Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые панели  /  Какие программы нужны для производства мебели корпусной. Основы проектирования корпусной мебели для новичков

Какие программы нужны для производства мебели корпусной. Основы проектирования корпусной мебели для новичков

Выездным проектировщиком кухонной и другой корпусной мебели может стать любой желающий. Это возможно благодаря тому, что каждый проектировщик самостоятельно определяет для себя ту глубину проектирования, до которой будет погружаться. Включая вариант нулевого погружения. Давайте последовательно рассмотрим основные задачи, которые решает выездной проектировщик.

  • 1.Поиск клиента
  • 2. Продажа встречи
  • 3. Консультирование
  • 4. Замер
  • 5. Эскизирование
  • 6. Проектирование
  • 7. Расчет стоимости
  • 8. Оформление документации (оплата заказа)
  • 9. Сопровождение заказа на производстве
  • 10. Контроль доставки
  • 11. Контроль монтажа
  • 12. Подписание актов приемки
  • 13. Сопровождение заказа в течение гарантийного срока
  • 14. Послегарантийное обслуживание

Некоторые выездные проектировщики самостоятельно изготавливают мебель и выполняют сборку и монтаж мебельного изделия . Но это редкие исключения. Более того, рекомендуется концентрироваться на минимуме задач. Только так можно повысить свою эффективность, а значит и производительность, что в итоге скажется на финансовом благосостоянии. Попытка всю работу сделать самостоятельно рано или поздно скажется на объеме продаж.

Для повышения объема продаж успешный выездной проектировщик рано или поздно задумается о делегировании задачи проектирования. Именно поэтому в рамках проекта обучения планированию мебели для , созданию по индивидуальным проектам потребителей любой друной корпусной мебели предлагаем данный учебник бесплатно - каждый успешный проектировщик является нашим потенциальным партнером. Когда встанет задача роста и возникнет вопрос о передаче этапа проектирования на аутсорсинг, то кандидатура нашего партнера будет занимать выгодное положение. В этот момент и можно говорить о том, что глубина погружения в проектирование становится нулевой. Теперь проектированием будут заниматься партнеры.

Подобный вариант может быть выбран изначально. Знакомство с материалами учебника позволяет понять тот объем работы и уровень ответственности, который возникает на этапе проектирования. И не каждый горит желанием становиться профессиональным конструктором мебели.

Практическое задание

Необходимо вышеприведенный список задач из 14 пунктов разбить на две части. В первой вы перечисляете те задачи, которыми хотели бы заниматься самостоятельно. Во второй - задачи, которые вы хотели бы передать партнерам.

По каждой задаче из второй части необходимо найти делового партнера.

Выйти на будущих партнеров можно по объявлениям, информации в СМИ, через Интернет, через предпринимательские организации и союзы, через мебельные салоны

2. Использование ламинированной ДСП в изготовлении мебели

Справочная информация

ДСП - древесно-стружечная плита. Это листовой материал, изготовленный путем горячего прессования древесных частиц, смешанных со связующим веществом. В качестве связующего применяют мочевино-формальдегидные, фенол-формальдегидные и другие смолы. Изготавливают ДСП из различной стружки и других отходов лесопильного, деревообрабатывающего и фанерного производств. Плостность плиты ДСП находится в диапазоне от 550 до 850 кг/м3.

Производство ДСП зародилось в конце 30-х годов ХХ века в Германии и Швейцарии. Причиной подобного прогресса считают резкое уменьшение лесных ресурсов в Европе. Специалисты называют два достоинства ДСП - легкость обработки и экономичность.

ДСтП классифицируют следующими способами:

1. сорт

Различают плиты 1 сорта, 2 сорта, а также несортную плиту, используемую, как правило, в строительных целях. Для мебели используется ДСП 1-го сорта. По ГОСТ 10632-89 такое ДСП не должно иметь углублений или выступов, царапин, парафиновых, пылесмоляных или смоляных пятен, сколов кромок, выкрашивания углов, недошлифовки, волнистости поверхности. Толщина плиты - 10-26 мм.

2. марка

Марки характеризуются физико-механическими характеристиками. Наиболее качественной является марка П-А. Она также отличается более низкой шероховатостью, более низким процентом разбухания и более высокой прочностью на изгиб и растяжение.

3. вид поверхности

Во-первых, их разделяют по типу наружного слоя - крупная стружка, обычная поверхность или же мелкоструктурная поверхность. Например, более качественной считается ДСП, у которой мелкоструктурная поверхность (по торцу у нее видно, как внутри ДСП рыхлая, а к поверхности уплотняется).

Во-вторых, плиты разделяют по облицовке. Она может отсутствовать совсем (используется для строительных нужд), может быть декоративное покрытие из пленок, шпона, ламината (бумажно-слоистого пластика) и лака.

Наиболее популярно ламинированное ДСП. Это ДСП, облицованная пленкой на основе термореактивных полимеров (бумажно-смоляными пленками).

Альтернативы ламинированию - каширование и шпонирование. Каширование менее надежно, чем ламинирование (нередко происходит отслоение пленки), а шпонирование значительно повышает стоимость ДСП.

4. класс эмиссии формальдегида

ДСП разделяют на классы Е1 (до 10мг формальдегида в 100г сухой плиты) и Е2 (от 10мг до 30мг формальдегида в 100г сухой плиты). ДСП класса Е2 запрещена в производстве детской мебели. Так же запрещено производство ДСП с содержание формальдегида более 30мг в 100г сухой плиты.

5. степень обработки

Если не вдаваться в цифры, то разделяют на шлифованную ДСП и нешлифованную.

6. водостойкость

ДСП делят на обычную и повышенной водостойкости. Последние в маркировке имеют букву "В". Водостойкость ЛДСП придает парафиновая эмульсия, которая вводится на этапе прессования плиты.

Измеряют водостойкость разбуханием плиты за 24 часа. У обычной плиты марки П-А - разбухание составляет 22%. У обычной плиты марки П-Б - 33%. У водостойкой ДСП - до 15%.

7. другое

Путем добавления различных веществ получают новые виды ДСП с требуемыми свойствами. Например, огнестойкие.

На данный момент в Беларуси, России и Европе ДСП является основным материалом, используемым в производстве корпусной мебели. В чистом виде ДСП практически не используется, применяется в основном ЛДСП - ламинированная ДСП. При этом мебельщики употребляют как сокращение "ЛДСП", так и "ЛДСтП". Исходя из того, что покупатель все же привык к термину ДСП, выездной проектировщик вынужден использовать именно эту аббревиатуру.

Чаще всего дизайнерами и мебельщиками Минска применяется ЛДСП 1-го сорта марки П-А класса Е1 с ламинированным покрытием. Используются плиты толщиной 10мм, 16мм, 25мм.

Практическое задание

Получить от партнера-производства образцы ЛДСП.

3. ДЕТАЛИ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ

Детали из ЛДСП принято делить на детали простой и сложной формы. Существует ряд правил и ограничений, которые определяют возможный вид деталей сложной формы. Они связанны с производственными возможностями и эксплуатационными характеристиками изделий и фурнитуры.

Термины и определения

Деталь сложной формы - деталь, у которой хотя бы один из углов не равен 90° и (или) одна из сторон имеет форму, отличную от прямолинейной.

Пласть - наибольшая поверхность плиты.

Кромка - узкая боковая поверхность плиты.

Облицовывание кромки - процесс покрытия кромки плиты кромочным материалом с целью улучшения внешнего вида, физико-механических и потребительских свойств.

Кромочный материал - полосовой или рулонный материал, предназначенный для облицовывания кромок плит.

Размер 1 - это расстояние, измеренное в направлении, параллельном направлению текстуры материала.

Размер 2 - это расстояние, измеренное в направлении, перпендикулярном направлению текстуры материала.

Заготовка - это прямоугольный фрагмент плиты, в контур которого должна вписаться деталь с учетом назначенных технологических припусков на обработку.

Присадка - совокупность отверстий в мебельных деталях или процесс сверления этих отверстий.

Паз - выемка, углубление в какой-либо детали, куда вставляется выступ другой детали.

Крепежный узел - это совокупность деталей (фурнитуры), обеспечивающих неподвижность соединения конструкций.

Эскиз - плоское изображение детали, выполненное в соответствии с требованиями правил по оформлению эскизов.

Облицовывание кромок деталей

Кромки деталей облицовываются кромочным материалом (рис.1). В корпусной мебели наиболее распространен кромочный материал толщиной 2 мм.

Облицовывание кромок мебели

Рис.1. Облицовывание кромок деталей

Сложные детали обрабатываются кромочным материалом после операций фрезерования.

При облицовывании кромочным материалом толщиной 2 мм в местах стыков кромочных материалов формируется фаска 2х2 мм. При использовании кромок толщиной 0,4 и 1 мм фаска не формируется.

Основные технологические ограничения

Детали прямоугольной формы (Egger)

Максимальный размер детали:

вдоль волокон. . . . . . . . . . 2770x1400 мм

поперек волокон. . . . . . . . . . 1400x2040 мм

Минимальный размер детали. . . . . . . . . . . . . . 100х50 мм

Минимальная величина стороны, предназначенной для облицовки кромочным материалом - 100 мм.

Детали сложной формы (Egger)

Максимальные размеры заготовки:

вдоль волокон. . . . . . . . . . 2770x1200 мм

поперек волокон. . . . . . . . . . 1200x2040 мм

Допустимый размер сужения детали - 100мм (рис.2).

Рис.2. Допустимое сужение

Внутренние углы недопустимы. Необходимо сопряжение дугой (рис.3).

Рис.3. Внутренний угол

Максимальный радиус внешней и внутренней дуги - 10000 мм

Минимальная величина стороны для облицовывания - 100 мм

Минимальный радиус внешней дуги - 50 мм

Минимальный радиус внутренней дуги - 80 мм

Практическое задание

1) Получить от партнера-производства образцы кромочного материала.

2) Согласовать с производством основные технологические ограничения. Оформить в виде таблицы

4. ВЛИЯНИЕ КРОМКИ НА РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ

Для ЛДСП 16 мм в основном применяется кромочный материал (далее, кромка) толщиной 2 мм и шириной 19 мм. При обработке детали излишки кромки срезаются, при этом формируют фаску (рис.1). Отсюда два важных вывода:

  • - кромка уменьшает размер деталей;
  • - фаска на кромке детали требует изменения габаритов соседних деталей.

То, что толщина кромки уменьшает размер детали, очевидно. Например, если требуется сделать боковину шкафа-купе глубиной 600 мм, то получить такой габарит детали при использовании кромки толщиной 2 мм можно только за счет того, что глубина самой детали (пильный размер) будет равна 598 мм. Если такую кромку наносить не только на переднем, но и заднем торце детали, то размер детали будет 600-2-2=596 мм.

Использование конструкторских мебельных программ позволяет забыть про эти "мелочи" - деталь проектируется в размер 600 мм, затем на указанные торцы наносится кромка и программа сама высчитывает пильные размеры детали.

Немного сложнее обстоит дело с влиянием кромки на соседние детали. На рис.4 показан пример, когда детали размещены без учета толщины кромки (например, боковина в разрезе справа и полка слева).

Рис.4. Появление зазора из-за снятой фаски кромки

Возникший зазор портит внешний вид изделия. Поэтому деталь слева утапливается на 2 мм (рис.5).

Рис.5. Правильное расположение деталей.

Учитывая, что деталей может быть много и располагаться они могут по отношению друг к другу весьма разнообразно, требуется определенная внимательность в определении габаритов деталей. На рисунке 6 показан пример учета толщины кромки.

Рис.6. Конструкция без зазоров кромки

На рисунке 6 детали 1 формируют габарит по ширине и глубине. Допустим, что размеры деталей 1 следующие: ширина 600 мм, глубина 300 мм. И также допустим, что кромка 2 мм наносится только с лицевой части изделия. В этом случае глубина боковин 2 будет 298 мм. Полка 3 утапливается на 2 мм уже по отношению к боковинам 2. Поэтому глубина детали 3 будет 296 мм. Следовательно, перегородка 4 будет проектироваться глубиной 294 мм, а полка 5 - 292 мм. Таким образом, из-за толщины кромки разница по глубине между деталью 1 и 5 составила 8 мм!

Надо отметить, что подобный принцип не всегда можно применять. Бывают исключения, когда проектировщик вынужден делать детали одинаковой глубины и жертвовать эстетикой ради функциональности. Либо с эстетической точки зрения приходится выбирать меньшее зло. К счастью, у проектировщика всегда есть возможность "поиграть" с деталями и изменить конструкцию. Поэтому исключения весьма редки.

Точно также следует учитывать кромку толщиной 1 мм.

Кромкой толщиной 0,4 мм обычно пренебрегают (особенно в кухонных модулях). Тем не менее, рекомендуется за исключением кухонных модулей, относится к кромке толщиной 0,4 мм как к кромке толщиной 1 мм. Т.е. утапливать соседние детали на 1 мм вглубь. Делать это необходимо по той причине, что погрешность пиления и присадки в сумме составляет 0,5÷ 1 мм. Не утопив детали, вполне возможна ситуация, например, когда полка окажется выступающей по отношению к боковинам и станут заметны необлицованные торцы.

Практическое задание

Создать в конструкторской программе* несколько проектов с различной комбинацией перегородок и полок, учитывая толщину кромки 2 мм.

В среде мебельщиков Минска чаще всего для проектирования используется конструкторская программа "Базис - мебельщик". В дальнейших занятиях любое упоминание о программном обеспечении будет подразумевать под собой программные продукты "Базис".

5. КРЕПЕЖ

Для проектирования и сборки мебели по ингдивидуальным проектам используется следующий крепеж

  • Уголок пластмассовый. Используется для крепления деталей из ЛДСП под прямым углом в любых плоскостях - боковины, полки и т.п. Также используется для крепления деталей из ЛДСП к стенам помещения. Уголки ставятся произвольно, исходя из особенностей конструкции изделия. Рекомендуется размещение уголков на расстоянии не менее 50 мм от края деталей и с шагом примерно 500 мм.
  • Шуруп конфирмат . Т образное крепление. Г образное крепление. Рекомендуется установка 2-ух конфирматов в месте соединения двух деталей. Например, при размещении полки между боковинами на полку потребуется 4 конфирмата (два для крепления с левой боковиной и два - с правой боковиной). При соединении крупногабаритных деталей (например, соединении боковины шкафа и консоли), расчёт конфирматов необходимо производить из условия размещения конфирматов с шагом 300-500 мм.
  • Стяжка межсекционная . Фиксация прилегающих по пласти деталей. Рекомендуется 4 штуки. При соединении крупногабаритных деталей (например, двух боковин шкафов-купе) стяжки рекомендуется размещать через 1000 мм.
  • Эксцентриковая стяжка Rastex 15 Используется для крепления деталей из ЛДСтП под прямым углом в любых плоскостях - боковины, полки, задние стенки и т.п. Крепится аналогично конфирмату.
  • Шкант деревянный . Основное применение - совместно с Rastex при соединении деталей, одна из которых лежит в вертикальной плоскости, а другая - в горизонтальной. Применяется также при необходимости изделия с невидимым крепежом (не рекомендуется)

Применение эксцентриковых стяжек Rastex и VB позволяет не только улучшить внешний вид изделия (большинство заказчиков негативно относятся к видимым уголкам), но и решить проблему многократного демонтажа изделия. В то время как саморезы будут выкрашивать ДСП с каждым разом делая крепление менее надежным, эксцентриковая стяжка полностью сохраняет свои свойства, так как исключаем из самого процесса демонтажа работу с плитой.

Помимо прочего мы не указали следующий крепежный ассортимент: металлические уголки, саморезы, дюбеля, крепление в гипсокартон и т.д. Считается, что данный крепеж востребован исключительно на монтаже, поэтому проектировщиком не учитывается. Любая монтажная бригада имеет солидный запас такого крепежа.

Эксцентриковую стяжку RASTEX можно ставить на полки шириной до 900мм. Применяется для скрепления любых элементов изделия. Настоятельно рекомендуется использовать в паре со шкантом.

Эксцентриковая стяжка VB 35 применяется в основном для крепления полок к боковинам, можно ставить на полки шириной не более 800мм.

Конфирмант - самое распространенное крепление. Применяется либо внутри изделий, либо на лицевых поверхностях, не видимых после монтажа изделия.

Пластмассовый уголок самый применяемый крепеж. Имеет морально устаревший внешний вид. С помощью пластмассовых уголков можно крепить элементы шкафа между собой, а также осуществлять крепление конструкции к стене. Способны выдерживать достаточно большие нагрузки на полку (1 уголок может выдерживать до 30 кг.) Ширина полки при креплении пластмассовыми уголками не должна превышать 900мм. В корпусной мебели уголки распространены в связи с неправильной геометрией помещений и в связи с необходимостью крепежа деталей к стенам помещения.

Деревянный шкант в основном используется для крепления элементов конструкции с повышенными эстетическими требованиями. Этот крепёж не может выдерживать большие нагрузки. В основном используется для скрепления деревянных ящиков, для сборки кухонных коробов имеющих лицевые стороны. В ответственных конструкциях необходимо использовать в паре с RASTEX.

Практическое задание

1) Получить от партнера-монтажника подробную информацию о крепеже, им применяемом. Получить консультацию и примеры применения того или иного вида крепежа.

2) Согласовать с партнером-производством используемый в конструкциях крепеж. Производство должно быть оснащено оборудованием (присадочный станок), сверлами, фрезами и другим необходимым инструментом.

6. ФАСАДЫ И ЗАЗОРЫ

Фасады делятся на две группы - вкладные и накладные.

Накладной фасад или же вкладной определяют относительно детали, на которой устанавливаются петли для фасада. Если фасад накладывается на такую деталь, то он называется вкладной и для него требуются накладные петли. На рисунке 7 показан вкладной фасад, а на рисунке 8 - накладной. В обоих случаях фасад распашной и петли крепятся на левую боковину.

Рис.7. Вкладной фасад

Рис.8. Накладной фасад

Как только речь заходит о фасадах, тут же необходимо вспоминать о зазорах. Зазор - это расстояние между фасадом и окружающими деталями. На рисунке 9 показан зазор между вкладным фасадом и боковиной, между фасадом и крышей. Как видно из рисунка зазор равен 2 мм. Это величина является стандартной для большинствыа мебельщикови проектировщиков мебели под заказ.

Рис.9. Зазоры вкладного фасада

Рис.10. Зазоры накладного фасада

На рисунке 10 показаны зазоры накладного фасада. При этом варианте двух распашных дверей встает вопрос, какой зазор выдерживать между фасадами. На рисунке он показан как 2 мм. На самом деле зазор между фасадами рекомендуется 4 мм.

Почему? Как видно, если рядом с данной конструкцией поставить еще одно изделие с распашными фасадами, то зазор между крайними фасадами модулей станет 4 мм - у одного до боковины 2 мм и у второго фасада ровно столько же. Зазоры же должны быть одинаковыми. Поэтому увеличение зазора между фасадами одного модуля положительно скажется на внешнем виде конструкции в целом.

Помимо прочего увеличенный зазор до 4 мм не ограничивает регулировку фасадов и компенсирует погрешности пиления и присадки.

Практическое задание

Создать в конструкторской программе несколько проектов с различной комбинацией фасадов.

7. ДВП И ПАЗЫ

ДВП - древесноволокнистая плита. Производство ДВП было начато достаточно давно - в 1922 году, в США. Также ДВП очень часто называют оргалитом (органическим камнем). Это листовой материал, изготовляемый в процессе горячего прессования массы из древесных волокон, уложенных в виде ковра. Волокна представляют собой отдельные клетки тканей, их обрывки или группы клеток древесины получаемые пропаркой и размолом древесины. Именно поэтому обратная сторона ДВП напоминает "сеточку". Кстати из-за подобной технологии ДВП нельзя изготавливать большой толщины.

Для улучшения свойств ДВП в листы добавляют синтетические смолы.

У ДВП свой узкий спектр назначения - задние стенки корпусной мебели, дно ящиков. В отличие от фанеры, которую тоже можно использовать в этих целях, ДВП более дешево и долговечно.

Учитывая, что основная область применения ДВП это задние стенки и дно ящиков, то необходимо рассмотреть вопрос пазов.

Паз - это углубление (пропил) в каком-либо материале.

Для ДВП паз делается шириной 4 мм и глубиной 8-10 мм.

Какая связь задней стенки из ДВП с пазованием? Да, заднюю стенку из ДВП можно просто прибить на гвозди. А можно сделать в боковинах пазы и "спрятать" заднюю стенку в паз. Это позволяет улучшить внешний вид изделия - при обзоре конструкции сбоку задняя стенка не будет видна.

Таким образом, пазовать боковины и другие детали под заднюю стенку имеет смысл только тогда, когда доступен обзор конструкции сбоку. В остальных случаях задняя стенка на гвоздях - более экономичный и простой вариант.

Рис.11. Пазы в боковине и полу под заднюю стенку ДВП

Рис.12. Задняя стенка из ДВП, установленная в пазы. Вид спереди.

На рисунке 12 можно заметить, что задняя стенка делается несколько меньше, чем глубина паза. Это позволяет облегчить процесс установки задней стенки в паз. Рекомендуемый зазор - 1÷2 мм.

Установка задней стенки в паз широко применяется в кухонной мебели, читайте по ссылке полезный материал Кухни.бел.

Практическое задание

1) Создать в конструкторской программе несколько проектов с различными пазами.

2) Создать в конструкторской программе проект с установленной задней стенкой в паз.

В этой статье:

Использование программного обеспечения в разы облегчает проектирование моделей, раскрой мебельных листов и изготовление деталей при производстве мебели.

Более того, создание мебели с помощью специальных программ ускоряет процесс подготовки комплекта сметной, бухгалтерской и графической документации более чем в 10 раз (по сравнению с ручным трудом).

Сегодня точность раскроя доступна и без применения ЧПУ-станков, достаточно обзавестись персональным компьютером и освоить одну из специальных программ. Какую именно? Предлагаем обзор шести наиболее популярных программ, демо-версии которых можно найти в свободном доступе на просторах Интернета.

Программа «Объемник – мебельное предприятие»

При первом знакомстве с программой сразу становится понятным, что программа очень современная и продвинутая. Работает на Windows, MacOS и Linux.

Начало работы с программой ОБЪЕМНИК

Основные компоненты программы:

1. Графический редактор

В программе легко проектировать любую мебель. Достаточно перетянуть элементы с правой панели в рабочую зону. Как видно из видео ниже, можно также вручную переносить тумбы, используя функцию сдвиг. Поработав минут 15-20 понимаешь, что все очень удобно и продумано.

При первом знакомстве с программой используйте вид сверху, так легче сориентироваться. Также интересная функция: если щелкать правой кнопкой во время сдвига, то тумба вращается на 45 градусов с каждым щелчком.

Какая мебель в программе уже представлена: это кухни в массиве дерева, в пластике, в рамочных профилях, интересные гнутые фасады, целый набор различных шкафов – купе, распашные, ортопедические основания, есть различные панели, из которых также составляется мебель. Можно создать любую модель свою, либо использовать готовые модели из предложенных разработчиком.

По итогу документ сохраняется в базу заказов, но помимо этого в программе есть так называемое CAD-меню, расширяющее форматы сохранения и загрузки 3D-моделей: IGES, STEP, STL, VRML.

2. Раскрой листовых материалов

После создания проекта мебели детали отдаются в раскрой. Здесь несколько режимов расчета, работа с остатками ЛДСП, настройки толщины режущей части, поперечного или продольного реза.

Плюсы:

  • легкость в освоении без каких-либо специальных навыков;
  • полная база материалов и моделей, добавление своих материалов;
  • раскрой в комплекте;
  • неплохая графика;
  • есть сложные построения для продвинутых пользователей: создание контуров, поверхностей, вычитания и сложения геометрических тел;
  • форматы 3Д моделей для добавления в программу и вывод на 3Д принтер или на станок с программным управлением.

Минусы:

  • программа платная, но по очень доступной цене, по сравнению с аналогами. На момент написания обзора цена за полный комплект составляет 10900 рублей, за все сразу.

PRO100 - просто и понятно

Программа для проектирования мебели с возможностью её виртуальной расстановки в конкретном интерьере. Оптимальный вариант для работы с клиентом. С её помощью можно составить список всех необходимых материалов и фурнитуры, выполнить деталировку изделия с последующим экспортом в программы раскроя, получить проекции с нанесением размеров и возможностью распечатки в любом удобном ракурсе. Есть возможность работы со сложными деталями: радиусными, ассиметричными, с косыми срезами.

Плюсы:

  • интуитивно понятный интерфейс, с помощью которого даже без специального обучения можно разобраться в работе программы;
  • отличная 3D визуализация незаменима как для дизайнера, так и для менеджера по продаже, задача которого - убедить клиента здесь и сейчас, что выбранная им мебель идеально впишется в интерьер его квартиры (Рис. 1);
  • множество вспомогательных инструментов, с помощью которых можно быстро построить интерьер по заданным параметрам и расположить в нем новую мебель;
  • возможность пользоваться как готовыми модулями (в программе уже «забиты» стандартные образцы модулей, используемых в производстве корпусной мебели , окон, дверей и т.д.), так и строить свои собственные нестандартные интерьерные детали и сохранять их в каталоги библиотек (Рис. 2);
  • высокое качество картинки, максимально приближенное к фотографии, включает возможность регулировать интенсивность освещения, прозрачность материалов, наличие тени и отражений;
  • есть функция расчета предполагаемой стоимости будущей мебели, для адекватной работы которой достаточно правильно настроить программу, предварительно вбив цены на фурнитуру, материалы и расходники (Рис. 3).

Минусы:

  • не имеет набора «привязок» (маркеров, отмечающих нужные точки – центр предмета, пересечение линий и т.д.), с помощью которых можно более точно позиционировать деталь;
  • нет функционала для нанесения кромок;
  • нет возможности создать карту присадок - чертежей со схемами крепежей или сверления отверстий в каждой детали;
  • PRO-100 программа платная, в свободном доступе можно встретить только демо-версию с ограниченным функционалом;
  • хотя PRO-100 позиционирует себя как программу для проектирования мебели, она больше подходит для работы с клиентом.

Базис-Мебельщик

Эта программа считается лидером мебельного софта.

«Базис-Мебельщик» - главный модуль для виртуального создания моделей корпусной мебели любого уровня сложности на профессиональном уровне. С его помощью можно составить полный комплекс чертежей, карту раскроя, получить конкретные рекомендации по установке крепежей, вплоть до указаний по облицовке кромкой панели. Кроме него в комплекс вошли ещё шесть модулей, подобранных для различных видов мебельного бизнеса.

Названия говорят сами за себя.

Модули программы

«Базис-Шкаф» - модуль для параметрического проектирования — изменения геометрических соотношений и различных конструктивных схем корпусной мебели. С его помощью можно получить полноценную проекцию шкафа за 5-10 минут (Рис. 4);

«Базис-ЧПУ» - специализированная программа для раскроя и присадки деталей, смоделированных в основном модуле, на ЧПУ и фрезерно-присадочных центрах по изготовлению мебели (Рис. 5);

«Базис-Раскрой» - софт для создания карт раскроя по всем необходимым параметрам: площадь и размеры заготовок, количество резов и их точная длина, выход «полезных» обрезков, количество отходов и т.д. (Рис. 6);

«Базис-Смета» - удобный инструмент не только для расчета материальных затрат на единицу продукции, но и анализа интеллектуальных, трудовых и прочих расходов, возникающих при ведении хозяйственной деятельности. При правильных начальных настройках, последующие расчеты программа производит автоматически, позволяет подстраивать вручную бланки документации, экспортировать документы и расчетные данные в 1С:Предприятие (Рис. 7);

«Базис-Салон» - программа для работы с заказчиками непосредственно в магазине мебели. Благодаря простому функционалу продавец быстро создаст и представит на суд клиента фотореалистичное изображение будущего изделия, рассчитает стоимость, передаст информацию о новом заказе в производство (либо команду отгрузить готовую продукцию со склада) (Рис. 8);

«Базис-Склад» - программа учета материальных ценностей, дополняющая бухгалтерские программы, но дающая более развернутую информацию о приходе-расходе, внутреннем движении, остатках и видах материалов и т.д (Рис. 9).

Плюсы «Базис-Мебельщика»

  • отличный графический редактор, с помощью которого можно получать профессиональные чертежи и схемы для раскроя, изготовления деталей и сборки (Рис. 10);
  • возможность создания собственных библиотек;
  • реализована функция автоматической привязки маркера;
  • есть возможность использования определенных фрагментов часто повторяющихся элементов для создания мебельных комплексов;- карты присадок выводятся автоматически, есть ручное редактирование;
  • удобная расстановка крепежа с возможностью создания аналоговых схем (Рис. 11);
  • модули могут работать как автономно, так и в комплексе. С их помощью можно максимально оптимизировать рабочее время и автоматизировать производство на каждом этапе – от приемки заказа до выдачи готовой продукции.

Минусы:

  • самый глобальный недостаток – высокая цена ПО;
  • недостаточно хорошая визуализация – проигрывает по сравнению с функционалом PRO100;
  • сложность при освоении.

К примеру, чтобы изготовить шкаф, начинать работу необходимо с виртуальной визуализации проекта в «Базис-Шкафу», затем экспортировать его в «Базис-Мебельщик», чтобы проработать сложные элементы. После чего – рассчитать стоимость в «Базис-Смете», создать карты раскроя и присадки в «Базис-Раскрое», вывести остаток материала в «Базис-Склад»…

Словом, без предварительной подготовки или курса обучения разобраться довольно сложно.

Программа WOODY для проектирования мебели

Отличный вариант для начинающих проектировщиков и мебельщиков, которые планируют изготавливать мебель профессионально при минимальном наборе оборудования.

Плюсы:

  • максимальная простота в эксплуатации, понятный интерфейс;
  • автоматизированное составление спецификаций с размерами деталей (габаритными и пильными);
  • есть возможность расчета расхода материалов в количественном и стоимостном выражении (Рис. 12);
  • полностью автоматизированный процесс составления чертежа раскроя, который позволит изготовить мебель без ошибок, максимально качественно;
  • хорошая база материалов, фурнитуры, креплений, библиотеки готовых моделей (которые при необходимости легко изменяются под свои потребности)
  • есть функция 3D дизайна;
  • возможность вывода каждой детали со схемой разметки под крепеж и комплексного сборочного чертежа.

Недостатки:

Основной минус такой простой и удобной во всех отношениях программы весьма значителен – она лишена технической поддержки, потому что разработчики (ИнтеАр ЛДТ) отказались от развития софта. У WOODY нет ни обновлений, ни новых версий, обеспечение постепенно устаревает и уже не совместимо со многими операционными системами.

Астра – мебельный конструктор

Программа, специально разработанная для малого и среднего бизнеса. С её помощью можно выполнять проектирование мебельных комплексов или отдельных деталей, сохранять созданные проекты в специальной библиотеке, располагать виртуально мебель в 3D интерьере. По сути, это аналог программы PRO100: более дешевый софт с улучшенными функциями раскроя и присадки, но с куда меньшими возможностями дизайнерского плана.

Состоит из нескольких отдельных модулей:

  • «Астра-Раскрой» - для составления чертежей раскроя и карт присадки;
  • «Астра-Конструктор» - для визуализации объекта;
  • «Astra S-Nesting» - для изготовления сложных радиусных деталей и раскроя нестандартных произвольных форм (Рис. 13).

Плюсы:

  • подбор вариантов наиболее экономного раскроя для минимизации отходов;
  • автоматическая расстановка крепежных деталей с возможностью ручной корректировки;
  • возможность нанесения кромки (в версиях 2.0 и выше) - автоматическое формирование комплекта чертежей (схемы деталей и аксонометрический вид изделия), технической документации для каждой детали, которая включает: спецификацию заказа, ведомость о наличии необходимых материалов, спецификацию оклейки кромок деталей, расчет выполненных работ и израсходованных материалов, этикетки для маркировки;
  • карты раскроя деталей можно составлять по отдельности или выводить на один лист;
  • есть возможность автоматизированной проверки правильности раскроя и стыковки деталей (Рис. 14);
  • можно рассчитать ориентировочную стоимость изделия, учитывая расход основных материалов;
  • бесплатные демо-версии модулей – вполне рабочий вариант, которые отличаются от платных софтов только невозможностью передачи данных между модулями (например, из «Астра-Конструктор» в «Астра-Раскрой»).

Недостатки:

  • в расчетах стоимости не учитывается фурнитура;
  • не все видеокарты поддерживают версии OpenGL - библиотек для программы Астра-Конструктор, в результате чего дорогостоящее ПО может просто не запускаться или «тормозить» при работе;
  • довольно «скромная» библиотека готовых вариантов, по сравнению с аналоговой RPO100;
  • достаточно сложна начальная подготовка - без заполнения и ввода детальной информации программа не будет работать.

KitchenDraw

Специализированная программа для моделирования и дизайна кухонной мебели, а также - ванных комнат. Позволяет создавать сложные профессиональные проекты для нестандартных планировок, «нарисовав» интерьер с нуля до малейших деталей. А типовую кухню в ней можно спроектировать за несколько минут, воспользовавшись обширными каталогами библиотек, подкорректировав размеры и геометрию мебели.

Плюсы:

  • на сегодняшний день KitchenDraw дает лучшую 3D-визуализацию и самые красочные псевдофотографии среди всех доступных программ-конструкторов;
  • автоматическое составление графического чертежа мебели (Рис. 15);
  • автоматический подсчет стоимости проекта (Рис. 16);
  • быстрое моделирование трехмерной сцены (включая подбор цвета плитки, создание бликов и освещенности зон), благодаря большой библиотеке готовых трехмерных моделей;
  • есть возможность экспорта готовых чертежей в другие программы с детализацией раскроя.

Недостатки:

  • особенность программы: почасовая оплата. То есть, нет определенной стоимости софта, за использование необходимо платить ровно столько, сколько времени программа работала (час работы в программе стоит около €3, но при активном использовании цена уменьшается);
  • нет карт раскроя, присадок, возможностей точного расчета себестоимости и прочей детализации, необходимой для учета и непосредственно для изготовления мебели, но эта проблема решается с помощью связки с другими программами.

Размеры мебельных изделий и отдельных элементов обусловлены функциональными связями человек – мебель, которые можно характеризовать тремя факторами: соразмерностью мебели человеку; соразмерностью мебели габаритам предметов, для хранения которых она предназначена; организацией пространства, обусловленной планировочными параметрами помещений, размерами (в плане) установленной в помещении мебели, размерами человека и оптимальными проходами. При этом соразмерность мебели человеку проявляется в организации пространства, необходимого человеку при различных статических положениях его тела, а также движений, связанных с тем или иным бытовым или трудовым процессом.

В конструировании мебели анализ перечисленных связей базируется на положениях эргономики, которая служит базой в процессе размеро– и формообразования изделий мебели с использованием данных антропометрии, физиологии, инженерной психологии и гигиены труда.

Что же такое – эргономика? Французский ученый Бернард Мец так определил понятие эргономики: «Эргономика – это наука плюс техника. Предмет эргономики – деятельность человека-труженика и человека-потребителя. Цель эргономики как техники – оптимизация условий труда».

У нас идею создания этой особой научной дисциплины выдвинул в 1921 г. психолог В. Н. Мясищев, но лишь в 50-х годах эргономика начала развиваться как самостоятельная научная дисциплина. Термин «эргономика» (в США – «человеческая инженерия», в ФРГ – «антропотехника») английского происхождения.

Целью эргономики как прикладной науки является приспособление труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создает угрозы здоровью человека и выполняется при минимальной затрате биологических ресурсов.

Эргономические свойства человека определяют и эргономические требования к промышленному изделию, которые возникают в процессе разработки, конструирования и эксплуатации изделия. Гармоничное соотношение всех звеньев системы человек – орудие труда или производственная среда можно обеспечить только при комплексном подходе, который возможен в результате использования достижений технических наук и наук, связанных с человеком. В эргономических исследованиях особенно важно единство человеческого и технического аспектов.

Наиболее близкой к эргономике наукой является инженерная психология, которая изучает психические процессы и свойства человека, именно она формулирует требования к орудиям труда и технологии. Важную роль в рационализации трудовой деятельности человека играет и психология труда, определяющая взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда. Значение имеют данные физиологии труда, характеризующие изменения в организме человека во время трудовой деятельности. Необходимо также учитывать данные гигиены труда, способствующие созданию наиболее благоприятных условий, обеспечению трудоспособности и здоровья человека.

Итак, неотъемлемой частью процесса конструирования мебели является учет требований эргономики. Среди видов эргономических требований, предъявляемых при проектировании мебели, необходимо выделить следующие:

– антропометрические требования, которые определяют соответствие изделия антропометрическим данным, характеризующим размеры человеческою тела и физиологически рациональную позу, способствующую наиболее эффективному выполнению человеком определенной работы и предохраняющую его от быстрого утомления;

– гигиенические требования, характеризующие гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с изделием и окружающей средой;

– психологические требования, которые определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека;

– физиологические требования, определяющие соответствие изделия физиологическим свойствам человека, например характеру мускульного утомления;

– психофизиологические требования, которые определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека, например психофизиологическое воздействие цвета.

Теоретически обосновывая наилучшие условия деятельности человека, эргономика помогает создавать наиболее удобные изделия.

Антропометрические факторы и конструирование мебели

При нормировании размеров предметно-пространственной и бытовой среды центром, или отправной точкой, является человек, поэтому при установлении размеров мебели необходимо знать основные антропометрические признаки человека, которые определяются с учетом возрастных, половых, территориальных и других факторов.

Антропометрические признаки устанавливаются исходя из соотношений размеров тела человека в статических положениях стоя и сидя.


Рис. 1 . Антропометрические признаки мужчин


Антропометрические данные нестабильны во времени и требуют уточнения при проектировании изделий мебели для конкретного территориального района и особенно индивидуальной мебели.

При проектировании мебели необходимо помнить, что пространство, занимаемое человеком при различных его положениях, зависит не только от размеров тела, но и от вида совершаемого действия, параметров окружающих предметов и помещения.




Рис. 2 . Пространство, занимаемое человеком при различных положениях в процессе труда и отдыха


Связь размеров мебели с размерами человека проявляете также в габаритах предметов, для хранения и размещения которых они предназначены. Функциональные размеры бытовой мебели регламентируются государственными стандартами, а форма элементов изделий и их конструкция нормами не устанавливается.

При проектировании изделий, не предусмотренных стандартами, т.е. в домашних условиях для собственного использования исходным материалом для нормирования функциональных размеров мебели являются габаритные размеры предметов труда и быта.

С учетом биомеханических возможностей человека функциональные объемы по высоте разрабатываемых изделий делят на три условные зоны: нижнюю – до 750-850 мм, среднюю – от 750 до 1800 мм и верхнюю – от 1800 мм. В свою очередь нижняя зона делится на две подзоны, первая из которых (до 400-450 мм) используется для хранения редко употребляемых тяжелых вещей. Относительная недоступность верхней зоны также предполагает ее использование для хранения легких, редко употребляемых вещей (например, сезонной обуви в коробках, одеял, подушек и др.). Наиболее удобна средняя зона, которая обеспечивает как наилучший доступ к часто применяемым в обиходе предметам, так и оптимальную организацию рабочего места (плоскости стоков различного назначения, размещение емкостей, легко доступных в процессе работы).

Разработка планировки квартиры обуславливается в первую очередь предусматривающимися в ней бытовыми и трудовыми процессами, наличием функциональных зон, перечнем и габаритными размерами изделий, величиной проходов и оптимальными размерами свободного пространства.

Комплексность подходов при конструировании мебели

Работая над формой мебельного изделия, приходится решать комплекс функциональных, конструктивно-технологических, экономических и эстетических задач с учетом условий, в которых будет эксплуатироваться проектируемое изделие. От результатов решения этих задач зависит удобство, внешний вид и качество мебели, т.е. успех затеянного мероприятия.

Одним из основных факторов, определяющих форму изделия, является его назначение, поэтому форма должна максимально соответствовать функциональному назначению предмета, призванному обслуживать тот или иной процесс жизнедеятельности человека (прием пищи, отдых, сон и т. д.) или трудовую операцию, например учебные занятия.

Чтобы наиболее успешно справиться с задачей, в процессе функционального анализа необходимо выявить недостатки существующих аналогов, определить конструктивные особенности изделия, его комфортабельность, форму. Неудовлетворенность существующими предметами как раз и заставляет человека изготовлять их собственными руками.

Следует учесть также изменения в организации внутреннего пространства помещений, технизацию быта. Так, при оборудовании квартир в настоящее время все большее распространение получает применение встроенного оборудования и разделение помещения на различные функциональные зоны с помощью мебели, т. е. мебель становится элементом, помогающим решать внутреннюю структуру помещения.

При разработке новых форм мебели не следует усложнять конструкцию в угоду оригинальности. С другой стороны, не следует и предельно упрощать форму, ориентируясь только на функциональные требования в ущерб духовным потребностям человека и эстетическим требованиям.

Совершенство формы изделия тесно связано с целесообразностью его конструктивного решения, обеспечивающего надежную работу изделия. По пространственной организации формы изделия мебели можно разделить на три группы: с открытой структурой, например стулья, кресла рабочие; с частично скрытой структурой – изделия смешанной конструкции, например столы обеденные, журнальные; с объемно-пространственной структурой, например изделия корпусной мебели, диваны-кровати и др.

Работая над формой изделия, надо стремиться к раскрытию конструктивной схемы изделия, установлению связи между формой и конструкцией. Большое значение имеет правильный выбор вида и оптимальных размеров элементов с учетом свойств применяемых материалов и нагрузок на элементы конструкции, а также способов их соединения.

Форма изделия мебели оценивается и технологичностью его изготовления, которая в конечном счете определяет качество и себестоимость продукции. При изготовлении предметов мебели в домашних условиях это требование особенно актуально. Начиная проектирование изделия, надо одновременно продумывать и технологические вопросы: как будет изготовляться изделие, как будут обрабатываться детали, как будет производиться сборка, можно ли в домашних условиях выполнить ту или иную технологическую операцию и др.

Технологичность мебели характеризуется следующими основными факторами: правильным выбором материалов, оптимальностью формы и размеров, входящих в изделие элементов (деталей и узлов), наименьшим количеством используемых в конструкции наименований материалов и готовых изделий, малой материалоемкостью изделий, максимальным использованием нормализованных элементов и стандартных материалов, рациональным ограничением числа поверхностей с высокими требованиями к точности обработки и шероховатости, возможностью изготовления элементов изделий дома на имеющихся станках и приспособлениях.

Рациональное конструктивно-технологическое решение изделий мебели определяет их экономичность. Функциональные формы, простота конструкции, использование новых экономичных материалов, рациональные сечения деталей, использование подходящего деревообрабатывающего оборудования создают предпосылки для сокращения себестоимости мебели.

Можно предположить, что иной читатель скептически отнесется к словам о себестоимости мебели, создаваемой собственными силами. Мол, главное все-таки сделать, и сделать хорошо. Да, мы не привыкли считать свой труд, и рассматриваем его как нечто «дармовое». Это ошибочное представление. Свой труд надо оценивать, только тогда мы по-настоящему сможем оценить и конечный результат своих усилий.

При решении эстетических задач важно учитывать, что мебель обслуживает и наши духовные потребности, в силу этого она должна соответствовать нашим представлениям о красоте, гармонии, хорошем вкусе. Наряду с практической пользой изделия должны нести радость, доставлять эстетическое удовлетворение гармоничностью и красотой форм, цвета, линий.

В первую очередь эстетика мебели должна обеспечивать ее гармоничное включение в предметную среду квартиры или дома, соответствие стилевому ансамблю среды. Кроме того, изделия мебели должны восприниматься эстетически как самостоятельный объект. При этом большое значение имеет пластическая выразительность формы изделия (особенно мягкой мебели), стилевое единство самого изделия (согласованность функционально-конструктивной и декоративной характеристик всех элементов и деталей).

В значительной степени эстетика мебели зависит от вида и качества отделки, придающей изделию законченный вид.

На стадии проектирования надо учитывать условия эксплуатации будущего изделия. Для этого необходимо проанализировать особенности своего дома, быт помещения, для которого разрабатывается изделие, определить необходимый комплект предметов и оборудования, учесть требования к пространственной организации интерьера.

Состав помещений современной квартиры включает общую комнату многофункционального назначения, спальные комнаты, детскую, в некоторых случаях – кабинет, кухню, прихожую, ванную комнату, лоджию или балкон. В большинстве случаев из общей комнаты постепенно исчезает спальное место, в ней, как правило, организуется несколько функциональных зон определенного назначения, например зона отдыха и развлечений, зона приема гостей или зона отдыха и сна и зона умственного труда и учебы. В состав оборудования общей комнаты могут входить шкафы различного назначения с отделениями для книг и посуды, размещения бытовой радио– и телеаппаратуры, столы обеденные, письменные и журнальные, секретеры, диваны, кресла, стулья.

В зависимости от общей площади квартиры и состава семьи спальные комнаты могут специализироваться для взрослых членов семьи, для детей и для учащихся. При этом с учетом принципа зонирования помещений и состава семьи спальные комнаты могут быть предназначены только для сна или для сна и умственного труда (для школьников или студентов).

Спальные комнаты оборудуются кроватями, кушетками (в этом случае в состав оборудования должны входить тумбы для постельных принадлежностей), тумбочками прикроватными, шкафами для хранения платья и белья, комодами, столами для туалета со встроенными или навесными зеркалами, банкетками, а при выделении функциональной зоны для умственного труда – столами письменными или для компьютера, навесными полками для книг (или секретерами), рабочими креслами (стульями).

При оборудовании детских комнат следует строго придерживаться дифференцированного подхода при установлении размеров изделий с учетом возрастных (ростовых) факторов и предусматривать максимум свободной площади при необходимом и достаточном количестве мебели. Экономия площади достигается благодаря использованию трансформируемой, складной и пристенной мебели, двухъярусных или выкатных кроватей. Мебель в детских комнатах должна обеспечивать физиологические процессы, способствовать эстетическому восприятию, умственному и физическому развитию ребенка.

Кабинет предназначен для занятий умственным трудом, в нем также может быть предусмотрена зона отдыха и сна. Кабинеты оборудуются шкафами для книг, письменным столом, рабочим креслом, кушеткой или диваном, тумбой для постельных принадлежностей и др.

Кухня должна быть оборудована с учетом рациональной организации труда, оптимальной траектории движений в процессе приготовления пищи и компоновки изделий. Для хранения продуктов и посуды используются навесные шкафы, оборудованные переставными по высоте полками, кассетами для сыпучих продуктов, элементами для подвески посуды, штангами для крышек кастрюль и т.п. Над мойкой устанавливается шкаф с решетчатыми полками и подставками для посуды. Готовят блюда на рабочих плоскостях столов, оборудованных полками, выдвижными ящиками и лотками, предназначенными для хранения посуды, кухонной утвари, столовых приборов, столового белья и др. Как правило, кухонная мебель выполняется, в виде блокируемых изделий, что позволяет уменьшить пути во время приготовления пищи.

Прихожая является помещением-распределителем и служит местом для хранения и размещения верхней одежды, обуви и других предметов (зонтов, сумок и т. д.), она изолирует квартиру от внешней среды. Прихожая – лицо квартиры, и от того, какой мы ее увидим, будет зависеть наше впечатление от всей квартиры.

В настоящее время прихожая оборудуется, как правило, встроенными шкафами. Если они отсутствуют, в прихожей следует установить шкафы простой конструкции. Для размещения верхней одежды может быть предусмотрена открытая вешалка с крючками на разных уровнях, для хранения обуви – тумбочка. Рядом с вешалкой обычно располагают зеркало.

Мебель для лоджий и балконов, предназначенных для отдыха, должна быть в основном трансформируемой или складной, стойкой к температурно-влажностным условиям окружающей среды, обладать декоративностью. В основном это мебель для сидения (шезлонги, плетеные кресла), журнальные столы, солнцезащитные приспособления (тенты).

Наряду с созданием в помещении функциональных зон (принцип зонирования), в современном жилом интерьере широко используется принцип организации пространственных связей, который позволяет достичь целостности восприятия оборудования и пространства интерьера. В качестве примера можно привести горизонтальное членение помещения по высоте с учетом высоты верхних поверхностей изделий мебели над уровнем пола. Высота стола журнального (450 мм) – плоскость сидений кресла, стульев, дивана – высота нижней секции мебельной стенки; высота стола письменного (720-780 мм) – высота нижнего отделения шкафа книжного – высота тумбы для хранения постельных принадлежностей. Подчеркнем: даже высота скамеек (плинтусных коробок), ножек подсадных в изделиях мебели, предназначенных для оборудования помещения определенного функционального назначения, должна быть одной и той же. Например, высота скамеек стола письменного в кабинете – высота подсадных ножек тумбы для постельных принадлежностей – высота ножек кушетки.

Форма и назначение мебели

Функциональное назначение, конструкция, материал и технология изготовления изделий мебели являются основными факторами, определяющими форму мебели. Они оказывают непосредственное воздействие на геометрические и физические свойства формы.

В зависимости от соотношения размеров по трем координатам пространства изделия мебели в их геометрическом виде могут иметь линейную, плоскостную или объемную форму. Эмоциональное воздействие формы мебели будет зависеть от вида линий, образующих геометрическую форму поверхности. Так, прямые линии и дуги окружности создают впечатление равномерного спокойного движения, статичности конструкции. В то же время линии с переменным радиусом кривизны, формируя поверхность изделия, подчеркивают динамичность конструкции. Предельными состояниями форм являются: линия и окружность – для линейной формы, квадрат и цилиндрическая поверхность – для плоскостной, куб и шар – для объемной. При этом форма изделия может соответствовать указанным геометрическим состояниям либо занимать бесконечный ряд промежуточных состояний.

Характеризуя форму изделия мебели, оценивают ее размер, который должен быть соотнесен с размерами человека, размерами сопоставляемых форм изделий набора (гарнитура) или их элементов, размерами помещения. Надо иметь в виду, что преобладание размеров формы мебели над размерами человека отрицательно воздействует на его психическое состояние, принижает, подавляет личность, и наоборот, превалирование человека над окружающими его предметами вызывает у него положительные эмоции, придает уверенность.

Если сопоставить формы изделий, имеющих одно и то же назначение, то активность восприятия второй формы на рис. позиция а выше в результате увеличения размеров составляющих ее элементов.



Рис. 3 . Сопоставление форм разных размеров: а – равные формы с разными по величине элементами; б – формы, равные по высоте; в – преобладание одной из форм


При одинаковой высоте, но различных размерах форм по фасаду (на рис. позиция б) преобладание величины формы воспринимается значительно слабее, чем при разнице размеров сопоставляемых форм по двум направлениям (позиция в). По отношению к параметрам помещения изделие может быть соразмерно помещению, являясь как бы неотъемлемой его частью; превалировать, резко выделяясь в помещении, притягивая к себе внимание; быть несоразмерным в меньшую сторону и, как следствие, выпадать из ансамбля интерьера, становиться зрительно ненужным, имея в то же время вполне определенное функциональное назначение.

Положение изделия в пространстве оценивается также по отношению к трем координатным плоскостям и к наблюдателю. Изделие, кроме того, может занимать в пространстве промежуточное положение, находиться впереди или в глубине по отношению к другим изделиям. По отношению к наблюдателю изделие может быть слева или справа, ближе или дальше, выше или ниже, что влияет на его зрительное восприятие.

Необходимо учитывать и такое физическое свойство формы, как ее масса, которая в конструировании мебели рассматривается как восприятие формы изделий. Из этого свойства следует, что увеличение формы изделия приведет к увеличению его массы, при этом максимальной массой будут обладать изделия с объемно-пространственной структурой (корпусная мебель, диваны и т. п.), а минимальной – изделия с открытой структурой (стулья, кресла рабочие и т. п.). Изделия с частично скрытой структурой (столы обеденные, журнальные и т. п.) займут промежуточное положение. Масса изделия будет изменяться и с учетом степени заполнения формы изделия и величины сопоставляемого с ней пространства. В первом случае (на рис. позиция а) должно сохраняться восприятие строения массы от минимального (редкого) до максимального (плотного) заполнения формы составляющими ее элементами, а во втором (на рис. позиция б) будет наблюдаться увеличение массы формы изделия от максимальной (доминирующей) до минимальной величины сопоставляемого с ней пространства.




Рис. 4 . Изменение массы формы: а – с учетом степени заполнения формы; б – с учетом величины сопоставляемого с формой пространства


К физическим свойствам изделия относится и такое понятие, как фактура, которая определяется характером поверхностного строения формы. В изделиях мебели восприятие фактуры зависит от количества и величины поверхностных элементов формы, расстояния от поверхности до наблюдателя, глубины рельефа и определяется характером отделки и видом применяемых материалов. Предельными состояниями будут гладкая поверхность, когда элементы фактуры в связи с их малыми размерами и большим количеством не различаются глазом, и фактурная поверхность, когда элементы фактуры воспринимаются как самостоятельные членения формы.

Дизайн мебели - это не просто визуализация картинки будущей обстановки, это сложная проектная разработка, от точной проработки которой зависит весь функционал интерьера. Дизайн-проект мебели, созданный руками профессионала, будет основан на предпочтениях клиента, его стиле жизни. Задач у дизайнера несколько: грамотно подобрать сочетающиеся по фактуре, стилю и цвету материалы, продумать все коммуникации, при этом учесть все пожелания заказчика.

Что собой представляет дизайн-проект мебели?

Авторское проектирование мебели отличает индивидуальный подход и оригинальность. Детальная проработка позволит заранее спланировать мельчайшие детали интерьера, проработать вопросы освещения, учесть расположение розеток и выключателей, вентиляционных отверстий.

Специалист по 3D-визуализации сможет создать общий план будущей комнаты или кухни. Чаще всего для этого в салонах используют программу PRO100. Проектирование мебели с ее помощью позволяет быстро создавать шаблон проекта и просматривать его во всех плоскостях отдельно и в перспективе. Смоделировать в этой программе проект можно и самостоятельно, но нужно понимать, что часто новички в сфере дизайна допускают ряд ошибок, поэтому лучше в этом вопросе довериться профессионалу.

На стадии заказа, кроме визуализации, пакет документов, входящих в проект, будет содержать: чертеж (схему сборки) будущей мебели с указанием размеров всех корпусных изделий, входящих в комплект; план обмера помещения; спецификацию изделий, включающую наименование всех материалов, цветовых решений и фурнитуры.

Что первое делать: ремонт или проект?

После принятого решения сделать ремонт в комнате или на кухне многие начинают искать в Интернете картинки с проектами, чтобы найти «тот самый» дизайн мебели своей мечты. После многократных попыток определиться с моделью, цветом и прочими характеристиками будущей мебели некоторые приступают сразу к ремонту.

В чем здесь ошибка? Такое опрометчивое решение в процессе разработки проекта может привести к проблемам, решить которые придется либо компромиссом, соглашаясь на незапланированные размеры мебели, либо через переделку ремонта. Так часто бывает, когда начинают проектирование корпусной мебели на кухне, не спланировав расположение розеток и сантехники. Нередко приходится переделывать готовый подвесной потолок, потому что на деле оказывается, что расположение вытяжки приводит к искажению всего проекта внешне либо это просто неудобно из-за соседства с варочной поверхностью других элементов бытовой техники.

Даже если вы четко понимаете, где что будет располагаться, без розеток «на глаз» часто оказывается ошибочным, в результате приходится переносить точки электрики.

При разработке проекта в комнатах также часто забывают о розетках, и потом приходится закрывать их мебелью. К тому же сегодня часто используется подсветка в мебели, и это грамотное решение, однако воплотить замыслы с готовым ремонтом оказывается не всегда под силу. Поэтому правильный ремонт в квартире должен начинаться с разработки проекта.

Основные определяемся со стилем помещения

Часто бывает и так, что дизайн помещения при ремонте выбран в одном стиле, а при подборе гарнитура, когда происходит проектирование мебели, нравятся образцы совсем иного плана. Поэтому очень важно первым делом определиться, в каком стилевом решении будет мебель, и уже под неё выбирать материалы для стен, пола, и продумывать дизайн потолка.

Современные мебельные материалы просто пестрят разнообразием фактур, стилей и оттенков. Мебель в классическом стиле требует соответствующих решений в дизайне помещения.

Современный стиль лофт также не впишется в стандартный ремонт, здесь нужны будут особые материалы для отделки.

Популярен сегодня и пэчворк, где актуальнее всего использовать соответствующую стилю плитку.

Новейшие материалы: испанский высокий глянец Alvic, итальянский Cleaf, пластики в древесном стиле, деревянные фасады - именно они способны создавать особенный интерьер.

Основные этапы проектирования: схема расположения мебели

Нередко заказчики приходят с картинкой из Интернета и просят дизайнера спроектировать аналогичную мебель под их размеры. Здесь стоит понимать, что двух одинаковых проектов не бывает, и особенно это касается современных мебельных тенденций. В любом случае, учитывая габариты помещения, придется что-то менять.

Поэтому проектирование мебели на следующем этапе после определения стиля будет заключаться в расстановке корпусных элементов. Здесь самым важным заданием для дизайнера станет разработка функциональных зон.

В спальном помещении главное - кровать. В детской комнате - рабочая и игровая зоны. В гостевом помещении самое важное - грамотное проектирование мягкой мебели, которому стоит уделить особое внимание. А на кухне… На кухне важно все! От рабочего треугольника до угла открывания каждой дверцы (о чем мы поговорим чуть ниже).

Основные этапы проектирования: расположение коммуникаций

Только после того, как создана визуализация будущей мебели, начинается расстановка розеток, выключателей, вентиляций и других выходов для коммуникаций. Конечно, речь идет о случаях, когда проектирование мебели происходит в правильной последовательности.

Чтобы избежать всевозможных прокладок проводов и кабелей вдоль стен, использования удлинителей, нужно сразу спланировать все освещение и подключение всех приборов, учитывая и такие, как мобильный телефон. В современном технологичном обществе розеток много не бывает. Идеально, если под каждый прибор или группу приборов будет своя. Элементы подсветки также должны быть спланированы на этапе проектирования.

На кухне важно понимать, какая сантехника будет использоваться, а именно: будет ли установлена посудомоечная машина (лучше установить сразу, ведь сегодня более 90% развитого населения земли используют это благо цивилизации), планируется ли установка фильтра на воду, куда будет подключаться СВЧ, а также вся встраиваемая техника и мелкие бытовые приборы. Здесь стоит сразу сказать, что использование розеток на фартуке вблизи газовой плиты - плохой вариант с точки зрения их частого загрязнения.

Основные этапы проектирования: внутреннее пространство мебели

Внешний конечно, важен, в особенности с эстетической точки зрения. Но стоит обратить внимание и на внутреннее обустройство.

В нижней зоне любой мебели, будь то шкафы или кухонный гарнитур, удобнее всего расположить выдвижные ящики. Их можно сделать внутренними (за основными фасадами) или наружными - все зависит от личного выбора. Удобнее для более быстрого доступа к содержимому делать их с внешними фасадами, но с точки зрения эстетики заказчики часто просят скрыть ящики.

В шкафах-купе стоит продумать верхнее пространство. Здесь лучший вариант - выдвижные сетчатые полки либо пантограф для вешалок. Важно в шкафах продумать и глубину, ведь вешать одежду в продольный ряд можно только при ширине в 60 см.

В кухонном наборе признанно считаются более удобными подъемники в верхних шкафах и выдвижные ящики в нижних. Использование высоких карго, каруселей в пеналов со встроенной техникой значительно упростит хозяйке деятельность на кухне.

В кроватях и диванах лучше всего предусматривать ниши для белья, чтобы иметь возможность прятать дополнительные комплекты постельных принадлежностей, пледы и покрывала, дабы потом не пришлось искать для них место в шкафу.

Основные этапы проектирования: расчет необходимых материалов

После того как выбран стиль будущей мебели, определено внутреннее пространство, нужно определиться с материалами. Как правило, это первый вопрос, который интересует заказчика, но на самом деле мебель в одной и той же стилистике можно изготовить из материалов разной ценовой категории.

Так, с целью экономии бюджетный пластик можно заменить на фасады из еще более дешевых ЛДСП. Вместо натурального дерева можно использовать шпон, рамочный МДФ или новейший итальянский запатентованный Cleaf, максимально имитирующий природные материалы. Кроме высокоглянцевых испанских фасадов «Алвик», можно выбрать идентичный турецкий плитный материал AGT. Стекло можно заменить акриловыми фасадами.

Каркасы - это надежность всей конструкции, поэтому создание мебели из надежных материалов будет гарантией её долговечности. Признанными лидерами и надежными поставщиками ламината для мебели являются "Эггер", "Кронопол" (и его концерны).

Основные этапы проектирования: выбор фурнитуры

Статья расходов по фурнитуре является второй по доле средств в цене всего мебельного гарнитура после фасадов. Использование надежных элементов открывания и выдвижения позволит мебели служить долго и сделать жизнь комфортной.

Доводные петли рекомендуется использовать для фасадов МДФ с любым лицевым покрытием, поскольку этот материал относительно тяжелый, и постоянный стук по каркасам может привести к расшатыванию корпусного элемента, перекосу петель и быстрому износу мебели.

Способ открывания также задает дизайнерское проектирование. Изготовление мебели с системами выдвижения будет предпочтительнее использования простых направляющих, так как первые способны выдерживать больший вес.

И хотя это в основном данное утверждение актуально для кухонной мебели, согласно последним тенденциям, в гостиных часто предусматриваются широкие выдвижные ящики, для которых целесообразнее ставить систему выдвижения, а не направляющие.

Особенности проектирования кухонной мебели

Главное, на что стоит обратить внимание, создавая проект кухни - это грамотное расположение рабочей зоны. Мойка, варочная поверхность, вытяжка, холодильник, техника - проектирование кухонной мебели должно предусматривать их самое комфортное расположение. При этом нужно сохранить комфортную рабочую поверхность и оставить достаточно места для хранения домашней утвари.

На самом деле учесть все это - непростая задача, но для профессионального дизайнера эта проблема решаема, поскольку ответ на многие вопросы находится опытным путем.

Создавая эскиз будущей кухни, лучше придерживаться такого плана:

  • Отметить расположение двери, окна, перегородок и ниш при их наличии;
  • Составить перечень бытовой техники, которую нужно встроить или предусмотреть место размещения (холодильник, раковина, посудомойка, варочная поверхность, встроенная или отдельностоящая печь СВЧ, духовой шкаф, морозильник, стиральная машина и другие приборы);
  • Чтобы грамотно все разместить, стоит рассмотреть различные варианты планировки кухни: прямая, угловая, островная, П-образная.
  • Проработать все пункты, описанные для всей корпусной мебели.
  • Продумать освещение, поскольку один светильник в центре при любом ракурсе создает тень на рабочей поверхности от силуэта человека, что создает неудобства, поэтому лучше на этапе проектирования предусмотреть подвесную конструкцию из гипсокартона или натяжной потолок с точечными светильниками, или ленточную светодиодную подсветку.

Вот незадача... Похоже, вашим ожиданиям стать дизайнером собственной мебели не суждено сбыться. Вместо занимательного конструктора перед вами появилась сложная программа, а то и вовсе пустая страница. Не важно, отключен у вас флеш-плеер или интерфейс приложения оказался слишком мудреным, насладиться процессом не удалось. Но погодите отчаиваться! Предлагаем вам альтернативное решение возникших трудностей.

Вы разрабатываете эскиз – мы реализуем проект

Наши профессиональные дизайнеры не экстрасенсы, но весьма понятливые и смекалистые ребята. Расскажите нам, о какой мебели мечтаете или покажите, как она должна выглядеть, и мы вам поможем!

Эскизы и приблизительные расчеты принимаются в любом виде. Карандашный рисунок, профессиональный эскиз, фото, текстовое описание или художественный шедевр пятилетнего сына на обоях в детской комнате – уверяем, для нас не существует ограничений! В кратчайшие сроки мы рассмотрим ваш запрос, изучим технические нюансы, дадим развернутые ответы на интересующие вопросы и озвучим предварительную стоимость проекта.

5 способов связаться с нами

  1. Описать свои пожелания, нажав кнопки «Отправить нам письмо» или «Вызвать замерщика».
  2. Написать сообщение в форме быстрой связи с помощью кнопки «Задать вопрос».
  3. Отправить письмо на электронный ящик компании: