Меню
Бесплатно
Главная  /  Внутренняя отделка  /  О чем повесть страшная месть гоголя. Страшная месть характеристика образа Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист)

О чем повесть страшная месть гоголя. Страшная месть характеристика образа Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист)

Страшная месть

Шумит и гремит конец Киева - это есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Приехал и названный брат есаула, Данило Бурульбаш, с женой Катериной и годовалым сыном. Но все удивились, что приехал с нею старый отец. Он бросил жену и дочь, и только вернулся через двадцать один год. Жены уже не было в живых, дочь была замужем. Отец поселился с Бурульбашами. Ничего он не рассказал, где был эти годы.

Веселились гости на свадьбе, пили много, но когда есаул поднял иконы, чтобы благословить молодых, у отца Катерины всё лицо переменилось: "нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зелёные глаза, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал казак - старик..

Это он! Это он - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперёд есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади,образ сатаны, тут тебе нет места! -и, зашипев и щёлкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик."

Молодые спрашивали "Что за колдун?", а старые говорили "Беда будет!"

Свадьба пировала до поздней ночи. А ночью на дубе (долблёный чёлн) Бу-рульбаши отправились через Днепр домой. Хмурой была Катерина, её расстроили рассказы о колдуне. А Данило говорил ей:

Не так ещё страшно, что колдун, как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла тащиться сюда?

Данило пообещал Катерине сжечь старого колдуна, а потом показал ей кладбище, мимо которого они плыли, и сказал, что там лежат и гниют колдуна нечистые деды. Когда дуб повернул и стал держаться лесистого берега, послышался зов какой-то и крики. Гребцы в ужасе указали на кладбище:

"Крест на могиле зашатался и тихо поднялся из неё высохший мертвец. Борода до пояса; на пальцах когти длинные, ещё длинее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо всё задрожало у него и покривилось. Страшные муки, видно, терпел он. "Душно мне! Душно!" - простонал он диким, нечеловеческим голосом. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю. Зашатался другой крест и вышел мертвец... Пошатнулся третий крест... Страшно протянул он руки вверх, как будто хотел достать месяца, и закричал так, как будто кто-нибудь стал пилить его жёлтые кости...

Дитя, спавшее на руках Катерины, вскрикнуло и пробудилось. Сама пани вскрикнула. Гребцы пороняли шапки в Днепр. Сам пан вздрогнул.

Не пугайся, Катерина! Гляди: ничего нет! - говорил он, указывая по сторонам. - Это колдун хочет устрашить людей, чтобы никто не добрался до нечистого гнезда его... Слушай, Катерина, мне кажется, что отец твой не хочет жить в ладу с нами."

Так они добрались до дедовских хоромов пана Данила. А хутор то стоит между двумя горами, в узкой долине, спускающейся к самому Днепру.

На следующее утро появился в доме отец Катерины и с Бурульбашем началась у них ссора, а потом и поединок. Бились они вначале на ножах, а потом на мушкетах. Колдун-отец ранил Данилу.

Отец! - вскричала Катерина, обняв и поцеловав его. - Не будь неумолим, прости Данила: он не огорчит больше тебя!

Для тебя только, моя дочь, прощаю! - отвечал он, поцеловал её и блеснул странно очами. Катерина немного вздрогнула: чуден показался ей и поцелуй и странный блеск очей. Она облокотилась на стол, на котором перевязывал раненую руку свою пан Данило, передумывая, что худо и не по-казацки сделал, просивши прощения, не будучи ни в чём виноват.

На другой день проснулась Катерина и рассказала Данилу, что ей снился сон: будто её отец есть тот самый урод, которого они видели на свадьбе у есаула, а говорил он ей, что будет для неё славным мужем. Заподозрил и Данило, что отец Катерины и в бога не верует. Отец на ужин явился и ушёл.

Вечером сидит Данило и пишет, а сам в окно поглядывает. На мысе Днепра стоял старый замок, и почудилось Данилу, что мелькнул в его окнах огонь, а потом зачернела лодка, плывущая через Днепр, и опять сверкнул огонёк в замке. Решил Данила сплавать к замку со своим верным казаком Стецьком, а Катерина попросила закрыть её с ребёнком в спальне на ключ.

Добрались они до замка, спрятали в терновнике, а потом Данило залез на высокий дуб под окном и вот что узнал.

То был в замке отец Катерины, потом он стал похож на колдуна со свадьбы, потом колдун стал похож по одежде на турка. А рядом с ним появилась Катерина, но какая-то совсем прозрачная, и ноги её не стояли на земле, а как бы повисли в воздухе. Из разговора отца с Катериной узнал Данило, что колдун зарезал мать Катерины. Потом женщина спросила колдуна, где его Катерина. И понял Данило, что это душа Катерины, которая знает много, чего не знает она сама. А отец Катерины хочет взять её в жёны себе, потому он сюда и вернулся. Он уверен, что Катерина его полюбит. Но душа Катерины так отвечала колдуну:

О, ты чудовище, а не отец мой! - простонала она. - Нет, не будет по-твоему! Правда, ты взял нечистыми чарами твоими власть вызывать душу и мучить её; но один только бог может заставить её делать то, что ему угодно. Нет, никогда Катерина, доколе я буду держаться в её теле, не решится на богопротивное дело. Отец, близок Страшный суд! Если б ты и не отец мой был, и тогда бы не заставил меня изменить моему любимому, верному мужу.

Понял всё Данило. Когда он вернулся и разбудил в комнате Катерину, та начала рассказывать ему свой сон. Но Данило всё пересказал ей, что видел, и оказался это сон Катерины, только она не всё в нём запомнила.

Антихрист имеет власть вызывать душу каждого человека... Если бы я знал, что у тебя такой отец, я бы не женился на тебе, я бы кинул тебя и не принял бы на душу грех, породнившись с антихристовым племенем.

Данило! - сказала Катерина, закрыв лицо руками и рыдая, - я ли виновата в чём перед тобою?..

Не плачь, Катерина, я тебя теперь знаю и не брошу ни за что. Грехи все лежат на твоём отце.

Нет, не называй его отцом моим! Он не отец мне. Бог свидетель, я отрекаюсь от него, отрекаюсь от отца.

Засадил Данило колдуна в глубокий подвал и заковал в цепи, но не за колдовство сидит он, а за тайное предательство, за сговоры с врагами православной русской земли. Он хотел продать католикам украинский народ и выжечь христианские церкви везде. Всего один день осталось жить ему. Уговорил он Катерину, упросил, поклялся, что станет на покаяние. Открыла замок подвала Катерина, чтобы спасти будущую христианскую душу, и выпустила отца.

На пограничной дороге, в корчме пируют ляхи. Не на доброе дело собрались они. Слышно, что говорят они про заднепровский хутор пана Данила, про красавицу жену его...

Чует близкую смерть пан Данило и просит Катерину не оставлять сына. Скоро пошла по горам потеха. Долго бились ляхи и казаки. И заметил среди ляхов Данило отца Катерины. Погнал коня он прямо к нему... Убили Данилу, убивается Катерина над его телом. А есаул Горобець уже пробивается на помощь.

"Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим знаком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями.

В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире.

Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает - и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звёзды. Звёзды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в тёмном лоне своём. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Чёрный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею - напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

Синий, синий, ходит он плавным разливом и средь ночи, как средь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь к берегам от ночного холода, даёт он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул.

Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир - страшен тогда Днепр!

Гоголь, Николай Васильевич 69 Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали."

Вернулся колдун в землянку после похорон Данила и стал со злом варить какие-то травы. И тут стал он неподвижен, с разинутым ртом, не смея пошевелиться, и волосы щетиною поднялись у него на голове. А перед ним в облаке светилось чьё-то чудное лицо, непрошенное, незванное. Никогда во всю жизнь свою он его не видывал. И непреодолимый страх напал на него. Облако пропало, а колдун весь побелел, как полотно, диким голосом вскрикнул и опрокинул горшок.

Катерина переехала с ребёнком к есаулу в Киев. Приснился ей сон, что колдун обещал зарубить её дитя. Винит себя Катерина нещадно, что выпустила тогда колдуна и такую беду на всех накликала. Пошли все спать, стало тихо. Вдруг Катерина вскрикнула и вскочила посреди сна. За ней проснулись остальные. Она бросилась к колыбели и окаменела от страха: в колыбели лежало неживое дитя. Всех охватил ужас от неслыханного злодейства.

Катерина помешалась умом, вернулась в свою хату, слышать не хочет о Киеве и с утра до позднего вечера бродит по тёмным дубравам, бегает с ножом своим и ищет отца.

С утра приехал какой-то статный гость, назвался сослуживцем Бурульбаша, нарассказывал, как рубился вместе с ним, и стал спрашивать Катерину. Пришла Катерина и как будто не понимала его речей, а напоследок как бы пришла в себя и стала вслушиваться, как разумная. Когда гость заговорил о Даниле, как чуть ли не родном брате и передал всем завет Данилы: "Гляди, брат Коп-рян: когда волею божией не будет меня на свете, возьми к себе жену, и пусть будет она твоею женою..."

Страшно вонзила в него очи Катерина. "А! - вскрикнула она, - это он! Это отец!" - и кинулась на него с ножом.

"Долго боролся Копрян с ней, стараясь вырвать у неё нож. Наконец вырвал, замахнулся - и совершилось страшное дело: отец убил безумную дочь свою." Казаки было кинулись на него, но тот вскочил на коня и пропал из виду.

А потом на Карпатских горах, на самой вершине стал появляться в рыцарской сбруе человек на коне, с закрытыми глазами, а виден всем он был так, как будто вблизи стоял. Среди людей был колдун, как увидел он того рыцаря, вскочил на коня и поскакал прямо к Киеву к святым местам... Прискакал он к одному очень старому схимнику и стал просить его помолиться о погибшей душе. Но схимник назвал его "неслыханным грешником" и отказался молиться. Тогда всадник убил схимника, а сам помчался в Канев, оттуда через Черкасы думая попасть к татарам в Крым. Но как ни старался выбирать дорогу, почему-то всё время ехал не туда. А привела его дорога опять к Карпатским горам. Спустился прямо с тучи Всадник, ухватил он одной рукой колдуна и поднял прямо в воздух. Вмиг умер колдун. Ещё раз засмеялся рыцарь и бросил тело колдуна в пропасть.

"Чуден Днепр при тихой погоде...". Всех нас в школе заставляли учить наизусть этот отрывок из Гоголя. Однако не все помнят, из какого он произведения. Не будем томить читателя и скажем, что это отрывок из повести "Страшная месть". "Чуден Днепр при тихой погоде..." - такими словами начинается 10 глава этого произведения. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. "Страшная месть", краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал "Вечера на хуторе близ Диканьки". Начинается произведение следующим образом.

Свадьба Данилы

В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.

Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Ссора Данилы с тестем

Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец - это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Роковая ошибка

В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Смерть Катерины

Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла "Вечеров" является "Страшная месть". Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В "Страшной мести", казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя - это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из "Вечеров", на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из "Вечеров" и, в частности, "Страшная месть". В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от "всадника на Карпатах". Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести "Страшная месть". Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

Гоголь Н. В. сказка "Страшная месть"

Жанр: литературная мистическая сказочная повесть

Главные герои сказки "Страшная месть" и их характеристика

  1. Данило Бурульбаш. Знатный казак, мужественный, бесстрашный, неумолимый, даже жестокий. Очень любит жену и сына, свою землю
  2. Катерина. Жена Данило. Робкая, красивая, пугливая, мнительная.
  3. Колдун, отец Катерины. Жестокий, страшный старик. Безжалостный, коварный, греховодник.
Кратчайшее содержание сказки "Страшная месть" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На свадьбе появляется страшный колдун, добыть золото которого мечтает пан Данило.
  2. Катерине снится, что колдун на самом деле ее отец, и Данило убеждается, что это правда.
  3. Колдуна садят в подвал, но Катерина тайно отпускает отца и тот бежит к ляхам.
  4. Кодун во время сражения убивает Данило, а потом и сына Катерины.
  5. Колдун видит страшного рыцаря и пытается убежать, но конь приносит его к рыцарю
  6. Рыцарь убивает колдуна и бросает мертвеца в пропасть, где его грызут другие мертвецы.
Главная мысль сказки "Страшная месть"
Приходит время, когда переполняется чаша людского терпения и настает час расплаты злодеев за совершенные злодеяния.

Чему учит сказка "Страшная месть"
Эта сказка учит любить свою Родину, учит защищать ее от врагов, учит гордиться и любоваться ее красотами. Учит быть смелыми и отважными, учит не сдаваться и бороться до конца. Учит тому, что не дело человека вершить суд, а дело Бога. Учит тому, что место колдуна на костре, и любая жалость к нему непреемлима.

Отзыв на сказку "Страшная месть"
Мне очень понравилась эта мистическая и очень страшная история. В ней нет счастливого конца, в ней все очень мрачно, но тем не менее это очень интересная повесть. Мне было очень жалко и Катерину и ее мужа, пана Данило. Ведь если бы Катерина не отпустила отца-колдуна, то все остались бы живы.

Пословицы к сказке "Страшная месть"
Сколько веревочке не виться, а конец будет.
Век злодея невелик, злодей и с юности старик.
Зла за зло не воздавай.
Бог терпел и нам велел.
Бог видит, кто кого обидит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Страшная месть" по главам:
Глава 1.
На свадьбу сына есаула Горобца в Киев съехалось много гостей. Был среди них запорожец Микитка, был названый брат есаула Данило Бурульбаш с другого берега Днепра с женой Катериной и годовалым сыном. Не приехал правда старый отец Катерины, который 21 год был в плену, а потому мог рассказать много интересного.
И вот выносит есаул две старые иконы, которые достались ему от святого схимника, чтобы благословить молодых. И вдруг закричал народ и в стороны раздался. Ибо молодой казак, который до этого успел весело поплясать, вдруг переменился в лице увидев иконы. У него изо рта вырос клык, сам он сгорбился и стал стариком.
Со всех сторон закричали "Колдун!", а есаул выставил вперед иконы и проклял старика. И тот зашипел и вдруг исчез, как его и не бывало.
Вскоре забыли гости о колдуне и снова начались веселые пляски и песни.
Глава 2.
Ночью плыл Данило с женой и казаками по Днепру. Спрашивает жену Катерину о причине ее печали. А супруга его и отвечает, что напугал ее колдун, про которого страшные истории рассказывают. Будто если встретит он человека, так сразу кажется колдуну, что человек тот над ним смеется. И находят на следующий день несчастного мертвым.
Но ответил Данило, что не так страшен колдун, что знает он где его притон, в котором хранит колдун свои несчетные богатства. И обещает Данило добыть это золото.
Поплыл дуб мимо кладбища и почудилось казакам, что зовет кто-то на помощь. Притихли они, слушают.
И видят вдруг как зашатался крест на могиле, как поднялся иссохший мертвец и закричал "Душно мне!". А потом ушел под землю. И зашатался второй крест. И поднялся другой мертвец, выше первого. Точно так же крикнул и ушел в землю. И поднялся третий мертвец, всех выше, протянул руки в небо и закричал страшно.
И все стихло. Сказал тогда Данило, что то просто пугает колдун незваных гостей. А решимость добыть колдовское золото в казаке не уменьшилась
И причалил скоро дуб к берегу. И показалась соломенная крыша дедовских хором пана Данила.
Глава 3.
Не рано проснулся Данило после ночного гуляния. Сидел, миро точил саблю.
Тут появился тесть его, и ругаться на Катерину стал, что поздно та домой воротилась. Обиделся Данило, ведь давно он из пеленок вырос, много раз за православную веру бился.
Слово за слово, поругались тесть с Данило. За сабли схватились. Долго бились, никто не может верха взять. Но вот отлетели сабли, за пистолеты противники взялись.
Выстрелил Катеринин отец, попал в левую руку Данило. Потянул Данило из-за пояса пистолет верный, турецкий. Но тут Катерина вмешалась. Стала слезно молить не оставлять сына их Ивана сироткой, ведь умрет она вслед за мужем. И тронули женские слезы мужские сердца.
Отставил пистолет Данило, первым тестю руку протянул. Помирились казаки. А отец целует Катерину и очами странно блестит.
Странным показался этот поцелуй Катерине и странным показался блеск очей.
Глава 4.
Утром Катерина рассказывает мужу, что ей приснилось, будто ее отец и есть тот самый колдун. А Данило не слушает жену, про ляхов рассказывает, кои вновь поднялись на казаков. А про тестя неважно отзывается. Не нравится он Даниле - не веселится как казак, горилки не пьет. словно турок какой-то.
Тут и отец появился. Обедать сели. Отце хмурится, говорит, что не любит галушек. А Данило поддевает его, говоря, что это христианское кушанье. Отец говорит, что не ест свинины, а Данило вновь его задирает, спрашивая, не турок ли он.
Вечером смотрел Данило на Днепр и почудилось ему будто в колдовском замке огонек мелькнул. Собрался он, верного Стецько кликнул. А Катерина боится одна оставаться, просит, чтобы закрыл ее Данило в комнате на ключ. Данило так и сделал.
Пошли они со Стецько к замку. Смотрят мелькает кто-то в красном жупане. Узнает Данило своего тестя и понимает, что тот в замок колдуна потащился.
Добрались казаки до замка, видят верхнее окошко светится. Залез Данило на дуб, смотрит. Нет свечей в комнате, а огонек откуда-то горит. По стенам оружие развешано странное. Вдруг входит кто-то в красном жупане, тесть! И начинает в горшок разные травы бросать. Комната сразу голубым светом озаряется. Потом розовым. И видит Данило, как некая женщина появляется в комнате. Стоит колышется пола не касается. Узнает Данило Катерину, но слова сказать не может.
А Катерина спрашивает отца, зачем он ее мать зарезал, зачем снова призвал ее. Она говорит, что покинула Катерину и Данило понимает, что это душа Катерины.
А колдун говорит, что сделает так, что Катерина его полюбит. Но возражает душа. Говорит, что никогда не предаст мужа своего и не даст это сделать Катерине. И смотрит в окно прямо на Данило.
А Данило уже спускается и в страхе великом бежит домой.
Глава 5.
Данило будит Катерину и та благодарит мужа за избавление от страшного сна. А Данило пересказывает ей, что видел у колдуна и говорит, что ее отец антихрист. Только антихрист может вызывать чужие души. Он обещает защитить Катерину.
Катерина отказывается от отца.
Глава 6.
Колдун сидит в подвале Данило, скованный цепями. Сидит за предательство, за то хотел продать родную землю врагам-католикам. И жить ему осталось только ночь. Утром сварят его живым в котле и сдерут кожу.
Смотрит колдун в окно, Катерина идет. Зовет он дочь, но та мимо проходит. Но она возвращается и колдун начинает умолять Катерину помочь ему спасти свою душу. Он говорит, что не хочет, чтобы его душа горела в аду. Он просит отпустить его и обещает одеть власяницу, уйти в пещеры, и день и ночь молить бога.
Катерина отвечает, что даже если откроет ему дверь, то цепей ей не снять.
Но колдун говорит, что цепи - ничто. Он вместо рук подсунул палачам деревяшки. Но сквозь стены он пройти не может. Ведь их строил святой схимник.
И Катерина выпускает колдуна. Тот целует ее и убегает.
А Катерина мучается, не зная, правильно ли она поступила, ведь она обманула мужа. Она слышит чьи-то шаги и падает в обморок.
Глава 7.
Катерина приходит в себя в комнате. Ее вынесла из подвала старушка-прислужница. Баба даже закрыла дверь подвала, чтобы на Катерину не пало подозрение.
Вбегает Данило и говорит, что колдун сбежал. Катерина мертвеет лицом и спрашивает не выпустил ли кто колдуна. Но Данило уверен, что того выпустил черт, ведь он видит, что цепи надеты на дерево. И он говорит, что если бы колдуна выпустила Катерина, он бы утопил ее.
Глава 8.
В корчме гуляют и богохульствуют ляхи. С ними богохульствует их ксендз. Не было такого посрамления еще на земле русской. Обсуждают ляхи и хутор Данило, и красавицу жену его. Не к добру это.
Глава 9.
Пан Данило сидит, грустит, размышляет о скорой смерти. Он просит Катерину не бросать сына, если с ним что-то случился.
Данило вспоминает прошлые годы, лихие битвы, добытое золото. Ругает жидовство.
Стецько говорит, что едут ляхи с луга. И разгорелась страшная битва. Не час и не два бились казаки с ляхами. И Данило успевал везде и не было пощады врагам от его руки. И вот уже разбегаются ляхи, а Данило хочет погоню снаряжать. Но вдруг замечает на горе Катерининого отца. В страшном гневе он скачет к горе и колдун стреляет в него из мушкета.
Падает Данило, пробита у него грудь. Он умирает с именем Катерины на устах.
Плачет, убивается Катерина на груди мужа. А вдали скачет на выручку есаул Горобець.
Глава 10.
Чуден Днепр при тихой погоде, страшен Днепр в грозу.
В эту страшную пору причалила к берегу лодка. Вылез из нее колдун и спустился в свою землянку. Поставил горшок, колдовать начал. И вот стало появляться в землянке облако. Радостью осветилось лицо колдуна. Но вдруг видит он незнакомое лицо чудно, которое незваное явилось к нему из облака. И волосы на голове колдуна встают дыбом. Вскрикнул колдун и опрокинул горшок и пропало видение.

Глава 11.
Десять дней гостит Катерина в доме есаула Горобца, но покоя не находит. Говорит, что думала в тиши растить сына на месть, но во снах является к ней колдун и обещает взять ее в жены. Успокаивает ее Горобець, и сын его. Говорят, что не дадут Катерину в обиду. Вспоминают Данило и его последний бой, тризну, которую они устроили.
А ребенок уже за люлькой тянется и говорит есаул, что в отца сын пойдет, уже курить хочет.
Но ночью просыпается Катерина с криком. Приснилось ей, что сын зарезанный лежит. Бежит народ к колыбели и видят все мертвое дитя.
Глава 12.
Далеко от Украины лежат островерхие Карпатские горы. Не услышать в них уже русскую речь, живут там венгры, лихие гуляки и рубаки.
И едет кто-то по горам на вороном коне. В доспехах, с копьем, следом паж скачет. Но закрыты глаза всадников, словно спят они.
Приехали они на Криван, самую высокую гору и встали там. А тучи закрыли их, сонных.
Глава 13.
Тайком сбежала Катерина из Киева. После смерти сына сошла она с ума и безумной явилась в свою хату. Плачет, глядя на нее старая няня, плачут хлопцы. А Катерина нож турецкий достает, но отбрасывает. Не пробить им железное сердце ее отца, что выковала на огне старая ведьма.
Говорит Катерина, что мужа ее живым похоронили, песни поет.
Бегает ночами Катерина по лесу с ножом, отца ищет, русалок не боится.
Но вот приехал на хутор гость в красном жупане. Про Данило спрашивает. Рассказывает, что воевал вместе. А Катерина сперва безумно смотрела, потом вслушиваться в слова гостя стала.
И вдруг бросилась на него с ножом, крича,что колдун то. Боролись Катерина с гостем и убил отец свою безумную дочь. А пока казаки не опомнились, ускакал.
Глава 14.
Над Киевом появилось чудо неслыханное. Вдруг видно стало далеко во все концы света. Видно стало море Черное, лиманы, видны стали Карпатские горы.
И показался на самой высокой горе рыцарь с закрытыми глазами.
И пока другие на это чудо дивись, колдун вскочил на коня и погнал его прочь из Киева. Узнал он в рыцаре то лицо, что явилось однажды в землянку и перепугался страшно.
Но только хотел колдун перескочить через узкую речку, как конь его вдруг остановился. оглянулся и засмеялся.
Дыбом встали волосы на голове у колдуна, заплакал он и развернулся к Киеву. И казалось ему, что деревья хотят схватить его и что сама дорога гонится за ним.
Мчался колдун в святые места, в Киев.
Глава 15.
В пещере сидел одиноко схимник, который уже и гроб для себя сделал. И вдруг вбежал к нему дикий человек с вытаращенными глазами и криком потребовал молиться о спасении его души.
Достал схимник святую книгу и в ужасе отступил. Неслыханный грешник стоял перед ним, и не было для него спасения. Ведь буквы в книге кровью налились.
И показалось колдуну, что смеется святой схимник и убил он старца.
Застонало тут что-то в лесу. Сухие руки поднялись из леса и пропали.
А колдун поскакал в Канев, думая оттуда в Крым податься. Но вдруг оказался в Шумске. Изумился колдун, поворотил коня, обратно в Киев скачет. Приезжает в Галич, город почти рядом с венграми. Опять поворачивает колдун коня, но все равно чувствует, что не в ту сторону едет.
И вот уже Карпатские горы встают перед ним, и высокий Криван впереди. Силится колдун остановить коня, но конь его несется прямо к рыцарю. А тот вдруг открыл глаза и засмеялся.
Схватил рыцарь колдуна, поднял его над землей и умер колдун.
А потом открыл глаза, но был это уже мертвец. И видел мертвец, как по всей земле поднимаются мертвецы, лицом как две капли на него похожие.
Один другого выше, столпились они вокруг рыцаря и его страшной добычи. А самый старый так велик был, что и подняться не смог. Только пошевелился, а от того шевеления пошло трясение по всей земле. И много хат повалило и людей задавило.
Бросил рыцарь колдуна в пропасть и мертвецы кинулись следом. И вонзили в колдуна свои зубы.
И сейчас еще ночами в Карпатах слышится звук, словно от тысячи мельниц - то мертвецы грызут зубами колдуна. А когда трясет землю, то умные люди знают, что то пытается встать самый большой мертвец.
Глава 16.
В городе Глухове народ давно слушает старого бандуриста. И вот под конец захотел тот спеть про одно давнее дело.
Жили давным-давно два брата, Иван и Петро. Жили дружно, горой друг за друга стояли, все поровну делили. И вот случилась очередная война с турками. И нашелся у турок паша, который целый полк один порубить мог. И объявил король Степан, что тому, кто поймает пашу даст жалования, как целому войску.
И пошли братья пашу ловить. Да только поймал его Иван. Получил награду от короля, поровну с братом разделил. А Петро деньги взял, но задумал месть страшную, не в силах вынести того, что обскакал его брат.
И вот едут братья по горной дороге, на жалованную королем землю, в Карпаты. Позади Ивана его сын малолетний привязан. А дорога узкая, с одной стороны пропасть. И тут Петро толкает брата и падает тот с конем в пропасть. Но успевает ухватится за корень. Стал наверх карабкаться. А Петро наставляет на Ивана пику и сталкивает в пропасть.
Жил Петро как паша, но вот он умер и призвал Бог его и брата Ивана души на суд. Объявил, что Петро великий грешник и пусть наказание ему сам Иван придумает.
А тот говорит, что мало того, что его Петро убил, но и сына его не пощадил. Весь род погубил. А потому пусть в роду Петро каждый новый потомок будет более страшным злодеем, чем предыдущий. А последний в роду был бы таким страшным злодеем, что от его злодеяний мертвецы бы поднимались из могил.
А когда придет час меры в его злодействах, то хотел бы Иван сбросить его в пропасть, чтобы мертвецы грызли его кости, и чтобы сам он грыз себя, но встать не мог.
И сказал Бог, что страшную месть задумал Иван, но пусть так и будет. Но не может он дать Ивану Царствия небесного. И будет тогда Иван вечно сидеть на коне своем и смотреть, как мертвецы грызут друг друга в пропасти.
Так спел бандурист. И долго сидели люди, размышляя о том минувшем деле.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Страшная месть"

Николай Васильевич Гоголь

Страшная месть

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те - не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, - говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

Не так еще страшно, что колдун, - говорил он, - как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов - это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…