Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  О таинстве крещения. Чинопоследование таинства крещения

О таинстве крещения. Чинопоследование таинства крещения

В чём смысл таинства крещения? Почему не обряд крещения, а таинство? Крещение ребенка

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.

Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Значение крещения в жизни человека

Во времена первых христиан крестились те люди, которые, ознакомившись и приняв учение Христово, решали дальнейшую часть своей жизни жить не как язычники или сторонники иудаизма, которых Иисус Христос обвинил в нарушении Закона Божьего, а идти по жизни вместе с истинным Богом, уйдя от соблазнов и не совершая греха.

По примеру древних христиан современному человеку, желающему креститься, надлежит изучить учение Христово и убедиться в серьезности своего решения идти по жизни с Богом (то есть в своей жизни не отступать от заповедей Божьих и исполнять законы Божии). Только после того, когда решение креститься не будет чисто формальным, а станет являться твердым убеждением и не будет противоречить совести и жизненной философии (идеологическим взглядам) данного человека, он и должен идти ко крещению.

В древнехристианских общинах люди, желающие креститься, заявляли о своем намерении пресвитеру, а в дальнейшем епископу.

Смысл и значение Таинства Крещения

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной.

Почему Господь настаивал на крещении всех обратившихся? В чем значение крещения? Если крещение не влияет на обращение, то почему оно столь важно?

Основываясь на Священном Писании, доктор Мастерс показывает, что библейское крещение предназначено только для верующих, и дает ответы на часто задаваемые вопросы о крещении младенцев.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией.

Смысл и значение Таинства Крещения — раздел Кулинария, ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ Крещение Есть Таинство, В Котором Верующий, При Троекратном Погружении Тела В…

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа.

Значение и последствия крещения Руси. Цивилизационное значениеЦивилизационное значение Крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивает значение принятия христианства для Русской цивилизации, как сыгравшее исключительную роль в истории страны и предопределившие на многие столетия ее место в истории, как событие вселенского характера. Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа».

Религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как переход к «цивилизованной» религии. Обязательным элементом языческого культа населявших Европу племен, в том числе и славян, были человеческие жертвоприношения.

Не в первый раз поднимается эта тема. Объясню почему:

мы нашу дочь не крестили (хотя оба крещеные, я с дтства, муж в 18 лет крестился), ибо решили что дочери сначала привьем вру, а потом она сама согласится на крещние.

Мы оба верующие и крещние младенцев считает обрядом.

Я не собираюсь ни кого переубеждать и хочу чтоб мне тоже не пытались привить своё мнение…

Одна девушка мне на форуме написала «вообще-то крещение это совсем не обряд»… так вот наткнулась на очнь интересную информацию

ПРЕДПОСЫЛКИ К КРЕЩЕНИЮ:

Крещенным является лишь тот, кто принял собственное и сознательное решение следовать за Иисусом Христом любой ценой

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ КРЕЩЕНИЯ:

Само крещение не производит ту духовную реальность, которую оно изображает. Святой Дух при обращении совершает Своё дело в верующем поэтому сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен.

О Слове Господа Иисуса Христа, в основе спасения человека лежит духовное рождение: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Ин. 3:5-6). Это рождение водой и Духом совершается в таинстве крещения.

В крещении человек очищается от греховной скверны, освобождается от рабства страстям и рождается для духовной жизни. Крещение обладает такой духовной силой, что оно совершается лишь однажды, хотя бы после крещения, жизнь человека и не соответствовала высокому христианскому званию. С этой точки зрения, крещение можно уподобить духовной лампаде, зажженной Св. Духом в сердце человека. Огонь этой лампады может то усиливаться, то меркнуть.

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест.

Мы живем в такое время, когда крещению придают самые невероятные формы и значение – от самых упрощенных до глубокого мистицизма, от детокрещения (православные, католики, лютеране…) до полного отрицания водного крещения (сухие баптисты, молокане, духоборы и др., которые считают себя крещенными в духе). Даже некоторые фундаментальные евангельские верующие различают два вида крещения: водное крещение и крещение погружения во Христа.

В этой связи очень важно разобраться, что имел ввиду Иисус Христос, когда говорил ученикам:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами, во все дни до скончания века. (Мф 28:19-20; Мк 16:15-16)

О каком крещении говорит здесь Иисус Христос: мистическом? детокрещении? духовном погружении во Христа?

Крещение в православной церкви и смысл таинства крещенияЗдравствуйте, все! Сегодня на женском сайте расскажу о таинстве крещения в православной церкви.

Начнем с истории обряда крещения

Крещение – это один из самых древнейших ритуалов православной церкви.

Православная церковь объясняет смысл таинства крещения так: крещение является как бы смертью человека для греха, и, одновременное, воскрешение его для Христа.

Православная церковь разрешает проведение обряда крещения человека в любом возрасте. Если крестят младенца, то биологические, а так же крестные родители должны сами быть крещенными и обладать христианской верой.

Выбор имени при крещение

Перед началом самого обряда крещения, человеку положено дать имя, с которым его будут крестить.

Чаще всего человеку дают имя в честь святого или, как говорят, по святцам.

Как проходило крещение РусиНет ни малейших сомнений, что распространение христианства в древнерусском государстве – одно из наиболее значительных событий средневековой истории всей Восточной Европы. Однако вокруг него нагромождено множество безосновательных, часто односторонних суждений.

Что нам говорит официальная церковная версия тех событий? Разумеется, она выглядит максимально благостно.

При каком князе произошло крещение Руси?

Ключевую роль в крещении Руси отводят князю Владимиру. Вплоть до принятия христианства он характеризуется как кровожадный и жестокий человек. В 988 году Владимир принимает решение стать православным и приобщить к новой религии всех жителей своих владений. Это оказало исключительно благотворное влияние на них.

По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к причащению , в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом . Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крестимого с произношением священником установленных молитв.

Происхождение таинства

Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности - халдеев , финикиян , египтян , персов , отчасти у греков и римлян - усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, при чем нарекали им имя .

Богословие таинства

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквях крещение относится к разряду таинств.

Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого βάπτισμα («погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с деятельностью Иоанна Крестителя , который приходивших к нему погружал в воды реки Иордан в знак того, что они отказываются от совершения зла и смывают с себя грехи, чтобы с чистой душой встретить Мессию , приход которого проповедовал Иоанн.

В крещении, с точки зрения Церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную. При крещении человек не только смывает с себя все прежние грехи, но он также умирает для греха:

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о таинстве крещения пишет следующее, ссылаясь при этом на псалом 50 :

Крещение в древней церкви

Крещение в православии

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского - женщина. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии, что их крещение совершается в разное время.

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры . Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф. ). Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещёного младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе , а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков с чтением песни Симеона Богоприимца заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола). Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один). И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне . Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо .

Перед крещением должно совершаться оглашение , то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.

Массовое крещение взрослых в реке

В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его », трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом » и осознанно прочитать Символ веры , который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам .

Затем священник произносит великую ектению , освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение , помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс. ) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещёным и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим. ) и Евангелие (Мф. ), священник омывает и отирает миро , совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст .

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов , каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма ;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов ;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели - символ вечности;
  • пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются

  • Причащение - если в тот день в этом храме совершалась божественная Литургия и Святые Дары ещё не потребились. Если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.

Символика таинства

Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко -римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).

Крещение в католицизме

Крещение младенца в католической традиции

Крещение младенцев

Таинство крещения

Крещение совершает диакон , священник или епископ , в крайнем случае крестить может и мирянин. Перед крещением кандидат отрекается от сатаны и читает Символ веры . Крещение производится путём троекратного погружения в крещальную купель , либо троекратным возлиянием воды на голову крещаемого. В латинском обряде чаще используется крещение окроплением, в восточных и в некоторых западных (например амвросианском) обрядах - погружением. Во время крещения обязательно произносится тайносовершительная формула «(имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа».

После крещения следует помазание новокрещенного св. миром (не являющееся таинством миропомазания), облачение в белую одежду и вручение зажжённой свечи. Белая одежда является символом облечения во Христа, горящая свеча - символом света и истины.

Крещение в протестантизме

Крещение младенцев

Лютеранская церковь, как и многие другие протестантские церкви, принимает как крещение в младенческом возрасте, так и крещение взрослых. Некоторые протестантские конфессии не крестят детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно и четко понимать, зачем он это делает (так как крещение, по мнению некоторых протестантских конфессий, возможно только на основании личной веры человека, а верить Богу и принимать решения, основанные на вере, человек может только в сознательном возрасте) . Более подробное объяснение этого действия ниже.

Протестантская теология крещения

Среди течений протестантизма существуют различные подходы к теологии крещения.

Согласно классической протестантской мысли, крещение следует понимать как испытание обращения в веру, которое приводит к максимальному единению своих устремлений с целями Самого Господа. Крещение рассматривается как неотъемлемое условие для обретения жизни вечной со Христом и полноценной жизни христианина-протестанта в жизни церкви, но не рассматривается как обязательное условие спасения души . Крещение в Евангелическо-лютеранской Церкви воспринимается как таинство установленное Христом, в ходе которого крещаемый получает дар Святого Духа. Крещение рассматривается как акт покаяния дарующий прощение грехов, являющийся условием спасения и делающим человека частью народа Божьего.

Лютеране, англикане, кальвинисты и многие другие протестанты признают различные формы крещения, при условии присутствия в ходе него воды и слов «во имя Отца, Сына и Святого Духа», что происходит из понимания таинства, как оно установлено в Библии . У представителей многих более поздних направлений протестантизма признается только одна форма крещения - полное погружение, упоминание о крещении как о погребении с Христом (см. Кол. ). В Новом Завете протестантизм достаточно прямо усматривает логику погребения со Христом для последующего за этим воскресения. Фактически, смерть и последующее воскресение со Христом являются основными элементами крещения; погребение, в какой-то степени лишь второстепенный фактор. Учитывая все это, крещение полным погружением рассматривается как единственная форма крещения , полностью отображающая этот полный цикл.

Баптизм и близкие протестантские конфессии

Главная идея этого учения формулируется следующим образом: существуют три обязательных условия крещения.

Первое: крестить можно только взрослых. Крещение детей считается недействительным. Что такое взрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разное толкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины 80-х гг. крестят с 16 лет.

Что означает Таинство крещения?

Мне не хотелось бы сейчас давать полного догматического определения Таинства Крещения, о чем можно прочитать или в Пространном Катихизисе святителя Филарета, митрополита Московского, или в любом учебнике Закона Божия. Мне хотелось бы сказать о том смысле крещения, который, с одной стороны, определяется, как вхождение, рождение в жизнь вечную, а с другой - как врата Церкви. На самом деле эти два смысла всегда сопряжены между собой и сущностно едины, ибо в крещении человек действительно рождается в иное онтологическое, в иное качественное состояние. Крещеный и некрещеный - это, если использовать мирские аналогии, как здоровый и больной, как зрячий и слепой. Состояние крещеного, пребывающего внутри церковной ограды, тот, кто находится вне ее, может как-то увидеть и описать, но испытать и пережить его можно только, будучи в Церкви, как Теле Христовом. Что, безусловно, подразумевает и отворение церковных врат и переступание порога, за которым следуют следующие шаги. Да, они следуют, но сначала нужно открыть дверь и войти. А потом открывается путь длиной во всю нашу земную жизнь. Первый же и ответственнейший ее порог - это крещение.

Известно, что при обнаружении угрозы жизни новорожденного практикуется немедленное крещение даже лицами без духовного звания. Но почему Таинство крещения совершается исключительно над уже родившимися младенцами? И что служит препятствием для крещения младенца, еще находящегося во чреве матери, если обнаружена серьезная угроза для его жизни, например, угроза выкидыша?

Ничего случайного в этой жизни не происходит. Если волос с головы человека не падает без воли Отца нашего Небесного, то тем более нельзя считать случайным и факт вхождения или не вхождения человека в эту жизнь. Не благословил Господь родиться младенцу в этот мир или попустил, не удерживая свободную волю человека, совершиться греху аборта или какому-то другому непроизвольному случаю, из-за чего человек в мир не родился, - все это без воли Божией не происходит. Поэтому, говоря о неродившихся или во чреве матери убиенных младенцах, мы не имеем в виду, что они вовсе жизни вечной не причастны или находятся в состоянии осуждения. Святитель Григорий Богослов и другие отцы Церкви затруднялись выносить определенное суждение об участи родившихся и умерших некрещеными младенцах, то же самое относится и к тем, кто по неведомым нам путям Божиим в этот мир не родились.

Как правило, крещение младенца происходит на сороковой день от рождения, а имя дается на восьмой. Есть ли в этом какой-то смысл?

Наречение имени на восьмой день - это ветхозаветный обычай, восходящий еще ко временам «Второзакония» и усвоенный Православной Церковью. Но какого-то церковного установления крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, XX века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея.

Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца при наречении имени. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.

Чем руководствоваться при выборе имени для своего ребенка?

Желательно руководствоваться критериями более глубокими, чем просто сочетание имени и отчества в некоем фонетически привлекательном созвучии. И родители-христиане, не желая доставить сыну или дочери излишних жизненных скорбей, особенно в детстве, из-за слишком экстравагантного имени, прежде всего постараются найти своему ребенку небесного покровителя, которого бы он мог чтить и которому все они отныне станут сугубо молиться. Не случайно очень часто, что хорошо известно по истории Церкви, люди были названы в честь тех угодников Божиих, которые преимущественно были почитаемы в данной стране или в целом христианском мире и к которым можно относиться как к образцу для следования за ними. Кроме того, многие родители дают имя ребенку из списка тех святых, память которых совершается на восьмой день после его рождения. Бывает, что выбор имени определяется благоговейной памятью о тех или иных усопших близких, дедушках, бабушках, прадедушках, прабабушках или некоей семейной традицией, скажем, старшего сына в семье нарекать определенным именем, традицией, связывающей человека с его предками. В любом случае, если за наречением имени стоит серьезное побуждение, а не просто вкусовые и эстетические предпочтения родителей, то этот выбор Церковью будет одобрен и для ребенка, окажется полезным.

Житие святого, имя которого ты носишь, каким-то образом определяет твою жизнь?

Да, только не в смысле астрологических представлений о знаках зодиака, которым чуть ли не поклоняются неоязычники и безбожники, а в том смысле, что мы верим, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. Поэтому неудивительно, что христианин или христианка постараются в лике, в житии, в подвиге святого, имя которого он или она носят, увидеть нечто, с чем необходимо найти сообразность и в своей жизни.

Как выбрать крестного для своего ребенка?

Разумнее начать с того, как крестного не нужно выбирать. Самое главное - не руководствоваться любыми нецерковными соображениями: социальной престижностью, статусом, родством, удобством или неудобством, приятельскими отношениями… То есть выбирать крестных надо не по формальным и не по светским критериям. И значит, забыть о правилах семейной вежливости, о том, что такой-то двоюродный дядя или такая-то троюродная сестра очень хотят стать крестными твоего ребенка, забыть о тех или иных выгодах, которые могут проистечь, если его крестным сделать своего начальника или какого-то богатого человека, который, как известно, с щедростью о крестниках заботится. Такого рода посторонние соображения нужно сразу же отмести и искать крестного-молитвенника, то есть сознательно верующего православного человека, желательно в достаточно дружеской близости к вам находящегося, который бы действительно мог ответственно-молитвенно, а в идеале еще и жизненно-организационно помогать в воспитании детей. Последнее не всегда возможно да не всегда и нужно. Поэтому прежде всего ищите в крестном и крестной молитвенников, а уже потом - практических помощников по хозяйству. Или на одного из них больше надейтесь как на молитвенника, а на другого как на помощника в практических попечениях о своем крестнике. Хотя и этот крестный должен не только помогать родителям в житейских нуждах, но и помогать им в христианском воспитании ребенка. Поэтому родителям необходимо трезво подойти к тому, чтобы крестный был таким человеком, с которым они надеются на длительное и стабильное продолжение своих собственных отношений, когда нет мировоззренческих или каких-то иных сущностных расхождений, в силу чего в будущем может оказаться разорванной и связь между крестником и его восприемником.

У крещаемого сколько должно быть крестных?

Если обратиться к церковным установлениям, то в строго каноническом смысле крестным является восприемник того же пола, что и сам ребенок (то есть для девочки - крестная мать, а для мальчика - крестный отец). Но по многовековому обычаю, не только нашему русскому, а и других Поместных Православных Церквей, установилось, что у ребенка есть два восприемника, чаще всего - крестный отец и крестная мать. И между восприемниками, ребенком и его родственниками устанавливаются отношения духовного родства. Отношения же самих крестных, не будучи освященными по букве и по духу канонов, расцениваются по церковной традиции тоже как отношения духовного родства. Так что муж и жена, жених и невеста, или двое, еще не планирующие вступить в брак, но уже близко подошедшие к этому решению, не должны быть крестными одного и того же человека. Поэтому при выборе крестных родители должны проявлять разумную осторожность и деликатность и думать не только о благе собственного ребенка, но и о благе для его восприемников.

Правильно ли в крестные младенца выбирать пожилых людей?

Я думаю, что возраст никак не должен останавливать. Молитва-то никогда не отнимется у крестного, в том числе и за порогом земной жизни.

Несовершеннолетний тоже может быть крестным?

Это скорее зависит не от физического возраста человека, указанного в его документах, а от духовного. Поэтому и родителям, выбирающим восприемника для своего ребенка, нужно исходить не из написанного в бумажке, даже с официальной печатью, а из того, сможет ли этот несовершеннолетний христианин в будущем оказаться для другого, еще более юного - младенца помощником на пути его духовного возрастания. На практике знаю таких, которые и в 13 и в 14 лет оказывались прекрасными крестными.

А родители могут быть крестными?

Ни родной отец, ни родная мать не должны быть крестными своего ребенка. Церковные канонические авторитеты не рекомендуют восприемников по прямой линии родства, потому что здесь совпадают начала родства плотского и духовного. Не вполне разумно выбирать крестных и из родственников по прямой восходящей линии, то есть из дедушек и бабушек. Вот тети и дяди, двоюродные бабушки и дедушки - это косвенное родство.

Имеет ли право верующий человек отказаться стать крестным?

Да, конечно. Соглашаться быть восприемником нужно, во-первых, по трезвому рассуждению, а во-вторых, при наличии какого-то сомнения и недоумения, предварительно посоветовавшись с духовником. В-третьих, у человека должно быть разумное количество крестников, не двадцать и не двадцать пять. Так можно и молиться забыть о некоторых из них, не говоря о том, чтобы с днем Ангела поздравить. А уж порадовать теплым звонком, письмом такое количество крестников совсем непросто. Но ведь с нас спросится, что мы делали и как мы заботились о воспринятых нами от купели. Поэтому, начиная с какого-то момента, лучше положить себе предел: «Для меня достаточно и тех крестников, какие уже есть. Как бы мне хоть о них суметь позаботиться!»

Должен ли крестный как-то воздействовать на маловоцерковленных родителей, которые его крестника не приобщают к церковной жизни?

Да, но скорее не лобовой атакой, а постепенно. Время от времени напоминая родителям о необходимости регулярного приобщения ребенка Святых Христовых Тайн, поздравляя крестника, в том числе и самого маленького, с церковными праздниками, приводя разного рода свидетельства о радости церковной жизни, которую нужно стараться вносить даже в жизнь малоцерковной семьи. Но если родители, несмотря ни на что, препятствуют воцерковлению своего ребенка и объективность такова, что пока это труднопреодолимо, то в данном случае главным долгом крестного должен стать долг молитвы.

Надо ли крестному, который редко видится со своим крестником, его родителям на это указывать?

Это зависит от ситуации. Если речь идет об объективной невозможности, связанной с удаленностью по жизни, загруженностью жизненными или профессиональными обязанностями, другими какими-то обстоятельствами, то скорее нужно просить восприемника не оставлять в молитвах своего крестника. Если же он действительно очень занятой человек: священник, геолог, преподаватель, то как бы вы его ни сподвигали, он не сможет встречаться со своим крестником часто. Если же речь идет о человеке, который просто ленится в отношении своих обязанностей, то тому, кто является для него духовно авторитетным лицом, уместно было бы напомнить о том, что грех оставлять свои обязанности, из-за невыполнения которых всякий будет истязай на Страшном Суде. И Церковь говорит, что каждого из нас спросят о тех крестниках, за которых мы во время Таинства крещения отрекались от лукавого и обещали помогать родителям воспитывать их в вере и благочестии.

Так что по-разному может быть. Одно дело, если, к примеру, крестную мать родители не допускали до ребенка, то как она может быть виновата в том, что он далек от Церкви? А другое дело, если она, зная, что стала восприемницей в малоцерковной или невоцерковленной семье, при этом не предприняла никаких усилий, чтобы сделать то, что не могли сделать родители по своему маловерию. Безусловно, она несет за это ответственность перед вечностью.

О таинствах. Таинство Крещения

Одним из важных отделов литургики является изучение таинств. Изложению собственно литургической стороны каждого таинства мы здесь предпосылаем краткое раскрытие существа таинства, изъяснение его нравственно-догматического смысла на основе богослужебного текста чинопоследований.
Учение о том или другом таинстве в богословии сводится обыкновенно к тому, что дается объяснительная сводка всех библейских и святоотеческих мест, говорящих о нем. В лучшем случае эти места ставятся в историческую связь, чем дается некоторая картина развития взгляда Церкви на известное таинство. Но вопросы богословия слишком глубоки, и в каждом из них есть кое-что не поддающееся самому слову, мысли, сокрыта тайна, превышающая силы обыкновенного рассудка и постигаемая иначе, другим действием (актом) душевной жизни, а именно тем, что мы назвали бы творчески-религиозным вдохновением, творчески-религиозным проникновением.

Поэтому-то для таинств один из наиболее верных путей раскрытия их смысла, понимания их «тайны», насколько это возможно, - это их так называемый чин, т. е. богослужение, каким сопровождается совершение таинства.

Богослужение, или чинопоследование таинств, представляет собой не бессвязный произвольный подбор молитв и песнопений, а законченное молитвенно-религиозное произведение, - результат многовекового творчества многих песнотворцев, под непосредственным наблюдением всей Церкви, при ее тесном участии. Вернее, творила эти цельные произведения, эти чинопоследования - сама Церковь устами лучших своих сынов. И как произведения религиозного вдохновенного творчества облагодатствованных и святых песнописцев и отцов Церкви, они способны глубже освещать важнейшие вопросы жизни и бытия вообще, чем чисто рассудочные построения. Вот почему чинопоследование таинств, как и другие богослужебные чины, будучи совершаемы истово и без ненужных сокращений, производят такое высоко-назидательное и умиляющее впечатление на душу.

Как таинства, так и другие священнодействия сопровождаются соответствующими обрядами. Святые отцы, просвещенные благодатью Святого Духа, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние возбудители, чтобы ему возвышаться к предметам невидимым, Божественным. Для этого они установили разные обряды при совершении таинств и вообще богослужения, чтобы тем яснее изобразить величие тайн Божественных, возбуждать умы верующих посредством видимых знаков к созерцанию духовных предметов, пробуждать чувства веры, благоговения, умиления и благодарности Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.

Но польза от совершения обрядов будет только тогда, когда они будут исполняться не машинально, а осмысленно, истово, с проникновением в их дух и значение. Поэтому священники, сознавая всю высоту и значение совершаемых таинств и сопровождающих их обрядов, должны хранить себя от небрежного, невнимательного их совершения, от поспешности и неразумных сокращений. «Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 7). Оно необходимо будет нормой и руководством к благоговейному и достойному совершению этих таинств. Достаточно вспомнить при этом молитву священника о себе самом при совершении одного из таинств (таинства Крещения). Она показывает, с какими чувствами и настроением должен приступать священник к совершению таинства Крещения и других таинств. В молитве говорится:
«Благоутробный и Милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене: но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою, и десницею духовною: да не свободу иным возвещаяй и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен (отвержен) буду. Ни, Владыко, Благий и Человеколюбивый, да не возвращуся смирен (да не буду наказан лишением благодати): но ниспосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго, и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, моим окаянством».

Эта ревность о деле Божием и смиренное его исполнение, память о том, что «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» - должны быть неослабными у пастыря во всю его жизнь.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

«Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся.

Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос

от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем».

(Апостол на последовании крещения - Рим.

зач. 91-е). Мы крестились «в смерть Господню».

Догматико-нравственное значение таинств Крещения и Миропомазания.

По благому Своему Промыслу о человеке Господь так устроил, что мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его Креста, Его крестной смерти, а иным путем, путем крещения в Его смерть, не нарушая естественного течения нашей жизни на земле, но вместе с тем полагая основы новой жизни во Христе («во Христа облекохомся»), новому бытию («пакибытие»).

Как же это совершается? Каждому из нас по закону природы в определенное время предлежит смерть, и, желаем мы того или не желаем, - она всегда и непременно людей настигает. Но умереть естественной смертью еще не значит стать причастным спасительной смерти и воскресению Господа Спасителя. Божественной благостью и премудростью, по снисхождению к «нищете нашего естества», в таинстве Крещения дан нам некий способ подражания Началоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу, «приводя в действие, что Им прежде было совершено» (святитель Григорий Нисский), т. е. спасительные смерть и воскресение. Прививаясь Христу верою, мы с Ним, «добровольно умершим за нас, умираем иным образом, а именно: погребаясь в таинственной воде чрез крещение, ибо «спогребохомся Ему, - говорит Писание, - крещением в смерть» (Рим. 6, 4), чтоб вслед за уподоблением смерти последовало и уподобление воскресению» (святитель Григорий Нисский).

Все умершие имеют свое место - землю, в которой погребаются. Земля же имеет ближайшей к себе стихией воду. И так как смерть Спасителя сопровождалась погребением в землю, то и наше подражание смерти Христовой изображается в ближайшей к земле стихии - воде. Мы, будучи по естеству тела в единении с нашим Началовождем Господом Иисусом Христом, имея в виду чрез смерть Господню очиститься от греха, достигнуть восстания к жизни, что делаем? Мы вместо земли наливаем воду и, троекратно погружаясь в этой стихии (во имя Святой Троицы), «подражаем благодати воскресения» (святитель Григорий Нисский).

В молитве на освящение воды при крещении говорится, что человек в этом таинстве отлагает ветхого человека, облекается в нового, «обновляемаго по образу Создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти (Христовой) крещением, общник и воскресения будет и, сохранив дар Святаго... Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания и сопричтется перворожденным, написанным на небеси в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе».

Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении - имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии. В молитве 1-й и 2-й на 8-й день после крещения говорится, что крещенному «водою и Духом» дана жизнь второго рождения и прощение грехов («избавление грехов святым крещением рабу Твоему даровавый, и жизнь паки рождения ему подавый», «паки родивый раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом»); теперь он находится в таком тесном единстве со Христом, что называется «одеявыйся во Христа и Бога нашего».

Для чего же за крещением следует миропомазание (у католиков раздельно - конфирмация)?

«В образе умерщвления, - говорит Григорий Нисский, - представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого: покаяния согрешившего и подражания смерти (Господа), - которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла».

Порок теперь как бы гнездится на периферии. Борьба с ним будет всю жизнь. И вот во втором таинстве, таинстве Миропомазания, - «животворящем помазании», - крещенный получает «Божественное освящение», дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной: благодатью Святого Духа подается крещенному «утверждение в вере», избавление от козней «лукавого» (диавола), соблюдение души «в чистоте и правде» и благоугождении Богу, чтобы быть «сыном и наследником Небесного Царствия». В молитве на измовение на 8-й день Церковь молится о новопросвещенном, чтобы Господь через благодать

таинства миропомазания сподобил его пребыть непобедимым подвижником в борьбе с грехом и врагом-диаволом, показал его и нас до конца победителями в подвиге и увенчал Своим нетленным венцом.

Литургическая сторона таинства Крещения. Определение таинства. Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», - очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.

История чинопоследования таинства. Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19). На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский и мужей апостольских (I-II век) крещение отличалось простотою и несложностью и состояло:

из наставления в вере Христовой, или оглашения,

покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и

самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В конце II века и в III веке в чин крещения введен был ряд новых действий. Подготовка ко крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет), ввиду гонений и осторожности в принятии новых членов, чтобы не принять слабых в вере, которые во время гонений могли бы отречься от Христа или предавать христиан язычникам. В III веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание всего тела елеем; пред погружением крещаемого в воду было освящение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест.

Восполнение чина крещения, начавшееся во II веке, значительно усилившееся в III веке, продолжалось и в эпоху IV и V веков, хотя и не в такой степени, как прежде. В это время литургическая сторона достигла наиболее полного развития и оформления. В IV-VIII вв. составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.

Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III-м веке, но в IV веке получил особенное распространение.

О древности всех обрядов и действий оглашения и крещения свидетельствуют древнейшие письменные памятники: Апостольские постановления, Правила святых апостолов (49 и 50 пр.) и соборов (Второй Вселенский Собор, 7 пр.; Трулльский, 95 пр.), писания отцов и учителей Церкви (Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского - 2 тайноведческое слово; Григория Богослова - Слово о крещении, Василия Великого, Иоанна Златоуста - Огласительное слово и других), древнегреческие Требники, начиная с VII-VIII вв. и проч.

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

До крещения, в первый же день рождения младенца, священник читает «Молитвы в первый день по внегда родити жене отроча». Затем, обыкновенно, сряду читается «Молитва во еже назнаменовати (крестным знамением) отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего». По Уставу наречение имени полагается совершать на восьмой день по рождении младенца пред вратами храма, в притворе. Наречение имени в 8-й день положено совершать по примеру церкви ветхозаветной, освященному Иисусом Христом (Лк. 2, 21).

«Назнаменование», под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы по некотором времени преподать ему благодать Крещения.

Таким образом, с назнаменования крестным знамением и наречения имени начинается оглашение, как один из обрядов, предваряющих совершение таинства Крещения.

Пред началом молитвы, при наречении имени младенцу, священник крестным знамением знаменует младенцу чело, уста, перси (грудь) и говорит молитву: «Господу помолимся». «Господи, Боже наш» и пр. Обычно при произнесении слов: «и да знаменается свет лица Твоего… и Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и помышлениях его», священник знаменует младенца (осеняет крестным знамением). После этого бывает отпуст, на котором поминается имя святого, в честь которого дано младенцу имя.

В сороковой день по рождении младенца священник в притворе (обычно у входа в храм) читает «молитвы жене родильнице» и, если младенец уже крещен, то сразу же за этим совершает «Чин воцерковления отрочати». Если младенец родился мертвым, молитвы матери читаются короче (указано на ряду в Требнике).

Для матери, у которой младенец жив и уже крещен, в предпоследней молитве (отрочати) «Господи, Боже наш» выпускаются слова: «Да сподобився святаго Крещения» и далее до возгласа: «Тебе подобает всякая слава...»; в последней же молитве «Боже Отче Вседержителю» выпускаются слова: «и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения...» до возгласа.

Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь возбраняет входить в храм до 40-го дня и приступать к причащению Святых Таин, имея в виду пример Богоматери, исполнявшей закон очищения (Лк. 2, 22). В случае же тяжелой болезни матери сподобляются причащения Святых Таин независимо от этого предписания.

ОГЛАШЕНИЕ

Оглашение взрослых. Взрослые (и отроки начиная с 7 лет), желающие креститься, допускаются до святого Крещения:

после испытания их искреннего желания оставить прежние заблуждения и греховную жизнь и принять православную христианскую веру и после оглашения, т. е. научения вере Христовой.

Оглашение детей. Оглашение совершается и при Крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые поручаются за веру крещаемого.

Чин оглашения, совершаемый в храме над взрослыми, более пространный по сравнению с чином оглашения младенцев.

При Крещении взрослых соблюдается следующее: желающий креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяется от общества неверующих, при этом нарекают ему христианское имя. Затем совершаются три оглашения (в притворе, у церковных дверей).

В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу.

Во втором оглашении он раздельно исповедует догматы Православной Церкви и читает клятвенное обещание, что он отвергается от всех прежних заблуждений, принимает догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха, или нищеты, или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Иногда оба эти оглашения совершаются вместе, напр., при принятии в христианство лиц из иудейской веры и из магометанства (Большой Требник , гл. 103-104).

Первое и второе оглашение бывает только над взрослыми. Третье оглашение совершается и над взрослыми, и над младенцами. В нем совершается отречение от диавола и сочетание Христу.

Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол.

Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его».

Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство, приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола.

Отречение от диавола составляет обращение крещаемого (взрослый - «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола).

Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его - царство тьмы.

Само отречение выражается троекратным ответом - «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника:

«Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» - крещаемый отвечает: «Отрекохся».

Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.

Сочетание Христу. Сюда относятся: обращение на восток (взрослый - «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.

Сочетание со Христом - то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».

Само сочетание выражается в следующем: на три вопроса священника: «Сочетаваешися ли Христу?» - крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся». Потом на три вопроса священника: «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему?», он трижды отвечает: «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу», - и читает Символ веры. Наконец, еще три раза отвечает: «Сочетахся», - на тот же троекратный вопрос священника и, по его приглашению, поклоняется до земли, говоря: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает молитву о крещаемом.

Примечание.

Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.

После окончания оглашения священник приступает к совершению самого таинства Крещения. «Вжигаемым всем свещам, священник, взем кадильницу, отходит к купели и кадит окрест». Обыкновенно три свечи поставляются при самой купели и даются свечи восприемникам.

Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.

Примечание о восприемниках.

Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).

Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры.

Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет.

Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи.

В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником.

КРЕЩЕНИЕ

Совершение самого таинства Крещения священник начинает возгласом: «Благословенно Царство…».

И затем следует великая ектения на освящение воды. Диакон произносит ектению, а священник читает тайно молитву о себе, да укрепит его Господь к совершению сего великого таинства.

Освящение воды совершается посредством великой ектении и особой молитвы, в которых призывается Святой Дух для освящения воды и да соделается она неприступной сопротивным силам. При чтении из этой молитвы троекратно слов: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», священник «знаменает воду трижды (изображая знак креста), погружая персты в воде и дунув на ню».

Освящение елея. По освящении воды освящается елей. Священник трижды дует на елей и трижды знаменует (крестом) его и читает над ним молитву.

Помазание освященным елем воды и самого крещаемого. Погрузив кисточку в освященный елей, священник трижды начертывает ею крест в воде, произнося: «Вонмем» (если служит диакон, то он произносит этот возглас), псаломщик трижды поет «Аллилуиа» (трижды по три раза).

Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь, - знамение примирения и спасения от потопа (см. молитву при освящении елея), так и над водою Крещения творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Богом и что в них явлена милость Божия.

После этого священник возглашает:

«Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир…»

И помазывается крещаемый елеем. Священник изображает знак креста на челе, груди, спине («междорамии»), ушах, руках и ногах крещаемого, произнося слова -

При помазании чела: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»;

При помазании груди и спины: «Во исцеление души и тела»;

При помазании ушей: «В слышание веры»;

При помазании рук: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя»;

При помазании ног: «Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих».

Это помазание елеем по цели и внутреннему смыслу есть привитие дикой маслины - крещаемого - к плодоносной маслине - Христу, и указывает на то, что в Крещении человек рождается в новую духовную жизнь, где он должен будет бороться с врагом спасения - диаволом; этот символ взят из древности, где борцы для успеха в борьбе обыкновенно натирались маслом.

Погружение крещаемого в воду. Непосредственно после помазания елеем священник совершает самое существенное в таинстве - само крещение (греческое название крещения baptisma - значит «погружение») чрез троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ, И СЫНА, АМИНЬ, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ».

Троекратное «аминь» произносят и восприемники. Погружение в воду должно совершать полное, а не частичное или обливанием. Последнее допустимо только для тяжелобольных.

При погружении крещаемый смотрит лицом к востоку.

По совершении троекратного погружения положено петь (трижды) 31-й псалом (в это время священник умывает руки после Крещения). Сразу после Крещения священник одевает крещенного в белую одежду.

Облачение крещаемого в белую одежду и возложение креста. При этом священник произносит слова: «Облачается раб Божий (имя) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

В это время поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш».

Белая одежда - символ чистоты души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе чистоты жизни, к которой обязуется человек после Крещения. Возложение креста - во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу и о несении своего жизненного креста по слову Господа.

При возложении нательного креста священник осеняет им младенца, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», после чего, по существующей практике, говорит следующие слова из Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, - рече Господь, - да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет».

После облачения в одежды крещаемому (если взрослый) дается зажженный светильник, который знаменует славу будущей жизни и свет веры, с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха.

По окончании этих действий священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которая служит переходом к таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещенного, с другой, - моление о даровании ему печати «дара Святаго и Всесильнаго, и поклоняемаго Духа» и утверждении его в духовно-благодатной жизни.

Примечание.

Если в случае смертной опасности тяжелобольной младенец крещен мирянином, то священник дополняет Крещение молитвами и обрядами, которые относятся ко Крещению и показаны в Требнике после троекратного погружения в воду младенца. Молитвы и обряды, предшествующие погружению в воду, повторять уже нет смысла после совершения самого Крещения; само же Крещение не повторяется.

Крещение, совершенное мирянином, восполняется по следующему чину: «Благословенно Царство», великая ектения, положенная в начале чина Крещения, но без прошений об освящении воды. После возгласа «Яко

подобает Тебе», - поется 31-й псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония» и прочее последование с Миропомазанием до конца. Образ круга совершается около аналоя с крестом и Евангелием.

В случае, когда имеется сомнение, крещен ли младенец и правильно ли крещен, по разъяснению, имеющемуся в Требнике Петра Могилы, следует совершить над ним Крещение, при этом к совершительной формуле Крещения прибавлять слова: «аще не крещен есть», т. е. в полной форме: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть, во имя Отца…» и проч.

КРАТКИЙ ЧИН КРЕЩЕНИЯ «СТРАХА РАДИ СМЕРТНАГО»

При опасении, что младенец не будет долго жить, Устав повелевает крестить его тотчас же по рождении, и притом, чтобы успеть совершить Крещение, пока он жив, Крещение совершается священником над ним вкратце, без оглашения, по чину, озаглавленному в Малом Требнике: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

Крещение вкратце совершается следующим образом. Священник говорит: «Благословенно Царство». Чтец: «Святый Боже», «Пресвятая Троице». По Отче наш - возглас священника, и читается им сокращенная молитва на освящение воды. После ее чтения священник влагает елей в воду, затем крестит младенца, говоря: «Крещается раб Божий» и пр.

После Крещения священник облачает младенца и помазывает Миром. Затем обходит с ним около купели по чину, поя: «Елицы во Христа крестистеся». И бывает отпуст.


Обряд положено совершать пред вратами храма в притворе. Выбор имени младенцу предоставляется родителям. (Симеон Солунский, гл. 59). Взрослые пред Крещением сами выбирают себе имя.

Если младенец сильно болен, то Устав указывает совершать наречение имени и само Крещение сразу по рождении младенца. В Малом Требнике дан краткий чин Крещения; он озаглавлен: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго». Подробнее об этом см. ниже.

Обычно бывает, что елей при Крещении употребляется один и тот же, будучи однажды освящен по указанному чину. Он, по принятой практике, содержится в сосуде с соответствующей надписью в одном ковчежце с Миром. В этом же ковчежце содержится кисточка для елея.

Совершение Крещения младенцев, особенно начинающими священниками, требует внимания и определенной тренировки в части самого погружения, чтобы младенец при погружении не взял ртом воды и не захлебнулся. Опытные священники совершают это следующим образом. При погружении ладонью правой руки закрывают рот и нос младенца, а крайними пальцами уши. Левой рукой младенец поддерживается за грудь под руки. Младенец погружается в воду вниз ногами. При подымании из воды головы ребенка ладонь у рта опускается, и в это время ребенок инстинктивно делает вдох. И затем опять погружение с закрытым ладонью ртом. После определенной практики все это совершается быстро и слаженно.



Литургика: Таинства и обряды.


30 / 01 / 2006

Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой - во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия.

Патриарх АлексийII призвал духовенство РПЦ совершать крещение через полное погружение в святую воду, а не через обливание или окропление.

При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова:

«Крещается раб Божий во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святаго Духа, аминь».

Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов.

Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств.

Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на проскомидии.

Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.

В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его», трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом» и осознанно прочитать Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам.

Затем священник произносит великую ектению, освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение, помазует воду и крещаемого елеем, совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс.31) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»).

Священник совершает миропомазание и затем с крещённым и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим.6:3-11) и Евангелие (Мф.28:16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.
Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душакаждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели - символ вечности;
  • пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются

  • Миропомазание,
  • Воцерковление и
  • Причащение - если в тот день в этом храме совершалась божественная Литургия и Святые Дары ещё не потребились. Если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей.

Они несут ответственность за христианскоевоспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.

Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского-женщина.

Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии что их крещение совершается в разное время

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры.

Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф.19:14).

Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше.

В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещённого младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе, а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца).

При воцерковлении мальчиков с чтением песни Симеона Богоприимца заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола).

Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один).

И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне. Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо.

До 7-летнего возраста согласие на крещение младенца требуется только у его родителей, потому что только они несут ответственность за ребёнка перед Богом.

До 14-летнего возраста на крещение требуется согласие как родителей, так и самого отрока или отроковицы. Для тех, кто старше 14-ти лет, разрешение на Крещение от родителей уже не требуется.

Крещение подростков и взрослых

В настоящее время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен, по меньшей мере, прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Спасителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нём, чтобы «вода не осталась водою и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена».

В крещении детей как правило принимают участие крёстный отец и крёстная мать (крёстные родители, или просто крёстные).

Хотя для крещения мальчика достаточно крёстного отца, а для девочки - крёстной матери.

После крещения крёстные между собой и родителями ребёнка называются кумовья.

Фотогалерея

Полезная информация

Крещение в православии

Символика таинства

Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу.

Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу.

Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…»

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос.

Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).