Меню
Бесплатно
Главная  /  Мытье  /  Кто такие шаманы и как им стать. «Было очень страшно»: Как жители Бурятии становятся шаманами

Кто такие шаманы и как им стать. «Было очень страшно»: Как жители Бурятии становятся шаманами

Согласно религиозным представлениям, шаман – человек, наделенный необычными способностями, которые дают ему возможность общаться с духами и просить помощи у потустороннего мира. Такие люди обладают даром излечивания различных болезней.

Необходимо попытаться подробнее узнать о том, кто такой шаман и как им стать. Слово «шаман» взято из тунгусо-маньчжурских языков. Так называют человека, у которого есть определенные способности видеть другую реальность, общаться с духами и совершать путешествия в другом мире.

Как стать шаманом в реальной жизни?

Что же необходимо делать для того, чтобы стать шаманом и как вообще происходит этот процесс? Многие народы применяют несколько методов, позволяющих отобрать кандидатов. Это может передаваться по наследству. Либо же у человека может ощущаться природная склонность к этому занятию, поэтому ему захочется последовать «зову предков или богов». В некоторых племенах разрешается по личному желанию стать шаманом. Наблюдается, что ними становятся люди с истерическими наклонностями.

Но, только, несмотря на способ отбора, шаманом может стать человек, который прошел курсы обучения и успешно сдавший своеобразные практические экзамены.

В первой стадии обучения будущий шаман должен подробно ознакомиться с духовным миром, который ему предстоит посетить, находясь в состоянии транса. Ученика знакомят с именами и функциями богов, мифологией и историей рода. На второй стадии ученик начинает проходить практические занятия и осваивать различные техники и приемы, позволяющие войти в транс, излечивать болезни, с духами и т.д.

Как стать шаманом в домашних условиях?

  1. Понять, что шаманизм – это реальность, а не игра. Со временем придется столкнуться с множеством людей и сверхъестественных существ. Необходимо научиться разговаривать со своими предками и обращаться к ним за помощью. Нужно верить в то, что делаете. В таком случае следует найти учителя, на которого можно будет положиться в обучении шаманизму, который научит будущего шамана пользоваться инструментами, такими как бубен, щит, сумка, маска и т.п.
  2. Слушать мечты, которые очень важны в шаманизме. У них может быть духовное значение или же они представляют собой некое откровение. Шаманские силы могут помочь воплотить эти в реальность.
  3. Научиться медитировать. Медитация играют важную роль для здоровья, а также является залогом успешного обучения. Она помогает будущему шаману обрести энергию для того, чтобы в дальнейшем ему удалось посещать иной мир и общаться с духами.
  4. Быть здоровым и беречь себя, поскольку это очень важно в шаманских путешествиях, которые отнимают много сил. Рекомендуется спать не менее восьми часов, правильно питаться и избегать обезвоживания. При наличии проблем со здоровьем нет причин думать, что это помешает стать шаманом, но с ними необходимо бороться.

Ритуалы шаманов

Существует огромное количество ритуалов, которые проводят шаманы. Рассмотрим ритуал Огня.

Он проводится в лесу, при этом шаман не должен принимать пищу. Когда зайдет солнце разжигается костер, принимается поза Орла и шаман сосредотачивается на огне, пытаясь настроиться на контакт с Хозяйкой Огня, которая может явиться в облике обнаженной девушки или старухи. Когда контакт будет установлен, то можно быть уверенным в том, что шаману удалось обрести надежного защитника на всю жизнь. После этого шаман начинает танцевать вокруг костра, тем самым посвящая танец Хозяйке Огня. В танце выполняются волнообразные движения руками и бедрами, так происходит имитация языков пламени. После окончания танца, шаман «кормит» огонь маслом и кладет поверх него красную материю, произнося заклинание.

Понимание этого мира, тайные знания - такое всегда интересовало и интересует людей и практически во все времена существуют индивиды, которые профессионально занимаются подобными сферами. К примеру, с древнейших времен, эпохи так называемых проторелигий существенное значение имела фигура шамана, да и сейчас многим нравится, этот термин и статус. Поэтому люди хотят знать как стать шаманом в современном обществе.

Начать следует с размытости самого этого термина. Практически во всех протокультурах существовали шаманские практики. Причем удивительным образом люди на разных континентах приходили к весьма похожим выводам относительно устройства этого мира и человеческого сознания.

Тем не менее дать полное определение термину шаман трудно, так как такой человек может заниматься совершенно разными практиками и как минимум шаман шаману рознь, хотя также могут быть и общие сходства. Для традиционных обществ такой человек :

  • выполняет ритуальные функции, участвует в основных обрядах племени (рождение, инициация, погребение);
  • общается и взаимодействует с духами, чтобы лечить людей, давать советы (узнавать и предвидеть грядущее) и выполнять другие повседневные задачи;
  • может помогать и наставлять людей (хотя в дальнейшем такая функция переходит к священнику).

Перед нами обладатель уникальных способностей, который может путешествовать в нижний и верхний мир, имеет духов-союзников, обладает магическими умениями. Во многом эта функция является именно социальной, то есть статусной и шаман берет на себя ответственность заботы о своем сообществе (племени, деревне или чем-то подобном). Именно поэтому в традиционных обществах такой статус хотя и считается почетным, но к нему практически никто не стремится, так как работа шамана тяжела и не приносит каких-то существенных привилегий помимо разве только уважения.

К примеру, если брать народы, где до сих пор сохранились эти традиции, там шаман тоже занимался своим хозяйством. Да, ему могли принести какой-то дар, но платы за свою деятельность он никогда не брал. При этом отзываться на просьбы ему требовалось всегда и в итоге времени на обустройство собственного быта практически не оставалось, поэтому такая карьера никого особенно не прельщала, ведь не давала богатства.

Трудности шаманской карьеры

Для современного человека, падкого до всякой экзотики шаманство и обучение этим практикам выглядит увлекательным. Многие хотят называться шаманами, но не многие понимают ситуации.

Для того чтобы получить такое понимание пригодится сравнение со спортсменами. Каждый профессиональный спортсмен выглядит привлекательно и притягивает восхищенные взгляды, когда участвует в соревнованиях. Многие смотрят на такое, хотят стать спортсменами. При этом не понимая какой объем регулярного труда вкладывает спортсмен в собственное развитие.

Более того, в какой-то степени для спортсмена иногда будни простого обывателя, могут выглядеть даже привлекательнее его трудной карьеры. Ведь там не требуется особенно стараться, отсутствуют какие-то потрясения и фундаментальные усилия по преодолению себя.

С шаманами ситуация во многом похожая и, к примеру, обыватель видит только увлекательное камлание под бубен, пеструю одежду и подобное. Хочется стать похожим на этого странного дядю (или тетю) которого все слушают и приходят за помощью. При этом никто не думает о том огромном труде, который нужно делать регулярно и о трудностях (например, шаманской болезни, про которую скажем далее). Это нужно преодолевать и вынести.

Стоит ли выбирать такую карьеру

Тема рассматривается так обстоятельно и подробно, чтобы не только дать понять как стать шаманом в реальной жизни, но и подчеркнуть фундаментальность и значимость этого выбора. Такой выбор, как правило, делается на весь земной путь в текущем теле и от этого пути бывает весьма трудно отказаться.

Поэтому, если хочется просто чем-то увлечься, то гораздо разумнее выбрать макраме, тренажерный зал или какое-то другое доступное хобби. Конечно, к некоторым фактам, возможно, даже нужно относиться скептически, но есть множество свидетельств о том как шаман прекращал свои занятия (по тем или иным причинам) и получал «приветы» от своих духов с не самым приятным содержанием. А также и безалаберное отношение к этому делу тоже нередко вызывает трудности со здоровьем и другие проблемы.

Варианты инициации

Самым простым вариантом посвящения является поиск объявления примерно следующего содержания: шаманские практики обучение стоимость 5000 рублей, для всех, ускоренный курс. Вариант практически полностью безвредный, развлекательный и познавательный. После такого курса «обучения» навряд ли появятся подлинные связи с духами и способности, но может улучшиться настроение, появится интересные знакомые и уверенность в себе.

Есть и более трудные варианты :

  • родовое посвящение;
  • самостоятельная инициация через практики;
  • контролируемое посвящение в рамках традиции.

Второй и третий варианты являются практически идентичными, отличаются они немного в зависимости от того, какие, скажем так, религиозные институты принимают участие, а в остальном речь об одном и том же.

Родовое шаманское посвящение

Статус шамана не всегда является наследственным, но часто дар передается именно от поколения к поколению. Логика тут понятна: старший в роду передает своих духов-помощников младшему и так движется традиция.

Исторически фигура шамана всегда являлась принадлежащей к определенному сообществу, к примеру, племени, а сообщества эти являлись закрытыми. Таким образом, в рамках какой-то группы людей всегда есть определенная фигура и вполне удобно и резонно, если поставщиками такой фигуры является какой-то отдельный род. Тем не менее такая система не является правилом, которому нужно непрерывно следовать.

Характерным тут является пример одного из современных Якутских шаманов, который получил посвящение (как часто и бывает) против собственной воли. В его родном селе оставил землю действующий престарелый шаман, а дети этого человека давно разъехались по городам и не переняли посвящение и духов. А также никто из села не хотел становиться новым шаманом (до сих пор в традиционных обществах это только статус при огромном труде и минимальном финансовом обеспечении) и с какого-то времени духи стали являться к нашему герою.

Он противился, до поры, когда его охватила так называемая шаманская болезнь. В итоге пришлось переезжать из города обратно на родную землю, принимать посвящение и оставаться «работать» шаманом в своем селе. Тут проявляется пример о том как передача духов происходит не между родственниками, но между представителями закрытого сообщества.

Понятие болезни

Тут следует рассмотреть отмеченный феномен, который в основном характерен именно для родового посвящения. Когда чаще всего дар приходит совсем не по инициативе человека, а выбирают сами духи. Как известно, история шаманов уходит в глубокую древность и там же располагаются традиции получения шаманской болезни.

По сути, такой недуг является началом инициации, как считается, насылают его духи, которые выбрали человека, болезни могут быть разными, но объединены всегда определенными признаками :

  • болезнь тяжелая, с явным намеком на летальный исход и человек вполне может и не преодолеть такое испытание;
  • тяжелые страдания, которые связаны не только с физическими мучениями, но и с помутнением сознания, глубокими галлюцинациями, видениями различных существ и других миров;
  • чудесное исцеление, которое приходит также странно и неожиданно как болезнь;
  • гарантией исцеления является согласие человека начать взаимодействовать с духами и посвятить себя шаманству;
  • отсутствие возможности лечения методами медицины.

Тема глубокая и многомерная, хотя главное из этого нетрудно понять.

Такая болезнь меняет психику человека, как считается, в процессе он может начать обучение взаимодействия с духами, видит шаманов предыдущих эпох и получает своеобразную инициацию. Если есть более опытный шаман, то он может оценить действительно ли речь идет об избрании духами либо о простом психическом помешательстве, так как многие симптомы похожи. Опытные шаманы могут помогать на этом этапе, к примеру, немного облегчить мучения посвящаемого, и позволить ему преодолеть этот недуг и вступить на новый этап и тут следует перейти к следующему варианту инициации.

Посвящение через практики и ритуалы

Объединим два указанных ранее варианта инициации и опишем посвящение в шаманизм и обучение этому делу без шаманской болезни. Точнее сказать, в этом варианте следующие отличительные особенности :

  • не духи, а сам человек выбирает призвание и сам стремиться к тому, чтобы стать шаманом;
  • ему помогают более опытные люди, он может пользоваться различными наработками духовных традиций;
  • болезнь проходит более плавно и иногда практически незаметно (хотя преобразования психики все-таки наблюдаются) так как посвящение разбито на ряд отдельных этапов;
  • есть возможность выбрать с какими духами взаимодействовать;
  • нередко требует личной силы посвящаемого для того, чтобы обрести нужный уровень.

Именно такой вариант является наиболее актуальным для тех, кто хочет приобщиться к традиции.

Тут тоже не всегда бывает полностью самостоятельный выбор. Например, человек может развиваться духовно, искать смысл мира и начинает получать какие-то странные сны, чувствовать присутствие духов. Тогда он обращается в шаманскую традицию и там получает инициацию.

Человек может не получать никаких особенных знаков, но иметь высокий интерес и намерение. Тогда он отправляется, к примеру, в Бурятию и ищет действующих людей, которые занимаются посвящениями и могут передать традицию, становится учеником. В таком варианте человека постепенно вводят в теорию и практику, он изучает духов, получает собственных и со временем становится шаманом или не становится, тут многое зависит в том числе и от личных усилий.

Отличия способов инициации

Если резюмировать, то первый рассмотренный путь является более традиционным. Если говорить в терминах рассматриваемой темы, то представляет собой движение Великого Духа, которое вечно проявляется в бренном мире. Традиция в каждом небольшом сообществе передается между поколениями, духи-помощники оберегают различные сообщества и хранят память времен.

Этот вариант практически безальтернативный, так как выход из шаманской болезни, по сути, только один - становление шаманом. Конечно, есть и второй - отказ, но такой выход чаще всего подразумевает и полный выход из тела, до следующего воплощения. Ведь шаманские болезни земными лекарствами не лечатся.

Второй вариант является более доступным, но уровень ответственности тут не меньше. Если занятия шаманизмом переходят на серьезный уровень тут появляются и различные ограничения и перемены.

В завершение следует подчеркнуть весьма существенный факт касательно шаманских практик в современности.

Многие из них не являются запрещенными к изучению и использованию , то есть практически каждый может получить от этого пользу и для этого не требуется становиться шаманом. Эта традиция является миролюбивой и альтруистичной, созданной для пользы людям, поэтому каждый, кому тема интересна, вполне может без заморочек и посвящения делать (сохраняя разум и соблюдая меры предосторожности) какие-то практики для собственной пользы и пользы других живых существ.

Лучше если эти различия выражены анатомически; у человека присутствуют лишние кости, мышцы или целые органы. Чем больше таких отличий - тем сильнее будет шаман. Второе, не менее значимое условие, наличие "шаманских страданий". Чем в более раннем возрасте они начнутся, тем сильнее будет шаман. Потому, что шаманом становятся в результате долголетних мучительных, психических и физических заболеваний. (1)От видений, которые посещают соискателя в этот период, зависят и характер шаманского призвания, его специализация и профиль работы. Шаманами могут быть не все, а только те, среди предков которых были шаманы; активная роль в избранничестве принадлежала духам умерших предков-шаманов.

Случаи добровольного получения шаманского дара, по собственному желанию неизвестны. Правда, встречаются иногда шаманы, не пользующиеся никаким авторитетом, которых за глаза называли обманщиками и к которым обращались за помощью только в тех случаях, если вблизи не оказывалось другого шамана. Про них говорили, что они сами "напросились стать шаманами" Но даже и эти шаманы никогда сами не говорили, что они получили дар по своему желанию. Шаман - избранник духов, и этим все сказано.

Дар шаманства не приобретается по желанию. Сами духи избирают будущего шамана, иногда они это делают еще до его рождения во чреве матери. Но даже такой избранник должен пройти долгий, часто продолжающийся несколько лет, суровый и мучительный искус. В это время он теряет рассудок, но только в глазах окружающих. На самом деле в это время душа его совершает путешествие по разным дорогам верхнего и нижнего мира, обходит различных божеств и духов и получает от них разные дары; водят ее специальные духи-путеводители. Получая дары, шаман получает и право обращаться к духам и божествам-дарителям во всяких случаях жизни, с уверенностью, что просьбы будут выполнены. (2)

Как же выглядит тот мир, в котором живут эти люди? Посмотрим.

Мы входим в необычный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка - мрачная страна Похъёла, где царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Там неподалёку от неё, то ли под землёй, то ли под водой лежит царство мёртвых -царство Туони, Туонела, в чёрных реках которого люди находят свою кончину. А может оно находится под огромной горой, что стоит среди океана?

На Юге лежит светлая страна Калевы, Калевала, где живут люди. С Юга начинает свой путь река протекающая сквозь все страны и все озёра и которая, впадает в океан прямо у горы под которой царство Туони. Над прекрасной южной страной живут светлые, добрые духи, те которым люди обязаны жизнью.

Раз уж ты колдун, то тебе не раз придется спускаться в подземный мир, в, "Страну матери смерти". Гигантские вертикальные разломы в горах прекрасно подойдут для этой цели. Это только шаман может спустится туда через реки, ручьи и озёра. В этой стране умершие обретают новые тела вместо тех, которые истлевают в могилах. Но в "Стране матери смерти" живут только добрые люди, точнее их души, здесь они получают удовольствия и почёт. Но если мы пройдём по этому царству дальше, то придём к мрачному спуску, обрамлённому остроконечными чёрными скалами базальта. Это вход в глубинное царство - властителя страны и здесь злых людей ждут невообразимые муки, Но выйдем из царства мрака и возвратимся в Средний Мир.

Человек ставший шаманом расскажет нам о своём становлении и тех мытарствах, которые он претерпел чтоб стать шаманом.

"Сначала я стал слышать как поют полозья моих нарт, углы нарт, когда я по тундре еду. Я всё время слышал поющие голоса. Иногда меня окликали по имени и я вертел головой, но ни кого рядом не было.

Потом пришли мучительные сны. Я не мог противится сну, а если противился, то ходил как автомат, как кукла заведённая. Однажды заснул и увидел, что иду по тундре, хорошо, голова не болит от сонливости и следа не осталось. Солнце движется по небу к зимнему солнцевороту приближается. Шёл я так шёл и пришёл к огромной сопке, никогда такой не видел, ни один день нужен, чтоб на неё забраться. С одной стороны океан от неё бушует, а с другой спокойный до самого конца. Очень долго поднимался на сопку, не одна неделя ушла. Смотрю на вершине стоит земляной чум и дверь в нём. Из дымового отверстия дым идёт. (Как то вижу, что в чуме девять дверей все разной формы одна за одной, открывать их надо по очереди). Подхожу к первой двери у неё порог с очень острым верхним краем, в зубцах как пила. Не смогу перелезть, обязательно помощник нужен. На солнечной стороне неба вроде люди разговаривают, большой костёр жгут. Они и есть помощники (союзники). Остановился перед дверью. От костра нго упал. Назад посмотрел - за спиной ходит, как маленький ребёнок. Белая совсем девка, как снег. Женский голос говорит: "Отгадай, как открыть дверь, что за дверь?" Как отгадаю, не знаю я, от костра подсказывает девка красивая, солнце-девка: "Говори, говори так. Осенью первый раз вода замерзает, люди мёрзнут. Много в воде погибает и замерзает людей. Пусть вода не уносит много людей. Первый замок это Вода и Лёд. Называется он "пора когда земля покрывается снегом". Всё это сказал. Теперь открыл дверь. За ней порог высокий, очень остро точённый каменный. Умру я, думаю, от этого порога, уж очень он острый. "Отгадай, что это?" За спиной девка подсказывает, а её не видно: "Говори, говори; - красный нго есть. Много людей умирает убитыми, кровь проливают. Когда лодками по воде едут, он лодки режет. Он всех людей ест. Вот это зубы красного бога. Затупим эти зубы, чтобы людей не ел". Сказал так. Отгадал. Девка говорит: "Прыгай!" Как перепрыгну? Высоко ведь. Девка вроде подмышки взяла и сильно так перебросила через порог. Первая дверь - это новый год, когда светает, солнце появляется. До двери темно. Дверь открыл - солнце увидел. Первая дверь называется - "Тёмная пора". Целый год народ живёт решает (проходит через тёмную пору). так прошёл первую дверь. Оглянулся назад, а порог её стал совсем гладкий. От двери до двери проходит месяц и мой сон длился девять месяцев.(...)

Прохожу последнюю девятую дверь. Старик сидит огромный. Лысый, глаз нету, лицо плоское. на плоском лице две дырочки. Нос это и рот. И уши у него есть. Между его коленками круглое озеро. Чёрное. Женский голос говорит отгадай что за озеро. Как отгадать? Солнце девка говорит: "Говори, говори так "Дыра в земле для могил. Рот земли, рот болезней. Мы умерших в рот Земли-матери кладём", человек умрёт попадает в живот женщины. Земли-матери." Всё так сказал. Старик протянул руку и бросил на наковальню меня. Щипцами хватает. Молотом бьёт. Куёт меня. Больно. Терплю. Бросил меня в костёр. Я раскалился до красна. Хватает щипцами и ну стучать по голове, по телу молотком. Бил, бил. Ковал, ковал. В котоёл с водой бросил. Котёл на девяти кольцах держалках висит. Вынул из воды. Я другой стал. Крепкий. Знающий. Девятибог птицу мне даёт из металла. Солнце-девка говорит: "Садись птице на спину. Лети". Так и делаю. Куда лететь? Говорит: "На землю лети" Как? "Через Скап-эльзэр(полярную звезду).

Проснулся в своём чуме, на груди металлическая птица висит. А Девятибог мне ещё двадцать семь дней диктовал, что я должен делать, как костюм готовить. Что делать должен, где союзников искать и кто враги". (3)

Что же должен уметь делать шаман, если он настоящий избранник духов?

У колдунов Севера поражает то, как они с минимумом средств добиваются удивительных результатов. Когда наблюдаешь работу колдуна (шамана, нойды, оюнов, тадебя...) то приходишь в восхищение от того, что он может сделать со своей аудиторией и своими пациентами. Восхищает то, что в течении веков были выбраны и разработаны замечательные методики внушения и самовнушения, гипноза и самогипноза, различных психотерапевтических и социальнальных реабилитационных техник.

Дело в том, что шаманизм характерен для относительно небольших групп, и, естественно, таким образом сообществам не нужны были соперничающие нойды. Но зато и требования к единственному колдуну были весьма высоки. Наличие колдовских способностей предполагает испытание способностей будущего колдуна. От него, например, могли потребовать пробыть несколько часов на морозе легко одетым, без обуви, или облизать языком раскалённые до красна металлические предметы. И от начинающего колдуна ждали не стоического перенесения этих мучений, а, напротив, того, чтобы это испытание не было для него мучительным. Чтобы оно не нанесло ему ни малейшего вреда. Только отсутствие ожогов и обморожений с очевидностью показывает, что духи покровительствуют нойде и община может рассчитывать на умение и опыт такого шамана. От колдуна требуют уметь найти спрятанные предметы (ведь именно к нему будут обращаться за помощью при поисках пропавших вещей и самого вора), а также способность свободно ориентироваться и передвигаться на пересечённой местности с завязанными глазами (т.е. умение видеть "внутренними глазами"). Эта способность применялась тогда, когда отыскать соплеменников, засыпанных снегом во время пурги, обычными способами (т.е. по следам, с собаками и т.п.) не удавалось. Но от нойда требовалось ещё и лечить людей, а ещё и оказывать им психотерапевтическую помощь. Шаман должен был с помощью своего камлания снять эмоциональное напряжение соплеменников, дать понять этим людям, что они не брошены в пустынных просторах Арктики, не обречены на постоянную борьбу за выживание, а напротив, находятся в состоянии радостной гармонии с окружающим миром.

Получается что шаман совмещает в себе жреца, знахаря, колдуна и ворожея, или, в современных терминах, философа, врача, сенситива и провидца. Ошибочно, а точнее не полно понятие о шамане как о посреднике между миром духов и миром людей. Камлание не самоцель, а лишь одно из используемых в шаманизме средств.

Да шаман-колдун, действительно посредник, но скорее посредник между людьми и суровой Арктикой, которую он очеловечивает; посредник между членами сообщества в разрешении их конфликтов, наконец посредник в установлении внутреннего мира сомневающегося и страдающего соплеменника. Т.о. нойда старается привести к гармонии всё, на что обращается его искусная деятельность.

Весь институт колдунов складывался под влиянием запросов и потребностей этноса, но одновременно нойда обеспечивали непрерывность процесса создания облика своего народа в сменяющих друг друга поколениях. Насильственный разрыв этой взаимообуславливающей связи оказался трагическим и для шаманов и для северных народов в целом. Именно потеря творческого импульса, пронизывающего все северные народы, привело со временем к появлению тех хорошо всем известным проблемам, которыми мучаются не только "малые" народы нашего мира, тех проблем, что принесла с собой однотипная цивилизация. А ведь северные народы существовали не одно тысячелетие, живя в полном балансе с окружающей средой и не меняя своей жизни. Что по сравнению с этим великие цивилизации? Почти мотыльки (Египет просуществовал примерно 2500 тысячи лет и исчез, Эгейская цивилизация немногим больше, но тоже исчезла).

Получив право быть нойдой колдун всей своей последующей жизнью утверждал это право. Шаманство - скорее подвижничество во имя общины: недаром многие шаманы относились к своему призванию как к тяжкому "кресту". Подавляющее большинство нойд были бедными, так как не имели возможности постоянно заниматься хозяйством. Духи запрещали тот или иной род деятельности налагая табу (запрет рубить деревья, вязать корзины...) они могли потребовать общения и призвать к путешествию во время путины или посреди охотничего сезона. Кроме того они никогда не позволяли шаману взымать плату, кроме той, что люди приносили по собственному побуждению. А подношения были обильными лишь у очень известных колдунов, которых было немного.

В основание всей колдовской практики ставится духовное здоровье соплеменника. У здорового духа - тело всегда здоровое, так можно выразить то, к чему стремится шаман. При разборе методик мы уже убедились, что ключом ко всему является изменённое состояние сознания. Колдун работает в непривычной и необычной реальности. Именно изменённое состояние сознания позволяет колдуну-шаману, использовать своего мать-зверя, гораздо активнее чем у других людей. Обычно у простых людей он называется дух-хранитель, а у шамана кроме того есть мать-зверь. Шаман живёт между двумя реальностями, образно говоря это "воин сознания", он занят мифическими подвигами. Ему часто приходится отыскивать в других реальностях потерявшихся духов-хранителей. Удаление вторгшихся сил при врачевании это тоже схватка воина с обитателями изменённой реальности. Нойда оттачивает своё умение входить в те состояния сознания, которые необходимы ему по роду его деятельности. Чем опытнее шаман тем больше состояний он может использовать, тем большее число союзников он имеет, тем сильнее его мать-зверь и тем успешнее он использует каждое из этих состояний сознания. Определённым "табелем о рангах" колдунов может служить их иерархия существующая у некоторых народов (иерархия в смысле признания определённых заслуг за шаманом благодаря его мастерству).

1.Шанартай - посвящённый шаман.
2.Едоото - получивший пихтовую кору для служб.
3.Шэрээтэ - обладающий алтарём, т.е. правом посвящать другого в очередную степень жреческого ранга.

4.Нойтлохон - принявший омовение.
5.Йорьбито - имеющий трости.
6.Оргойто - имеющий железную корону с рогами.
7.Дуурэн - полный шаман, т.е. получил все необходимые атрибуты в результате нескольких посвящений.

8.Заарин - великий шаман, прошёл девять посвящений.

У всех это происходит по разному. Иногда человек приходит изменённое состояние сознания, когда намеренно ищет видение для того, чтобы получить силу мать-зверя. В других случаях это случается во время серьёзной болезни. Вообще обморок, а особенно клиническая смерть рассматриваются традицией как посвящение. Для этой же цели применяют и наркотические и галлюциногенные препараты.

Видение колдуна не просто галлюцинация. Это визуализация умственного представления, которое может некоторое время существовать независимо от своего творца. Изменённое состояние сознания позволяет иметь полное воспоминание после опыта, когда нойда вернётся в обычное состояние, что отличает его от других видов транса и обычных сновидений. Т.е. камлание шамана не приводит к амнезии. часто это объясняют лёгкостью, поверхностностью транса ведь для поддержания его глубины служит и барабанный бой. Но это характерно лишь для новичков. Опытный колдун идёт в изменённом состоянии сознания по "нереальным мирам" и прекрасно ориентируется в нашем физическом мире. У него наличествуют все признаки глубокого транса (анестезия к болевым раздражителям) и тем ни менее он хорошо помнит свои посещения мифического мира (Ых - мифа). Вполне возможно, что начиная с мучительных снов (шаманских страданий) он хорошо отрабатывает методику их запоминания (для этого и нужно снование) и переноса в мир обычного состояния ума. Ведь всем нам знакомо состояние в котором сон быстро забывается и, то в котором мы запоминаем сновидение надолго. То, что нойда видит с закрытыми глазами подтверждает это. Но кроме того, это видение при закрытых глазах похоже на описание видений людей, которые пережили состояние клинической смерти. (Главная особенность всех отчётов в том, что человек видит всё происходящее вокруг него как бы со стороны. Он видит больничную палату себя и врачей со стороны). Т.е. колдун владеет техникой вхождения в состояние, которое имеет сходство с клинической смертью. Перед камланием шаман сутки постится. Во время камлания длительная иступлённая "пляска" завершается внезапным падением, после которого нойда лежал неподвижно, напоминая мёртвого. Это оцепенение продолжалось около часа. Никому не позволяли приближаться к лежащему шаману, отгоняя от него даже мух. Во время камлания у шамана появлялось внутреннее зрение , а при оцепенении он вступал в общение с духами и совершал путешествия в иные миры. (4).

При клинической смерти мозг перестаёт снабжаться кровью, что приводит, с одной стороны, к полной неподвижности, а с другой, к появлению необычных форм восприятия. Очевидно, что отвечают за то и другое разные отделы мозга. По-видимому шаманы обладают способностью избирательно воздействовать на кровоснабжение определённых участков собственного мозга, и вызывают у себя в бессознательном состоянии камлания полный или частичный спазм на определённых участках головного мозга. В это же время в организме колдуна интенсивно вырабатываются эндорфины и те группы гормональных веществ, которые приводят к анастезии болевых ощущений. Выработка внутри организма веществ, которые изменяют гормональный и иммунный баланс скорее всего и приводит к переходу колдуна в изменённое состояние сознания и появлению необычных способностей. Здесь наблюдается определённый параллелизм с индийской йогой, которая путём сложных дыхательных, физических и ментальных упражнений тоже вызывает как спазмы сосудов мозга, так и направленные микрокровоизлияния. Тем самым йоги открывают те участки мозга (взамен выключенных), которые у обычного человека не задействованы в сознательной работе мозга. Как тут не вспомнить те веды в которых говорится о стране где полгода длится день и полгода ночь, не вспомнить о горе Сумеру, что венчает Север посреди океана.

То, что вся шаманская техника действенна видно на примере реанимационной работы во время клинической смерти. Этот интересный случай описывает один из долган М.А.Попов. Дело происходило в тёмную пору в посёлке Волочанка. Был очень сильный мороз. К Попову зашёл нганасан Б. Он был сильно навеселе. Они поговорили и нганасан ушёл, сел на нарту и поехал к своему чуму, что стоял вдали от посёлка. Прошло несколько часов, когда Попов выйдя из дома увидел приближающуюся упряжку оленей. Обнаружилось, что это - упряжка Б., а сам он, засыпанный снегом лежит на нарте. Подошёл брат Б. и с хозяином внесли пострадавшего в дом. Сам Попов рассказывает, что он очень испугался, так как Б., был совершенно мёртв, пульса не было, дыхания тоже. Брат умершего быстро сбегал в соседние чумы и привёл с собой одного нганасана рода Менанчар и его сестру. Вдвоём мужчины положили Б. между собой на нары балка, сняли с замёрзшего парку и начали громко петь песни и поводить при этом плечами, подталкивая Б. весьма основательно с двух сторон. Женщина била в бубен и подпевала им. Через какое то время Б. Громко вздохнул, потом начал с закрытыми глазами двигать плечами (все продолжали громко петь), затем сел и стал подпевать открыв глаза. Двое также сели, и некоторое время все вместе продолжали пение.

Попова очень часто спрашивали и переспрашивали о правдивости этого рассказа и всегда он подтверждал реальность этого события. А особо настырным предлагал пощупать пульс и послушать дыхание у спящего или находящегося в обмороке. Кроме того подобные описания можно найти и у других этнографов. Нганасаны, которые участвовали в реанимации, никогда не считались шаманами. Здесь следует отметить, что до сих пор мы говорим в основном лишь о посвящённых шаманах, так сказать профессионалах. Но существует очень много и непосвящённых - это те кто в случае нужды может оказать помощь в рамках традиции. И именно широкое использование этих методов обычными людьми, больше убеждает в реальности шаманских техник, чем самые скрупулёзные исследования. Для них это тоже самое, что для европейца дать больному аспирин. И никто не поставит под сомнение действие аспирина, на том основании, что его назначал не врач.

Напоследок приведу цитату из "Игры в бисер" Г.Гессе, которая удивительно точно передает мир и ощущения этих удивительных людей.

"Иногда бывали такие состояния погоды, такая напряженность воздуха и тепла, облачности и ветров, такие запахи воды, земли и пыли, такие угрозы или обещания, причуды и капризы демонов погоды, которые Слуга предчувствовал и ощущал всей своей кожей, волосами, всеми своими чувствами, и поэтому ничто не могло ни поразить, ни разочаровать его, он впитывал в себя погоду и носил ее в себе так глубоко, что уже был в силах повелевать тучами и ветром: конечно не по своему произволу, не по своему усмотрению, а именно вследствие этого союза с природой и связанности м нею, которая совершенно стирала грань между ним и всем миром, между внутренним и внешним. В такие минуты он мог самозабвенно стоять на месте и слушать, самозабвенно замирать на корточках и не только чувствовать всеми порами тела каждое движение воздуха и облаков, но и управлять ими и воссоздавать их, подобно тому как мы можем пробудить в себе и воспроизвести хорошо знакомую музыкальную фразу. И тогда, стоило лишь ему задержать дыхание, как ветер или гром смолкали, стоило ему склонить голову или покачать ею, как начинал сыпать или прекращался град, стоило выразить улыбкой примирение борющихся сил в собственной душе, как наверху разглаживались складки облаков, обнажая прозрачную, чистую синеву. Порою, будучи в состоянии особенно ясной просветленности и душевного равновесия, он ощущал в себе погоду ближайших дней, предвидя ее точно и безошибочно, словно в крови у него была запечатлена вся партитура, по которой она должна разыграться. То были самые лучшие дни его жизни, в них были его награда, его блаженство.

В счастливые дни его мало видели дома, он подолгу бродил под открытым небом, ловил рыбу, охотился, скал коренья, лежал в траве или забирался на дерево, нюхал воздух, прислушивался, подражал голосам зверей, разжигал маленькие костры, чтобы сравнить клубы дыма с формой облаков на небе, пропитывал волосы и кожу туманом, дождем, воздухом, солнцем или лунным светом, попутно собирая как это делал всю жизнь его предшественник и учитель Туру, такие предметы, в которых суть и внешняя форма, казалось принадлежали к различным сферам, в которых мудрость или каприз природы словно приоткрывали свои правила игры и тайны созидания, предметы, в которых самое отдаленное сливалось воедино, к примеру, наросты на сучьях, похожие на лица людей и морды животных, отшлифованную водой гальку с узором, напоминающим разрез дерева, окаменелые фигурки давно исчезнувших животных, уродливые или сдвоенные косточки плодов, камни в форме почки или сердца. Он умел прочитать рисунок жилок на древесном листке, прозревая при этом нечто таинственное, одухотворенное, грядущее, возможное: магию знаков, предвестие чисел и письмен, претворение бесконечного, тысячеликого в простое - в систему и понятие. Ибо в нем были заложены все эти возможности постижения мира с помощью духа, возможности, пока еще безымянные, не получившие навания, но отнюдь не неосуществимые, не немыслимые, пока еще скрытые в зародыше, в почке, но свойственные ему, органически в нем растущие.

На чтение 3 мин. Опубликовано Март 28, 2014

Как стать шаманом в реальной жизни

В наше время почему-то очень многих стал интересовать вопрос, как стать шаманом. Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос, но мы всё же постараемся. В первую очередь, необходимо понимать, что шаманство причиняет очень много неудобств.

Как стать шаманом.

Нужно знать, что существует даже такое понятие как «шаманская болезнь». Она указывает на очень странное поведение человека. Проявляется это также в нежелании следовать воле всех духов, что может вызвать и гнев с их стороны.

И все же, как стать шаманом? Известно, что призвание к шаманству должно проходить именно в два этапа. На первом этапе шаман не будет испытывать каких-то субъективных страданий. Но внешне его поведение все же становится очень аномальным.

Шаман не чувствует никакой боли от огня, порезов ножом. Он убегает в горы и может бродить там буквально неделями. При этом он пытается сырым мясом птиц, зверей. Он их может прямо-таки живьем рвать на части.

Вас все еще интересует вопрос, как стать шаманом? Тогда продолжаем дальше. Иногда даже в собственном доме или же в лесу шаман может погрузиться в многодневный сон. Во сне он будет петь как шаман, и звать по имени духов.

Известно, что призвание в шаманы почти всегда напоминает очень тяжелую душевную болезнь. К тому же, шаманская профессия усиливает и нервно-патологические особенности человеческого характера.

Многих, конечно же, заинтересует то, как стать шаманом в реальной жизни? Во-первых, нужно знать, что дар шаманства никогда не достается легко. Вообще, со стороны шаман всегда кажется весьма странным. Он ведет себя буквально как сумасшедший. К тому же, и мотивы его поступков непонятны. Речь может быть несвязной и действия несогласованны. Нужно также знать, что для того, чтобы усилить приступы болезни, шаман может искусственно вводить себя именно в состояние экстаза. Он при этом использует самовнушение, напрягает волю. Также он частенько применяет галлюциногены (галлюциногенные грибы, особые травы).

В таком вот состоянии будущий шаман может и не спать по несколько суток. Он не пьет, не ест, и с ним случаются различные припадки. Также непонятно, откуда у него вовсе берутся силы. Но, тем не менее, шаман при этом может охотиться, рыбачить, танцевать.

Но перед тем как стать шаманом, ему необходимо будет пройти обряд инициации. После него шаман сможет приступить к своим прямым обязанностям. К тому же, после этого уйдут все симптомы такой странной болезни.

Шаманизм как религия в последнее время набирает силу. Ярким примером этого служит строительство первого шаманского храма в Улан-Удэ. Стать же шаманом сможет далеко не каждый. Что для этого нужно и каково быть избранным, выяснял корреспондент SmartNews.

Оказывается, никто не горит желанием стать шаманом. Все понимают, насколько тяжелое и ответственное бремя они возьмут на себя. Всех их избирают духи предков. Но перед тем как стать избранным, почти все без исключения проходят через жизненные неурядицы, страдания и болезни. Всех шаманов объединяет одно - тяжкое прошлое. В религиозной общине «Тэнгэри» главный шаман - Баир Цырендоржиев. Это сейчас он уважаемый и известный, но в начале 90-х ярый коммунист и атеист об этом и подумать не мог.

Я не мог понять, как я, окончивший советскую школу, уважаемый в селе врач, вдруг стану шаманом, поэтому сначала отнесся к этому резко отрицательно. Но я помню, что еще в детстве видел то, чего не видят другие. Например, в степи я играл с огромными змеями, видел табуны лошадей, каких-то людей, и как потом оказалось, это видел только я. Бабушка водила меня к ламам, и ей говорили, что я должен стать шаманом. Никто в это не верил. Будучи мужем, отцом двоих детей и врачом-ветеринаром, я заболел шаманской болезнью. Начались припадки эпилепсии, я начал разговаривать с деревьями, огнем, и, естественно, родные увезли меня к психиатру. В это же время с братом случилось несчастье - сломал позвоночник и остался парализованным. В клинике, слава богу, был мудрый врач, он-то и посоветовал родным обратиться к нашей религии. И так волей-неволей я стал шаманом. Помню, после третьего обряда у меня уже пропали приступы эпилепсии, врачи только руками разводили. Исчезли страхи, а мир обрел столько красок и звуков - было такое чувство, будто я до этого жил в каком-то вакууме.

Баир Цырендоржиев

Сейчас благодаря Баиру Цырендоржиеву началось строительство храма. И, проводя обряды, он в буквальном смысле спасает людей, кого-то оберегая от несчастий, а кому-то помогая найти свое истинное предназначение. Его ученица Людмила Айдархан Дашицыренова, тоже с очень непростой судьбой, со слезами на глазах вспоминает свое прошлое.

Если начинать с истоков, то начнем с того, что мой отец родился в корейско-русской семье, но воспитывался в бурятской. Поэтому мы, шестеро детей, росли и воспитывались по бурятским обычаям. Помню, нам всегда говорили, что мы должны поклоняться и брызгать своим духам, но мы отмахивались - все атеисты, выросшие в советское время. В 2006 году не стало старшего брата, для нас это было шоком, никогда не терявшие близких людей, мы тяжело перенесли эту утрату. Младший брат Борис пришел в «Тэнгэри», и ему сказали, что он должен стать шаманом, но для этого нужно найти связь с предками. Кстати говоря, он всегда отличался от нас тем, что с детства видел то, что не должен, и часто предсказывал будущее.

Людмила Айдархан Дашицыренова

Семья перерыла все архивы и выяснила, что предки, где воспитывался отец, были сильными и уважаемые людьми. Девять поколений подряд в роду были шаманы и шулинги (судьи). После этого долгое время не было шаманов.

Когда брат принял посвящение, сказал, что видит, будто еще трое из нашей семьи будут камлать (вызывать духов), так поочередно мы все стали шаманами. Видимо, наши предки решили наверстать упущенное. Я очень долго отрицала, три года болела шаманской болезнью, с работой не получалось, черная депрессия, не хотелось жить. Помню, что не видела небо и все время стукалась о дверные косяки, как будто арка какая-то не давала мне видеть выше. Всех костоправов в городе я, наверное, в то время обошла. Родные говорили: «Неужели ты не понимаешь, что должна стать шаманкой?» Я же плакала и не понимала, за что это всё мне. Даже когда начали делать обряд посвящения, я сидела в другой комнате и кричала, что сумасшедшие, кроме меня, в целом же обряд прошел как в тумане, но зато после я наконец увидела небо, краски стали гораздо ярче, открылся будто другой мир. Сразу же отступили все страхи и болезни. Теперь я провожу обряды сама, помогаю людям справиться с их бедами и несчастиями. Мы вчетвером камлаем, а наша старшая сестра поддерживает нас, но все же радуется, что избежала подобной участи. Кстати говоря, папа принял обряд дарханства (ремесла) и после этого стал искусным кузнецом, хотя всю жизнь был партийным работником. Многие вещи здесь сделаны его руками.

Людмила Айдархан Дашицыренова

Шаман - человек, наделенный особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, а также излечивать болезни. Его избрание сопровождается шаманской болезнью, которая служит переходом в новую жизнь шамана. Подобная болезнь дает толчок к развитию человеческого потенциала, будущий шаман узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги.
Шаманом становятся не обязательно в зрелом возрасте. Принять обряд посвящения могут и в юные годы. Денис Илыгеев уже в 22 года стал избранным.

Еще с детства я начал видеть и слышать то, чего обычный человек не должен. Буквально если говорить, это привидения. Как они выглядят? Некоторые - как обычные люди, некоторые - как тени, а есть и с рогами и копытами. Непосвященного человека такие сущности пугают, и поэтому мне было всегда страшно. Думал, что у меня шизофрения, а о шаманизме я и представления не имел, только в кино видел, как индейцы вокруг костра с бубнами пляшут. Я еле закончил институт, периодически дрался, употреблял алкоголь и попадал в различные передряги. Помимо всего прочего, постоянная сонливость. В общем, сплошное мучение, а не жизнь. Когда я узнал, что должен стать шаманом, ничего не испытал, было все равно. Только через некоторое время после посвящения я начал реально осознавать многие вещи и понял, что это близко мне по духу. Сейчас я уже практикующийся шаман, но не думаю, что посвящу свою жизнь полностью этому призванию. Многие шаманы совмещают с работой, так как на этом много не заработаешь. На первом месте - это помощь людям. Никто из шаманов не гонится за длинным рублем. Я лично собираюсь работать, как все, и этим зарабатывать на жизнь, а в свободное время помогать людям.
Денис Илыгеев

Обряд посвящения в шаманы

Видео: ethnokino

Аюну Ламаеву судьба тоже не пожалела, и перед тем, как стать шаманкой, ей пришлось испытать многое.

Я всегда была атеисткой, ни во что не верила. Став женой ламы, я полюбила буддизм, стала верить в Бога и бояться шаманов. Ламаисты почему-то относятся предвзято к шаманской вере. И когда я узнала, что муж должен стать шаманом, я сказала ему: «Я боюсь и не знаю, что думать, но я верю тебе. И если ты скажешь, что все будет нормально, я поверю». И он рассказал, что шаманизм - это добрая и красивая религия, которая учит не забывать свои корни, почитать старших, беречь природу и жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Но до того, как принять это, муж долго отрицал, ведь он был ламой, у него были великие и сильнейшие учителя - далай-лама, Ринпоче Багша, и мой муж, естественно, был категорически против, он говорил, лучше умру, чем стану шаманом. Он сильно заболел, простая пневмония переросла в плеврит, пришлось удалить одно легкое. И в это же время средняя дочь начала падать с эпилепсией, а младшая начала слепнуть. Мы жили тогда в деревне, было много скота, каждый день начали умирать животные. Они умирали на ходу - коров парализовало, и они замертво падали, курицы умирали в полете.

Аюна Ламаева

Аюна неотлучно была рядом с мужем в больнице. Тетя в это время бегала со средней дочерью, лечили эпилепсию. Другая тетя - с младшей, лечили слепоту, а старшая вместе с дядей выбрасывала ежедневно дохлые тушки.

Брат сходил в «Тэнэгри», и там сказали, что мой муж должен был стать шаманом, а у мужа вот такая вот реакция. Между тем дочкам становилось хуже, младшая все время стукалась, не могла ориентироваться в пространстве, у средней эпилепсия участилась. Видя мучения детей, он согласился. Одно его слово «согласен» всё приостановило. Животные перестали умирать, младшей дочери нашли способ лечения зрения, у средней дочки эпилепсия не подтвердилась, прекратились припадки. Мужу сделали операцию, и всё прошло успешно. Но ослабленный организм всё равно не выдержал, через девять лет муж умер. Мы похоронили его в январе, а в мае у дочки началась опять эпилепсия, начались передряги. Обратились к шаманам, выяснилось, что кто-то должен принять на себя дар мужа. Два месяца - именно столько дух мужа думал, кому отдать дар, - все болели. Я же еле ходила, тибетолог сказал, что я совсем скоро и вовсе слягу и перестану ходить. На специальном обряде муж спустился и спросил, согласна ли я принять его дар (всё это время за его атрибутикой ухаживала я). Я согласилась. Все болезни и несчастья ушли. Теперь всё хорошо, со всем я справляюсь, и нестрашно, что я одна с тремя детьми, - духи помогают.

Аюна Ламаева

Вот так, являясь проводниками между духами и людьми, шаманы помогают обрести покой, привлечь удачу и сохранить здоровье.