Меню
Бесплатно
Главная  /  Мытье  /  Камерный музыкант. Жанры музыки

Камерный музыкант. Жанры музыки


ЧТО ТАКОЕ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА Камерная музыка (от итал. camera комната, палата) музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов и или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон


ЖАНРЫ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ По принятой классификации, в понятие « камерная музыка » включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, септеты, октеты и нонеты, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно - вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно - инструментальный жанр).


ИСПОЛНИТЕЛИ Основные исполнители камерной музыки: СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ – гг. ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН – гг. ИОГАННЕС БРАМС – гг. ЖОРЖ БИЗЕ – гг. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ – гг.


СТИЛИ Камерная музыка может быть написана в любом стиле. Её главное отличие в том, что произведения рассчитаны на небольшое количество музыкантов. По сути, сама по себе " камерная музыка " уже и есть стиль.


КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР Существует также понятие камерного оркестра как правило, это сокращённый (не более человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов


КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет и др.

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ – 1873-1943гг. Новгородская губерния

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (Beethoven) – 1770-1827гг. Бонн

ИОГАННЕС БРАМС (Brahms) – 1833-1897гг. Гамбург

ЖОРЖ БИЗЕ (Bizet) – 1838-1875гг. Париж

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach) – 1685-1750гг. Эйзенах

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года. Длительное время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии.Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде.

Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переселение в Петербург.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Немецкий композитор, которого по праву считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

Бонн во второй половине XVIII века был небольшим пиренейским городком, резиденцией кёльнского князя. Именно здесь в декабре 1770 года и родился будущий гениальный композитор. Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения - 17 декабря.

Княжество это, как и любое другое в Германии, носило церковный характер. Но церковь, на радость жителям, а в особенности многочисленным придворным и городской знати, не препятствовала всяческим развлечениям и удовольствиям. В то время, когда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров (хотя нам, людям, избалованным цивилизацией, трудно себе такое представить), большое место в жизни людей играла музыка, живая музыка.

Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи Бетховена. Гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность - все эти качества были присущи как деду, так и его знаменитому внуку.

До Луи Бетховена в их семье все были простыми фламандскими ремесленниками и пахарями. И только ему посчастливилось стать музыкантом, что и предопределило судьбу Людвига. 1732 году, молодой музыкант оставил свой родной городок в поисках счастья и благополучия. Судьба закинула его в Бонн. Через много лет усердной работы, молодой человек, пришедший в город пешком с котомкой за плечами, стал капельмейстером в придворной капелле, что позволило ему занять уважаемое положение в обществе.

ИОГАННЕС БРАМС

Наряду с Рихардом Вагнером творческой фигурой крупнейшего значения в немецкой музыке второй половины XIX века является Иоганнес Брамс. Творчество Брамса и творчество Вагнера знаменуют различные, во многом противоположные направления и тенденции развития немецкого музыкального искусства. Брамс по сравнению с Вагнером решал иные творческие задачи, преследовал иные художественные цели. В отличие от Вагнера, целиком принадлежащего Германии и германской культуре, Брамс, родившийся и воспитанный в Германии, значительной частью своего творчества был связан с Австрией, с Веной; в отличие от Вагнера, посвятившего себя целиком музыкальной драме, Брамс опер не писал и не интересовался этим видом творчества; Брамс также не питал особых симпатий к программной музыке типа той, которую писали Берлиоз и Лист. Но, идя другими путями, Брамс создал симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, занявшие достойное место в классическом музыкальном наследии, основанные на жизненных традициях народного творчества и национальной немецкой классики. Как и творчество Вагнера, но в других отношениях, творчество Брамса принадлежит к высшим достижениям немецкой музыки второй половины XIX века.

Твердая опора Брамса на классические традиции, сохранение исторически отстоявшихся музыкальных форм -- все это противостояло вагнеровской <<бесконечной мелодии>> и основным тенденциям позднего романтизма в музыке. Поэтому Брамс сделался в немецкой музыке творческим центром направления, которое выступило против всей так называемой <<музыки будущего>>, как иронически было прозвано направление Листа в области программной музыки и Вагнера в области музыкальной драмы. Брамс поставил свою подпись под официальным заявлением против <<музыки будущего>> (выражение <<музыка будущего>> заимствовано из литературного произведения Вагнера <<Художественное произведение будущего>>.) и помещенным в 1860 году в газете <<Берлинское эхо>> (<>). Такова была, в общем, позиция Брамса в немецкой музыке.

ЖОРЖ БИЗЕ

Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трех полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошел в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки своего сына; в доме Бизе много музицировали. Выдающиеся способности Бизе обнаружились рано: четырех лет он уже знал ноты, десяти -поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он отдался музыке лишь скрепя сердце - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный Бизе неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку. Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьезному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери. В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Ее музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе Доктор Миракль Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы 1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провел в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. Дурной вкус отравляет Италию,- жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна. Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста! - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он еще не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки. Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнем жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный Пророку (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!..

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант.

Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.

1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи

1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.

1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата.

Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём.

1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года.

1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени.

Современная камерная музыка почти всегда состоит из трехчастного или четырехчастного сонатного цикла. На сегодняшний день основой камерно-инструментального репертуара являются сочинений классиков: квартеты и струнные трио Моцарта и Гайдна, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини и, конечно же, квартеты Бетховена и Шуберта.

В послеклассический период большое количество известных композиторов, которые принадлежали к разным направлениям, предпочитали писать камерную музыку, но в распространенном репертуаре смогли закрепиться только некоторые ее образцы: к примеру, струнные квартеты Равеля и Дебюсси, а также фортепианный квартет, написан Шуманом.

Понятие «камерная музыка» подразумевает под собой дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы , при довольно разных инструментальных составах . К камерной музыке относятся некоторые жанры для сольного исполнения с аккомпанементом. Это романсы или инструментальные сонаты. «Камерная опера» подразумевает камерную атмосферу и небольшое количество исполнителей.

Понятие «камерный оркестр» относится к оркестру, в составе которого не более 25 исполнителей . В камерном оркестре для каждого исполнителя есть своя партия.

Струнная камерная музыка достигла пика своего развития, в частности, при Бетховене. После него камерную музыку начали писать Мендельсон, Брамс, Шуберт и многие другие известные композиторы. Среди русских композиторов в этом направлении работали Чайковский, Глинка, Глазунов, Направник.

Чтобы поддержать этот вид искусства в Санкт-Петербурге, Русское Музыкальное Сообщество, а также сообщество камерной музыки, проводили разные конкурсы. К данной области можно отнести романсы для пения, сонаты для струнного инструмента и фортепиано, а также небольшие фортепианные пьесы. Исполнять камерную музыку нужно с большой тонкостью и детальностью.

У настоящей камерной музыки довольно углубленный и сосредоточенный характер. По этой причине, камерные жанры лучше воспринимаются в помещениях небольшого размера и в вольной обстановке, нежели в обыкновенных концертных залах. Такой вид музыкального искусства требует тонкого знания и понимания форм и гармонии, а контрапункта была выработана немного позже, под влиянием великих .

Концерт камерной музыки – Москва

Сегодня мы расскажем о том, что такое камерная музыка. Речь идет о произведениях, воплощаемых небольшим коллективом исполнителей. В оркестровой музыке существуют группы инструментов, которые играют в унисон. В интересующем нас случае, каждая партия имеет только одно звучание.

Зарождение термина

С XVI по XVIII вв. на вопрос о том, что такое камерная музыка отвечали просто, определяя ее, как противоположность церковному пению. Так назывались любые светские произведения. В дальнейшем, говоря о том, что такое камерная музыка, подразумевали творчество, рассчитанное на ограниченный круг слушателей и небольшое число исполнителей.

В XIX-XX веках это направление перестало быть рассчитано на «избранных». Таким образом, за термином сохранилась значение, описывающее произведения, предназначенные для исполнения малыми коллективами для небольшой группы слушателей.

Музыканты

Камерный оркестр и сопровождающий его ансамбль - это коллектив, который воплощает интересующую нас музыку. Чаще всего в указанную группу входят от пары до десяти музыкантов. В отдельных случаях их может быть больше. Камерный оркестр имеет несколько исторически сложившихся составов. К ним можно отнести струнный и фортепианный квинтет или трио.

Инструменты, площадки

Говоря о камерном оркестре, предполагается сокращённый состав струнного. Иногда в него могут быть добавлены некоторые духовые инструменты. Отвечая на вопрос, что такое камерная музыка, следует отдельно отметить, что она исполняется в относительно небольших помещениях.

Исполнение интересующих нас произведений в рамках публичных концертов внесло изменения в значение термина. С XVIII века выражение прилагается к произведениям, в которых все партии относительно равноправны, а каждая из них представлена одним инструментом.

История

Жанры камерной музыки носят сосредоточенный и углубленный характер, они лучше воспринимаются в свободной обстановке небольших помещений. Для данного направления не подходят большие залы. В истории интересующего нас явления просматриваются 3 периода. В период 1450-1650 гг. происходило развитие игрой техники для виол и других семейств инструментов.

Осуществлялось постепенное выделение инструментальной музыки с сохранением вокального стиля. До нашего времени дошли произведения камерной музыки указанного периода. Среди них можно вспомнить сонеты и канцоны Джованни Габриели и фантазии Орландо Гиббонса. Следующий условный период продолжался в 1650-1750 гг.

В это время распространился жанр трио-сонаты. Также развиваются другие ансамбли - инструментальные и с участием вокала, который обязательно сопровождался цифрованным басом клавишного инструмента.

Среди представителей трио-сонаты данного периода следует отметить Генделя, Генри Пёрселла, Арканджело Корелли. Третий период начался в 1750 г. и продолжается до настоящего времени. Он отличается доминированием струнного квартета, состоящий из виолончели, альта и двух скрипок.

Современность

Основная структура камерной музыки - трех- или четырехчастный сонатный цикл, программные свободные формы. Пристрастием к последним отмечены оркестровые произведения XIX века. Современный камерно-инструментальный репертуар и сегодня имеет в основе различные сочинения классиков.

В частности можно вспомнить струнные и трио Моцарта квартеты, Гайдна, произведения Моцарта, Боккерини, Шуберта и Бетховена. В послеклассический период большая часть крупных композиторов, которые принадлежат к разным направлениям - экспрессионизм, импрессионизм, романтизм, создавали камерную музыку. При этом в общераспространенном репертуаре сумели закрепиться лишь отдельные образцы.

Здесь уместно вспомнить фортепианный квинтет Шумана, а также произведения Брамса, Дебюсси, Равеля. По принятой классификации, понятие «камерная музыка» включают дециметы, нонеты, октеты, септеты, секстеты, квинтеты, квартеты, трио, дуэты при разнообразных составах инструментов. К данному направлению относятся также отдельные жанры соло с аккомпанементом.

В качестве примеров можно назвать романсы или инструментальные сонаты. Также существует «камерная опера». Ее примером является «Ариадна на Наксосе», авторства Р. Штрауса. Данный вид произведений подразумевает камерную атмосферу действия и небольшое число исполнителей. Термин «камерный оркестр» используется к коллективу, численность в котором не превышает двадцать пять человек.

Это явление было наиболее привычным в эпоху Моцарта и Гайдна. Не следует путать его с «малым оркестром». Он считается уменьшенным вариантом большого.

При этом «камерный оркестр» отличается наличием только одного исполнителя для каждой партии. В данном случае все элементы обладают значительной самостоятельностью. Камерный оркестр иногда состоит из солирующего инструмента, струнного или духового, и фортепиано. Возможны и другие варианты. К примеру, фортепианный дуэт.

Народная песня – искусство устной традиции. С давних, незапамятных времен песни, создаваясь, переходили от одного певца к другому, от старшего поколения к младшему изустно. При этом певцы нередко вносили изменения и в слова песни и в ее напев. Вот почему всякая народная песня существует во многих разновидностях – вариантах, более простых и сложных. Но почти всегда их объединяет своеобразная особенность: многократное повторение напева с разными словами. В то время как основная мелодия песни повторяется несколько раз в неизменном или слегка варьированном виде, поэтический текст меняется, развивается. Именно это составляет отличительную особенность песенной формы – куплетной.

(См. УМК «Русская народная музыка»).

Близки к народным многие из песен, созданных поэтами и композиторами «Спи моя радость усни» (Моцарт), «Сурок» (Бетховен), «Соловей» (Алябьева), «Вдоль по улице», «Красный сарафан» (Варламова), «Колокольчик» (Гурилева).

(Разучивание песни.См. нотное приложение).

Наряду с понятием «камерная музыка» в конце XVIII века и в XIX веке широко стал применяться термин «романс».

Романс (исп.) – название сравнительно небольшого вокального произведения для голоса с сопровождением. В средневековой Испании слово «романс» означало простую народного склада песню на испанском бытовом наречии.

В XVIII веке романс получает, распространение во Франции, а позднее в России.

Многие русские романсы конца 18 начала 19 века сочинялись на французском языке. (Например, романсы О. Козловского и даже А. Даргомыжского).

Позднее романсами в России стали называть лирические , особенно любовные песни чувствительного характера с типичными для них пластическими, мягко закругленными оборотами. Они создавались не только композиторами, но и любителями-певцами, причем имена их создателей обычно оставались неизвестными, например, песенных романсов «Липа вековая», «Белой акации», «Чем тебя я огорчила», «Под серебряной луной». Исполнялись такие романсы под гитару – излюбленный инструмент русского городского быта прошлого века.

Сходный интонационный строй присущ мелодически обаятельным бытовым романсом русских композиторов «На заре ты ее не буди», «Красный сарафан» Варламова (1801-1848).

«Красный сарафан » - (разучивание).

Анализ музыкального произведения

Песня «Красный сарафан»- оригинальная по форме. Сюжет стихотворения подсказал создать композицию в форме диалога. Мажорные куплеты (признание дочери) сменяются минорными (ответ Матроны). умеренно-быстрый темп сменяется замедленным. В последней строфе при заключительных словах матери (…И я молоденька была такова) музыка вновь возвращается к светлой мажорной тональности, первоначальному темпу и тематическому материалу. Складывается общая трехчастная (репризная) форма с внутренним вариационно-куплетным развитием.

Основная характерно-русская секстовая попевка интонируется по-новому на протяжении песни.

«Не шей…», «Неразлучная», «На детей глядим…»

Общий колорит песни светлый и ясный, лишь слегка овеянный задумчивой грустью, хорошо ассоциируется с образом юности, с грациозным образом русской девушки, знакомым нам по картинам русских живописцев - Венецианова, Тропинина, картина «Кружевница» (Анализ и сопоставление с романсом).

Молодая девушка изображена с большим душевным теплом. Ее миловидное лицо с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, она как - будто на минуту остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой.

Вместе с тем, бытовой по-своему характеру портрет лишен обыденности: интересна композиция фигуры, занимающая всю плоскость картины, делающая образ значительным и приподнятым. Художник утверждает красоту девушки, занятой каждодневным трудом, в то же время привносит в этот образ свой идеал красоты: миловидность, грацию, отзвуки изящной кокетливости 18 века.

П.А. Федотов. Портрет Н. Жданович – сестры друга художника, воспитанницы Смольного института. Мир портрета - это мир юности и музыки. Тонкие и гибкие девичьи руки как будто продолжают свое движение, воздух еще пронизан звуками. Естественная грациозность движения, здесь нет и тени позирования. Свободно, естественно и убедительно передано остановившиеся мгновения в жизни юной музыкантши, вступившей в лучшую пору девичества.

Общему впечатлению легкости романса, ясности способствует грациозный танцевальный рефрен фортепианной партии.

С течением времени жанр романса все более обособляется от песни, которой он обязан своим происхождением. Усложняется мелодическая сторона романсов и наблюдается постепенный отход от простой песенной формы (куплетно-строфической). Создавая более углубленные и сложные по содержанию романсы, композиторы нередко применяют контрастные сопоставления образов. В романсе Глинки «Я помню чудное мгновенье» вслед за лирически светлой и нежной мелодией, рисующей основной поэтический образ стихотворения следует напряженный и драматически устремленный эпизод- «Шли годы. Бурь порыв мятежный…». Рассказывая языком музыки о том, как жизненные невзгоды и треволнения оттеснили чарующее впечатление от встречи с обаятельной женщиной, композитор от пластичной, типично романсовой мелодии переходит к изложению напряженному и порывистому в средней части. А далее в соответствии со смыслом пушкинского стихотворения («Душе настало пробужденье…») возвращается первоначальный музыкальный образ, или можно сказать наступает реприза – повторение основной темы.

Широко пользуясь термином «романс» русские композиторы не применили его к песням шуточным, парадийно-сатирическим и характерно-бытовым, таким как «Червяк», «Мельник» Даргомыжского.

Среди разнообразных жанров вокальной камерной музыки видное место принадлежит балладе.

Баллада – жанр народного происхождения. Еще в середине века в Италии, Франции и Англии так именовались повествовательные песни о подвигах народных героев или же о каких-либо необычайных драматических происшествиях.

Баллада – это повествование, но не простое. Непременно должны присутствовать элементы фантастики. Яркость событий, изобразительность музыки, поэтапность развития сюжета не укладывается в рамки куплета или 3-х частной форме строится свободно, следуя за текстом.

Серенада - лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Вокализ – пьеса без слов, исполняемая на какой-либо гласной («а»). в прошлом сочинялись для учебных целей. «Вокализ» Рахманинова – это песня без слов, о чем-то дорогом и близком.

Реквием - траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Вопросы и задания для студентов

1. Что такое камерная музыка?

2. Что такое вокальная музыка?

3. Разновидности вокальной музыки.

Практические задания

2. Разучить и исполнить народную песню и романс или другие виды вокального жанра.

3. Подготовить разучивание вокального произведения со своей группой.

5. Петь и дирижировать.

6. Подготовить беседу о вокальном произведении по выбору.