Меню
Бесплатно
Главная  /  Регулировка  /  Интерактивная игра "развитие лидерских качеств". Методическая разработка "лидерские игры"

Интерактивная игра "развитие лидерских качеств". Методическая разработка "лидерские игры"

Цели: В игровой форме научить подростков быть гармоничными и свободными в социальном пространстве, уметь видеть свои особенности, плюсы и минусы, осознавать себя личностью, стремящейся к развитию, способной самостоятельно мыслить и действовать и грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми.

В результате:

  • Ребенок умеет ставить цели и достигать их
  • Ребенок владеет навыками планирования времени
  • Ребенок умеет слушать других и презентовать себя
  • Ребенок эффективно выстраивает межличностные отношения
  • Ребенок умеет разрешать конфликтные ситуации
  • Ребенок умеет работать в команде

Все это дает навыки достижения успеха, которые помогут сформировать у детей необходимые навыки успешной деятельности.

  1. Будь проактивным. Мои возможности и ресурсы. Осознание собственной индивидуальности. Самооценка. Закрепление «полезных» привычек.
  2. Начинай, представляя конечную цель. Цель. Личная Миссия как инструмент для выявления цели.
  3. Начинай с самого важного. Правила планирования времени. Срочность, важность, приоритеты.
  4. Действуй по принципу «выиграть-выиграть». Определение своего стиля взаимодействия. Созидательное сотрудничество. Проектирование и проведение группового мероприятия как пример сотрудничества.
  5. Сначала стремись понять, потом быть понятым. Мастер общения – мастер успеха. Сила первого впечатления. Самопрезентация – умение себя подать. Виды слушания. Техники «правильного слушания». Информация, которая скрыта за словами. Практика невербального общения. Искусство «читать» других. Язык мимики. Язык жестов. Голос как инструмент воздействия на человека. Работа с телом: зажимы, блоки.
  6. Синергия. Сотрудничай с другими, чтобы достичь большего. Техники влияния и противостояние манипуляциям.
  7. Затачивай пилу. Мои ограничения. Преодоление внутренних ограничений. Введение понятия «уверенное поведение». Стратегии изменения. «Круг Проблем» и «Круг Влияния».

Игры на лидерство

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер - организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде (группе) . Друг мой! В первые же минуты работы запомни жизненно важное правило:” Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами.” Ищи себе помощников.

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

Например:

  • построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);
  • молча, не договариваясь, встать определённое количество человек - лидеры буду всегда вставать;
  • построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
  • хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);
  • собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., "зайцев", пассажиров;

взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Среди лидеров можно выделить

  1. – лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты)
  2. – лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивают общение в команде (центроверты)
  3. – «баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, противостоит ведущему, но может быть генератором идей.
  4. – лидер-аналитик, прогнозирующий ситуфцию, но в данный момент не желающий привлекать внимание

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Еще игры на лидерство...


ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ , НА СОТРУДНИЧЕСТВО

«Направление»

Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. По сигналу ведущего участники дол­жны повернуться на 90°. Задача - всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполнять задание следует молча, не переговариваясь друг с другом.

Ведущий прекращает давать команды, когда все участни­ки группы будут стоять лицом в одну сторону. Упражнение

сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряжен­ность, ликвидирует скованность, выявляет лидеров, кроме того, дает опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к об­щему решению.

Вопросы: «Что помогло группе справиться с поставлен­ной задачей?», «Что мешало выполнить задачу быстрее?», «Что могло бы помочь?» и т. д. дают возможность выявить момен­ты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда выяв­ляется необходимость ориентироваться друг на друга, согла­совывать свои действия с действиями других, вникать в ло­гику, в позицию других.

«Карабас»

Для проведения игры участников располагают по кругу. Ведущий произносит число и участники должны, не догова­риваясь, встать со стульев, причем количество человек долж­но соответствовать названной ведущим цифре. Садятся пос­ле того, когда ведущий сказал: «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания участники выраба­тывают в процессе работы, ориентируясь друг на друга.

В начале лучше называть числа 5-7, в середине - 1-2. Ве­дущий блокирует попытки участников группы обсудить и при­нять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Данная игра развивает внимание и быстроту реакции. Об­суждение игры позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориенти­роваться в намерениях, тактике, состоянии других участни­ков, согласовывать свои действия с действиями других. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже - менее решительны. Есть и те, кто сначала встаёт, а затем садится. Это «совесть» группы. Бе­зынициативной является та группа, которая не встает вооб­ще. При обсуждении можно говорить о проявлении инициа­тивы и проблеме принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

«Пальцы»

Данное упражнение является вариантом предыдущей игры, но участники не встают, а «выбрасывают» необходимое количество пальцев (считается сумма пальцев всей группы).

Упражнение намного сложнее предыдущего. Оно может проходить по-разному. Иногда требуется до 30 повторений. В любом случае, упражнение даёт богатый материал для обсуж­дения, которое" можно использовать в ходе тренинга, а так­же в социально-психологических практикумах.

«Разговор через стекло»

Упражнение выполняется в парах, либо когда участники сидят в общем кругу, выбрав партнера для переговоров на­против. Задача участников - договориться о чем-либо с по­мощью жестов. При работе в общем кругу от участников по­требуется не только умение общаться с помощью жестов, но и концентрировать внимание только на своем партнере. Ана­лизу по итогам игры подвергаются способы передачи необ­ходимой информации, приемы привлечения внимания со­беседника, а также факторы, мешающие пониманию невер­бального языка.

«Вот он, я»

Каждому участнику дается 3-5 минут на то, чтобы об­ратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновре­менно.

Упражнение проходит оживленно. По истечении установ­ленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы». За­тем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.

«Веревка»

Участники становятся в круг, держась обеими руками за

общую веревку, после чего веревку затягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Ведущий просит закрыть глаза. Задание участникам - образовать квад­рат. Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат получился. Тот, кто открыл глаза раньше, выбывает из игры и может стать наблюдателем, кото­рый поможет группе обсудить упражнение. Далее можно вы­строить круг, равносторонний треугольник, ромб, трапецию, многогранник, звезду и т. д.

Упражнение показывает важность самоорганизации груп­пы, позволяет обнаружить лидеров. Ответы на вопросы «Что было наиболее трудным в решении задачи?», «Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?», «Каким образом проявился лидер?» дадут возможность оценить спо­собность группы координировать свои действия.

Как мы говорили ранее, лидеру необходимо активно ра­ботать над собой. Поэтому мы предлагаем блок тестов, кото­рые позволят лучше узнать себя, свои возможности и спо­собности, осознать себя личностью с присущими ей индиви­дуальными особенностями. Понять, над какими чертами ха­рактера необходимо поработать.

Некоторые из тестов ты сможешь использовать в работе со своим коллективом .

ТЕСТЫ

«ВЫ ЛИДЕР ? »

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в».

1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя
чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного ве­
чера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то
важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо понять»;

в) вас обычно слушают и понимают.

4. Вы затратили не какое-то дело много времени. Но вас
никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили ни­
какой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите это дело, потому что считаете это нужным.

5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при под­
готовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера
вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым уча­
стником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытае­
тесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что
вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который поможет вам в бу­
дущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то
задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую часть работы другим;

б) все сделаете сами;

в) распределите отдельные поручения между всеми в со­
ответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка

отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас...

а) недовольство собой;

в) стремление продвинуть дело.

10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут
не так, как вам этого хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было
бы, если бы...;

б) обвиняете во всем других;

7 или больше «а» означают, что вам, для того чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте выяснить причину.

«ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК ? »

Организованного человека отличает определенная систе­ма работы, уважение ко времени, четкая организация труда, он умеет управлять и временем и делами. Его принцип рабо­ты, результаты труда показывают, что самоорганизация - ог­ромная сила. Неорганизованный же человек идет на поводу у времени и дел.

Тест поможет тебе не только определить уровень личной организованности, но и поможет сделать первые шаги к по­стижению секретов самоорганизации и выработке организа­ционных навыков и привычек.

После прочтения каждого вопроса выберите только один вариант ответа. Затем по ключу, помещенному в конце теста, найдите количественные оценки выбранных вами вариантов ответов. Далее сложите все баллы и полученную сумму соот­несите с результатами, которые вы найдете после ключа к тесту.

1. Имеются ли у вас главные, основные цели в жизни, к
достижению которых вы стремитесь:

а) у меня есть такие цели;

б) разве надо иметь какие-то цели? Ведь жизнь так измен­
чива...;

в) у меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их
достижению;

г) цели у меня есть, но моя деятельность мало способ­
ствует их достижению.

2. Составляете ли вы план работы на неделю, используя
для этого еженедельник?

в) не могу сказать ни «да» ни «нет», т. к. намечаю главные
дела в голове, а план на текущий день в голове или на бумаге;

г) пробовал составлять план, используя для этого ежене­дельник. Попотом понял, что это ничего не дает.

3. Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного
на неделю, на день?

а) отчитываю в тех случаях, когда причина - лень или не­
поворотливость;

б) отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или
объективные причины;

в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчи­
тывать самого себя;

г) придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать
сегодня - хорошо, а что не удалось - выполню потом.

4. Как вы ведете свою записную книжку с номерами те­
лефонов родственников, знакомых, друзей?

а) я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи. Если понадобиться чей-то номер телефо-

на, то обязательно найду его;

б) часто меняю записные книжки, т. к. нещадно «эксплу­
атирую» их. При переписке стараюсь все сделать «по науке»,
однако в дальнейшем вновь сбиваюсь на произвольную за­
пись;

в) главное, чтобы был записан номер телефона, ФИО, а
на какой странице, прямо или криво, не имеет особого зна­
чения;

г) использую общепринятую систему: в соответствии с
алфавитом записываю ФИО, номер телефона, если нужно, то
и дополнительные сведения;

5. Вас окружают различные вещи, которыми вы часто
пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей:

а) каждая вещь лежит/де придется;

б) придерживаюсь принципа: каждой вещи - свое место;

в) периодически навожу порядок и помещаю вещи и пред­
меты на свои места;

г) считаю, что данный вопрос не имеет никакого отно­
шения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать где, сколько,
по каким причинам вам пришлось напрасно потерять время:

а) могу сказать о потерянном времени;

б) если бы потерянное время обращалось в деньги, то тог­
да бы я считал (считала) его;

в) всегда хорошо представляю где, сколько и почему было
напрасно потеряно время;

г) не только хорошо представляю, но и изыскиваю при­
емы сокращения этих потерь.

7. Каковы ваши действия, когда на сборе, собрании на­
чинается «переливание из пустого в порожнее»:

а) предлагаю обратить внимание на важный вопрос;

б) любой сбор или собрание представляет собой сочета­
ние как «полного», так и «пустого», приходится смиряться с
этим;

в) погружаюсь в «небытие»;

г) начинаю заниматься тем, что взял (а) с собой в расчете

на «переливание из пустого в порожнее».

8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом.
Будете ли вы уделять внимание не только содержанию докла­
да, но и его продолжительности?

а) буду уделять самое серьезное внимание содержанию
доклада. Думаю, что его продолжительность надо определять
лишь приблизительно. Если доклад будет интересным, то все­
гда дадут время, чтобы закончить его;

б) уделю в равной степени внимание содержанию и про­
должительности доклада, а также его вариантам в зависимо­
сти от времени.

9. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую ми­
нуту для выполнения задуманного?

а) пытаюсь, но у меня не всегда получается в силу лич­
ных причин;

б) не стремлюсь к этому, т. к. считаю, что не нужно быть
мелочным в отношении времени;

в) зачем стремиться, если время все равно не обгонишь;

г) стараюсь и пытаюсь, несмотря ни на что.

10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб
вы используете?

а) записываю в своем еженедельнике, что выполнить и в
какие сроки;

б) фиксирую наиболее важные поручения, просьбы в сво­
ем еженедельнике. «Мелочи» пытаюсь запомнить. Если забы­
ваю о «мелочах», то не считаю это недостатком.

в) стараюсь запоминать поручения, задания и просьбы,
т. к. это тренирует память. Однако память часто подводит меня.

г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть по­
мнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает.

11. Вовремя ли вы приходите на сбор, встречу с друзьями,
на занятия?

а) прихожу раньше на 5-7 минут;

б) прихожу вовремя, к самому началу занятий, встречи,
сбора;

в) как правило, опаздываю;

г) всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или
вовремя.

12. Какое значение вы придаете своевременности выпол­
нения заданий, поручений, просьб?

а) своевременность выполнения - это один из показате­
лей умения работать, однако не всегда удается все выполнить
вовремя;

б) лучше немного затянуть выполнение. Это безопаснее;

в) предпочитаю поменьше рассуждать, а выполнять зада­
ния и поручения в срок;

г) если вовремя выполнишь задание, то получишь новое.
Исполнительность всегда наказывается.

13. Предположим, вы пообещали что-то сделать или в чем-
то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились
таким образом, что выполнить обещанное довольно затруд­
нительно. Как вы поступите в данной ситуации?

а) сообщу человеку об изменении обстоятельств и о не­
возможности выполнить обещанное;

б) сообщу человеку об изменении обстоятельств и о зат­
руднениях в выполнении обещанного;

в) буду стараться выполнить обещание. Если выполню -
хорошо, не выполню - не беда, т. к. я довольно редко не сдер­
живаю своих обещаний;

г) ничего не буду сообщать человеку. Выполню обещание
во что бы то ни стало.

Теперь определите баллы по таблице:


Вариант ответа и оценка в баллах

72-78 баллов. Вы организованный человек. Единствен­ное, что можно вам посоветовать - не останавливаться на достигнутом, развивать и дальше способность к самооргани­зации. Пусть вам не кажется, что вы достигли предела.

63-71 балл. Вы считаете организацию неотъемлемой час­тью своей работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые вспоминают об организации в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательнее присмотреться к себе, найти резервы для улучшения процесса самоорганизации.

63 балла и меньше. Ваш образ жизни, ваше окружение на­учили вас быть организованным. Но организованность то про­является в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсут­ствия четкой системы самоорганизации. Существуют объек­тивные организационные законы и принципы. Постарайтесь

проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. И вы узнаете о причинах вашей недостаточной орга­низованности. Чтобы стать организованным человеком, надо преодолеть себя, проявить волю и упорство.

«ДИНАМИЧНЫ ЛИ ВЫ ? »

Есть очень динамичные люди: они постоянно куда-то спешат, делают одновременно несколько дел, сутки кажутся им слишком короткими. Другие - живут не спеша, и в конце дня у них еще остается время, чтобы погулять. Они счастли­вы в своем спокойствии. А вы? Динамичны вы или созерца­тельны? Разобраться в этом вам поможет игра-тест. Ответьте на предлагаемые вопросы словами «да» или «нет».

1. Скучаете ли вы, когда вам нечего делать?

2. Нужно ли вам более получаса, чтобы собраться утром (умыться, одеться)?

3. Часто ли вы переставляете мебель в своей квартире (комнате)?

4. Отказываетесь ли вы от какого-нибудь дела, если не уверены в его успехе?

5. Любите ли проводить свои каникулы (отпуск) тихо и спокойно, не предпринимая новых путешествий?

6. Хотели бы вы совершить путешествие в джунгли?

7. Откладываете ли вы свои важные решения (дела) до утра (по принципу «утро вечера мудренее»)?

8. Легко ли встаете по утрам?

9. Быстро ли вы говорите?

10. Если вам предстоит много работы и вы опасаетесь «за­вала», то начинаете ли вы с самого трудного или неприятного дела?

11. Увлекаетесь ли вы хотя бы тремя из следующих заня­тий: ездой на велосипеде , катанием на коньках, стенографи­рованием, плаваньем, ходьбой на лыжах?

12. Нравятся ли вам спокойные развлечения, например, прогулки, чтение, филателия , рыбная ловля?

13. Любите ли вы экспериментировать?

14. Считаете ли вы, что побеждает тот, кто «делает ход пер­
вым»?

15. Принадлежит ли победа тому, кто дольше продер­жится?

16. Кажутся ли вам книги или фильмы скучными, если действие в них развивается слишком медленно?

17. Начинаете ли вы когда-нибудь дело с мыслью о том, что не сможете довести его до конца?

Запишите себе балл за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 17 и за каждый отрица­тельный ответ на вопросы 2, 4, 5, 7, 9, 12, 15. Подсчитайте все баллы.

Сумма больше 12 баллов - вы слишком динамичны. В своем стремлении «объять необъятное» вы забываете о спо­койном отдыхе.

Сумма баллов между 6 и 12. Вы динамичны в меру. Вы умеете предоставить себе спасительные минуты спокойного отдыха.

Сумма баллов меньше 6. Вам лучше было бы «подзавес­тись». Умейте торопиться, и вы быстрее придете к намечен­ной цели.

«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ ? »

Все мы разные. Одного не сломит тяжелейшее испыта­ние, а другого положит на лопатки сущий пустяк. К какому типу личности вы себя относите? Выберите свои варианты.

1. Можете ли вы говорить о своих трудностях откро­
венно:

а) нет, мне это не поможет;

б) конечно, если есть доброжелательный собеседник;

в) не всегда, иной раз тяжело переживаю их сам.

2. В какой степени переживаете обиды и неудачи:

а) собственные неудачи переживаю тяжело;

б) это зависит от их причины;

в) стараюсь отнестись к ним философски, потому что
любые неприятности когда-то кончаются.

3. Как вы поступаете, когда чувствуете, что вас что-то глу­
боко обидело:

а) сделаете для себя что-то приятное, чего долго не мог-
ла) себе позволить;

б) пойдете на ужин к хорошим друзьям;

в) будете сидеть дома и злиться.

4. В объятиях счастья вы:

а) не думаете о прежней печали;

б) боитесь, что эти минуты кончатся;

в) не забываете и о теневых сторонах жизни.

5. Когда близкий человек вас обидит, вы:

а) уйдете в себя;

б) потребуете объяснения;

в) расскажите об этом каждому, кто пожелает вас выс­
лушать.

а) не хотел бы попасть в их руки;

б) многим людям могут помочь;

в) они не всемогущи, человек должен сам себе помочь.

7. Людское мнение:

а) вас преследует;

б) несправедливо по отношению к вам;

в) вам благоприятствует;

8. О чем вы думаете после серьезной ссоры с кем-либо из
друзей, когда прошел первый гнев:

а) все-таки дружба была хорошей;

б) о тайной мести;

в) о том, что теперь вы услышали все, что о вас думают.
Оцените свои ответы по таблице и суммируйте результаты.

Варианты ответов


7-15 баллов. Вы легко справляетесь со своими неудачами, умеете дать им правильную оценку. Кроме того, вам неизвес­тна злость на себя. Ваше душевное равновесие достойно удив­ления.

16-26 баллов. Время от времени вы осуждаете себя. Но у вас есть завидный «клапан»: «выкричите» свои проблемы ок­ружающим - и вам легче. Желательно, чтобы вы больше вла­дели собой и не полагались только на этот способ преодоле­ния трудностей.

27-31 балл. Вы еще не научились справляться со своими трудностями, поэтому они так вас угнетают. Замыкаетесь в себе и бессильно злитесь на себя. Непременно соберите свою волю. У вас много хороших качеств, которые вам помогут преодолеть и более тяжелые жизненные испытания.

«УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ В СЕБЕ ? »

Определить, насколько вы уверены в себе, вам поможет этот тест. Отвечайте на вопросы словами «да» или «нет».

1. Могут ли несколько последовавших одна за другой не­удач заставить вас усомниться в своих способностях?

2. Испытываете ли вы чувство страха, оказавшись в плот­ной толпе?

3. Следуете ли вы моде?

4. Часто ли вы смотритесь в зеркало?

5. Сутулитесь ли вы?

6. Считаете ли вы, что люди злословят по вашему адресу?

7. Волнуетесь ли вы, когда вам приходится бывать в уч­реждениях, улаживая какие-либо неприятные вопросы?

8. Возникает ли у вас временами такое ощущение, будто за вами кто-то следит?

9. Легко ли вы решаетесь провести свой отпуск в новом для вас месте?

10. Чувствуете ли вы себя свободно, оказавшись в незна­комой компании?

11. Снятся ли вам кошмарные сны?

12. Предпочитаете ли вы самостоятельно решать свои про-

блемы, не обсуждая их с близкими вам людьми?

13^ Откладываете ли вы деньги на «черный день»?

14. Уверены ли вы в том, что ваши друзья любят вас?

15. Находите ли вы, что каждый день можно узнавать нечто новое для себя?

16. Установив, что купленная вещь вам не подходит, вер­нетесь ли вы в магазин, чтобы сменить ее?

17. Терзаетесь ли вы сомнениями насчет того, удастся ли вам осуществить намеченные цели?

18. Часто ли окружающие обращаются к вам за советом?

За каждое совпадение вашего ответа с результатом запи­шите себе 2 балла: 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет, 7 - нет, 8 нет, 9 - нет, 10-да, 11 - нет, 12 - да, 13 - да, 14 - да, 15 - да, 16 - нет, 17 - нет, 18 - да. Теперь суммируйте баллы.

2баллов. Вам никогда не случалось сомневаться в себе или в своих способностях. Окружающие обращают­ся к вам за советами. Кое-кто считает, что вы тщеславны и ведете себя надменно.

16-24 балла. Вы уверены в себе, хотя, бывает, проявляете нерешительность. Этот тест предоставляет вам возможность дать себе более точную самооценку.

6-14 баллов. Можно утверждать, что вы не уверены в себе, вам не удается скрывать это от окружающих. Вы стараетесь не попадать в такое положение, которое вынудило бы вас са­мостоятельно принимать важное решение.

0-4 балла. Такая сумма баллов в этом тесте встречается, к счастью, весьма редко. И если вы искренне ответили на все вопросы, то вам следует побеседовать с психотерапевтом, который поможет вам обрести уверенность в себе.

Игры для выявления лидера. Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
Игры для создания команды. Служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера («Слон» и др.).
Комплексные игры, например, выборы президентов, парламента, органов самоуправления. Главное требование: воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой.
Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы ребенка, креативности и спонтанности, помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению коммуникативного навыка, трансформации аутоагрессивного и агрессивного комплексов, самооценки и самосознания (например, миксеры и др.).
Психологическая игра «Адаптация»
Психологическая игра на выявление лидерских качеств «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).
Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.
Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).
Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.
Четвертое задание – «три «Д» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.
Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.
Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».
«Большая семейная фотография»
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
«Начали!»
Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.
Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.
Упражнения с веревками
10 – 20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»
«Карабас»
Для проведения игры на выявление лидерских качеств Карабас детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
Игровой цикл «Лидер-организатор»
Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»).
После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.
Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.
Конкурс второй: «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.
Конкурс третий: «Организатор». Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.
Конкурс четвертый: «Люди». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.
Конкурс пятый: «Программа». Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут…, то я…».
Микроигра «День рождения»
Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в коллективе.
Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей.
Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры.
Ведущий предлагает выбрать каждому того «именинника», к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из «именинников», то он имеет на это право.
Создаются разные по количеству микрогруппы.
Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.
В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.
Рефлексия
Главным и основным требованием при проведении различных игр является регулярная рефлексия. Эмпирическое познание происходит, когда подросток возвращается к проделанному упражнению, анализирует, что он чувствовал, что происходило в группе, как этот опыт может быть связан с другими аспектами его жизни и, наконец, как результат заключает, что он будет делать в будущем иначе.
«Миксеры»
Это игры (упражнения), которые служат для поднятия настроения, снятия психологического барьера, знакомства.
Гусеница: группа становится в линию. Каждый из группы передает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
Это мой нос: что Вы ответите человеку, который указывает на свой локоть и говорит: «Это мой нос?» Ну, Вы можете показать на свою голову и сказать: «Это мой локоть?» Тогда он, возможно, покажет мне свою ступню и скажет: «Это моя голова!» Это новая игра и тест на координацию рук и глаз, который показывает, как долго Вы можете продержаться, называя части тела, которые только что показал Ваш партнер, и в то же время, указывая на другую часть своего тела.
Ха-ха-ха: Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику и, образуя таким образом длинную цепь, первый играющий говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т.д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.
Теневой вождь: один из играющих выходит из комнаты. Остальные члены команды выбирают «вождя», который задает группе любые движения и меняет их через некоторое время. Задача вошедшего определить «вождя». В случае удачи «вождь» сам выходит за дверь и игра повторяется с новым «вождем».
Никогда: члены группы открывают ладони и по очереди говорят: «Я никогда не… (делал чего-либо)». Тот, кто делал предложенное действие – загибает палец. Игра хорошо помогает при знакомстве.
Зоопарк: члены группы встают в круг и держат друг друга под руки. Ведущий каждому говорит название животного. После этого ведущий громко называет одно из имен. Ребята с этим именем должны поджать ноги. Остальные должны удержать их. Лучший эффект достигается при большом количестве одного из них.
Узелки: группа встает в круг и вытягивает руки в центр. После случайного сцепления рук, группе предлагается развернуться в круг так, чтобы рядом стояли люди со сцепленными руками.
Фрукты: группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа: «Яблоко любит апельсин». После этого «апельсин» должен назвать новую пару. Если этого не происходит и ведущий успевает коснуться «апельсина», то они меняются местами.
Тутти-фрутти: команда делится на два или более фронтов и выбирает себе имя – фрукт. Один человек стоит в центре и рассказывает какую какую-либо историю. Как только он использует одно из названий фронтов, члены этого фронта должны поменяться местами друг с другом. Если произносится «Тутти-фрутти», то все члены всех фронтов должны поменяться местами.
Палочка: команда садится в круг и начинает передавать по кругу какой-либо предмет, зажав его различными частями тела, меняя их. При падении игра начинается сначала.
Барабанчики: группа садится в круг. Члены группы кладут свои ладони на колени к соседям с двух сторон. Группа начинает хлопки в определенную сторону – рука за рукой, в том порядке, как они лежат на коленях. При двойном ударе направление сменяется на противоположное. Тот, кто ошибся – убирает руку.
Убийца: группа стоит в кругу. Руки сцеплены за спиной. При этом левая рука согнута в локте и держит правую руку соседа слева. Ведущий, обходя круг снаружи, незаметно выбирает «убийцу», дотрагиваясь до его плеча. «Убийца» жмет руку соседа N раз. Сосед жмет следующему N-1 раз и т.д. Тот, кто получает одно последнее рукопожатие, считается убитым и выходит из круга. При неудачной попытке – «убийца» посылает новый «импульс».
«Ноги в руки»: группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо, стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой, задние подхватывают ногу передних. Задача – попрыгать без разрыва определенное расстояние.
«Хи-хи, ха-ха»: группа стоит в кругу и синхронно делает движения руками и произносит: «Хи-хи-хи-хи-хи, ха-ха-ха-ха-ха», уменьшая счет от 5 до 1.

Игры на сплочение и выявление лидера.

Задача каждого вожатого сделать из своего отряда коллектив. Лучше узнать друг друга и сплотить отряд помогут вам эти игры.

Сходства и различия.

Вожатый предлагает несколько вопросов для группы, каждый из которых имеет свой номер, например,

Чаще всего я радуюсь, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Я ценю в людях больше всего…и т. д., не более семи. За установленное время ребята должны найти других, кто также ответил на вопросы, как и он. Потом необходимо провести беседу-анализ, сколько общего характерно для всей группы.

«Сколько пальцев»?

Все ребята сидят в кругу. Вожатый показывает на пальцах то или иное количество. Сразу же должны встать столько человек, сколько вожатый показал на пальцах. Садятся они только после того, как вожатый опускает руку. В начале вожатый показывает 5-7 пальцев, в конце - 1-2. При этом вожатый блокирует попытки участников игры договорится.

Большая семейная фотография.

Предлагается, что ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый в роли наблюдателя. Роль фотографов и «дедушек» обычно берут на себя стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.

Полет на Марс.

Это ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2-3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды должны будут выполнить несколько заданий, задания будут выполняться после команды «Начали!» Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание» Таким образом, создастся дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание.

Сейчас каждая команда должна сказать хором, какое-нибудь одно слово.

«Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договорится. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание.

Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц».

Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца».

Задание третье.

Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместные номера, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить.

Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляется таким образом, чтобы были и трёхместные, и двухместные, и один одноместный номер.

Узнай, кого нет.

Все участники закрывают глаза, а в это время Водящий трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу Водящего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовет отсутствующего игрока, тот выигрывает.

Счет до 10.

Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Задание: посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.

Авангард.

Все участники за ограниченное время (1—2 мин.) должны выложить на земле из веточек, палочек, пуговиц, шишек и других мелких предметов какой-нибудь рисунок. Главное условие - задание выполнять в полной тишине.

Паровозик.

Все участники встают «паровозиком», закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки — у первого. Перед «паровозом» задача: достать определенный предмет, который Водящий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Последний игрок руками поворачивает «паровозик», т. е. руководит им. По цепочке эти движения передаются всему «паровозику», и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

Квадрат...

Все участники с закрытыми глазами стоят в кругу и держатся за руки. Водящий (вожатый) просит: «Ребята! Постройте, пожалуйста треугольник, квадрат, ромб и т.д., не произнеся при этом ни одного звука.»

Тайный друг.

На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена и фамилии всех детей отряда (имена и фамилии девочек — в одной коробке, мальчиков — в другой). По жребию мальчики вытягивают девочек, а девочки — мальчиков. Затем в течение установленного времени (1—5 дней) тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие — все должны сохранять тайну. По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый (возможно, с творческой группой) преподносит сюрприз уже всему отряду (развлекательное шоу, вечер песни у костра и т. д.) По окончании вожатый вместе с детьми выясняет, все ли участники раскрыты, а также анализирует целесообразность, эффективность и необходимость игры «Тайный друг», возможно совместно принимают решение сделать сюрприз соседнему отряду, лагерю и т. д.

Я люблю тебя за то...

Участники становятся или садятся в два круга — внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки (по выбору — за локти, или обнимают другу друга) и говорят шепотом друг другу, какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(имя участника), я люблю тебя за то...» Чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10—15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют все сначала. По окончанию игры — анализ ощущений.

Ассоциации.

Выбирают Водящего, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков: отгадать участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые Водящий отвечает ассоциативно. Например, если это хлебобулочное изделие, то какое; если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если это стихотворение, то о чем и т. д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, Водящим становится игрок, которого загадывали. Можно делать наоборот. Один участник отворачивается, а остальные загадывают. Угадывающий может с вопросом обратиться к любому.

Корабль.

Играющие находятся на скамейках. Водящий (вожатый) начинает: «Вы находитесь на корабле, который начинает тонуть. Ваша задача: спасти как можно больше людей. Итак, под воду уходит правый борт, левый и т. д.». При этом водящий обозначает, сколько места остается, а дети стараются поместиться на предложенной площади. Игра продолжается до тех пор, пока обозначенная вожатым площадь не станет предельно маленькой.

Фигуры.

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза и, не размыкаясь построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры. Сообщается также, что играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров.

Игры для выявления лидера. Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.

Игры для создания команды. Служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера («Слон» и др.).

Комплексные игры, например, выборы президентов, парламента, органов самоуправления. Главное требование: воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результатами таких игр может быть:

· обучение основам самопрезентации и самореализации;

· выявление лидерства и формирование социального института лидеров отрядов;

· развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности;

· формирование социально продуктивных форм деятельности;

· умение организовать самостоятельную деятельность.

Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы ребенка, креативности и спонтанности, помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению коммуникативного навыка, трансформации аутоагрессивного и агрессивного комплексов, самооценки и самосознания (например, миксеры и др.)

Психологическая игра «Адаптация»

Психологическая игра «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Четвертое задание – «три «Д» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.

Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».

«Большая семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Начали!»

Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Упражнения с веревками

10 – 20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

«Веревочные курсы»

В настоящее время в связи с потребностью освоения групповых методов работы широко используются такие методы, как «Веревочные курсы», «Тим-билдинг».

Веревочные курсы – это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянутые над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. Веревочные курсы – это стройная система упражнений, проводимых на открытом воздухе, дающая возможность подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом помимо собственных ожиданий участвуют в достижении цели.

Веревочные курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны, – снимать напряжение, иногда возникающее в группе, и конечно – опять выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.

Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, но требует преодоления страха высоты (3-5 метров) и, несмотря на надежную страховку, требует самообладания. Задача веревочных курсов – доказать каждому человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. Веревочные курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.

Другие препятствия (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу видимой простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы.

Конечно, для проведения таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора. Зато эффективность – велика.

Вот некоторые упражнения:

1. Паутина. Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5 – 3 метра. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.

После выполнения упражнения члены группы садятся кругом на траве и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.

2. Бревно. Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: 1-й должен стоять на месте последнего члена группы, 2-ой – на месте предпоследнего и т.д. Во время выполнения задания нельзя становиться на землю. В противном случае группа возвращается в исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

3. Электроцепь. Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток»– всем надо одновременно встать.

4. Приз. На ветке дерева, на высоте трех метров прикрепляется любой приз. Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя себя в качестве строительного материала.

«Праздник непослушания»

Праздник непослушания: предоставление полной свободы выбора деятельности вплоть до ничегонеделания. Именно в этой ситуации проявляется активная жизненная позиция.

«Книга рекордов Гиннеса»

День рекордов Гиннеса: ситуация создания успеха. Набор соревнований содержит задания, которые позволили бы каждому отличиться. Конкурсы должны быть не только серьезными, но и шутливыми. Самое главное – это знаки отличия победителям (дипломы, грамоты и т.д.). См. книгу С. А. Шмакова «Каникулы» М.: «Высшая школа», 1997.

Игровой цикл «Лидер-организатор»

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п.

После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: «Организатор ». Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: «Люди ». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: «Программа». Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут…, то я…».

Микроигра «День рождения»

Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в коллективе.

Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей.

Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры.

Ведущий предлагает выбрать каждому того «именинника», к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из «именинников», то он имеет на это право.

Создаются разные по количеству микрогруппы.

Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.

В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.