Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Государственный контроль за деятельностью некоммерческих организаций. Государственный контроль деятельности некоммерческих организаций О контроле за деятельностью некоммерческих организаций выступление

Государственный контроль за деятельностью некоммерческих организаций. Государственный контроль деятельности некоммерческих организаций О контроле за деятельностью некоммерческих организаций выступление

Некоммерческая организация ведёт бухгалтерский учёт и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учёт доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о её расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учётом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трёх миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежат размещению следующие документы:

  • 1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
  • 2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
  • 3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
  • 4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
  • 5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
  • 6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
  • 7) годовая бухгалтерская отчётность государственного (муниципального) учреждения;
  • 8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
  • 9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
  • 10) отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;
  • 11) бюджетная смета казённого учреждения, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • 12) решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий.

Документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, не размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в случае, если такие документы содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. В случае, если такие документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные и (или) муниципальные информационные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы подлежат размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством информационного взаимодействия официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с государственными и (или) муниципальными информационными системами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.

Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации ежегодно представляет в уполномоченный орган аудиторское заключение, полученное от российской аудиторской организации (российского индивидуального аудитора), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения, представленные структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации, или предоставляет их средствам массовой информации для опубликования.

Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казённых учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казённых учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учётом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является:

Внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 6 пункта 4.2 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предварительное уведомление некоммерческой организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в её деятельности признаков экстремизма не допускается.

Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

Внеплановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся по основаниям, указанным в пункте 4.2 настоящей статьи, и с учётом положений пунктов 4.3 и 4.4 настоящей статьи.

Утратил силу. - Федеральный закон от 21.02.2014 N 18-ФЗ.

В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

  • 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
  • 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
  • 4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий;
  • 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд;
  • 6) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 147-ФЗ.

Контроль за деятельностью бюджетных и казённых учреждений осуществляется:

  • 1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении федеральных бюджетных и казённых учреждений;
  • 2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении бюджетных и казённых учреждений субъекта Российской Федерации;
  • 3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных и казённых учреждений.

Контроль за деятельностью казённых и бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти (государственным органам), в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляется с учётом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 147-ФЗ.

Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.

Решение о включении такой некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.

Уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента:

  • 1) в случае прекращения деятельности некоммерческой организации в связи с её ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;
  • 2) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
  • 3) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, в отношении некоммерческой организации, ранее исключавшейся из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что эта некоммерческая организация в течение трёх лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении её из указанного реестра, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
  • 4) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения её в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

Форма заявления об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утверждается уполномоченным органом.

Решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 7.1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 7.1 настоящей статьи, или об отказе в исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается уполномоченным органом не позднее чем через три месяца со дня получения от некоммерческой организации заявления о её исключении из указанного реестра.

Решение об отказе в исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация представила недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано некоммерческой организацией в суд.

В случае непредставления филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации в установленный срок информации, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

В случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям и (или) представленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи сведениям, такое структурное подразделение может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьёй, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Уполномоченный орган принимает решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с ликвидацией соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также в связи с принятием иностранной некоммерческой неправительственной организацией решения о прекращении деятельности своего филиала или закрытии своего представительства на территории Российской Федерации.

Уполномоченный орган направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или её части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечёт за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определённым получателям указанных средств и иного имущества.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, а филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций - заявленным целям и задачам и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации, включении в реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, а в отношении бюджетных учреждений - соответствующим органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация вправе обжаловать действия (бездействие) государственных органов в суд по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие) которого обжалуются.

Уполномоченный орган ежегодно представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, содержащий информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью.

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения

С органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

С другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов взносов учредителей), паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

С органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;

Со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).

Исходя из этого финансы некоммерческих организаций - это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативе, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 ГК РФ)

В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ. Необходимость законодательного определения статуса бюджетного учреждения было вызвано тем, что Гражданский кодекс РФ содержит определение только учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации. При этом в определении учреждения не конкретизированы собственник и источник финансирования учреждения. Бюджетный кодекс РФ уточняет эти моменты и определяет бюджетное учреждение как государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). К бюджетным учреждениям относятся учреждения дошкольного, общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обслуживания, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы судебной системы, прокуратуры, правопорядка и безопасности государства, учреждения национальной обороны.

Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные с бюджетной деятельностью (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, земельный налог, налог на имущество организаций), ассигнования на уплату которых предусмотрены в соответствующих статьях бюджетной сметы. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные с этой деятельностью (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, земельный налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка или прибыль от реализации продукции, работ или услуг.

Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования - ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (ст. 691 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в форме субсидии.

Разные формы финансирования, применяемые в отношении некоммерческих организаций определенных организационно правовых форм, обусловливают и различный механизм предоставления средств из бюджета.

Для бюджетных учреждений применяются два разных способа доведения до них бюджетных ассигнований: либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению. Первый способ применяется для бюджетных учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. При этом орган, исполняющий соответствующий бюджет, предоставляет бюджетное финансирование не каждому учреждению в отдельности, а органу управления определенной отрасли (главному распорядителю бюджетных средств): по федеральному бюджету - министерствам, службам, агентствам; по региональным и местным бюджетам - отраслевым департаментам (управлениям, отделам) исполнительного органа власти либо органа местного самоуправления. В свою очередь главный распорядитель бюджетных средств доводит бюджетные ассигнования до каждого учреждения в пределах утвержденных в процессе бюджетного планирования ассигнований в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Второй способ применяется в отношении отдельных, особо значимых бюджетных учреждений (например, Государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.), являющихся в данном случае главными распорядителями бюджетных средств, а также некоммерческих организаций всех иных организационно-правовых форм.

Отношения некоммерческих организаций с другими организациями и физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами некоммерческих организаций, благотворителями, грантодателями, а также потребителями услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют формирование внебюджетных источников доходов - взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Все некоммерческие организации являются плательщиками единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Однако различный правовой статус некоммерческих организаций определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные на эти цели в бюджетной смете, - в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ и услуг - в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные в соответствии с налоговым законодательством суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ, перечисляется в виде разницы между суммой начисленного единого социального налога и произведенных организацией расходов по выплате различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), предусмотренных законодательством.

Финансовые отношения между некоммерческой организацией и трудовым коллективом опосредуют распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального стимулирования, производственного и социального развития) в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции сочетается с государственным регулированием. Более того, рыночная экономика предполагает высокий уровень государственных гарантий в получении социально значимых услуг, социальной защиты граждан от отрицательных последствий рынка. Именно это определяет способ удовлетворения отдельных видов потребностей в услугах некоммерческих организаций (платный или бесплатный) и соответственно источники финансирования этих потребностей.

Одна часть общественных потребностей неделима, и ее удовлетворение возможно только в коллективной форме. К ним относятся потребности в обороне, национальной безопасности, государственном управлении, защите экологии, санитарно-эпидемиологических мероприятиях и др. Эти потребности касаются всех членов общества, и для их удовлетворения используются исключительно средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеет индивидуальную форму удовлетворения. Источником финансирования этих потребностей могут быть как бюджетные средства, так и средства организаций и населения.

Вместе с тем использование только бюджетных средств для бесплатного предоставления социально значимых услуг невозможно в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Кроме того, бесплатность услуг имеет определенные негативные черты: приводит к дефициту услуг, сковывает инициативу учреждений и подрывает стимулы к достижению высоких экономических результатов, ограничивает конкуренцию и не стимулирует вследствие этого снижение издержек оказания услуг и т.д. Поэтому в рыночной экономике широко применяется практика рационирования потребления бесплатных услуг.

Ряд услуг предоставляется гражданам только на платной основе. К ним относятся услуги театрально-зрелищных предприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечивающих отдых населения, нотариата, адвокатуры и др. Источниками удовлетворения этих индивидуальных потребностей являются средства населения.

Принципы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хозяйствования. Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

Определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения текущих и капитальных затрат в целях обеспечения выполнения функций учреждения;

Целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;

Строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов);

Выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;

Контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.

Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости .

В соответствии с положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147, на территориальные органы возложены функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а так же за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. А компетенцию Управления юстиции Российской Федерации так же входит проведение проверок финансово – хозяйственной деятельности некоммерческих организаций всех организационно – правовых форм, за исключением профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, потребительских кооперативов, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, региональных отделений политических партий, религиозных организаций.

Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 01 1996 № 7-ФЗ «Об общественных объединениях», Постановлением Правительства РФ от 15 04 2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Управлением Минюста России по Рязанской области государственных финансовый контроль осуществляется в виде проверок соответствия деятельности по расходованию денежных средств и использованию иного имущества некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительным документами и законодательству российской федерации. Данный контроль осуществляется путем проведения анализа и проверки достоверности поступивших от некоммерческих организаций отчетов и проведения документальных, выездных и камеральных проверок.

Цели проведения проверок финансово – хозяйственной деятельности некоммерческих организаций определяются в зависимости от особенностей их деятельности.

Все действующие в настоящее время некоммерческие организации на основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» наделены специальной правоспособностью: они могут осуществлять только те из не запрещенных законодательством российской Федерации видов деятельности, которые соответствуют целям их деятельности и предусмотрены в их учредительных документах.

Задачи проверки финансово- хозяйственной деятельности некоммерческих организаций включают проверку формирования целевых доходов некоммерческой организации и правильности отражения их в учете, проверку расходования средств целевого финансирования и соответствия их расходным статьям сметы и законодательства о некоммерческих организациях, проверки правильности документального оформления и отражения в учете операций по движению активов, контроль за полнотой и достоверностью показателей финансовой отчетности некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации должны вести бухгалтерский учет по единым методологическим основам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации.

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность некоммерческих организаций по ведению раздельного учета доходов и расходов по уставном и предпринимательской деятельности. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, так же, как и средства от некоммерческой деятельности, должны быть использованы в строгом соответствии с требованиями учредительных документов.

В ходе проведения проверок изучаются бухгалтерские документы некоммерческой организации в совокупности с ее учредительными документами. при этом необходимо наличие таких документов как:

— приказ по учетной политике организации;

— документов, содержащих годовую бухгалтерскую отчетность в объеме сведений, представленных в налоговый орган;

— финансовый план или смета;

— книга учета доходов и расходов (для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения);

— кассовая книга, первичные учетные документы по кассе, прошитые и пронумерованные;

— оборотные ведомости;

— материальные отчеты;

— банковские документы по рублевым и валютным счетам, прошитые и пронумерованные;

— договоры и документы об использовании договоров (в том числе счета – фактуры, акты приема выполненных работ);

— учредительные документы, решения и протоколы заседаний руководящих органов;

— акты приема – передачи и ввода в эксплуатацию основных средств, регистры учета основных средств;

— штатное расписание некоммерческих организаций;

— авансовые отчеты, расчетно – платежные ведомости;

— другие документы, в том числе касающиеся получения грантов, участия в хозяйственных обществах и товариществах, ведения предпринимательской деятельности;

В процессе проверки расходования денежных средств некоммерческой организации, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, будет обращаться внимание на структуру затрат: прямых, связанных с выполнением некоммерческих программ (проектов), и косвенных (административных). так, если организация имеет статус благотворительной, она не вправе использовать на оплату труда административно – управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Кроме того, входе проверки проверяется соответствие деятельности благотворительной организации статье 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами. Все хозяйственные операции, проводимые некоммерческими организациями, должны быть обоснованы и оформлены оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 11 1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должна содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье. В соответствии с положениями указанной статьи органы статистика разработали и утвердили целый ряд альбомов унифицированных форм, которыми следует руководствоваться.

Любая некоммерческая организация независимо от ее организационно- правовой формы не может осуществлять свою деятельность без определенных хозяйственных средств. Финансовые средства некоммерческой организации могут выражаться в двух основных видах: наличные деньги и безналичные деньги. Операции с наличными денежными средствами в некоммерческих организациях осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденному Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22 09 1993 № 40.

Особое внимание в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности уделяется формулировкам в текстах платежных и иных первичных документов. Лица, создавшие и подписавшие документ несут ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, соблюдение сроков передачи для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность информации, содержащейся в документе.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в некоммерческих организациях и соблюдение законодательства в соответствие со ст. 6 федерального закона от 21 11 1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», при выполнении хозяйственных операций несут руководители.

Наиболее распространенными нарушениями, по результатам проверок, является: отсутствие подписи в первичных учетных документах; исправления в кассовых и бухгалтерских документах; отсутствие журнала кассира – операциониста, а также приказа об утверждении учетной политики организации с приложением рабочего плана счетов.

так, например, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области с 24 августа по 10 сентября 2009 года была произведена выездная проверка некоммерческой организации – Фонд «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор» (далее – Фонд), в ходе которой установлено, что бухгалтерская документация не ведется, последняя налоговая проверка Фонда была до 2007 года, фонд имеет два расчетных счета, поступление и расходование денежных средств по расчетным счетам Фонда отследить не удается в связи с отсутствием ряда документов: авансовых отчетов, договоров, приказов, указанных в назначении платежа платежных поручений.

на основании нарушений, выявленных в результате проверки, направлено письмо в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области с просьбой провести проверку Фонда «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор». В настоящее время решением Советского районного суда от 12 11 2009 Фонд «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор» ликвидирован.

В 2009 году отделом по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области было проведено 77 проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

О.Н. Луканова

Ведущий специалист – эксперт отдела по делам

некоммерческих организаций Управления Минюста

России по Рязанской области

Допустимых ошибок

Для различных степеней свободы (n - 2) и разных вероятностей

Критические значения коэффициентов корреляции

Число степеней свободы Уровень значимости
0,05 0,01 0,001
0,9500 0,9900 0,9900
0,7545 0,8745 0,9509
0,5760 0,7079 0,8233
0,4821 0,6055 0,7247
0,4227 0,5368 0,6524

(В данном случае степенью свободы будет число, равное п - 2, где п - ко­личество данных в коррелируемых рядах.) Заметим, что значи­мость коэффициента корреляции зависит и от заданного уров­ня значимости или принятой вероятности допустимой ошибки в расчетах. Если, к примеру, коррелируется друг с другом два ря­да цифр по 10 единиц в каждом и получен коэффициент корре­ляции между ними, равный 0,65, то он будет значимым на уров­не 0,95 (он больше критического табличного значения, состав­ляющего 0,6319 для вероятности допустимой ошибки 0,05, и меньше критического значения 0,7646 для вероятности допусти­мой ошибки 0,01).

Метод множественных корреляций в отличие от метода пар­ных корреляций позволяет выявить общую структуру корреля­ционных зависимостей, существующих внутри многомерного экспериментального материала, включающего более двух пере­менных, и представить эти корреляционные зависимости в виде некоторой системы.

  1. Контроль - одна из форм взаимодействия ОГВ и НКО.

НКО с помощью контроля получает внешний правовой аудит, соизмеряет свою деятельность, форму деятельность, за которыми осуществляют контроль органы Юстиции.

ОГВ же получают мониторинг ситуации, проверяют уровень законности деятельность НКО. Формируется гражданское общество в лице одного из институтов в соответствии с К положениями.

  1. Контроль - один из этапов, обязательных элементов государственного управления, происходит оценка эффективности деятельности органов государственного управления.

Анализ положений КС, правоприменительная практика выработала следующие принципы контроля:

  1. принцип законности. Форма, объем, содержание должны быть строго в соответствии с нормами действующего законодательства.
  2. принцип соразмерности. ОН выражается в 3 постулатах:
  • система контроля ос стороны ОГВ должна быть адекватна всей системе гос управления, он не должен быть тотальным, он должен соответствовать текущему времени, положению.
  • Установление адекватного возникающим общественным отношениям форм и достаточности государственного контроля, т.е. способы, механизмы осуществления контроля не должны быть чрезмерными, должны соответствовать ситуации, отношениям
  • Определение адекватного объема полномочий контролирующих органов. Система юридической ответственности должна быть адекватна ситуации, решениям.
  • принцип единства контрольной функции. Контролирующие органы выполняют свой функционал, обладают компетенцией и полномочиями исключительно в одной сфере деятельности.
  • принцип полноты и распределения контрольных полномочий по горизонтали (по одному уровню) и по вертикали (распределение всего объема полномочий м/у федеральным уровнем, региональным уровнем и ОМС, чтобы не было никаких повторений и т.п.) Если, например, межрегиональная- то контроль осуществляет тот орган, где находится постоянный действующий орган.
  • принцип сбалансированности (при осуществлении контрольных функций ОГВ должны соблюдать права и свободы - основная золотая середина) обеспечения основных и компетенционных прав.
  • принцип системности. Контроль должен осуществляться постоянно и в стабильном режиме.
  • принцип недопустимости вмешательства в деятельность контролируемого субъекта. Проверка не должны порализовывать деятельность организации при осуществлении контроля.
  • принцип добросовестности контролируемых субъектов. Даже внеплановый режим- нельзя считать противником, никто не отменял презумпцию невиновности.
  • принцип рациональности. Этот принцип означает, что контрольная деятельность должна соответствовать здравому смыслу.
  • принцип транспорентности, принцип информационной открытости. Деятельность и ее результаты должны быть в открытом доступе. Перечень проверок всегда можно найти на сайте Минюста. Результаты контрольных мероприятий, проверки, доводятся до уполномоченных органов НКО, для лиц вне НКО- это информация для служебного пользования.
  • Регламент. Мин. Юстиции РФ- порядок деятельности должностных лиц, органов юстиции по осуществлению контроля, соблюдению целей и задач. От 31.04.2009 №90.



    Есть определенные элементы юридической ответственности:

    1. Органы юстиции могут вынести предупреждение. Вынесение предупреждения и основание для вынесения предупреждения для НКО, ОБ ОБ и ПП разные.
    • НКО: 1) выносится в связи с нарушением законодательства РФ или 2) совершение действий (реальные действия. Трактовка правоприменительной практики и деятельности ЕС не совпадают. ЕС считает что государства не могу применять ответственность, если способ реализации этих действий ограничивают права и свободы. Например, хотят монархию- в ЕС это демократия, в РФ свержение государственного строя- ответственность в УК), противоречащих целям, предусмотренными учредительными документами;
    • Об Об: 1) в случае нарушение конституции РФ, законодательства РФ, или 2) совершение объединением действий противоречащих уставным целям. Предупреждение выносится письменно;
    • ПП: 1) за нарушение законодательства 39 статья ФЗ 2) за нарушение уставных целей ПП – предупреждение выносятся письменно, указываются основания- какие положение закона нарушало НКО, ПП, ОБ ОБ, затем ссылка на право органов юстиции выносить предупреждение + срок устранения нарушения, не может быть менее 1 месяца, для ПП не менее 2 месяцев;

    Если НКО- то подача заявления в суд общей юрисдикции по месту нахождения НКО заявления о ее ликвидации и прекращение деятельности органами юстиции.

    Для ОБ ОБ: либо повторное предупреждение, либо выносится решение о приостановлении деятельности ОБ ОБ (ограничения по 43 статье- приостанавливается учредительство в СМИ, не может участвовать в полит акциях, приостанавливается хозяйственная деятельность кроме выплаты по договорам и з/п. Приостановление может быть до 6 месяцев. Решение может вынести и прокурор и органы Юстиции).

    Для ПП: после 1 предупреждение 2-е предупреждение, после- решение о приостановлении, только судом, ВС вправе принять решение о приостановление деятельности ПП, если региональный – то суд общей юрисдикции субъекта в 1 инстанции.

    Самый радикальный способ: заявление в суд о ликвидации организации, оформляется в соответствии с требованием гражданско- процессуальным законодательством. Проблемы:

    • Ликвидация организации, если она уже не работает. Вопрос: кто будет ликвидировать фактически. Судебная практика говорит: если есть возможность выявить учредителей, руководителей организации, то производства принудительной ликвидации возлагается на них. Если фактически они отсутствуют, то суд принимает решение о ликвидации и обязывает органы ФНС по истечении определенного периода самостоятельно на основании решении суда вынести решение об исключении организации из ЕРГЮЛ. Проблема- об этом могут не узнать кредиторы.
    • В ГК основания для ликвидации юр лица связанны с его деятельностью и статусом, а по законодательство об НКО: либо за несоблюдения законодательства, определяющих статус НКО, либо в связи с деятельностью, противоречащей уставным целям.
  • Административная ответственность. Выражается в 2-х составах:
    • Когда руководящие органы противодействуют законной деятельности должностных лиц (непредставление документов, помещений)
    • Когда организация осуществляет свою деятельность без статуса юр лица, в т.ч. предпринимательскую

    Выносится протокол. Все в соответствии с регламентом.

    Контроль как форма взаимодействия предполагает:

    1. правое регулирование. Все перед законом равны
    2. четко определены права и обязанности должностных лиц ОГВ и НКО
    3. законодательство об НКО предоставляет право применять органам юстиции определенные виды ответственности, например вынесение предупреждений и.т.п. – это не относится к классическим видам ответственности. Это форма публично-правовой ответственности. Как элемент гражданского общества.

    Судебный порядок обжалования: по ГПК 24, 25 глава. Она определяет как обжалываются РЕШЕНИЯ (например, предупреждение) как ненормативный акт и ДЕЙСТВИЯ (направили ненаправили уведомление).

    Административный порядок в административном регламенте. Минюст уполномочено рассматривать жалобы на решения нижестоящих лиц: или отклонение жалобы или Минюст может ОБЯЗАТЬ нижестоящий территориальный орган в лице его руководителя отменить вынесенное решение, например, об отказе в принятии документов. Жалоба рассматривается в течении 1 месяца.

    Можно и параллельно, а можно один на выбор.

    О порядке распределения общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между их подразделениями, осуществляющими некоммерческую деятельность, и подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность см. Письмо Минфина РФ от 21.02.2002 N 16-00-14/67.

    1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
    2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

    Положения пункта 3 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
    (п. 3.1 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    3.2. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
    Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
    Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 3.2 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    4. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

    Положения пункта 5 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    5. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:
    1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
    (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
    3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
    4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом;
    (пп. 4 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
    (п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    6. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
    (п. 6 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    Положения пункта 7 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    7. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 7 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    8. В случае непредставления филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации в установленный срок информации, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
    (п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    9. В случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям, а также представленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи сведениям, такое структурное подразделение может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
    (п. 9 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    Положения пункта 10 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    10. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
    (п. 10 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    11. Уполномоченный орган принимает решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с ликвидацией соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации.
    (п. 11 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    12. Уполномоченный орган направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.
    (п. 12 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    13. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.
    (п. 13 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    Положения пункта 14 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии" общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    14. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, а филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций - заявленным целям и задачам и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации, включении в реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.
    (п. 14 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    15. Иностранная некоммерческая неправительственная организация вправе обжаловать действия (бездействие) государственных органов в суд по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие) которого обжалуются.
    (п. 15 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)