Меню
Бесплатно
Главная  /  Регулировка  /  Как строят деревянные корабли. Парусный моделизм Подход шлюпки к берегу во время прибоя

Как строят деревянные корабли. Парусный моделизм Подход шлюпки к берегу во время прибоя

Рис 1. Устройство шлюпки (по В.И. Шатрову, 1998):

1 - ахтерштевень; 2 - отверстие для сорлиня; 3 - кормовой рым для фалиня; 4 - транцевый брус; 5 - головка руля; 6 - транце­вая доска; 7 - сиденье для рулевого; 8 - фасонный обушок; 9 - направляющие планки; 10 - заспинная доска; 11 - кормовое сиденье; 12 - утка для фока-шкота; 13 - подключина; 14 - чака под металлическую кницу; 15 - металлическая кница; 16 - утка для кливер-шкота; 17- междубаночная чака; 18 - вант-путенс; 19 - рыбины; 20 - средняя банка; 21 - упор для ног; 22 - наметка; 23 - нагель; 24 - мачтовая банка; 25 - привальный брус; 26 - планка с гнездом для фонарной стойки; 27 - брештук; 28 - галсовый гак; 29 - форштевень; 30 - носовой рым для фа­линя; 31 - носовой решетчатый люк; 32 - планширь; 33 - степс; 34 - степс фонарной стойки; 35 - носовая банка; 36 - носовой цепной подъем; 37 - прижимная гайка и шайба кильсона; 38 - степс для мачты; 39 - шпангоуты; 40 - ширстрек; 41 - бур­тик; 42 - башмак пиллерса; 43 - пиллерс; 44 - обшивка; 45 - подлегарс; 46 - загребная (кормовая) банка; 47 - спускная латунная пробка; 48 - шпунтовый пояс обшивки; 49 - кормо­вой решетчатый люк; 50 - упор для ног; 51 – киль; 52 – кильсон; 53 - деревянная прокладка под кницу; 54 - кормовой цепной подъем; 55 - металлическая кница; 56 - флюгарка; 57 – руль; 58 - петля руля с оковкой; 59 - стержень для навески руля; 60 - перо руля.

Совокупность про­дольных и поперечных брусьев, представляющих каркас шлюпки, называется набором. Набор корпуса шлюпки, состоит из 5-ти основных элементов: киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты и транец (транцевая доска).

Для продольной прочности корпуса шлюпки в каркас укладывается дубовый брус – киль (рис 1.51; рис 2.1), заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом – форштевнем (рис 1.29; рис 2.4) , а в кормовой части – ахтерштевнем (рис 1.1; рис 2.8) . Форштевень соединяется прочно с килем при помощи деревянной соединительной кницы – кноп (носовая кница) (рис 2.7), а ахтерштевень с помощью стальной кницы (рис 1.55; рис 2.10) на латунных болтах.

К килю сверху прикреплен резень-киль (рис 2.2) , служащий дополнительной прочностью набора. На киль и форштевень накладывается металлическая полоса – оковка (рис 2.5), предохраняющая шлюпку от повреждения при швартовке.


Рис 2. Шестивесельный ЯЛ (деталировка) (по М.М. Копп, 1988):

1- киль; 2 - резен-киль; 3 - шпунт; 4 - форштевень; 5 - килевая полоса, или оковка; 6 - фалстем; 7 - кноп (носовая кница); 8 - ахтерштевень; 9 - транцевая доска или транец; 10 - кормовая металлическая кница; 11 - деревянная прокладка под кницу; 12 - болты крепления; 13 - киль­сон; 14 - степс мачты; 15 - степс фонарной стойки; 16 - башмак пиллер­са; 17 - застежка башмака пиллерса; 18 - пиллерс; 19- рым носового цепного подъема; 20 - цепной носовой подъем; 21 - скоба цепного подъ­ема; 22 - обух цепного подъема; 23 - болт крепления кильсона; 24 - кильсонная шайба; 25 - кильсонная гайка; 26 - кормовой цепной подъем; 27 - обойма носового цепного подъема; 28 - обойма кормового цепного подъема; 29 - планка с гнездом для фонарной стойки; 30 - носовой решетчатый люк; 31 - галсовый гак; 32 - рыбина; 33 - упор для ног; 34 - вынимающаяся передняя часть кормового решетчатого люка; 35 - кормовой решетчатый люк; 36 - упор для ног; 37 - баковая банка; 38 - ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 - шпангоут; 40 - привальный брус; 41-планширь; 42 - буртик; 43 - подлегарс; 44 - мачтовая банка; 45 - междубаночная чака; 46 - металлическая кница; 47 - нагель; 48 - планка с гнездом для нагеля; 49 - планки мачтовой наметки; 50 - мачтовая наметка; 51 - подуключина; 52 - уключина; 53 - обу­шок для штерта; 54 - штерт для уключины; 55 - вант-путенс; 56 - тро­совый талреп; 57 - коуш ванты; 58 - ванта; 59 - спускная пробка; 60 - гнездо для спускной пробки; 61 -кожаная прокладка;62 - заспинная доска; 63 - направляющая планка; 64 - фасонный обушок для фока-штока; 65 - сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 - обвязка транцевой доски; 67 - рым для кормового фалиня; 68 - кормовой фа­линь; 69 - кормовое сиденье; 70 - обойма флагштока; 71 - степс флаг­штока; 72 - шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 - фигурный брус.


Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса шлюпки служат шпангоуты (рис 1.39; рис 2.39) , которые крепятся стальными оцинкованными шурупами к резень-килю по всей длине шлюпки с обеих сторон.

Поверх шпангоутов на резень-киль накладывается кильсон (рис 1.52; рис 2.13) – съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами (рис 2.23). На кильсоне имеются степсы (рис 1.38; рис 2.14) для установки мачт и гнезда для стоек – пиллерсов (рис 1.43; рис 2.18), поддерживающих банки. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя дубовыми изогнутыми по форме борта шлюпки привальными брусьями (рис 1.25; рис 2.40), которые в свою очередь носовыми концами врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком (рис 1.27) - стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевым брусом (рис 1.4). Привальный брус придает шлюпке продольную прочность и надежность набора.

Чтобы предохранЯЛись шпангоуты от повреждения, дно шлюпки закрывается съемными щитами – рыбинами (рис 1.19; рис 2.32), имеющими упоры для ног (рис 1.21; рис 1.50) гребцов, а кормовая часть дна закрыта решетчатым люком (рис 1.49; рис 2.34,2.35) , состоящим из двух частей.

Верхний конец пиллерса входит в гнездо на банке, нижний – в башмак (рис 1.42; рис 2.16) на кильсоне. Между банками по бортам находятся распорки, называемые междубаночными чаками (рис 1.17; рис 2.45) .

С внутренней стороны шлюпки немного выше расчетной ватерлинии по бортам прокладываются дубовые брусья – подлегарсы (рис 1.45; рис 2.43) , на которые опираются банка, кормовые сиденья и носовой решетчатый люк (рис 1.31; рис 2.30) с планкой и гнездом для фонарной стойки (рис 1.26; рис 2.29). Нижний конец стойки входит в гнездо степса на форштевне. Банки и кормовое сиденье крепятся к подлегарсу и привальному брусу при помощи книц (рис 1.15; рис 2.46) . Привальные брусья и подлегарсы в носовой части прочно соединяются между собой и форштевнем, в корме с транцевой доской.

К ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) (рис 1.6; рис 2. 9).

По периметру с внутренней стороны к транцу крепится деревянный брус – транцевый брус (рис 1.4).

Параллельно транцевой доске в вертикальные направляющие планки вставляется съемная заспинная доска (рис 1.10; рис 2.62), которая устанавливается параллельно транцевой доске на расстоянии 35 - 45 см от нее.

На внутренней стороне транцевой доски находится обойма (рис 2.70) , а на кормовом сиденье - гнездо для крепления флагштока, (степс флагштока) (рис 1.7; рис 2.65)

Между заспинной и транцевой досками у правого борта на деревянной накладке – книце (рис 1.7; рис 2.65) , опирающейся на привальный и транцевый брусья, находится место старшины шлюпки.

Пояса обшивки (рис 1.44) ЯЛа уложены в накрой. Нижняя линия досок обшивки, входящая в шпунт киля, называется шпунтовым поясом (рис 1.48) , а верхний пояс – ширстреком (рис 1.40; рис 2.38).

Привальные брусья оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху с обеих бортов дубовыми досками – планширом (рис 1.32; рис 2.41) , которые ограждаются с наружной стороны полукруглым буртиком (рис 1.41) , а нижний бортик расположен на поясе, ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке шурупами, они прикрывают паз между планширом и ширстреком и защищают борта шлюпки от ударов при швартовке.

В днище шлюпки в районе загребной банки имеется отверстие с вывинчивающейся латунной пробкой (рис 1.47; рис 2.59, 2.60) , которое служит для слива воды, скопившейся на дне при подъеме шлюпки.

Корпус шлюпки оборудуется различными металлическими деталями, служащими для соединения частей набора между собой.

При спуске и подъеме шлюпки на борт судна используются цепные подъемы (рис 1.36, 1.54; рис 2.20, 2.26) , которые состоят из обуха (рис 2.22) , наглухо приклепанного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма (рис 2.19) . За рымы закладываются гаки шлюпочных талей. Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, что образует обойму носового цепного подъема (рис 2.28) , а кормовой через специальное отверстие в кормовом сиденье, что образует обойму кормового цепного объема (рис 2.28) .

Для установки мачты в вертикальное положение и закреплению ее на мачтовой банке укреплена наметка (рис 1.22; рис 2.50) и гнезда (рис 2.48) для нагелей (рис 1.23; рис 2.47) , которые представляют собой обычные болты с продолговатой фигурной головкой. Они предназначены для закрепления наметок и снастей такелажа.

Степс (рис 1.38; рис 2.14) прикрепляется к кильсону и служит для установки конца (шпоры) мачты.

На внутренней кромке привальных брусьев с левого и правого борта установлены фасонные обушки – вант-путенсы (рис 1.18; рис 2.55). Они служат для крепления вант (рис.2.58) , удерживающих мачту в вертикальном положении, а также для закладывания и обтягивания фока-шкотов (рис 1.12; рис 2.64), фасонные обушки имеются и на кницах средней банки для закладки кливер-шкотов (рис 1.16).

Гак на форштевне (галсовый гак) (рис 1.28; рис 2.31) служит для осаживания и крепления кливер-галса.

На внутренней стороне привального бруса установлены утки (рис 1.12, 18) для кливер-шкота, фока-шкота, а также для крепления кранцев при швартовке.

Швартовое устройство состоит из носового (рис 1.30) и кормового рымов (рис 1.3; рис 2.67) , к которым крепится огон фалиня-троса (рис 2.68) из растительных и синтетических волокон.

К планширю крепятся подуключины (рис 1.13; рис 2.51) с гнездами для уключин (рис 2.52) . В ЯЛе четыре банки: носовая (рис 1.35), баковая (мачтовая) (рис 1.24), средняя (рис 1.20) и кормовая (загребная) (рис 1.46).

Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройство (рис 1.57) . Руль навешивается в диаметральной плоскости на специальный стержень (рис 1.59) , для чего на нем укреплена петля с оковкой (рис 1.58) . Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля (рис 1.5) . В пере руля (рис 1.60) имеется отверстие для сорлиня (рис 1.2) - небольшого линя. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан узлом - кнопом, а второй привязан к рыму на ахтерштевне.

Снаружи в носовой части от форштевня, а также на транцевой доске с правого и левого борта укрепляются окантовки для флюгарок (рис 1.56) .

1.4. Устройство шестивесельного яла

Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:
1 - форштевень; 2 - галсовый гак; 3 - брештук; 4 - отверстие для фонарной стойки; 5, 37 - решетчатые люки; 6 - стопорная планка; 7 - наметка; 8 - вант-путенс; 9 - кница; 10 - подуключина; 11 - чака; 12 -упорна; 13 - степс уключины; 14 - утка; 15 - банка; 16 -продольная банка; 17 - кормовое сиденье; 18 -румпель; 19 - заспинная доска; 20 - кормовая накладка (кница); 21 - обушок; 22 - цепочка чеки; 23, 56 - фалини; 24 - флюгарка; 25 - транцевый брус; 26 - транцевая доска; 27 - кормовой рым; 28 - сорлинь; 29 - отверстие для цепного подъема; 30 - руль; 31 - стержень; 32 - петля для подвески руля; 33 - подкильная полоса (оковка); 34 - ахтерштевень; 35-кница; 36, 55 - цепные подъемы; 38 - пробка; 39 - шпангоут; 40 - киль; 41 - кильсон; 42 - шпунтовый пояс; 43 - четырехгранный гвоздь; 44 - рыбина; 45 - съемная стойка (пиллерс); 46 - подлегарс; 47 - заполнитель (деревянный); 48 -привальный брус; 49 - ширстрек; 50 - планширь; 51, 53-буртики; 52-обшивка; 54-гнездо для нагеля; 57 - носовой рым


Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев. Набор придает корпусу необходимую форму и обеспечивает его прочность. Основная часть набора - киль.

Киль - сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки.

В носовой части латунными болтами скреплен с килем, образуя носовую оконечность шлюпки (рис. 2), форштевень - криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок.

Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом ~ 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус - ахтерштевень . Ахтерштевень скреп- лен с килем стальной оцинкованной кницей на латунных болтах.


Рис. 2. Киль и штевни:
1 - гак для крепления кливер-галса (галсовый гак); 2 - форштевень; 3, 9, 10 - болты; 4 - подкладка; 5 - кница; 6 - кормовой рым; 7 - ахтерштевень; 8 - транцевая доска; 11- киль; 12 - подкильная полоса


В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска (транец), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок - транцевый брус . К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен дубовый резен - киль , придающий килю дополнительную прочность.

По всей длине киля с обеих сторон его верхней части вырезаны шпунты для присоединения первого пояса обшивки (рис. 3).

Киль и форштевень защищены от повреждений металлической подкильной полосой.

К резен-килю стальными оцинкованными шурупами прикреплены шпангоуты - поперечные ребра из твердых пород дерева, выгнутые по форме обводов шлюпки (рис. 4). На шестивесельном яле 25 шпангоутов.

Поверх шпангоутов на резен-киле лежит кильсон-съемная доска , скрепленная с килем латунными болтами (рис. 4 и 14).


Рис. 3. Конструкция киля:
1 - резен-киль; 2 - шпунт; 3 - киль; 4 - подкильная полоса


Верхние концы шпангоутов скреплены двумя дубовыми изогнутыми по форме борта привальным и брусьями.


Рис. 4. Крепление шпангоутов:
1 - кильсон; 2 - шпангоут; 3 - гвоздь с шайбой; 4 - обшивка; 5 - резен-киль; 6 - шуруп; 7 - киль


Носовые концы привальных брусьев врезаны в форштевень и скреплены с ним и между собой брештуком-стальной кницей с деревянной накладкой (рис 5).

Кормовые концы привальных брусьев скреплены стальными кницами с транцевым брусом.

К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в вырезанный шпунт на фор-штевне, а кормовые - скреплены с ахтерштевнем ободком транца и транцевой доской. Обшивка состоит из 14 поясов.


Рис. 5. Крепление привальных брусьев:
1 - форштевень; 2 - гак для крепления кливер-галса; 3 - стальная кница; 4 - деревянная накладка (брештук); 5 - носовой рым; 6 - шпангоут; 7 - привальный брус; 8 - ширстрек


Первый пояс - шпунтовый изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок-12 мм). Верхний пояс обшивки - ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и привальными брусьями - деревянный заполнитель. Пояса обшивки яла уложены внакрой (рис. 6, а).

Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой доской - планширем.

Два буртика - полукруглые дубовые или ясеневые бруски - защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком, а нижний - находится на поясе, который ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами. В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту) (рис. 12).


Рис. 6. Обшивка:
а - внакрой; б - вгладь;1 - планширь; 2 - буртики; 3 - доски обшивки; 4 - гвозди с шайбами; 5 -шпангоут; 6 - подлегарс; 7 - банка; 8 - штапик; 9 - привальный брус


На продольные дубовые брусья - подлегарсы опираются банки, которые служат сиденьями для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.

В яле четыре банки: носовая, баковая (мачтовая), средняя и загребная (кормовая). Стальными оцинкованными кницами они скреплены с привальными брусьями (рис. 7). Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, их средние части укрепляют стойками - пиллерсами. Верхний конец стойки входит в гнездо на банке, нижний - в башмак на кильсоне (рис. 14). Между банками по бортам находятся распорки, называемые чаками . Поверх банок и чак вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка - штапик (рис. 6 и 7).


Рис. 7. Крепление банки к привальному брусу:
1 - металлическая кница; 2 - планширь; 3 - привальный брус; 4 - шпангоут; 5 - деревянный заполнитель; 6 - штапик; 7 - фасонный обушок для заводки кливер-шкота; 8 - подлегарс; 9 - банка (средняя); 10 -- чака


В носовой части шлюпки на подлегарс опирается съемный носовой решетчатый люк с отверстием для фонарной стойки (или гоночного номера). Нижний конец стойки входит в гнездо башмака на форштевне.

В кормовой части шлюпки (рис. 8) на подлегарс опирается сиденье, на котором при движении под парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки. Параллельно транцевой доске в вертикальные направляющие башмаки вставляется съемная заспинная доска.

Между заспинной и транцевой досками у правого борта на деревянной накладке - книце, опирающейся на привальные и транцевый брусья, находится место старшины шлюпки при движении на веслах.

Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами - рыбинами , а между загребной банкой и кормовым сиденьем - кормовым решетчатым люком (рис. 8 и 9), состоящим из двух частей.


Рис. 8. Кормовая часть шестивесельного яла:
1 - утка; 2 - направляющий башмак; 3 - разрезной фасонный обушок для заводки фока-шкота; 4 - деревянная кница (место старшины шлюпки при движении на веслах); 5 - транцевый брус; 6 - кормовой рым; 7 - отверстие для цепного подъемного рыма; 8 - кормовое сиденье; 9 - кормовой решетчатый люк; 10 - пробка


На рыбинах и люке имеются упорки для ног гребцов. Для слива воды, скопившейся на дне шлюпки, под кормовым люком в обшивке имеется отверстие с вывинчивающейся пробкой (рис. 8). При спуске и подъеме шлюпки на борт корабля используются цепные подъемы (подъемные рымы).


Рис. 9. Рыбина:
1 - рыбина; 2 - упорка; 3 - стройка


Цепной подъем состоит из обуха, наглухо прикрепленного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма (рис. 10). За рымы закладываются гаки шлюпочных талей.


Рис. 10. Цепной подъем (цепной подъемный рым):
1 - рым; 2 -. стопорная планка; 3 - цепь; 4 - такелажная скоба; 5 - гайки; 6 -кильсон; 7 - болт; 8 - киль; 9 - обух; 10 - штырь


Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, а кормовой - через специальное отверстие в кормовом сиденье.


Рис. 11. Рулевое устройство:
1 - головка руля; 2 - чека с цепочкой; 3, 5 - петли с оковками; 4 - отверстие для сорлиня; 6 - перо руля; 7 - ахтерштевень; 8 - стержень; 9 рым кормового фалиня; 10 - сорлинь; 11 -румпель


Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройство (рис. 11), состоящее из навесного руля, деталей для его навески и румпеля (при движении на веслах используется изогнутый румпель, при движении под парусом - прямой).

Руль изготовлен из дуба и состоит из головки, пера и петель с оковками. Он навешен на стальной оцинкованный стержень, укрепленный на транцевой доске и ахтерштевне яла. В головке руля имеется квадратное отверстие для румпеля . Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля или румпелем. В пере руля имеется отверстие для сорлиня - небольшого линя окружностью 25 мм. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан узлом - кнопом, а второй привязан к рыму на ахтерштевне.


Рис. 12. Подуключина:
1 - планширь; 2 - подуключина; 3 - отверстие для уключины; 4 - деревянный заполнитель; 5 - привальный брус


Для крепления весел, мачты и снастей при управлении парусами, а также для других надобностей на корпусе шлюпки имеются следующие детали.

Подуключины - врезанные заподлицо в планширь угловые металлические оцинкованные планки с отверстиями для уключин (рис. 12).

Наметка - откидная металлическая скоба на шарнире для удержания мачты в вертикальном положении. Один конец наметки закреплен на мачтовой банке, другой, откидной, крепится к банке нагелем (рис. 13).

Степс - прикрепленная к кильсону металлическая наделка для установки нижнего конца (шпора) мачты. В углублении степса находится горизонтальный штырь, на который садится мачта желобом шпора (рис. 14).

Степсами называются также металлические наделки с отверстиями для уключин, которые иногда устанавливаются ниже привального бруса.

Вантпутенсы - металлические планки с проушинами для крепления вант. Расположены с внутренней стороны привальных брусьев по два с каждого борта (рис.20).

Разрезные фасонные обушки служат для закладки фока-шкотов. Расположены на планшире между заспинной и транцевой досками (рис. 8). На кницах сред- ней банки - фасонные обушки для заводки кливер-шкотов (рис. 7).


Рис. 13. Наметка:
1 - отверстие для нагеля; 2 - наметка; 3 - нагель


Гак на форштевне (галсовый гак) служит для осаживания и крепления кливер-галса (рис. 2 и 5).


Рис. 14. Кильсон со степсом и башмаками для стоек:
1 - башмак для стойки (пиллерса); 2 - штырь; 3 - степс; 4 - кильсон


Утки - металлические двурогие планки для крепления кранцев (рис. 8).

Швартовное устройство состоит из носового (на форштевне) и кормового (на ахтерштевне) рымов, к которым крепятся огоном фалини - тросы из растительных или синтетических волокон. Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.

На внутренней стороне транцевой доски находится обойма, а на кормовом сиденье - гнездо (или башмак ) для крепления флагштока (рис. 15).


Рис. 15. Детали на транцевой доске:
1 - флагшток; 2 - утка на флагштоке для крепления фала флага; 3 - металлические планки для крепления подвесного мотора; 4 - фасонный обушок для крепления леера: 5 - транцевый брус; 6 - металлическая пластинка с данными о мореходности шлюпки; 7 - кормовой фалинь; 8 - фасонная доска; 9 - гнездо для флагштока; 10 - флажный позывной; 11 - обойма для флагштока


Для подвески мотора на транцевой доске установлены две металлические планки. Для крепления леера при зачехлении шлюпки имеется фасонны й обушок.

Слева от ахтерштевня на транцевой доске прибита металлическая пластинка с данными о мореходности и пассажировместимости шлюпки, а справа накрашивается флажный позывной данной шлюпки.

Флажный позывной присваивается шлюпке приказом командира корабля (части) и состоит из сочетания двух флагов Шлюпочной сигнальной книги: верхний флаг обозначает букву, нижний - «Шлюпочный». Таким образом, флажные позывные имеют вид: А. Шл., Б. Шл. и т. д.


Рис. 16. Расположение флюгарки на транце


Кроме флажного позывного циркуляром начальника штаба флота шлюпке присваиваются флюгарка и цифровой позывной. Последний накрашивается на гоночном номере и пришивается к парусу. Порядок пользования позывными изложен в Шлюпочной сигнальной книге (ШСК).

В носовой части на привальном брусе правого борта прикреплена табличка с указанием типа шлюпки, завода- изготовителя, заводского номера и года постройки.

Флюгарки - круглые с деревянной окантовкой знаки (рис. 16), указывающие, какому кораблю (части) принадлежит шлюпка. Они располагаются снаружи обшивки в носовой части и на транце с обоих бортов.

Вперед
Оглавление
Назад

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО "ДЖЕКБОТ-МАСТЕР" (ИНН 6313548928 КПП 631301001) (далее – Оператор).1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта .
2. Основные понятия, используемые в Политике 2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники; 2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных); 2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://сайт;2.4. Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;2.5. Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://сайт;2.9..10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;2.11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;2.12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;2.13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя 3.1. Фамилия, имя, отчество.3.2. Электронный адрес.3.3. Номера телефонов.3.4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность.3.5. Адрес фактического места проживания и регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания.3.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).3.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
4. Цели обработки персональных данных 4.1. Цель обработки персональных данных Пользователя - информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; заключение, исполнение и прекращение гражданско-правовых договоров; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте; информирование Пользователя посредством отправки смс сообщений (исключительно с целью уведомления, носит информационный характер).4.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@сайт с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».4.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
5. Правовые основания обработки персональных данных 5.1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте . Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой. 5.2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. 6.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. 6.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. 6.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@сайт с пометкой «Актуализация персональных данных». 6.4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора info@сайт с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
7. Трансграничная передача персональных данных 7.1 Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных. 7.2 Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на− трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
8. Заключительные положения 8.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты [email protected]. 8.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. 8.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу

    КИЛЬ – основа шлюпки.

    ФОРШТЕВЕНЬ – носовое продолжение киля.

    ШПАНГОУТЫ – рёбра жесткости, придающие шлюпке поперечную прочность.

    КОРПУС – двойной пластиковый, с прослойкой из пенопласта.

    ТРАНЕЦ – кормовое завершение шлюпки.

    ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС – соединяет форштевень с транцем, усиливает прочность борта.

    ПЛАНШИРЬ – верхняя часть привального бруса.

    БУРТИК – предохраняет борт от удара о причал.

    СТАКАН С ОТВЕРСТИЕМ ДЛЯ СЛИВА ВОДЫ.

    БАНКА – сиденье для гребцов

БАКОВАЯ – для сигнальщиков

МАЧТОВАЯ – для баковых гребцов

СРЕДНЯЯ – для средних гребцов

ЗАГРЕБНАЯ – для загребных

КОРМОВОЕ СИДЕНЬЕ - для запасных

СИДЕНЬЕ ДЛЯ РУЛЕВОГО И СТАРШИНЫ – КНИЦА.

*******************************************************************************

КИЛЬ шлюпочный – продольный брус прямоугольного сечения, идущий по всей длине шлюпки. Служит для обеспечения продольной прочности борта. На киль ставятся шпангоуты. Название это на английском, голландском и немецком языках звучит одинаково. К нам этот термин попал еще при постройке голландцем Ван-Буковеном первого российского военного корабля «Орёл» (1667 г.). В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» привёл не только точное его объяснение, но и пословицу: «Лихо заложить киль, а кокоры (рёбра – т.е. шпангоуты) и добрые люди поставят».

Сложением слов образованы термины кильватер, кильблок. Попавшее к нам с эстонского языка слово КИЛЬКА также связано с килём, имеющимся в нижней части тела этой рыбешки.

ЗАКЛАДКА КИЛЯ – заложение основания судна, начало строительства.

КНИЦА – термин, с которого пошли обвинения в засорении «корабельного» языка бессмысленными иноземными словами. В голландском языке слова knie , knitje означают колено, коленка. В русских документах КНИЦА встречается впервые в «Росписи лесных припасов на один корабль», датированной 1698 г. Здесь сказано, что на один корпус надо заготовить «120 локотных кривуль – имянуются книс». В классическом кораблестроении кницы вырубались из подходящего по форме дерева с ответвлением. Кривули эти были довольно внушительными. В упомянутой «Росписи» сказано, что «исподний» (нижний вертикальный) конец заготовки бимсовой кницы должен быть в длину не менее 10 футов (1 фут – 30,5 см), верхний, отходящий под углом 90° - 7 или 8 футов («а толщиною как возможно сыскать»). «Локотная кривуля» - тоже не случайная игра слов. В голл. яз. существовал когда-то термин - кромхоут, где кром – значит кривое. Вот это кривое дерево и перевели, как «кривуля». А сравнение с локтем, очевидно, уже на совести переводчика.

Обзор модели яла-6 от ЛС Модел (Россия)


Производитель: ЛС Модел (Россия).
Масштаб модели: 1:36.
Длина модели: 175 мм.
Высота модели: 172 мм.
Ширина модели: 56 мм.
Материал: дерево, ткань, металл.
Источник: http://karopka.ru/community/user/16133/?MODEL=450369.

Здравствуйте!
Хочу представить вашему вниманию набор для сборки деревянной модели яла-6 с парусным вооружением в масштабе 1:36 от питерской фирмы LS Model (ЛС Модел).
Вначале информация о прототипе с сайта производителя набора. Ял-6 или шестивесельный ял - мореходная шлюпка с рейково-разрезным парусным вооружением, основными частями которого являются рангоут - мачта и реек, паруса - фок и кливер, стоячий такелаж - снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж - снасти для подъема и управления парусами.
Парусно-гребной ял предназначен для перевозки людей или лёгких грузов, для сообщения между судами или судно-берег, также используется в учебных или прогулочных целях, приводимый в движение вёслами и парусами. Чаще всего используется на внутренних водоёмах или в прибрежной зоне морей. Имеет следующие параметры: длина - 6,11 м, ширина - 1,85 м, мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная), длина 5,5 м, обшивка - типа «клинкер».

Теперь о самом наборе. Главными особенностями набора, на мой взгляд, являются, во-первых, крупный масштаб - 1/36, а во-вторых, клинкерная обшивка. Насколько я знаю, на момент выхода это был первый отечественный набор с клинкерной обшивкой. Также интересна конструкция стапеля. Он не внутренний, как у шлюпок Милании и Фальконета, а внешний. С одной стороны, так видимо будет удобнее точно и без перекосов собрать набор корпуса. С другой, далее, при наклейке обшивки, набор никак не будет зафиксирован, и скорее всего, будет гулять. Кроме того, в дальнейшем, стапель можно будет перевернуть и установить на него корпус, вставив выступы на киле в специальные пазы.
Размеры готовой модели: длина 175 мм, ширина 56 мм, высота 172 мм.
В состав набора входят:

  • Пластины с лазерной резкой из ореха, маккоре (красное дерево), анегри и стапель из фанеры.
  • Латунная пластина с фототравлением.
  • Кусок латунной проволоки сечением 0,9 мм.
  • Две катушки ниток для стоячего и бегучего такелажа
  • Готовые сшитые паруса.
  • Инструкция по сборке.

Пластины из ореха цельные. На них даны киль, шпангоуты, рангоут, вёсла и подставка. Обшивка дана из шпона маккоре 0,6 мм. Пластина из маккоре с планширем, рыбинами и транцем, а также пластина из анегри с кильсоном, подлегарсами, банками, буртиками, чаками и заспинной доской – клееные из двух слоёв шпона (вернее видимо сваренные плёнкой под термопрессом). Придётся быть осторожным при приваривании этих деталей термоаппликатором, т.к. от нагрева они могут расслаиваться.

На пластине с фототравлением даны оковка киля и форштевня, петли руля, уключины, кницы, рымы, гаки, утки, нагели и т.п.

Подробно хочу остановиться на парусах. С одной стороны, это готовые прошитые паруса со шкаторинами, риф-бантами и пришитым ликтросом. С другой стороны, прошивка идёт не по долевой нити ткани, шкаторины и риф-банты широковаты даже относительно шаблонов из инструкции, ликтрос пришит «в охват» а не сквозь, да и в таком масштабе уже можно шить паруса из отдельных полос ткани. В общем, для изкоробочной сборки паруса очень неплохи, а при желании можно сшить свои по шаблону, приведённому в инструкции.

Катушки нитей мне в наборе попались почему-то обе чёрного цвета, хотя на фотографиях сборки производителя бегучий такелаж светлый. Нити синтетические и довольно блескучие. Толстая - трёхпрядная, тонкая - двухпрядная.
После выпуска первого тиража, производить изменил дизайн обложки набора, а также стал комплектовать его точёным нагелями собственного производства. Они на фото в конце. Дизайн я взял из интернета, а нагели по моей просьбе мне прислал производитель.