Меню
Бесплатно
Главная  /  Пол  /  Инновация. Понятие инновации

Инновация. Понятие инновации

В силу того, что инновации являются чрезвычайно сложным и многоаспектным феноменом человеческой жизнедеятельности, существует довольно много их различных пониманий и определений. Кроме этого, в настоящее время используется целый ряд терминов, которые по своей сути довольно сильно подходят под определение понятия Инновация. Среди них "новшество", "нововведение", "новация" и пр. Но, учитывая тот факт, что в подавляющем большинстве случаев используется именно термин "инновация", мы в дальнейшем будем использовать главным образом именно его.

Впервые понятие инновация в научном контексте было введено в употребление в 1911 г. Это сделал американский учёный австрийского происхождения Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития". Он обозначил инновацию понятием "осуществление новых комбинаций".

По его мнению, это понятие "...охватывает следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, т.е. ещё неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия".

При этом Шумпетер рассматривает инновацию, прежде всего как использование уже имеющихся ресурсов и благ.

Ещё в начале 20-го в. существовали и развивались другие концепции, описывающие этот феномен человеческой жизнедеятельности, которые являлись зачастую альтернативными по отношению к основным положениям теории Й. Шумпетера. Так, российский экономист Н. Д. Кондратьев в 20-х годах 20-го в. предложил разделять динамические процессы на эволюционные (необратимые) и волнообразные (обратимые). Эволюционные процессы, по его мнению, связаны с изменениями, на которые не влияют "пертурбационные" воздействия. В контексте изучения волнообразных процессов Н.Д. Кондратьев предположил существование "больших циклов" ("длинных волн") продолжительностью около 50 лет, выделив их связь с развитием производства и технологий.

Он считал, что на возникновение и параметры этих волн влияют главным образом экзогенные факторы, такие как:

Изменения в технике и технологиях,
войны,
революции,
появление на экономической арене новых игроков-стран,
динамика цен на золото и пр.

Позже он добавил в этот список и ряд других факторов. Динамика инноваций может исследоваться в контексте протекания этих волн. Н. Д. Кондратьев указывал также на то, что инновации распределяются по времени неравномерно, иногда группируясь и структурируясь различным образом.

Ниже мы дадим ряд определений понятия инновация, что позволит читателю сформировать более полное и целостное представление о многоаспектности и сложности этой категории.

В Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций они рассматриваются как окончательный результат инновационной деятельности. Этот результат может представлять собой новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс либо новый подход к социальным услугам.

В соответствии с современным экономическим словарём, инновации понимаются как нововведения в самых различных областях техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта.

Кроме этого, описанное определение понятия инновация предполагает также использование этих новшеств в различных областях и сферах деятельности.

Ниже приведен ряд уже ставшими классическими определений инноваций, делающих акцент на некоторых их частных сторонах:

Инновация - это успешное приложение к данной ситуации новых средств и методов;
инновация - то новое решение (проблемы, задачи), которое возникает на индивидуальном, групповом или организационном уровнях;
инновация - это продуцирование, принятие и использование новых идей, процессов, продуктов и услуг.

Кроме этого, в научной литературе представлены и другие многочисленные подходы к определению инноваций, акцентирующие также на их следующих сторонах:

Объективной новизне идей;
субъективной новизне;
оригинальных и нестандартных комбинациях поставленных целей и полученных результатов;
сочетании продуктивной и внедренческой деятельности;
процессуальных аспектах инновационного процесса.

В "Руководстве Осло", являющемся методологическим документом, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (OECD - Organization for Economic Co-operation and Development) совместно со Статистическим бюро Европейских сообществ, Евростатом (Eurostat - Statistical Office of the European Communities) и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, принятым и переведённым на русский язык, например, даётся следующее определение: " Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях". Таким образом, в этом определении делается акцент на том, что инновации оказываются бессмысленными без их интенсивного распространения.

Ф. Удвадиа определяет инновацию как "... относящуюся к:

А) принятию деятельности или новых технологий, являющихся новыми для организации;
б) изменениям в структуре организации или используемой в ней управленческой практике;
в) адаптации к рыночным условиям результатов внутрикорпоративных исследований и процессов организационного развития".

Р. Смитс рассматривает инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели.

Другое определение понятия инновация выглядит следующим образом: "Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект".

Анализ научной литературы по инновациям позволяет выделить 2 основных подхода к их определению и пониманию: структуралистский и процессуально-ориентированный.

В рамках структуралистского подхода инновация рассматривается как жёсткая структура, состоящая из фиксированных элементов. Эта структура на определённом этапе создаётся для того, чтобы затем в практически неизменном виде использоваться в своём практическом воплощении. В дальнейшем она может тиражироваться и распространяться. В значительной степени такое понимание инновации нашло своё отражение в теории диффузии инноваций, предложенной Э. Роджерсом, которая будет более подробно описана ниже. Э. Роджерс определяет инновацию как объект, идею или действие, которые воспринимаются потребителем (человеком либо организационной структурой) в качестве новых. Отличительной чертой структуралистского подхода является то, что он подразумевает неизменность инновации на различных этапах её жизненного цикла. Примером может служить идея распределённой обработки и передачи информации. Эта технология, найдя своё первоначальное применение в компьютерной технике для увеличения производительности вычислительных систем, в своей неизменной форме в настоящее время используется как в компьютерной сфере, так и в других областях техники. Другим примером может служить новая управленческая методика, которая в своей неизменной форме может быть передана и распространена по всей глубине управленческой иерархической структуры. В конечном итоге она может оказаться эффективным средством повышения качества управления на разных уровнях. При всех своих преимуществах, позволяющих исследовать специфику структурных характеристик инноваций, указанный подход в настоящее время подвергается критике в силу его чрезмерной акцентированности на социальном и организационном контексте, в котором формируются и функционируют инновации.

Процессуально ориентированный подход в отличие от структуралистского рассматривает инновацию как значительно более динамичную категорию, на формирование и функционирование которой оказывают влияние социальные, политические, экономические и пр. факторы. Процессуальное понимание инноваций в отличие от структуралистского подразумевает также возможности их модификаций и совершенствования на каждом из этапов их функционирования. Примером такого подхода к их пониманию является рассмотрение новой методики формирования и поддержания контакта в психотерапевтической практике не как жёсткого алгоритма шагов консультанта, а как общего руководства к действию, которое подразумевает и приветствует возможные его доработки и модификации, обусловленные спецификой взаимодействия с клиентом в каждом конкретном случае.

В соответствии с процессуальным подходом, инновация понимается как" развитие и внедрение новых идей людьми, которые в течение продолжительного времени вступают во взаимодействие с другими людьми в институциональном контексте". Другое определение в рамках этого популярного в настоящее время подхода выглядит следующим образом: Инновация является не простым и линейным феноменом, а скорее комплексным многоэтапным процессом, включающим в себя циклы как прямой, так и обратной связи".

Некоторыми авторами был предложен исторический подход к определению и исследованию инноваций, позволяющий анализировать динамику развития их моделей. В рамках этого подхода представлены 5 поколений моделей инноваций, начиная с 60-х годов: от простых линейных до сложных интерактивных.

В научной литературе также указывается на необходимость различать инновации и изобретения. В английском языке термины, обозначающие эти две категории, довольно похожи как по написанию, так и по звучанию ("innovation" и "invention"). При этом феномены, ими описываемые, имеют существенные различия. Изобретение и открытие привносит что-то новое в бытие, а инновация делает что-то новое практичным и используемым.

Иначе говоря, открытия в большинстве случаев являются результатом фундаментальных исследований, а инновации - прикладных разработок. "В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея или новация (от англ. novation) с момента принятия к распространению приобретает новое качество - становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом, а само выведение новшества на рынок - коммерциализацией. Для того, чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью".

Разные авторы по-разному определяют и описывают те основные требования, которым должны удовлетворять инновации. Так, ряд специалистов выделяют следующий ряд характеристик, которыми должны обладать новшества для того, чтобы оказаться успешными.

Среди них:

Новизна или уникальность;
конечная ориентация на продукт, а не на услугу;
направленность на удовлетворение скрытых, а не явных потребностей;
разработка патентоспособной продукции, на основе которой может быть создана новая технологическая платформа.

Требования, которые предъявляются к инновациям, во многом обусловлены их видами.

Термин « инновация » происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств) 1 .

Инновация – в широком смысле, - нововведение, преобразование в различных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях и открытиях, рожденное, как правило, в научной деятельности. К. Роджерс: «Новшество – это идея, являющаяся новой для конкретного лица. Не имеет значения, является ли идея объективно новой». Майлс: «Специально новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации специализированных целей».

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А.И. Пригожего и других.

Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества.

Исследователи Ж. Аллак, Р. Акофф, Ю.С. Борцов, Б.С. Гершунский, Э. Дюркгейм, Э.Д. Днепров, Ю.С. Колесников, Ф. Кумбс, В.Т. Лисовский. М.Н. Руткевич, Б. Саймон, Н. Смелзер, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева. Н.И. Лапина. В.Я. Ляудис, А.И. Пригожина, Б. Твисс., Ю. Посталюк и др.

В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

В нашей стране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

    проблема изучения педагогического опыта;

    проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

    объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;

    субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.

Инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Чем вызваны инновационные процессы в образовании? Почему они носят массовый характер и представляют одну из его ведущих стратегий.

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

С чем связано освоение инновационных процессов в образовании? Анализом их сущности, структуры, классификации и особенностей, изучением инновационного потенциала среды и творческого потенциала участников нововведений.

В настоящий момент главный акцент государственной политики связан с кардинальным решением проблем модернизации содержания и структуры образования. Решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок. Изучением инновацинных процессов занимается педагогическая нноватика. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.

Таблица 1

Понятия «новация» и «инновация»

Критерии

Инновация

Масштаб целей и задач

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.

Таблица 2

Понятия «реформа» и «инновация»

Инновация

Изменение сроков начала обучения

Изменения во внутренней организационной деятельности школы

Увеличение финансирования

Изменения в содержании образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

Определение потребности в изменениях;

Сбор информации и анализ ситуации;

Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

Принятие решения о внедрении (освоении);

Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

Институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Что же такое сегодня “инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трех предметных проекциях: образовательная cреда – как социокультурное содержание образования, образовательные институты – как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы – как содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

В свою очередь, такое виденье позволяет нам теперь уже в инновационном режиме осуществлять целую серию переходов в реформируемом и развивающемся образовании:

Переход от ведомственно-отраслевой организации образования к сферной - к системе культурно-образовательных процессов, задающих характер общественной жизни региона;

Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных своей истории и своей культуре людей;

Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом.

Этот новый образ образования – развивающего, инновационного - требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем. Главное, что образование не есть социальный тренинг и окультуривание “сырой”, натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социально-производственного потребления и использования на благо государства. Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Тема 1. Нововведения как объект инновационного управления

1.1. Определение новшества и инноваций. Критерии инноваций.

В условиях конкуренции необходимо постоянно модернизировать изделия, расширяя товарные линии, что даст возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке.

Некоторые аспекты управления инновациями:

1. Инновации как объект управления выделили в постиндустриальном обществе. На предшествующих этапах развития общества инновации не рассматривались как один из факторов конкурентного успеха, и соответственно не выделялись в отдельный предмет исследования и управления.

2.Взаимодействие стратегии и инноваций. В настоящее время взаимодополняющими являются направления стратегического и инновационного менеджмента и, следовательно, их необходимо рассматривать в комплексе: стратегия ориентируется на инновации, и инновации лежат в основе результатов стратегического управления.

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация, которые, как правило, отождествляют. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новшеств”. В теории инноватики выделяют 3 основополагающих термина: новшество (новация), нововведение, инновация. (рис)

Новшество (новация)– это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшество близко к понятию “изобретение”, т.к. представляет собой конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа, результатов маркетинговых исследований. Таким образом, новшество – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Освоение новшеств представляет собой реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, что является важным результатом инновационной деятельности.

Инновация (англ. “innovation”) означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества.

В литературе насчитывается множество определений инноваций.

Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б. Санто: инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через использование практическое идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. Если инновация ориентирована на экономическую выгоду, то ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений (1911г.):

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Позднее (1930г.), он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, т.е. прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

В менеджменте инновации определяются как создание и представление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Таким образом, потребители не всегда нуждаются в новом продукте, а в решениях, предлагающем новые выгоды.

Особенности определения инновационной деятельности :

Часто термин «инновация» используется в качестве синонима слова «изобретение». Специалисты в области технологий, часто употребляют такие словосочетания как, например, «инновационные разработки», что скорее соответствует терминам: технология, бизнес-процесс, бизнес-идея.

Существует распространенное заблуждение, что инновации происходят в сфере высоких технологий. В действительности инновации происходят во всех областях – от выпечки хлеба до добычи нефти. Просто существуют компании, которые предпочитают инновационный путь развития, то есть постоянно подкрепляют отраслевое или рыночное лидерство техническими нововведениями. Они выделяют значительные средства на НИОКР, содержат большой штат специалистов, не боятся отдавать на аутсорсинг разработку новых продуктов и процессов. Инновации помогают компаниям опередить конкурентов, получить дополнительную прибыль за счет снижения издержек, увеличения производительности, создания новых продуктов и новых рынков и т.д.

Самая плодородная почва для рождения инноваций – это конкуренция. Именно конкуренция заставляет постоянно совершенствоваться, сокращать издержки, искать новые рынки. А инновации представляют собой весьма весомое конкурентное преимущество. И зачастую именно инновации являются шансом для небольших компаний совершить качественный рывок, оставив позади более крупных, участников рынка.

Инновация должна иметь цель. Наличие цели способно повысить качество инноваций – что означает увеличение количества эффективных новых разработок, причем часто без роста инвестиций. При этом наличие цели не гарантирует повышенной чувствительности к изменениям рынка.

В любом случае, для успеха нужно сначала принять решение о том, куда двигаться дальше. И какую при этом преследовать цель.

Инновационная деятельность синоним предпринимательской деятельности. Для удобства анализа следует разграничить компании по объему: крупные – в которых присутствуют целые отделы инновационного развития и мелкие – в которых основную роль играет предприниматель- инноватор. Для успеха необходимо расширить рамки восприятия. Но если у предпринимателей с этим нет проблем, то крупные корпорации, глядящие на рынок через призму отчетов своих отделов маркетинга, часто оказываются неспособными на эффективные инновации, если не определят цели процесса разработок и исследований. Наличие цели также дает некую стабильность, которая позволяет инноваторам дольше оставаться открытыми к восприятию идей и возможностей. В связи с этим, инноватор тождественен предпринимателю.

Необходимо оценивать эффект не только с позиции продавца, но и с позиции потребителя, а так же учитывать отрицательные последствия освоения инноваций.

Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим четырем критериям .

1.Важность . Новый продукт или услуга должны представлять такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые.

2.Уникальность . Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость . Новый продукт может представлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика».

4.Ликвидность . Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

С помощью критериев можно объяснить феномен инновации, обеспечивающий эконом рост, как конечный результат осуществления инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам .

Следовательно, свойствами инновации с позиции компании являются:

Научно-техническая новизна,

Производственная применимость,

Коммерческая реализуемость (выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия).

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:

- «материализацию» инновации в новые виды продукции, средства и предметы труда, технологию и организацию производства;

- «коммерциализацию», превращающих их в источник дохода.

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций .

Из сказанного следует, что инновацию нужно рассматривать непрерывно с инновационным процессом.

В силу того, что инновации являются чрезвычайно сложным и многоаспектным феноменом человеческой жизнедеятельности, существует довольно много их различных пониманий и определений. Кроме этого, в настоящее время используется целый ряд терминов, которые по своей сути довольно сильно подходят под определение понятия Инновация. Среди них "новшество", "нововведение", "новация" и пр. Но, учитывая тот факт, что в подавляющем большинстве случаев используется именно термин "инновация", мы в дальнейшем будем использовать главным образом именно его.

Впервые понятие инновация в научном контексте было введено в употребление в 1911 г. Это сделал американский учёный австрийского происхождения Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития". Он обозначил инновацию понятием "осуществление новых комбинаций". По его мнению, это понятие "...охватывает следующие пять случаев:
1. Изготовление нового, т.е. ещё неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия" [Шумпетер, 2007, с. 132-133].

При этом Шумпетер рассматривает инновацию прежде всего как использование уже имеющихся ресурсов и благ.

Ещё в начале 20-го в. существовали и развивались другие концепции, описывающие этот феномен человеческой жизнедеятельности, которые являлись зачастую альтернативными по отношению к основным положениям теории Й. Шумпетера. Так, российский экономист Н. Д. Кондратьев в 20-х годах 20-го в. предложил разделять динамические процессы на эволюционные (необратимые) и волнообразные (обратимые). Эволюционные процессы, по его мнению, связаны с изменениями, на которые не влияют "пертурбационные" воздействия [Кондратьев, 2002; Сухарев, 2004]. В контексте изучения волнообразных процессов Н.Д. Кондратьев предположил существование "больших циклов" ("длинных волн") продолжительностью около 50 лет, выделив их связь с развитием производства и технологий. Он считал, что на возникновение и параметры этих волн влияют главным образом экзогенные факторы, такие как :
изменения в технике и технологиях,
войны,
революции,
появление на экономической арене новых игроков- стран,
динамика цен на золото и пр.

Позже он добавил в этот список и ряд других факторов. Динамика инноваций может исследоваться в контексте протекания этих волн. Н. Д. Кондратьев указывал также на то, что инновации распределяются по времени неравномерно, иногда группируясь и структурируясь различным образом [Инновационный менеджмент, 1997].

Ниже мы дадим ряд определений понятия инновация, что позволит читателю сформировать более полное и целостное представление о многоаспектности и сложности этой категории.

В Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций они рассматриваются как окончательный результат инновационной деятельности. Этот результат может представлять собой новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс либо новый подход к социальным услугам [Статистика науки и инноваций, 1998; Инновационный менеджмент, 1997].

В соответствии с современным экономическим словарём, инновации понимаются как нововведения в самых различных областях техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта.

Кроме этого, описанное определение понятия инновация предполагает также использование этих новшеств в различных областях и сферах деятельности [Райзберг, Лозовский, Стародубцева, 2007; Современный экономический словарь, 2010]

Ниже приведен ряд уже ставшими классическими определений инноваций, делающих акцент на некоторых их частных сторонах :
инновация - это успешное приложение к данной ситуации новых средств и методов ;
инновация - то новое решение (проблемы, задачи), которое возникает на индивидуальном, групповом или организационном уровнях ;
инновация - это продуцирование, принятие и использование новых идей, процессов, продуктов и услуг .
Кроме этого, в научной литературе представлены и другие многочисленные подходы к определению инноваций, акцентирующиеся также на их следующих сторонах :
объективной новизне идей ,
субъективной новизне ,
оригинальных и нестандартных комбинациях поставленных целей и полученных результатов ,
сочетании продуктивной и внедренческой деятельности ,
процессуальных аспектах инновационного процесса .

В "Руководстве Осло", являющемся методологическим документом, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (OECD - Organization for Economic Co-operation and Development) совместно со Статистическим бюро Европейских сообществ, Евростатом (Eurostat - Statistical Office of the European Communities) и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, принятым в 2005 г. и переведённым на русский язык в 2006 г., например, даётся следующее определение: " Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях" [Руководство Осло, 2006, с. 55]. Таким образом, в этом определении делается акцент на том, что инновации оказываются бессмысленными без их интенсивного распространения.

Ф. Удвадиа определяет инновацию как "... относящуюся к: а) принятию деятельности или новых технологий, являющихся новыми для организации; б) изменениям в структуре организации или используемой в ней управленческой практике; в) адаптации к рыночным условиям результатов внутрикорпоративных исследований и процессов организационного развития" .

Р. Смитс рассматривает инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели .

Другое определение понятия инновация выглядит следующим образом: "Инновация- это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект" [Безрудный, Смирнова, Нечаева, 1998, с.98].

Анализ научной литературы по инновациям позволяет выделить 2 основных подхода к их определению и пониманию: структуралистский и процессуально-ориентированный .

В рамках структуралистского подхода инновация рассматривается как жёсткая структура, состоящая из фиксированных элементов. Эта структура на определённом этапе создаётся для того, чтобы затем в практически неизменном виде использоваться в своём практическом воплощении. В дальнейшем она может тиражироваться и распространяться. В значительной степени такое понимание инновации нашло своё отражение в теории диффузии инноваций, предложенной Э. Роджерсом, которая будет более подробно описана ниже. Э. Роджерс определяет инновацию как объект, идею или действие, которые воспринимаются потребителем (человеком либо организационной структурой) в качестве новых . Отличительной чертой структуралистского подхода является то, что он подразумевает неизменность инновации на различных этапах её жизненного цикла. Примером может служить идея распределённой обработки и передачи информации. Эта технология, найдя своё первоначальное применение в компьютерной технике для увеличения производительности вычислительных систем, в своей неизменной форме в настоящее время используется как в компьютерной сфере, так и в других областях техники. Другим примером может служить новая управленческая методика, которая в своей неизменной форме может быть передана и распространена по всей глубине управленческой иерархической структуры. В конечном итоге она может оказаться эффективным средством повышения качества управления на разных уровнях . При всех своих преимуществах, позволяющих исследовать специфику структурных характеристик инноваций, указанный подход в настоящее время подвергается критике в силу его чрезмерной акцентированности на социальном и организационном контексте, в котором формируются и функционируют инновации .

Процессуально ориентированный подход в отличие от структуралистского рассматривает инновацию как значительно более динамичную категорию, на формирование и функционирование которой оказывают влияние социальные, политические, экономические и пр. факторы. Процессуальное понимание инноваций в отличие от структуралистского подразумевает также возможности их модификаций и совершенствования на каждом из этапов их функционирования. Примером такого подхода к их пониманию является рассмотрение новой методики формирования и поддержания контакта в психотерапевтической практике не как жёсткого алгоритма шагов консультанта, а как общего руководства к действию, которое подразумевает и приветствует возможные его доработки и модификации, обусловленные спецификой взаимодействия с клиентом в каждом конкретном случае.

В соответствии с процессуальным подходом, инновация понимается как". развитие и внедрение новых идей людьми, которые в течение продолжительного времени вступают во взаимодействие с другими людьми в институциональном контексте" . Другое определение в рамках этого популярного в настоящее время подхода выглядит следующим образом: Инновация является не простым и линейным феноменом, а скорее комплексным многоэтапным процессом, включающим в себя циклы как прямой, так и обратной связи" .

Некоторыми авторами был предложен исторический подход к определению и исследованию инноваций, позволяющий анализировать динамику развития их моделей . В рамках этого подхода представлены 5 поколений моделей инноваций, начиная с 60-х годов: от простых линейных до сложных интерактивных.

В научной литературе также указывается на необходимость различать инновации и изобретения. В английском языке термины, обозначающие эти две категории, довольно похожи как по написанию, так и по звучанию ("innovation" и "invention"). При этом феномены, ими описываемые, имеют существенные различия. Изобретение и открытие привносит что-то новое в бытие, а инновация делает что-то новое практичным и используемым .

Иначе говоря, открытия в большинстве случаев являются результатом фундаментальных исследований, а инновации - прикладных разработок. "В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея или новация (от англ. novation) с момента принятия к распространению приобретает новое качество - становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом, а само выведение новшества на рынок - коммерциализацией. Для того, чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью" [Трифилова, 2005, с. 44].

Разные авторы по-разному определяют и описывают те основные требования, которым должны удовлетворять инновации. Так, ряд специалистов выделяют следующий ряд характеристик, которыми должны обладать новшества для того, чтобы оказаться успешными. Среди них [Вчерашний, Сухарев, 2000; Зинов, 2002; Трифилова, 2005]:
новизна или уникальность;
конечная ориентация на продукт, а не на услугу;
направленность на удовлетворение скрытых, а не явных потребностей;
разработка патентоспособной продукции, на основе которой может быть создана новая технологическая платформа.

Требования, которые предъявляются к инновациям, во многом обусловлены их видами.

ИННОВАЦИИ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТАДИИ

А.И. Грищенков, Е.А. Дмитриева, М.А. Легченко

Актуальность данной статьи определяется тем, что на сегодняшний день решающим инструментом конкурирования на глобальных рынках стали инновации. В статье проведен анализ научной литературы на предмет определения понятия «инновация», сопутствующих ему «инновационный процесс» и «инновационная деятельность». Структурированы теоретические основы инноваций, выявлена их экономическая сущность.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, классификация инноваций, инновационная деятельность, законодательные определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность».

Термин «инновации» впервые был применен в начале XX века известным экономистом Йозефом Шумпетером как изменения в целях реализации и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности .

В настоящее время в научной литературе достаточно много определений инноваций. В своей самой абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенсер: инновации - это нечто совершенно новое в конкретной ситуации, которое может быть использовано, когда мы осознали это . Несмотря на свою абстрактность, это определение включает три важных составляющих:

Инновации - это новое явление для людей, которые имеют отношение к этому явлению;

Инновации - новое явление, осознанное человеком;

Инновации - это такое новое явление, которое может быть использовано непосредственно.

Подход к определению инноваций российскими исследователями является более конкретным. Термин «инновация», как полагают А. Кулагин и В.Логинов, имеет более широкое значение, чем понятие «новой технологии», которое использовалось в течение многих лет в нашей стране. Инновации - это новшества, нововведения в промышленных, институциональных, финансовых, научно-технических и других областях .

По определению, данному в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, инновации являются конечным результатом инновационной деятельности, который получает реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, продаваемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике .

Некоторые исследователи пытаются найти различия инноваций от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует рассматривать в качестве инновации. Так, Ю.А. Яковец, изучая инноваций с точки зрения макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:

Качественный скачок в уровне технологического развития в результате изобретения (критерий новизны);

Значительное увеличение экономических, социальных и экологических последствий в результате внедрения и применения инновационного продукта (критерий реализации).

Таким образом, инновацией в широком смысле является любое действие, которое максимизирует эффективность технологических и организационных процессов производства и обмена на основе улучшения качества или преобразования.

Для более полного понимания инноваций следует изучить их классификацию.

Различают общую (традиционную) классификацию и классификацию, основанную на этапах инновационного развития.

Изначально рассмотрим традиционную схему классификации по различным критериям (таблица 1).

Таблица 1

Общая (традиционная) классификация инноваций и инновационных продуктов_

Критерий классификации Виды инноваций

1. В качестве источника идей для инноваций открытие, научная идея, научная теория, явление

изобретение, ряд изобретений, лицензии

рационализаторские предложения

другие ситуации

2. Вид инноваций. Инновации в материале, материальной форме могут принимать форму продукта, его структуры или устройства, системы и механизма

технологии, метода, приема

материальной субстанции, вещества

организма, растений

строительства, зданий, сооружений, других архитектурных решений

информации о продукте (проект, исследование, разработка)

других решений

З.-Потребители в процессе научных исследований и производства в промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства научные исследования - процесс изменений в области научных исследований, опытно-конструкторских разработок и технологических работ (далее НИОКР)

технические или пищевые - приводит к изменениям в технологии бизнес-процессов потребителя

технологические возникают при применении более совершенных методов изготовления изделий

информация и связь, изменяют технологию обработки информационных и коммуникационных технологий потребителя

маркетинг, приводят к изменениям рыночных исследований и работы над ними, изменениям марок продуктов и организаций

логистика, приводят к изменениям в организации транспортных потоков, снабжения и продаж

организационно-управленческие приводят к изменениям в институциональных механизмах и системы управления

социально-экономические, правовые и другие, которые меняют социальные, экономические и правовые условия для функционирования предприятия

4.-Потребители в сфере услуг образование

спорт и молодежная политика

культура и шоу

здоровье

юридические услуги и защита

торговля

финансовые услуги и другие

5. С точки зрения новизны инновационных продуктов и услуг могут быть распределены на обладающие признаками мировой новизны

внутригосударственной новизны

отраслевой новизны

новые для фирмы

расширение текущей ассортиментной линейки, портфеля продуктов и услуг

обновленные продукты и услуги

товары и услуги с репозиционированием

с сокращением затрат (производственные инновации)

6. Масштабы инноваций транснациональные

народнохозяйственные и федеральные

региональные

муниципальные

в границах объединений и ассоциаций

в рамках организации

в границах подразделений

7. Широта влияния инноваций глобальная, мировая

национальная экономика

отраслевая

локальная

8. Скорость осуществления инноваций быстрые, растущие

медленные и стабильные

медленно затухающие

9. Этапы жизненного цикла инноваций исследования

развитие

промышленное производство

маркетинг

логистика

диффузия

рутинизация

Сервисное обслуживание

10. По глубине изменений радикальные или базовые

улучшения

модификационные или частные

11. По преемственности открывающие

закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей

отменяющие

ретровведения

Другая классификация - классификация инноваций с учетом развития технологии, основанной на «подрывной» инновации .

«Подрывная» технология - та, которая заменяет устоявшиеся и уже развитые технологии. Она несет с собой новые продукты и новые услуги. «Подрывная» инновация, стратегия постепенно вытесняет поддерживающие инноваций. Вместе с ними происходит кардинальное изменение всей инновационной бизнес-составляющей.

Функции инноваций в социальном развитии отражаются в следующем:

Во-первых, нововведения являются реализующим каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научных и технологических результатов, вносят свой вклад в интеллектуализацию трудовой деятельности, повышение ее научной интенсивности .

Во-вторых, за счет инноваций расширяется ассортимент товаров и услуг, повышается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом, и удовлетворение этих потребностей (закон подъема и дифференциации потребностей).

Первые попытки законодательно определить и закрепить понятие «инновация» и «инновационная деятельность» были сделаны в 1999 г. Спустя 12 лет парламентарии решили «договориться о терминах».

3 февраля 2011 группа депутатов фракции «Справедливая Россия» во главе с Иваном Грачевым, Константин Бесчетновым и Оксаной Дмитриевой внесли в Государственную Думу проект закона «О государственной поддержке инновационной

деятельности».

Итогом законодательных инициатив стало принятие Федерального закона от 21 июля 2011 N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором закреплено законодательные определения инноваций, инновационной деятельности.

Таким образом, инновации определяются как введенный в использование новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный подход в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В свою очередь, инновационная деятельность определяется как деятельность (в том числе научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

В научной литературе, наряду с термином «инновация» широко используются понятия «инновационный процесс», «инновационный цикл».

Р. Федерманн под инновационным процессом подразумевает последовательность работ (функций) для подготовки и внедрения инноваций. Он выделяет 12 этапов, охватывающих управление инновациями на предприятии. Эти шаги относятся к таким аспектам управления, как выбор инновационной стратегии, продвижения «критического» сознания, посредством поощрения общения, преодолевая сопротивление к инновациям и так далее .

Американский профессор Дж.Эванс и Б. Берман рассматривают инновационный процесс с точки зрения стадий готовности нового продукта. Они выделяют семь этапов инновационного процесса:

Генерация инноваций;

Оценка продукции;

Проверка концепции;

Экономический анализ;

Разработка продукции;

Пробный маркетинг;

Коммерческая реализация.

П.Н. Завлин под инновационным процессом предлагает понимать последовательную цепочку событий, в которой инновации созревают от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рассматриваются в экономической практике. В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не заканчивается с введением, первым появлением на рынке нового продукта, услуги или корректировки проектной мощности новой технологии. Этот процесс не останавливается после выполнения, а с распространением (диффузией) инновации модернизируются, совершенствуются, приобретают новые потребительские свойства. Это открывает новые области для их применения, новые рынки и новых клиентов .

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что инновационные процессы, независимо от их формального определения - рассматриваются как пронизывающие весь научно-технический, производственный цикл предпринимательской деятельности и, в итоге, предназначены для удовлетворения конкретных социальных потребностей посредством рыночного успеха коммерциализация инноваций. Так, Джеймс Брайт прямо говорит, что «это - процесс преобразования научных знаний в физическую реальность, изменяющую общество».

Таким образом, инновационный процесс - уникальное явление, в котором наука и техника тесно переплетаются с развитием экономики, предпринимательства и менеджмент .

Фундаментальные результаты в этой области получены русским ученым Н.Д. Кондратьевым (1892-1938), который связывал генерацию длинных волн с массовым

внедрением новых технологий, с вовлечением в мировую экономику новых. Познакомившись с теорией Кондратьева, И. Шумпетер дал высокую оценку концепции больших циклов конъюнктуры и ввел понятие «Кондратьевские циклы». Объединив свои разработки о роли предпринимателя в процессе экономического развития и теорию долгосрочных колебаний экономической динамики Кондратьев, Шумпетер разработал теорию инновационных циклов, в которых длинноволновые колебания определены в качестве одного из видов экономической динамики, созданные в рамках инновационного процесса .

По Шумпетеру мотивацией к поиску и внедрению новых комбинаций является прибыль, которая, в свою очередь, станет наградой за инновации. Решающую роль здесь играет не качество или цена, а конкуренция новых продуктов, технологий, источников снабжения и организационных форм. Изначально конкуренцией инноваций, которые способствуют росту производства и прибыли, пользуется небольшое число предпринимателей, преимущественно те, кто уже имел определенные наработки. Когда инновации распространяются, то производственные издержки выравниваются и прибыли исчезают.

Исходя из мнения Шумпетера, центральным субъектом в процессе изменений в системе является предприниматель, который внедряет инновации в период спокойствия. Эти нововведения приводят к утрате непрерывности, требуют отказа от старого (продукции, формы организации и др.) в пользу нового, рискованного, устаревшее вытесняется или, другими словами, начинается процесс «созидательного разрушения».

Различные аспекты теории инновационных процессов достаточно хорошо представлены как отечественными, так и зарубежными исследователями:

Систематизация и классификация инноваций находит свое отражение в работах Ф. Валенты, Б. Санто, Б. Твисса, Г. Менша, Л.А. Баева, В.Э. Шугурова т.д.;

Инновационные теории экономической динамики разработаны С. Кузнецовым, Н.Д. Кондратьевым, Й. Шумпетером, Г. Меншем, А. Клайнкнехтом, Дж. Ван Дайном;

Вопросы теории и механизма инноваций в эволюционном аспекте находят свое отражение в работах А. И. Анчишкина, В.И. Маевского, Ю.В. Яковец;

Вопросы продолжительности экономических циклов отражены в трудах Дж. Китчин, С. Кузнецова, Дж. Риггольмен, B. Ньюмена, К. Жюгляр, Парвуса (А. Гельфанда), Я. ВанГельдерен, С. ДеВольфа .

Исследования проблемы трансформации научно-технической и инновационной деятельности в нынешних экономических условиях в России активно ведутся Л.И. Абалкиным, В.Л. Бабуриным, В.А. Васиным, Ю.С. Васильевым, А.Е. Варшавским, В.В. Герасименко, С.Ю. Глазьевым, Р.Н. Завлиным, В.И. Кушлиным, А.А. Коренным, Д.С. Львовым, С.Г. Митиным, К.И. Плетневым, С.Ю. Румянцевой, Г,Ю. Силкиной, А.Н. Фоломьевым и другими экономистами.

Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в теоретической базе изучения инноваций, в этой области по-прежнему много спорных вопросов, таких, как динамика и тенденции инновационных процессов и их влияние на экономическое развитие, а также регулирование инновационных процессов с учетом специфики текущего состояния российской экономики.

Основными особенностями инновационного процесса являются его цикличность, поэтапное внедрение инноваций и чрезвычайно высокая степень риска, связанного с низкой вероятностью успешной реализации новых идей в виде новых продуктов. Инновационный цикл охватывает весь спектр отношений производства и потребления и представляет собой период от зарождения идеи до ее коммерциализации. Понятие «инновационного цикла» подразумевает существование обратной связи между потребительскими товарами и новой научной сферой. Инновационные циклы могут быть разной протяженности в зависимости от того к какой стадии научных исследований обращается пользователь за улучшением способа удовлетворить свои потребности в инновациях .

Различают три формы инновационного процесса:

Простой внутриорганизационный (натуральный);

Простой межорганизационный (коммерческий);

Расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование инноваций в той же организации, новшество в этом случае не принимает себя товарную форму.

В простом межорганизационном инновационном процессе нововведение появляется уже в качестве объекта покупки. Эта форма инновационного процесса определяет разделение функций создателя и производителя инноваций от функций потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-собственника инновации, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции .

Субъекты инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

Новаторы - являются генераторами научно-технических знаний. Они могут быть индивидуальными изобретателями, исследовательскими организациями. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений;

Ранние реципиенты - ранними реципиентами являются предприятия, первыми освоившие инновации. Они стремятся получить дополнительный доход за счет скорейшего продвижения инноваций на рынок;

Раннее большинство - представлено фирмами, которые первыми ввели новшество в производство, что обеспечивает им дополнительный доход;

Отстающие - отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда задержка своевременности использования инноваций приводит к выпуску новых изделий, которые уже устарели .

В связи с ростом инновационной активности во всем мире, преобразуются инновационные процессы, количество и последовательность шагов, в итоге которых появляются новые модели, соответствующие реальным условиям инновационных процессов.

Понимание инновационных процессов и важности взаимосвязи между отдельными ступенями и субъектами инновационной деятельности привело к возникновению теории инновационных систем. Хотя, основные идеи концепции национальной инновационной системы были сформулированы немецким экономистом Ф. Листом в 1841 году, основателем этого нового подхода следует считать К. Фримана, который в 1980-х годах XX века ввел в оборот понятие национальной инновационной системы как сложной системы взаимодействия между экономическими субъектами и государственными учреждениями, которые создают и распространяют новые знания, воплощенные, в свою очередь, в новых технологиях, продуктах и услугах.

Появление концепции национальной инновационной системы является наиболее важным результатом эволюции теории инновационных процессов, потому как позволяет использовать системный подход к работе с инновациями и имеет практическое значение. Ведь наиболее полный синергетический эффект от инноваций может быть получен только путем развития национальной инновационной системы.

The relevance of this item is determined by the fact that today a decisive instrument to compete in the global steel market innovation. The article analyzes the scientific literature on the subject of the definition of «innovation», the attendant «innovation process» and « innovative activity ». Structured theoretical foundations of innovation, revealed their economic substance. Key words: innovation, innovation process, classification of innovations, innovative activity, legal definitions of «innovation» and « innovative activity».

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2009. 254c.

2. Городникова Н.В., Гостева С.Ю., Гохберг Л.М., Грачева Г.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. Изд-во: ГУ-ВШЭ/Государственный Университет - Высшая Школа Экономики, 2009. 488c.

3. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2007. 568c.

4. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ, 2007. 368c.

5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Анынина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2009. 271c.

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2009. 194c.

7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П.Л. Завлина, А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 2008. - 294c.

8. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д.С. Львова. М.: Ступень, 2008. 348c.

9. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 158c.

10. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 364c.

11. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. Инфра-М, 2008. 176c.

12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008. 448c.

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Дмитриева Е.А. - начальник планово-экономического отдела Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Легченко М.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.