Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  Кто был автором термина элита. Определение понятия элита

Кто был автором термина элита. Определение понятия элита

В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических, структур.

Будучи социологическим и управленческим, этот термин пришел к нам из церковной практики, где он обозначал управленческую лестницу должностных статусов. Под иерархией будем понимать совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных к наиболее престижным и вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления.

Управленческая иерархия может существовать в устной традиции и письменно не фиксироваться, а может оформляться специальными документами.

Например, в царской России управленческая иерархия оформлялась документом, который назывался «Табель о рангах» Петра I и состоял из 14 классов. Во Франции аналогичный документ тоже назывался «Табель о рангах», был принят при Наполеоне и состоял всего из четырех классов.

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней - верхнего, среднего и нижнего. Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху - незначительная часть населения и большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди (власть, богатство, влияние, льготы, престиж).

Те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства, и у них возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну. Поэтому история полна революций, восстаний, мятежей, переворотов, зачинщиками которых выступают те, кто оказался обделенным или считает себя таким.

Более медленный и консервативный способ перераспределения богатства - продвижение наверх не массой или группой, а индивидуально путем личной карьеры.

Социальную иерархию, как уже говорилось, можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов.

Первый закон: число вакансий (рабочих мест или должностей), расположенных внизу, всегда больше числа вакансий, расположенных наверху. Так как вакансий наверху меньше, а желание занять их испытывает большинство, появляется возможность отбирать людей и возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.

Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, получается обратная (перевернутая) пирамида.

Третий закон - закон социального неравенства, согласно которому в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения и наоборот.

Четвертый закон - закон социальной поляризации: в любом обществе существуют две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий связано обратно пропорциональной зависимостью, т.е. большинство людей обладает меньшей частью социальных благ, а меньшинство населения - большей частью благ. Данный закон предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство между полюсами и делает переход от одного полюса к другому постепенным; либо присутствие среднего класса настолько незначительно, что он не имеет возможности влиять на процесс распределения собственности.

Пятый закон - закон социальной дистанции, который характеризуется несколькими эмпирически наблюдаемыми признаками:

О чем больше уровней в иерархии и чем больше расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее индивиду преодолеть эту дистанцию в течение жизни;

О чем больше уровней в иерархии и больше дистанция между полюсами, тем менее прозрачна социальная пирамида для общественности;

О чем труднее низам контролировать действия верхов, тем больше свобода маневра и вероятность использования верхами нелегитимных действий; тем с большей вероятностью те, кто занимается поддержанием этой пирамиды, будут стремиться ее сохранить, а не изменить; тем в большей степени судьба отдельного чиновника будет зависеть не от его личных способностей, а от правил игры и существующих в иерархии традиций; тем с большей вероятностью продвижение по службе будет связано не с конкурсной борьбой, а со старшинством и выслугой лет; тем вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропускные фильтры становиться жестче.

Если в качестве объекта исследования взять государственный и частный секторы, то окажется, что в государственном секторе госслужащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей мере, чем в частном секторе.

Шестой закон - закон сохранения status quo иерархии, согласно которому: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем выше мотивация сохранить ее, а не разрушить.

Седьмой закон: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем меньше скорость ее социального обновления, тем меньше количество управленческих инноваций приходится на единицу времени.

В масштабе всего общества, как и на уровне отдельной организации, управление строится и функционирует по поводу распределения дефицитных благ, т.е. всего того, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Как правило, к ним относят: власть, доход, образование и престиж.

Система управления во всех обществах и во все исторические эпохи строилась вокруг распределения и контроля за дефицитными благами.

В отдельной организации благом могут выступать заработная плата, премии, престиж, свободное время, задания. Поскольку к обладанию благами стремятся все, у менеджеров появляется эффективный механизм стимулирования производительного труда. Но стоит перевести дефицитные блага в разряд недефицитных, т.е. общедоступных, как пропадает мощный рычаг воздействия на людей.

Американские социологи У. Мур и К. Дэвис создали теорию социальной стратификации и управленческой иерархии, согласно которой самые ценные должности в обществе располагаются наверху: принимаемые там управленческие решения наиболее важны.

Рационально устроенная организация - будь то общество в целом или отдельная организация - базируется, по их мнению, на следующих аксиомах:

О высшие управленческие посты в организации должны занимать самые способные и квалифицированные работники;

О чем выше занимаемая позиция в иерархии, тем способнее и квалифицированнее должен быть менеджер;

О чем выше позиция в иерархии, тем качественнее должны быть принимаемые менеджером управленческие решения;

О наиболее качественное управленческое решение должно приниматься на самом верхнем уровне иерархии;

О чем выше качество принимаемого менеджером решения, тем выше должна быть его ответственность перед теми, кого оно касается;

О чем выше ответственность менеджера за принимаемое решение, тем больше властных полномочий он должен иметь для проведения его в жизнь;

О чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов на высокие позиции в иерархии;

О максимально жесткими должны быть фильтры-барьеры на верхних ступенях пирамиды.

Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посередине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится.

Общество, в котором не существует механизма рекрутирования (выдвижения) талантливых людей и их дальнейшего продвижения, становится менее стабильным.

Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и грамотным открыта зеленая улица наверх, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные работники. Здесь действует механизм заинтересованности (восходящая мобильность). Но при этом должны существовать и механизмы обратной (нисходящей) мобильности. Под механизмами обратной мобильности понимают такие процедуры, как разжалование в военном чине и увольнение; лишение титулов и привилегий и т.д. Отсюда следует важный вывод: механизм социальной мобильности симметричен относительно позитивных и негативных санкций.

Функциональная теория Дэвиса и Мура предполагает неравноценность высших и низших позиций. Высшие позиции приносят обществу больше пользы: на каждом последующем уровне иерархии возрастают важность принимаемых решений, ответственность за их принятие, трудозатраты (нервная энергия), а следовательно, получаемое вознаграждение.

Во сколько раз заработная плата управленца выше заработной платы рядового работника, во столько раз должны быть выше его ответственность и масштаб принимаемых решений.

В обобщенном виде все предлагавшиеся Муром и Дэвисом аксиомы можно свести к следующим двум законам иерархии.

Восьмой закон иерархии - качество принимаемых решений и цена допускаемых ошибок повышаются с каждым следующим уровнем управления.

Девятый закон иерархии - с каждым последующим уровнем иерархии возрастает число людей, на которых распространяется принимаемое решение.

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

ЭЛИТА (фр. elite - лучшее, отборное) - в буржуазной социологии термин «элита» часто употребляется для обозначения классового неравенства («избранный» слой общества, «избранный» круг людей).

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 469.

Теория элиты

ТЕОРИЯ ЭЛИТЫ. Идейно-политические концепции, утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества являются активные меньшинства, осуществляющие в государстве власть на основе гегемонии, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение.

Самые известные классические представители теории элиты – итальянские социологи и политологи Г. Моска (1856–1941) и В. Парето (1848–1923).

Г. Моска изложил свои идеи в книге «Элементы политической науки» (1896), которая была переведена на английский язык и издана в 1939 году под названием «Господствующий класс»...

Элита (БАПЭ, 2009)

ЭЛИТА (от франц. elite - лучшее, отборное) - внутренне дифференцированная, но высоко сплоченная привилегированная группа общества, обладающая лидерскими качествами, занимающая руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти, определяющая духовный и культурный климат в обществе, исторический вектор развития государства.

Главная функция политической элиты - управление обществом, что предполагает осуществление контроля над его материальными и духовными ресурсами, выработку его ценностных ориентаций и идеологической модели, сплочение и мобилизацию общества, поддержание устойчивого равновесия политических сил и стабильного политического режима...

Элита (Лопухов, 2013)

ЭЛИТА - небольшая группа людей, обладающая наибольшей (формальной и неформальной) властью в обществе, высшим профессиональным статусом, доходами (деньгами). Возможна при этом и высокая популярность, харизма, высокая степень духовного влияния. К элите обычно относят наиболее богатых представителей деловых и финансовых кругов, специалистов высокого класса в области внешней политики, обороны, промышленности, науки, выдающихся деятелей искусства и литературы, владельцев наиболее известных изданий, телесетей, известных телеведущих, телекомментаторов, наиболее популярных парламентариев, лидеров политических партий и движений, правительственную верхушку. В США элита (истеблишмент) составляет от 0,5 до 1 % населения, в чьих руках сосредоточено до 35 % национального богатства. В России ее «новая элита» размыта, находится в стадии формирования, составляет примерно 5 % населения, владеющих или контролирующих до 50 % национального богатства...

Элита политическая

ЭЛИТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (франц. elite - избранное, лучшее, отборное) - избранная часть общества, определяющая государственную политику. Понятие «политическая элита» первым предложил и определил Г. Моска в работе «Элементы политической науки» (1896): «...во всех обществах, начиная с едва развитых, достигших лишь порога цивилизации и кончая самыми культурными и могущественными, существуют два класса людей: правящих и управляемых.

Социальные элиты

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ - относительно небольшие, как правило, привилегированные социальные группы, концентрирующие в своих руках значительный объем тех или иных жизненно важных ресурсов (финансовых, информационных, властных и пр.) с целью использования их (идеальный вариант) в интересах общественного прогресса. К социальной элите могут относиться люди: 1) обладающие высшими показателями в своей области; 2) харизматические личности; 3) наиболее активные и деятельные; 4) имеющие высокое происхождение; 5) оказывающие решающее влияние на социально значимые решения; 6) имеющие наивысший престиж, статус; 7) имеющие материальные и нематериальные ценности в максимальных размерах...

Элита (Конт-Спонвиль, 2012)

ЭЛИТА (ELITE). Этимологически - совокупность избранных, но избранных благодаря случаю или в результате собственных усилий, а не Богом и не народом. Своего рода светская и меритократическая (т. е. получившая власть за счет собственных способностей) аристократия; слой лучших людей, обязанных своим положением лишь собственным талантам или труду. Но было бы ошибкой принимать это определение целиком и полностью. Есть разные элиты (спортивная элита - не то же, что ученая элита, которая, в свою очередь, не то же, что деловая или политическая элита), при близком знакомстве с ними поражающие своей посредственностью. Так, собрание профессуры самого престижного из университетов отнюдь не производит впечатления «сливок человечества». Полагаю, то же относится и к другим кругам, знакомым мне меньше...

слой общества, занимающий ключевые позиции в основных сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, административной, военной, интеллектуальной и т.п.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭЛИТА

Группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т. д. людей данного общества. В этом значении слова элита противоположна народу. Главный предрассудок, касающийся элиты, состоит в том, что она якобы не нужна и даже наносит обществу вред, а потому ее следует ликвидировать и в дальнейшем не допускать ее возникновения. Например, во многих школах США учителям запрещается ставить на экзаменах плохие оценки, чтобы более способные ученики не оказывались в привилегированном положении. Разделяющие это заблуждение люди обычно любят распространяться о том, как элита эксплуатирует народ и т. д. Это опасный предрассудок, ибо благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества зависят от того, удается ли создать в этом обществе полноценную элиту. Общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель.

Главной причиной возникновения этого предрассудка, помимо зависти, является другое заблуждение: к элите относят людей, происходящих от богатых или влиятельных родителей, принадлежащих к аристократии, плутократии или «номенклатуре». Касты подобного рода, не имея ничего общего с подлинной элитой, имеют тенденцию замыкаться в самих себе. Их существование и претензии на превосходство воспринимаются окружающими как несправедливость; отсюда и рождается неприязнь к любой, даже подлинной элите.

Наконец, с элитой связан еще один предрассудок, согласно которому труд представителей элиты не должен оплачиваться выше, чем труд обычных людей. На самом деле общество, заинтересованное в элите, должно стимулировать таких людей, в частности обеспечивая им более высокий доход. Такая политика окупается сторицей.

Правящая элита может частично слиться с духовной элитой, вступая с ней в диалог, но может вступать с ней в конфликт, объединяясь с почвой, организовывать ее истребление. В этом случае правящая Э. лишает себя разума, веры, красоты, а духовная элита - силы. Различие логик обеих Э.

постоянно стимулирует между ними конфликт, который, однако, периодически сменяется стремлением правящей Э. прибегнуть к источникам творческой энергии духовной Э.

для решения своих проблем. Э., постоянно балансируя на сменяющих друг друга разнонаправленных волнах инверсии, переходит от одной смертельной опасности отпадения от народа, разрыва с не коммуникаций к опасности партиципации, т. е. слияния с народом. Первое грозит превратить Э. в глазах народа в носителя мирового зла, в антихриста, второе при низком уровне государственного сознания и государстве иллюзорной веры способность спонтанного творчества народа решить все проблемы (Основное заблуждение интеллигенции) грозит возрастающим ростом дезинтеграции. Обе опасности чреваты массовым дискомфортным состоянием, социальной катастрофой.

Элиты постоянно стремятся поднять массовое сознание до уровня своих ценностей, формировать нового человека, прибегая для этого к различным средствам, от просветительства до массового террора. Однако раскол создает для этого исключительные трудности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие «элита» впервые фигурирует у Аристотеля, затем появляется в Средние века у Макиавелли, а в начале XX века - у Парето. Важный шаг в развитии теории элит связан с выходом в свет в 1953 году книги Р. Миллса «Властвующая элита». Среди имен ученых, сыгравших огромную роль в развитии теории, - М. Доган, Дж. Хигли, М. Бертон и другие. В России таких работ исторически мало. Среди современных российских авторов ведущими специалистами являются М. В. Ильин, О.В. Гаман-Голутвина, а также О. В. Крыштановская с ее работами по «анатомии российской элиты».

Формально принадлежность к элите («он - элита», «элита - не элита») - это определенная позиция во власти, армии, финансах, науке или культуре, хотя во многом это субъективное мнение людей. Причем поскольку у представителей разных школ, культур, взглядов и направлений обычно есть свои амбиции, то они редко, кроме бесспорных случаев, легко присваивают этот титул кому-либо. Политическую элиту все наблюдают, но неясна граница между теми, кто «на самом деле» принимает важнейшие решения, и видимыми статусными элементами. Например, в большинстве политических партий и движений решения принимаются ограниченной группой лиц, а по формальным признакам всех членов парламентов, министров и прочих «власть придержащих» исследователи относят к «властной» элите.

1. Виды элиты

Характер и состав элит специфичны стране: если в стране не было серьезной армии или со временем она исчезла, то у этой страны не может быть армейской элиты. Так, например, в Австро-Венгерской империи была армейская элита, но сейчас ее уже нет. Существуют страны, в которых есть очень серьезная религиозная, церковная элита, например в Польше или Италии с большим традиционным влиянием религии и на общественную жизнь. Постепенно этот фактор слабеет по сравнению с прошлым, но не исчезает. Помимо армейской и церковной, существуют политическая, финансовая и интеллектуальная элиты.

Разделение видов правящей элиты (то есть той, которая принимает ключевые решения) на политическую, финансовую и военную было предложено американским ученым Райтом Миллсом в его исследованиях 1950-х годов. Из позднейших интересных работ следует отметить книгу под редакцией Дж. Хигли и М. Бертона «Элита как основание либеральной демократии». Политологи теперь неохотно пишут о том, что демократия и контроль могут находиться под некоторым воздействием правящих элит - это политически некорректно. Естественно, демократия и контроль элит - это две противоположные концепции. Существуют показатели, измеряющие характер политического режима в странах от автократии до демократии, что во многом отражает характер и положение элиты. Современное общество, с одной стороны, внешне может быть демократическим, с другой - где-то внутри скрывать политическую элиту, которая будет независимо от избирателей принимать ключевые решения (отдавая на «откуп» народу - принятие незначительных решений на местном уровне) и категорически утверждать, что кругом демократия (гибридные режимы). Но элиты, видимо, находят средства «подстраховывать» политический процесс, чтобы избежать потрясений и революций. И очень редко ученому удается нащупать «руку элиты». В устоявшихся развитых демократиях элита не выходит на поверхность как сила вне демократического процесса. В средневековой Венеции проводилась масса выборов, жребиев и так далее. Начинали там с выборов 1600 человек, потом жребием - 500, затем выбирали сто и так далее. Чередуя выборы и жребий, останавливались на десяти, которые, разумеется, оказывались представителями примерно одних и тех же семейных кланов. Но заметим, что венецианская система захватывала выборами довольно широкие слои граждан, так что «Серениссима» испытала, пожалуй, гораздо меньше социально-политических потрясений, чем другие итальянские города.

Dogan M. Elite Configurations at the Apex of Power. Leiden - Boston: Bril, 2003

Elites, crises, and the origins of regimes / M. Dogan, J. Higley (Eds.). - Rowman & Littlefield publishers inc., Lanham etc., 1998

2. Консенсус элит

Правящая элита обладает особыми возможностями и стремится к определенному статусу. У нее есть две задачи: поддержание своего положения элиты и «проекты развития». Если элиты между собой находятся в согласии (например, они прошли какой-то период борьбы между собой, потом устоялись и действуют вместе), то общество обычно находится в развитии. В Англии короли и бароны лет сто переписывали Великую хартию вольностей (см. Британскую библиотеку), но заложили основы прав. Потом долго воевали в гражданских войнах, казнили Карла I. Наконец, классическим примером компромисса элит можно назвать события 1684 года в Англии, когда виги и тори договорились свергнуть Стюартов, привели к власти Оранских. С тех пор демократия в Англии, а потом в Великобритании продолжается вплоть до недавнего референдума о независимости Шотландии. Так что фактор согласия элит имеет колоссальную важность для политической жизни и в устойчивости финансовой сферы.

Higley J., Burton M. Elite Foundations of Liberal Democracy. 2006

Leonid Grigoriev «Elites: the Choice for Modernization» in «Russia: the challenges of transformation», ed. By P.Dutkiewicz and D.Trenin, NY University Press and SSRC, NY and London, 2011

3. Интеллектуальная элита

Для интеллектуальной и других элит важно различие функциональной и нормативной элит. Представителем функциональной элиты может быть директор академического института или член парламента. Также есть нормативная элита. К ней причисляют деятелей искусства, литературы, политики. Они дают новую норму, новые идеи, как, например, академик Сахаров.

Известен феномен игнорирования истинных членов интеллектуальной элиты при жизни. Так что нередко окончательное определение человека в ранг интеллектуальной элиты происходит посмертно. Если мы посмотрим биографии выдающихся полководцев, писателей или художников, то выяснится, что многие не были признаны при жизни и только после смерти их начинали причислять к элите. Например, стоит вспомнить тяжелые отношения адмирала Нельсона с адмиралтейством, старт художников-импрессионистов.

Признание человека интеллектуальной элитой - сложный процесс, несводимый к высокой должности или индексу цитирования. Нужно оказать огромное воздействие на жизнь людей, их культуру или науку, дать явный положительный результат (открытие, произведение искусства), чтобы критическая масса коллег-специалистов и граждан признала кого-то лидером - выдающимся деятелем в той или иной области, то есть членом элиты.

Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. - М.: РОСПЭН, 2006

Григорьев Л. М. Интересы и проблемы во время мирового кризиса: ответственность элит, понимание среднего класса и терпение бедняков // Экономика переходных процессов. Т. 2. М., МУМ, 2009

4. Общественные движения и элиты

В общественной сфере, от политики до СМИ, вопрос о выделении элит усложняется различием взглядов социальных слоев. Так что партии, профсоюзы, движения, СМИ могут в общем случае располагать элитами, группами индивидуумов, которые относятся к правящей элите, контрэлитам парламентским и непарламентским, разделяющим общие системные принципы политического устройства или оспаривающим его в тех или иных аспектах. Помимо национальных элит, выделяются, естественно, региональные элиты.

В свое время Макс Вебер выделял традиционных, харизматических и легитимных лидеров, что отражало смену феодализма капитализмом. Соответственно, исторически идут смены или трансформации элит. Революции и большие общественные трансформации, естественно, предполагают смену элит. Ленин говорил, что «верха не могут, а низы не хотят» жить по-старому. На нашем языке речь шла, по существу, об элитах («верхах»), которые не могут продолжать управлять страной прежними методами.

Конфликты элит и контрэлит в условиях демократии решаются выборами, компромиссами, интеграцией контрэлит. Выход конфликта элит из легального поля - это и есть гражданский конфликт той или иной степени тяжести и остроты форм проявления.

Григорьев Л. М. Элиты и средний класс. // «Spero» #13, 2010

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005

5. Исследования элит

В этой области идут интересные работы по странам, по характеру элит. Надо быть очень осторожным, поскольку классификации элиты очень разные. Но в конце концов наиболее влиятельные люди эпохи оказываются в элите, выдающиеся ученые рано или поздно, хоть в посмертном списке, но оказываются в элите науки. Понятие элиты очень интересное, и им может заниматься и тот, кто не является профессиональным политологом. Однако нельзя сначала назначить кого-то элитой, а потом по нему делать аршин. Чрезвычайно важен менталитет элиты, поведение, их интересы.

Списка правящей элиты для любой страны не существует, поскольку нет жесткого формального критерия. Элита - это слой очень «стеснительных» людей. Особенно в странах с демократическим управлением она принципиально старается не демонстрировать себя. Она экранируется различными промежуточными слоями, функциональными организациями, поэтому исследователю сложно узнать, что она на самом деле собой представляет, как она принимает решения, из кого она состоит, как взаимодействует внутри клана. Элиты обычно очень скупы на статистические данные о себе и особенно о характере принятия решений, логике и мотивации. Дуальность интересов правящей элиты - сохранение своего положения и «проекты развития» - предполагает очень сложные процессы, которые часто остаются в тени.

Миллс Р. Правящая элита. М., 1989

Элиты и общество в сравнительно измерении. Под ред. О.В.Гаман-Голутвиной, М., «Росспэн», 2011

Литература

Григорьев Л.М., Салмина А.А. Структура российского среднего класса: предварительный анализ для будущих исследований. М.: «Spero», № 12, 2010;

Григорьев Л.М. Элиты и средний класс. М.: «Spero», № 13, 2010;

Григорьев Л.М., Салмина А.А. «Структура» социального неравенства современного мира: проблемы измерения. М.: «Социологический журнал», № 3, 2013, с. 5-16.