Меню
Бесплатно
Главная  /  Устройства  /  Известные разбойники. Разбойники, которые вошли в историю россии

Известные разбойники. Разбойники, которые вошли в историю россии

Сборник статей и материалов посвященный деревне Кузнецовка и местам ее окружающим.

Знаменитые курские разбойники

Долгое время Курский край являлся "землей обетованной" для многочисленных шаек разбойников и грабителей, причиной чего было его пограничное положение, редкое население и относительная слабость центральной власти. Эта "украинность" вплоть до первой четверти XVIII в. предоставляла "удалым добрым молодцам" широкую возможность совершать на курских просторах свои бесчисленные подвиги.

Один из исследователей курской старины Н. Добротворский в 1888 г. писал: "личная и общественная безопасность не была гарантирована в то время даже в центральных местностях, в тех, которые находились поблизости от Москвы. В таких же пустынных краях, каким был курский до половины прошлого века, о безопасности и мечтать было невозможно. В те отдаленные времена путники даже от села к селу ездили с провожатыми. Разбой был постоянным занятием не только тех отверженных, которых общество выбрасывало за их непригодность из своей среды, но и обыкновенных мирных обывателей, которые нередко смотрели на это, как на "стороннее занятие", дававшее отличный заработок".

В этих условиях из жителей Курского пограничья сформировался особый тип людей, известных в XV-XVII вв. под именем севрюков. Вот как описывал их в одной из своих работ щигровский помещик, краевед и писатель Е.Л.Марков: "постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные".

До того, как в Поле стали высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли, хотя при этом они не гнушались, при случае, сами заниматься разбоем и грабежом. В 1549 г. ногайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: "наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки, которые на Дону стоят, их побили", на что из Москвы отвечали: "на поле ходят казаки многие, казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а из наших украйн [окраин], с ними же смешавшись ходят; и те люди как вам тати, так и нам тати и разбойники".

Однако, несмотря на устоявшиеся разбойничьи привычки курского порубежного населения, основная часть "ватаг" формировалась за счет беглых, массами прибывавшие сюда из центральных районов России. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие оседали на землю и занимались хлебопашеством, а самые беспокойные подавались в разбойники, которых немало бродило по этим местам. О себе эти люди говорили: "На распутье дуб, на нём три грани, едина в Крым, другая в Русь, а третья в наши станы". Поживу себе искали они и за счёт татар, и за счёт "литовских людей", не брезгуя и грабежом соотечественников.

Так известно, что в первые годы XVII в. "воры черкасские Мишук и Сенька Колпаков житьём жили по Осколу и Семи [Сейму]", причём шайка Мишука была настолько сильна, что разбивала посланные против неё отряды, доходила до Рыльска и Новосиля, а угнанный скот сбывала крымцам.

Правительство усиленно боролось с разбойниками, и в этой борьбе отличились тогда служилые казачьи атаманы Яков Лысый и Аггей Мартынов. Первый из них разбил черкасского атамана Лазаря, отняв у него награбленное добро и оружие, а затем покончил с шайками Берчуна и Карнауха. В свою очередь, Аггей Мартынов разгромил атаманов Колошу и Сеньку Колпакова.

Однако искоренить порубежный разбой полностью не удавалось никогда, тем более, что подчас у грабителей находились и высокие покровители.

Нередко разбои и грабежи приобретали "классовую" окраску и направлялись против господствующих сословий. Так, в 1658 г. боярин Б.М.Хитрово жаловался казацким старшинам, что из приграничных брянского, карачевского, рыльского и путивльского уездов "крестьяне, живущие в имениях вотчинников и помещиков, и холопы бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и холопов, и нередко отмщают своим господам, если прежде были ими недовольны: набегают на их дома, сожигают их, убивают хозяев и их семейства; иногда они запирали господ в домах, закапывали дома со всех сторон землёй, и так оставляли жильцов умирать голодною смертью."

Особенно эти явления усиливались во время крупных народных волнений. Например, во время восстания Степана Тимофеевича Разина порубежные воеводы с тревогой отмечали появление "воровских шаек" в окрестностях пограничных крепостей и даже нападения их на небольшие воинские отряды "служилых людей". Так, в октябре 1670 г. 11 детей боярских, ехавших на службу в свой полк, были захвачены на ночлеге под Старым Осколом [современная Белгородская область] "воровскими людьми". Служилые сразу поняли, с кем имеют дело: им стоило лишь приметить, что неизвестные "кричат ясаком воровским [говорят на разбойном жаргоне] и хвалят вора изменника Стеньку Разина". Застигнутые врасплох дворяне были избиты, изранены саблями и ограблены дочиста.

Богородицкий воевода Нелединский послал погоню за "разбойниками", схватил их сообщников из числа местных крестьян, у которых были найдены награбленные вещи. Погоня преследовала напавших, и те бежали "за вал под Моячной к воровским козакам, а вал прошли меж Яблонова и Корочи в Хмелеватые ворота." Однако Нелединскому удалось настичь их, и он с гордостью доносил курскому воеводе Г.Г.Ромодановскому о том, что "разбойников и становщиков тех переимал... и на Воронеж дороги от воровства очистил." В целом же пёстрое и беспокойное население приграничного края вполне оправдывало сложившуюся в те времена поговорку: "Нет у Белого Царя вора супротив курянина."

В южных губерниях России (Курская, Воронежская, Орловская, Тамбовская) местные жители называли разбойников "кудеярами", по имени знаменитого легендарного разбойника Кудеяра. В основном легенды о "кудеярах" были распространены в юго-западных районах Курского края. По записанной в прошлом веке легенде, в середине XVIII столетия на территории Рыльского и Путивльского (совр. Сумская обл., Украина) уездов Курской губернии действовала большая шайка кудеяров. Главное убежище их находилось в так называемом "Мачулинском" лесу, неподалеку от с. Кремянного (совр. Кореневский р-н), в котором они ютились по оврагам и буеракам, "не стараясь, впрочем, нисколько о том, чтобы замаскировать свое присутствие, так как им не страшны были ни воеводские войска, ни тем более местные безоружные жители, которые сами смертельно боялись их и стремились только к одному - чтобы жить с ними в мире и согласии. В этой шайке...по рассказам старожилов, было до 300 человек разбойников".

Такие же ватаги обитали у деревни Ишутиной, на Коневецкой или Клевенской горе, на "Погорелом" городище близ с. Большие Угоны (современный Льговский р-н), в урочище "Кучугуры" (современный Большесолдатский р-н) и т.д. Вероятно, одному из таких "кудеяров" принадлежал клад, найденный 24 июня 1887 г. при корчевании старых пней у д. Семеновки (современный Щигровский район). Под одним из пней крестьяне нашли сосуд красной меди, широкий в основании и постепенно сужающийся ко дну, содержащий 16 3/4 фунта (6,5 кг) русских серебряных копеек XVII века. На боку сосуда владелец "поклажи" грубо процарапал славянскими буквами свое имя и прозвище - "Михалко Косолап". Находка поступила к местному помещику Н.И.Бровцыну, который безвозмездно передал и монеты, и сосуд Петербургской Академии Наук.

По рассказам старожилов, кудеяры редко нападали на крестьянские поселения, во-первых, потому, что щадили крестьян вообще, относясь к ним дружелюбно, ввиду того, что крестьяне сами усердно во всем помогали им, а во-вторых, потому, что взять у крестьян было нечего.

Из сказаний они представляются скорее не разбойниками, а вольными казаками с широкими рыцарскими замашками, со строго регламентированным, хотя и несколько своеобразным, понятием о чести. Так, если случалось им останавливать бедняка-крестьянина, ехавшего на базар с возом муки, то они не только не обирали его, но даже наделяли его деньгами, напаивали водкой и отпускали на все четыре стороны, оставляя при нем все его пожитки. Если же останавливали на дороге помещика, то не церемонились с ним, обирали его начисто и отпускали в чем мать родила, предварительно надругавшись над ним начисто. Много раз, по жалобе крестьян, кудеяры делали нашествия на помещичьи усадьбы только для того, чтобы наказать помещиков за их жестокость по отношению к своим крепостным, и если такова была цель их прихода, то не брали обыкновенно в усадьбе ничего - ни денег, ни хлеба, ни пожитков, говоря, что "все равно когда им это понадобится - все будет ихнее, от их рук не уйдет".

Единственное зло, которое причиняли кудеяры крестьянам, заключалось в том, что они "воровали деревенских девок" для своей потребы. Этого крестьяне не могли простить кудеярам еще и в XIX в., хотя и рассказывали об этом уже "без всякой злобы, скорее даже с усмешкою", но все-таки очень подробно и приводя различные анекдоты по этому поводу. Согласно народным преданиям, главнейшим занятием кудеяров было бражничество, которому они преимущественно и посвящали все свое время.

Если же у них не хватало хлеба, то они посылали "грамотку" к какому-нибудь помещику с приказанием доставить немедленно им того-то и того-то, и если помещик не торопился исполнить их "приказание", они тогда уже приходили к нему сами и вооруженной рукой брали то, что им было нужно. Этим главным образом и исчерпывалась их враждебная деятельность по отношению к местному населению.

Денежную добычу доставляли им, в большинстве случаев, проезжие, чужие лица, попадавшие так или иначе в Курские края; кудеяры таким спуска обыкновенно не давали и "ощипывали елико возможно чисто".

По свидетельству А.Н.Александрова, жители Льговского уезда называли "кудеяр" "воропанами", так как, согласно преданию, среди разбойников было немало и помещиков. Отсюда, якобы пошла и фамилия живших у Ивановского городища (современный Рыльский р-н) дворян Воропановых.

От некоторых местных старожилов А.Н.Александрову "приходилось также слышать..., что будто бы предки этих рассказчиков были в числе разбойников, живших на городище". Но не все деньги, добытые во время грабежей и разбоев, пропивались или становились кладами. Возможно, Курск, так никогда бы не украсился одним из своих красивейших храмов - Сергиево-Казанским собором, возведенным в 1752 - 1778 г., если бы не одно происшествие, случившееся с одним видным курским купцом - Карпом Ефремовичем Первышевым. Согласно преданию, под самую Пасху 1752 г., его захватили разбойники и увели в свой табор, видимо, рассчитывая на выкуп. Ночью шайка ушла на грабёж, и в лагере остались лишь атаман и Первышев. Оценив атлетическое сложение разбойника, купец понял, что о побеге нечего даже и мечтать. После полуночи атаман, будучи добрым христианином, вздумал разговеться и пригласил пленника разделить с ним трапезу. Тут Первышев заметил, что страшный сотрапезник ест с ножа, употребляя его вместо вилки. Улучив удобный момент, ловкий прасол бросился на разбойника и воткнул ему этот нож в рот. Атаман упал, захлебнувшись кровью. Карп Ефремович же поспешно запряг свою лошадь и нагрузил повозку разбойничьим добром. Вернувшись благополучно в город, он дал обет построить в честь своего чудесного избавления храм - благо, средствами на это он теперь вполне располагал.

Но ни многочисленность разбойничьих шаек, ни хорошее знание местности, ни поддержка местного населения не спасли "кудеяров" от истребления, когда, после выхода России на Черноморское побережье, через Курский край пролегли важнейшие магистрали, связывающие центр и юг страны, и местные власти принялись серьезно решать проблему безопасности на дорогах.

По записанному Н.Добротворским во Льговском уезде преданию, "кудеяры долго буйствовали в наших местах, но потом на них войска стали посылать и солдаты их одолели, загнали их, говорят, до самой Калуги и там уже всех перебили".

В окрестностях Курска последняя шайка, грабившая в урочище "Солянка" (современная черта города) была уничтожена в начале 1860-х гг. при губернаторе В.И.Дене. Для поимки разбойников он велел наполнить два воза солдатами и накрыть их рогожами. Бросившиеся на предполагаемую добычу разбойники были переловлены все до одного и "с тех пор разбои прекратились".

Перепечатанно с сайта Казачья Слобода http://dankovkazak.by.ru/sivruks/kuresk_.htm

Меж двух разбойников - выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса , получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Алый первоцвет. 1982 г. х/ф

Субтитры

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» .
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю .

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. , Мк. ).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных : «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. ) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один - преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника ». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины , датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря , ведущих в жертвенник . Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона .

Почитание

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел « »). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы ; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси… » ), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны . Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением , в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды : «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя ».

История жизни одного из самых известных английских разбойников насколько ярка, настолько и скоротечна. На кривую дорожку его подтолкнула нищета и любовь. Вряд ли тогда Джек Шеппард мог представить, что воровство двух серебряных ложек сделает его героем легенд и оборвет жизнь в двадцать два года.

Без вариантов

Лондон восемнадцатого века представлял из себя гремучую смесь. С одной стороны богачи, которые могли решить любую проблему при помощи кошелька. Совершил преступление и тебе грозит виселица? Не беда, если есть деньги. С другой - бедняки, которых пачками отправляли не эшафот за малейшую провинность. Роскошные сады и особняки, дворцы и колонны, они, словно маска, скрывали за своей помпезностью истинное лицо Лондона. А под ней прятались трущобы Спайтэлфилдса и Шордича, где люди каждый день боролись даже не за жизнь, а за жалкое существование.

Жители Англии того времени не считали смертную казнь чем-то из ряда вон выходящим. Для них это являлось банальной «бытовухой», поэтому трупы пиратов и разбойников, качавшихся на ветру в железных клетках, вызывали интереса не больше, чем дождь после обеда. Более того, любой житель Лондона с пустым кошельком на подсознательном уровне понимал, что рано или поздно и его тело будет также покачиваться. Ведь малейшее нарушение законов каралось простым, но эффективным способом - смертной казнью. Судье было все равно, в чем провинился человек. Своровал яблоко? Извини, но за это придется расплачиваться жизнью. Тебя заметили в цыганском таборе? Вот тебе билет на тот свет вне очереди. Любопытно, что казнили не только взрослых, не щадили и детей.

И если жизнь бедняков напоминала сточные канавы, куда дождь смывал нечистоты с улиц, то перед глазами богачей открывалась совершенно иная картина. Например, граф Мэнсфилд, пользуясь своим положением в обществе, воровал, что называется, «вагонами». В конце концов, им пришлось заняться парламенту. Правда, дальше просьб не воровать так много дело не пошло. За Мэнсфилдом стояли покровители из венценосной семьи. Поэтому и его сын, убивший в состоянии алкогольного опьянения человека, отделался лишь штрафом, несмотря на то, что его изначально приговорили к виселице.

Доходило порой до абсурда. Так, некого Джона Рассела, ограбившего несколько человек, приговорили к смертной казни. Но буквально за пару дней до исполнения приговора он получил огромное наследство и… его помиловали.

Вот в таком жестоком, полном двойных стандартов мире и родился Джек Шеппард - один из самых известных разбойников Англии, ставший при жизни кумиром всех лондонских нищих.

Вне закона

Джек родился 4 марта 1702 года в семье бедняков. Но в отличие от многих его ровесников, мальчишке изначально везло. Несмотря на постоянное отсутствие денег, мать с отцом не оставили своего ребенка на улице и не отдавали «в аренду» рыночным побирушкам. Так Джек и рос в одной из многочисленных лондонских трущоб без какой-либо надежды на светлое будущее.

Все изменилось после смерти отца. Мать была не в состоянии содержать детей, поэтому Джека взял к себе некий торговец тканями. А когда парню исполнилось пятнадцать, Шеппард отправился к другому наставнику - теперь он принялся изучать ремесло плотника. Дело у него спорилось. В двадцать лет Джек считался уже опытным мастером, способным качественно выполнить практически любой заказ. Наставник был доволен.

Современники описывали Джека как бледного, субтильного, невысокого парня (его рост составлял чуть более ста шестидесяти сантиметров), наделенного при этом удивительной физической силой и ловкостью. Кстати, этими «джокерами» Шеппард не раз пользовался в уличных потасовках. Никто из грабителей или пьяных задир и подумать не мог, что парнишка, напоминавший травинку, способен дать отпор. И хоть жизнь у Джека была не сахар, он постоянно улыбался, но его большие темные глаза при этом всегда оставались печальными. Числилась за Шеппардом и еще одна особенность - парень слегка заикался, но в тавернах его считали человеком умным и красноречивым.

Возможно, Джек так и прожил бы свою жизнь, не оставив следа в истории, если бы не роковая встреча. В таверне «Черный лев», где оставляли последние гроши подмастерья со всего Друри-Лейна, Шеппард познакомился с Элизабет Лион. Девушка, как и весь контингент таверны, являлась представителем «низов». И на жизнь она зарабатывала себе точно также как и большинство молодых нищенок - занималась проституцией. Она-то и пристрастила парня к крепкому алкоголю. Вообще, по мнению исследователей, именно Бесс испортила молодого плотника. Он влюбился по уши. Как и любому двадцатилетнему парню, ему захотелось произвести впечатление на свою возлюбленную. А как это сделать, если твоих доходов едва хватает чтобы сводить концы с концами? Не бросить же ходить по тавернам, честное слово, Бесс не поймет…


Посещение злачных мест и чрезмерное употребление алкоголя не могли не сказаться на работе. Все чаще и чаще заказчики оставались недовольными Шеппардом. Мастер, как мог, старался воздействовать на парня, дабы привести его в чувства. Да без толку. Шеппарда сильнее затягивал трактирный омут.

И в 1723 году случилось то, чего так боялся наставник талантливого подмастерья - Джек совершил преступление. Ради легких денег он стащил две серебряные ложки в одно из многочисленных таверн (по другой версии, кухонная утварь была похищена у некого богатого торговца, нанявшего Джека). Вырученные деньги Шеппард, конечно, потратил на Бесс. Но девушке этого было мало. Она требовала подарков. Джек прекрасно понимал, что на заработок плотника удовлетворить растущий аппетит дамы сердца не получится. И тогда он принялся воровать и грабить. Страх потерять Бесс был куда сильнее инстинкта самосохранения и здравого смысла.

Занимаясь грабежами, Шеппард старался скрыть это ото всех знакомых. Поэтому вновь стал добросовестно относиться к честному труду. Но все же, кто-то его сдал. Есть предположение, что Джек рассказал об источнике своего дохода Бесс, ну а та проболталась подружкам и так далее, и так далее. В конце концов, констебли начали расследование. А Шеппард, вкусив легких денег, начал еще больше наглеть. Спустя короткое время он, считая себя неуловимым, ушел из подмастерьев и начал жить только грабежом. Но просто так грабить и разбойничать на улицах города было нельзя. Ведь у ночного Лондона был свой король - Джонатан Уайлд. Джеку пришлось примкнуть к его банде. Но вскоре их пути разошлись, Шеппард не хотел отдавать большую часть «зарплаты» некоронованному монарху воров.

Вот тут-то у бывшего плотника и начались настоящие проблемы - констебли объявили на него охоту. Джек оказался в роли загнанного зверя. С одной стороны его преследовали стражи порядка, с другой - люди Уайлда ждали подходящего момента, чтобы избавиться от молодого и наглого вора, рискнувшего бросить вызов всем. Джеку пришлось изворачиваться. Ему вовсе не хотелось в двадцать два года очутиться на виселице. Поэтому парень ушел в подполье. Днем он прятался в самых грязных и вонючих подвалах, дерясь за кусок хлеба с крысами, а ночью выходил на дело. Вот только ему не везло. А когда он узнал, что за его голову объявлена солидная награда, понял, что окончательно запутался в паутине закона.

Скитания не могли продолжаться вечно. Спустя некоторое время обессиленного и больного Шеппарда арестовали констебли. Так Джек оказался за решеткой в первый раз. Если бы он являлся обычным лондонцем, то смиренно стал бы ждать вынесения сурового приговора - смертной казни. Но так рано покидать этот бренный мир Шеппард не хотел. Как только стихли шаги надсмотрщика, Джек принялся проверять потолок камеры на надежность. Выяснилось, что в одном месте перегородка трухлявая, поэтому молодой разбойник сумел проделать отверстие, достаточное для того, чтобы вылезти. Субтильное телосложение и небольшой рост сыграли Шеппарду хорошую услугу. Связав тряпки и одеяла, Джек сумел спуститься с крыши и попал на кладбище при церкви. Охранник слишком поздно услышал шум, доносившийся из камеры. И пока он подбирал нужный ключ к замку, Шеппард успел улизнуть.


Но на свободе Джек пробыл недолго. Уже спустя несколько недель его задержали бдительные констебли в одной из таверн, где разбойник все еще праздновал свой побег.

Первый раз ничему не научил полицейских. Джек вновь был помещен в обычную камеру для ожидания вынесения приговора. Более того, к нему даже пустили Бесс. Досматривать подругу разбойника никто не стал. И она, воспользовавшись такой беспечностью, сумела передать Джеку нож (по другим сведения - наконечник копья или алебарды). «Посылку» она спрятала на дно корзины, укрыв ее продуктами. Не прошло и нескольких минут, как Джек и Бесс оказались в коридоре. Но тут им не повезло - они наткнулись на стражников. Сначала сладкую парочку заперли в подвале, а позже - перевели в тюрьму Клеркенуэлл. Там их, кстати, поместили в одну камеру.

На сей раз, стражники были более внимательны. Опасаясь очередного побега Шеппарда, на него надели оковы с тяжелыми гирями. Также к нему запретили пускать посетителей. А что Джек? Он все равно сумел сбежать. Воспользовавшись все тем же ножом (в суматохе разбойника забыли его обыскать) он сумел освободиться от оков. Затем то ли перепилил прутья решетки, то ли просто выломал их, связал импровизированную веревку из подручной ткани и юркнул на свободу. Что касается Бесс, то сведения о ее дальнейшей жизни расходятся. По одним данным, девушку отпустили на свободу в качестве приманки. По другим - она все же отсидела какой-то срок. В общем, ситуация запутанная.

Второй побег Шеппарда был для Лондона событием неординарным и будоражащим. Нищие горожане воспринимали его как настоящего героя, осмелившегося бросить вызов системе. А вот власть и констебли придерживались противоположного мнения. Из-за беглеца были поставлены на уши чуть ли не все лондонские стражи порядка. А в качестве помощников в поиске были выбраны все те же бедняки. За любую информацию о местонахождении Шеппарда сулили впечатляющую награду.

Джек был далеко не дурак, поэтому прекрасно понимал, в каком положении оказался. Вечно скрываться он не мог - рано или поздно его бы постигла смерть от голода или какого-нибудь заболевания. Сдаться властям? Тогда путь один - на виселицу. И Джек решил пойти ва-банк. Проще говоря, решил играть со смертью до последнего. Так он официально стал настоящим разбойником, не подчиняющимся никому.


Этот выбор привел к тому, что на него вновь начали охоту еще и люди Джонатана Уайлда. Король ночного Лондона видел в парне конкурента и боялся, что со временем он сможет стать лидером какой-нибудь опасной шайки таких же бунтарей. Ни констеблям, ни Уайлду новые «персонажи» были ни к чему.

По одной из версий в это время «всплывает» Бесс. Стражам порядка она не рассказала о том, где скрывается Джек. То ли просто его не выдала, то ли сама не знала. Зато, когда к ней в дом пришли люди Уайлда, она сразу раскололась. Видимо, у них были свои, «особые» приемы допроса.

Предводитель всех лондонских преступников тут же поделился информацией с констеблями. И вскоре Шеппарда арестовали. Когда стражи порядка ворвались в лачугу, где прятался разбойник, он оказался пьяным, поэтому не смог сопротивляться. Так Джек оказался в Ньюгейтской тюрьме - самом страшном месте Лондона того времени.

Герой легенд

Ньюгейтская тюрьма известна с двенадцатого века. Но возможно, она была возведена еще раньше. Здание многократно разрушалось и перестраивалось для того, чтобы стать настоящей крепостью, откуда невозможно совершить побег. Любой оказавшийся там был обречен на жизнь полную ужаса и унижений.

По большому счету, эта тюрьма представляла собой эдакое государство в государстве, со своими законами и порядками. Например, новоиспеченный арестант был обязан напоить сокамерников алкоголем. Найти его было не сложно, он находился в свободной продаже (реализацией занимались сами надсмотрщики). Проблема заключалась в другом - стоил он дорого. И если у несчастного не было денег, его ждали избиения, унижения и, скорее всего, смерть. Ведь тюремщики в арестантах видели не живых людей, а лишь источник дополнительного дохода.

Любопытно вот еще что: в тюрьме был даже своего рода прейскурант, в котором находились «платные услуги». Например, за ослабление оков с заключенного требовали такую-то сумму, за возможность погреться у камина - другую, а за свежий хлеб и непротухлую воду - третью. За плату можно было даже избежать физического насилия со стороны сокамерников или тюремщиков. Более того, даже когда срок заключения подходил к концу, это не означало свободу. Стражники требовали денег за то, чтобы открыть ворота. И если у арестанта их не было, он оставался там. Случалось, что и навсегда…

Понятно, что нищий человек был, по большому счету, просто обречен изначально. Чтобы бедняк не занимал место, его полностью раздевали и скидывали в подвальные помещения, куда стекались нечистоты со всей тюрьмы. Вот в таком «райском уголке» и очутился Джек.

Тюремщики постарались себя обезопасить. Поэтому, чтобы Шеппард не предпринимал попыток к бегству, его предусмотрительно сковали. Но разбойник не мог просто ждать смерти. Он начал действовать - попытался склонить к побегу нескольких сокамерников. Но те ждали помилования, поэтому рисковать не стали. И хоть Шеппард не нашел подельников, зато сумел разжиться напильником. Джек спешил, поскольку понимал, что ему королевская милость не светит.

Надо сказать, что днем в Ньюгейме было шумно, очень шумно. Где-то шли очередные ремонтные работы, кто-то кого-то бил, женщины и дети плакали, мужчины матерились… В общем, жизнь по-своему бурлила. Воспользовавшись этой особенностью, Шеппард начал пилить прутья решетки, которая преграждала путь в коридор. Ему везло, стражники ничего не слышали и ни о чем не подозревали.
За пару дней до исполнения приговора к Джеку заглянула Бесс. Она пришла покаяться перед разбойником. Но ее визит Шеппард использовал в личных целях. Он разговаривал с девушкой громко, еще громче смеялся, а сам, тем временем, продолжал пилить металлический прут. Также Бесс сумела незаметно передать ему женский наряд.

Вскоре прут лопнул. Джек вылез из камеры, переоделся и, взяв под руку Бесс, неспешно двинулся из тюрьмы. Никто из стражи не обратил внимания на двух молодых женщин. А когда спохватились, было уже поздно. Шеппард и его подружка буквально растворились в огромном городе.

Сколько преступника искали - неизвестно. В конце концов, у власти лопнуло терпение, и она вновь обратилась за помощью к главарю лондонских бандитов. Уайлд лично принял участие в поисках молодого преступника. Его поведение он воспринял как вызов. Джонатану даже удалось отыскать Бесс, но на сей раз, она ничего не рассказала. Скорее всего, девушка и правда не знала, где находился Шеппард. Джек просто скрылся, понимая, что только так он сумеет обезопасить подругу.

Казнь Шеппарда пришлось отложить на неопределенный срок. Но Джек помог ищейкам сам. Он так гордился своими побегами, что начал ходить по тавернам, чтобы послушать истории о себе любимом. Ведь здесь, пьяные мужчины сильно преувеличивали его ум и хитрость. Шеппарду это нравилось. И однажды его схватили.

Вновь Ньюгейт. Только на сей раз, разбойника поместили сначала в камеру для смертников, а потом - перевели в «особую» камеру. Считалось, что сбежать оттуда невозможно. Перед этим на Шеппарда надели целую россыпь тяжелых «украшений». А для большей надежности его посадили на цепь прикрепленной к стене. Жители лондонских трущоб в это время продолжали петь дифирамбы своему герою. Правда, уже никто не верил, что Шеппард на этот раз сумеет избежать виселицы. И эти пессимистические настроения взялись не на пустом месте. Дело в том, что за всю историю английского правосудия еще никто не охранялся так надежно и бдительно. Не было и такого, чтобы кто-то сумел сбежать из Ньюгейта, причем дважды.

Джек Шеппард стал первым.


Несмотря на тщательный досмотр всех посетителей камеры с разбойником, охранники все же опростоволосились. Кто-то сумел передать Джеку гвоздь. Ну а дальше - дело техники. В ночь перед судом он умудрился снять с себя наручники и цепи, держа заветную «железяку» в зубах. Охранники крепко спали, поскольку никто не мог представить, что человек, опутанный цепями, словно новогодняя елка, попытается сбежать. Недооценка Шеппарда была лишь ему на руку. Вот только у него не хватило времени, чтобы избавиться от оков на ногах. Зато Джек сумел своими же «побрякушками» пробить стену в соседнюю камеру и, открыв гвоздем замок, вырвался на свободу. Точнее так ему казалось. Но до нее было еще очень далеко. Спустившись по лестнице, беглец уперся в дверь, ведущую в часовню. Кое-как справившись с ней (а она была закрыта на металлический кол с обратной стороны!), Джек оказался внутри. Оттуда он сумел проникнуть в камеру смертников, в которой ему уже доводилось бывать. Встав на крышку гроба (этот «атрибут» напоминал заключенным об их скорой кончине) Шеппард выбил прут решетки и переместился в соседнюю камеру. Там его ждала еще одна дверь. Выбравшись, беглец направился по лестнице вверх и вскоре оказался на крыше. Но высота оказалась слишком большой, чтобы спрыгнуть. Сдаваться было слишком поздно, все-таки не для того Джек преодолевал столько препятствий. Поэтому он развернулся и тем же маршрутом направился в свою камеру за одеялами. Ему феноменально везло. Надсмотрщики спали. Вскоре Шеппард вернулся на крышу и с помощью связанных одеял опустился на несколько этажей ниже. Там он обнаружил лестницу и спустился вниз, но появившиеся тюремщики спугнули беглеца. Поэтому он вновь вернулся на крышу и, свалившись без сил, уснул. Утром Джек, воспользовавшись удобным случаем, смешался с огромной и разношерстной толпой посетителей тюрьмы. Так он оказался на свободе.

Несколько дней Шеппард отсыпался в заброшенном сарае на окраине Лондона. Затем, восстановив силы, он стал обходить таверны, чтобы послушать, о чем там говорят люди. Конечно, все разговоры были только о ловком и хитром Джеке Шеппарде, сумевшим сбежать из тюрьмы. Беглец слушал и тешил свое самолюбие. Этот его и сгубило. В одном из злачных заведений парня узнали и тут же доложили в полицию. Стражи порядка не заставили себя долго ждать. Всего через несколько дней после виртуозного побега он вновь оказался в Ньюгейтской тюрьме. На сей раз суд не медлил. Беглеца быстро осудили и опять приговорили к смертной казни. Наверняка, Джек вновь пытался сбежать из камеры смертников, но не получилось.

Утром 16 ноября 1724 года его казнили. Более двадцати тысяч людей собралось в Тайбене, чтобы посмотреть на смерть Шеппарда. Толпа кричала и свистела, выражая, тем самым, поддержку разбойнику. Была ли среди них роковая Бесс - неизвестно. Джек держался достойно и спокойно. По легенде, когда священник благословил его, Шеппард сказал: «Один напильник был бы для меня нужнее всех библий мира».

В полной тишине Джека повесили…


Кстати, за день до казни к Шеппарду приходил Даниэль Дефо. Писателю самому доводилось побывать в Ньюгейте в качестве арестанта, поэтому между ним и Джеком состоялся долгий и душевный разговор. Благодаря той встрече Дефо написал несколько книг о легендарном разбойнике из Лондона: «Повествование о всех грабежах, побегах Джека Шепарда» и «Историю замечательной жизни Джека Шепарда».

Хранили память о своем герое и лондонские бедняки. В многочисленных тавернах еще долгое время чуть ли не каждый день зачитывали пьесы и стихи о Шеппарде, человеке, не испугавшемся в одиночку пойти против всего Лондона.

Ничто так хорошо не воспринимается на слух как твердое, суровое и быстро запоминающееся имя пирата. Подавшись в морские разбойники люди часто меняли свои имена для того чтобы усложнить властям возможность их идентифицировать. У других смена имени носила исключительно символичный характер: новоиспеченные пираты осваивали не только новую деятельность, но и абсолютно новую жизнь, вход в которую некоторые предпочитали осуществлять с новым именем.

Помимо множества пиратских имен имеется также и немало узнаваемых пиратских прозвищ. Псевдонимы всегда были неотъемлемой частью бандитской культуры, и пираты в этом плане не были исключением. Мы расскажем о самых распространенных пиратских прозвищах, разберем их происхождение и приведем перечень самых популярных.

  • Черная Борода . Происхождение прозвища весьма тривиальное. имел густую черную бороду, и, согласно преданию, перед битвой он вплетал в нее горящие фитили, дым которых делал его похожим на самого дьявола из преисподней.
  • Ситцевый Джек . Прозвище пирата , так его окрестили за любовь к различным убранствам из ситцевой ткани.
  • Убийца испанцев . Именно так называли жестокого и безжалостного по отношению к испанцам известного .
  • Рыжий, Кровавый Генри . Два прозвища, принадлежавших знаменитому пирату . Первое прозвище имеет прямое отношение к цвету его волос, а второе – к его далеко не милосердным деяниям.
  • Джентльмен пиратов . Прозвище , данное ему ввиду его аристократического происхождения.
  • Стервятник . Прозвище французского пирата . Не до конца понятно, почему к нему пристала эта кличка, видимо, она как-никак лучше отображала его характер и норов.
  • Долговязый Джон . Пиратская кличка вымышленного пирата . Помимо этого прозвища он имел еще одно – Окорок .
  • Черный Корсар . Прозвище главного героя в одноименном романе Эмилио Сальгари.

Таковыми были прозвища самых известных настоящих и вымышленных пиратов. Если вам нужны уникальные тематические имена, то в игре Корсары Онлайн при создании персонажа в вашем распоряжении имеется генератор пиратских ников, можете попробовать подобрать себе что-то интересное.

Пиратские клички для вечеринки

Если вы устраиваете вечеринку в пиратском стиле и вам нужно как-то проименовать всех присутствующих, то список, представленный ниже, должен вам в этом помочь.

15.01.2014 565

Продолжение IV главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

«Стучит!… Телега катит., налегке, колеса кованые…
Это, барин, недобрые люди едут; здесь ведь,
под Тулой, шалят… много».

И.С. Тургенев
Записки охотника

История о добром разбойнике

История Елецкого края изобилует легендами, преданиями и историями о разного рода оригинальных личностях. Особое место среди них занимают легендарные разбойники, которых народная фантазия наделяла каким-то особым романтическим ореолом. Истории и легенды о благородных разбойниках часто рассказывались зимними вечерами в тесных избах и летними ночами у костра. Народные представления о разбойниках нашли отражение в прозе И.А. Бунина. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» писатель вспоминал детские впечатления от поездки в Елец: «Большая дорога возле Становой спускалась в довольно глубокий лог… и это место всегда внушало почти суеверный страх всякому запоздавшему проезжему, в какое бы время года ни проезжал он её… Всё представлялось: глядь, а они и вот они - не спеша идут наперерез тебе, с топориками в руках… с надвинутыми на зоркие глаза шапками, и вдруг останавливаются, негромко и преувеличенно-спокойно приказывают: «Постой-ка минуту купец…» . Не менее красочно и психологически точно передал атмосферу разбойничьих нападений И.С. Тургенев в знаменитых «Записках охотника» .

Корни разбойничьих историй уходят ещё в XVII век. Именно тогда разбойник, как представитель некоего антимира, обладающий мистическими способностями, получил свой особый боязливо-уважительный ореол . Самой известной личностью среди разбойников первой половины XIX века был Засорин, о котором говорили в те годы очень много. С его именем связана масса преданий и легенд, на основании которых можно реконструировать любопытную историю его жизни .

Елецкий разбойник Андрей Засорин был родом из Ростова-на-Дону, где рос в добропорядочной семье: уважаемый отец, заботливая мать, любящие сёстры. Как попал Засорин в Елец - сказать трудно, ещё сложней понять причины его разбойничьей стези.

Между тем в Засорине воплотился образ идеального разбойника. Он никого не убивал, никогда не обижал бедных и порядочных людей, но всегда был грозой для «бесчеловечных помещиков». Он знал все новости в Ельце, Воронеже и Ростове-на-Дону. Каждый купец или дворянин, поступивший нечестно, не гнушавшийся в своей торговле обманом и коварством, немедленно карался Засориным. Разбойник на удивление всем, встречая в степи неизвестных ему людей, знал их имена и должности, чем они торгуют и куда едут. Дивясь его осведомленности, его считали колдуном, но никакого колдовства не было: везде были «свои люди».

Разбойник Засорин контролировал степные пространства от Ельца до Ростова. Елецкие купцы, торговавшие скотом и ездившие в соседние города, лично знали Засорина. Они хорошо общались с ним и никогда не были ограблены. Иногда ельчане давали Засорину подарки, подношения скотом. Те купцы, которые вели своё дело честно, могли не бояться Засорина, напротив, он гарантировал им спокойный проезд с товарами. Но среди купцов было много людей нечестных, корыстных и жадных.

Умерший в конце XIX века елецкий купец Яков Яковлевич Холин рассказывал о Засорине следующую историю. В 40-е годы случилось ему заниматься скупкой и продажей драгоценных металлов. Он ездил на Украину и по южным городам, скупая золото, серебро. Однажды, купив в Харькове товар на 5 тысяч рублей, он поехал в Ростов на своей телеге. Холин ехал степью совершенно один, как обычно, поскольку уже привык заниматься своим ремеслом. Вечерело, когда в степи недалеко от Ростова показался высокий, широкоплечий всадник. Вскоре они разговорились и дружески курили, направляясь в Ростов «как старые знакомые». Попутчик Холина привязал лошадь к телеге и сел рядом с ним.

Елецкий купец был словоохотлив и рассказал о своем ремесле, о товаре и о том, куда он едет. Попутчик предложил заехать в кабак и выпить, Холин согласился с этим предложением. В придорожном кабаке ельчанин взял себе пива, а его товарищ водки. Наконец, спутник нашего героя спросил, знает ли тот, с кем беседует. «Разумеется, с хорошим человеком», - был ответ. «Приходилось ли тебе слышать о хозяине этой степи, о разбойнике Засорине? Так вот, я это и есть». Не помнивший себя от страха Холин продолжал слушать своего нового товарища, не смея вымолвить ни слова. А между тем Засорин попросил купца передать в Ростов деньги и поклон своей матери, торгующей там на рынке ситцем.

«Ни жив ни мёртв ввалился я в свою повозку», - вспоминал Холин. Однако Засорин взялся проводить своего нового приятеля до Ростова, опасаясь, что того ограбят «его ребята». Уже возле города, у моста он громко свистнул и тотчас показались несколько человек, которые проводили Холина в город.

Утром Холин первым же делом поехал разыскивать мать Засорина на рынке и быстро нашел её, т.к. все знали родственников Засорина. Но проблемы у Холина были ещё впереди: мать знаменитого разбойника наотрез отказывалась брать деньги, считая, что они заработаны кровью. На следующий день расстроенный Холин вновь отправился к матери своего товарища. Только после долгих уговоров и консультаций с местным священником, та согласилась взять деньги, опасаясь, что у Холина могут возникнуть проблемы с её сыном.

Ещё одна история, связанная с Засориным, повествует о жившем в Ельце торговце Н.А. Зотове, который славился своей необыкновенной физической силой, никто не мог побороть его. Когда молва об этом дошла до Засорина, он стал искать встречи с ним. Встретились они совершенно случайно, в поле. Узнав, что перед ним силач Зотов, Засорин чуть ли не силой затащил его в своё логово, в котором продержал почти месяц. Целыми днями они пили, веселились и пробовали свои силы в борьбе. В этих дружеских боях Зотов неизменно выходил победителем. В конце концов, Засорин назвал его своим старшим товарищем и подарил тройку лошадей и денег. Много раз потом Засорин помогал Зотову в разных торговых делах.

Конец разбоям Засорина в степи был положен случайно. Он часто навещал своих родственников в Ростове, по которым скучал. Там однажды он и был пойман полицией, но никаких точных улик против него не было. Одни пострадавшие уважали, другие - боялись Засорина, поэтому и те, и другие молчали. Кроме того, за все время разбоя он никого не убил. В итоге в качестве наказания решено было применить кнут. Обозленный отсутствием прямых улик городничий потребовал бить разбойника самым жестоким образом. Рассказывают, что кожа на спине Засорина была пробита с мясом до самых ребер, но гордый Засорин сумел сам встать и одеть рубаху. После этого он обратился к толпе со словами: «До сего времени я не был повинен в человеческой крови; но теперь… непременно буду резать и первого вот этого негодяя отдам на съедение собакам» (он указал на городничего). После этих слов городничий подал в отставку и навсегда уехал из Ростова, а вместе с ним навсегда исчез и Засорин, память о котором еще долго сохранялась в народе.

Примечания:

12. Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. Т. 6. М., 1966, с. 58.
13. Тургенев И.С. Записки охотника. М., 1984, с. 238-249.
14. Воробьёв А.В. Елецкая тюрьма в первой половине XVII века // Ист. Зап. ВГУ. Воронеж, 2007, с. 10-17.
15. ТОУАК. Орёл, 1895, вып. 2.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.