Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Как человек использует растения семейства розоцветные. Исследовательская работа "многообразие представителей семейства розоцветные в окрестностях села марусино"

Как человек использует растения семейства розоцветные. Исследовательская работа "многообразие представителей семейства розоцветные в окрестностях села марусино"

Самый развитый в эволюционном плане, занимающий огромную нишу среди царства растений - порядок Розоцветные (Rosáles). Состоит из девяти семейств (розоцветные, ильмовые, тутовые, коноплевые, лоховые, крапивные и др.). К ним относятся: яблони, черемухи, рябины, боярышники, кизильники, вишни, земляники, айвы, абрикосы и многие другие. Опыляются с помощью насекомых.

Все розоцветные растения характеризуются наличием такого органа, как цветок. Формула розоцветных, его строение обязательны к изучению в школьном курсе биологии.

Что такое цветок?

Благодаря наличию этого органа цветковые растения являются самыми устойчивыми в мире. К примеру, Суэцкий канал: невыносимая жара, а деревья растут, но не голосеменные или папоротниковые, а цветковые.

Цветок - орган размножения, укороченный побег, а пестики, тычинки, лепестки - видоизмененные листья.

Распространение

Порядок Розоцветные - северный. Его представители пробираются даже за полярный круг нашей планеты. Все любимые нами розоцветные груши, сливы, абрикосы - рождены в северном полушарии. Как ни странно, в южном полушарии их встречается совсем мало. Только Южная Америка и тропическая Африка (в Австралии также есть единицы) могут похвастаться "золотистыми сливами" из семейства хризобалановых.

Розоцветные растения - процветающий порядок. Эволюция наделила их способностью к быстрой адаптации. Именно поэтому чаще всего их можно встретить не в девственных лесах, а на поврежденных участках - вырубках, гарях, в городах, на откосах оврагов, на заброшенных пашнях, даже на горных осыпях: камнеломковые, толстянковые. Там, не имея конкурентов, они процветают, растут быстро и пышно. А также захватывают территорию на долгое время.

Внешнее строение

Многие из трав розоцветных часто путают с лютиковыми из порядка лютикоцветных, поскольку они схожи по примитивности: множество тычинок и пестиков. Внешне растения из этих двух порядков также имеют сходные характеристики. Но среди них есть и более продвинутые виды.

Отличительные свойства развитых растений из порядка Розоцветные

Примитивные виды часто имеют хаотичную организацию цветка: большой размер, огромное количество тычинок, а вот развитые, наоборот:

  • пестики защищаются чашевидным цветоложем;
  • цветоложе плодов разрастается и часто становится привлекательным, с сочной мякотью и приятным ароматом (яблоко, груша);
  • плоды и аромат привлекают животных, которые, в свою очередь, распространяют розоцветные растения на большие расстояния;
  • семена защищены очень плотной оболочкой.

Семейство Розоцветные (Rosaceae)

К нему относятся покрытосеменные виды (двудольные). Сюда причисляют как деревья, так и кустарники с травами. Часто имеют видоизмененные вегетативные органы— корневища, усы, колючки.

Цветки же могут быть и одиночными, и в соцветии. К примеру, кисти у черемухи, зонтики у вишни, щитки у груши. Околоцветники с яркой окраской или просто белые, привлекающие насекомых-опылителей.

Какие особенности схематического строения имеют розоцветные? Цветок, формула, которого следует ниже, отличается наличием четкой последовательности:

  • Ч5Л5Т∞П∞ - такую формулу имеют земляника, шиповник и другие.

Значение составляющих формулы:

  • Ч - обозначение чашелистика.
  • Л - обозначение лепестка.
  • Т - обозначение тычинки.
  • П - обозначение пестика.
  • ∞ - множество (невозможно сосчитать).

Цифрами обозначается количество. Для растений из семейства Розоцветные цветок (формула) имеет типичный вид. Правильный цветок - тот, через который можно провести множество осей, а все части, разделенные ими, будут симметричны. Такими характеристиками обладают Розоцветные. (формула) может обозначаться и по-другому.

Например, шиповник (Розоцветные) - цветок, формула которого следующая: Са5Со5А∞G∞, где:

  • Ca - с лат. calyx, что значит чашечка или чашелистик.
  • Co - с лат. corola или венчик, состоящий из n-го количества лепестков (в данном случае из 5).
  • А (androceum) - мужские органы, т. е. тычинки.
  • G (genoceum) - женский орган, т. е. пестик или сросшиеся плодолистики.

Интересным фактом является то, что хоть шиповники и очень полезные растения, люди с острова Тасмания из-за чрезмерного разрастания численности этого кустарника начали борьбу с ним. Они натравили на них коз. Эти животные известны своим губительным влиянием на фауну, но все вышло из-под контроля. Козы потеснили густые заросли шиповника, но сами, наевшись крупных семян, погибали из-за закупоривания кишечника. Можно сказать, что впервые в истории человечества растения дали отпор врагу.

Никто не может сказать точное число Но все их делят на красные, белые и желтые. Самые распространенные и древние (Rosa Rugosa) - красные. Среди них даже выделяют лианы и вечнозеленые виды.

В Сибири ослабленные, разрушающиеся почвы спасает своими корнями массово разрастающийся - его крепкие корневища схожи со заржавленными железными прутьями.

Главной гордостью розоцветных заслуженно можно считать их ароматные цветки. Розоцветные (цветок, формула описаны выше), их декоративность, хозяйственное значение и экологическая роль - будущее планеты. Невозможно вообразить существование современного мира без этих растений. Можно сказать, что именно их появление дало толчок к развитию всего живого и сделало его таким, каким мы его воспринимаем и знаем сейчас.

В семейство розоцветных входят растения разнообразных жизненных форм, распространённые во всех областях Земли. Многие представители розоцветных являются культурными растениями. Хозяйственное значение семейства очень велико.

Цветок

Число частей цветка у растений семейства розоцветные различно. Как правило, их цветок имеет 5 лепестков и 5 чашелистиков. Есть виды с тремя, четырьмя, шестью или большим количеством лепестков. Некоторые розы могут иметь даже до ста лепестков.

Тычинок в 2 - 4 раза больше, чем лепестков, но бывают цветки с одинаковым числом тычинок и лепестков.

Рис. 1. Диаграмма и формула цветка розоцветных.

Типичными являются следующие цветки:

  • Ч5 Л5 Т∞ П1 - яблоня;
  • Ч5 Л5 Т∞ П∞ - шиповник.

Цветки бывают как одиночные, так и собранные в соцветия:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • простой зонтик (вишня);
  • метёлка (таволга);
  • кисть (черёмуха);
  • щиток (рябина).

Опыляются насекомыми.

Плоды

Тип плода является одним из признаков семейства, хотя плоды розоцветных достаточно разнообразны:

  • костянка (абрикос, черешня);
  • яблоко (груша, рябина);
  • многокостянка (малина, костяника);
  • многоорешек (земляника);
  • многолистовка (спирея).

Другие признаки

Листья очередные, с прилистниками.

Стебель древесных розоцветных часто имеет шипы.

Многообразие розоцветных

В семействе объединены сто родов и примерно три тысячи видов.

По типу плода выделяют 4 подсемейства:

  • спирейные;
  • розовые;
  • яблонные;
  • сливовые.

К спирейным относятся кустарники родов спирея и рябинник.

К розовым относят множество дикорастущих и культурных трав и кустарников:

  • лапчатка;
  • земляника;
  • гравилат;
  • таволга;
  • манжетка;
  • шиповник, или роза;
  • рубус.

Рис. 2. Дикорастущие розоцветные.

Плоды розовых различны. У земляники, таволги, шиповника и лапчатки это многоорешек, у манжетки - орешек.

Род рубус (Rubus) объединяет многие известные кустарнички с плодом многокостянкой:

  • малина;
  • ежевика;
  • куманика;
  • костяника;
  • морошка;
  • княженика.

Королева цветов

Розы издревле разводятся в странах Азии и Европы. На сегодня выведено уже около 30 тыс. сортов и форм роз.

Разведением роз занимались многие короли и великие полководцы. Французский император Карл Великий в 9 веке издал закон об обязательном разведении роз в замках и дворцах.

Рис. 3. Роза сентифолия.

Из роз получают ценное эфирное масло, используемое для производства духов и в лечебных целях.

В подсемействе яблонные объединены роды:

  • яблоня;
  • груша;
  • рябина;
  • боярышник и другие.

Все они имеют плод яблоко.

Яблоня, как и роза, издавна разводится людьми и количество её сортов постоянно растёт. Сегодня насчитывается около 10 тыс. сортов яблонь.

В подсемействе сливовые собраны растения с плодом костянка:

  • вишня;
  • слива;
  • черёмуха;
  • миндаль;
  • абрикос;
  • персик.

Значение

Многие растения семейства розоцветные используются человеком. Среди розоцветных есть:

  • плодово-ягодные культуры;
  • растения-медоносы;
  • декоративные;
  • лекарственные;
  • эфиромасличные.

Примерами лекарственных розоцветных являются:

  • репешок аптечный;
  • лапчатка прямостоячая (калган);
  • кровохлёбка лекарственная;
  • боярышник, и другие.

Древесина розоцветных

Все деревья и кустарники семейства низкорослые и потому их древесина не может широко применяться в строительстве или производстве. Но у многих розоцветных древесина имеет ценные свойства, благодаря которым используется в художественном промысле и в изготовлении бытовых предметов. Имеет ценность древесина:

  • ирги;
  • боярышника;
  • яблони;
  • миндаля и других.

Древесина боярышника очень прочная и при сгорании даёт много тепла, за что боярышник называют «огонь-деревом».

Абрикосовое дерево обладает своеобразными акустическими свойствами. Только из абрикоса изготавливают музыкальный инструмент армянский дудук.

В природе плоды и семена розоцветных являются кормом для множества видов животных.

Что мы узнали?

Мы дали общую характеристику семейства розоцветные. Среди других семейств класса двудольные розоцветные выделяются обилием культурных растений, особенно садовых. Цветок с пятью лепестками является основным отличительным признаком семейства. В семействе нет одного, характерного для большинства видов типа плода. Семейство делится на 4 подсемейства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 117.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб-разии цветковых растений; познакомить с отличительными при-знаками растений семейства розоцветные; научить составлять морфологическое описание растения, давать систематическую характеристику; продолжить формирование навыков работы с на-туральными объектами, выполнения биологического рисунка; продолжить формирование умения распознавать растения с опре-делителем или определительными карточками

Оборудование и материалы: таблицы «Семейство розоцвет-ные», гербарии растений семейства розоцветные, засушенные или живые цветки роз, модель цветка вишни, цветка яблони, коллек-ции и муляжи плодов, коллекция засушенных листьев растений семейства розоцветные.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство розоцветные (розановые или розовые); простые и сложные плоды, сухие или сочные, односеменные или многосеменные, цельные и распадающиеся; различные типы пло-дов растений семейства розоцветные; правильные цветки, обое-полые цветки, двойной околоцветник, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; формула цветка, диаграмма цветка; способы опыления и распространения семян.

Ход уроков

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие растения относятся к семейству крестоцветные?

Каковы основные признаки этого семейства?

Какова формула цветка растений семейства крестоцветные?

Какие растения этого семейства используют в медицине?

Какова примерная численность растений этого семейства?

Какие из растений данного семейства употребляют в пищу?

Какие вы знаете сорта капусты?

Какие из растений данного семейства используют как ме-доносы?

Какова экологическая роль растений семейства кресто-цветные?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Сегодня мы приступаем к изучению семейства розоцветные .

Исходя из названия, подумайте, какие растения относятся к этому семейству. (Роза, шиповник.)

Это семейство также называют розановыми, или розовыми . К нему относится около 3000 видов из 120 родов. Розоцветные распространены преимущественно в Северном полушарии с суб-тропическим и умеренным климатом, но некоторые виды произ-растают и в Южном.

Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы растительности (пре-имущественно многолетние травы), присутствуют даже вечнозеле-ные виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная).

Почему же такие разнообразные по внешнему виду расте-ния принято относить к одному семейству? (Ответы уча-щихся.)

Объединяющим признаком для растений большинства се-мейств является строение цветка . Розоцветные в этом плане не исключение. Цветки растений семейства розоцветные правиль-ные , обычно обоеполые (цветки морошки разнополые, растение двудомное). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (в редких случаях 4—6) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть несколько (как у ма-лины, ежевика, клубники, шиповника) или один (как у вишни, сливы, яблони и т. д.). Если тычинок в цветке много, то они, как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей.

Попробуйте написать формулу цветка растений этого се-мейства.

(К доске выходят два ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства розоцветные. Класс проверяет и ис-правляет возможные ошибки.)

Формула цветка растений семейства розоцветные может вы-глядеть так: *Ч5Л5Т^П1 — или так:*Ч5Л5Т^П^.

Но посмотрите на строение цветка розы.

(Учитель демонстрирует засушенную или живую розу.)

Разве у него пять лепестков? (Уэтого цветка множество лепестков .)

Но почему же мы не написали и такую формулу цветка? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благо-даря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только 5, а все остальные — видоизмененные ты-чинки . Такие махровые цветки появились в результате работы се-лекционеров. У такого растения, как лапчатка прямостоячая , или калган, наблюдается обратное явление. У цветков этого растения не 5 лепестков и чашелистиков, а 4.

Почему же оно относится к этому семейству? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Дело в том, что лишь на территории России обитает более 100 видов этого рода и лишь у некоторых из них околоцветник состоит не из 5, а из 4 частей. Но помимо записи строения цветка в виде формулы, существует еще один, более наглядный способ изображения строения цветка и его основных частей.

Что это за способ? (Это изображение строения цветка в виде диаграммы.)

Вспомните, как изображается диаграмма цветка. (Диаграм-ма цветка — это как бы проекция поперечного среза цветка на бумагу.)

Попробуйте изобразить диаграмму цветка вишни. (Учи-тель демонстрирует разборную модель цветка вишни. Один из учеников выходит к доске и, рассмотрев строение цветка вишни (на модели), рисует его диаграмму. Класс проверяет и исправляет ошибки.)

Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря это-му их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у расте-ний этого семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае они собраны в соцветия.

Вспомните, что такое соцветие. (Группа цветов, располо-женных близко друг к другу в определенном порядке.)

Для растений семейства розоцветные характерны такие со-цветия, как кисть (черемуха), щиток (рябина) и простой зонтик (вишня), но встречаются и другие типы.

Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветов этого семейства? (Чаще всего розоцветные опыляются насекомыми.)

Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выяви-ли? (Наличие крупных ярких цветов с нектаром и приятным запахом.)

Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцвет-ных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим веро-ятность опыления насекомыми разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром. У розоцветных имеется тесная связь с широким кругом опылите-лей. Кроме насекомых, отдельные виды растений этого семейства могут опыляться летучими мышами и даже некоторыми назем-ными животными.

У розоцветных наблюдается, наверное, самое большое раз-нообразие плодов среди всех семейств. Это могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односеменные или многосе-менные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнезд- ные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.

Вспомните строение плодов.

Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками? (Из цветков с несколькими пестиками образуют-ся сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.)

Для каких розоцветных характерен подобный плод? (Для малины, ежевики.)

Земляника и клубника имеют особый плод, который образо-ван не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цве-толожем.

Вспомните, как называется подобный плод. (Земляничина, или фрага.)

Название этого плода произошло от латинского родового на-звания земляники и клубники — Ргадапа.

Способы распространения семян растений розоцветных также многочисленны. Некоторые, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в виде волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например лапчатки гусиной, прилипают к лапкам жи-вотных вместе с частичками размокшей от дождя земли. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма.

Листовые пластинки у растений семейства розоцветные могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными , в разной сте-пени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника) и др. В целом сложные ли-стовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже — су-противное.

Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, со-цветий и многообразие жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна (несмотря на некоторые отклонения). Именно по сходству в строении цветков растения и были объединены в об-щее семейство.

Отдел покрытосеменные. Семейство розоцветных. Признаки семейства

Семейство Розоцветные

Семейство Розоцветные - особенности строения

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с типичным представителем семейства ро-зоцветные на примере распространенного местного вида — ши-повника; научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжить фор-мирование навыков работы с натуральными объектами, выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцвет-ные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы

Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый). Какими особенностями обладает стебель ши-повника?

Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изре-занный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рас-смотрите их.

Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цвет-ка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Яв-ляются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

Рассмотрите главные органы цветка с помощью лупы. Опре-делите количество тычинок и пестиков.

Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение цветка ши-повника, укажите его основные части.

Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз-можности изобразите диаграмму цветка.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника, его внутреннее строение, аккуратно разрезав его препаровальным ножом. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки ши-повника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами из коллекции и определите тип плода.

Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, под-пишите его и укажите основные части.

Обобщите полученные результаты и на их основании сде-лайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

К семейству розоцветные относится большое количество ра-стений, используемых человеком в пищу и в хозяйственной дея-тельности.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48), а также используя лич-ный опыт, выпишите направления использования растений семейства розоцветные в жизни и хозяйственной деятель-ности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы. На выпол-нение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту, учитель дополняет ответы.)

Направления использования растений семейства розоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека

Использование растений

Примеры растений

Использование в пищу (плодовые деревья)

Яблоня, груша

Использование в пищу (косточковые)

Слива, вишня, черешня, персик, абрикос, терн, алыча

Использование в пищу (прочие)

Малина, ежевика, земляника, клубника, морошка, костяника, княженика

Лекарственные растения

Малина, земляника, лапчатка прямостоя-чая (калган), кровохлебка аптечная, ши-повник

Декоративные растения

Получение красок

Калган (с железным купоросом дает чер-ную краску, а с квасцами — красную), миндаль (из оболочек и кожуры плодов по-лучают желтую краску), сабельник (из кор-ней получают красную краску)

Получение дубильных веществ

Калган, манжетка

Получение эфирных масел

Некоторые виды роз, гравилат, миндаль

Образование живых из-городей

Боярышник, терн

Медоносы

Черемуха, рябина

Художественный про-мысел (резьба по дереву)

Боярышник, миндаль

Ядовитые растения

Горький миндаль

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин ученикам об одном из наиболее интересных пред-ставителей семейства розоцветные, о лекарственных растениях этого семейства.)

Рассказ учителя

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных ра-стениях данного семейства и направлениях их применения в ме-дицине. Например, лапчатку прямостоячую (калган) употребляют как вяжущее, тонизирующее средство, а также для полосканий при ангине, при заболеваниях и слабости десен.

Сушеные плоды малины используются как потогонное сред-ство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят си-роп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и ли-монную кислоту, витамин С.

Плоды и листья земляники применяют при подагре, образова-нии почечных камней и других заболеваниях.

Кровохлебка аптечная содержит большое количество дубиль-ных веществ, эфирные масла, щавелевую кислоту. Употребляют ее как вяжущее средство, а также при заболеваниях кишечника и как потогонное средство.

Некоторые виды шиповника применяют в медицине как противоцинготное средство. Многие виды этого растения со-держат большое количество витамина С, а также провитамин А (каротин).

Семена айвы при размачивании образуют слизь, которую при-меняют в качестве наружного обволакивающего средства, а также как примочки при некоторых заболеваниях глаз.

Водные и спиртовые настои, а также жидкие экстракты пло-дов боярышника используют при нервных, сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии.

Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а также применяют вытяжку из цветков в качестве глазной примочки.


Подведение итогов уроков

Творческие задания.

Найти сведения о различных сортах яблонь. Какие сорта произрастают в вашей местности? Составить план-схему распо-ложения яблоневых деревьев различных сортов на территории пришкольного участка. Подобрать сорта таким образом, чтобы они плодоносили как можно дольше (от самых ранних сортов до самых поздних). При разработке плана нужно учитывать кли-матические условия вашего региона.

Зелёная аптека - Лапчатка прямостоячая (Калган) -

Лапчатка белая Полезные свойства

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

розоцве́тные
(розовые), семейство двудольных растений. Включает ок. 100 родов и до 3 тыс. видов, распространённых преимущественно в умеренном и субтропическом поясах Северного полушария. Некрупные листопадные, а также вечнозелёные деревья и кустарники, лианы с отмирающими на 2-й год надземными побегами (малина), травы (в основном корневищные многолетники). Листья обычно очередные, простые или сложные, со свободными или приросшими к черешку прилистниками, редко без них. Цветки правильные, обоеполые, с 5-членным околоцветником, часто яркоокрашенные, душистые, крупные или собраны в соцветия. Число тычинок неопределённое. Основания чашелистиков, лепестков и тычинок нередко срастаются в чашевидную, бокальчатую или блюдцевидную цветочную трубку – гипантий. Опыление в основном насекомыми. Плоды – многолистовки, многоорешки, орешки, яблоки, костянки. Распространяются животными, особенно птицами, ветром, водой. Среди розоцветных много декоративных растений (роза, черёмуха, рябина), плодовых и ягодных культур (яблоня, груша, абрикос, персик, миндаль, вишня, черешня, земляника, малина), лекарственных растений (шиповник, кровохлёбка, лапчатка). 17 видов охраняются.


Смотреть значение Розоцветные в других словарях

Розоцветные Мн. — 1. То же, что: розовые.
Толковый словарь Ефремовой

Розоцветные — -ых; мн. Ботан. Семейство древесных, кустарниковых и травянистых растений, к которому относятся роза, яблоня, груша, персик, слива, вишня, малина, земляника и другие.
Толковый словарь Кузнецова

Розоцветные — (розовые) - семейство двудольных растений. Деревья, кустарникии травы. Свыше 3000 видов (ок. 115 родов), преимущественно в умеренном исубтропическом поясах Северного полушария.........
Большой энциклопедический словарь

Семейство Розовые Или Розоцветные (rosaceae) — Семейство объединяет деревья, кустарники и травы с большей частью очередными, реже супротивными, простыми или сложными листьями, часто снабженными прилистниками.........
Биологическая энциклопедия