Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  Как правильно выбрать стол ребенку. Как подобрать высоту письменного стола в зависимости от роста пользователя

Как правильно выбрать стол ребенку. Как подобрать высоту письменного стола в зависимости от роста пользователя

Правильно подобранная мебель обеспечивает пользователям удобство и полезна для здоровья. Если же речь идёт о столах, то принять при выборе правильное решение, можно ориентируясь на их предназначение и принятые стандарты.

Какие стандарты высоты письменного стола существуют

Рекомендованное значение — 75 см. Ориентируясь на ГОСТ, производители выпускают мебель высотой от 70 до 80 см. Теоретически, такой разбег должен был бы удовлетворять требования всех пользователей, но это не так. Те, кого природа одарила ростом 160 или 180 см, за стандартным столом чувствуют себя неуютно, потому что он либо слишком высок либо, наоборот, - чересчур низкий.

Отдельная категория, которой не подходят стандарты - дети. Обеденный, письменный или компьютерный - стол им нужен раньше, чем завершится их физическое развитие. Следовательно, у родителей остаётся лишь 2 варианта - подгонять длину ножек стула, или же, что предпочтительнее, озаботиться приобретением детской мебели.

Как правильно подобрать высоту стола

В основу расчёта стандарта положен среднестатистический рост человека. При подборе мебели «под себя» также важно учитывать этот параметр, потому что формула удобной высоты столешницы неизменна: рост (см) * коэффициент. А вот сама переменная зависит от предназначения.

Кухонного

Под этим видом столов подразумевается вся рабочая поверхность, что не совсем правильно, но наиболее практично. Ведь за истинно правильным и удобным разноуровневым вариантом ухаживать было бы на порядок сложнее.

Готовое блюдо - результат множества подготовительных процессов, большинство из которых легче выполнять стоя. Соответственно и высота кухонного стола должна быть такой, чтобы находящийся за ним человек мог работать с расслабленными плечами и ровной спиной. Подбирая из готовых кухонных поверхностей, оптимальное расстояние от столешницы до пола легко определить визуально: она должна находиться на уровне пониже талии.

Но что же делать, если члены одной семьи имеют большую разницу в росте? Ни в коем случае не определять среднее арифметическое, как рекомендуется некоторыми «знатоками».

ВНИМАНИЕ! При выборе кухонного стола ориентироваться стоит на того, кто чаще готовит - именно этот человек «ярче» всего ощущает последствия неправильного выбора.

Если нужно определить высоту кухонного стола в случае его изготовления на заказ, можно воспользоваться формулой: рост*0,51. Округлив результат до целого, удастся получить оптимальное расстояние от пола до столешницы с учётом индивидуальных особенностей.

Письменного

У этого варианта мебели несколько иные задачи: за ним полагается работать сидя. Предплечья во время работы должны оставаться расслабленными, спина ровной, а плечи в естественном положении. Допустим лёгкий наклон головы, но голень и бедро обязательно должны находиться под прямым углом, а ступня - плотно прижатой к полу.

ВНИМАНИЕ! При выборе такой мебели тоже ни о какой усреднённости не может быть и речи. Ориентироваться стоит на самого рослого домочадца. А остальным в комплект к столу просто докупаются индивидуальные стулья и подставки под ноги.

Формула расчёта оптимальной высоты письменного стола: рост*0,46.

Компьютерного

Важно понимать, что это прямой наследник письменного аналога. Требования к нему предъявляются те же.

ВНИМАНИЕ! Печатая на клавиатуре важно сохранять правильные осанку и положение рук. А расстояние от глаз до монитора легко отрегулировать, отодвинув его до противоположного края столешницы.

Для пущей компактности с сохранением удобства для пользователей, компьютерные столы нередко оборудуют выдвижной полочкой под клавиатуру и подставкой под монитор. В таком случае:

  • полочка должна находиться на оптимальной для сохранения естественного положения рук высоте;
  • к столу подбирается стул с удобными подлокотниками, которые и будут служить дополнительной точкой опоры для предплечий;
  • подставка должна обеспечивать оптимальный угол обзора без необходимости сутулиться или отклоняться назад.

Общая рекомендация по подбору оптимальной для всех членов семьи высоты сохраняется: ориентир на самого рослого. Благо приобрести подставку под ноги нетрудно, а качественное компьютерное кресло легко отрегулировать под нужды пользователей.

Обеденного

За такой мебелью проводится не слишком много времени, но это вовсе не значит, что подойдёт любой вариант. За обеденным столом семья собирается в полном составе, поэтому комфортно должно быть всем одновременно. Слишком высокий или низкий стол не позволит удобно расположиться и получить максимум удовольствия от кулинарных шедевров. А всевозможные подставки под ноги и стулья с регулируемой высотой попросту неуместны. Но это не значит, что правильный выбор совершить слишком трудно.

ВНИМАНИЕ! Расчётное значение определяется по формуле: рост*0,43. Правда, есть одно уточнение: в этом случае стоит ориентироваться на усреднённый рост взрослых членов семьи.

Если папа, мама, бабушка и дедушка «выросли» до 175, 155, 180 и 160 см соответственно, то нужно определить среднюю величину:
(175+155+180+160)/4 = 167,5 см.
И уже её подставляют в формулу. И не беда, что отцу ноги приходится слегка вытягивать, чтобы удобно разместиться за столом - возле обеденного это позволительно.

Как правильно подобрать письменный стол для ребёнка

Желательно, чтобы рабочая поверхность мебели для школьника была с наклоном, и причин тому несколько:

  • улучшается обзор, что облегчает чтение;
  • приучает к порядку, потому что разбросанные по столу мелочи имеют свойство скатываться, если не размещены в отведённых под них местах;
  • стимулирует занимать единственно правильное положение, поскольку сутулиться за таким столом неудобно.

СПРАВКА! Высота ближней кромки высчитывается по той же формуле, что и для «взрослого» варианта: рост*0,46. Но ребёнок быстро растёт, поэтому стоит приобретать мебель с небольшим запасом «на вырост» или же, что предпочтительнее, с возможностью регулировки высоты и угла наклона столешницы.

Последний вариант несколько дороже нерегулируемых. Но обойдётся дешевле 2–3 простых - а это минимальное число замен детского рабочего стола, если заботиться о сохранении осанки подрастающего поколения.

Важны ли другие параметры

Правильно подобранная высота не сделает удобной работу за узким письменным столом. И наоборот, широкое полотно при неудачной высоте может оказаться вполне комфортным. Поэтому при выборе важно уделить внимание следующим параметрам:

  • ширина столешницы не менее 60 см для ребёнка и 80 для взрослых (больше - лучше);
  • глубина - от 35 см для ребёнка, от 50 для взрослого (принцип тот же);
  • пространство для ног - на глубину столешницы и минимум 50 см в ширину.

Применительно к различным видам мебели это выглядит так:

  • для кухонного стола берутся критерии глубины и ширины;
  • для письменного и компьютерного - все три параметра;
  • для обеденного первая пара значений удваивается, в результате чего получается необходимый минимум.

Чем хорош регулируемый стол

Главное достоинство такой мебели - возможность подстраиваться под текущие потребности, исключая необходимость приобретения нескольких разногабаритных моделей. Регулируемые варианты отличаются компактностью, что особо полезно в условиях городских квартир. Единственный минус - они не рассчитаны на серьёзные нагрузки. Их предел — 45–50 кг.

СПРАВКА! Стол может оснащаться механическими или электронными механизмом трансформации. Часто производитель предусматривает не только изменение уровня высоты, но и увеличение площади.

Последствия неправильного выбора

Первым пунктом в списках критериев указывается удобство. Если стол не соответствует этому требованию, значит о полноценной работе за ним не может быть и речи. Неправильная осанка прежде всего препятствует нормальному кровообращению. Результат: застойные явления, отёчность, боль. А для ребёнка, чей организм ежеминутно меняется, неправильное положение за письменным столом способствует возникновению повышенного риска аномального развития мышечного корсета.

Большинство родителей интересует вопрос правильного выбора письменного стола ребёнку, который только что пошёл в школу. И это вполне понятно. Ведь каждый взрослый не понаслышке знает, насколько это важно. Плохо подобранная высота письменного стола может негативно сказаться на здоровье. Проблемы со зрением, неправильная осанка и дополнительная нагрузка на внутренние органы ещё неокрепшего организма – относятся к последствиям плохого выбора мебели для учёбы. Ко всему прочему, неудобное место может привести к невнимательности и плохой успеваемости ребёнка.

Нормативы высоты стола для ребёнка

Важно знать, что любой стол для занятий не подойдёт. Необходимо подобрать такой, сидя за которым у ребёнка будет сохраняться правильная осанка. Чтобы помочь родителям справиться с этой задачей существует набор правил. Они помогут определить размеры мебели для учёбы. Основные нормативы при подготовке рабочего места:

  1. Пропорции высоты стула и стола должны быть в пределах 2 к 3. То есть при стуле 50 см, стол должен быть 75 см высотой. Отклонения от этой нормы должны быть минимальными.
  2. При росте 100–115 сантиметров, высота стула должна быть в пределах 32–35 см. Высота стола в этом случае – 50–53 сантиметра.
  3. При правильном подборе стула ноги ученика должны доставать пола. Колени согнуты под прямым углом.
  4. Локти ребёнка расположены ровно на поверхности стола, сама столешница расположена вровень с диафрагмой.
  5. Расстояние от колен до столешницы составляет 10–15 сантиметров.

Важными показателями также являются глубина стула и стола. Сиденье не должно быть слишком длинным. Когда ученик упирается в спинку, убедитесь, что оно не давит в подколенные чашечки. Столешница, наоборот, не должна быть короткой. На ней без проблем должны уместиться все учебные принадлежности.

Как подобрать высоту стола для ребёнка по росту: таблица

Избежать проблем со здоровьем ребёнка в будущем – задача первостепенной важности. Для этого следует подобрать ему правильную мебель. Чтобы родителям проще было определиться, существует специальная таблица, в которой показаны необходимые размеры мебели, в зависимости от роста.

Информация, данная в этой таблице поможет с выбором молодым родителям. Но не стоит полагаться лишь на неё. Хорошей идеей при покупке мебели для учёбы будет взять с собой ребёнка в магазин, посадить его за стол, и убедится, что ему достаточно комфортно.

Какие ещё параметры нужно учитывать

Для того чтобы учёба проходила максимально комфортно, нужно обратить внимание и на другие параметры. Не только высота мебели определяет качество работы за ней. Также важно не оставить без внимания следующее:

  1. Наклон. Расположенная под небольшим углом столешница уменьшит нагрузку на глаза. Писать в таком случае тоже будет немного удобней – снизится напряжение рук.
  2. Безопасность. Следует обратить внимание на наличие острых углов, чтобы исключить вероятность ударов.
  3. Цвет и дизайн. Не стоит покупать стол слишком ярких оттенков или необычной формы. Это будет отвлекать ученика от занятий.
  4. Материал. Лучше не покупать для занятий мебель из дорогих материалов. Дети быстро запачкают её чернилами и красками. К пластиковым изделиям стоит присмотреться. Некоторые виды этого материала токсичны и выделяют неприятный запах.

Также при покупке обратите внимание на наличие различных ящичков и полочек. Место для книг, тетрадей и других учебных принадлежностей никогда не будет лишним.

Как изменить высоту письменного стола

Если случилось так, что мебель для учёбы оказалась слишком низкой или высокой, например, ошиблись при покупке или просто ребёнок подрос – необходимо это исправить.

ВАЖНО ! Не стоит рисковать осанкой ребёнка. Ведь развившийся сколиоз - это не только непривлекательная внешность, это ещё и давление на внутренние органы, ухудшение их работы.

Если мебель оказалась слишком высокой, существует два способа решения этой проблемы:

  1. Спилить ножки. Не самый изящный выход. Позже, когда малыш подрастёт, придётся задуматься, как приделать их обратно.
  2. Соорудить подставку для стула. Её можно сбить из досок и обшить тканью. Такое решение станет замечательным дополнением к интерьеру детской комнаты.

В случае если он оказался слишком низким, поможет всё та же подставка, только в этот раз понадобится побольше – для самого стола. Другое решение – заменить ножки, если модель это позволяет.

При покупке мебели для учёбы, лучшим решением будет присмотреться к моделям с возможностью регулировки высоты. Это избавит вас от проблем и необходимости замены стола и стула в будущем.

Высота письменного стола, предназначенного для школьника крайне важна, ведь фактически он является первым рабочим местом, на котором ребенок проводит немало времени. Названный выше предмет меблировки должен отвечать определенным требованиям и быть к тому же:

  • удобным;
  • функциональным;
  • безопасным.

Как правило, родители приобретают стол таким образом, чтобы им школьник мог пользоваться на протяжении многих лет, то есть до конца обучения.

Вообще же наличие собственного уголка и правильная организация пространства в н
ем помогают облегчить процесс подготовки к занятиям и приучить ребенка к порядку.

Оптимальные размеры

Стол следует выбирать рабочей поверхностью, имеющей в длину не менее 100 сантиметров – это позволит разместить на ней свободно все необходимые для учебы предметы и справочные пособия.

Ширина стандартная – 60 см. Если планируете установить компьютер, то берите более просторную модель – 120 на 80 см.

Допустимая высота описана в специальном документе – ГОСТ 11015-93. Там, в частности, указывается, что для младших школьников:

  • при росте до 85 см необходимо рабочее место не ниже 34 см;
  • от 85 до 100 – 40;
  • 101-115 – 46;
  • 116-130 – 52;
  • 131-145 – 58;
  • 146-160 – 64.

Для более старшего школьника и взрослого человека (160-175 см) стандарт – 7 дм. Кроме того, внизу, чтобы ничто не мешало ногам, необходимо иметь минимум полметра квадратного свободного пространства.

Как показывает практика, в значительной мере распространению сколиоза среди детей школьного возраста способствует именно неправильный подбор мебели для них.

Помимо описанных выше технических параметров письменного стола, важно также, чтобы он нравился вашему сыну или дочке. По этой причине, отправляясь в магазин, их следует брать с собой. Такой подход имеет ряд несомненных преимуществ. Прежде всего, можно прямо на месте примерить подобранную модель.

За правильным столом школьник будет сидеть с ровной спиной и ногами, согнутыми под прямым углом и локтями, свободно располагающимися на столешнице. Кромка ее при этом приходится непосредственно на уровень солнечного сплетения.

Сколько сантиметров свободного пространства должно оставаться между коленями и нижней стороной рабочей поверхности? Это расстояние составляет не менее 15 и не более 10 см.

Есть еще один способ убедиться, что подобранный ученический стол идеально вам подходит:

  • усадите ребенка за него;
  • пускай он выпрямит спину и поставит локоть на рабочую поверхность;
  • его средний палец при этом должен свободно доставать до внешнего угла глаза.

Наиболее удобные модели – с регулировкой. По мере того как увеличивается рост ребенка, на них поднимается и столешница. В результате никаких неудобств учащийся никогда не испытывает. Соответственно, сохраняется и его осанка. Лучше всего выбрать вариант с телескопическими ножками – он наиболее надежен и безопасен.

Тумбы у стола могут размещаться как слева, так и справа, это особого значения не имеет. Но варианты без них лучше не брать, ведь у ребенка есть масса вещей, которые необходимо где-то хранить. Если тетрадям, учебникам и писчим принадлежностям не выделить место, то они, вероятнее всего, займут всю столешницу.

Не берите модели с острыми углами и торцами – младшие дети о них часто травмируются.

Материал в целом вовсе не принципиален. Желательно, чтобы финишное покрытие было износоустойчивым. Лак в этом смысле не слишком надежен и долговечен. Гораздо лучше себя зарекомендовали ламинированный МДФ или пластик. Помните только, что некоторые материалы выделяют в процессе эксплуатации токсические вещества, потому обязательно попросите у продавца предъявить сертификат соответствия на товар.

Хорошо, если рабочая поверхность матовая – она не отсвечивает и не раздражает
глаза отраженными солнечными лучами и светом лампы. Убедитесь, что кромки выполнены качественно – как правило, они в современной мебели самое слабое место.

Идеальные ножки – металлические. Они не царапаются и не оббиваются.

Помните, от того, насколько ребенок комфортно себя чувствует на своем рабочем месте, в немалой степени зависит и его отношение к учебе.

Другие параметры

Если для старшеклассников наклон рабочей поверхности значения не имеет, то для младших детей он важен. Потому данный параметр игнорировать не следует. В частности, медики акцентируют, что такие столы более эргономичны и лучше сохраняют осанку и зрение.

Как показывает практика, родители все же предпочитают выбирать стандартные модели, поскольку они служат всегда гораздо дольше. В этой ситуации рекомендуем приобрести дополнительную подставку, имеющую нужный угол наклона.

Кроме этого, многие отечественные производители поставляют на рынок столы с регулируемыми поверхностями. Выбирая место для учебы дома, обращайте внимание на освещенность и наличие розетки. Последняя, вероятнее всего, потребуется для компьютера или, по крайней мере, для настольной лампы.

Цвет

Этот параметр так же важен, как и другие ранее описанные. Психологи полагают, что от правильного подбора цвета зависит в немалой степени и отношение ребенка к занятиям.

Чрезмерно яркие оттенки, в частности:

  • отвлекают внимание;
  • раздражают;
  • нагружают глаза.

Оптимальная палитра:

  • серый;
  • коричневый;
  • кофейный;
  • бежевый.

Двухуровневые конструкции

В небольшой квартире или если есть необходимость разместить на столе компьютер, выбирают модели с несколькими уровнями. Это позволяет максимально рационально использовать все свободное пространство и обеспечить порядок на рабочем месте ребенка.

Необходимо убедиться, что монитор находится не менее чем в 70 сантиметрах от глаз школьника. Идеальным в этом смысле вариантом являются угловые столы. Для них наверняка найдется место даже в очень небольших комнатах.

Также весьма практичным вариантом является стол в форме буквы «Г». Одну его часть выделяют под компьютер, а вторую используют для работы с учебниками и выполнения письменных заданий.

ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)

Группа К25

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ

Типы и функциональные размеры

Desks for pupils.
Types and functional dimensions


ОКП 56 0000

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Беларусь

Белстандарт

Республика Казахстан

Казглавстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86

ВНЕСЕНО Изменение N 1 , утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год

Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.

1. ТИПЫ

1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

I - столы с постоянными параметрами;

II - столы с регулируемыми параметрами

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Номер стола

Средний рост учащихся

Группа роста

Цвет маркировки

Св. 1000 до 1150

Оранжевый

" 1150 " 1300

Фиолетовый

" 1300 " 1450

Желтый

" 1450 " 1600

Красный

" 1600 " 1750

Зеленый

Голубой

2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.

Таблица 2

Наименование размера

Значение для стола, номера

Высота рабочей плоскости , не менее

Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее

Ширина рабочей плоскости , не менее

Длина рабочей плоскости , не менее:

одноместный стол

двухместный стол

Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее

Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.

Чертеж

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.

2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.

2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:

на пять номеров - 3-7;

на три номера - 3-5 и 5-7.

Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) , должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:

в столах номеров 3-7 и 5-7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);

в столах номеров 3-5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).

2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115458 мм (длинаширинаглубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.

Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.

2.5, 2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое). МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ИСО 5970-79

0. Введение


Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.

Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.

Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).

Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.

1. Объект и область применения


Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.

2. Размеры


Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.
__________________
* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.


Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.

Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.

Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.

Таблица 1

Размеры стульев, мм

Наименование размера

Справочный номер

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)**

Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)***

Ширина сиденья,

Справочная точка отн. ,

Высота до нижнего края спинки, , макс.

Высота до верхнего края спинки,

Ширина спинки,

Радиус закругления переднего
края сиденья,

Радиус спинки,

Угол наклона сиденья,

Угол между сиденьем и спинкой,

Примечания:



** Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.

*** Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .

- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.

Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.

и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.

Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.

- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.

- радиус закругления спинки в плане.

- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.

- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер - наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и w не определен.

Таблица 2

Размеры столов, мм

Наименование размера

Справочный номер

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Справочный рост - средняя высота тела

Высота до крышки стола, (допуск ±10)** ***

Высота пространства для ног, ***

Высота пространства для ног, согнутых в коленях,

Высота пространства для вытянутых ног,

Ширина крышки стола,

Минимальная длина крышки стола,

стол одноместный

стол двухместный

Ширина пространства для сиденья,

Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями,

Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами,

Пpимечания

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

** - поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.

*** - если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.

Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:

размер от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм

от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм

размер от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.

Вид сбоку

Рисунок 1

Все размеры справочные

Рисунок 1

Вид сверху

Рисунок 2

Все размеры справочные

Рисунок 2

3. Соотношения между стулом и столом


Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.

Метод оценки соответствия между стулом и столом

Рисунок 3

А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;

В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;

С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;

D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;

Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;

F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;

G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.

Рисунок 3

4. Маркировка


Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"