Меню
Бесплатно
Главная  /  Шторы и жалюзи  /  Направления культурной политики в современном обществе. Раздел III

Направления культурной политики в современном обществе. Раздел III

Одним из главных направлений культурной политики как на международном, так и на национальном уровне является сохранение потенциала культурного наследия. Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта и культурных достижений общества. Культурное наследие – это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной идентичности.

Интенсивные изменения в обществе порождают все новые и новые проблемы сохранения и возрождения культурного наследия. В условиях динамичного мира оно подвергается угрозам от загрязнения окружающей среды, уничтожается в результате военных действий, разрушается при ограниченных ресурсах, недостатке знаний, страдает от неконтролируемого туризма.

К сожалению, во всем мире существуют проблемы, связанные с использованием культурного наследия для достижения экономических целей, с незаконной торговлей произведениями искусства, нечестной продажей изделий народных промыслов, манипулированием деятельностью музеев. Нуждаются в проработке вопросы доступности архивов и музейных коллекций, развития исследований по интерпретации культурного наследия и т.д.

Главная задача состоит в том, чтобы использовать культурное наследие в интересах развития. Стратегии такого рода должны складываться прежде всего на региональном уровне с учетом социально-экономических особенностей территорий, интересов и запросов населения, культурного потенциала региона в целом, но не замыкаться на этом. Богатства культуры различных народов могут и должны быть основой для их взаимодействия.

Эффективным средством, повышающим возможности доступа к культурным ценностям, фактором сохранения наследия становится туризм. С его помощью возможно ускорить реализацию проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Выполняя функции социальную, культурную, эстетическую, туризм вместе с тем выступает важнейшим фактором самофинансирования наследия, источником инвестиций в его сохранение.

Туризм не должен развиваться только внутри себя, как это часто происходит сегодня, – необходимо, чтобы доходы от использования культурных ресурсов возвращались в сферу культуры и употреблялись для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании этого процесса заметная роль принадлежит государственным органам, которые выполняют координирующую функцию при взаимодействии заинтересованных сторон, способствуют созданию правовой среды, обеспечивающей развитие туристической отрасли.

Другое приоритетное направление культурной политики можно охарактеризовать как «поддержка творчества» в широком значении этого слова – имеются в виду не только самовыражение человека посредством искусства, поддержка культурных инноваций, но и разрешение проблем в любой области, создание нового образа жизни.



Важнейшие задачи культурной политики, которые можно отнести к сфере преобразования окружающей действительности на основе творческого воображения и инициативы, связаны не только с поддержкой развития профессионального творчества и профессионального художественного образования, но и с усилением роли деятелей и институций культуры в решении социально-политических задач, в формировании социально активной личности *.

Среди современных аспектов продвижения коллективного и индивидуального творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации культурного диалога следует назвать анализ возможностей индустрии культуры. Этот сектор характеризуется феноменом одновременного присутствия и отсутствия государства, особенно в отраслях, которые совсем недавно были неизвестны и по отношению к которым до последнего времени не было каких-либо стратегий управления (диски, компакт-диски, видео)*.

* См.: Культурная политика России. С. 218.

Сфера индустрии культуры в мире интенсивно развивается, в ней создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную долю национального производства в каждой стране* . В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способствующая распространению соответствующей продукции той или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в общественном развитии, в генерации культурного достояния.

* См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. 4.1. М., 1994. С. 339-340.

То, что такие формы культуры, как кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей, развиваются преимущественно на коммерческой основе, не может не накладывать отпечаток на качество продукции. При этом, если рынок будет единственным арбитром качества продукции индустрии культуры, то творчество в этой сфере может быть скомпрометировано, и решения, которые здесь принимаются преимущественно на основе коммерческого критерия, могут наносить вред культурной составляющей. В первую очередь это касается малоизвестных творцов и новых форм эстетического выражения. В то же время продвижение действительно конкурентоспособной продукции – залог предотвращения опасности монокультуры. Создатели, художники, антрепренеры должны обладать возможностями для полноценной деятельности в национальной индустрии культуры, создавать ту продукцию, которая была бы конкурентоспособна на глобальных рынках. Для этого в сфере культуры необходимы усиление взаимодействия между государственным, бизнес-секторами, различными организациями гражданского общества, осуществление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению культуры и ее распространению в средствах массовой информации.

В условиях, когда мир движется к взаимозависимости, в сфере индустрии культуры более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество между правительствами разных стран. Вот направления, по которым оно могло бы развернуться: содействие развитию общих рынков; создание сетей для обмена информацией, развитие телекоммуникаций; совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов; защита прав художника, актера; обмен актуальным опытом; обучение.

В 90-х гг. индустрия культуры в России развивалась довольно быстрыми темпами, несмотря на экономический спад. Государство пытается регулировать некоторые процессы в области производства кинофильмов, телевизионного вещания, радиовещания, в выпуске аудио- и видеозаписей, массовой литературы. Вместе с тем многие сферы пока остаются без его влияния, развиваясь по рыночной парадигме. Внимания требует и российское кино как средство проведения политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям.

Развитие кино, которое воплощает в себе и искусство, и производство, диктует необходимость создания слаженного организационно-правового и экономического механизма, обеспечивающего «достижение социокультурных задач государства в сочетании с нормализацией рыночного товарного оборота в сфере производства и проката кинопродукции»*.

* Федеральная программа «Культура России». 2001-2005 гг. // Культура. 2000. 7-13 сент. С. 10.

Попытки решения социокультурных проблем в современной России разнородны: их предпринимают всевозможные малые группы, институциональные и общественные организации, по-разному относящиеся к происходящим изменениям. В таких условиях решающая роль принадлежит государственной культурной политике. Как уже сказано, ее приоритетное направление сегодня — помощь членам общества в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни средствами культуры (прежде всего массовой), совершенствование технологического, кадрового, организационного обеспечения этой сферы. Иными словами, в России должна быть сформирована современная индустрия культуры, которая обеспечивает массовую аудиторию качественной культурной информацией и помогает ей применить полученные сведения с пользой для каждого члена общества и для общества в целом. Эта задача должна решаться на основе максимально эффективного использования существующих учреждений культуры и средств массовой информации. Конечной целью является формирование в России современного информационного общества, достойно вписывающегося в мировое информационное пространство.

В условиях переходного общества культурная политика должна быть социально ориентированной и опираться на межотраслевое взаимодействие. Следует также отказаться от устаревшей практики строить культурную политику на основе усредненных показателей. Она должна быть дифференцированной.

Во-первых, необходимо четко разделять стратегии поддерживающие (сохранение и развитие существующих институтов и объектов культуры) и модернизирующие (продвижение организационных, технологических, культурно-информационных нововведений). Это поможет лучше организовать функционирование соответствующих учреждений культуры и органов отраслевого управления.

Стратегические решения дифференцируются в зависимости от степени готовности регионов к модернизационным преобразованиям. Учет специфики регионов с «зонами роста», с «точками роста» и «депрессивные» - позволяет строить адресные программы.

Рационализация государственной культурной политики тем более важна, что в стране сегодня систематическим комплексным решением представленных выше проблем не занимается ни одно ведомство. Чтобы они эффективно решались, прежде всего следует отказаться от порочной практики пренебрежительного отношения к сфере культуры и ее финансирования «по остаточному принципу». Следует уделить особое внимание разработке критериев отбора приоритетных стратегических направлений в решении социально значимых культурных проблем. Это поможет преодолеть сложившуюся сегодня практику принятия случайных, бессистемных, несогласованных друг с другом решений.


Исходя из этих целей, основными стратегическими направлениями культурной политики Российской Федерации в ближайшие пять лет (до 2012года) представляются следующие.

Оптимизация имущественных отношений в сфере культуры, прежде всего в области культурного наследия (повышение эффективности его использования и усиление мер по его сохранению).

Оптимизация применения в сфере культуры законодательных норм, разграничивающих полномочия федерального центра и субъектов Российской Федерации и регулирующих деятельность органов местного самоуправления; иными словами — обеспечение реального единства культурного пространства страны.

Поддержка деятельности общественных структур , способствующих созданию механизмов саморегуляции творческих и общекультурных процессов, постепенный отказ от прямого участия государства в освоенных этими структурами сферах деятельности, использование их в качестве экспертного ресурса при подготовке решений на государственном уровне.

Последовательное увеличение роли и удельного веса программных методов управления и финансирования отрасли, что позволит придать реализации культурной политики системный характер и повысить эффективность бюджетного финансирования, ориентируя его на конкретный результат.

Необходимая адаптация норм бюджетного, налогового, земельного кодексов, а также таможенного законодательства к специфике деятельности учреждений культуры и творческих организаций с целью избежать избыточной коммерциализации культуры , обеспечить социальную доступность основных услуг в сфере культуры и поддержать некоммерческие инновационные проекты.

Создание и развитие на всей территории России сети базовых центров и учреждений культуры и массовых коммуникаций , соответствующих по своим техническим параметрам европейским стандартам и способных обеспечить единый уровень обслуживания во всех регионах страны.

Одним из основных пунктов государственной культурной политики на современном этапе должно быть также четкое понимание соотношения рыночных и нерыночных принципов функционирования культуры в нашей стране. Представление о возможности перевода всей культуры на рыночные «рельсы» должно быть решительно отвергнуто как иллюзорное: чем заметнее будет влияние рынка на отдельные виды культурной деятельности, тем большим будет становиться участие (и финансовое, и организационное) государства во втором, нерыночном секторе культуры. Иначе гарантировать свободу творчества и доступ к культурным ценностям невозможно. Иными словами: чем больше рынка в культуре, тем больше здесь и государственных обязательств.

Новый подход должен определять и международные приоритеты. Поддержка конкурентоспособности в сфере культуры и массовых коммуникаций предполагает не только проведение соответствующих мероприятий за рубежом, но и, в первую очередь, интеграцию деятелей отечественной культуры и художественного производства в мировую систему разделения творческого труда. Первоочередными становятся задачи продвижения на мировой рынок российских компонентов глобальной массовой культуры.

Все это имеет прямое отношение к имиджу России и ее культуры в других странах. Он сегодня не лишен позитивного характера, однако в нем преобладают мотивы, связанные с традицией и наследием. Между тем нужно дополнить этот имидж чертами современной российской культуры — смелой, актуальной, восприимчивой к новациям и эксперименту. Такая культура непременно включает современное искусство, дизайн, современные формы интерпретации наследия и новые высокотехнологичные отрасли (компьютерные, медиа и др.).

В этом контексте особенно важна наша деятельность по поддержке и распространению русского языка в других странах. Мы уже проводим целый ряд мероприятий, присуждаем литературные премии русскоязычным писателям, организуем конкурсы дикторов, обмен студентами и летние школы для славистов разных стран. Однако эта деятельность нуждается в расширении и большей нацеленности на конечный результат — повышение международного престижа России.

Культурная политика в реформирующимся российском обществе

В период сохраняющей транзитивности, проблемы культурной политики, стоящие перед российским обществом, могут быть сформулированы следующим образом:

  • во-первых, это расхождение между значительным объемом накопившихся культурных изменений и неадекватным уровнем институционального развития. Социально значимой проблемой стало ослабление индивидуальных и общественных стимулов, побуждающих людей к освоению новых знаний и навыков, необходимых для нормальной, полноценной жизни в меняющихся условиях, для упорядочения культурно-информационной среды. Возможности государственной социально ориентированной культурной политики — в более эффективном использовании существующих и создании новых ресурсов, способствующих такому освоению, в разработке и распространении соответствующих социокультурных технологий;
  • во-вторых, это расхождение между характерными для развитых обществ высокими материальными запросами и медленным накоплением предпосылок для всесторонней модернизации в стране. Социально значимой проблемой стала массовая привычка претендовать на государственную помощь без особой затраты усилий на создание новых и сохранение прежних общественных благ.

Эти проблемы не могут решаться чисто экономическими методами. Именно в сфере культуры, на уровне массового сознания нужно стимулировать мотивации и наращивать потенциал модернизации России.

Совершенно очевидно, что современная Россия в немало степени ориентирована на образцы и ценности развитых западных стран, в широком смысле — постиндустриального общества, нежели на сохранение раннеиндустриальных или доиндустриальных моделей общественных отношений. В этих условиях государственная политика предполагает, с одной стороны, целенаправленное и несравненно более активное укрепление модернизационных тенденций, без чего сегодня невозможны ни партнерские, ни конкурентные отношения в геополитическом контексте; с другой — контролируемые социокультурные изменения, обеспечивающие максимально бесконфликтное сосуществование модернизационных и традиционных элементов культуры.

Еще раз подчеркнем: подобного рода преобразования не могут быть осуществлены только экономическими средствами. Нужны также серьезные меры культурного (социокультурного) характера на государственном уровне. Предложения экономистов, направленные на формирование современных рыночных отношений, не имеют успеха у значительного большинства членов общества, поскольку они разрабатываются без оценки степени готовности различных социокультурных групп к таким преобразованиям. Можно даже сказать, что при разработке государственной экономической политики, в отличие от развитых стран, социальные, демографические и, прежде всего, культурные факторы у нас часто просто не принимаются во внимание, хотя воплощать в жизнь принимаемые решения должны не абстрактные экономические единицы, а вполне конкретные члены общества, с их социальными и культурными различиями. Соответственно, соотношение социальных выгод и затрат при принятии экономических решений не оценивается.

Именно поэтому сегодня России нужна рациональная и последовательная культурная (даже социокультурная) политика , которая должна быть органично увязана с главными целями развития страны. Она не может опираться на механическое заимствование даже самых удачных образцов из развитых и развивающихся стран. Модернизационные процессы во всех сферах российской жизни могут быть успешно осуществлены только при глубоком понимании культурных особенностей современного проблемного поля России в его внутренней и международной обусловленности.

В политике такого рода неизбежно сочетание разумной охранительной ориентации (поддержание эффективных наличных культурных форм и институтов) и ориентации инновационной (распространение необходимых для страны модернизационных образцов).

Социально ориентированная культурная политика предполагает:

  • разработку специальных форм и технологий социального участия для повышения качества жизни членов общества собственными силами;
  • обновление программ образования, просвещения, приобретения практических навыков, помогающих решать сегодняшние личные проблемы социально приемлемыми способами.

Для решения этих задач в стране существует огромный, слабо используемый, а точнее, практически не используемый потенциал. Однако сегодня, как уже сказано, налицо расхождение между содержанием культурной информации, передаваемой институциональными средствами (учреждениями образования, культуры, СМИ), и сведениями, действительно необходимыми гражданам для социальной адаптации в меняющихся условиях. Есть все основания говорить, что информация, которая в наши дни предоставляется институциональными средствами, не соответствует реальности — она может создать лишь искаженное, невнятное представление о современном состоянии российского общества и культуры, о причинах текущего кризиса и возможностях выхода из него. С помощью социально ориентированной культурной политики можно и нужно организовать распространение адресно направленной информации нуждающимся в ней социальным группам, содействовать формированию механизмов для эффективного социального взаимодействия, которое только и может обеспечить преодоление кризиса.

Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня необходимой и приоритетной составляющей государственной социокультурной политики является организация массового просвещения . Разработка современных адресных просветительских программ позволит в широких масштабах распространять образцы рациональной организации общественной жизни, способствовать созданию новых, социально полезных форм организации информационного общества, помогающих решить ряд приоритетных социокультурных задач. Прежде всего нужно свести к минимуму мифологические и не всегда соответствующие действительности объяснения положения дел в современной России.

При этом надо учитывать, что просвещение масс сегодня осуществляется преимущественно в формах массовой аудиовизуальной культуры — по таким каналам, как радио и телевидение, кино и видео, Интернет. Значительную роль здесь призваны сыграть и традиционные виды искусств — литература, музыка, живопись. Огромное значение в современных условиях имеет формирование жизненной среды человека: архитектура, промышленный дизайн, ландшафтный дизайн и многое другое.

Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятом Федеральном законе от 9 октября 1992г. N 3612 - I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»:

Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

Художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

Архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства;

Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

Самодеятельное (любительское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирование;

Книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение; радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

В статье Федерального закона от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» обозначены также первоочередные задачи государства в культурной сфере:

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Анализируя задачи, обозначенные в 90-е гг., необходимо отметить тот факт, что культура рассматривается государством как самостоятельная отрасль, не имеющая связи, например, с экономикой и политикой страны. Из списка задач видно, что государственная политика в культурной сфере направлена только на сохранение памятников культуры и этнические особенности. Первостепенной задачей не ставятся инновационное развитие культуры и процесс интеграции с другими отраслями народного хозяйства.

Наибольшее значение для управления в области культуры имеют Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.

Рассматривая вышеперечисленные правовые источники, можно определить первоочередные и долгосрочные цели культурной политики Российской Федерации. Так, к первоочередным можно отнести:

Разработку отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает в себя стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сфере культуры;

Действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей, а также возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»;

Установление мер, усиливающих ответственность за преступление против культурного наследия страны.

Долгосрочные цели определяются, во-первых, формированием идеологических и нравственных основ демократического правового государства, во-вторых, созданием условий развития и воспроизводства творческого потенциала общества, а также формированием неискаженного исторического сознания и созданием культурного пространства страны. И снова при анализе основных правовых документов, включающих в себя основные цели культурной политики, видно, что государственные ориентиры носят консервативный характер. Тем не менее, цели и задачи, представленные в документах 90-х гг., успешно реализуются в современном обществе. Особый интерес представляет предложение Минкульта по реализации основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации, согласованное Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № МФ-П44-2462. В документе представлен план государственной политики в развитии сфере культуры до 2015 года, направленный на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства. По мнению Минкульта сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда других факторов экономического характера. Тем самым, как считает Минкульт в данном документе, ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социально самочувствие населения.

Исходя из подобной позиции, Минкульт предлагает разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления. Для этого необходимо разработать номенклатуру государственных услуг в области культуры и модельные стандарты, инфраструктуры отрасли, в том числе и на селе, и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры. Оптимизация, главным образом, определяется путем создания многофункциональных учреждений - социально-культурных центров, культурно-спортивных комплексов, а также передвижных систем обслуживания, такие как автоклубы, библиобусы. Несомненно, оптимизируя организационные сети культуры, государство сможет гораздо быстрее и эффективнее вывести культуру на путь нового развития - инновационного. Возможно, решится ситуация с нехваткой федерального бюджета на улучшения состояний учреждений культуры, в частности, на селе. В качестве инструмента для реализации поставленной цели ставится вопрос о совершенствовании системы материального стимулирования специалистов в области культуры и искусства. Во многих субъектах РФ были приняты целевые программы по поддержке молодых специалистов, работающих в области культуры. Примером может являться Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. «Развитие культуры Зауралья на 2014-2020 гг». Немало важно также и техническое переоснащение объектов культуры. В этих целях Минкульт предлагает разработать натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения культурной сферы. На основе данных положений, учитывая то, что основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществлять мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений. Этот вопрос Минкульт решает предложением о необходимости принятия правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения услугами организации культуры, в том числе и учреждений клубного типа, музеев, детских школ искусств. Несомненно, принятие правовых актов по гарантии условий обеспечения населения услугами организации культуры актуальны в существующей обстановке. Закрепленные нормативными актами положения об обеспечении культурного образования и досуга в стране смогут поднять статус культурного сектора у населения в целом. Открытым вопросом остается и качество услуг в сфере культуры, зависящее во многом от молодых профессионалов. Разработка мер по привлечению талантливой молодежи для работы в отрасли, что, по мнению Минкульта, позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, а также ускорить внедрение инновационных методов работы. Основной задачей в предложении Минкульта звучит модернизация системы повышения квалификации специалистов и разработки стандартов требований к персоналу. Данные задачи, по мнению автора работы, весьма сложны в реализации из-за недостаточного финансирования работников культуры и общего не престижного статуса профессий, связанных с обеспечением услуг в культурной сфере. В первую очередь для повышения качества услуг и подготовки профессионалов государству необходимо создать наилучшие условия для привлечения молодых специалистов, готовых продуктивно работать. Вторая часть предложения Минкульта о политики в сфере культуры посвящена сохранению и развитию многонационального культурного наследия народов России. Основные аспекты по данному вопросу сводятся к совершенствованию законодательства об объектах культурного наследия народов России, урегулированию правового положения особо ценных памятников истории и культуры. Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников в Российской Федерации. Подводя итог анализа целевых ориентиров культурной политики государства, стоит отметить, что курс, избранный в 90-х гг XX века, актуален и в современной обстановке. Основными целями по-прежнему остаются сохранение и поддержка историко-культурной составляющей общественной жизни. В частности, необходимо отметить, что государство предоставляет поддержку в совершенствовании творческих проектов, оказывает поддержку в виде системы государственных грантов. Немаловажную роль отводят и материальной базе учреждений профессионального образования: модернизация помещений, оснащенность специальным оборудования для эффективной работы, обеспечение необходимым профессиональным инструментарием. Особо отменить хочется тот факт, что на основе предложения Минкульта можно рассуждать о постепенной ориентации сферы культуры на рынок путем внедрения современных форм менеджмента, создания условий для адаптации сферы культуры и массовых коммуникаций к рыночным условиям, стимулирования увеличения доли частного финансирования, в то числе использование механизма партнерства, развития меценатства и благотворительности. Обсуждается вопрос об интеграции России в мировой культурный процесс путем подготовки и реализации международных проектов в сфере культуры, способствующие росту престижа российской культуры.

  • Тема 1. Культурная политика как предмет современных социогуманитарных исследований. Задачи, основные понятия и термины культурной политики
  • 1. Культура как объект культурной политики.
  • 2. Характеристика базовых понятий. Важнейшие параметры культурной политики
  • 3. Методология исследования культурной политики
  • 4. Государственная политика в области культуры. Цели культурной политики
  • Тема 2. Определение понятия «культурная политика»: современные концепции и подходы
  • 1. Подходы к формированию и осуществлению культурной политики
  • 2. Основные определения понятия «культурная политика»
  • 3. Типология культурной политики
  • Раздел II. Государственная культурная политика России
  • Тема 3. Институционально-организованные формы и механизмы, объекты и субъекты культурной политики
  • 1. Субъекты и акторы культурной жизни и их интересы
  • Тема 4. Культурная политика в России-ссср-рф
  • 1. Особенности формирования отечественной государственной политики в области культуры
  • 2. Культурная политика Советской власти
  • 3. "Перестройка" в России
  • 4. Приоритеты культурной политики переходного периода
  • Раздел III. Основные направления культурной политики и ее структурные взаимосвязи
  • Тема 5. Структура и функции современной культурной политики
  • 2. Культурная политика как неотъемлемая часть всех направлений государственной политики
  • 3. Внешняя культурная политика России
  • 5. Механизмы осуществления внешней культурной политики
  • Тема 6. Культурная политика в социокультурном развитии региона
  • 1. Цели, принципы и средства региональной культурной политики
  • 2. Управление развитием культуры на региональном уровне
  • 3. Общественно-добровольные формирования, учреждения и организации в социально-культурной сфере.
  • Раздел IV. Основные направления реализации культурной политики за рубежом.
  • Тема 7. Культурная политика стран Запада
  • 1. Культурная политика стран Запада: общая характеристика
  • 2. Инструментальный подход к культурной политике в странах Запада конца 1980 – начала 90-х годов
  • 3. Основные элементы современной модели культурной политики стран Запада
  • 4. Культурная политика Евросоюза
  • 5. Стратегия культурной политики Северной Европы
  • 6. Финансирование культуры в европейских странах: подходы и методы
  • Тема 8. Культурная политика стран ближнего зарубежья, Балтии и Грузии
  • 3. Общие задачи стран снг в формировании межгосударственных отношений в культурной политике
  • 4. Русские в ближнем зарубежье
  • Раздел V. Основные направления реализации культурной политики
  • Тема 9. Культурная политика в художественной сфере. Охрана культурного наследия
  • Тема 10. Молодежная культурная политика
  • Тема 11. Российская культурная политика: современные проблемы и новые
  • 3. Практические занятия
  • Тема 1. Предмет, основные понятия и термины, задачи культурной политики.
  • Тема 2. Современные концепции культурной политики и ее определения
  • Тема 4. Культурная политика в России-ссср-рф
  • Тема 5. Структура и модели культурной политики России. Функции современной культурной политики
  • Тема 6. Культурная политика в социокультурном развитии региона
  • Тема 7. Культурная политика стран Запада
  • Тема 8. Культурная политика стран ближнего зарубежья, Балтии и Грузии
  • Тема 9. Культурная политика в художественной сфере. Охрана культурного наследия
  • Тема 10. Молодежная культурная политика
  • Тема 11. Россия в глобальном мире: тенденции развития культурной политики
  • 4. Самостоятельная работа
  • Тема 1. Предмет, основные понятия и термины, задачи культурной политики.
  • 5. Образовательные технологии
  • 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  • 6.1. Вопросы для самопроверки
  • Тема 1.
  • Тема 2.
  • Тема 3.
  • Тема 4.
  • Тема 5.
  • Тема 6.
  • Тема 7.
  • Тема 8.
  • Тема 9.
  • Тема 10.
  • Тема 11.
  • 6.3. Примерный перечень вопросов к экзамену
  • 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 9. Глоссарий
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • Раздел III. Основные направления культурной политики и ее структурные взаимосвязи

    Тема 5. Структура и функции современной культурной политики

    Цель занятия : Показать специфику, характерные черты и особенности развития российской культурной политики, ее воздействие на государство, политический процесс и управление, СМИ, гражданское общество, бизнес; модели культурной политики: основания для классификации и страновые различия. Изучить область воспроизводства культурного потенциала общества и поддержки художественного творчества, областьправового и экономического обеспечения развития культуры и искусства; основные нормативные и правовые документы регламентирующие культурную политику в стране и регионе. Объяснить основы внешней культурной политики; роль зарубежной культуры в России; направления и формы сотрудничества.

    Лекционные вопросы :

      Основания для классификации культурной политики.

      Культурная политика как неотъемлемая часть всех направлений государственной политики.

      Внешняя культурная политика России.

      Зарубежная культура в России

      Механизмы осуществления внешней культурной политики.

      1. О снования для классификации культурной политики

    Следует дифференцировать собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности, разграничить эти цели, задачи, методы и инструментарий.

    Собственно культурная политика видится как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное - как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры.

    Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культурпроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.

    Государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках его социально-синергических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончались.

    Отсюда первый и наиважнейший принцип культурной политики: не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества, ориентироваться на уже известные, вести неустанный поиск еще не изведанных законов социокультурной эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении, стимулировать его ускоренную модернизацию по объективно наметившемуся пути.

    Второй существенный принцип – правильное определение объекта этой политики. Если объектом оперативного управления культурой являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие организации (институты), то объектом культурной политики должно быть все общество в целом, и отсюда масштабы воздействия этой политики проектируются как общенациональные (общегосударственные). Неоднородность российского общества (национальная, социальная, конфессиональная и т.п.) требует гибкого сочетания универсализма культурной политики с локальными методами, оптимизированными для той или иной части нашего многообразного общества.

    Третий принцип: определение субъекта культурной политики. Было бы большой ошибкой ограничивать понимание субъекта лишь одним государством и органами его управления. Субъект, осуществляющий (реализующий) культурную политику, это в первую очередь само же общество, лишь корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия (в первую очередь изменением своих культурно-ценностных ориентации, во многом стимулирующих и изменение утилитарных социальных потребностей, определяемых не в последнюю очередь соображениями социальной престижности, моды, идейно-ценностными установками и т. п.).

    Четвертый принцип: подспудность воздействия культурной политики. Она предполагает постепенное содержательное воздействие на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры социальной престижности и не должна выражаться в каких-то оргмероприятиях немедленного действия и непосредственно формотворческого характера. Поэтому основной инструментарий культурной политики - не столько культуротворческие институты, создающие актуальные образцы культурных форм, сколько наука, образование, просветительство, воспитание, публицистика и т.п., формирующие ценностно-нормативную иерархию социокультурных запросов общества в целом.

    Пятый принцип: постоянный учет гетерогенного характера российской культуры. В вопросе о российском культурном своеобразии (неизбежно ключевом вопросе в современных условиях) необходим особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на проблеме национального или религиозного своеобразия как уникальном синтезе черт и форм различного происхождения, на межкультурном взаимодействии как основном условии органичного развития культуры всякого народа, на общих целях и интересах народов полиэтнической российской цивилизации, на образе «симфонии» (как в музыкальном, так и в религиозном смыслах) как неслитном, но слаженном звучании множества голосов - этнических культур в целостной российской культуре. В конечном счете, цивилизация сама отберет приемлемые для нее инновации и интегрирует их в свою культуру, главным образом на основании их соответствия глубинным, исторически сложившимся ценностным установкам (далеко не всегда формально выраженным в предшествующей традиции и потому порой неожиданным в своем выборе), чертам идентичности данного общества и формам актуальной социальной престижности.

    С этим связан шестой принцип культурной политики: глубокое изучение национальной традиции, ценностных ориентации и признаков идентичности нашего общества, всего комплекса явлений, объединяемых в категорию национальное культурное наследие, исследование тенденций эволюции их восприятия и интерпретации современниками и выбор форм культурной модернизации, не входящих в непримиримое противоречие с национальной цивилизационной спецификой. Особое внимание стоит уделить изменчивой системе форм и символов социальной престижности, роли «великих текстов», как правило, заимствуемых Россией извне, но во многом определяющих актуальную направленность социокультурных предпочтений тех или иных слоев общества.

    В настоящее время в российской культуре можно выделить несколько основных субкультурных подсистем:

      «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию национальной элитарной культуры, крайне тяжело адаптирующаяся к современным рыночным отношениям и меркантильным ценностным приоритетам, проявляющая тенденцию к «съеживанию», самозамыканию в своей элитарности;

      «советская» культура, продолжающая традицию минувших десятилетий, основанная на привычке населения к государственному патернализму в отношении любых социокультурных запросов людей, к социальной уравниловке, приоритету коллективного над личным, эйфории великодержавности; носителями этой системы «совковых» ценностей в основном остаются люди старшего поколения, испытывающие вполне понятную ностальгию по годам своей молодости и всей совокупности ценностей, образов и символов, ассоциируемых с той эпохой;

      западная (по преимуществу - американская) культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции («the newrussians» - «новые русские»), отличающихся, с одной стороны, сравнительной индифферентностью к духовным и интеллектуальным ценностям, установками на получение удовольствия от жизни, на немедленное удовлетворение любых социальных запросов, на особую престижность материального достатка, с другой - значительной социальной активностью, высокой степенью идейного плюрализма, интернационализма, толерантностью, уважением права каждой личности на свободное социальное и культурное самоопределение;

      комплекс маргинальных субкультур социальных «низов», существующий в широком спектре проявлений от «блатного» стиля и непосредственно криминального образа жизни до национал-шовинистических и мистико-оккультных движений; весь этот набор паракультурных явлений объединяет происхождение от первобытно-мифологического сознания и родогенетической (кровно-племенной) системы ценностных ориентаций, преимущественно тоталитарный (обобществляющий) подход к личности, а также «манихейский» тип мировосприятия, «окопная» психология непрерывной борьбы «наших» с «не нашими».

    Необходимо специально рассмотреть и еще один пласт социально-дифференцированной культуры – народную культуру. Под этим словосочетанием, как правило, понимают три совершенно различных явления:

      этнографическую культуру того или иного народа во всем многообразии ее хозяйственно-бытовых, обрядово-ритуальных, мифо-легендарных и фольклорно-художествённых компонентов;

      любое непрофессиональное (самодеятельное) художественное творчество, к каким бы видам искусства оно ни относилось;

      художественно-стилевое направление в искусстве, профессионально исполняющее произведения подлинного фольклора или воспроизводящее его традицию в новосозданных произведениях, стилизованных под фольклор.

    Как представляется, первое из упомянутых выше явлений – этнографическая культура – должно пользоваться всемерным государственным покровительством и поддержкой. Пласт этнографической (по преимуществу - сельской) культуры, буквально «вымирающей» на наших глазах, заслуживает специальной государственно-региональной программы изучения, охраны и консервации, точно такой же, как государственный патронаж над памятниками истории и культуры. Этнографическая культура является памятником не менее ценным, чем древние храмы, хотя охранять и поддерживать ее намного труднее, чем каменные шедевры минувшего.

    Особое место занимают вопросы культурной политики в области науки и образования. Именно эта сфера видится ключевой в решении задач содержательных реформ отечественной культуры, создающей и внедряющей в массовое сознание новые культурные смыслы (в отличие от художественной деятельности, чьё смыслоноваторство в современных условиях по преимуществу ограничено внутрипрофессиональной, художественно-критической аудиторией).

    "

    Культурная политика, в широком понимании - это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества.

    Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями государство должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, государство обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять задачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально-значимых групп и слоев общества. И главная задача при этом в том, что на государство возлагается ответственность за развитие культуры, когда государство выступает главным гарантом реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и равного доступа к ценностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для доступа к культурным благам.

    Государство осуществляет управление обществом и ему как единственному субъекту принадлежит право законодательного регулирования культурной жизни. С этих позиций, суть культурной политики можно представить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

    Следует выделить два больших блока приоритетных направлений культурной политики:

    Одним из главных направлений культурной политики - сохранение потенциала культурного наследия. Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, который требует бережной защиты т передачи следующим поколениям. При этом главная задача состоит в том, чтобы создать прочную связь между сохранением культурного наследия и социально-экономическими стратегиями развития города, региона и т.д. Одним из самых эффективных средств доступности культурных ценностей и источником сохранения наследия становится туризм. = другим важным направлением культурной политики является поддержка творчества не только как самовыражения человека в области искусства, но и решение проблем в создании нового образа жизни, поддержку культурных инноваций. Для реализации этих направлений важное значение приобретает анализ возможностей индустрии культуры.

    Индустрия культуры активнее других секторов экономики развивается в последние 20 лет так называемой постперестроечной России. Сфера индустрии культуры характеризуется интенсивным развитием, здесь создаются тысячи рабочих мест, во многих странах мира продукция индустрии культуры составляет крупную долю национального продукта. Кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей развиваются на коммерческой основе, что, конечно же, накладывает отпечаток на качество продукции индустрии культуры. Поэтому в этом процессе большую роль должно играть государство.