Меню
Бесплатно
Главная  /  Декор и дизайн  /  Как работает промывочная станция для аэрографа. Самодельная чистящая станция для аэрографа

Как работает промывочная станция для аэрографа. Самодельная чистящая станция для аэрографа

По просьбам читателей, вслед за , описываю способы ухода за ними. На самом деле способы очистки сильно отличаются. Здесь я описываю то, как делаю я. Все эти методы основываются на официальных рекомендациях производителей, доработанных на основе личного опыта и изучения конструкции аэрографов разных типов.

Для промывки аэрографа нужен, очевидно, растворитель . Повторю здесь некоторые тезисы из статьи про растворители.

Многие рекомендуют использовать родной растворитель для краски, которой вы пользуетесь. Иными словами, уайт-спирит для эмалей и водно-спиртовую композицию для акрилов. Это вполне работает, но цикл промывки при этом увеличивается, а расход растворителя больше, чем при использовании специальной жидкости для промывки. Дело в том, что родные средства для разбавления краски являются именно разбавителями, для жесткого растворения остатков они подходят хуже. В разбавителях содержатся нелетучие вещества, которые призваны предотвращать распад краски. Но для промывки эти вещества совсем не нужны - они сами становятся загрязнениями. К тому же если вы используете попеременно разные типы красок, их родные разбавители будут конфликтовать друг с другом, способствуя комкованию и грануляции остатков краски. В конечном итоге это может привести к забиванию материального сопла.

На удивление часто встречается в интернете дурной совет использовать жидкость для мытья стекол: всякие Мистеры Мускулы и другие вариации на тему оригинальной рецептуры Windex. Я примерно понимаю, откуда появился такой рецепт. В Штатах оригинальный Виндекс используется для очистки всего-на-свете. Ровно так же для смазки всего-на-свете кое-кто рекомендует WD-40. Но, поверьте, специализированные средства куда лучше и менее агрессивны к металлам.

В качестве лирического отступления: оригинальная рецептура Виндекса состоит из воды, 4% изопропилового спирта, 1% этиленгликоля, 0.1% лаурилсульфата натрия и 28% нашатыря (ну и различные отдушки и смягчители до кучи). Иными словами, это разведенный нашатырный спирт с каплей стирального порошка и минимальным количеством органического растворителя. Для стекол вполне сойдет. Теперь попробуйте задуматься, как эта композиция должна растворять акриловые или пентафталевые эмульсии...

Неплохо может сработать растворитель для лаков (Lacquer Thinner). Он обычно основан на ацетоне, адекватно растворяет многие краски. Но ацетон - растворитель относительно слабый. Его преимущество в высокой скорости испарения и относительно низкой вонючести. Растворители для лаков в свете этих свойств имеет смысл использовать для окончательной промывки, когда основные загрязнения уже удалены.

В общем, лучшее и наиболее универсальное решение - специализированная жидкость для промывки или многокомпонентный растворитель 640-х серий. Отечественные растворители состоят преимущественно из толуола с добавками и эффективно растворяют как акрилы, так и эмали, а также нитролаки, но отличаются вонючестью и у них сильно плывет качество в зависимости от производителя и партии. Специализированные жидкости для промывки представляют собой чистый дихлорэтан, бутилацетат или подобный растворитель; они действуют многим лучше, а качество у них обычно стабильнее (потому что намешать чего-то в однокомпонентную рецептуру надо сильно постараться). У них прекрасная текучесть и способность вымывать остатки из труднодоступных мест, к тому же они бесследно испаряются. Из сравнительно безвредных средств ничего лучше не придумано. Из ядовитых - хлороформ, тетрахлорметан. Растворят все, заодно убьют все живое. Официально не советую ими пользоваться - даже при крайней надобности.

Что еще нам понадобится кроме растворителя?

Емкость для продувки нужна, чтобы собирать в ней остатки краски, растворителя и проч.

Продаются специализированные емкости, но вполне можно обойтись и импровизированной - она наполняется теплой водой, которая растворяет в себе часть остатков краски и некоторое количество промывочной жидкости. У емкости должна быть герметичная крышка с отверстием для выхода лишнего воздуха. В отверстие это вставляется фильтр. От фильтра зависит, насколько вокруг все будет вонять парами растворителя, и фильтр надо регулярно обновлять.

В качестве фильтра часто используются простенькие прокладочки из какого-нибудь нетканого материала, ваты, туалетной бумаги и т.п. Я использую более хитрый (хотя не так аккуратно выглядящий) многослойный фильтр собственного изготовления, состоящий из полупроницаемой прокладки, слоя гранул силикагеля, нескольких таблеток активированного угля и второго плотного слоя нетканого материала. Уголь с силикагелем пары впитывают многим лучше, чем простые прокладки, но быстро насыщаются, их надо регулярно менять.

Для промывки совершенно незаменима кисть для прочистки . Лучше всего грубая натуральная щетина, примерно 5-й номер, круглая.

(на фото хорошо видна степень загрязненности моей кисточки)

Щетинная кисть стоит дешево - не пожалейте нескольких рублей. Щетина жесткая, ей удобно орудовать в емкостях. Если щетина выпадает, она хорошо заметна, да и не имеет никаких шансов просочиться в красочный канал - слишком крупная для этого.

Мягкие кисти мало того, что хуже по причине их излишней мягкости, их ворс имеет хорошие перспективы забиться в красочный канал. Извлечь его оттуда просто, но непросто заметить. И может оказаться так, что эта ворсинка превратит вам весь факел в разбрызгиватель капель после очередной смены краски. Синтетические кисти использовать для прочистки нельзя - ворс может растворяться и рассыпаться в агрессивных растворителях.

Для очистки иглы и протирки крупных площадей нужны безворсовые салфетки .

Я использую фотографические специализированные салфетки PecPad для оптики - ничего лучше мне не встречалось. Они имеют размер 10х10 см, это многовато. Так что я их режу на 4 или 8 частей. Это не самый дешевый выбор, на первый взгляд, но после нарезки одна пачка служить будет год, а то и больше. Этим салфеткам находится применение еще и для различных работ по стирке, полировке и т.п. - очень полезная штука.

Для очистки и протирки можно также пользоваться бумажными носовыми платками или хорошо простиранным мягким хлопковым трикотажем. Но эти решения уже похуже - ворс может срываться, миниатюрные комки бумаги - тоже. Еще хуже туалетная бумага и совсем нежелательны ватные тампоны - с них ворс слетает на счет "раз", хотя вы можете этого и не заметить.

Для глубокой прочистки красочного канала нужен миниатюрный ершик . Такие входят в специализированные комплекты для чистки.

Ершик можно заменить зубочисткой, обструганной до нужного диаметра, а еще лучше пластиковой - с нее нечему срываться. Обернув ее кусочком безворсовой салфетки в один слой, вы получите импровизированный одноразовый ершик. Еще один вариант для импровизаций - медная проволока нужного диаметра, обмотанная той же салфеткой. Медь мягкая - ничего не повредит. А вот стальной проволоки лучше избегать - она может поцарапать красочный канал изнутри, создав "очаг" для будущих загрязнений.

Для прочистки материального сопла нужен специальный шершавый микрощуп .

Щупы входят в специализированные комплекты для чистки, а также используются в стоматологии для экстракции нерва - там они называются римерами . Если вы такого не найдете, особо страшного ничего в этом нет. Материальное сопло при правильной конструкции должно самоочищаться иглой. Нужда в его механической прочистке возникает только в случае застарелого загрязнения. При правильной эксплуатации таких загрязнений просто не должно возникать. Опять же, тонкая медная проволока (БЕЗ ЛАКА!) решит все ваши проблемы как для сопел из нержавейки, так и для латунных (медь немного мягче латуни, но действовать все же нужно осторожно).

Для смазки движущихся частей аэрографа нужно легкое минеральное масло . Хорошо подходит веретенное или турбинное, нормально работают ружейные. Я лично использую Ballistol. Смазывать аэрограф нужно довольно редко, достаточно раз в полгода-год.

Для смазки и герметизации резьбовых соединений нужно густое нейтральное масло . Консистенция у него должна быть как у солидола или циатима, но он при этом не должен давать кислотную или щелочную реакцию. Для простоты можно использовать силиконовые смазки из области радиотехники, поскольку специализированных у нас днем с огнем не сыскать. Резьба при правильной конструкции аэрографа смазывается крайне редко, расход масла ничтожный.

Для полировки иглы нужна тонкая шкурка . Тонкая шкурка у любого моделиста наверняка есть. Часто еще рекомендуют дрель для зажима в ней иглы при полировке, но это совет противоречивый. Игла длинная, она почти всегда имеет незначительный изгиб. Так что в дрели кончик обязательно будет бить. Уж лучше руками, на мой взгляд.

Шкурка нужна 1000-го номера и выше; если не полировать иглу до высокой чистоты, то можно остановиться на 2000-й. Наилучший результат можно получить с использованием полировальных паст, но это чаще всего необязательно - на производстве такого не делают.

Необходимость полировки иглы зависит от того, насколько интенсивно вы используете аэрограф, насколько грубый абразив через него дуется, какие краски... Обычно это заметно при осмотре. Типично игла полируется раз в полгода-год.

Теперь, когда разобрались со всеми инструментами и расходниками, можно перейти собственно к уходу. Уход подразделяется на следующие циклы:

1. Оперативная промывка при смене краски требуется при каждой смене цвета.
2. Промывка по завершении работы требуется, очевидно, каждый раз при завершении работы.
3. Глубокая очистка выполняется регулярно по мере загрязнения. Типично это раз в месяц при ежедневном использовании.
4. Полное обслуживание выполняется по мере необходимости. Регулярность предсказать сложно; я обычно это делаю раз в полгода. И иглу полирую с такой же регулярностью на всякий случай, хотя эти циклы, строго говоря, не совпадают.

Оперативная промывка почти одинакова для аэрографов любой конструкции. Состоит из следующих шагов:

1. Выдуйте остатки краски из аэрографа в емкость для сбора остатков.

2. Залейте в емкость аэрографа жидкость для очистки в количестве порядка 1 мл.

3. Кистью тщательно разотрите растворитель по стенкам емкости, уделяя особое внимание углам и другим местам, куда краска имеет привычку забиваться. Загрязнившуюся кисть протрите на мягкой салфетке, прополаскивать ее нет особого смысла.

4. Выдуйте получившийся грязный раствор в емкость для сбора остатков. Осмотрите емкость аэрографа на предмет оставшихся загрязнений и при необходимости прочистите кистью с растворителем еще раз.

5. Залейте в емкость еще 1 мл жидкости для очистки. Снова пройдитесь по внутренностям кистью - с нее при этом смоются остатки загрязнений. Вот теперь уже выдувать раствор надо немного по-другому.

6. Установите максимально допустимое давление на компрессоре. Вставьте сопло в приемное отверстие емкости для сбора остатков. Ограничитель подачи краски отверните на максимум, чтобы обеспечить максимально возможный ход иглы. При наличии разрезного грифа одной рукой оттяните иглу, второй - нажмите на триггер подачи краски. Как только пойдет раствор, иглу резко отпустите. Повторяйте до тех пор, пока в емкости аэрографа ничего не останется, чуть проворачивая суппорт вправо-влево.

(на фото просто показан суппорт внутри разрезного грифа, а не то, как надо дергать и двигать)

Само движение походит на взведение затвора автомата: плавно оттянуть и резко отпустить. При этом растворитель под большим давлением обтекает иглу и смывает с нее остатки краски и налипшую грязь. При отпускании иглы она под действием пружины ударяется о стенки сопла, механически удаляя въевшиеся остатки. Та же методика используется и в работе с разрезным грифом для удаления с кончика иглы или из сопла различных загрязнений, только вместо очистителя там смывка происходит за счет самой краски.

Если у вашего аэрографа гриф сплошной, попробуйте то же самое сделать самим триггером: быстро подергайте его туда-обратно на полный ход несколько раз. Можно также снять гриф и дергать суппорт в открытом состоянии при включенной подаче воздуха, но при смене краски это, пожалуй, избыточно.

Нередко советуют еще заткнуть пальцем воздушное сопло и включить подачу воздуха, чтобы он устремился обратно в емкость с растворителем. Это дает похожий эффект: пузырьки способствуют механическому очищению иглы. Но далеко не каждому аэрографу можно заткнуть воздушное сопло - это возможно только для тех из них, где используется кольцевая защитная коронка и если она у вас вообще установлена. Нередко ведь работы ведутся со снятой коронкой.

7. Залейте немного растворителя в емкость, без использования кисти, и повторите шаг 6, выдувая весь растворитель. Кисть протрите на салфетке. Можете ее промыть в растворителе, но в этом обычно нет нужды.

8. Не забудьте перед продолжением работы установить нормальное давление и вернуть ограничитель хода триггера в рабочее положение.

Завершая работу , сначала проведите оперативную промывку. Емкость для краски должна быть чистой. Оставьте давление на максимуме. После этого:

1. Снимите защитную коронку (если она была установлена), протрите ее растворителем изнутри с использованием зубочистки (или спички) и кусочка безворсовой салфетки. Отложите в сторону. Это необязательный шаг, но лучше все содержать в чистоте.

2. Снимите гриф аэрографа, ослабьте цанговый фиксатор иглы. Налейте в емкость аэрографа несколько капель жидкости для промывки. Несколько раз проверните иглу за кончик, быстро двигая ее вперед-назад на сантиметр-другой. При этом удаляются остатки краски из уплотнителя суппорта, а вращение иглы в материальном сопле вычищает излишки из него самого.

Шаги 3 и 4 чистки начинают отличаться для аэрографов классической конструкции и H&S Evolution.

Для аэрографов классической конструкции с резьбовым креплением сопла (Iwata, Tamiya, H&S Hansa, JAS и многочисленные клоны) последовательность такова:

3а. Положите под сопло аэрографа на подставке салфетку. В емкости должна еще оставаться жидкость для промывки. Снимите воздушное сопло и протрите его зеркало снаружи растворителем на салфетке. Изнутри протирать обычно не требуется.

4а. Извлеките иглу. При этом из материального сопла, возможно, начнет капать растворитель. Не обращайте внимания - для этого салфетку и подкладывали. Мы стремимся к тому, чтобы внутри сопла скопилось какое-то количество растворителя, которое отмочит все остатки краски, которые там еще могли остаться. А пока это отмокание происходит, можно заняться иглой.

Для аэрографов серии H&S Evolution последовательность немного отличается , поскольку вместе с воздушным соплом снимается и материальное, вложенное в него:

3б. Отверните воздушное сопло, удерживая аэрограф соплом вниз, чтобы деталь материального не выпала ненароком. Выньте материальное сопло, протрите зеркало снаружи и каналы подачи воздуха изнутри с использованием салфетки на зубочистке.

4б. С помощью салфетки на зубочистке тщательно протрите тефлоновый уплотнитель материального сопла. Грязь обычно скапливается на этом уступе. Старайтесь не "загонять" салфетку глубоко внутрь материального сопла - она может оставить там ненужный ворс.

Начиная с шага 5 все операции снова одинаковы для различных конструкций аэрографов.

5. Тщательно, с усилием протрите кончик иглы и часть, которой она соприкасается с уплотнителем суппорта безворсовой салфеткой, смоченной в растворителе. Лучше это сделать пару раз для гарантии. Я обычно еще прополаскиваю иглу в бутылочке с очистителем между первой и второй протиркой. Попутно осмотрите иглу на предмет износа (на фото игла как раз уже нуждается в полировке, это видно по потемнению кончика).

6. Аккуратно вставьте иглу в аэрограф и с небольшим усилием несколько раз проверните ее в сопле (в котором сейчас должно быть некоторое количество промывочной жидкости). Пару раз подвигайте иглой вперед-назад, одновременно проворачивая ее. При нормальном состоянии красочного канала вся жидкость для промывки при этом должна вытечь из емкости через материальное сопло на подложенную салфетку. Если этого не происходит, красочный канал пора прочищать.

7. С небольшим усилием вставьте иглу до упора, проверните и зафиксируйте цанговым зажимом.

8. Установите воздушное сопло и защитную коронку. Гриф не ставьте. Добавьте несколько капель жидкости для промывки в емкость аэрографа и несколько раз подергайте иглу за суппорт, не подавая воздуха.

9. Выдуйте остатки очистителя в емкость для сбора остатков, регулярно дергая иглу за суппорт и отпуская (см. шаг 6 оперативной очистки).

10. Соберите аэрограф и продуйте через него чистый воздух в течение 10-15 секунд. Если у вас компрессор с ресивером, стравливать остатки воздуха можно через аэрограф - лишний раз прочистится. Но при этом его стоит накрыть, например, пакетом, чтобы не словил лишней пыли. И обязательно закрыть емкость крышечкой, если она есть.

Собственно, на этом все. Во второй части будет описание глубокой очистки и полного обслуживания. Извиняюсь за качество фотографий - очень неудобно фотографировать себя самого, рук не хватает.

Желание иметь очиститель для аэрографа не покидало меня уже достаточно долго, но приобрести его всё как-то не удавалось. Продолжая по старинке сливать всю грязь из аэрографа в пустую коробку из-под сока, я думал о том, что изготовить очиститель для аэрографа несложно, тем более образцы этих устройств несложно найти в интернете. И вот идея созрела - на кухне нашлась пустая баночка из-под рыбьей икры, у дочери забрал старый фломастер и ради горлышка была куплена бутылка лимонада, ну и в конце из собственных закромов достал остатки «холодной сварки».

Отрезал заднюю часть фломастера и в крышке проделал отверстие под его размер и с помощью «холодной сварки» закрепил этот огрызок сверху и снизу. Предварительно выпив лимонада, отрезал от пластиковой бутылки самую верхнюю часть «по плечики». Примерив получившуюся горлышко на крышке, просверлил отверстие по диаметру немного меньше внутреннего диаметра горлышка и вставив внутрь кусочек металлической сетки, всё также в помощью «холодной сварки» закрепил горлышко на крышке.

Позднее использование металлической сетки я счёл нецелесообразным, можно было просто насверлить внутри горлышка множество мелких отверстий. Ну и для придания законченности изделию, окрасил в цвет алюминий. После высыхания краски были проведены полевые испытания, в горлышко положил пару фильтрующих кружочков, которые вырезал из ватных пятачков для очистки лица, заправил аэрограф растворителем и…… запаха нет! А пробки от фломастера и бутылки надежно защитят от утечки «газов» при хранении этого очистителя в любом месте.

Кто бы хотел целый день заниматься покраской одного предмета? Конечно, никто, тем более, что есть автоматический аппарат, позволяющий сделать это быстрей. Аэрограф и предназначен для этих целей. Он позволяет распылить краску мелкими каплями на поверхность предмета с возможностью регулировки толщины линии. При работе возникает только одна проблема – требуется своевременная чистка аэрографа.

Как устроен аэрограф

Принцип действия всех устройств такого рода одинаков. Воздух поступает под давлением по горизонтальной трубке. За счет перепада давления происходит затягивание материала для покраски по вертикальному каналу. Количество подаваемого воздуха регулируется курком. За счет этого происходит изменение распыления покрасочной струи. Устройство аэрографа отличается узлами, в которых происходит процесс смешивания потоков. Второе отличие аппаратов – разные механизмы управления подачей покрасочной и воздушной струй.

Существует несколько вариантов исполнения аэрографов. Они могут быть одинарного действия – автоматическими или полуавтоматическими. В таких моделях курок регулирует только подачу воздуха. Смешение двух потоков может происходить как снаружи, так и внутри.

В моделях аэрографов независимого двойного действия после нажатия курка возможно регулирование обоих потоков. В процессе работы такой аппарат первоначально подает воздух, а затем медленно производит подачу покрасочного материала.

В состав аэрографа независимого двойного действия входят:


Однако все составные части маленькие и требуют бережного отношения. Например, из выходного отверстия покрасочный материал должен поступать ровной струей. Однако если отверстие в сопле деформировано, то будет происходить разбрызгивание. Для ремонта потребуется покупать набор запасных частей, а в дополнение – ершики.

Процесс очистки

Срок службы аэрографа зависит от правильного и своевременного процесса чистки. Работы должны производиться внимательно, резкие движения исключаются, так как внутренние детали аппарата хрупкие. Особенное внимание уделяется работе с иглой и соплом.

Как чистить аэрограф – основной вопрос, требующий ответа для увеличения срока службы такого аппарата.

Очистка может быть полной, когда применяется набор для ремонта, и частичной, производимой при смене цвета окрасочного материала. При выполнении чистки аэрографа с подачей покрасочного материала сверху для уменьшения затрат времени стоит воспользоваться практическими советами:

  1. Крышку от емкости в процессе работы можно не использовать. В этом случае не придется ее отмывать каждый раз при смене цвета.
  2. В емкость аппарата необходимо заливать примерно столько покрасочного материала, чтобы хватило на окрашивание небольшого участка. Желательно меньше половины бачка – такое количество не выплеснется при работе.

Частичная

В процессе работы возможна частая смена расцветки. Для этого оставшийся материал в емкости необходимо слить в тару для временного хранения, например, пластиковый стаканчик. Ведь этот материал может еще понадобиться. Переливать же остатки в первоначальную емкость ни в коем случае нельзя – это приводит к засыханию всего содержимого банки, так как в остатках находится растворитель.

В опустевшую емкость для окрашивающего материала заливается растворитель (вода или спирт) в небольшом количестве. Жидкость должна растворить именно эту краску. При обычном нажатии на курок произойдет распыление растворителя. Если перед этим сопло закрыть пальцем, то путь следования воздуха оказывается перекрытым, и он поступит в емкость. Оба этих действия требуется выполнить несколько раз. Остатки растворителя нужно вылить на тряпку, которой протереть емкость от остатков слитой краски. Если непосредственно на корпусе остались потеки, они также удаляются.

Если нет уверенности, что емкость чистая, процедуру требуется повторить. Только после этого можно продолжить работу с другим цветом. Эти же манипуляции выполняются при необходимости сделать перерыв в покраске.

Для уменьшения количества мелких частиц в воздухе при разбрызгивании растворителя или оставшейся краски, в продаже имеется специальное приспособление. Называется оно очиститель для аэрографа и представляет собой банку с отверстием, в которое вставляется сменный фильтр. В эту емкость заливается немного воды. Затем сопло очищаемого аппарата приставляется к резиновой манжете отверстия. При нажатии на курок аэрографа распыление производится внутрь банки.

Такое вспомогательное устройство позволяет меньше дышать краской, что благотворно скажется на здоровье. Очиститель для аэрографа можно использовать как подставку.

Полная

Эта процедура производится с полной разборкой аппарата. При этом требуются дополнительные принадлежности:

  • игла;
  • ершики – в продаже имеется их набор;
  • деревянная палочка, которая заостряется с одного конца (можно воспользоваться зубочисткой);
  • накидной ключ;
  • растворитель;
  • ветошь.

Необходим именно тот растворитель, который подходит для данной краски.

При большой нагрузке на аэрограф, то есть при работе на протяжении более пяти часов, требуется полная чистка. Аэрограф плюется и впоследствии забивается – вот еще одна причина для разборки аппарата. В этом случае применяется весь набор необходимых средств, включая ершики.

Первоначально необходимо произвести частичную очистку. Этот процесс рассмотрен выше. После этого подача воздуха от компрессора перекрывается, а шланг отсоединяется от аэрографа. Далее аппарат разбирается в такой последовательности:


Сборка производится строго в обратной очередности. При установке курка его шток должен быть смазан специальной смазкой. Хранить аппарат можно в разобранном виде.

Полностью замачивать корпус аэрографа нельзя. Это приводит к преждевременному износу уплотнительных прокладок, набор которых стоит немало. Запчасти для аэрографа лучше приобретать в тех же магазинах, где продаются сами аппараты. Чистящие ершики можно заменить палочками – щеточками для чистки зубов, набор которых продается в аптеках.

Понадобятся вам при окраске масштабных моделей. Хорошими помощниками на этом пути могут стать дополнительные инструменты и приспособления, которые заметно облегчат вам жизнь. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1. Очиститель для аэрографа JAS-1602.
Также может именоваться как «станция очистки». Наверное, среди дополнительных аксессуаров для работы с аэрографом, самая необходимая и полезная вещь.



Поставляется в отдельной картонной коробке, а внутри упакован в «пупырчатый» полиэтилен. Представляет из себя емкость из толстого матового стекла со съемной пластиковой крышкой. В крышке предусмотрено отверстие, в которое непосредственно вставляется аэрограф (снабжено съемной мягкой резиновой прокладкой), отверстие для естественного выхода паров растворителя (под съемным колпачком прячется плотный поролоновый фильтр) и держателем для аэрографа, который может одновременно служить подставкой для него. Принцип работы прост – заполняете емкость водой, примерно на 30-40%, плотно закручиваете крышку, вставляете в отверстие аэрограф и выдуваете остатки краски внутрь очистителя, повторяете процедуру до полной очистки инструмента. Таким образом, промывка аэрографа становится максимально чистой и не сильно пахнущей (если работаете с агрессивными растворителями), больше не нужно мучиться, стравливая остатки краски в не предназначенные для этого баночки или, как чаще всего делают, в старую тряпочку. Очиститель помогает справиться с покрасочным туманом и парами растворителя.




Помимо этого, к плюсам очиститель JAS-1602 можно отнести добротную конструкцию (все собрано качественно), заметный вес и хорошую устойчивость (по столу не скользит, и смахнуть нечаянно будет проблематично), можно использовать как подставку под аэр, сэкономив на покупке отдельной, наличие в комплекте дополнительной уплотнительной резинки и поролонового фильтра. Среди минусов , можно отметить только один существенный – все же довольно посредственная фильтрация паров агрессивных растворителей. Полностью избавиться от запаха вам не удастся. Тут совет может быть только один – хорошая вытяжка плюс респиратор с угольными фильтрами. Кроме того, стоит отметить не очень удобную конструкцию держателя, если у вас аэрограф с системой air control, винт регулировки может несколько мешать его надежной фиксации. Но это, как нам кажется, мелочи…




В ассортименте фирмы JAS есть также очиститель под индексом 1601 . По предназначению и характеристикам они абсолютно одинаковы с моделью 1602 , различаются только внешним видом и у 1601 подставка-держатель реализована несколько по-иному. Цена практически на одном уровне.

2. Ершики для чистки аэрографа JAS-1621.
Практически незаменимый инструмент при полной промывке\чистке вашего аэрографа посте использования. Поставляются в обыкновенной блистерной упаковке и представляют собой крученую проволоку разного диаметра, на концах которой закреплена синтетическая щетина разного диаметра и ворсистости. Всего в наборе 5 ершиков , закреплены на обычное крепежное металлическое кольцо. Размер чистящей поверхности различен, что должно позволить проникать в самые труднодоступные места аэрографа.




В принципе, набор не плохой, особенно за свою цену, и с задачами удаления подсохшей краски вполне справляется. Правда не обошлось и без серьезных минусов . Щетина довольно грубая и работать с ней нужно аккуратно, чтобы не повредить нежные части аэрографа, в частности прокладки и распылительный узел. Но тут хочется отметить, что не нужно пытаться этими ершиками оттереть намертво застывшую недельную акриловую краску - испортите и аэрограф, и ершики. В таком случае поможет только полная разборка аэрографа и его замачивание в растворителе. Вообще старайтесь чистить аэрограф сразу после использования, вы существенно продлите срок его безотказной службы.
Кроме того, сама проволока у ершиков довольно мягкая, что неудобно, если надо будет где-то приложить усилие.

3. Игла для чистки каналов аэрографа JAS-1623.

По большому счету, предназначена только для очистки сопла аэрографа. Представляет собой иглу из твердого металла конусного сечения с проточкой на конце, хранится в плотно закручивающемся футляре, что весьма удобно – риск потерять ее или пораниться самому, сведен к минимуму. Использовать иглу достаточно просто – нужно открутить распылительный узел аэрографа и вынуть из него сопло, после чего с тыльной стороны сопла вставить иглу до конца и аккуратными вращательными движениями (2-3 оборотов будет достаточно) счистить остатки налипшей внутри сопла краски. Надо сказать, что подобные иглы предназначены для аэрографов с конусными самоцентрирующимися соплами. На сколько успешно можно их применять для резьбовых сопел – вопрос…
Просто промывайте ваш аэр сразу после работы с ним и у вас никогда не будет потребности в использование такой иглы.

4. Баночки для смешивания краски.
Могут быть использованы и для хранения краски (перелитой, сколлерованной и т.п.). Изготовлены из довольно толстого прозрачного стекла, что внушает уважение, и позволяет без опаски хранить в ней практически любые растворители. Крышка снабжена уплотнителем (что-то типа пропитанной плотной бумаги) и хорошо закручивается.



Объем – 15мл, можно налить и больше, если постараться. Стекло внутри гладкое, без шероховатостей, поэтому счищать остатки краски будет легко.
У фирмы JAS подобные баночки продаются под артикулом 1501 .

5. Шланг для аэрографа.
Конечно, это никакой не аксессуар, а жизненная необходимость при окраске моделей с помощью аэрографа, ведь без него вы не сможете подключить ваш аэрограф к источнику воздуха. Тут вроде бы все понятно, но мы решили все же сказать пару слов и о выборе шлангов, а то мало ли…

Если вы собираетесь использовать продукцию фирмы JAS, то вам следует иметь в виду, что ВСЕ их компрессоры оснащены разъемом G1\8”, а вот аэрографы могут иметь разные разъемы для подключения шлангов. Самый распространенный - G1\8” (например, JAS-1117), а также W1\4” (например, JAS-1110), есть еще экзотический вариант – М5-0,5 (например, JAS-1120). Поэтому при выборе шланга внимательно смотрите на тип разъема вашего аэрографа. В принципе, эти шланги могут легко подойти к аэрографам и компрессорам других фирм-производителей, но надо смотреть в каждом отдельном случае.

Если говорить непосредственно о качестве шлангов, то оно в принципе на достаточно приличном уровне. Чаще обычного покупают шланг JAS-1401 . Он представляет собой трубку из мягкой резины в текстильной оплетке. Легко гнется и сворачивается в кольцо для удобного хранения. Единственный минус – довольно сильный запах резины сразу после покупки, потребуется некоторое время, чтобы он выветрился… У некоторых экземпляров может быть дефект в виде стравливания воздуха через крепежную шайбу. Проверяйте при покупке. Бывает такое и после некоторой эксплуатации. Решается уплотнением этого места фум-лентой и бережными обращением.
Шланги обычно бывают длиной 1,8 и 3 метра. Для тех, у кого компрессор не оснащен ресивером и\или сепаратором можно порекомендовать шланг со встроенным маленьким сепаратором (JAS-1421 ), проблему это координально не решит, но и лишним точно не будет. Для тех, кто экономит место на рабочем столе, подойдет шланг из ПВХ, скрученный в маленькие кольца (JAS-1450 ) – удобно и под рукой ничего мешаться не будет.

В статье использована продукция фирмы JAS как одна из наиболее доступных для отечественного моделиста, в частности, по цене. Если вы используете аэрограф и\или компрессор от другого производителя, например, H&S, Iwata , то у него могут быть также свои фирменные аксессуары и возможно, для вас они подойдут лучше. Просим обратить на это внимание.

Самодельная чистящая станция для аэрографа

Всё началось с того, что друг, товарищ и брат пристыдил меня за безобразия по промывке аэрографа. А если быть точнее, то Слава Рывкин сделал замечание, что не к лицу моделисту промывать аэрограф в ведро и другие подручные места.

Итак сначала всё было просто, интернет магазин и поиск станции для промывки. Оп-ля - одня тысяча рублей с копейками... но ведь кризис, ведь жалко............., что у нас рук нет? У главного возмутителя спокойствия были затребованы подробные фотографии фирменной станции. И каково же было моё удивление, что деньги просят не за что Был запущен мысленный процесс.

Во первых из докризисных запасов извлечена баночка из под красной икры... пустая блин Сойдёт любая баночка с завинчивающейся герметично крышкой, но эта была маленькая и аккуратная.

Во вторых подобрана подходящая трубка, снял изоляцию с толстого провода. К трубке потребовался более тонкий кембрик, который обеспечивает мягкий, но плотный захват головки аэрографа. В фирменном эта вещь из резины, но где же я с утра в субботу возьму резиновую трубку?

Изоляция с достаточно толстой стенкой, поэтому срезав трубку под углом и приложив к крышке уже представлял будущую станцию Дальше всё просто, овальное отверстие в крышке, зачистка шкуркой, обезжиривание и на цианокрилат ставим на место. Завинчиваем крышку на банку, дуем, проверяем герметичность.... класс.

Теперь надо сбросить излишки давления из банки... всё также, трубка, отверстие, цианокрилат. Один вход, один выход. Я её сделал, сделал:-0 Берём и боремся с курением, безжалостно ломаем сигарету и извлекаем фильтр. Устанавливаем фильтр в отводящую трубку, всё закручиваем, вставляем аэрограф с водичкой, дуем и о УЖАС... ничего не работает Аэрограф дует, крышка чуть поднимается из за давления, фильтр на месте, но вода из бачка не хочет промывать наш условно испачканный инструмент. Чешим маковку.... аэрограф это эффект инжекции, но если внутри банки есть давление ничего не выйдет. Вытаскиваем фильтр, дуем и о чудо всё работает, но из отводящей трубки вырывается паровозный дымок. Пробуем заменить фильтр на более пористый, всё работает, но фильтр промокает и тоже начинает плевать наружу, но мы же делаем чистящую станцию и нам нужна чистота.

Нафига козе баян? Проблему решаем установкой ещё одной отводящей трубки. Опять поломанная сигарета, итого ДВЕ прошу заметить И всё работает как часы, чисто, аккуратно и не хуже фирменного.

Ну а вот краткий фотообзор готового изделия.

Всем спасибо за внимание. Надеюсь, кто-то воспользуется.

ВНИМАНИЕ!
Запрещается любая републикация, полное или частичное воспроизведение материалов данного сборника, а также фотографий, чертежей и схем, размещенных в нем, без предварительного согласования с авторами представленных статей.

Напоминаю! Что за любое противоправное и противозаконное использование материалов, опубликованных в энциклопедии, редакция ответственности не несет.