовится по своей теме. (7 минут)

Выступает 1 лаборатория - Образование органических веществ на свету.

Выступает 2 лаборатория - Испарение воды листьями.

Выступает 3 лаборатория - Газообмен между растением и окружающей средой.

Остальные учащиеся по ходу выступления заполняют опорные конспекты.

После выступления всех лабораторий.

Вы продвинулись в своих исследованиях?

Вы сможете доказать учащимся нашей школы, что растения играют важную роль на нашей планете? (ДА)

А чтобы вас услышали не только учащиеся нашей школы, а все жители нашего микрорайона. Как привлечь внимание людей к этой экологической проблеме? Будете ходить и каждому объяснять? (НЕТ, развесим листовки, газеты и т.д.)

За одну минуту придумайте призыв к картинкам, которые я вам раздаю.

Как вы думаете, откликнутся на такой призыв учащиеся нашей школы? (задумаются).

Мы тоже не должны оставаться безучастными к этой проблеме. А сейчас попробуем в теории закрепить полученные знания. Давайте проговорим, что мы с вами сегодня исследовали.

Я предлагаю составить синквейн по теме урока.

Вы знаете, что синквейн включает в себя:

  1. Понятие (слово);
  2. Прилагательные (2 слова);
  3. Глаголы (3 слова);
  4. Предложение (из четырех слов)

фотосинтез

Хлорофильный, бесхлорофильный

Поглощают, превращают, образуют

Органические вещества из углекислого газа и воды на свету

Дыхание

Необходимое, постоянное

Происходит, обеспечивает, влияет

Дыхание –свойство живых организмов

Лист

Зеленый, живой

Растет, дышит, очищает

Участвует в фотосинтезе, газообмене, испарении

На доске нарисовано дерево. Оно без листьев. На моем столе лежат листья зеленые и желтые.

Если вы поняли какую роль лист играет в жизни растений и сможете это доказать, то возьмите з е л е н ы й лист и приклейте его на дерево.

А если поняли, но не сможете доказать, то возьмите желтый лист и приклейте его на дерево.

Теперь я вижу, что дерево ожило. Многие из вас могут рассказать и доказать, что лист играет важную роль в жизни растений.

Подводя итог нашим исследованиям – каждый оцените себя, и то какую роль вы сыграли в исследованиях.

Кого бы вы выбрали главным в лаборатории, т.е. кто оказал мини-лаборатории наибольшую помощь.

Домашнее задание: параграф 19, прочитать и рассказать по опорному конспекту. Нарисовать листовки или газеты с призывами о бережном отношении к природе.

Я благодарю вас за урок. До свидания!

Который выполняет такие важные функции, как фотосинтез, дыхание, транспирацию (испарение) и гуттацию (выделение воды в виде капель). Возможно вегетативное размножение растений посредством листьев. Кроме вышеперечисленных функций, листья некоторых растений способны запасать воду и органические вещества. А видоизмененные листья отдельных видов растений (усики, колючки, ловчие аппараты насекомых) выполняют еще ряд важных функций, благодаря чему растение приспосабливается к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Основные физиологические процессы, протекающие в зеленой мякоти листа (мезофилле) – это фотосинтез и дыхание . Суть фотосинтеза заключается в том, что происходит усвоение углекислого газа и воды растениями из внешней среды и преобразование их в органические вещества под воздействием фотосинтетического пигмента (хлорофилла) с помощью поглощенной энергии света. Растения, точнее их листья, можно представить как фабрику, которая с помощью энергии Солнца производит большую часть органических веществ на нашей планете. Воду для осуществления фотосинтеза растения получают из грунта, а углекислый газ – из воздуха. Углерод углекислого газа – это основа для образования молекул органических веществ. Во время фотосинтеза растения, разлагая воду, выделяют из нее кислород. Таким образом, атмосфера Земли обогащается кислородом, благодаря жизнедеятельности растений . Интенсивность протекания процесса фотосинтеза в листьях растений зависит от температуры окружающей среды, освещенности, концентрации углекислого газа, поступления воды к листьям растения.

Кроме фотосинтеза, в клетках листьев происходит дыхание - процесс, обратный фотосинтезу. При дыхании органические вещества окисляются с освобождением связанной в них энергии, которая необходима растениям для обеспечения их жизнедеятельности. Процесс дыхания обусловлен всасыванием кислорода и выделением в атмосферу углекислого газа. Но интенсивность фотосинтеза в листьях превышает интенсивность дыхания, поэтому значительно большее количестве кислорода выделяется в атмосферу, чем поглощается при дыхании. В процессе дыхания также синтезируются соединения, которые используются для образования углеводов, белков и других веществ, имеющих для растения большое значение. Скорость протекания процессов дыхания зависит от влияния определенных факторов внешней среды, к примеру, температуры, содержания углекислого газа в воздухе. Наиболее активно дыхание происходит в растущих участках растения. Это легко объяснить тем, что молодым клеткам требуется много энергии для роста.

В листьях растений осуществляется испарение воды (транспирация) и выделение воды в виде капель (гуттация). Вода – это основная внутриклеточная среда, где происходят все жизненные процессы растения. Из всего количества воды, которое проходит через тело растения, только 0,2% им усваивается. Остальная часть воды также имеет важное значение для жизнедеятельности растения. Выведение водяного пара через устьица и чечевички называется испарением воды или транспирацией. В случае если корневая система поглощает больше воды, чем листья могут вывести ее путем испарения, наблюдается выведение капель жидкой воды через листья. Этот процесс называется гуттацией. Вода испаряется через все участки тела растения, но интенсивнее – через листья. Скорость испарения регулируется устьицами. Благодаря транспирации, создается непрерывное движение воды, что облегчает передвижение растворенных в воде минеральных солей внутри растения. Также испарение понижает температуру листьев, что спасает растение от перегревания. На интенсивность транспирации и гуттации влияют влажность, наличие ветра и температура воздуха.

Посредством листьев возможно осуществление вегетативного размножения растения, позволяющее сохранить у потомства биологические свойства и признаки материнского растения, к примеру, пирамидальность, окраску цветка, разрезолистность, т.д. Многие комнатные растения выращивают из частей листа. Это обычный способ размножения глоксинии, сенполии, некоторых видов бегонии, мелколистной пеперомии. Листья этих растений очень короткие, и формируется розетка из них. Стебли этих растений нарезать не представляется возможным, а листовыми черенками их легко размножить. Чистые сорта растений, обладающие ценными качествами (запах, махровость, цвет, т.п.), можно сохранить исключительно при вегетативном размножении листьями.

Листья некоторых растений видоизменены, благодаря чему выполняют некоторые другие функции, не характерные для типичных листьев покрытосеменных растений. Так, листья, трансформированные в колючки, уменьшают испарение воды и выполняют защитную функцию. Листья, превратившиеся в усики, обеспечивают растениям (гороху, чине) усиление опорной функции стебля. У алоэ сочные крупные листья превратились в депо воды и питательных веществ. Можно привести еще много примеров выполнения листьями различных фунций, помимо основных, о которых было рассказано выше.

МБОУ «Баткатская СОШ»

Учитель биологии Борзунова Наталья Алексеевна

Тема урока : Значение листа в жизни растений

Цель урока : Совершенствование развития учебно-познавательной деятельности при усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, решении познавательных задач.

Задачи урока :

Образовательная : создать условия для формирования у учащихся знаний об основных функциях листа – фотосинтез, испарение воды, газообмен, листопад, и дополнительных, выполняемых видоизмененными листьями.

Развивающая : развивать логическое мышление, интерес к предмету, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная : воспитывать экологическую грамотность.

Оборудование : комнатное растение, медиапроектор, презентация «Значение листа в жизни растений», листья растений, рельефная таблица «Лист- внутреннее строение».

Ход урока

1. Организационный момент

    Изучение нового материала

А)Вступительное слово учителя «Давайте послушаем (прочитаем) отрывок из басни И.А.Крылова «Листы и корни», чтобы выявить роль листьев для растения и решить проблему в ходе изучения нового материала. (рассказывают дети наизусть)

    В прекрасный летний день, бросая по долине тень, листы на дереве с земфирами шептали, хвалились густотой, зеленостью своей

и вот как о себе земфирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей? Что наше дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Чтоб было в нём без нас? Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»…..

    …Мы те, которые здесь, роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится – не станет дерева, ни вас»

А как, ребята, считаете вы?

Б) На доске контур дерева без корней и листьев.

Давайте вспомним, какую роль играют корни в жизни растений? (прикрепляем корни со значением функций)

Для чего нужны растениям листья? (слайд 4)(составляем на доске кластер)

В)Учитель знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации)

В 1630г. бельгийский ученый Ян Ван-Гельмонт поместил в горшок 80 кг земли, посадил в него 2 кг ветку ивы. Растущему растению в течении 5 лет не давали ни какого питания, поливали только дождевой водой. Вес ивы стал 65 кг, а вес земли уменьшился всего на 50 грамм. Откуда растение добыло 62кг 950 грамм питательных веществ? (слайд 5)

В ходе обсуждения делаем вывод – фотосинтез (слайд 6) (прикрепляем лист на контур дерева, и так по всем функциям)

Г)Как вы думаете, почему в спальной комнате нельзя ставить большое количество домашних растений?

Вывод – газообмен (слайд 8)

Д) Показываю опыт, заложенный с учащимися на предыдущем уроке – Лист комнатного растения за 2 дня до урока поместить в сухой целлофановый пакет и завязать. Растение полить. На стенках пакета образуются капельки воды. Откуда взялась вода?

Вывод – испарение воды (слайд 9)

- Физкультминутка

Е)Учитель читает стихи:

Унылая пора, очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

День ото дня редеет неба синь, тень облаков над озером нависла. И ветер с пламенеющих осин срывает листья…. (Л.Татьяничев)

(Какое явление?)

Вывод – листопад (слайд 11) – составляем синквейн

Ж) Вегетативное размножение

(каланхое, узамбарская фиалка и др.)

З) Видоизменение листьев (слайды 14-18) Сообщения учащихся о хищных растениях (росянка, непентес, венерина мухоловка, пузырчатка)

3. Итог урока:О листе как органе растения долго существовали неполные и ложные представления. В течении веков до конца 19 столетия человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу. Польза корня (орган питания), цветка и семени (органы размножения) была неоспорима. Лист же продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. А как, ребята считаете вы и почему?

Вывод - (слайд 20) Без зелёного листа растение жить не может!

А) Обращаю внимание детей на дерево – нравится?

Что произойдет на земле, если на деревьях не будет листьев?

Вывод детей – бережное отношение к окружающей среде.

    ДЗ параграф 19

Дополнительный материал – загадки, пословицы, биологические задачи - использую для закрепления изученного материала. Остальное для расширения кругозора учащихся.

Биологические задачи

    Существует ли взаимосвязь между сбором листьев овощей (укроп, салат, петрушка и др.) и временем суток?

    Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья на корм кроликам. Правильно ли она поступила?

Это интересно

    Листовая поверхность больших растений площадью 1дм.кв. усваивает за час от 4 до 7 мг углекислого газа, однако есть растения усваивающие до 60,80 и 100мг газа.

    росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток даже лягушек.

    Из листьев росянки учеными было выделено два вещества – муравьиная кислота, уничтожающая гнилостные бактерии, и конин, обладающий паралитическим действием, отсюда быстрое переваривание различных мелких животных.

    В 80-е годы во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений, 1 место заняла росянка, которая за 3 часа поймала 51 комара.

    Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно – всего за 0,02-0,05 сек и так надежно, что «лист-капкан» невозможно открыть, не повредив его.

    У тропического растения таро древнего на верхушке каждого листа выделяется до 200 капель воды в минуту. За ночь 1 лист может выделить до 100 мл жидкости.

7. Самый большой лист

В 1837 году Ричард Шомбург, английский путешественник, записал в путевом дневнике: «…Я очутился перед одним из чудес растительного мира…Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие 1,5 – 1,8 метра в поперечнике, сверху ярко – зеленого, снизу светло – фиолетовые, плававшие в воде. Громадные цветки были окружены каким – то волшебным сиянием, лепестки переливалисьот чисто – белого до розово – красного цвета. Шомбург назвал чудесный цветок – нимфея виктория в честь английской королевы. «Апона» – птичья сковорода – называют индейцы этот цветок за форму круглых листьев с загнутыми кверху краями. По огромным листьям виктории бегают птицы. В воде, которая собирается на листьях, птицы купаются как в ванне. Один лист может выдержать вес 35 килограммов.

Самый маленький лист.

В любой стоячей воде можно встретить маленькие зелененькие лепешечки ряски. Это лист и стебель одновременно.

Загадка о ряске. В пруду и в тихой речке

Зеленые копеечки.

Величина «листочка - стебелька» ряски с однокопеечную монетку.

У сорного растения мокрицы листья меньше ногтя (содеожат много витаминов и йода).

Загадка о мокрице. У плакуши, у мокруши,

слезы льются ручьём;

Не уймешь нипочем,

И не скажет о чем.

Пословицы (объясните смысл)

1.Не от добра дерево лист роняет

2. Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет

Самые-самые

    Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис 45-50млн. чешуйчатых листьев, на дубе в среднем 250 тысяч.

    Самая большая продолжительность листьев у вельвичии удивительной, обитающей в пустыне Юго-Западной Африки, диаметр 3 метра, живут около 100лет.

    Самое большое количество испаряемой воды у листьев эвкалипта. За год 1 растение транспортирует через устьица до 14 тонн воды.

    Самые длинные листья у пальмы рафии (растет на Маскаренских островах в Индийском океане), а также у факельной рафии (Южная Америка). Перистосложные листья достигают 19,81 м в длину, а черенки – 3,96 м.

    Самый большой лист у алоказии крупнокорневищной (сабаха – восточная Малайзия) – ширина – 3,02 м, площадь – 3,17 м 2 .

    Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной (пустыня Юго – Западной Африки). Её 2 сидячих кожистых листа длиной более 3 м, живут приблизительно 100 лет , нарастая у основания и отмирая у верхушки.

Загадки о листе и функциях листа

Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке (Лист)

    От солнца огонь

Он ловит в ладонь (о фотосинтезе).

    Кто кормится разом

Рассолом и газом (поступление минеральных солей, воды и углекислого газа).

    Пришла еда

Ушла вода (испарение)