Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Где находится Бог и как Его найти? Где живет бог.

Где находится Бог и как Его найти? Где живет бог.

Сегодня все больше ученых, которые работают в различных направлениях биологии, переходят на сторону креационизма – направления в биологической науке, которая уверена, что возникновение Земли, жизни на ней и человека в частности является результатом божественного творения.

Как правило, многие креационисты вначале верили в процесс эволюции, но теперь, когда на свет появились многочисленные научные доказательства, они убедились, теория эволюции уступает гораздо более достоверной модели происхождения мира – теории сотворения.

В последнее время в прессе все больше разговоров о том, что все живое на нашей планете произошло не в процессе эволюции, а кем-то было специально создано. Причем подобная тенденция вызвана не речами и трудами праведников, а в результате исследования.

Что же раскрыла эта наука о происхождении жизни на нашей планете, кто ее создал, где живет Создатель, где находятся рай?

Буквально несколько лет назад немецкие астрономы обнародовали сенсационное открытие: они, якобы, обнаружили место на небесах, где по их глубочайшему заверению «прописан» Бог. Об этом миру поведал достаточно респектабельный и серьезный немецкий журнал «Шпигель», на страницах которого весте со статьей о вышеупомянутом научном открытии была размещена удивительная фотография: в самом центре снимка изображено большое сверкающе белое «Магелланово облако», которое отдалено от нашей планеты Земля. Фотографию удалось сделать с помощью уникальной камеры, которую создали исследователи Института астрономических исследований имени Макса Планка, находящегося в немецком городке Гейдельберг.

Этот аппарат, являющийся одновременно и телескопом, и фотоаппаратом – единственный в мире. Он имеет очень высокую точность глубины резкости. Как пишет на своих страницах не менее известная газета «Бильд», «Магелланово облако» представляет из себя некую звездную систему, которая расположена где-то в «южном небе».

Почему же астрономы так уверены, что именно это место является «штаб-квартирой» Бога? А все очень просто!

Исследователи, историки и искусствоведы размышляли следующим образом: во все века живописцы пытались как-то изобразить на своих холстах место, где «живет» Всевышний, попытаться объяснить тайну его местонахождения. Особенно настойчиво это предпринималось в эпоху Ренессанса.

Ученые же решили сравнить небо, изображенное на полотнах известных художников, с фотографиями, сделанными в далеком космосе, и обнаружили совершенно невероятную вещь: художники все как один достаточно четко изображали район Магелланова облака, создавалось впечатление, старые мастера имели в своем распоряжении суперкамеру, пишет газета «Бильд». Вот почему ученые так уверены, что именно это место является «штаб-квартирой» Бога.

Мифы древних славян. Часть первая



Где жили боги и духи?

Боги и духи поначалу жили там же, где жил человек. Это был и вековой ветвистый дуб, и камень у дороги, и тихая заводь рядом с поселением, и солнышко, дарящее теплые живительные лучи. Связь свою с окружающим миром наш предок ощущал как кровную, родственную. Многие растения, животных он воспринимал не просто как родственников, но даже как своих прародителей.
Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя, употреблять в пищу медвежье мясо, носить одежду из его шкур? Да потому, что, стоя на задних лапах, медведь напоминал человека. Люди испытывали не просто страх перед косолапым, но и почтение к нему. Они восхищались его силой, ловкостью, считали своим покровителем, величали, как и поныне в сказках, батюшкой, дедушкой, а порой и хозяином.
Почитали наши предки и растения. У них существовали целые священные рощи. А отдельные деревья, чаще всего старые, могучие дубы, вызывали их поклонение. Византийский император Константин Багрянородный, рассказывая о трудном и опасном переходе через Днепровские пороги, не обошел громадный дуб на острове Хортица. Ему приносили в жертву живых петухов, куски мяса, хлеб. Воины у корней дерева втыкали стрелы — свои дары.
Местами поклонения богам могли быть горы, холмы, реки, камни, на которых высекались изображения, и даже их осколки, становившиеся амулетами-оберегами.
Никто не знает, сколько веков прошло, пока появились общеславянские идолы, требующие кровавых жертвоприношений. Истуканы эти назывались «капь», а места их обитания, первые культовые сооружения — капищами. Служили там жрецы-волхвы, кудесники, гадатели, предсказывающие будущее.
Когда с приходом христианства капища и идолы были повержены, добрые языческие божества остались жить в обрядовых песнях, игрищах, гаданиях, сказках, былинах. И дожили до нашего времени.

Из жизни светил

Древние славяне представляли себе Дажьбога как прекрасного юношу с длинными золотистыми волосами-лучами. Живет он на востоке, в стране вечного лета, в золотом дворце. Каждое утро сестра бога красавица дева Утренняя Заря выводит на небосвод его колесницу, запряженную огнедышащими белыми конями, и провожает в долгий дневной путь по небосводу. На склоне дня бога встречает другая сестра — Вечерняя Заря, принимает лошадей и отводит их в стойло.
Есть у бога-Солнца жена — Луна (Дажьба). А звезды — их дети. По народному поверью, с первых дней зимы супруги расстаются и встречаются лишь с началом весны, рассказывают друг другу, как жили-поживали, что делали все это время. Порой при этом у них случаются ссоры — тогда на земле происходят землетрясения и весенние грозы.
Велики и необозримы владения бога-Солнца. В его подчинении двенадцать царств, говорится в русских народных сказаниях, намекая, очевидно, на двенадцать месяцев или двенадцать знаков зодиака. Судьями при нем служат семь планет, вестниками — семь хвостатых комет.
А еще живут во дворце «солнцевы девы», которые умывают дождями светлый лик, сохраняя его ясность от туманов и туч, расчесывают его золотые кудри — лучи.
Но кроме друзей есть у Дажьбога враги: черти, бесы и всяческая нечисть собираются всякий раз перед солнечным рассветом, мечтая поймать его, еще немного сонного, скрутить и убить. Пока это им не удалось.
Наши предки считали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря возрождается новый, молодой и сильный.

Отец света

Главным божеством славянского пантеона считался БОГ, он же ДЫЙ, СВАРОГ — все эти три имени принадлежат одному персонажу — творцу всей Вселенной. Имя Сварог означает «солнце», Дый — «день, дневной», Бог — «наделяющий богатством».

В летописи сказано: «Некогда царствовал на земле Сварог, высочайшее существо, отец света, научивший человека искусству ковать и брачным связям».
Имя этого божества, почитаемого славянами, идет от древнеиндийского слова «сварга» — небо. И сам его величественный облик был переменчив, подобно небесному своду в разное время. То он озарен солнечными лучами, то хмурится грозовыми тучами, освещая мрак вспышками молний. Ясный лик его, когда с восходом великого светила возрождается земля и расцветает, и радуется все живое на ней, люди олицетворяют с возжжением светильника жизни. Не случайно самым любимым и могущественным сыном Сварога был бог-Солнце Дажьбог. Когда Сварогу надо было наблюдать за тем, как идут дела на земле, он вынимал из-за пазухи и выпускал на небосвод сына Солнце.
Но не менее небесного огня нужен был людям и огонь земной. По древним преданиям, сам Сварог ниспослал на землю бесценный божественный дар в виде молнии. С той поры славяне поклонялись огню как сыну Сварога.

Небесный кузнец

Был Сварог для славян высшим небесным божеством. И служил посредником между небом и землей.
Жаль было всесильному слабых, беспомощных, неумелых людей, созданных Перуном из пепла и живущих на земле, не ведая счёта дней, не зная никаких законов. От врагов они отбивались каменьями да дубинками. Не знали семьи, не соблюдали родственные связи. Звери дикие и те были сильнее и приспособленнее человека.
Как Прометей у древних греков, решил Сварог дать людям силу и знание. Он явился среди них в рабочем кожаном фартуке, с большим молотом в руках. Показал, где и как искать железную руду. И сам выковал в самодельной кузнице первый плуг в сорок пудов весом.
Плугом этим провел он борозды в поле. Став «первым на земле оратаем», научил Сварог людей пахать и засевать землю. «Не земля родит, а небо», — говорили древние славяне, подчеркивая, что только при помощи своего огненно-солнечного покровителя Сварога могут получить они богатый урожай, обеспечить себя пищей.
А чтобы защитить от врагов свои пашни и поселения, научил добрый бог людей ковать оружие — стрелы и мечи. После принятия христианства кузнеца Сварога заменили в народном сознании святые братья Козьма и Демьян (в Византии их называли Косма и Дамиан). Более того, они как бы слились в одно лицо, называемое Козьмодемьяном, который все же воплощал лишь одно направление деятельности языческого бога Сварога.
Именно Сварог установил на земле законы, суд. И еще он разделил людей на семьи. Ведь до этого жена не знала мужа, а сын отца. Многие почитатели отечественной мифологии считали, что слова с корнем «сва» — сваха, сват, сватовство — произошли в русском языке от имени бога Сварога.

Всадник на красном коне

Сварог был не просто верховным богом, но и «рождающим божества». Порой всех славянских богов называют «сварожичами».
Но был среди них один, для которого это слово было именем собственным. Этот Сварожич олицетворял земной огонь, подаренный его отцом людям. Иногда его почитали как бога войны и побед.
В древнерусском церковном поучении против язычества говорилось: «И огневи молятся, зовут его Сварожичем». Древние славяне всегда почитали огонь. Считалось, что ему присущи очистительные и целебные свойства. Многие века в купальскую ночь через костры прыгали юноши и девушкине только для того, чтобы показать свою удаль, но стремясь и освободиться от нечистой силы. С этой же целью меж костров проводили скот. Считалось, что дым способен отогнать злых духов. В огонь бросали отслужившую свое одежду, обувку, вещи больных.
А вот всякие нечистоты в костер швырять не полагалось. Нельзя было плевать в костер, затаптывать огонь ногами. Считалось, что он может обидеться и потом отомстить. В новый дом обычно торжественно переносили огонь из старого. Во многих семьях существовали приемы получения «живого огня» — их передавали из рода в род.
Но было у бога огня Сварожича и свое, особое празднество — именины овина. Истопив овин (помещение для сушки зерна), совершали жертвоприношение — бросали в огонь необмолоченный сноп. И тут же садились за щедро накрытый стол, ели, пили и славили Сварожича-овинника. Лишь после этого праздника начинали молотить зерно и мять коноплю.
Древние люди считали, что бог огня Сварожич скачет по небу на красном коне с копьем в руках.

Край укрывшихся в джунглях величественных каменных храмов; деревень, плавающих по глади озера; страна, где драгоценные камни добывают ведрами, шелковую ткань по сей день делают вручную, а бедность населения способна шокировать особо чувствительного европейца. Все это - загадочная Камбоджа. Если в соседний Таиланд с его развитой туристической инфраструктурой едут в первую очередь за развлечениями, то в Камбоджу - за экзотикой. Ее здесь хватает.

Озёрные жители

Озеро Тонле Сап, которое за его огромные размеры часто называют внутренним морем Камбоджи, знаменито своими необычными людьми, вся жизнь которых проходит на воде. Многие из них никогда не ступали на землю. Пока наш катер скользит среди густых мангровых зарослей, я присматриваюсь к показавшейся из-за поворота деревне. Зрелище воистину фантастическое, будто из фильма «Водный мир», где показана Земля будущего и человеческая цивилизация после Всемирного потопа. На волнах плавно покачиваются маленькие деревянные домики, по «улицам» снуют не машины, а весельные и моторные лодки, тут же вернувшиеся с уловом рыбаки вытряхивают рыбу из сетей, рядом с жилыми домами плавают местная школа, детский сад, ресторанчики для туристов, магазины, католический храм…

Дети весело машут нам руками, в открытых домах почти без всяких удобств жители занимаются своими делами, не обращая внимания на туристов. Любопытно, что при общей неустроенности быта на многих домах среди гирлянд развешанной для сушки одежды торчат спутниковые антенны. Телевизор - это святое, единственное окно в большой мир. Хотя линий электропередач в деревне по понятным причинам нет, многие поселенцы держат аккумуляторы, которые на день отдают на зарядку местному предпринимателю. На любимые телепередачи заряда хватает.

Наслаждаясь наблюдением за местными красотами, я вдруг чувствую, как кто-то толкает меня сзади в спину. Оказывается, это мальчишка лет восьми ходит между рядами и таким своеобразным способом предлагает пассажирам массаж. Откуда он взялся на стремительно несущемся судне? Загадка разрешается просто. В этот момент к катеру устремляется одна из многочисленных лодок и на полном ходу прижимается к нашему борту. Худенькая девчонка с ловкостью кошки перепрыгивает на катер, и вот она уже ходит между рядов, показывая туристам сувениры.

Озерные жители - не кхмеры, а потомки вьетнамцев, бежавших в Камбоджу в 60-е годы XX века во время войны во Вьетнаме. Король Нородом Сианук запретил им ступать на камбоджийскую землю, и тогда они поселились на воде да так привыкли к ней, что теперь от долгого пребывания на суше у них начинается что-то вроде морской болезни наоборот.

Лестница в рай

Разумеется, туристы со всего мира едут в Камбоджу в первую очередь для того, чтобы посмотреть на ее неповторимые храмы. Самый знаменитый из них Ангкор-Ват - гигантский храмовый комплекс, построенный в XII веке по приказу короля Сурьявармана II, а ныне внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мост через наполненный водой ров, мощеная дорога и бесконечные лабиринты переходов со статуями многоруких индуистских божеств постепенно приводят нас в самое сердце комплекса, к пяти каменным башням-великанам, которые видны на много километров вокруг.


Изображения танцовщиц апсара на стенах

Средневековые камбоджийцы верили, что там, на самой вершине, на высоте 65 метров над землей находится рай и живут боги. Подниматься туда было дозволено лишь королю, да и то по особым случаям. Разумеется, мы не упустили случая побывать в раю. По крутой лестнице взбираемся на вершину и оказываемся на большой площадке. По периметру длинные ряды колонн, поддерживающих почерневшую от времени крышу, на выщербленных дождями и ветрами стенах изображения священных танцовщиц апсара, которые своим танцем предсказывали будущее. Живых богов, правда, поблизости не видно. Вероятно, переехали на новую квартиру, пока в храме идет реставрация. Так вот он, значит, какой - рай. Конечно, со временем он немного обветшал, но и сегодня смотрится величественно. Человек на фоне гигантских башен, взметнувшихся в небеса, выглядит песчинкой.

В последние годы Камбоджу с ее колоритными пейзажами довольно активно осваивает Голливуд.

Еще один храм на нашем пути, укрывшийся в тропических джунглях, - это готовая сцена для приключенческого фильма. Позеленевшие от времени камни полуразвалившихся башен, оплетенные корнями могучих деревьев, создают таинственную, волшебную атмосферу. Вообще-то на самом деле этот храм называется Та Пром, но в последнее время его все чаще именуют храмом Анджелины Джоли, потому что именно в нем снимался большой эпизод из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Тот самый, в котором Лара устроила перестрелку с ожившими статуями. Анджелина уехала, а имя осталось.

Всё через "ням-ням"

Народная мудрость гласит: лучший способ узнать страну - понаблюдать за поведением людей на улицах. И, пожалуй, это верно. Колоритных персонажей здесь немало.

Говорят, на большей части территории Камбоджи жизнь довольно непритязательна. Люди очень бедные, и даже с таким благом цивилизации, как электричество, многие знакомы лишь понаслышке. Восемьдесят процентов населения выращивают рис и фрукты на своих участках, пребывая в маленьком сельском мирке и не желая покидать его. Но в туристических городах жизнь кипит: шикарные отели растут как грибы после дождя, у любого храма тебя мигом облепляют дети и торговцы постарше с сувенирами и начинают бойко торговаться на русском языке, а от вежливых, но настойчивых таксистов только что не силой приходится отбиваться.

Трудно поверить, что еще 30 с небольшим лет назад, во время режима красных кхмеров, Камбоджа была одним из самых жутких мест на Земле. В своем стремлении построить общество всеобщего равенства диктатор Пол Пот угробил примерно треть населения страны, кого-то казнив, а кого-то просто уморив голодом, а заодно уничтожил промышленность, коммерцию, образование, интеллигенцию, духовенство, фактически вернув Камбоджу в каменный век.

Теперь стремление добиться успеха и разбогатеть снова в чести, и каждый зарабатывает как может. Даже полицейские, которые дежурят в туристических районах, подрабатывают, продавая туристам почти настоящие служебные значки. От оригиналов они отличаются лишь отсутствием серийного номера. Конечно, как ведущий криминальной рубрики в газете, я не мог отказать себе в таком приобретении. Заметив мою расположенность к покупкам, страж порядка тут же жестом указал на свою голову, предложив купить еще и его фуражку с надписью Police.

Вообще, обычно местные полицейские и чиновники подрабатывают другими способами. В Камбодже есть понятие «ням-ням», которое по смыслу приблизительно соответствует русскому слову «откат». Не случайно Камбоджа считается одним из мировых лидеров по уровню коррупции, потому что все здесь делается через «ням-ням».

Очень показательная история произошла с другом нашего экскурсовода, который приезжал к нему в гости из соседнего Таиланда. Преодолев границу, парень «немного» расслабился. Ехал ночью, на чужом мотоцикле, пьяный и без прав. На одной из городских улиц его остановил камбоджийский полицейский и строго потребовал заплатить штраф два доллара за нарушение правил дорожного движения. Памятуя о том, что в Камбодже всегда можно и нужно торговаться, в том числе по поводу размера взятки, гость королевства внес встречное предложение: «А давай лучше я заплачу один доллар, но лично тебе». «Ну, давай», - согласился страж порядка. Путешественник выдал ему деньги, и на этом разбирательство по нарушению правил завершилось. Полицейский ушел довольный, а парень снова взгромоздился на мотоцикл и поехал дальше. Говорят, в древности священные танцовщицы апсара могли своим танцем предсказывать будущее

А в целом быть гостем в Камбодже очень даже неплохо, тем более что ты легко можешь прослыть здесь богатеем. Это и неудивительно. Видя, как туристы за одно лишь посещение храма покупают сувениров на сумму, на которую средний камбоджиец живет целый месяц, они всех заезжих белых людей считают богачами. Вот и стараются во всем угодить дорогим гостям, приносящим доход в экономику и их личный бюджет. Приятно ненадолго ощутить себя Рокфеллером.

Стас Сидоркин

Фото Стаса Сидоркина

Где живет Бог?

Вспомните, мы в прежних главах говорили о том, что после исполнения Иисусом обрядовой части закона Моисея, для верующих настало время духовного служения. Духовность же означает не выполнение церемоний, связывающих получение прощения с пролитием заместительной крови жертвенных животных, но обращение к Богу за прощением в духе, то есть душевное раскаяние с принятием верой за свои грехи жертвенной Крови Христа. Именно об этом говорил Иисус, объясняя Самарянке, где, а точнее как нужно будет поклоняться Богу истинным верующим:

«Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме … Иисус говорит ей: поверь Мне , что наступает время , когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже , когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине , ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:19-21,23).

То есть Христос возвестил, что благодаря Его миссии наступает время , когда пропадет необходимость совершать Создателю обрядовые действия где-либо на земле. Не нужно будет поклоняться Творцу ни в Иерусалимском храме по закону Моисея, ни на горе, как это делали самаряне, также верующие в Бога Израилева. Творцу необходимо станет поклоняться в духе и истине . В истине – значит в следовании Слову Божьему, которое, как мы знаем и есть истина (см. Ин. 17:17). В духе – значит без материального аспекта служения. Для служения в духе не нужны храмы. Теперь земной Иерусалимский храм исполнился, воплотился в Иисусе , так как всё функционирование святилища являлось прообразом служения Христа в спасительном плане «очищения» людей от грехов:

«Иисус сказал им…: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили , что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус » (Ин. 2:19-22).

Теперь храмами Божьими стали тела верующих:

«Разве не знаете, что вы храм Божий , и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19 , см. также 2 Кор. 6:16).

А домом Божьим, в соответствии с Евангельской вестью, стала церковь, которая, как мы уже отмечали в главе «Символ веры» , соответствует греческому слову εκκλησια и обозначает собрание верующих:

«Чтобы, … ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

«Дом же Его - мы , если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » (Мф. 18:20).

Из Нового Завета видно, что церквями назывались любые группы верующих, в том числе собирающиеся в доме какой-либо христианской семьи:

«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его » (Кол. 4:15 , см. также Рим. 16:4 , 1 Кор. 16:19 , Филим. 1:2).

Некоторым людям сложно это понять. Ведь они привыкли искать Творца в красивых зданиях с крестами и куполами, как их учат популярные конфессии. Но давайте посмотрим на прямые библейские тексты о месте где живет Бог . В соответствии со Словом Божьим Создатель никогда не жил в земных строениях . Даже в ветхозаветной скинии Бог не обитал постоянно, а лишь являлся там над крышкой ковчега:

«И сказал Господь Моисею … над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2).

Творец обещал быть рядом с Израильтянами только при условии, что те будут исполнять Его заповеди: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12,13). Когда иудеи нарушали завет с Богом, то Он удалялся от них. Поэтому евреи были попираемы врагами, а храм неоднократно подвергался грабежу, осквернению и разрушению противниками Израиля.

То есть само святилище не являлось местом жительства Бога, а было лишь местом Его приближения к людям, Его явления им, где Он практически зримо (в виде облака) присутствовал среди Своего народа, и посвящено Его имени . Поэтому очи Господа более чем на другие места земли были обращены на это место. Творец сказал Соломону:

«Я освятил сей храм , который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там» (3 Цар. 9:3).

«И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я … избрал себе место сие в дом жертвоприношения . Если Я заключу небо и не будет дождя … и смирится народ Мой, … и будут молиться, … и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем . И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там … и очи Мои и сердце Мое будут там» (2 Пар. 7:12-16 , см. также 3 Цар. 5:5 , 3 Цар. 8:17-20,29,43 , 3 Цар. 9:7 , 2 Пар. 2:4 , 2 Пар. 6:5,7,10 , 2 Пар. 7:20 , Иер. 7:10,11-14,30).

После построения храма, признанного одним из самых величественных строений на земле, Соломон заявил:

«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей , который построил я» (2 Пар. 6:18 , см. также 3 Цар. 8:27).

Библия говорит, что истинное место «обитания» Творца на небесах :

«Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах » (Пс. 10:4).

«С небес призирает Господь , видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает , Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13,14).

«Когда поражен будет народ Твой … за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе … и будут просить и молиться пред Тобою … , тогда Ты услышь с неба , и прости грех народа Твоего» (2 Пар. 6:24,25 , см. также выше 2 Пар. 7:14 , а также Втор. 26:15 , Пс. 102:19 , Пс. 113:11 , Пс. 122:1 , 2 Пар. 6:27,30,33,35,39 , 2 Пар. 30:27 , 3 Цар. 8:30).

Пророк Исаия, упрекая иудеев, превративших служение Богу в формализм, возвещал от имени Создателя:

«Так говорит Господь: небо - престол Мой , а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1).

Новый Завет вторит ветхозаветному учению:

«Всевышний не в рукотворенных храмах живет … Небо - престол Мой , и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50).

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25).

«Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22 , см. также Мф. 5:34).

Я думаю, эти библейские тексты сложно истолковать как-то иначе. Кажется, уже после первого их прочтения лишних вопросов возникать не должно… Очевидно, что, согласно учению Священного Писания, Бог не обитает в рукотворных храмах, как бы это не пытались представить некоторые представители современных популярных христианских конфессий.

Это прекрасно понимали первые христиане. Нет археологических данных и письменных свидетельств, датируемых I-III веками, подтверждающих наличие храмов у христианских общин того времени (речь идет именно о храмах, а не о молитвенных домах, о которых мы будем рассуждать позднее). Наоборот, есть документы, показывающие сугубо отрицательное отношение первых христиан к храмам как к культовым религиозным сооружениям. Вот что о храмах писали известные богословы II-III веков.

Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):

«Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов , ни жертвенников? Какой храм Ему построю , когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца? »

Христианский ученый Ориген (185 – 254 гг.), труд «Против Цельса» (кн. VII, LXIII-LXV, кн. III, XXXIV):

«Если скифы... не могут выносить вид храмов , алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей , такая же, как у них… Скифы... согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам... Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.

Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые - я собственно не знаю почему - были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами».

Христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Климент Александрийский (150 – 215 гг.), труд «Строматы» (кн. VII, 28/1-4):

«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми ? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. … Идолы и храмы , воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Христианский апологет Арнобий (ок. 240 - ок. 330 гг.), труд «Против язычников» (кн. 6, гл. 3):

«Нам (христианам. – Прим. авт.) говорят, что мы не воздвигаем храмов ... и не поклоняемся … изображениям».

Христианский ритор Луций Целий Лактанций (приб. 250 – 325 гг.), труд «Божественные установления» (кн. II, гл. 2):

«Почему вы глядите на стены, дерево и камень вместо того места (неба. – Прим. авт.) , где, как вы верите, они (небесные заступники. – Прим. авт.) находятся? Каков смысл храмов и алтарей?».

А вот, что об отношении христиан к храмам писал языческий писатель Цельс (II в.), книга «Правдивое слово» (часть IV):

«Они (христиане. – Прим. авт.) не выносят вида храмов , жертвенников и изображений… Они избегают сооружения жертвенников, статуй и храмов ; (вместо этого) признаком (общности культа) служит у них уговор насчет скрытного, тайного сообщества».

Таким образом, Библейские тексты и исторические свидетельства говорят об одном:

1) храмы не являются местом обитания Бога;

2) во I-III веках н.э. христиане не имели храмов, но, наоборот, были противниками их возведения.

Где живет Бог? На этот вопрос все отвечают по - разному. Да, верю! Нет, не верю! Сомневаюсь. Бог, конечно, есть, но… Этих «но» как доказательств того, что Бога нет, сомневающийся человек наберет с десяток, а то и больше.

Мой отец неохотно рассказывал о войне, о концлагере. А если же начинал говорить, то очень осторожно выбирал эпизоды, наверное, опасался непонимания и осуждения. Один такой скупой и почти лишенный эмоций рассказ он закончил фразой: «За тот час я услышал имя Бога столько раз, сколько до этого не слышал за всю свою жизнь. Не удивляйся: в окопах атеистов не бывает».

Мое поколение – типичный продукт советской эпохи. Атеизм был тогда одним из главных звеньев воспитательного процесса подрастающего поколения. Наверное, поэтому у многих людей этого возраста «сложные» отношения с Богом. И в детстве, и в юности я, как говорится, лба не перекрестила. Слова папы вспомнила, когда попала в горах в опасную ситуацию.

Поднимались втроем на вершину горы. Скалы, зацепиться не за что, Пик – небольшой пятачок. Трое сядут – четвертому останется место только на одной ноге постоять. Попали в грозу, долго висели под сплошным потоком воды, потом буквально вползли на пик, закрепились и шесть часов сидели, ожидая, когда закончится этот ад.

Вот тогда в первый раз мои губы прошептали: «Господи, помоги!» В окопах атеистов нет? На скале их тоже не было! Значит, когда нам плохо, когда угрожает смертельная опасность, когда надежды на помощь ждать неоткуда, мы обращаемся к Богу. Это не вопрос. Это утверждение. Обращаемся, обещая все, что угодно, только бы спас, защитил.

А где он обитает? Где тот адрес, по которому можно найти Бога? Говоря о нем, мы обычно поднимаем глаза к небу. Вспомните библейскую историю о попытке забраться в обитель Бога. Значит, люди в древности знали дорогу, ведущую к Господу? Или, наоборот, они пошли не тем путем и были за это наказаны? С тех пор люди редко находят общий язык. Непонимание – страшная кара за неправильный выбор.

Куда же пойти, чтобы встретиться с Богом, задать ему вопросы, терзающие душу и смущающие разум? Ответ верующих – в храм. Церковь, мечеть, синагога – неважно, как называется храм. Важно, что это то место, где можно пообщаться с Богом. Но ведь там от имени господа вещает человек. Со всеми присущими ему слабостями, сомнениями и заблуждениями. Пастырь иной раз не только сам идет не по пути Праведности и Веры, но и паству свою ведет туда же. Подтверждение этому – религиозные экстремисты, которые за «истинную» веру готовы убивать всех без разбора. Священники разных конфессий вступают врукопашную схватку, деля храмы, позволяют себе роскошествовать и не соблюдать заповеди.

Значит, не в храме живет Бог. Значит, не там нужно искать его. А где? Величайший мудрец Лев Толстой сформулировал идею, которая стала основой его жизни. Суть заключается в следующем: Бог не лик на иконе, и не нужно искать его в храме. Бог – это те морально-нравственные нормы, которые веками вырабатывало человечество.

Согрешил – покаялся. Эта формула здесь не работает. Не греши – не нужно будет каяться. Не убий – потому что внутренний закон не позволит тебя отнять чужую жизнь. Не укради, не лги и дальше по списку. Вывод: не сотвори зла. Вообще! Никогда! Никакого!

И главное - не должно быть в жизни человека ни одного дня без сотворенного им доброго дела. Заметьте, как мудро: не сделал зла – не значит, сотворил добро. Не желать зла, не совершать его – это норма жизни.

Жить на стороне Зла очень легко. Хочешь кричать? Громче! Ударить? Бей изо всех сил! Украсть? Убить? Нет запретов! Делай все, что придет в голову!

Жить на стороне Добра, придерживаясь этих правил, неимоверно трудно. Общепризнанные утверждения, давно ставшие нормой в 21 веке, убеждают человека в том, что все воруют, все лгут, все изворачиваются. А без подлости вообще не прожить и карьеру не сделать. Если ты шеф, то тебе можно все: хамить, унижать, давить подчиненных, как мелкую мошкару. Если ты подчиненный, то обязан терпеть и быстро исполнять самые идиотские (простите за слово!) приказы. Велено настучать на коллегу? Смог украсть идею и выдать за свою? Нужно переспать с тем, от кого зависит карьерный рост? Легко!

Не каждый человек соглашается жить по этим волчьим законам. И что происходит в таком случае? Общество выдавливает изгоя, применив закон джунглей: прав тот, у кого когти и зубы сильнее. Не сломаться под таким нажимом сложно. Не стоит прогибаться под изменчивый мир? А если он не хочет прогибаться под нас?!

И опять вспомним Толстого, убеждавшего, что дорог в жизни много, а пути только два, и каждый из них - наш выбор. Один путь ведет к Добру, а другой – к Злу. Куда идти, помогает выбрать Бог, который живет внутри каждого из нас. Он и только он наставляет и направляет нас, объясняя, как жить, чтобы в любой ситуации оставаться Человеком.