Меню
Бесплатно
Главная  /  Регулировка  /  Месса си минор бах описание. Бах

Месса си минор бах описание. Бах

Johann Sebastian Bach
Messe in h-moll (BWV232)

Lucy Crowe, soprano I
Joanne Lunn, soprano I
Юлия Лежнева, soprano II
Blandine Staskiewicz, soprano II
Nathalie Stutzmann, alto
Terry Wey, alto
Colin Balzer, tenor
Markus Brutscher, tenor
Christian Immler, bass
Luca Tittoto, bass

Les musiciens du Louvre - Grenoble
Direction - Marc Minkowski
Другие тексты песен "Иоганн Себастьян Бах"

Другие названия этого текста

  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Sanctus
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор (Credo: Crucifixus)
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор
  • Johann Sebastian Bach (Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Agnus Dei
  • Johann Sebastian Bach - Mass in h-moll. Credo: Crucifixus
  • Johann Sebastian
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll. Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll - IV.Sanctus: 20. Sanctus Dominus Deos (Святый Господи Боже)
  • И.С. Бах - Месса h-moll 2 часть №8-Gloria "Ты,принявший на себя все грехи мира"
  • И. С. Бах - Месса си минор - Agnus Dei, 1-й раздел
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Credo: Et incarnatus est (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор
  • И.С.Бах - Месса си минор - Kyrie: Kyrie eleison
  • И.С.Бах. Месса си минор - 09. "Cum Sancto Spiritu"
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et in unum Dominum
  • J.S. Bach (Marc Minkowski) - Messe in h-moll 1. Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Dona nobis pacem
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Kyrie: Christe eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Kyrie: Kyrie eleison II
  • Credo: - Patrem omnipotentem Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • Bach - Messe in h-moll - III.Credo: 16(17). Crucifixus etiam pro nobis (Распятого за нас)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №12-Credo: Credo in unum Deum
  • J.S. Bach - Messe in h-moll (Minkowski) /И.С. Бах - Месса си минор - Credo: "Et resurrexit"
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Agnus Dei: Dona nobis pacem (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Agnus Dei: Agnus Dei (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J.S.Bach. Messe in h-moll - 20.Sanctus: Benedictus
  • Bach J. S. - Iš Mišių h-moll, BWV 232: Crucifixus (Nr.16).
  • 23 arie) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Agnus Dei
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Kyrie: Kyrie eleison (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Credo: Et resurrexit (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Credo: Crucifixus (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Gloria: Gloria in excelsis Deo (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор
  • Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna (de capo)
  • Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna
  • Bach - Messe in h-moll - I.Kyrie: 3. Kyrie eleison II (Господи, помилуй) - 3-ий хор из Kyrie
  • Bach - Messe in h-moll - III.Credo: 15(16). Et incarnatus est (И воплотившегося)
  • J. S. Bach - Месса си минор. 16.Credo: Crucifixus
  • И. С. Бах - Месса h-moll, 3. Kyrie eleison: Kyrie eleison (fis-moll)
  • Sanctus: - хор Osanna in excelsis Осанна в вышних (окончание). 8-голосный (двойной) хор
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Agnus Dei: Agnus Dei
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Sanctus: Sanctus
  • И.С.Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit
  • Иоган Себастьян Бах - Месса си минор - Credo:№16 Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna II
  • лалала - ла ла ла
  • И.С. Бах - Месса Cи-Минор
  • Бах-Месса h-moll - 3 частина.Credo: Et resurrexit№17
  • Бах-Месса h-moll - 3 частина.Credo: Et incarnatus№15
  • Бах - №3
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 4 - 2. Et in terra pax
  • Бах - Месса си минор - 3ч. №4 Crucifixus
  • И.С. Бах - Месса си минор - №15.Credo: Et incarnatus
  • J.S.Bach - Messe in h-moll. Kyrie: Kyrie eleison II (Minkowski)
  • Bach - Messe in h-moll - III.Credo: 17(18). Et resurrexit tertia die (Не (И воскресшего на третий день)
  • Credo: - хор Confiteo, переход Adagio (Et expecto - Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: №10 ария баса Quoniam tu solus sanctus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №14 дуэт Et in unum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll - II.Gloria: 4. Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу) - 1-ый хор
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №8-Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 4 - 1. Gloria in excelsis Deo
  • J. S. Bach - Messe h-moll - I. Kyrie: 3. Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll: Kyrie eleison (BWV 232)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Sanctus: Sanctus (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • Бах - Месса си минор - №2 дуэт D dur
  • И.С.Бах - Месса си минор Agnus Dei: Agnus Dei
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Cum Sancto Spiritu (Со Святым Духом)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №18 ария Et in spiritum sanctum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit и воскрес
  • Иоган Себастиан Бах - Месса си минор l (Minkowski)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Dona nobis pacem (Дай нам мир)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №17 хор Et resurrexit
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №15 хор Credo: Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №13 хор Patrem omnipotentem
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Credo: Confiteor unum baptista (Исповедую едино крещение)
  • И. С. Бах - Месса h-moll, 17. Credo: Et resurrexit (D-dur)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - III. Credo: 1. Credo in unum Deum верую
  • 15 Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et in spiritum sanctum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) - Sanctus: Osanna II
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Credo: Et in spiritum sanctum Dominum (И в Духа Святого)
  • Бах - Месса си минор - 10.Qui sedes ad dextram patris
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 6. Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Quoniam tu solus sanctus (И Ты один свят)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Gratias agimus tibi (Благодарим)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Sanctus: Benedictus (Благословен)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Laudamus te (Хвалим Тебя)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Kyrie: Christe eleison (Христе, помилуй)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №2 дуэт Kyrie: Christe eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №15-Credo: Et incarnatus est
  • J.S.Bach - Crucifixus (Messe in h-moll, Minkowski)
  • 23 arie) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) - Agnus Dei: Agnus Dei
  • 8 Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Domine Deus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: №11 хор Cum Sancto Spiritu
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Osanna
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор. Credo
  • 16 chor) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №21-Sanctus: Osanna
  • Месса h-moll - III. Credo - 14. Patrem omnipotentem (хор)
  • И. С. Бах - Месса h-moll - 5 часть. Agnus Dei (Агнец Божий)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei Агнец Божий
  • дон-дон-дин-дон - дин-дон-дин
  • Бах/М - V. Agnus Dei: 2. Dona nobis pacem
  • 04. Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №2 Kyrie: Christe eleison
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - № 15 Credo: Et incarnatus est
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №6 Gloria: Gratias agimus tibi
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №22 Sanctus: Benedictus
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №24 Agnus Dei: Dona nobis pacem
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №23 Agnus Dei: Agnus Dei
  • И. С. Бах - Месса си минор - Kyrie eleison
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est
  • И. С. Бах - Месса си минор - Gloria in excelsis Deo
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Laudamus te
  • И.С.Бах - Месса си минор Credo: Et resurrexit
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Quoniam tu solus sanctus
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Domine Deus
  • И.С.Бах - Месса си минор Gloria: Et in terra pax
  • И.С.Бах - Месса си минор Sanctus: Sanctus
  • 24 - Бах - Месса си минор - Credo: №17 Et resurrexit
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №16 Credo: Crucifixus
  • Marc Minkowski - Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор Credo: Et in spiritum sanctum Dominum
  • Johann Sebastian Bach Бах - Messe in h-moll - №14 Credo: Et in unum Dominum
  • 16 - Бах - Месса си минор Credo: №17 Et resurrexit
  • И.С.Бах - Месса h-moll Credo хор Crucifixus (16)
  • Johann Sebastian Bach - Crucifixus (Mass in B Minor)
  • J. S. Bach - часть Gloria 4 хор Gloria
  • J. S. Bach - часть Gloria 6 хор Gratias
  • J. S. Bach - часть Credo 15 хор Et incarnatus est
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №8 Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор, часть 3. "Credo", фрагмент 5 "Crucifixus"
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Agnus Dei
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei:№24 хор Dona nobis pacem
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Qui sedes ad dextram patris
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - I. Kyrie: 2. Christe eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • 16)Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Confiteor
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 15.Credo: Et in unum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et in spiritum sanctum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Domine Deus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Sanctus 3
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Benedictus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Osanna II
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Quoniam tu solus sanctus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • Бах - Месса си минор 4 ч. №20 - Санктус
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gratias agimus tibi
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Cum Sancto Spiritu
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Credo in unum Deum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et expecto
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Patrem omnipotentem
  • Бах - Месса си минор - 3 раздел Credo:№16 Crucifixus
  • Бах - Месса си минор - 3 раздел Credo: №15 Et incarnatus
  • Бах - Месса си минор - 3 раздел Credo: №17 Et resurrexit
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - III. Credo: 4. Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - I. Kyrie: 3. Kyrie eleison II
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: №9 ария альта Qui sedes
  • Johann Sebastian Bach - Месса си минор 1. Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est 15
  • J.S.Bach. Messe in h-moll - Credo:16.Crucifixus
  • 20 chor) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Sanctus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №16 хор Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №19 хор Confiteor
  • 4)Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • И.С. Бах - Месса си минор. Gloria:ария альта Qui sedes
  • 17 chor) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit
  • Иоган Себастьян Бах - Credo:№16 Crucifixus- Месса си минор
  • 16 номер)Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - III. Credo: 8. Confiteor
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) - Gloria: Quoniam tu solus sanctus
  • Bach - Messe 1 Часть - Господи Помилуй
  • J.S. Bach - Messe in H Moll - Credo: Et incarnatus est

При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях.

Мессу си-минор называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Как и в Пассионах, композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию.

Философское содержание Мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона.

Как известно, ритуал мессы - центрального обряда католического богослужения - складывался в течение многих столетий; также длительно отбирались молитвенные тексты. В ХI веке текст мессы был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:

  • Kyrie eleison («Господи, помилуй»);
  • Gloria («Слава»);
  • Credo («Верую»);
  • Sanсtus («Свят»);
  • Agnus Dei («Агнец Божий»).

Как музыкальная форма месса сложилась к XIV веку. И если ранее за отдель-ными частями закреплялись мелодии григорианского хорала, то со временем му-зыка приобретала самостоятельное художественное значение.

Сохранив основные канонизированные части, Бах расширяет их масштабы за счет выделения каждого текстового раздела в отдельный номер - всего их 24. Каждая часть предстает как строго продуманная композиция. На уровне частей можно наблюдать действие различных факторов единства. Это и внутренняя группировка номеров, и различные тематические арки, и тональные связи.

Кроме того, важную объединяющую роль в драматургии Мессы играет постоянное чередование монументального и камерного планов. Монументальный план представлен развернутыми хорами. Им Месса обязана грандиозностью своих масштабов. Второй план, камерно-лирический, составляют дуэты, 3 хора (№ 8, 15, 16) и 6 арий.

В Мессе си-минор получили обобщение 2 основных образных мира баховской музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Неоднократное сопоставление этих ярко контрастных друг другу сфер составляют основу действенного, подлинно симфонического развития.

Линия сквозного развития сферы скорби и страдания берет начало в I части - «Kyrie». Она опирается на традиционную для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый - 5-голосная фуга, второй - 4-голосная).

Первый хор близок духу пассионов, рождает представление о шествии подавленных горем людей. Тема фуги отличается сумрач-ной минорной окраской, обилием хроматизмов, напряженной интерваликой (тритоны, ум.7), подчеркиванием «интонации вздоха», ладотональной неустойчивостью (отклонение в e-moll), преобладанием ровного ритмического движе-ния в медленном темпе. Напевные интонации сочетаются в ней с декламационными оборотами.

Второй хор «Kyrie» представляет совершенно иное прочтение того же текста - в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость. Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века.

Экспозицией второй сферы - радости и ликования - является «Gloria» (хотя № 2 - светлый и безмятежный дуэт «Christe eleison» - уже отчасти наметил эту линию).

Музыка хора «Gloria» (№ 4) подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в вышних слава».

В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип ме-лодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.

Хотя II часть мессы в целом выдержана в праздничных тонах, в ней продолжается развитие линии скорби, идущей от хоров Kyrie, в частности, в центральном номере - хоре № 8, «Qui tollis» («Ты, принявший грехи мира»). Здесь возвращается тональность h-moll, музыка опять сближается по духу с пассионами. Однако ее характер скорее трогательный, элегический, чем горестный, звучание камерное. Главная индивидуальная особенность - мелодия солирующей флейты, создающая второй план хоровым голосам.

Главное содержание III части («Credo» ) сосредоточено в трех серединных хорах, где возникает краткое повествование о том, как Христос принял человеческий облик (№ 15, «Et incarnates» - «И воплотившись»), страдал и был распят (№ 16, «Crucifiхus» - «Распятый»), а затем снова воскрес (№ 17, «Et resurrexit» - «И воскрес»). Эти три хора являются идейно-образным центром всего произведения. Хоры № 15 и 16 связаны общностью содержания: оба продолжают скорбную линию мессы, причем «Crucifiхus» является ее вершиной, трагической кульминацией мессы.

Этот номер можно назвать хоровым lamento. Его музыка воплощает трагический образ распятия, мученической смерти, который привлекал многих живописцам XVI-XVII веков, в том числе немецких (Грюневальд, Дюрер). В музыке для воплощения подобного со-держания идеальной формой считались вариации на basso ostinato. Бах подхватывает эту традицию. Тема, положенная в основу вариаций - отрезок хроматической гаммы от I ступени к V. Она повторяется 13 раз неизменно, при этом каждый раз меняется гармония.

С гармоническими вариациями оркестра сочетаются полифонические вариации хора. С самого начала нет сплошного голосоведения - голоса возникают будто разрозненно, «несвязно», повторяя одну и ту же интонацию скорби - нисходя-щую м.2.

Сопоставление этого хора со следующим, № 17, образует самый яркий контраст в пределах всей мессы. Суть контраста - переход от смерти к воскресению. «Et resurrexit» -это вершина в развитии образов ликования и торжества, и весь комплекс выразительных средств направлен на воплощение чувства всепоглощающей радости. В первых же тактах одновременно с хором вступает весь оркестр с трубами. Несомненны черты праздничной концертности (сопостав-ления разных регистров, виртуозный блеск). Используется характер движения и ритм полонеза. Мелодия, начинаясь с энергичной восходящей кварты, неудержи-мо стремится вверх, при этом ее строение симметрично.

В 5-й, самой лаконичной части мессы (всего 2 номера), все сильные образные контрасты отступают: она не содержит ничего празднично-триумфального или остро трагедийного. Остается память о пережитой трагедии в арии альта (№ 23, «Agnus Dei» - «Агнец Божий») и сила духа, спокойная уверенность в заключительном хоре. Музыка хора является повторением № 6 «Gratias» («Благодарим»), но с другими словами - «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).

Выражение скорби в арии имеет оттенок кротости и мягкости, основное ее содержание - умиротворенная печаль.

Характерна тональность - не h-moll или e-moll, а g-moll. Эта тональность - минорная S-та D-dur - является связующим звеном между образами скорби (минора) и радости (мажора).

Слушать онлайн

Структура Мессы h-moll I. Kyrie 1. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. 2. Christe eleison (Христос, помилуй). Duet. 3. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. II. Gloria 1. Gloria in excelsis Deo (Слава в Вышних Богу), Et in terra pax (И на земле мир). Chorus. 2. Laudamus te (Хвалим Тебя). Aria. 3. Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя). Chorus. 4. Domine Deus (Господи Боже). Duet. 5. Qui tollis peccata mundi (Взявший грехи мира). Chorus. 6. Qui sedes ad dexteram Patris (Сидящий одесную Отца). Aria. 7. Quoniam tu solus sanctus (Ибо Ты Один Свят). Aria. 8. Cum Sancto Spiritu (Со Духом Святым). Chorus. III. Credo 1. Credo in unum Deum (Верую во Единого Бога). Chorus. 2. Patrem omnipotentem (Отца Вседержителя). Chorus. 3. Et in unum Dominum (И во Единого Господа). Duet. 4. Et incarnatus est (И воплотившегося). Chorus. 5. Crucifixus (Распятого). Chorus. 6. Et resurrexit (И воскресшего). Chorus. 7. Et in Spiritum Sanctum Dominum (И в Духа Святаго). Aria. 8. Confiteor unum baptisma (Исповедую едино крещение). Chorus. 9. Et exspecto resurrectionem - Чаю (воскресения мертвых). Chorus. IV. Sanctus 1. Sanctus (Свят Господь Саваоф). Chorus. 2. Osanna in excelsis (Осанна в Вышних). Double chorus. 3. Benedictus (Благословен). Aria. 4. Osanna in excelsis (da capo)- Осанна в Вышних (окончание). Chorus. V. Agnus Dei 1. Agnus Dei (Агнец Божий). Aria. 2. Dona nobis pacem (Даруй нам мир). Chorus.

Месса - цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Песнопения были строго узаконены, распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), 2. «Gloria» («Слава»), 3. «Credo» («Верую»), 4. «Sanctus» («Свят»), 5. «Benedictus» («Благословен»), 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).

Над мессой Бах работал в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. Месса си минор - одно из самых величественных творений мировой музыкальной культуры. Грандиозен замысел этого произведения, необычайно серьезна и глубока мысль в его музыкально-поэтических образах. Ни в одном из самых великолепных сочинений не достигает Бах такой мудрости философских обобщений и такой эмоциональной силы, как в мессе.

С редкой художественной, свободой Бах раздвигает установленные для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров, доводит их общее количество до двадцати четырех (пятнадцать хоров, шесть арий, три дуэта).

В мессе Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, и все же безоговорочно причислить си-минорную мессу к произведениям церковным невозможно. Практически это подтверждается тем, что, не только при жизни Баха, но и в последующие времена си-минорная месса во время богослужения, не исполнялась. Этого не допускали большая сложность и значительность содержания, гигантские размеры и технические трудности, которые не под силу одолеть рядовому певцу и среднему церковному хору. Си-минорная месса - сочинение концертного плана, нуждающееся в профессиональном исполнительском мастерстве.

Несмотря на то, что в основе каждого музыкального номера лежит молитвенный текст, Бах не ставил своей целью детального воплощения слов молитвы. Короткие фразы, отдельно возглашаемые слова рождали в его творческом воображении целый комплекс ассоциативных представлений и художественных связей, сильных чувств и не поддающихся фиксации ощущений. Музыкой раскрывает Бах внутреннее богатство поэтических образов, беспредельность оттенков человеческих чувств. Двух слов: «Kyrie eleison» - Баху достаточно, чтобы сотворить грандиозную, пятиголосную фугу.

На протяжении всей первой части, состоящей из трех самостоятельных номеров (пятиголосный хор № 1, дуэт № 2, четырехголосный хор № 3), произносится четыре слова: «Kyrie eleison», «Christe eleison».

Для Баха месса оказалась тем жанром, который в современных ему условиях был наиболее пригоден для развития больших идей и философских углубленных образов.

Необъятным кажется в мессе мир человеческих помыслов, стремлений. С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.

И те, и другие раскрыты во всем многообразии психологических нюансов: в трагической патетике и мрачной сосредоточенности первого и второго хоров «Kyrie eleison» (см, примеры 75, 76), в мягкой грусти «Qui tollis» («Ты, принявший на себя грехи мира») или в скорбных стенаниях «Crucifixus» (см. примеры 77, 78), в светлой печали арии «Agnus Dei» (см. пример 79); порывы радости, стремление к жизни в победных и торжественных, исполненных восторга и воодушевления хорах «Gloria», «Et ressurexit», «Sanctus» (см. пример 82) или в идиллической, пасторальной арии «Et in spiritum sanctum».









Конструктивно месса си минор представляет собой серию замкнутых отдельных номеров. В большинстве из них происходит сложное развитие одного музыкального образа, вмещающего целый комплекс чувств и помыслов. Структурная завершенность и самостоятельность каждого хора, арии или дуэта сочетается с целостностью и монолитностью всей композиции. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части мессы, как «Kyrie eleison» и «Gloria», «Credo» и «Sanctus»; не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри этих частей и даже внутри некоторых отдельных номеров (например, в «Gloria»).

Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Так, например, в центре «Credo», состоящего из восьми номеров, есть несколько связанных с образом Иисуса: «Et incarnatus», «Crucifixus», «Et ressurexit». Каждый из названных номеров вполне закончен и может исполняться отдельно. Но подобно тому; как это бывает в некоторых инструментальных циклических произведениях - сонатах, симфониях, - идейный замысел, динамика художественно-поэтических образов объединяют все три номера линией внутреннего развития. В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» - о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» - о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу - страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.

Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus», Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit».

В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни - скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.

Си-минорная месса венчает творчество Баха. Именно си-минорная месса - произведение, в котором с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного, могучего и прекрасного.

Месса си минор (Высокая месса) -- месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г.

  • 1. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Christe eleison -- Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
  • 3. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 1. Gloria in excelsis -- Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Et in terra pax -- И на земли мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 3. Laudamus te -- Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
  • 4. Gratias agimus tibi -- Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 5. Domine Deus -- Господа Бога. Дуэт (soprano I, tenor) in G major
  • 6. Qui tollis peccata mundi -- Взявшего на себя грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  • 7. Qui sedes ad dexteram Patris -- Сидящего одесную Отца. Ария (alto)
  • 8. Quoniam tu solus sanctus -- Ибо Ты Един Свят. Ария (bass)
  • 9. Cum Sancto Spiritu -- Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 1. Credo in unum Deum -- Верую во Единого Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Patrem omnipotentem -- Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 3. Et in unum Dominum -- И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
  • 4. Et incarnatus est -- И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 5. Crucifixus -- Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  • 6. Et resurrexit -- И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 7. Et in Spiritum Sanctum -- И в Духа Святаго. Ария (Bass)
  • 8. Confiteor -- Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 9. Et expecto -- Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei

  • 1. Sanctus -- Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
  • 2. Hosanna -- Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
  • 3. Benedictus -- Благословен. Ария (Tenor)
  • 4. Hosanna (da capo) -- Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
  • 5. Agnus Dei -- Агнец Божий. Ария (alto)
  • 6. Dona nobis pacem -- Дай нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria» Автограф первого листа «Credo».

Описание.

С самого момента своего зарождения, со времен Средневековья месса - многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии - имела универсальный, незыблемый вид - пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и более поздние, баховского времени, сочинялись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми. Их задача была предельно проста - отразить главные помыслы души верующего человека.

К XIV веку определились основные части мессы:

Часть первая: «Господи, помилуй» - Кирие - мольба и просьбы о прощении.

Часть вторая: «Слава» - Глориа - выражение восторга и ликования.

Часть третья: «Верую» - Кредо - утверждение силы и твердости духа.

Часть четвертая: «Свят» - Санктус - торжество и величие.

Часть пятая: «Агнец Божий» - Agnus Dei - благодарение и умиление.

Бах начал сочинять Мессу («Высокой» ее назвали потомки много лет спустя после смерти автора) в 1733 и завершил в 1738 году.

Она состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».

Следующая, вторая, обширная часть Мессы -- «Gloria» («Слава») - содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria».

Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

Второй раздел - Credo, именуется «Никейский символ веры» - вершина Мессы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.

В фуге начального хора -- тема символа веры.

Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») -- мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром -- в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления.

С высот одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».

И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней слышатся отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») -- повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведения снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости -- в финальном хоре.

Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур.

Для своих месс Иоганн Себастьян заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.

Полностью эту мессу Бах никогда не исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах.

Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден.

Хорошо темперированный клавир.


Хорошо темперимрованный клавимр (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846--893, -- цикл произведений И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название -- «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом -- в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК.

Первая часть была написана Бахом в 1722 г., вторая -- значительно позже, в 1744 г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги».

История сочинения.

Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене, а вторая -- когда Бах служил в Лейпциге. Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии, ни такого количества модуляций, как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов, что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые -- в до миноре, третьи -- в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором. ХТК был написан по мотивам Евангелия; каждая прелюдия и фуга символизировала какое-то событие Святых писаний или характер, чувства Святых, когда они еще обитали на Земле.

Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор, встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в 1720 г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

Существует легенда (источником которой является изданный в 1792 г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в 1702 г. и переиздана в 1715 г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одной тональности фригийского лада, плюс 5 хоральных ричеркаров. Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» (1719 г.) Иоганна Маттесона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Суппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

Значение произведения.

Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. (В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему.)

Эти преимущества заключались в возможности использования модуляций и хроматизмов без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределы основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма. В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в атональной музыке Арнольда Шёнберга равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века Дмитрий Шостакович написал цикл подобных произведений.

Первая полная запись ХТК была произведена Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме.

География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.

Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»

В 1979 году выдающийся скрипач Владимир Спиваков объединил сильнейших музыкантов российской столицы в камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров лучших московских коллективов, в котором выступали участники прославленного Квартета имени Бородина Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов – победителей и лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Идут годы, но на первом месте по-прежнему остаются профессионализм, мастерство и высокая этика отношений в коллективе.

Концерты «Виртуозов Москвы» с триумфом проходят в европейских странах, США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, Израиле, Китае, Корее, Японии, Турции и др. Музыканты выступают как в лучших залах мира (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Ройял-фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и др.), так и на обычных концертных площадках небольших городов. География гастролей «Виртуозов Москвы» также включает все регионы России и постсоветское пространство. «Для нас не существует ни маленьких людей, ни маленьких городов, – говорит Владимир Спиваков. – Поездки по России бесценны, а встречи с замечательной публикой уникальны».

С «Виртуозами Москвы» выступали выдающиеся музыканты – Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Иегуди Менухин, Владимир Крайнев, Саулюс Сондецкис, Джесси Норман, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Хибла Герзмава, Евгений Кисин, Миша Майский, Денис Мацуев, Шломо Минц, Михаил Плетнёв, Юлиан Рахлин, Гиора Фейдман, Мишель Легран, Пинхас Цукерман. Оркестром дирижировали Рудольф Баршай, Кристиан Захариас, Питер Гут, Андрес Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Фельцман, Теодор Курентзис и другие. С оркестром выступают юные таланты, некоторые из них – скрипач из Швеции Даниэль Лозакович, израильская виолончелистка Даниэль Акта, российский пианист Александр Малофеев – сегодня стали настоящими звездами. Особое признание зрителей завоевала концертная программа под названием «Виртуозы Москвы. Сегодня и завтра» с участием талантливых стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреатов международных конкурсов.

В обширном репертуаре оркестра – музыка различных стилей и эпох, от барокко до произведений Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Белы Бартока, Астора Пьяццоллы, Кшиштофа Пендерецкого, Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта и Гии Канчели. «Виртуозами» выпущено несколько десятков CD под ведущими мировыми лейблами. Оркестр продолжает напряжённую работу, поддерживая высочайший исполнительский уровень и право на амбициозное имя «Виртуозы Москвы», где каждый музыкант – яркая индивидуальность, а все вместе – коллектив мирового уровня. Его отличает высокая европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям, активная творческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм, любовь и уважение к публике.

Бессменным художественным руководителем и главным дирижёром камерного оркестра «Виртуозы Москвы» с момента его создания является скрипач и дирижёр Владимир Спиваков. Именно благодаря маэстро Спивакову, его многолетней и кропотливой работе с оркестром, у «Виртуозов Москвы» есть постоянная аудитория во всем мире, признание и высочайшую репутация, завоеванная годами упорного труда. «Виртуозам Москвы» удаётся взволновать и увлечь любого слушателя, подарить ему радость общения с шедеврами, разбудить в нём желание ещё раз прийти на концерт. «Для нас, – говорит

Владимир Спиваков, – творчество стало потребностью, а работа – искусством, которое, по выражению Пабло Пикассо, смывает пыль повседневности с души».

Геннадий Дмитряк

Геннадий Дмитряк – хоровой и оперно-симфонический дирижёр, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова, профессор кафедры современного хорового исполнительства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных.

Музыкант получил образование в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Его учителями и наставниками были прославленные музыканты А. Юрлов, К. Кондрашин, Л. Гинзбург, Г. Рождественский, В. Минин, В. Попов.

Геннадий Дмитряк работал в качестве дирижёра в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б. А. Покровского, Театре оперы и балета имени Г. Лорки в Гаване, Московском камерном хоре, Государственном академическом русском хоре СССР п/у В. Минина, Академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, театре «Новая Опера» имени Е. В. Колобова.

В 1991 году создал и до 2006 года возглавлял уникальный хоровой коллектив – Ансамбль солистов «Капелла “Московский Кремль”», который дал свыше тысячи концертов, осуществил десятки гастрольных поездок.

Наиболее полно творческий потенциал Геннадия Дмитряка раскрылся в должности художественного руководителя и главного дирижёра Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова. Благодаря его высокому профессионализму и творческой энергии Капелла заняла ведущее место среди хоровых коллективов страны, значительно расширилась география российских и зарубежных гастролей коллектива, его репертуар пополнился сочинениями современной музыки.

Геннадий Дмитряк выступает не только как хоровой, но и как симфонический дирижёр. Это позволило Капелле реализовать ряд крупных музыкальных проектов в творческом союзе с известными симфоническими оркестрами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестрами «Новая Россия», «Русская филармония», Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана.

Важное направление в творческой деятельности дирижёра – исполнение сочинений современных отечественных композиторов: А. Ларина, А. Караманова, Г. Канчели, В. Кобекина, А. Чайковского, А. Шнитке, Р. Щедрина и других.

Геннадий Дмитряк – инициатор и художественный руководитель всероссийских музыкальных фестивалей. Один из них – фестиваль «Любовь святая», возрождающий традиции проведения крупных вокально-симфонических концертов «юрловского стиля», объединяющих на сцене и под открытым небом (в формате «Open air») большие оркестровые и хоровые профессиональные и любительские коллективы. Это также фестиваль «Кремли и храмы России», нацеленный на возрождение традиции исполнения хоровых сочинений отечественных композиторов в аутентичной атмосфере древних исторических памятников России. В 2016 году программа фестиваля «Кремли и храмы России» объединила концерты в храмах и монастырях Москвы, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Ярославля, Пскова, Костромы.

Под началом Геннадия Дмитряка капелла развивает общественную и просветительскую деятельность, выступая с программами из сочинений русской хоровой музыки в регионах России. Он ведёт разностороннюю общественную деятельность как член Президиума Всероссийского хорового общества: дирижёр являлся одним из инициаторов создания 1000-голосого Детского хора России; выступает председателем и членом жюри всероссийских хоровых фестивалей и смотров, в том числе, в Международном детском центре «Артек».

Дирижёр участвовал в исполнении и записи нового Гимна Российской Федерации, принимал участие в инаугурации Президента России В. В. Путина в 2004 году в Большом Кремлёвском Дворце, был главным хормейстером сводных хоров в дни празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне. В период проведения 4-го форума Альянса цивилизаций ООН в Катаре в декабре 2011 года выступал главным хормейстером всех его культурных программ. Принимал участие в церемонии открытия и культурной программе Паралимпиады Сочи-2014.

Геннадий Дмитряк выпустил свыше 20 компакт-дисков со студийными записями шедевров русской хоровой музыки. Среди них – тематические программы «Из золотого фонда Капеллы», «С любовью к России», «Душа грустит о небесах», «Да исправится молитва моя», Реквием А. Шнитке, «Всенощное бдение» С. Рахманинова, «Свадебка» И. Стравинского и «Курские песни» Г. Свиридова. Преемственность юрловским традициям обнаруживает себя в особом отношении Геннадия Дмитряка к творчеству Георгия Свиридова. Под руководством дирижёра коллектив осуществил студийную запись Антологии хоровых сочинений композитора.

Указом Президента России Д. А. Медведева от 14 июня 2010 года за многолетнюю плодотворную деятельность и вклад в развитие отечественной культуры Геннадий Дмитряк был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Работа дирижёра в области популяризации русской духовной музыки, сохранения и преумножения христианских ценностей в современном обществе была отмечена орденами Русской Православной Церкви – святого благоверного князя Даниила Московского (2012) и «Славы и Чести» I степени (2017). В 2018 году Геннадию Дмитряку присвоено звание «Народный артист Российской Федерации».

Ирина Костина

Ирина Костина – выпускница Российской академии театрального искусства (мастерская Александра Тителя и Игоря Ясуловича, класс Натальи Пустовой).

Певица – лауреат Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (жанровый фестиваль «Вокальная академия «Голос», Москва, 2008), а также ряда международных конкурсов: «Волшебная свеча» (I премия, Киев, 2001), «Маленький принц» (Гран-при, Кишинёв, 2002), “Musica classica” (I премия, Руза, 2010), XXIV конкурс вокалистов имени М. И. Глинки (II премия, Москва, 2011), II конкурс вокалистов имени М. Магомаева (III премия, Москва, 2012), VIII конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой (I премия, Алматы, 2016) и других.

С 2011 года Ирина Костина является солисткой московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где исполнила партии в спектаклях «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» Моцарта (Первая дама и Сюзанна), «Севильский цирюльник» Россини (Розина), «Риголетто» Верди (Джильда), «Джанни Скикки» Пуччини (Лауретта, Герардино), «Капулетти и Монтекки» Беллини (концертное исполнение, Джульетта), «Любовный напиток» Доницетти (Адина), «Ромео и Джульетта» Гуно (Джульетта), «Дидона и Эней» Пёрселла с прологом М. Наймана (Белинда Брайен), «Школа жён» Мартынова (Госпожа Дюпарк), «Снегурочка» Римского-Корсакова (Снегурочка); партию сопрано в кантате «Кармина Бурана» Орфа; партии в постановках театра «Десять сопрано Новой Оперы», «Всё это – Опера!», «Вальсы, танго, фокстроты», «Opera&Jazz», «Сказки старой бабушки», «Иоганн Штраус, король вальсов», «Viva Verdi!».

С 2015 года – приглашённая солистка Большого театра России, где дебютировала в партии Герды («История Кая и Герды» Баневича), а затем исполнила партию сопрано в вокальной сказке Прокофьева «Гадкий утёнок» (спектакль «Байки о Лисе, Утёнке и Балде»).

Ирина Костина выступает на лучших столичных сценах – в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московского международного Дома музыки, в Оружейной палате Московского Кремля; сотрудничает с Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Она принимала участие в Фестивале памяти Ирины Архиповой во Дворце на Яузе, где пела в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева (2012); в XXXII Международном музыкальном фестивале имени С. В. Рахманинова в Тамбове (с Тамбовским симфоническим оркестром под управлением Михаила Леонтьева, 2013); выступала с Алексеем Татаринцевым в Рязанской областной филармонии (с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром под управлением Сергея Оселко, 2015); участвовала в оперном фестивале «Монтекатини Терме – Санкт-Петербург» вместе с баритоном Педро Каррилло и пианисткой Лаурой Паскуалетти (Италия, 2015).

Евгения Сегенюк

Евгения Сегенюк родилась в Москве в семье музыкантов. С отличием окончила дирижёрско-хоровой (1994), а затем вокальный (1996) факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В годы учёбы была стипендиатом фонда «Знание». В 1998 году с отличием окончила ассистентуру-стажировку вокального факультета РАМ имени Гнесиных (педагог – Л. И. Дударева).

В 1997 году Евгения была приглашена в стажёрскую труппу Большого театра, а в 1999 году вошла в основной состав оперной труппы.

В её репертуаре партии в операх «Жизнь за царя» Глинки (Ваня), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина, Графиня), «Опричник» (Фёдор Басманов) Чайковского, «Снегурочка» (Лель), «Царская невеста» (Любаша), «Кащей Бессмертный» (Кащеевна) Римского-Корсакова, «Игрок» (Мадемуазель Бланш), «Огненный ангел» (Гадалка) и «Любовь к трём апельсинам» (Принцесса Клариче) Прокофьева, «Набукко» Верди (Фенена), «Идиот» Вайнберга (Епанчина), «История Кая и Герды» Баневича (Снежная королева), «Сказка о попе и его работнике Балде» Праведникова (Балда, мировая премьера) и другие роли, а также вокальные партии в «Маленькой Торжественной мессе» Россини, “Stabat Mater” Перголези и Дворжака, Реквиемах Моцарта, Сальери, Верди и Дворжака, в Девятой симфонии и Торжественной мессе Бетховена, кантате «Москва» Чайковского, в симфонии-кантате «Песнь о Земле» Малера (одноименный балет в исполнении балетной труппы театра «Ковент Гарден» во время гастролей в Большом театре), Пять песен на стихи Матильды Везендонк Вагнера и другие сочинения.

Евгения Сегенюк участвовала в мировой премьере оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (партия Вагнера). На IV Фестивале «Опера априори» (2017) приняла участие в российской премьере оперы «Дева в башне» Сибелиуса (партия Хозяйки Замка). Как драматическая актриса сыграла роль Катарите в балете «Тамаши» («Дух») на музыку группы «КОДО» (2012).

В соавторстве с Ларисой Голушкиной написала сценарий и осуществила постановку спектакля «Николай Голованов. Сокровенное». В основе постановки – романсы композитора, которые звучат в исполнении Евгении Сегенюк. Специально для певицы композитором Валерией Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня»).

Евгения Сегенюк выступала под управлением известных дирижёров, среди которых Евгений Светланов, Юрий Башмет, Грэм Бонд, Александр Вилюманис, Михал Клауза, Олли Мустонен, Валерий Полянский, Гинтарас Ринкявичюс, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Марк Эрмлер. Она сотрудничала с режиссёрами Б. Покровским, Е. Арье, Д. Белянушкиным, Л. Додиным, С. Женовачем, Ф. Замбелло, П. Конвичным, Э. Някрошюсом, А. Сокуровым, А. Тителем, Р. Туминаcом, П. Устиновым, В. Фокиным. Участница проекта О. Найденышева «Рок и Опера».

Певица имеет обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами; гастролирует в России и за рубежом – в Великобритании, Италии, Греции, Норвегии, Дании, Финляндии, Польше, Словении, Латвии, на Украине, в Марокко, Иордании, Южной Корее, Гонконге, Японии. Она неоднократно принимала участие в авторских концертах Тихона Хренникова и в записи его произведений, получив высокую оценку российских и зарубежных критиков.

Евгения Сегенюк преподавала в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Лауреат премии Попечительского совета Большого театра (2005), победительница Открытого всероссийского конкурса «Лидер года-2007» (в номинации «Лучшая оперная певица»), победительница XVII Международного фестиваля-конкурса Musica classica среди профессиональных певцов (Гран-при, 2015).

Юрий Ростоцкий

Юрий Ростоцкий окончил с отличием Российскую академию музыки имени Гнесиных в 2014 году по специальности «вокальное искусство» (класс Светланы Горенковой). Совершенствовал свое мастерство в программе для молодых певцов Oper Oder Spree (Германия, 2014) и в знаменитой школе пения Accademia Rossiniana (Италия, 2017) под руководством Эрнесто Паласио. Принимал участие в мастер-классах Галины Вишневской, Хуана Диего Флореса, Важи Чачавы, Роберта Гэмбилла, Деборы Йорк, Валентины Левко, Фабио Сартори. Неоднократный стипендиат Министерства культуры РФ.

Певец отмечен призами IX Международного конкурса оперных певцов имени Клаудии Таэв в Эстонии (III премия, 2015), X Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (диплом, 2015), I Московского конкурса теноров имени Ивана Козловского (III премия и спецприз, 2011), IX Международного конкурса вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» в Калининграде (II премия и спецприз, 2010).

В 2015–2018 гг. – солист Московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова. С 2018 года – ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». В театре исполняет партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Рамиро («Золушка» Россини), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского).

В 2016 году дебютировал в партии Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта) в Берлине совместно с Берлинским симфоническим оркестром, исполнил партии тенора в Мессе ми-бемоль мажор Шуберта в Нюрнберге совместно с Нюрнбергским симфоническим оркестром и в оратории «Мессия» Генделя с оркестром Musica Viva в Москве. В 2017 году исполнил партию Бригеллы («Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса) совместно с Госоркестром России (дирижер Владимир Юровский). Регулярно исполняет партию тенора в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа.

В 2018 году певец исполнил партию Самсона в одноименной оратории Генделя с Российским национальным оркестром, принял участие в исполнении «Оды к Радости» из финала Девятой симфонии Бетховена совместно с оркестром «Новая Россия» и исполнил партию тенора в «Высокой мессе» Баха совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы». В разные годы также исполнял партии Дамона («Ацис и Галатея» Генделя под управлением Петера Ноймана), Молодого цыгана («Алеко» Рахманинова), тенора во «Всенощном бдении» Рахманинова, Реквиеме и Коронационной мессе Моцарта.

В сезоне 2018/2019 Юрий исполнил партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини) в рамках Festival de’ Bardi van Nederland (Нидерланды, 2019), Тебальдо («Монтекки и Капулети» Беллини) в рамках Международного фестиваля оперной музыки PromFest в Пярну (Эстония, 2019). Также певец выступил в партиях Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха в серии концертов в Нидерландах, Москве и Нижнем Новгороде (дирижер Йорн Бойзен). Летом 2019 года принял участие в «Фестивале русского искусства» в Довиле (Франция) со звездами русского балета.

Михаил Бирюков

Михаил Бирюков окончил музыкально-педагогический факультет Московского городского педагогического университета (класс С. М. Казначеева).

С 2012 года – солист Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

В 2013 году поступил в Центр оперного пения Галины Вишневской, где занимался под руководством А. С. Белоусовой и Е. А. Зарембы. На сцене Центра дебютировал в партии Зарецкого в опере Чайковского «Евгений Онегин», в дальнейшем выступив в этой опере в партиях Гремина и Ротного, а также спев в спектаклях «Иоланта» Чайковского (король Рене, Бертран), «Руслан и Людмила» Глинки (князь Светозар), «Борис Годунов» Мусоргского (Пристав), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Малюта Скуратов), «Риголетто» Верди (Монтероне), «Кармен» Бизе (Цунига) и других постановках. Также в репертуаре артиста партии Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Спарафучиле в «Риголетто», Коллена в «Богеме» Пуччини, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, партии баса в Реквиеме Моцарта и в Девятой симфонии Бетховена.

В 2014 году Михаил Бирюков принимал участие во II Международном фестивале Мстислава Ростроповича в Оренбурге, фестивале «Империя оперы» в Москве, фестивале, посвящённом 120-летию основания Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину.