Меню
Бесплатно
Главная  /  Остекление  /  Краткое сообщение о н а некрасове. Краткая биография некрасова самое главное

Краткое сообщение о н а некрасове. Краткая биография некрасова самое главное

Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала "Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала "Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»
  • посмотреть все
  • Родился Николай Некрасов в 1821 году в городе Немиров (Подольская губерния). Семья была зажиточная, большая. Отец был помещик. У Николая было тринадцать братьев и сестер. Детство писателя прошло в "родовом гнезде", с. Грешнево.

    В одиннадцать лет Некрасов начал учебу в гимназии, и пять классов прошел именно там, хотя учеба шла не очень успешно. В то время юный поэт уже начал сочинять первые стихи с сатирическим уклоном, которые он записывал в тетради.

    Начало творчества

    Отец Николая Некрасова был деспотом и часто проявлял жестокость в обращении с другими, что сказалось и на будущей биографии Николая Некрасова. Когда Николай отказался от службы в армии, отец заявил, что больше не будет материально помогать сыну. В 1838 году поэт отправился на учебу в Петербургский университет, где начал учиться на филологическом факультете. Однако материальные трудности поглощали Николая, он жил впроголодь, а средств к существованию взять было неоткуда, поэтому Некрасов нашел подработку - иногда давал уроки и на заказ сочинял.

    В то время Николай завел знакомство с Белинским, который был критиком, и в последующие годы оказал на поэта значительное влияние. Когда Некрасову было 26 лет, он и писатель Панаев совместно выкупили "Современник", который вскоре получил большую популярность и имел успех в обществе. Однако в 1826 году правительство запретило издательство.

    О чем писал Николай Некрасов

    Говоря о биографии Николая Некрасова, стоит отметить, что в основном в произведениях Некрасова прослеживается линия трудной крестьянской жизни, страданий русского люда. Язык писателя очень богат, хотя часто можно встретить простые разговорные выражения, что указывает опять же на богатство русской речи, которая шла от народа. Он один из первых, кто в стихотворной форме сочетал разные жанры, такие как: сатира, лирика, элегические нотки. Можно смело утверждать, что Николай Некрасов внес бесценнный вклад в русскую поэзию и литературу.

    В 1840 году, когда писатель накопил достаточно денег, чтобы издать книгу, в свет выходит первый его сборник "Мечты и звуки", правда успеха дебют не принес. Жуковский В. порекомендовал большую часть этой работы опубликовать без указания автора. Тогда Николай Некрасов решил временно оставить стихи и перешел на прозу, посвящая все время повестям и рассказам. Кроме того он издает альманахи, в одном из которых впервые был напечатан Достоевский (читайте краткую биографию Федора Достоевского). Считается, что одним из самых успешных альманахов стал "Петербургский Сборник", который вышел в 1846 году.

    Женщины в биографии Николая Некрасова

    У Николая в жизни было много романов. Его женщинами были: Авдотья Панаева - хозяйка литературного салона, француженка Селина Лефрен, простая деревенская девушка Фёкла Викторова.

    С Авдотьей Панаевой у Некрасова сложились особые отношения. Она была очень красивой женщиной, и многие мужчины общества в Петербурге знали ее и добивались расположения. Законным мужем Авдотьи был писатель Иван Панаев, однако благодаря многочисленным усилиям Николай, все-таки, завоевал ее внимание. Некрасов и Панаева признались друг другу во взаимности и стали жить вместе. Вскоре у них родился сын, который в раннем возрасте умер, что сподвигло Авдотью уйти от Некрасова. Николай в свою очередь сошелся с Селиной Лефрен, которая играла в театре, и они вместе уехали в Париж, правда Некрасов спустя время вернулся. Роман между француженкой и писателем продолжался несмотря на расстояние и до тех пор, пока Николай не познакомился с Фёклой - простой деревенской девушкой. Поэт обвенчался с ней и стал звать по-своему - Зиной.

    Многие сходятся во мнении, что на протяжении всей своей жизни Николай Некрасов любил именно Авдотью Панаеву, а не свою законную жену, и именно Авдотья Панаева повлияла на творческую биографию Николая Некрасова в большей степени.

    Последние годы

    Умер русский поэт и писатель в Петербурге в 1877 году от тяжелой болезни рака кишечника, которую выявили двуми годами ранее. Николай Некрасов успел написать последний сборник стихов "Последние песни", посвященный своей жене Зинаиде Некрасовой.

    Если вы уже прочитали краткую биографию Николая Некрасова, вы можете поставить свою оценку поэту вверху страницы. А кроме того рекомендуем вам посетить раздел Биографии , чтобы почитать о других популярных авторах.

    Некрасов Николай Алексеевич, биография которого начинается 28 ноября (10 декабря) 1821 г., родился в небольшом местечке Немиров, расположенном на территории Винницкого уезда Подольской губернии (сейчас - территория Украины).

    Детство поэта

    Семья Некрасовых после рождения сына жила в деревне Грешневе, которая на тот момент относилась к Ярославской губернии. Детей было немало - тринадцать (правда, в живых из них остались только трое), а потому содержать их было весьма непросто. Алексей Сергеевич, глава семейства, был вынужден взять себе ещё и работу исправника. Работу эту трудно было назвать весёлой и интересной. Маленького Николая Некрасов-старший часто брал с собой на службу, а потому будущий поэт с самых ранних лет видел те проблемы, с которыми сталкивались простые люди, и учился сочувствовать им.

    В возрасте 10 лет Николая отдают в ярославскую гимназию. Но по окончании 5-го класса он резко прекратил обучение. Почему? Мнения биографов в этом вопросе расходятся. Некоторые считают, что мальчик не был слишком прилежен в учёбе, и успехи его на этом поприще оставляли желать лучшего, а другие придерживаются мнения, что отец просто перестал платить за обучение. А возможно, обе эти причины имели место. Так или иначе, но далее биография Некрасова продолжается в Петербурге, куда шестнадцатилетнего юношу отправляют для поступления в военное училище (дворянский полк).

    Трудные годы

    У поэта были все возможности для того, чтобы стать честным служакой, однако судьбе было угодно распорядиться иначе. Прибыв в культурную столицу империи - Санкт-Петербург, - Некрасов знакомится и общается с тамошними студентами. Они пробудили в нём сильную жажду знаний, а потому будущий поэт решает пойти против воли своего отца. Николай начинает готовиться к поступлению в университет. Его постигает неудача: он не смог сдать все экзамены. Однако это его не остановило: с 1839 по 1841 гг. поэт ходит на филологический факультет вольнослушателем. В те дни Некрасов жил в ужасной нищете, ведь отец не давал ему ни единой копейки. Поэту нередко приходилось голодать, доходило и до того, что ночевал он в приютах для бездомных. Но бывали и светлые моменты: к примеру, как раз в одном из таких мест Николай заработал свои первые деньги (15 коп.) за помощь в написании прошения. Трудное материальное положение не сломило дух юноши и он поклялся себе, несмотря на какие бы то ни было препятствия, добиться признания.

    Литературная деятельность Некрасова

    Биография Некрасова невозможна без упоминания об этапах становления его как поэта, литератора.

    Вскоре после событий, описанных выше, жизнь Николая пошла на лад. Он устроился на работу гувернёром, ему часто поручали сочинять сказки и азбуки для лубочных издателей. Неплохой подработкой стало написание небольших статей в «Литературную газету», а также «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду». Несколько сочинённых им и опубликованных под псевдонимом «Перепельский» водевилей были даже поставлены на Александрийской сцене. Отложив немного денег, в 1840 г. Некрасов издаёт свой первый сборник стихотворений, который получил название «Мечты и звуки».

    Биография Некрасова не обошлась без борьбы с критиками. Несмотря на то что они относились к нему неоднозначно, самого Николая крайне расстроил отрицательный отзыв авторитетного Белинского. Дошло даже до того, что Некрасов сам скупил большую часть тиража и уничтожил книги. Однако несколько оставшихся экземпляров позволяли увидеть Некрасова в совершенно непривычном амплуа сочинителя баллад. В дальнейшем он перешёл к иным жанрам и темам.

    Сороковые годы 19 столетия Некрасов провёл, тесно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Сам Николай был библиографом. Поворотной точкой в его жизни можно считать близкое знакомство и начало дружбы с Белинским. Спустя совсем немного времени стихи Николая Некрасова начинают активно печататься. За довольно короткий промежуток времени в свет вышли альманахи «1 апреля», «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник», в которых стихи молодого поэта соседствовали с творениями лучших авторов того периода. Среди них, помимо всех прочих, присутствовали произведения Ф. Достоевского, Д. Григоровича, И. Тургенева.

    Издательские дела шли отлично. Это позволило Некрасову с друзьями в конце 1846 г. приобрести журнал «Современник». Помимо самого поэта, в этот журнал уходит немало талантливых литераторов. А Белинский делает Некрасову необычайно щедрый подарок - передаёт для журнала огромное количество материалов, которые критик долгое время собирал для собственного издания. В период реакции содержание «Современника» контролировалось царской властью, и под влиянием цензуры в нём начинают печатать по большей части произведения приключенческого жанра. Но, тем не менее, журнал не теряет своей популярности.

    Далее биография Некрасова переносит нас в солнечную Италию, куда поэт в 50-е годы уезжает лечиться от болезни горла. Поправив здоровье, он возвращается на родину. Здесь жизнь «бьёт ключом» - Николай оказывается в передовых литературных потоках, общается с людьми высокой нравственности. В это время раскрываются лучшие и доселе неизвестные стороны таланта поэта. В работе над журналом его верными помощниками и коллегами становятся Добролюбов и Чернышевский.

    Несмотря на то что в 1866 г. «Современник» был закрыт, Некрасов не опустил руки. У своего давешнего «конкурента» литератор арендует «Отечественные записки», которые быстро поднимаются на ту же высоту, что и в своё время «Современник».

    Работая с двумя лучшими журналами своего времени, Некрасов написал и опубликовал массу своих произведений. Среди них - поэмы («Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Саша», «Русские женщины»), стихотворения («Железная дорога», «Рыцарь на час», "Пророк») и множество иных. Некрасов пребывал в зените своей славы.

    Последние годы жизни

    В начале 1875 г. поэту ставят страшный диагноз - «рак кишечника». Его жизнь стала сплошным страданием, и только поддержка преданных читателей помогала хоть как-то держаться. Телеграммы и письма приходили Николаю даже из самых дальних уголков России. Эта поддержка очень много значила для поэта: борясь с болью, он продолжал творить. На закате своей жизни он пишет сатирическую поэму под названием «Современники», искренний и задевающий за живое цикл стихотворений «Последние песни».

    Простился с этим миром талантливый поэт и активист литературного мира 27 декабря 1877 (8 января 1878) в Санкт-Петербурге, в возрасте всего лишь 56 лет.

    Невзирая на лютый мороз, попрощаться с поэтом и проводить его к месту последнего упокоения (Новодевичье кладбище Санкт-Петербурга) пришли тысячи людей.

    Любовь в жизни поэта

    Н. А. Некрасов, биография которого - это настоящий заряд живой силы и энергии, в своей жизни встретил трёх женщин. Первой его любовью была Авдотья Панаева. Они не были официально женаты, однако прожили вместе целых пятнадцать лет. Через некоторое время Некрасов влюбился в очаровательную француженку - Селину Лефрен. Однако этот роман для поэта был неудачным: Селина бросила его, а перед этим промотала изрядную часть его состояния. И, наконец, за полгода до своей смерти Некрасов обвенчался с нежно любившей его и заботившейся о нём до последнего дня Фёклой Викторовой.

    Сочинение

    Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа - кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
    В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших «гражданский сан» самым высоким.

    Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя,
    И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная».

    Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда. В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

    «Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы», - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
    «Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии... Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

    «Какое время наступило», - с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

    «Громи пороки смело», - призывает Гражданин Поэта.

    Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения - идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться

    В годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать.

    Афоризмом стали некрасовские строки:

    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.

    С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

    «Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
    Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая «страдания народа»
    И что поэзия забыть ее должна,
    Не верьте, юноши!
    Не стареет она,
    утверждает он.

    Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:


    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

    И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
    Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

    Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
    Я видел красный день: в России нет раба!
    И слезы сладкие я пролил в умиленье...

    Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
    В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
    Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
    Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
    Кому посвящены мечтания поэта,
    Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

    Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
    Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:

    Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
    С своей карающею лирой.

    Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он...
    Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество - это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

    Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

    Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

    Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

    Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

    Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

    С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

    Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

    В начале творческого пути

    Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

    И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

    Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

    К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

    Современник

    Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

    Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

    Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

    Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

    Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

    Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

    После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

    Творческий расцвет

    В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

    Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

    Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

    Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

    Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

    Я за то глубоко презираю себя,
    Что живу - день за днем бесполезно губя;
    Что я, силы своей не пытав ни на чем,
    Осудил сам себя беспощадным судом...

    Самые яркие произведения

    В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

    Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

    Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

    Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

    К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

    В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

    В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

    В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

    Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

    Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

    «Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

    Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

    Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

    Крылатые выражения


    О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

    Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.

    В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

    Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

    Сеятель знанья на ниву народную!
    Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
    Худы ль твои семена?

    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
    Русский народ…

    Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

    А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!