Меню
Бесплатно
Главная  /  Жалюзи  /  Где похоронен андрей боголюбский. Князь Андрей Боголюбский: биография, деятельность и интересные факты

Где похоронен андрей боголюбский. Князь Андрей Боголюбский: биография, деятельность и интересные факты

Князь (с 1157 - великий князь) Владимирский
1155/1157 - 1174

Предшественник:

Юрий Долгорукий

Преемник:

Михалко Юрьевич

Великий князь Киевский
1157 - 1157

Предшественник:

Юрий Долгорукий

Преемник:

Изяслав Давыдович

Вероисповедание:

Православие

Рождение:

29.06.1174 Боголюбово

Похоронен:

Успенский собор (Владимир)

Династия:

Рюриковичи

Юрий Долгорукий

Улита Степановна

сыновья: Изяслав, Мстислав, Юрий

Великое княжение

Взятие Киева (1169)

Поход на Новгород (1170)

Осада Вышгорода (1173)

Походы в Волжскую Булгарию

Смерть и канонизация

Браки и дети

(около 1111 - 29 июня 1174) - князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150-1151, Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157 - 1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Асеневича.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства.

Прозвище «Боголюбский» получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей любимой резиденции.

Ранняя биография

В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом выгнал из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич выгнал его.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он украл и увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова:

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил город Боголюбово, который со временем стал его любимым местопребыванием.

Великое княжение

После смерти отца (1157) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово - любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он это время находился в Киеве).

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге. Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Переяславское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго - Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но назначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году. Кроме того, в 1161 году Андрей выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с её детьми Михаилом, Васильком и семилетним Всеволодом. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

В 1159 году Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде. В том же году Андрей захватил новгородский пригород Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Всеволодовича. В 1160 году новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Константинопольский патриарх Лука Хризоверх в 1168 году посвятил Андреева кандидата, иерарха Феодора, не в митрополиты, а в ростовские епископы, при этом Феодор избрал своим местопребыванием Владимир, а не Ростов. Перед угрозой народных волнений Андрею пришлось отправить его к киевскому митрополиту, где он подвергся расправе.

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Взятие Киева (1169)

По смерти Ростислава (1167) старшинство в роду Рюриковичей принадлежало прежде всего Святославу Всеволодовичу черниговскому, правнуку Святослава Ярославича (старшими в роду Мономаховичей были правнуки Всеволода Ярославича Владимир Мстиславич, затем сам Андрей Боголюбский). Мстислав Изяславич из Владимира Волынского занял Киев, выгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил в Новгороде своего сына Романа. Мстислав стремился сконцентрировать управление Киевской землёй в своих руках, чему воспротивились его двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска. Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями среди южных князей и послал войско во главе со своим сыном Мстиславом, к которому присоединились союзники: Глеб Юрьевич, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Олег и Игорь Святославичи, Владимир Андреевич, брат Андрея Всеволод и племянник Андрея Мстислав Ростиславич. Лаврентьевская летопись в числе князей упоминает также Дмитра и Юрия, также в походе участвовали половцы. В походе не участвовали полоцкие союзники Андрея и муромо-рязанские князья. Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский и Ярослав Изяславич луцкий) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев. 12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати русских городов». Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.

Деятельность Андрея по отношению к Южной Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли». Андрей Боголюбский впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей:

До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места : заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства.

В. О. Ключевский.

Поход на Новгород (1170)

В 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Первый поход был проведён против полоцких князей, союзников Андрея. Земля была разорена, войска не дошли до Полоцка 30 вёрст. Затем Роман атаковал Торопецкую волость Смоленского княжества. Посланное Мстиславом на помощь сыну войско во главе с Михаилом Юрьевичем и чёрные клобуки были перехвачены Ростиславичами по дороге.

Подчинив себе Киев, Андрей организовал и поход на Новгород. Зимой 1170 года пришли под Новгород Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. К вечеру 25 февраля Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Враги бежали. Новгородцы пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 ногаты).

Вероятно, Андрей Боголюбский после поражения своих войск организовал продовольственную блокаду Новгорода (прямого известия в источниках нет, однако новгородский летописец сообщает о неслыханной дороговизне и ставит в прямую связь с этим изгнание Романа Мстиславича, который несколько месяцев назад был предводителем новгородцев в победоносном сражении). Новгородцы вступили в переговоры с Андреем и согласились на вокняжение Рюрика Ростиславича. Через год его сменил в Новгороде Юрий Андреевич.

Осада Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича (1171) Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев - Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей - Роману. Вскоре Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему и его братьям вернуться в Смоленск. Андрей планировал отдать Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка, которые затем были взяты в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич. Был произведён обмен пленными, по которому Ростиславичам был выдан ранее изгнанный из Галича, пленённый Михаилом и отправленный в Чернигов княжич Владимир Ярославич, а ими был отпущен на свободу Всеволод Юрьевич. Ярополк Ростиславич был удержан, его старший брат Мстислав был изгнан из Треполя и не был принят Михаилом, находящимся тогда в Чернигове и претендовавшим кроме Торческа на Переяславль. Момент замирения Андрея с Ростиславичами киевский летописец описывает так: «лишился Андрей брата своего и Святослава Всеволодовича Черниговского, а к Ростиславичем приступил». Но вскоре Андрей через своего мечника Михна вновь потребовал от Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика - уйти к брату в Смоленск, от Давыда - в Берладь. Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками». Роман подчинился, а его братья остригли бороду послу Андрея, чем дали повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из муромского, рязанского, туровского, полоцкого и городенского княжеств, новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич. Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Мстислав принял первый бой в поле перед началом осады и отступил в крепость. Тем временем Ярослав Изяславич, чьи права на Киев не признали Ольговичи, получил такое признание от Ростиславичей, двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр, утонули. «Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку». Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого поcле гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

Зимой 1172 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре идучи не идяху , потому что не время воевать зимою болгар . Эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия .

Смерть и канонизация

Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:

«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля).

Браки и дети

  • (с 1148) Улита Степановна, дочь боярина Степана Ивановича Кучки
    • Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
    • Мстислав, умер 28.03.1173.
    • Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185 - 1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года.
    • Ростислава, замужем за Святославом Вщижским.

Достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про Андрея Боголюбского

    ✪ 07. Андрей Боголюбский.flv

    ✪ 07. Андрей Боголюбский. Игорь Данилевский.

    ✪ 9 а) Андрей Боголюбский 11.wmv

    ✪ Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

    Субтитры

Происхождение прозвища князя

Согласно сообщению позднего «Жития Андрея Боголюбского» (1701 г.), Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции . Исследователь С. В. Заграевский на основе более ранних источников обосновал иную ситуацию: город Боголюбов получил своё название по прозвищу Андрея, а прозвище было обусловлено древнерусской традицией именования князей «боголюбивыми» и личными качествами князя Андрея .

До княжения во Владимире

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева . Годы его молодости в источниках почти не освещаются.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова , закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал посёлок Боголюбово , который со временем стал его основным местопребыванием.

Великое княжение

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Взятие Киева (1169)

Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем на всей своей воле и пригласили на княжение Рюрика Ростиславича, а ещё через год - Юрия Андреевича .

Осада Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича () Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев - Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей - Роману. В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу , но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка . Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

После этих событий Андрей через своего мечника Михна потребовал и от младших Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика - уйти к брату в Смоленск, от Давыда - в Берладь . Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками», и остриг бороду послу Андрея, чем дал повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович , Игорь Святославич ; численность войска оценивается летописью в 50 тыс.чел. . Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде , Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда , а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла . Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич , чьи права на Киев не признали Ольговичи , получил такое признание от Ростиславичей , двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр , утонули. «Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку». Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы в Волжскую Булгарию

Смерть и канонизация

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был зарезан своими же боярами.

Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи , которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса , постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело .

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин. Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова , из-за недовольства князем, сочувствуя заговору .

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву .

Череп был отправлен а 1939 году в Москву Михаилу Герасимову , затем возвращён во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в Государственном историческом музее , где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, где они находились в 1174 году .

Реконструкция облика

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов , и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом - подлинник (1939) хранится в ГИМ; в 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краевед­ческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии - «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом , добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Браки и дети

Прославление

Андрей Боголюбский был прославлен Русской православной церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку (сооружённую на вклад патриарха Иосифа) во владимирском Успенском соборе, почитание установлено было в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского - 4 июля по юлианскому календарю.

Образ Андрея Боголюбского в кино

  • Князь Юрий Долгорукий ( ; Россия) режиссёр Сергей Тарасов , в роли Андрея Евгений Парамонов.

См. также

Примечания

  1. Точная дата и даже год рождения неизвестны.
  2. Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва - Владимир, 2009. С. 228.
  3. Заграевский С. В. К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова. В кн.: Материалы XVIII международной краеведческой конференции (19 апреля 2013 г.). Владимир, 2014.
  4. «Владимирский самовластец» (неопр.) . Проверено 29 апреля 2013.

Андрей Боголюбский (не ранее 1100 - 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).

Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах - Вышгороде, Турове, Пинске (1149-1151 гг., 1155 г.). Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.

Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей лелеял замысел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца. В Ростове и Суздале тогда княжили младшие братья Андрея. Вот почему путь его лежал в небольшой Владимир на Клязьме, который он задумал сделать центром всего княжества. Такое пренебрежение старейшими городами земли могло вызвать недовольство ростовчан и суздальцев. Андрею требовалась поддержка Церкви. По пути во Владимир он похитил из Вышгородского монастыря чудотворную икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой и вывезенную из Константинополя. Перенесение этой почитаемой на Руси святыни во Владимир придало бы городу значение благословенного места.

По легенде, невдалеке от Владимира Андрею во сне явилась Божия Матерь и велела возвести в селе, где он ночевал, церковь во имя Рождества Богородицы, а вокруг неё монастырь. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор - знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, - множество монастырей, храмов, укреплений.

Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич - давний противник Андрея - по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.

Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги.

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во , увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества , превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем », по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.

Андрея Боголюбского с отцом, Юрием Долгоруким, связывали сложные отношения. Долгорукий не хотел отказываться от идеи главенства Киева и упорно стремился «сесть» там. Андрей Юрьевич, напротив, весьма успешно трудился над созданием нового центра притяжения — Владимира. Но и тот, и другой — один невольно, другой вполне сознательно — определили дальнейшее развитие Руси. И произошло это именно в середине XII века.

В жизни и поступках великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского было много противоречий. Как человек своего века, он был жесток. Политическая дальновидность сочеталась в нем с хитростью и властолюбием.

Любовь к благочестию и богослужебной красоте — со стремлением угри помощи Церкви решать сиюминутные административные задачи. Но в истории он остался именно как «Боголюбский».

Кратко годы правления Андрея Боголюбского :

  • князь Вышгородский (1149, 1155)
  • Дорогобужский (1150—1151)
  • Рязанский (1153)
  • великий князь Владимирский (1157—1174).

Андрей Боголюбский, годы жизни и правление князя Андрея.

Исторические источники неспособны просветить относительно ранних лет жизни великого князя Андрея Юрьевича. Исследователи не могут даже сказать определенно, в каком году он родился. Опираясь на указание Татищева, что убит князь был в возрасте шестидесяти трех лет (в 1174 году), следует назвать годом его рождения 1111-й, однако иногда период его появления на свет определяют как «между 1120 и 1125».

Первая дата представляется более правдоподобной, ибо Андрей Боголюбский был, видимо, вторым сыном многодетного Юрия Долгорукого. В первый брак Юрий Владимирович вступил в 1107 году, взяв в жены дочь половецкого князя Аепы, и спустя четыре года на свет появился Андрей Юрьевич. Все сходится.

Место его рождения — Ростово-Суздальская Русь, здесь он получал первые впечатления жизни и именно этот глухой и лесистый край считал своей родиной. Боголюбский очень значимая и яркая в истории становления государства Российского.

Юность князя Андрея Боголюбского, междоусобные войны

С молодых лет князь Андрей оказался погружен в омут междоусобных распрей, в которых принимал живейшее участие его отец. Борьба велась главным образом вокруг , он несколько раз переходил из рук в руки, и Андрей Юрьевич исправно участвовал в битвах на стороне Юрия Долгорукого, проявляя несомненную храбрость. В одной из схваток, под Луцком, он чуть не погиб, из битвы его вынес конь. Благородное животное, будучи смертельно ранено, спасло своего хозяина, и тот почтил память верного друга, как умел: по-хоронил его на холме у реки Стырь.

Вместе с тем на фоне своих родственников князь Андрей Юрьевич демонстрировал исключительное миролюбие. В частности, в 1150 году именно он настаивал на примирении давних врагов и соперников за киевский престол — Юрия Владимировича и Изяслава Мстиславича. Однако мир был недолгим. Юрий Долгорукий отказался вернуть Изяславу добычу, захваченную под , что являлось одним из условий договора, и распря вспыхнула с новой силой.

В 1151 году Изяслав Мстиславич одержал победу над своим соперником. Победу, как казалось, окончательную. Он утвердился в Киеве, а с поверженным Юрием Долгоруким заключил договор, согласно которому тот должен был вернуться со всеми своими сыновьями в родную .

Однако Юрий Владимирович отправляться восвояси не спешил, вызвав недовольство своего сына Андрея, чувствовавшего себя в южнорусских землях неуютно и понимавшего, что здешнее население относится к Долгорукому и его семени как к захватчикам-чужакам и ни в коей мере не поддерживает их притязаний на киевский престол.

В июле 1151 года князь Юрий отправился с сыновьями на богомолье к храму Бориса и Глеба, выстроенному на реке Альте, где был в свое время убит . Здесь между Юрием и Андреем произошла ссора, и Андрей, ослушавшись отца, уехал во .

Тем не менее в 1152 году он вновь принимал участие в битве на стороне Юрия Долгорукого, когда тот осадил Чернигов, замыслив покарать черниговского князя Изяслава Давыдовича, перешедшего на сторону Изяслава Мстиславича. Осада успехом не увенчалась, а князь Андрей получил под стенами Чернигова ранение.

В 1154 году многолетнее соперничество князей Изяслава и Юрия прекратилась в силу столь же естественного, сколь и неожиданного события: Изяслав Мстиславич скончался. В марте 1155 года Юрий Долгорукий утвердился в Киеве, уделив Андрею Вышгород, весьма важный в стратегическом отношении (что говорит о доверии Юрия Владимировича к непокорному сыну). Видимо, Юрий Владимирович имел в виду передать Андрею со временем киевский трон, но самого Андрея Юрьевича эта перспектива не увлекала. В Киевской Руси он по-прежнему чувствовал себя стесненно, и в итоге решился на побег к родным пенатам.

Андрей Боголюбский ворует икону Божией Матери и убегает править во Владимир

Н. И. Костомаров пишет:

«У Андрея, как видно, созрел тогда план не только удалиться в Суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси...

Андрею, действовавшему в этом случае против отцовской воли, нужно было освятить свои поступки в глазах народа каким-нибудь правом. До сих пор в сознании русских для князей существовало два права — происхождения и избрания, но оба эти права перепутались и разрушились, особенно в южной Руси. Князья, мимо всякого старейшинства по рождению, добивались княжеских столов, а избрание перестало быть единодушным выбором всей земли и зависело от военной толпы — от дружин, так что, в сущности, удерживалось еще только одно право — право быть князьями на Руси лицам из Рюрикова дома; но какому князю где княжить, — для того уже не существовало никакого другого права, кроме силы и удачи. Надобно было создаться новому праву. Андрей нашел его; это право было высшее непосредственное благословение религии».

В Вышгороде в то время существовал женский монастырь, в котором помещалась чудотворная икона Божией Матери, привезенная из Константинополя. Об этой иконе в народе ходили самые странные истории. Рассказывали, например, что, будучи поставлена к стене, икона «отступала» от нее на середину храма, как бы показывая тем самым нежелание находиться здесь. Вот эту-то икону и задумал взять с собой в Ростово-Суздальскую землю князь Андрей, желая даровать своему родному краю святыню, которая являлась бы зримым доказательством особого Божественного попечения о нем и его жителях.

Взять икону из монастыря открыто он не мог: местные жители ни за что не отдали бы ее. Таясь от них, он вынужден был действовать ночью, при помощи сообщников из монастырского клира, каковые вынесли икону из храма и — отступать им было уже некуда — вместе с князем и его семьей покинули Вышгород. Один из этих сообщников, священник Микола, впоследствии напишет повесть об убиении Андрея Боголюбского и тем останется в веках.

Возвышение Владимира во время правления князя Андрея Боголюбского

Уже в дороге унесенная икона Божией Матери начала, как гласит предание, являть чудотворные свойства, тем самым показывая милость Божию к «благочестивому вору». (Вообще, надо отметить, что перенесения тех или иных святынь с места на место часто напоминают банальную покражу. Самым известным из событий такого рода явилось перенесение мощей святителя Николая, архиепископа , в Бари, сегодня отмеченное в церковном календаре как один из важных праздников.) Но главное чудо произошло близ Владимира, где лошади встали, не имея сил везти святыню дальше. Божия Матерь явно показала Свое намерение остаться во Владимире. А ведь он в то время был захудалым городишком, к которому жители Суздаля и Ростова относились с нескрываемым презрением!

В течение нескольких последующих лет Владимир, благодаря трудам князя Андрея, изменился неузнаваемо. Отстраивая и украшая свою резиденцию в Боголюбове, он не забывал и о самом городе, где в кратчайшие сроки появились Золотые ворота (как бы «в пику» аналогичному киевскому сооружению) и поражающий воображение Успенский собор. Вообще князь не жалел издержек на строительство и украшение храмов — видимо, как по личному тяготению к церковному благочестию, так и из соображений упрочения своего авторитета, ибо постройка всякой новой церкви, особенно каменной, богато украшенной, вызывала в народе уважение к ее созидателю. Владимир разросся, заселился и «потучнел». Прибавилось в нем и священнослужителей, вследствие чего, надо полагать, распространилась грамотность. Оживились и окрестные села, залесская глушь стала смотреть веселей.

Итак, своим возвышением Владимир был всецело обязан князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, и жители здешней земли до поры до времени проявляли, как сказали бы теперь, «лояльность» к нему. Если бы Андрей княжил в Суздале и Ростове, то там ему неизбежно пришлось бы вступать в трения с горожанами, которые хотя и не были столь строптивы, как новгородцы, но все же считали вечевую власть выше княжеской. Поначалу к его вокняжению здесь существовали и внешние препятствия: Юрий Долгорукий, не простив упрямого сына, посадил на княжение в Ростове и Суздале самых младших своих сыновей от второй жены. Из них меньшому, Всеволоду (будущему ), было всего два года. Тем самым отец стремился унизить Андрея, зрелого мужа, поставив его в один ряд — и даже ниже, так как Владимир считался ниже и Ростова, и Суздаля, — с несмышлеными младенцами.

И вот ведь, нет худа без добра! Не столько Андрея оскорбил отец, сколько жителей Суздаля и Ростова. И после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году они единодушно избрали Андрея на вече своим князем. Он милостиво принял избрание, однако «сидеть» остался во Владимире, а точнее — в Боголюбове.

Андрей Боголюбский князь Ростово-Суздальской земли

Сделавшись единовластным правителем всей обширной Ростово-Суздальской земли, князь Андрей повел политику достаточно жесткую, всячески стараясь умалить значение двух исконных центров Древней Руси — Киева и Новгорода. Для этого он предпринял ряд военных действий. Одно из них, захват и беспрецедентное трехдневное разграбление Киева, вошло ярчайшей страницей в русские летописи (грабители не только убивали и уводили в плен всех подряд, но замахнулись на святое, на церкви — «иконы поимаша, и книги, и ризы...»). Другое отразилось в прославленной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».

При этом ни киевского, ни тем паче новгородского княжения Андрей Боголюбский для себя не желал. Он лишь хотел подтвердить собственное главенство не только в той земле, где он фактически княжил, но и по всей Руси. И это ему до определенного момента удавалось. В 1160-е годы он был едва ли не самым заметным «политическим игроком» на всем русском пространстве.

Дабы еще более возвысить значение Владимира, князь Андрей хотел завести у себя собственную митрополию, поставив в митрополиты своего любимца лжеепископа Феодорца, но в конце концов вынужден был отказаться от этого намерения, встретившего упорное сопротивление и в Киеве, и в Константинополе, и даже выдать Феодорца на митрополичий суд в Киев, где того казнили как еретика.

Убийство Андрея Боголюбского в ночь на 30 июня 1174 года

Со временем политика Андрея Боголюбского начала давать сбои. Авторитарный стиль его правления восстановил против него знать Ростова, Суздаля и Владимира. Не говоря уже о том, что среди князей к началу 1170-х годов у него почти не осталось союзников. Слишком часто он указывал им место. Князь лишился поддержки и своих родственников и боярства.

Составился заговор, и Андрей Юрьевич Боголюбский был жестоко убит в своем дворце. Произошло это в ночь на 30 июня 1174 года. А владимирская чернь, словно дурные дети, оставшиеся без присмотра, несколько дней кряду грабила и разоряла Владимир и Боголюбово. Лишь на пятый день народ опомнился и «с плачем великим» похоронил убитого князя у стен Успенского собора.

Канонизация Великого Князя Андрея Боголюбского в 1702 году

Следующим пунктом в нашем рассказе об Андрее Боголюбском должна стать его канонизация, состоявшаяся в 1702 году. И мы уже предвидим удивленный вопрос читателя: за что? Собственно говоря, от большинства своих сродников-современников, то и дело воевавших между собой (при этом страдали мирные поселяне и горожане), он отличался только большими политическими талантами и волей к власти. Миролюбив? Да, но лишь в сравнении с прочими. Благочестив? Да, но чуть было не учинил церковный раскол усердным «продвижением» Феодорца. И все же — канонизирован.

Надо помнить, что Церковь время от времени канонизирует тех или иных государственных деятелей не благодаря, а вопреки многим их деяниям, и случай Андрея Боголюбского здесь не исключение. Дмитрий Донской (святой благоверный) тоже, кстати, предпринимал настойчивые шаги к возведению на Московскую митрополию своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Митяя. Но никто, кроме дотошных историков Церкви, давно уже не ставит ему этого лыка в строку. Да и не помнят об этом. А помнят — Куликовскую битву и благословение прп. Сергия Радонежского. Так и здесь.

Забылась история с изгнанием Андреем Боголюбским своих меньших (от другой матери) братьев из Ростово-Суздальских пределов, забылось инициированное им разграбление Киева. Многое забылось. Но не забыто то, что именно его, Андрея, избрал Господь орудием прославления выкраденной из Вышгорода иконы Божией Матери как именно «той самой Владимирской», к которой вот уж почитай сколько веков в молении припадает вся Русь. Не забылись дивные белокаменные храмы — тем более что вот они, стоят: пятиглавый Успенский собор, неповторимая церковь Покрова на Нерли. Наконец, и смерть, поистине мученическая, чего-нибудь да стоит. И вот, мощи боголюбивого князя почивают в Успенском соборе Владимира, и владимирцы чтят его как «своего» святого, а богомольцы, подходя к его раке, произносят:

В 1702 году Андрея Боголюбского канонизировали. Тогда же были обретены и мощи .

В 1753 году мощи Андрея Боголюбского переоблачили, положили в новую раку.

В 1919 году мощи святого князя подверглись вскрытию, после чего их передали в музей. Первое серьезное исследование останков было предпринято в 1934 году, когда их —без какого-либо описания, чтобы не сбивать исследователей с эмпирического пути, — отправили в ленинградский Институт истории феодальных обществ (ныне — Институт археологии). Выводы ученых оказались полностью согласны с тем, что мы знаем об Андрее Боголюбском. Подтвердились данные и о его кончине —скелет хранил следы множества ран, нанесенных сзади, сбоку и по уже лежавшему телу.

Оказалось еще, что князь имел частично сросшиеся шейные позвонки. Это заставляло его всегда высоко держать голову, что придавало ему надменный, горделивый вид.

Из Ленинграда мощи вернулись во Владимир. Когда волна оголтелого безбожия схлынула и атеизм принял «научные» черты, экспонировать их в музее уже казалось неприличным (все-таки — глумление над останками видного исторического деятеля). И они «бесшумно», до 1982 года не будучи даже занесены в инвентарную книгу, хранились в закрытом музейном фонде.

В 1987 году состоялась передача мощей Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальской епархии. Теперь они вновь находятся в Успенском соборе.


Саша Митрахович 27.04.2017 17:32