Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  О Троице. Eвангельские проповеди

О Троице. Eвангельские проповеди

19.06.2009

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери.

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери. Мы тогда собрались на свое ежегодное торжест­во, Пасху, самый главный иудейский праздник в воспоминание исхода еврейского народа из Египетского рабства. Но в тот вечер никакого торжест­ва не получилось. Мы были ошеломлены: нам наш Учитель умыл ноги! Мы было хотели воспротивиться, а Петр в запальчивости даже сказал: «Во век не умоешь мои ноги!» – Но: «Так надо!» – ответил Иисус. А потом и вовсе стал говорить нам о Своей смерти. В смятении и ужасе мы переглядывались друг с другом: молодой, в расцвете сил! Ему бы еще жить и жить во исполнение наших надежд и упований! Мы были подавлены, ничего не понимая, и Господь всё это видел. «Сейчас вы опечалены, – сказал Он. – Но печаль ваша перейдет в радость. Я пришлю вам Утешителя от Отца Моего». И еще Он сказал: «Для вас будет лучше, если Я уйду и пришлю Его вам, Утешителя». – «Да-да, вот теперь мы все поняли, – дружно ответили мы, всё еще цепенея от тоски и страха. – И веруем, что Ты и вправду от Бога исшел». – «Теперь веруете?» – с горечью повторил Господь. И чтобы хоть как-то укрепить нас, Он сказал: хочу, «чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр».
Потом, как повествует Священное Писание, Господь «воспел и вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад».

Две тысячи лет человечество мысленно совершает тот путь вслед за Ним и Его учениками в надежде, несбыточной надежде, что, может быть, там все-таки что-то случится такое, что не позволит совершиться тому ужасу, который, увы! – был уготован и уже поджидал нас! Ноги наши ослабели, веки сами смыкались, как будто в предчувствии гибели. Господь молится троекратно до кровавого пота, умоляет нас не предаваться сну, еще хоть чуть-чуть пободрствовать с Ним. А потом – как обвал, камнепад: шум, крик, едкий дым от горящих факелов. Разъяренная толпа набрасывается на Учителя, покорно предающего Себя ей в руки. И – нет спасения! Нет защиты! Животный страх охватил нас, и мы врассыпную бежим, куда глаза глядят. Потом наступает полный мрак, тьма, отчаяние. «Страха ради иудейского» мы сидим день и ночь, запершись, в Сионской горнице, ожидая, что вот-вот к нам сейчас ворвутся и тоже поведут на распятие. И опять – нет спасения, нет защиты. Нет ни надежды, ни сил жить дальше. И вдруг – появляется Господь. От страха и восторга мы буквально онемели, думая, что перед нами – призрак. Ведь когда Его три дня назад на наших глазах забирали, убивали, – это было ужасно, мы плакали. Но все-таки это было понятно: с этим мы в жизни сталкивались. Но чтобы – воскреснуть?! Из мертвых?! «Не бойтесь, – ласково говорит Господь, – подойдите ко Мне, осяжите Мои руки, ребра». Мы видели много чудес, что совершил Господь, когда был с нами: и воскрешал, и исцелял, и усмирял бурю. Мы, конечно, изумлялись, но постепенно как-то стали к ним привыкать: на то Он и Бог! Вот так и к этому, новому чуду мы отнеслись с детской радостью: воскрес – и слава Богу! Но в глубине души холод от всех недавних потрясений не развеялся. Господь теперь время от времени появлялся перед нами, укорял в маловерии (а откуда ей было взяться, твердой-то вере?), и снова уходил. Неизвестно, куда. А нам так хотелось с Ним больше никогда не расставаться, слушать Его, осязать. Мы напряженно, до боли, до тоски ожидали, когда Он придет снова, мы только и жили этим ожиданием. И Он приходил к нам нес­колько раз.

Две тысячи лет прошло с тех пор. Теперь-то уже все в нашей жизни упорядочилось, улеглось. Мы каждый год рассчитываем нашу пасхалию по дням и неделям. Но тогда это все было впервые. Тогда мы сорок дней до Его Вознесения жили, как будто в душевном раздвоении: мы, точно во сне, с покорностью принимали всё происходящее с нами, и вместе с тем не понимали главного. Не понимали, не могли понять промыслительной значимости для каждого из нас, для всего человечества услышанных слов: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». И еще: «Ждите, никуда не расходитесь: пришлю вам Утешителя». Можно сказать, все эти сорок дней мы были самыми счастливыми на свете, ибо видели то, что мечтали бы увидеть все святые, праведники, все пророки, жившие до Христа, и не увидели. И вместе с тем, мы нестерпимо мучились от своего неведения и невежества (помним, ведь мы – горстка неграмотных пугливых рыбарей, избранных Христом, чтобы стать потом бесстрашными свидетелями и проповедниками Истины, Апостолами)! Мы еще не были тогда просвещены светом Истины. Нам предстояло ожидать этого еще целых десять дней. Кто постучится в нашу горницу? Как он войдет, как поцелует, какое приветствие и какой подаст нам знак?

Сегодня мы как раз и празднуем этот день – день рождения Церкви Христовой. Развеялись, как дым, наши сомнения, недоумения. От уныния и боязливости вообще не осталось и следа. Нам открылась вся полнота Истины. Мы уразумели Священное Писание, нам открылись все глаголы человеческой речи, чтобы нести Свет, озаривший наши души, во все языки, «начиная от Иерусалима». Наконец-то, нам открылся смысл слов, произнесенных на Тайной вечери: «Иду туда, к Отцу Моему, откуда Я и пришел к вам на землю». И – самое главное: Бог – это Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Когда в видении огненных языков на учеников и апостолов снисшел Бог Дух Святой, все люди ужаснулись: что это за шум? А это, оказывается, был шум огня, который воссиял на челе каждого из апостолов, и они исполнились Духа Святого. Мы вместе с ними тогда тоже вдруг уразумели Писания, всю премудрость человеческую. Всё сопоставили, начиная от восшествия Господня в Иерусалим, когда Он сел на жеребенка ослицы и торжественно и скорбно въехал в город. Тогда все ликовали, кричали «Осанна! Царь Израилев!», а Господь был печален, предвидя, что совсем скоро, меньше чем через неделю, они же будут кричать: «Распни, распни Его!». Всё это Господь видел и дал увидеть нам.

Но нам не следует превозноситься, будто мы уже всё узнали, всю тайну. Тайна мироздания для нас еще не открыта. Всё, что здесь существует в виде вопросов, – и мучение праведников, и смерть младенцев, и все нестроения, которые в жизни бывают, как нам кажется, не по нашей вине, – всё это объяснится в вечности. Наша жизнь состоит из трех частей: утробная жизнь, жизнь в мире сем и вечная, бесконечная, которая ожидает нас после краткого мига жизни земной. Вот только там откроется вся полнота Тайны лицом к лицу увидевшим Пресвятую Троицу. Здесь же, пока мы на земле, Спаситель дает нам все это проницать своею верой. Господь сказал, все вам дано будет, только веруйте. В доме Отца Моего обителей много. Вы всё получите, что вам понадобится для вечного блаженства.

Чему же мы сегодня радуемся? Посторонним, непосвященным это трудно понять. Наша радость не преходящая, наша радость великая: мы сегодня стоим снова на коленях! Мы будто после долгого путешествия по духовным пространствам возвратились домой, в свое долгожданное состояние – сокрушенный плач по собственным грехам. И это – великая победа Духа! Ибо наш сегодняшний плач восполняется радостью, верой и надеждой на неизреченную милость Господню, Его любовь, прощение нам всех наших согрешений и вечную жизнь. Аминь.

Настоятель храма
протоиерей Борис (Куликовский)

Люблю Евангелие. Живое, без философских заморочек. Евангелие очень просто, по-человечески представляет невероятное, невидимое, то, что называет Христос Царством Небесным. Захватывающие сцены столкновений Иисуса и фарисеев. Иисус неизменно вызывает симпатию. Он добрый. Он справедливый. Он исцеляет больных, кормит голодных. Он обличает властолюбивых священников и гордых чиновников. Он запросто говорит о своей связи с Отцом, с Богом, которого и представляет, по поручению которого, и для исполнения воли которого Он родился на земле. Предательство Иуды, судилище, где священники сотворили ложное обвинение и склонили порядочное число людей, требовать смертной казни для Иисуса, ещё более склоняет сердце к Иисусу, вызывает чувство сострадания, даже желание вступиться за Него, обличить этих хулиганов. Пилат, малодушествующий, пытающийся свой авторитет приподнять, заявлением о том, что у него есть власть отпустить или осудить. Пилат сочувствует Иисусу, ведь Он связанный, в терновом венце, униженный донельзя, однако просит, чтобы Иисус признал его власть. Очень тщеславный. Иисус, хоть и избитый, перенёсший бичевание, но невероятно спокойный, выдержанный. «Я родился для того, чтобы свидетельствовать об истине» «Мгновенно возникает вопрос, и Пилат задаёт его: «Что есть Истина»? В ответ молчание. Этот эпизод пронизывает мозг и создаёт нерешаемую задачу. Истина стоит в венце терновом. Окровавленная. Истина молчит. Пилат сдаётся, под воздействием криков толпы, утверждая ложное обвинение, а Истину отвергая. Распятие. Смерть. Воскресение. Это ряд событий уникальных, никогда ранее не бывавших, никогда больше не повторившихся в человеческой истории. Такое невозможно придумать. Воскресение Христа всем сомнениям полагает конец. Воскресение Иисуса ставит точку в истории поиска ответа на вопрос: «Кто же есть Иисус»? Однако точка эта теряется в многоточии. Ученики Христа, даже увидев живого Иисуса, восхищаясь Его явлением, тем не менее, пребывали в апатии. Даже став свидетелями вознесения Иисуса на небо, они ушли раздавленные, опустошённые, как будто и не было этих потрясающих трёх с половиной лет их общения с великим Учителем.

В этот момент весь пафос улетучивается. Всё заканчивается ничем. Иисус улетел в Небо. Ученики в тоске и в страхе. Всё вокруг в привычном ритме, как будто и не было никакого Христа.

А затем праздник. Пятидесятница. И чудо! Дух Святой сошёл на апостолов. И куда девался страх? И откуда сила взялась? А какое движение в народе, от слов, ещё вчера дрожащего Петра. Что произошло? Бог Дух Святой явился с силой. Обещанный Иисусом Утешитель, Дух Истины, обличающий мир в грехе, дающий силу немощным ученикам вступает на арену. И задрожали основы языческой империи. И засияли лица, озарённые небесным светом. И тысячи людей в слезах покаяния воззвали к Небу. Вот здесь Евангелие из интересного повествования превращается в явление силы, откровение Божье, действие живого Бога в земной юдоли.

Дух Святой. Бог есть Дух – так именно и говорил Спаситель. И не только это. Он говорил, что уйдёт к Отцу, но своих не оставит. Этот разговор зацепил сознание мыслью, что расставание, конечно, производит горечь, и даже стало жалко учеников. Иоанн потом передал слова Иисуса. «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде »

Иоан.16:7,8. Вот оно что. Я ведь вместе с учениками комфортно чувствовал себя, когда Иисус рядом. И этот комфорт был более чем достаточен. Такое эгоистическое наслаждение. «Нам хорошо. Не уходи». «Нет. Лучше для вас. Я пошлю Утешителя». Слух уже блокирован. «Чем и зачем меня утешать. Не уходи». «Нет. Так надо. Утешитель обличит мир о грехе»! Вот оно что. Христос о глобальном масштабном деле искупления человечества, а я о своём мирке. Понятно теперь разочарование учеников, когда Иисус ушёл к Отцу. Понятно и то, что всё, что Он показывал им, всё, что Он рассказывал им, они не усвоили, ибо слушали и не слышали. Я всегда зависал над тем, что ученики Спасителя не понимали очевидных вещей. Притчи простые они не могли усвоить. Слова Христа о воскресение из мёртвых они не понимали. Слова о Его страдании и смерти в Иерусалиме для искупления они не воспринимали. Да и что там воскресение.

Как-то Иисус спросил своих учеников. «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого »? Христос уже приобрёл всенародную известность. Он в самом начале объявил о Себе. «От начала Сущий, как и говорю вам ». Иоан.8:24. Утверждая свою неразрывную связь с Отцом, Иисус сказал: «Я и Отец – одно ». Иоан.10:30. Однако ответ их буквально сразил меня. «Они сказали: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков ». Немного остыв, я осознал, что в этом ответе нет ничего удивительного. И ныне ведь подавляющее большинство людей осознают реальность лишь как историческую память. В человеческом сознании нет перспективы. В человеческом сознании нет верной картины мира. Люди судят о настоящем исходя из прошлого, и даже будущее своё рисуют красками пережитого. «Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах ». Матф.16:14-17. Только Бог открывает истинную картину мира. Только Бог показывает истинную перспективу бытия. Вспомнилось простое дело. Христос пытается умыть ноги ученикам. Им вдруг стало стыдно. «Ты Учитель, будешь мыть мои ноги. Нет». Возникло напряжение. И Господь говорит. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» . Иоан.13:7. Чего уж не понять. Как мыть ноги? Но и этот акт любви не понят. После, когда придёт Дух Святой, Он наставит вас, Он научит вас. Когда Иисус в беседе с учениками говорит о доме Отца, и о том, что Он уходит к Отцу он обращается к своим друзьям: «А куда Я иду, вы знаете и путь знаете. Фома сказал Ему: «Господи! Не знаем, куда идешь. И как можем знать путь ». Иоан.14:4,5. И тогда Иисус провозглашает нечто особенно возвышенное. «Я путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» . Иоан.14:6,7. И ныне знаете, и видели Его. Сняты покровы. Христос предстаёт в своей величайшей красоте, в единстве с Отцом, как Путь к Отцу, в высочайшем явлении Истины и Жизни. В ответ: «Не знаем. Да и знать не можем»!

Вот тогда Христос говорит: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ». Иоан.14:26.

Тем самым Христос открытым текстом говорит ученикам Своим, что они не способны усвоить духовные истины. При всём авторитете Учителя. При всей ясности слов Христа. Только Дух Святой, Дух Отца, наполнит силой слово Спасителя, оживит Его и вам даст понимание Откровения Божьего, и вас исполнит силой, и сделает вас основанием Церкви.

День Святой Троицы — это особое событие в жизни Церкви. День Святой Троицы — это день, который является своего рода кульминацией всего Нового Завета. Это тот день, в который осуществилось то, к чему человечество очень долго шло после грехопадения. В грехопадении не только человек был проклят Богом, в грехопадении не только человек вступил в отношения с Богом, как в отношения с праведным Судиёй и Мздовоздаятелем. Самое страшное, что случилось в момент грехопадения, — это то, что Дух Святой оставил человеческое естество. Дух Святой, Который был дыханием жизни в человеке, той Истиной животворящей, которая давала человеку возможность беседовать с Богом и ходить в свете Лица Его, покинула человеческое естество. И весь драматизм истории человечества заключается именно в попытке и невозможности вернуть себе это дыхание жизни.

Что было совершено нашим Господом Иисусом Христом? Самым главным догматом является догмат о спасении, как мы знаем. Можно много рассуждать о том, что такое спасение. Это вечная жизнь, это рай, это блаженство, это воскресение всего человека — и души, и тела. Но и здесь, пожалуй, самое важное, что мы можем сказать, — это то, что человек спасённый — это тот, кто смог соединиться с Богом Духом Святым. Не соединившийся — не спасённый. И Спаситель возвращает нам через Свой подвиг — крестный — возможность приобщения к Богу Духу Святому.

Сегодняшнее Евангелие очень хорошо раскрывает эту суть. Евангелие от Иоанна говорит, что ученики и все те, кто слушал Иисуса, хотели принять Духа Святаго, потому что на них не было ещё Его. А также, объясняет евангелист, потому, что Иисус не был прославлен. Прославление Иисуса, по толкованию святых отцов, есть Его восшествие на крест, Его смерть, воскресение и вознесение. И как он обетовал своим ученикам, чтобы они, находясь в граде Иерусалиме, находились вместе до тех пор, пока не облекутся силою свыше (слова эти Он говорит в момент Вознесения, за 10 дней до Сошествия Святого Духа), то и осуществилось обетованное Господом. Дух Святой уже не в виде голубя и не прикровенно, а в виде огненных языков, дыханием бурным нисходит на каждого из апостолов, почиет на каждом из них, исполняя их преизобильно дарами благодатными, изливая на них изобильно благодать, делая их храмами Бога Духа Святаго. Они начинают говорить на разных языках, они идут бесстрашно во всю вселенную, проповедуя, будучи свидетелями, по заповеди Христовой, нашего Господа Иисуса Христа, а самое важное — того дела, которое Он совершил.

Какое совершил дело Иисус? С одной стороны, Своей крестной Смертью, Своим вознесением на небо, воскресением и вознесением, Он ниспосылает к человечеству Духа Святаго от Отца, но этот Дух нисходит не на каждого, Он не может насильно войти в человека, Он не может взять и облечь человека во спасение. И в сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: «Жаждущий пусть приходит и пиет» (ср.: Иоан.7:37, Отк.21:6, также Ис.55:1). Только тот, кто жаждет богообщения, тот, кто жаждет блаженной вечной жизни в Боге и со Христом, кто испытывает это чувство подобно тому, как путник в пустыне хочет пить, — только тот, пожалуй, и может дерзнуть и придти ко Христу и испросить у Него этот великий дар. Это значит, что каждого из нас Господь призывает привести себя в чувство этой жаждой, привести себя в чувство осознанием того, что мы без Бога не можем ничего, что мы без Бога очень одиноки, очень унылы, очень греховны, что без Бога мы находимся в узах, в челюстях вечной смерти, которая постоянно терзает нас самыми разными проявлениями и болезнями, и общением, и обстоятельствами, и жутким унынием, которое часто охватывает нашу душу.

И в сегодняшний день Святая Церковь исповедует и свидетельствует для каждого из нас, что, если мы жаждем, то для нас закончилось это время — время рабства вечной смерти, рабства греху, хождения под проклятьем. Для нас начинается новое время хождения в Духе Святом, возможность сделать себя храмом для Бога Духа Святаго. Господь говорит: «Жаждущий, приходи и пей!» Это значит, что абсолютно нет никаких преград, нет никаких причин, по которым бы Господь не дал нам возможность приобщения к этому живоносному источнику, кроме одной: нашего нежелания; и нашего нежелания именно исправления своего.

В сегодняшний день, когда мы прославляем и всю Святую Троицу, и, конечно, дар Святаго Духа, мы говорим, является днём рождения Церкви Христовой, потому что именно в этот день зародилось то, что впоследствии Церковь сама стала называть богочеловеческим организмом — Тело Христово, главой которого является Господь и которое водится и оживотворяется Богом Духом Святым. И в сегодняшний день, прославляя Бога Троицу, давайте возблагодарим Его за то, что Он нас, недостойных, приобщил к этой великой тайне спасения, сделав нас чадами Церкви Христовой, сделав нас членами Своего Святого Тела. Тот, кто вживляется в богочеловеческий организм, тот, кто питается божественными струями и токами от Духа Святаго, тот пребывает вовек. Это слова самого Священного Писания. И дар, который постоянно подаёт нам Святая Церковь в святых Таинствах, и, самое главное, в Таинстве Святой Евхаристии, — это всё дары благодати Духа Святаго. Он нам дарует такую возможность приобщения к Телу Христову. Аминь.

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три тысячи лет тому назад среди красных скал и синего неба на богошественной горе Синай пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому надлежало жить народу, Богом усыновлённому. Закон этот не был изречён человеческими устами, но начертан огненным перстом Божиим на каменных плитах – скрижалях. Он должен был стать руководством народа Божия, его путеводителем к Земле Обетованной, к тому месту, где народ-странник, народ-изгой должен был получить чаемое упокоение. Это произошло на пятидесятый день после драматического Исхода евреев из Египта, их чудесного избавления от рабства и погибели.

День дарования Закона, пятидесятый день после еврейской Пасхи, праздновался народом Божиим как праздник Кущей. Кущи – шатры, палатки, в которых странствующий народ расположился у горы Синай в то время, как их вождь и пророк Моисей на вершине Синая получил от Бога Скрижали Завета. И вот по установлению Божию в память о сорокалетнем странствии люди покидали свои дома и поселялись в шатрах, палатках – кущах. Кроме того, в знак благодарности за великие благодеяния Господа израильтяне украшали свои жилища и самый Иерусалимский Храм ветвями растений и букетами цветов.

Сегодня православные храмы в России, как и в других странах мира, украшаются, как некогда украшался Иерусалимский Храм, и причина этого украшения всё та же: мы благодарим Бога-Спасителя за то, что мы, Народ Божий, Новый Израиль, Православная Церковь, люди, соединившиеся с Богом в Таинствах, обрели, как некогда Израиль Ветхий, смысл нашего существования, получили возможность Вечной Жизни, возможность спасения. Сегодня день усыновления всех нас Богом, сегодня день рождения нового народа – Церкви Христовой.

Бог не отменил Закона после Воплощения Сына Божия. Господь Иисус Христос восполнил Закон. Он так и сказал Своим ученикам: “Не думайте, что я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить”(Мф.5.17.). Слово “исполнить” имеет ещё одно значение, которое мы, в нашей эстрадной культуре, как-то забыли: исполнить – значит сделать полным, совершенным, восполнить.

Закон Ветхий дан был евреям для того, чтобы руководить их в землю Обетованную, в землю, текущую молоком и мёдом. Закон Христов долженствует руководить Новый Израиль, Церковь Христову, на Небо, в Царство Небесное, ибо человеку, созданному по образу и по подобию Божию, – тесна земля. Ему, как сыну Божию, потребно Небо.

И вот по удивительному, непостижимому замыслу Спасителя нашего после Вознесения Господня, в день Пятидесятницы произошло это окончательное исполнение Закона: Дух Святой сошёл на апостолов и силою Своей Благодати превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной Премудрости людей в то, что позже апостол Павел назовёт “столпом и утверждением Истины”, – в Церковь Христову! Некогда дрожащие и косноязычные стали бесстрашными и пламенными проповедниками, некогда скрывавшиеся за стенами своих домов “страха ради иудейска” вышли на площади городов, предстали пред жестокими языческими правителями, ничего на боясь и ни в чём не сомневаясь, с проповедью радостной Вести о Вечной Жизни, ибо “евангелие” по-гречески – это и есть “радостная весть”. Весть о примирении человека с Богом, весть о спасении от вечной смерти. Так действовала и действует благодать Духа Святого, “Иже от Отца исходящего”, в Теле Христовом – Его Церкви.

Любовь, восполняющая Закон, не может совершаться человеческими усилиями. Ей мало формального запрета “не убий”. Она говорит: “Возлюби врага”. Любви мало юридической нормы “не укради”. Она требует: “Отдай последнее ближнему”. Любовь призывает нас совершить немыслимое: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.

Разве сам человек, своими силами способен совершить подобное? Но “Божественная Благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи”, неизменно действует в Церкви с того самого дня Пятидесятницы вплоть до сего времени. Дух Святой, а не мы сами, молится в нас. Дух Святой, а не священник совершает Таинства Церкви. Дух Святой, Саму Церковь Христову создавший, хранит Её доныне так, что не могут Её одолеть врата ада.

И если евреи так благодарили Бога за Его благодеяния, если они так украшали дома свои и Храм цветами за Землю, то что же мы, христиане, должны воздать Ему сегодня за Небо, отверстое нам? Какие букеты принесём мы нашему Богу?

…Но, смутясь, скажу: “Прости!

Прости нас, Боже! Мы пришли оттуда,

Откуда и пойти-то было чудо.

Наш дар, он весь – в горсти”.

Наш дар, он весь в горсти, как у той бедной вдовы, что положила две лепты в сокровищницу Храма. Поступим же и мы так, как она. Всё, что у нас есть, все наши слёзы и радости, всё наше ещё не реализованное покаяние, всю нашу надежду и веру – отдадим Ему, потому что это не наше – Его. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский


Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый - это был Ной, который сделал ковчег и в ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый - это был Ной, который сделал ковчег и в ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время: одни едят только ночью, другие - только утром, третьи - только днём. И Ной, оказывая гостеприимство всем этим животным, он однажды не успел вовремя покормить льва и лев ударил его лапой по ноге, и Ной потом хромал всю жизнь. Но это был знак, эта хромота, это был знак его усердия в проявлении гостеприимства.

Другой очень гостеприимный человек - это Иов многострадальный. Он сделал свой дом, как огромный шатёр, который имел много входов и много выходов. Там свисали полотнища, через одно полотнище можно было войти, через другое выйти. Иов это делал потому, что были люди, которые просили подаяния, а были люди, которые стыдились просить подаяния. И вот, для всех был свой вход, чтобы, войдя через одно полотнище, через другое они выходили. Вот такую заботу Иов проявлял, как верх гостеприимства по отношению к гостям.

И был третий великий праведник - Авраам, который не сидел в своём шатре, чтобы сидеть и ждать, когда кто-то пойдет, а он сидел на улице и смотрел внимательно, не пойдет ли кто-то, а, если кого-то видел, он бежал прямо к нему навстречу, кланялся до земли и умолял войти в своё жилище.

И вот Авраам сподобился явления Святой Троицы. Вот почему мы украшаем ветвями наши храмы: потому что, когда Святая Троица явилась Аврааму, он жил под Мамврийским дубом, и в тот день он не просто сидел на улице, он сидел во время зноя дневного. А чему хочет нас научить Библия, уточняя в какое время он сидел? Дело в том, что Авраам был обрезанный и это был третий день после обрезания, а, как известно, во время зноя дневного раны болят наиболее сильно. И, несмотря на то, что у него была боль от обрезания и дневной зной, когда боль усиливается, он не изменил порядка своего гостеприимства, сидел на улице и смотрел: может быть кто-то пойдет.

Есть другое объяснение: он сидел на улице, а Господь усилил зной, чтобы никто не пошёл, чтобы Авраам пошел бы полежал бы с болью своего обрезания, но он всё равно сидел на улице и ждал, всматривался в даль: может быть кто-то появится. И когда он увидел, идут трое, это были три Ангела Божиих, которые являлись иконой Триединого Бога, он подумал, что это бедуины - арабы, и он побежал к ним навстречу, написано в Библии. И он подбежал, пал ниц и сказал: «господа мои, войдите в дом мой, не пройдите мимо». А в пророческом озарении он даже сказал: «Господь мой, не пройди мимо». Он в каждом путнике ожидал Господа. Как и Господь Иисус Христос учит нас: «если ты кого накормил - ты Господа накормил, кого напоил - Господа напоил, посетил, навестил, одел - это ты о Господе позаботился. И, вот, у Авраама было такое внутреннее вероубеждение, что он должен каждому помогать, кого он встретит в пустыне. И он побежал навстречу, упал ниц, и сказал: «Не пройди мимо раба твоего». И Господь, в лице трех ангелов, которые символизировали собой Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, вошёл в его жилище под Мамврийским дубом.

И вот эти ветви, они символизируют собою Мамврийский дуб; об этом дубе ещё в первом веке историк Иосиф Флавий писал: «по преданию этот дуб стоит от сотворения мира и когда мир окончится, дуб прекратит нести зеленые ветви». Те, которые ездят сейчас в Хеврон, они видят этот же дуб и там уже маленькие веточки зелёные пробиваются, маленькие, уже настолько он разросшийся, огромный, жизнь уже как бы еле теплится в Мамврийском дубе, а, значит, и на всей нашей планете уже мы приближаемся к некоему рубежу.

И вот Авраам решил угостить пришедших к нему. Сказано: «побежал Авраам в поле, выбрал телёнка. Побежал Авраам к Сарре и сказал, чтобы она замесила муки». И вот, три, четыре раза говорится: побежал, побежал, побежал. И это обрезанный пожилой человек. Но у него было юношеское дерзновение в служении путникам, потому что у него была внутренняя философия и вероубеждение, что, служа любому человеку, он служит самому Господу.

Однажды был случай, когда Авраам тоже сидел и ждал, когда кто-то пройдет мимо, и шел бедуин. Авраам говорит: «зайди ко мне, я тебя накормлю». Бедуин зашел, Авраам поставил перед ним воду, еду и говорит: «только у меня такой обычай: благослови моего Бога Единого и кушай». Бедуин разозлился и сказал: «что это за условия какие-то: ты меня позвал, я пришел, у меня богов много, у тебя один, какие-то условия ставишь, да не буду я есть за твоим столом». И убежал. Авраам сидит, думает: «Господи, что делать?» А Господь говорит ему сверху: «Авраам, Авраам, я без всяких предварительных условий кормлю птиц небесных, зверей полевых, рыб морских, а ты какие-то условия стал выдвигать. Вот догони этого бедуина, посади на закорки и неси назад. И без всяких предварительных условий покорми его».

Действительно, наш Бог кормит верующих и неверующих, наш Господь пропитает и праведных и грешных, и людей и животных, и птиц небесных и зверей полевых. Заботится и промышляет о всём творении. Поэтому, гостеприимный человек он наиболее уподобляется Богу. Вот почему Авраам и сподобился Богоявления. Господь сказал Аврааму: «Через год приду к тебе и у тебя будет ребёнок». Но какой ребёнок? Аврааму девяносто девять лет, Сарре восемьдесят девять лет (она на десять лет была моложе Авраама). И Сарра услышала эти слова и засмеялась: как это у неё будет ребёнок? Господь спрашивает Авраама: «Почему засмеялась Сарра?» То есть, Господь за жену спрашивает с мужа. Сарра испугалась и говорит: «Господи! Я не смеялась». Господь говорит: «Нет, ты смеялась». Но, при этом Господь скрыл некоторые слова, которые произнесла Сарра в своём сердце. А Сарра посмеялась: «Я, такая старая, рожу? Да и господин мой старый». Так вот Господь эту вторую часть слов скрыл: «Да и господин мой старый», научая нас, людей не быть переносчиками слухов между мужем и женою, между членами одной семьи. Чтобы мы не разжигали конфликты между членами одной семьи, а даже что-то умолчали бы.

Потом два Ангела отделяются и уходят. Авраам спрашивает: «а куда же они идут?» Господь говорит: «Они идут уничтожить Содом и Гоморру» - нечестивые города. А там жил племянник Авраама по имени Лот со своими женою и дочерьми. Авраам испугался и говорит: «Господи! А если там пятьдесят праведных, неужели ты уничтожишь эти города, Содом и Гоморру с пятьюдесятью праведными?» Господь говорит: «нет, если там пятьдесят, я не уничтожу». Авраам спрашивает: «Господи! А если там только сорок праведных, неужели ты уничтожишь Содом и Гоморру, не смотря на то, что только сорок праведных?» Господь говорит: «нет, если сорок»… - потом далее - «…если тридцать, если двадцать, десять не уничтожу».

Однажды, когда я проводил радиоэфир, вдруг звонит мужчина и начинает ругать один монастырь и говорит: «там монахи какие-то все развращенные». А я ему отвечаю: «Мы же сегодня беседовали про Авраама о том, как Авраам искал в Содоме и Гоморре праведных, чтобы спасти эти города, а вы в монастырях ищете развращенных людей. Вы представляете, насколько ваше мировоззрение отличается от мировоззрения Авраама праведного? Он искал праведных в Содоме и Гоморре, а вы среди народа Божьего ищете нецеломудренных людей». Авраам был подлинный праведный, поэтому и о людях он праведно судил. Как в Писании сказано: «для нечистого всё нечисто, а для чистого всё чисто».

И Авраам умолил Бога, и эти двое Ангелов вывели семейство Лота, племянника Авраама, они были спасены от уничтожения Содома и Гоморры. Но, если бы в этих городах набралось бы хотя бы десять праведных, они бы сохранились. Как и в русском народе есть пословица: «не стоит город без святого, и село без праведного». То есть праведные - это те, которые сохраняют существование мира. Ради них мир ещё не уничтожается. И Святые Отцы писали: «Когда полк святых оскудеет - тогда конец мира». Мамврийский дуб не даст зеленую веточку и всё придет к своему трагическому завершению.

Почему мы говорим, что три Ангела - это как икона Святой Троицы? Сказано: Бога никто никогда не видел и видеть не может. Бог невидим. И если Бог явился Аврааму в лице трех Ангелов - это икона Святой Троицы. Он был посвящен таким образом в тайну Триединого Божества. А эта тайна Божественной любви, эта тайна, которая свидетельствует о том, что Бог Отец любит Бога Сына, а Бог Сын любит Бога Отца. И как Бог Отец имеет жизнь саму в себе, так и Сын имеет жизнь саму в себе; ипостась и любовь обоих имеет жизнь саму в себе, ипостась Духа Святого. Поэтому тайна Святой Троицы - это тайна Божественной любви, и Христос призывает всех нас уподобится любви Трёх. Когда Он говорит: «Будьте едины, как Я един с Отцом». А когда Дух Святой в День Пятидесятницы в эти дни сошел на апостолов и огненные языки запылали над их головами - это точно было свидетельство, что любовь Божья вошла в их сердца. Апостол Павел так и написал: «Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым».

Дух Святой, как писали древние Отцы - это любовь Отца и Сына друг к другу. Ипостась Духа Святого - это Божественная личность, которая научает и наставляет нас на всякую правду. Христос Сам говорил: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца и Он пошлет Духа Святого в сердца ваши, который напомнит вам все слова Святого Евангелия». Поэтому в этот день мы вспоминаем подлинное рождение Церкви Православной. Ибо Церковь становится Церковью, когда Дух Святой входит в сердца первых христиан. Что Бог предсказал задолго до этого словами: «Вселюсь в них, буду ходить в них, буду их Богом, а они будут моим народом».

Итак, Авраам через гостеприимство удостоился встречи с Богом. Мы через любовь Божью сподобились в День Святой Пятидесятницы стати Царственным Священством, приняв благодать помазания, приняв Духа Святого внутрь себя. Так таинственным образом события Ветхозаветные и Новозаветные переплелись в одном этом празднике, когда мы прославляем Триединого Бога и умоляем Духа Святого Сокровище благих и жизни Подателю, чтобы Он вселился в ны и очистил ны от всякие скверны. И мы все в этот день с сыновней преданностью восклицаем: Пресвятая Троица - спасай нас!