Меню
Бесплатно
Главная  /  Остекление  /  Османская империя в 16. Османская империя в xvi—xvii вв

Османская империя в 16. Османская империя в xvi—xvii вв

Турецкие завоевания первой половины XVI в. XVI в. был

временем наибольшего военно-политического могущества Османской империи. В первой половине XVI в. она присоединила к своим владениям значительные территории на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Разгромив в Чалдыранской битве 1514 г. персидского шаха Исмаила, а в 1516 г. в районе Алеппо войска египетских мамлюков, османский султан Селим I (1512-1529) включил в состав своего государства юго-восточную Анатолию, Курдистан, Сирию, Палестину, Ливан, Северную Месопотамию до Мосула, Египет и Хиджаз со священным, городами мусульман Меккой и Мединой. С завоеванием Египта турецкая традиция связывает легенду о передаче турецкому султану титула халифа, т.е. заместителя, наместника пророка Мухаммеда на земле, духовного главы всех мусульман - суннитов. Хотя сам факт подобной передачи является более поздним измышлением, теократические притязания османских султанов стали проявляться более активно именно с этого времени, когда империя подчинила себе огромные территории с мусульманским населением. Продолжая восточную политику Селима, Сулейман I Кануни (Законодатель, в европейской литературе к его имени принято добавлять эпитет Великолепный) (1520-1566) овладел Ираком, западными областями Грузии и Армении (по мирному договору с Ираном в 1555 г.), Аденом (1538 г.) и Йеменом (1546 г.). В Африке под власть османских султанов перешли Алжир (1520 г.), Триполи (1551 г.), Тунис (1574 г.). Была сделана попытка завоевания Нижнего Поволжья, но Астраханский поход 1569 г. окончился неудачей. В Европе, захватив в 1521 г. Белград, османские завоеватели предприняли на протяжении 1526-1544 гг. пять походов на Венгрию. В результате Южная и Центральная Венгрия с городом Будой была включена в состав Османской империи. Трансильвания была превращена в вассальное княжество. Турками также был захвачен остров Родос (1522 г.) и отвоеваны у венецианцев большая часть островов Эгейского моря и ряд городов Далмации.

В результате почти непрерывных агрессивных войн сложилась огромная империя, владения которой находились в трех 534

Османская империя в XVI-XVII вв.

частях света - Европе, Азии и Африке. Главный противник Османской империи на Ближнем Востоке - Иран был значительно ослаблен. Постоянным объектом ирано-турецкого соперничества был контроль над связывающими Европу с Азией традиционными торговыми путями, по которым шла караванная торговля шелком и пряностями. Войны с Ираном велись еще около столетия. Они имели религиозную окраску, так как господствующей религией в Иране был ислам шиитского толка, османские же султаны исповедовали суннизм. На протяжении всего XVI века шиизм представлял для османских властей и значительную внутреннюю опасность, поскольку в Анатолии, особенно восточной, он был весьма распространен и стал лозунгом борьбы с османским владычеством. Войны с Ираном в этих условиях требовали от османских властей большого напряжения сил.

Второй соперник Османской империи в контроле над торговыми путями - Египет перестал существовать как самостоятельное государство, его территория была включена в состав империи. Южное направление торговли через Египет, Хиджаз, Йемен и далее в Индию полностью оказалось в руках осман.

Контроль над сухопутными торговыми путями с Индией, в значительной мере перешедший к Османской империи, сталкивал ее с португальцами, закрепившимися в ряде пунктов на западном побережье Индии и пытавшимися монополизировать торговлю пряностями. В 1538 г. была предпринята турецкая морская экспедиция из Суэца в Индию для борьбы с засильем португальцев, но успеха она не имела.

Установление османского господства над множеством стран и районов, различавшихся по уровню социально-экономического и политического развития, культуре, языку и религии, оказало значительное влияние на исторические судьбы завоеванных народов.

Велики были разрушительные последствия османского завоевания, особенно на Балканах. Османское владычество замедлило темпы экономического и культурного развития этого региона. Вместе с тем нельзя не учитывать и того факта, что завоеванные народы оказали свое влияние на экономику и культуру завоевателей и внесли определенный вклад в развитие османского общества.

Военно-административное устройство Османской империи.

Османская империя была «единственной подлинно военной державой средневековья». Военный характер империи сказывался на ее государственном строе и административной структуре, которые получили законодательное оформление в своде законов, принятом в правление Сулеймана I Законодателя (Кануни).

Вся территория империи была разделена на провинции (эйа-леты). В период правления Сулеймана был создан 21 эйалет, к середине XVII в. их количество возросло до 26. Эйалеты делились на санджаки (округа). Бейлербей, правитель эйалета, и санджакбей, начальник санджака, осуществляли гражданское управление своими провинциями и округами и одновременно являлись командующими войсками феодального ополчения и местных гарнизонов янычар. Воины конного феодального ополчения (сипахи) получали земельные пожалования - тимары и зеаметы. Они были обязаны по приказу султана лично участвовать в военных походах и в зависимости от дохода с полученного ими земельного пожалования выставлять определенное число экипированных всадников. В мирное время сипахи обязаны были жить в санджаке, где находилось их земельное владение. Им поручались определенные функции надзора за состоянием земельного фонда, регулярным поступлением налога с каждого крестьянского двора, продажей и наследованием земли крестьянами, обязательной обработкой ими земли и т. д. Выполняя эти хозяйственно-организационные и полицейские обязанности и собирая с подвластного крестьянства (раайи) предписанные налоги, сипахи, по сути дела, были не только воинами, но и исполняли функции низшего звена административного аппарата империи. Сипахи получали материальное обеспечение за счет доли государственного налога с проживавшего в их тимарах или зеаметах населения. Доля эта была четко определена государством. Военные командиры и административные начальники, бейлербеи и санджакбей, наряду с доходами от пожалованных им земельных владений имели право на получение определенного вида налогов и с крестьян, проживающих во владениях рядовых сипахи. В результате этих сложных налоговых комбинаций складывалось соподчинение рядовых сипахи крупным феодалам, стоявшим на высшей военно-административной ступени. Это создавало в Османской империи своеобразную систему феодальной иерархии.

Судебного иммунитета даже у крупных феодалов в Османской империи не было. Судебные функции были обособлены и выполнялись кадиями (мусульманскими судьями), которые подчинялись не местной администрации, а лишь кадиаскерам в эйале-тах и главе мусульманской общины в империи - шейх-уль-исламу. Судопроизводство было централизовано, и султан мог (через кадиев) непосредственно осуществлять свой надзор на местах. Султан был неограниченным правителем и осуществлял административную власть через великого везира, в ведении которого находилось военно-административно-фискальное управление, и шейх-уль-ислама, ведавшего религиозными и судебными делами. Эта двойственность управления способствовала централизации государства.

Однако не все эйалеты империи имели одинаковый статус. Почти все арабские районы (кроме некоторых пограничных с Анатолией азиатских областей) сохранили традиционные доос-манские аграрные отношения и административное устройство. Там лишь размещались янычарские гарнизоны. Обязанность этих эйалетов по отношению к центральной власти заключалась в поставках в столицу ежегодной дани - сальяне - и предоставлении по требованию султана определенных контингентов войск. Еще более независимыми были хюкюметы (владения) ряда курдских и некоторых арабских племен, которые пользовались административной автономией и лишь в военное время предоставляли в распоряжение султана отряды своих войск. В состав империи входили и платившие ежегодную дань христианские княжества, своеобразные буферные пограничные территории, во внутренние дела которых Высокая Порта (правительство Османской империи) не вмешивалась. Такой статус имели Молдавия, Валахия, Трансильвания, а также Дубровник и некоторые районы Грузии и Северного Кавказа. На особом положении находились Крымское ханство, шерифат Мекки, Триполи, Тунис, Алжир, также сохранявшие особые привилегии пограничных провинций.

Новые явления в аграрных отношениях Османской империи в XVI-XVII вв. Кризис военно-ленной системы. В законодательных актах Сулеймана I были зафиксированы новые явления в аграрных отношениях Османской империи. Прежде всего, это юридическое оформление прикрепления крестьян к земле. Еще в конце XV в. в некоторых областях страны существовала практика возвращения беглых крестьян. По кодексу Сулеймана такое право получили феодалы по всей стране. Был установлен 15-летний срок розыска крестьян в сельской местности и 20-летний - в городах. Это положение не затрагивало лишь столицу - Стамбул, где беглецы не разыскивались.

Изменилось и соотношение сил внутри господствующего класса. Строгая регламентация государством доходов сипахи препятствовала росту их экономической мощи. Обострилась борьба за землю между различными прослойками класса феодалов. Источники свидетельствуют, что некоторые крупные феодалы сосредоточили в своих руках 20-30, а то и 40-50 зеа-метов и тимаров. В этом отношении особую активность проявляла дворцовая аристократия и чиновничество.

Чиновники центрального аппарата османской администрации получали за свою службу особые земельные владения - хассы. Эти владения были чрезвычайно велики по размеру; так, например, бейлербей Анатолии получал годовой доход со своего хасса 1 600 000 акче, янычарский ага - 500 000 акче (тогда как рядовой тимариот получал 3 тыс., а то и меньше). Но в отличие от владений сипахи хассы были чисто служебными пожалованиями и не передавались по наследству. Они были связаны с определенной должностью.

Характерной особенностью османской социальной структуры было то, что чиновная аристократия могла проникнуть в среду военных ленников, но обратного пути не было. Османская бюрократия пополнялась либо наследственным путем, либо за счет так называемых капыкулу - «рабов султанского двора». Последние происходили либо из бывших военнопленных, попавших в плен в раннем возрасте, либо были взяты по девширме. Дев-ширме - налог крови, принудительный набор мальчиков, проводившийся в ряде христианских районов империи. Христианских мальчиков 7-12 лет отрывали от родной среды, обращали в ислам и отправляли на воспитание в мусульманские семьи. Затем их обучали в специальной школе при султанском дворе и формировали из них отряды войск, получавших жалованье от султанов. Наибольшую известность и славу в Османской империи приобрело пешее войско этой категории - янычары. Из этой же среды формировалось и османское чиновничество разных рангов, вплоть до великого везира. Как правило, эти лица выдвигались на высшие должности известными феодальными родами, иногда самими султанами или их родственниками, и были послушными проводниками их воли.

Представители чиновнической категории господствующего класса кроме положенных им служебных хассов получали от султана и земельные владения на правах безусловной собственности - мюльк. Пожалование сановникам мюльков особенно "было распространено во второй половине XVI в.

Частые смены высших должностных лиц, казни и конфискации имущества, практиковавшиеся султанской властью, заставляли феодалов изыскивать средства для сохранения своего имущества. Практиковалось жертвование земель в вакф, т.е. в пользу мусульманских религиозных учреждений. Учредителям вакфов и их наследникам гарантировались определенные отчисления от пожертвованной собственности. Передача в вакф означала изъятие земельной собственности из юрисдикции султана и гарантировала бывшим собственникам сохранение твердых доходов. Вакуфное землевладение достигало 1/3 всех земель империи.

Сокращение имеющегося в распоряжении государства земельного фонда влекло за собой и сокращение налоговых поступлений в казну. К тому же к концу XVI в. в Османской империи начали сказываться последствия «революции цен», прокатившейся по Европе в связи с притоком американского серебра. Падал курс основной денежной единицы империи - акче. В стране назревал финансовый кризис. Разорялись ленники - сипахи. А поскольку сипахи были не только воинами-кавалеристами, но и низшим звеном административного аппарата, их разорение нарушало функционирование всей государственной системы.

С разорением сипахийской прослойки феодального класса и сокращением численности сипахийской кавалерии возросла роль армии, состоявшей на жалованье, в частности янычарского корпуса. Султанские власти, испытывая острую нужду в деньгах, все чаще сами изымали тимары и зеаметы у сипахи и прибегали к увеличению налогообложения, введению различных чрезвычайных налогов и сборов, а также к сдаче сбора налогов на откуп. Через систему откупов к эксплуатации крестьянства начали приобщаться торгово-ростовщические элементы.

В конце XVI в. страна переживала кризис военно-ленной системы. Наблюдалась дезорганизация всех звеньев османской государственной системы, усилился произвол господствующего класса. Это вызывало мощные выступления народных масс.

Народные движения в Османской империи в XVI - начале XVII в. Крупные восстания в Османской империи имели место уже в начале XVI в. Особого размаха они достигли в восточной Анатолии и проходили большей частью под шиитскими лозунгами. Однако религиозная оболочка не могла затушевать социальной сути этих восстаний. Наиболее крупными были восстания под руководством Шах-Кулу в 1511-1512 гг., Нур-Али в 1518 г., Джеляля в 1519 г. По имени вождя последнего восстания все последующие народные движения в Анатолии в XVI - начале XVII в. стали называть «джеляли». В этих движениях принимали участие как турецкое крестьянство и кочевники-скотоводы, так и нетурецкие племена и народы. Наряду с антифеодальными требованиями в движении начала XVI в. фигурировали требования, отражающие недовольство установлением османского господства в этом регионе, соперничество с османами других турецких племен и династий, стремление к независимости различных тюркских и нетюркских народностей. Большую роль в подстрекательстве к восстаниям играл персидский шах и его агенты, активно действовавшие в восточной Анатолии. Османским султанам жестокими репрессивными мерами удалось справиться с этим движением.

В конце XVI - начале XVII в. начинается новый этап движения. В этот период уже почти не встречаются религиозные шиитские лозунги. На первый план выдвигаются социальные мотивы, обусловленные кризисом военно-ленной системы, усилением налогового гнета и финансовыми затруднениями империи. В восстаниях, основной движущей силой которых было крестьянство, активное участие принимали разорившиеся тимариоты, надеявшиеся на гребне народного движения добиться восстановления своих прежних прав на землю. Наиболее крупными движениями этого периода были восстания Кара Языджи и Дели Хасана (1599-1601) и Каландер-оглу (1592-1608).

Продолжали борьбу против османского владычества и народы Балканских стран. В XVI в. наиболее распространенной формой сопротивления здесь было гайдукское движение. В 90-х гг. XVI в. вспыхнули восстания в различных районах Балканского полуострова. Это выступление сербов в Банате, валашское восстание 1594 г. во главе с господарем Михаилом Храбрым, восстания в Тырнове и ряде других городов.

Борьба с антифеодальным и народно-освободительным дви жением требовала от османских властей значительного напряжения сил. К тому же в это время происходили сепаратистские мятежи крупных феодалов. Ненадежной опорой власти стал янычарский корпус, который дважды, в 1622 и 1623 гг., участвовал в свержении султанов. В середине XVII в. османскому правительству удалось приостановить начавшийся распад империи. Однако кризис военно-ленной системы продолжался.

Международное положение Османской империи во второй половине XVI - первой половине XVII в. Османская империя все еще была сильной державой, проводившей активную внешнюю политику. Турецкое правительство широко использовало не только военные, но и дипломатические методы борьбы со своими противниками, главным из которых в Европе являлась империя Габсбургов. В этой борьбе сложился военный антигабсбургский союз Османской империи с Францией, оформленный особым договором, получившим в литературе название «капитуляция» (главы, статьи). Переговоры с Францией о заключении капитуляции шли с 1535 г. Оформлены капитуляционные отношения были в 1569 г. Принципиальное значение их состояло в том, что султанское правительство создало французским купцам льготные условия для торговли в Османской империи, предоставило им право экстерриториальности, установило низкие таможенные пошлины. Эти уступки являлись односторонними. Они рассматривались османскими властями как не столь важные в сравнении с установлением военного взаимодействия с Францией в антигабсбургской войне. Однако в дальнейшем капитуляции сыграли отрицательную роль в судьбах Османской империи, создав благоприятные условия для установления экономической зависимости империи от западно-европейских стран. Пока же в этом договоре и в последовавших за ним аналогичных договорах с Англией и Голландией еще не было элементов неравноправия. Они давались как милость султана и были действительны лишь в период его правления. У каждого следующего султана европейские послы должны были снова добиваться согласия на подтверждение капитуляций.

Первые дипломатические контакты с Россией были установлены Османской империей (по инициативе турок) еще в конце XV в. В 1569 г. после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств произошел первый военный конфликт России с турками, желавшими воспрепятствовать присоединению Астрахани к России. В последующий период более 70 лет между Россией и Османской империей не было крупных военных столкновений.

Войны с Ираном шли с переменным успехом. В 1639 г. были установлены границы, существенно не менявшиеся в течение длительного времени. В составе Османской империи оставались Багдад, Западная Грузия, Западная Армения и часть Курди-стана.

Длительные и упорные войны вела Османская империя с Венецией. В результате к османским владениям были присоединены острова Кипр (1573 г.) и Крит (1669 г.). Именно в войне с Венецией и Габсбургами в 1571 г. турки потерпели первое серьезное поражение в морской битве при Лепанто. Хотя этот разгром и не имел серьезных последствий для империи, он явился первым внешним проявлением начавшегося упадка ее военной мощи.

Война с Австрией (1593-1606), австро-турецкие договоры 1615 и 1616 гг. и война с Польшей (1620-1621) привели к некоторым территориальным уступкам Османской империи Австрии и Польше.

Продолжение бесконечных войн с соседями ухудшило и без того сложное внутреннее положение страны. Во второй половине XVII в. внешнеполитические позиции Османской империи значительно ослабли.

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

Османская империя (в Европе ее традиционно называли Оттоманской империей) – крупнейшее турецкое государство-султанат, наследница мусульманского Арабского халифата и христианской Византии.

Османы – династия турецких султанов, которая правила государством с 1299 по 1923 г. Османская империя сформировалась в XV–XVI вв. в результате турецких завоеваний в Азии, Европе и Африке. За 2 века небольшой и мало кому известный Османский эмират стал огромной империей, гордостью и силой всего мусульманского мира.

Империя турок просуществовала 6 столетий, занимая в период наивысшего расцвета, с середины XVI в. по последнее десятилетие XVIII в., обширные земли – Турцию, Балканский полуостров, Месопотамию, Северную Африку, побережья Средиземного и Черного морей, Ближний Восток. В этих границах империя просуществовала большой исторический период, представляя собой ощутимую угрозу всем соседним странам и отдаленным территориям: армии султанов опасались вся Западная Европа и Россия, а турецкий флот безраздельно господствовал в Средиземном море.

Превратившись из небольшого тюркского княжества в сильное военно-феодальное государство, Османская империя почти 600 лет яростно боролось против «неверных». Турки-османы, продолжив дело своих предшественников арабов, захватили Константинополь и все территории Византии, превратив бывшую мощную державу в мусульманскую землю и связав Европу с Азией.

После 1517 г., утвердив свою власть над святыми местами, османский султан стал служителем двух древних святынь – Мекки и Медины. Присвоение этого сана наделило османского владыку особой обязанностью – защищать святые мусульманские города и способствовать благополучию ежегодного паломничества к святыням правоверных мусульман. С этого периода истории Османское государство почти полностью сливается с мусульманством и всячески старается расширить территории его влияния.

Османская империя, к ХХ в. уже достаточно растерявшая былое величие и мощь, окончательно распалась после поражения в Первой мировой войне, ставшей смертельной для многих государств мира.

У истоков цивилизации

Начало существования турецкой цивилизации следует отнести к периоду Великого переселения народов, когда в середине I тысячелетия тюркские переселенцы из Малой Азии нашли себе пристанище под властью византийских императоров.

В конце XI в., когда гонимые крестоносцами сельджукские султаны переселились к границам Византии, тюрки-огузы, являясь основным народом султаната, ассимилировались с местным анатолийским населением – греками, персами, армянами. Так рождалась новая нация – турки, представители тюрко-исламской группы, окруженные христианским населением. Окончательно турецкая народность была сформирована в XV в.

В ослабевшем государстве Сельджуков придерживались традиционного ислама, а потерявшая мощь центральная власть опиралась на чиновников, состоявших из греков и персов. На протяжении XII–XIII вв. власть верховного правителя становилась все менее заметной одновременно с усилением власти местных беев. После вторжения монголов в середине XIII в. сельджукская держава практически перестает существовать, раздираемая изнутри волнениями религиозных сектантов. К XIV в. из десяти бейликов, расположенных на территории государства, заметно возвышается западный, которым сначала управлял Эртогрул, а затем его сын Осман, ставший позднее основателем огромной турецкой державы.

Рождение империи

Основоположник империи и его преемники

Осман I, турецкий бей династии Османов, является основателем Османской династии.

Став правителем горного района, Осман в 1289 г. получил от сельджукского султана титул бея. Придя к власти, Осман сразу отправился на завоевание византийских земель и первый же захваченный византийский городок Мелангию сделал своей резиденцией.

Осман родился в небольшом горном местечке Сельджукского султаната. Отец Османа, Эртогрул, получил соседние с византийскими земли от султана Ала-ад-Дина. Тюркское племя, к которому принадлежал Осман, считало священным делом захват соседних территорий.

После побега сверженного сельджукского султана в 1299 г. Осман создал независимое государство на основе собственного бейлика. За первые годы XIV в. основатель Османской империи сумел значительно расширить территорию нового государства и перенес свою ставку в город-крепость Эпишехир. Сразу же после этого османская армия стала совершать набеги на византийские города, расположенные на черноморском побережье, и на византийские области в районе пролива Дарданеллы.

Продолжил османскую династию сын Османа Орхан, начавший свою военную карьеру с удачного взятия Бурсы, мощной крепости в Малой Азии. Орхан объявил процветающий укрепленный город столицей государства и велел начать чеканку первой монеты Османской империи – серебряного акче. В 1337 г. турки одержали несколько блестя щих побед и заняли территории до Босфора, сделав завоеванный Исмит главной верфью государства. Одновременно Орхан присоединил соседние турецкие земли, и под его владычеством к 1354 г. оказались северо-западная часть Малой Азии до восточных берегов пролива Дарданеллы, часть его европейского побережья, включая город Галлиополь, и Анкара, отбитая у монголов.

Сын Орхана Мурад I (рис. 8) стал третьим правителем Османской империи, прибавившим к ее владениям территории около Анкары и отправившийся с военным походом в Европу.

Рис. 8. Правитель Мурад I


Мурад был первым султаном османской династии и настоящим поборником мусульманства. В городах страны начали строить первые в турецкой истории школы.

После первых же побед в Европе (завоевание Фракии и Пловдива) на европейское побережье хлынул поток тюркских поселенцев.

Султаны скрепляли указы-фирманы собственной имперской монограммой – тугрой. Сложный восточный узор включал в себя имя султана, имя его отца, титул, девиз и эпитет «всегда победоносный».

Новые завоевания

Большое внимание Мурад уделял совершенствованию и укреплению армии. Впервые в истории была создана профессиональная армия. В 1336 г. правитель сформировал корпус янычар, позднее превратившийся в личную охрану султана. В дополнение к янычарам была создана конная армия сипахов, и в результате этих коренных изменений турецкая армия стала не только многочисленной, но и необычайно дисциплинированной и мощной.

В 1371 г. на реке Марице турки разбили объединенную армию южно-европейских государств и захватили Болгарию и часть Сербии.

Следующая блестящая победа была одержана турками в 1389 г., когда янычары впервые взяли в руки огнестрельное оружие. В том году состоя лось историческое сражение на Коссовом поле, когда, разгромив крестоносцев, турки-османы присоединили к своим землям значительную часть Балкан.

Сын Мурада Байазид во всем продолжил политику отца, но в отличие от него отличался жестокостью и предавался разврату. Байазид довершил разгром Сербии и превратил ее в вассала Османской империи, став полновластным хозяином на Балканах.

За быстрые передвижения армии и энергичные действия султан Байазид получил прозвище Ильдерим (Молния). Во время молниеносного похода в 1389–1390 гг. он подчинил Анатолию, после чего турки овладели почти всей территорией Малой Азии.

Байазиду пришлось сражаться одновременно на двух фронтах – с византийцами и крестоносцами. 25 сентября 1396 г. турецкая армия разгромила огромное войско крестоносцев, получив в подчинение все болгарские земли. На стороне турок, по описанию современников, сражались более 100 000 человек. Многие знатные европейцы-крестоносцы попали в плен, позднее их выкупали за огромные деньги. В столицу османского султана потянулись караваны вьючных животных с дарами императора Карла VI Французского: золотыми и серебряными монетами, шелковыми тканями, коврами из Арраса с вытканными на них картинами из жизни Александра Македонского, охотничьими соколами из Норвегии и многим другим. Правда, дальнейших походов в Европу Байазид не совершал, отвлеченный восточной опасностью со стороны монголов.

После неудачной осады Константинополя в 1400 г. туркам пришлось сражаться с татарской армией Тимура. 25 июля 1402 г. произошла одна из величайших битв Средневековья, во время которой под Анкарой встретились армия турок (около 150 000 человек) и армия татар (около 200 000 человек). Армия Тимура, кроме хорошо обученных воинов, имела на вооружении более 30 боевых слонов – довольно мощное оружие при наступлении. Янычары, показав необычайную смелость и силу, все-таки были разбиты, а Байазид захвачен в плен. Армия Тимура разграбила всю Османскую империю, истребила или захватила в плен тысячи людей, сожгла красивейшие города и поселки.

Мухаммад I правил империей с 1413 по 1421 г. На всем протяжении своего правления Мухаммад состоял с Византией в добрых отношениях, обратив свое основное внимание на обстановку в Малой Азии и совершив первый в истории турок поход в Венецию, закончившийся неудачей.

Мурад II, сын Мухаммада I, взошел на престол в 1421 г. Это был справедливый и энергичный правитель, много времени уделявший развитию искусств и градостроительству. Мурад, справляясь с внутренними распрями, совершил удачный поход, овладев византийским городом Фессалоникой. Не менее удачными были и сражения турок против сербской, венгерской и албанской армий. В 1448 г. после победы Мурада над объединенной армией крестоносцев, была предрешена судьба всех народов Балкан – на несколько веков над ними нависло турецкое владычество.

Перед началом исторической битвы в 1448 г. между объединенной европейской армией и турками через ряды османского войска была пронесена на кончике копья грамота с договором о перемирии, нарушенным в очередной раз. Тем самым османы показали, что мирные договоры их не интересуют, – только сражения и только наступление.

С 1444 по 1446 г. империей правил турецкий султан Мухаммад II, сын Мурада II.

Правление этого султана на протяжении 30 лет превратило державу в мировую империю. Начав правление с уже ставшей традиционной казни родственников, потенциально претендовавших на трон, честолюбивый юноша показал свою силу. Мухаммад, получивший прозвище Завоеватель, стал жестким и даже жестоким правителем, но в то же время имел прекрасное образование и владел четырьмя языками. Султан приглашал к своему двору ученых и поэтов из Греции и Италии, много средств выделял на строительство новых зданий и развитие искусства. Главной своей задачей султан поставил завоевание Константинополя, при этом отнесся к ее реализации очень обстоятельно. Напротив византийской столицы в марте 1452 г. была заложена крепость Румелихисар, в которой установили новейшие пушки и разместили сильный гарнизон.

В результате Константинополь оказался отрезанным от Причерноморья, с которым его связывала торговля. Весной 1453 г. к византийской столице подошли огромная сухопутная армия турок и мощный флот. Первый штурм города не увенчался успехом, но султан приказал не отступать и организовать подготовку нового штурма. После перетаскивания в константинопольскую бухту по специально сооруженному над железными заградительными цепями настилу части кораблей город оказался в кольце турецких войск. Сражения шли ежедневно, но греческие защитники города показывали образцы смелости и упорства.

Осада не была сильным местом османской армии, и турки победили только за счет тщательного окружения города, численного перевеса сил приблизительно в 3,5 раза и благодаря наличию осадных орудий, пушек и мощной мортиры с ядрами весом по 30 кг. Перед главным штурмом Константинополя Мухаммад предложил жителям сдаться, обещав пощадить их, но они, к его огромному изумлению, отказались.

Генеральный штурм был начат 29 мая 1453 г., и отборные янычары при поддержке артиллерии ворвались в ворота Константинополя. 3 дня турки грабили город и убивали христиан, а храм Святой Софии впоследствии был превращен в мечеть. Турция стала настоящей мировой державой, провозгласив своей столицей древнейший город.

В последующие годы Мухаммад сделал своей провинцией завоеванную Сербию, покорил Молдову, Боснию, немного позже – Албанию и захватил всю Грецию. Одновременно турецкий султан завоевал обширные территории в Малой Азии и стал властителем всего Малоазийского полуострова. Но и на этом он не остановился: в 1475 г. турки захватили многие крымские города и город Тану в устье Дона на Азовском море. Крымский хан официально признал власть Османской империи. Вслед за этим были завоеваны территории сефевидского Ирана, а в 1516 г. под властью султана оказались Сирия, Египет и Хиджаз с Мединой и Меккой.

В начале XVI в. завоевательские походы империи были направлены на восток, на юг и на запад. На востоке Селим I Грозный одержал победу над Сефевидами и присоединил к своему государству восточную часть Анатолии и Азербайджан. На юге османы подавили воинственных мамлюков и взяли под контроль торговые пути по побережью Красного моря к Индийскому океану, в Северной Африке дошли до Марокко. На западе Сулейман Великолепный в 1520-х гг. захватил Белград, Родос, венгерские земли.

На пике могущества

Османская империя вступила в стадию наивысшего расцвета в самом конце XV в. при султане Селиме I и его преемнике Сулеймане Великолепном, которые добились значительного расширения территорий и установили надежное централизованное управление страной. Время правления Сулеймана вошло в историю как «золотой век» Османской империи.

Начиная с первых лет XVI в., империя турок превратилась в самую мощную державу Старого Света. Современники, побывавшие на землях империи, в своих записках и воспоминаниях с восторгом описывали богатство и роскошь этой страны.

Сулейман Великолепный

Султан Сулейман – легендарный правитель Османской империи. Во времена его правления (1520–1566 гг.) огромная держава стала еще больше, города – красивее, дворцы – роскошнее. В историю Сулейман (рис. 9) вошел также под прозвищем Законодатель.

Рис. 9. Султан Сулейман


Став султаном в 25 лет, Сулейман значительно расширил границы государства, захватив в 1522 г. Родос, в 1534 г. – Месопотамию, в 1541 г. Венгрию.

Правителя Османской империи традиционно называли султаном, титулом арабского происхождения. Считается правильным использование таких терминов, как «шах», «падишах», «хан», «цезарь», пришедшие от разных народов, находившихся под властью турок.

Сулейман способствовал культурному процветанию страны, при нем во многих городах империи были построены красивые мечети, роскошные дворцы. Знаменитый император был неплохим поэтом, оставив свои сочинения под псевдонимом Мухибби (Влюбленный в Бога»). В годы правления Сулеймана в Багдаде жил и творил замечательный турецкий поэт Физули, написавший поэму «Лейла и Меджун». Прозвище Султан Среди Поэтов получил служивший при дворе Сулеймана Махмуд Абд аль-Баки, отразивший в своих поэмах жизнь высшего общества государства.

Султан заключил законный брак с легендарной Роксоланой, прозванной Смешливой, одной из рабынь славянского происхождения в гареме. Такой поступок был по тем временам и согласно шариату явлением исключительным. Роксолана родила султану наследника, будущего императора Сулеймана II и много времени посвящала меценатству. Большим влиянием супруга султана обладала на него и в делах дипломатических, особенно в отношениях с западными странами.

Для того чтобы оставить о себе память в камне, Сулейман пригласил известного архитектора Синана для создания мечетей в Стамбуле. Приближенные императора также возводили крупные религиозные сооружения с помощью знаменитого зодчего, в результате чего столица заметно преобразилась.

Гаремы

Гаремы с несколькими женами и наложницами, разрешенные исламом, могли себе позволить только состоятельные люди. Султанские гаремы стали неотъемлемой частью империи, ее визитной карточкой.

Гаремами, кроме султанов, обладали визири, беи, эмиры. Подавляющее большинство населения империи имело по одной жене, как положено во всем христианском мире. Ислам же официально разрешал мусульманину иметь четырех жен и несколько рабынь.

Султанский гарем, породивший множество легенд и преданий, на самом деле представлял собой сложную организацию со строгими внутренними порядками. Управляла этой системой мать султана, «валиде султан». Главными ее помощниками были евнухи и рабыни. Понятно, что жизнь и сила власти управительницы султана напрямую зависели от судьбы ее высокопоставленного сына.

В гареме жили девушки, захваченные во время войн или приобретенные на невольничьих рынках. Независимо от их национальности и вероисповедания до попадания в гарем все девушки становились мусульманками и обучались традиционным для ислама искусствам – вышиванию, пению, умению вести беседу, музыке, танцам, литературе.

Находясь в гареме длительное время, его обитательницы проходили несколько ступеней и званий. Сначала их называли джарийе (новичками), затем довольно в скором времени их переименовывают в шагирт (учениц), со временем они становились гедикли (компаньонками) и уста (мастерицами).

Бывали в истории и единичные случаи, когда султан признавал наложницу своей законной супругой. Случалось это чаще тогда, когда наложница рожала правителю долгожданного сына-наследника. Яркий пример – Сулейман Великолепный, женившийся на Роксолане.

Снискать внимание султана могли только девушки, достигшие ступени мастериц. Из их числа правитель выбирал себе постоянных любовниц, фавориток и наложниц. Многие представительницы гарема, ставшие любовницами султана, награждались собственным жильем, драгоценностями и даже рабынями.

Законный брак не был предусмотрен шариатом, но султан выбирал себе из всех обитательниц гарема четырех жен, находившихся в привилегированном положении. Из них главной становилась родившая султану сына.

После смерти султана всех его жен и наложниц отправляли в Старый дворец, находившийся за пределами города. Новый правитель государства мог разрешить отставным красавицам выйти замуж или перейти к нему в гарем.

Столица империи

Великий город Истанбул, или Стамбул (ранее Бизанс и затем Константинополь), являлся сердцем Османской империи, ее гордостью.

Страбон сообщал, что город Бизанс был основан греческими колонистами в VII в. до н. э. И назван в честь их предводителя Визаса. В 330 г. город, ставший крупным торговым и культурным центром, императором Константином был превращен в столицу Восточной Римской империи. Новый Рим был переименован в Константинополь. Третий раз город наименовали турки, захватив давно желанную столицу Византии. Название Истанбул дословно означает «к городу».

Захватив Константинополь в 1453 г., турки сделали этот старинный город, называвшийся ими «порогом счастья», новым мусульманским центром, возвели несколько величественных мечетей, мавзолеев и медресе, всячески способствовали дальнейшему расцвету столицы. Большинство христианских храмов были переделаны в мечети, в центре города устроен большой восточный базар, вокруг него – караван-сараи, фонтаны, больницы. Исламизация города, начатая султаном Мехмедом II, продолжалась при его преемниках, стремившихся коренным образом изменить бывшую христианскую столицу.

Для грандиозного строительства требовались рабочие, и султаны всячески способствовали переселению в столицу и мусульманского, и немусульманского населения. В городе появляются мусульманские, еврейские, армянские, греческие, персидские кварталы, в которых быстрыми темпами развивались ремесла и торговля. В центре каждого квартала строились церковь, мечеть или синагога. Многонациональный город с уважением относился к любой религии. Правда, позволенная высота дома у мусульман была несколько выше, чем у представителей других вероисповеданий.

В конце XVI в. в османской столице проживали более 600 000 жителей – это был самый большой город мира. Надо отметить, что все остальные города Османской империи, кроме Стамбула, Каира, Алеппо и Дамаска, скорее, можно было назвать крупными сельскими поселениями, численность жителей в которых редко превышало 8000 человек.

Военная организация империи

Общественный строй Османской империи был полностью подчинен военной дисциплине. Как только захватывалась новая территория, она делилась на лены между военными предводителями без права передачи земли по наследству. При таком землепользовании в Турции не появлялся институт дворянства, некому было претендовать на разделение верховной власти.

Каждый мужчина империи был воином и начинал свою службу с простого солдата. Каждый владелец земного надела (тимара) обязан был бросить все мирные дела и вступить в войско при начале войны.

Приказы султана в точности передавались двум беям одного берлика, как правило, европейцу и турку, те передавали приказ управителям районов (санджаков), а те, в свою очередь, доносили сведения до мелких правителей (алийбеев), от которых приказы переходили к вождям небольших военных отрядов и к начальникам группы отрядов (тимарлитам). После получения приказов все собирались на войну, садились на коней и армия молниеносно была готова к новым захватам и битвам.

Дополняли войско наемные отряды и гвардейцы-янычары, набиравшиеся среди пленных юношей из других стран мира. В первые годы существования государства вся территория делилась на санджаки (знамя), во главе которых стоял санджак-бей. Бей был не только управляющим, но и предводителем собственного небольшого войска, состоявшего из родственников. Со временем, превратившись из кочевников в оседлое население империи, турки создали регулярное войско из всадников-сипахов.

Каждый воин-сипах за службу получал земельный надел, за который уплачивал в казну определенный налог и который мог передавать по наследству только тому из преемников, кто поступал на службу в армию.

В XVI в. дополнительно к сухопутной армии султан создал на Средиземном море большой современный флот, который главным образом состоял из больших галер, фрегатов, галиотов и гребных лодок. С 1682 г. произошел переход от парусных кораблей к весельным. Гребцами на флоте служили как военнопленные, так и преступники. Ударной силой на реках были особые канонерные шлюпки, участвовавшие не только в крупных военных сражениях, но и в подавлении восстаний.

За 6 веков существования Османской империи ее могущественная армия 3 раза менялась коренным образом. На первом этапе (с XIV по XVI в.) турецкое войско считалось одним из самых боеспособных во всем мире. Его могущество было основано на сильном авторитете султана, поддерживавшемся местными правителями, и на жесточайшей дисциплине. Гвардия султана, состоявшая из янычаров, хорошо организованная кавалерия также значительно усиливали войско. Кроме того, это было, безусловно, хорошо вооруженное войско с многочисленными артиллерийскими орудиями.

На втором этапе (в XVII в.) турецкая армия переживала кризис из-за значительного сокращения завоевательских походов и, следовательно, уменьшения военной добычи. Янычары из боеспособной единицы большой армии превратились в личную охрану султана и принимали участие во всех внутренних раздорах. Новые войска наемников, снабжавшиеся хуже, чем раньше, постоянно поднимали восстания.

Третий этап, наступивший в начале XVIII в., тесно связан с попытками перестроить ослабевшее войско, чтобы вернуть ему былую мощь и силу. Турецкие султаны вынуждены были пригласить западных инструкторов, что вызывало острую реакцию янычаров. В 1826 г. султану пришлось распустить корпус янычаров.

Внутреннее устройство империи

Главную роль в экономике огромной империи играли сельское хозяйство, земледелие и животноводство.

Все земли империи находились в государственном владении. Воины – командиры сипахов – становились обладателями крупных земельных наделов (зеаметов), на которых работали нанятые крестьяне-райя. Заимы и находившиеся под их руководством тимариоты были основой огромной турецкой армии. Кроме того, в армии служили ополчение и янычары-гвардейцы. Военные школы, в которых воспитывались будущие воины, находились в подчинении монахов суфийского ордена Бекташи.

Казна государства постоянно пополнялась за счет военной добычи и налогов, а также в результате развития торговли. Постепенно в военизированном государстве сложилась чиновничья прослойка, имевшая право на владение земельными участками типа тимаров. Вокруг султана находились близкие ему люди, крупные землевладельцы из числа родственников правителя. Все руководящие должности в государственном аппарате управления занимали также представители того рода, к которому принадлежал султан; позже именно такое положение дел послужило одной из причин ослабления империи. Султан располагал огромным гаремом, и после его смерти множество наследников претендовало на трон, что вызывало постоянные споры и распри внутри окружения султана. В период расцвета государства почти официально выработалась система убийства одним из наследников всех потенциальных соперников на престол.

Верховным органом государства, полностью подвластным султану, был Высочайший совет (диван-и-хумайюн), состоявший из визирей. Законодательство империи подчинялось исламскому праву, шариату и принятому в середине XV в. своду законов. Вся власть подразделялась на три крупные части – военно-административную, финансовую и судебно-религиозную.

Сулейман I Великолепный, правивший в середине XVI в., получил второе прозвище – Кануни (Законодатель) благодаря нескольким своим удачным законопроектам, усилившим центральную власть.

В начале XVI в. в стране насчитывались 16 крупных областей, во главе каждой из которых стоял губернатор-бейлербей. В свою очередь, большие области были поделены на мелкие уезды-санджаки. Все местные правители подчинялись великому визирю.

Характерной чертой Османской империи было неравноправное положение иноверцев – греков, армян, славян, иудеев. Турки, находившиеся в меньшинстве, и немногочисленные арабы-мусульмане были освобождены от дополнительных налогов и занимали все руководящие посты в государстве.

Население империи

По приблизительным подсчетам, все население империи в период расцвета государства составляло около 22 млн человек.

Мусульмане и немусульмане – две большие группы в населении Османской империи.

Мусульмане, в свою очередь, делились на аскеров (всех военнослужащих и чиновников государства) и райя (дословно – «пасомые», сельские жители-земледельцы и простые горожане, а в некоторые периоды истории – и купцы). В отличие от крестьян средневековой Европы райя не были прикреплены к земле и в большинстве случаев могли переселиться на другое место или стать ремесленниками.

Немусульмане составляли три крупные религиозные части, в которые входили православные христиане (рум, или ромеи) – балканские славяне, греки, православные арабы, грузины; восточные христиане (эрмени) – армяне; иудеи (яхуди) – караиты, романиоты, сефарды, ашкенази.

Положение христиан и иудеев, т. е. немусульман, было определено исламским законом (шариатом), который позволял представителям других народов и вероисповеданий жить на территории империи, придерживаться своих верований, но обязывал уплачивать подушную подать как подданных, стоявших на ступень ниже, чем все мусульмане.

Все представители иных религий должны были отличаться по внешнему виду, носить другую одежду, воздерживаясь от ярких цветов в ней. Коран запрещал немусульманину жениться на девушке-мусульманке, а на суде в решении любых вопросов и споров приоритет отдавался мусульманам.

Греки в основном занимались мелкой торговлей, ремеслом, держали трактиры или посвящали себя морскому делу. Армяне контролировали торговлю шелком между Персией и Стамбулом. Евреи находили себя в выплавке металлов, ювелирном деле, ростовщичестве. Славяне занимались ремеслами или служили в христианских военных отрядах.

Согласно мусульманской традиции человек, освоивший профессию и приносивший пользу людям, считался счастливым и достойным членом общества. Все жители огромной державы получали какую-либо профессию, поддерживаемые в этом примером великих султанов. Так, правитель империи Мехмед II освоил садовое дело, а Селим I и Сулейман Великолепный были высококлассными ювелирами. Многие султаны писали стихи, прекрасно владея этим искусством.

Такое положение дел сохранялось до 1839 г., когда все подданные империи согласно принятому закону во время начавшегося периода реформ (танзимата) получили равные права.

Положение раба в обществе османов было намного лучше, чем в античном мире. Специальные статьи Корана предписывали оказывать рабу медицинскую помощь, хорошо его кормить и помогать в старости. За жестокое отношение к рабу мусульманину грозило серьезное наказание.

Особую категорию населения империи составляли рабы (келе), бесправные люди, как и во всем остальном мире рабовладельцев. В Османской империи раб не мог иметь дома, имущества, не имел права на наследство. Заключать брак раб мог только по разрешению хозяина. Рабыня-наложница, родившая ребенка своему господину, становилась свободной после его смерти.

Рабы в Османской империи помогали вести хозяйство, служили сторожами в мавзолеях, медресе и мечетях, евнухами, которые охраняли гарем и своего господина. Женщины-рабыни в большинстве становились наложницами и служанками. В армии и сельском хозяйстве рабы использовались гораздо меньше.

Арабские государства под властью империи

Процветавший во времена Аббасидов Багдад пришел в полный упадок после нашествия армии Тимура. Опустело и богатое Двуречье, сначала превратившись в малонаселенный район сефевидского Ирана, а в середине XVIII в. ставшее отдаленной частью Османской империи.

Турция постепенно усилила политическое влияние над территориями Ирака и всячески развивала колониальную торговлю.

Населенная арабами Аравия, формально подчиняясь власти султанов, оставила за собой значительную независимость во внутренних делах. В Центральной Аравии на протяжении XVI–XVII вв. хозяйничали бедуины, руководимые шейхами, а в середине XVIII в. на ее территории был создан эмират ваххабитов, распространивший свое влияние почти на всю территорию Аравии, включая Мекку.

В 1517 г., завоевав Египет, турки почти не вмешивались во внутренние дела этого государства. Управление Египтом осуществлял паша, назначаемый султаном, а на местах по-прежнему значительным влиянием обладали мамлюкские беи. В кризисный период XVIII в. Египет отошел от империи и мамлюкские правители повели самостоятельную политику, в результате чего Наполеон легко захватил страну. Только давление со стороны Великобритании заставило правителя Египта Махуммеда-Али признать суверенитет султана и вернуть Турции территории Сирии, Аравии и Крита, захваченные мамлюками.

Важной частью империи была Сирия, подчинившаяся султану почти полностью за исключением горных областей страны.

Восточный вопрос

Захватив в 1453 г. Константинополь и переименовав его в Стамбул, Османская империя на несколько столетий установила власть над европейскими землями. На повестку дня в очередной для Европы раз встал восточный вопрос. Теперь он звучал так: как далеко может проникнуть турецкая экспансия и как долго это может продолжаться?

Речь шла об организации нового Крестового похода против турок, но ослабевшие к этому времени церковь и императорское правление не смогли собрать силы для его организации. Ислам находился в стадии своего процветания и имел огромный моральный перевес в мусульманском мире, что благодаря цементирующему свойству ислама, крепкой военной организации государства и авторитету власти султанов позволило Османской империи укрепиться на юго-востоке Европы.

На протяжении следующих 2 столетий турки сумели присоединить к своим владениям еще более обширные территории, чем весьма пугали христианский мир.

Обуздать турок и обратить их в христианство сделал попытку Папа Римский Пий II. Он составил послание к турецкому султану, в котором предлагал тому принять христианство, утверждая, что крещение возвеличит правителя османов. Турки даже не удосужились послать ответ, начав новые завоевания.

На протяжении долгих лет европейские державы вынуждены были считаться с политикой Османской империи на территориях, населенных христианами.

Кризис империи начался изнутри вместе с ускоренным ростом ее населения во второй половине XVI в. В стране появилось большое количество безземельных крестьян, а тимары, уменьшаясь в размерах, приносили сокращавшийся с каждым годом доход.

В Сирии вспыхнули народные бунты, а в Анатолии восстали против непомерных налогов крестьяне.

Исследователи считают, что закат Османского государства относится ко времени правления Ахмеда I (1603–1617 гг.). Его преемник, султан Осман II (1618–1622 гг.) впервые за всю историю Османского государства был смещен с трона и казнен.

Потеря военной мощи

После разгрома турецкого флота при Лепанто в 1571 г. заканчивается безраздельное морское господство империи. К этому прибавились неудачи в сражениях с армией Габсбургов, проигранные персам битвы в Грузии и Азербайджане.

На рубеже XVII–XVIII вв. Турция впервые за всю историю существования империи проиграла несколько битв подряд. Уже невозможно было скрыть заметное ослабление военной мощи государства и его политического могущества.

С середины XVIII в. Османской империи пришлось раздавать так называемые капитуляции за поддержку ее в военных столкновениях.

Капитуляции – особые льготы, впервые предоставленные турками французам за помощь в войне с Габсбургами в 1535 г. В XVIII в. подобных льгот добились несколько европейских держав, в том числе могущественная Австрия. С этого времени капитуляции стали превращаться в неравноправные торговые договоры, предоставлявшие европейцам преимущества на турецком рынке.

По Бахчисарайскому договору 1681 г. Турция вынуждена была отказаться от территории Украины в пользу России. В 1696 г. армия Петра I отбила у турок крепость Азак (Азов), в результате чего Османская империя потеряла земли на побережье Азовского моря. В 1718 г. Османская империя покинула Западную Валахию и Сербию.

Начавшееся на рубеже XVII–XVIII вв. ослабление империи привело к постепенной потере ее былой мощи. В XVIII в. Турция в результате проигранных Австрии, России и Ирану сражений потеряла часть Боснии, побережье Азовского моря с крепостью Азов, запорожские земли. Османские султаны уже не могли оказывать политическое воздействие на соседние Грузию, Молдову, Валахию, как это было раньше.

В 1774 г. был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Россией, по которому турки потеряли значительную часть северного и восточного побережья Черного моря. Крымское ханство получило независимость – впервые Османская империя потеряла мусульманские территории.

К XIX в. из-под влияния султаната вышли территории Египта, Магриба, Аравии и Ирака. Наполеон нанес серьезный удар по престижу империи, совершив удачную для французской армии египетскую военную экспедицию. Вооруженные ваххабиты отбили у империи большую часть Аравии, перешедшую под власть правителя Египта Мухамеда-Али.

В начале XIX в. от Османского султаната отпала Греция (в 1829 г.), за тем французы в 1830 г. захватили Алжир и сделали его своей колонией. В 1824 г. произошел конфликт турецкого султана с Мехмедом Али, египетским пашой, в результате чего Египет добился автономии. От некогда великой империи земли и страны отпадали с невероятной быстротой.

Упадок военного могущества, распад системы землевладения привели к культурному, экономическому и политическому замедлению развития страны. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться европейские державы, поставившие на повестку дня вопрос о том, что же делать с огромной державой, потерявшей большую часть мощи и самостоятельности.

Спасительные реформы

Османские султаны, правившие на протяжении XIX в., пытались укрепить военно-земледельческую систему путем проведения ряда реформ. Селим III и Махмуд II предприняли попытки улучшить старую систему тимаров, но поняли, что этим невозможно вернуть империи былую мощь.

Административные реформы были направлены главным образом на создание турецкой армии нового типа, армии, включающей в себя артиллерию, сильный флот, гвардейские отряды, специализированные инженерные подразделения. Из Европы были привезены консультанты, помогавшие перестроить армию и минимизировать старые от ношения в войсках. В 1826 г. специальным указом Махмуда был расформирован корпус янычар, так как последние восставали против нововведений. Вместе с былым величием корпуса потерял свое могущество и влиятельный суфийский орден, занимавший в этот период истории реакционную позицию. Кроме коренных изменений в армии, были проведены реформы, изменившие систему управления государством и внесшие в нее европейские заимствования. Весь период реформ в империи получил название танзимата.

Танзимат (в переводе с арабского – «упорядочение») – серия прогрессивных реформ в Османской империи с 1839 по 1872 гг. Реформы способствовали развитию в государстве капиталистических отношений и полному переустройству армии.

В 1876 г. в результате реформаторского движения «новых османов» была принята первая турецкая Конституция, правда, приостановленная деспотичным правителем Абдул Хамидом. Реформы XIX в. превратили Турцию из отсталой к этому времени восточной державы в самодостаточную европейскую страну с современной системой налогообложения, образования и культуры. Но в качестве могущественной империи Турция существовать уже не могла.

На руинах былого величия

Берлинский конгресс

Русско-турецкие войны, борьба многочисленных порабощенных народов против турок-мусульман заметно ослабили огромную империю и привели к созданию новых самостоятельных государств в Европе.

Согласно Сан-Стефанскому мирному соглашению 1878 г., закрепившему результаты Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., был проведен Берлинский конгресс с участием представителей всех крупных держав Европы, а также Ирана, Румынии, Черногории, Сербии.

По этому договору Закавказье отходило к России, Болгария была объявлена автономным княжеством, во Фракии, Македонии и Албании турецкому султану надлежало провести реформы, направленные на улучшение положения местного населения.

Черногория и Сербия получили независимость и стали королевствами.

Закат империи

В конце XIX в. Османская империя превратилась в страну, зависимую от нескольких государств Западной Европы, диктовавших ей свои условия развития. В стране образовалось движение младотурок, стремившихся к политической свободе страны и к освобождению от деспотической власти султанов. В результате младотурецкой революции 1908 г. султан Абдул Хамид II, за свою жестокость прозванный Кровавым, был свергнут, а в стране установилась конституционная монархия.

В этом же году Болгария объявила себя независимым от Турции государством, провозгласив Третье Болгарское царство (под владычеством Турции Болгария находилась почти 500 лет).

В 1912–1913 гг. Болгария, Сербия, Греция и Черногория в объединенном Балканском союзе одержали победу над Турцией, потерявшей все европейские владения, кроме Стамбула. На территории бывшей величественной державы были созданы новые самостоятельные государства-королевства.

Последним османским султаном был Мехмед VI Вахидеддин (1918–1922 гг.). После него на престол взошел Абдул-Меджид II, сменивший титул султана на титул халифа. Эпоха огромной турецкой мусульманской державы закончилась.

Османская империя, располагавшаяся на трех континентах и обладавшая огромной властью над сотнями народов, оставила после себя большое наследство. На ее основной территории, Турции, в 1923 г. сторонниками революционера Кемаля (Ататюрка) была провозглашена Турецкая Республика. Султанат и халифат были официально ликвидированы, режим капитуляций и привилегий иностранных инвестиций – отменены.

Мустафа Кемаль (1881–1938), прозванный Ататюрком (дословно – «отец турок»), – крупный турецкий политический деятель, руководитель национально-освободительной борьбы в Турции по завершении Первой мировой войны. Кемаль после победы революции в 1923 г. стал первым в истории государства президентом.

На руинах бывшего султаната родилось новое государство, из мусульманской страны превратившееся в светскую державу. Столицей ее 13 октября 1923 г. становится Анкара – центр национально-освободительного движения турок в 1918–1923 гг.

Стамбул остался легендарным историческим городом с уникальными памятниками архитектуры, национальным достоянием страны.

Осман I Гази (1258-1326) правил с 1281 г., основатель Османской империи в 1299 г.

Первый турецкий султан Осман I в 23 года унаследовал от своего отца князя Эртогрула обширные территории во Фригии. Он объединил разрозненные турецкие племена с бежавшими от монголов мусульманами, позднее их всех стали называть османами, и завоевал значительную часть Византийского государства, получив выход к Черному и Мраморному морям. В 1299 году он основал империю, названную его именем. Захватив в 1301 году византийский город Енишехир, Осман сделал его столицей своей империи. В 1326 году он штурмом овладел городом Бурса, который уже при его сыне Орхане стал второй столицей империи.

Территория в Малой Азии, на которой расположена сегодня Турция, в глубокой древности называлась Анатолией и являлась колыбелью многих цивилизаций. Среди них одной из наиболее развитых была Византийская империя — греко-римское православное государство со столицей в Константинополе. Созданная в 1299 году султаном Османом, Османская империя активно расширяла свои границы и захватывала соседние земли. Постепенно под его властью оказались многие провинции ослабевавшей Византии.

Причины побед султана Османа крылись, прежде всего в его идеологии, он объявил войну христианам и намеревался захватывать их земли и обогащать своих подданных. Под его знамена стекались многие мусульмане, в том числе тюркские кочевники и ремесленники, бежавшие от нашествия монголов, были и не мусульмане. Султан принимал всех. У него впервые образовалось войско янычар — будущая регулярная турецкая пехота, созданная из христиан, рабов и заключенных, в дальнейшем она пополнялась детьми христиан, воспитанных в исламских традициях.

Авторитет Османа был настолько высок, что в его честь при жизни стали складывать поэмы и песни. Многие ученые того времени — дервиши — указывали на пророческий смысл его имени, которое, по одним данным, означало «бьющий кости», то есть воин, не знающий преград и валящий противника с ног, по другим — «ястреб-стервятник», который питается падалью убитого. Но на западе христиане называли его не Осман, а Оттоман (отсюда произошло слово оттоманка — мягкое турецкое сиденье без спинки), что означало просто «турок-осман».

Широкое наступление Османа, его хорошо вооруженной армии приводило к тому, что византийцы-крестьяне, которых никто не защищал, вынуждены были бежать, бросая свои хорошо возделанные сельскохозяйственные районы. И туркам доставались пастбища, виноградники, сады. Трагедия Византии заключалась в том, что ее столица Константинополь в 1204 году захватили рыцари-крестоносцы, совершавшие Четвертый крестовый поход. Полностью разграбленный город стал столицей Латинской империи, которая распалась к 1261 году Тогда же была снова создана Византия, но уже ослабленная и не способная сопротивляться внешнему нашествию.

Византийцы сосредоточили свои усилия на создании флота, они хотели остановить турок у моря, не дать им продвинуться в глубь материка. Но Османа уже ничто не могло остановить. В 1301 году его армия нанесла сокрушительное поражение объединенным византийским войскам возле Никеи (теперь турецкий город Изник). В 1304 году султан захватил город Эфес на Эгейском море — центр раннего христианства, в котором, по легенде, жил апостол Павел, писал Евангелие Иоанн. Турки стремились к Константинополю, к проливу Босфор.

Последним завоеванием Османа стал византийский город Бурса. Эта победа была очень важна — она открывала дорогу на Константинополь. Находившийся при смерти султан повелел своим подданным превратить Бурсу в столицу Османской империи. До падения Константинополя Осман не дожил. Но его дело продолжили другие султаны и создали великую Османскую империю, которая просуществовала до 1922 года.

Османская империя (прежнее европейское название - Оттоманская) - мусульманское государство, созданное турками-османами и просуществовавшее более шести веков (до 1918). Ее история начинается с возникновения на рубеже 13-14 вв. независимого тюркского княжества (бейлика) в Северо-Западной Анатолии; оно получило свое название от имени основателя правящей династии бея Османа (1299-1324). При его преемниках - Орхане (1324-1361), Мураде I (1361-1389), Баязиде I (1389-1402), развернувших «священную войну» с христианскими правителями в Малой Азии, а затем и на Балканах, бейлик превратился в обширное военно-феодальное государство (султанат). Вражда среди османских соперников помешала им объединить свои силы для отпора, а попытки остановить турецкое наступление в Юго-Восточной Европе с помощью крестовых походов успеха не имели. В сражениях у стен Никополя (1396) и под Варной (1444) ополчения европейских рыцарей потерпели жестокие поражения. В ходе новых войн во 2-й половине 15 в. - 1-й половине 16 в. был захвачен Константинополь (1453; см. Византия), присоединены Восточная Анатолия, Крым (1475), ряд территорий Юго-Восточной и Центральной Европы, большая часть Арабского Востока и Северной Африки. В результате образовалась огромная империя, оказывавшая большое влияние на политическую жизнь всего Старого Света и взявшая на себя роль лидера мусульманского мира в его противостоянии с христианской Европой.

В середине 16 в. при султане Сулеймане I Кануни (1520-1566) Османская империя находилась в зените своего могущества; ее владения занимали около 8 млн. кв. км, численность населения составляла 20-25 млн. человек. От других восточных деспотий она отличалась тем, что была единственной подлинно военной державой средневековья.

Политика османских султанов, направленная на укрепление власти центрального правительства и продолжение захватнических войн, опиралась на систему условных земельных пожалований (тимаров) и использование на военной службе (янычарский корпус) и в государственном управлении лиц рабского статуса, обращенных в ислам (см. Религия). Первоначально их набирали из числа военнопленных и купленных невольников, затем - из юношей-христиан, подвергшихся насильственной исламизации и отуречиванию. Укрепляя свой авторитет и утверждая традиции сильной власти монарха, султаны привлекали на службу духовенство.

Правительственный аппарат в своей деятельности руководствовался общим сводом законоположений (канун-наме), которые регулировали поземельные отношения, устанавливали нормы налогообложения и общие принципы административного и судебного управления. Согласно этим установлениям, все общество делилось на две основные категории: «аскери» (военные) и «райя» (дословно: стадо, пасомые). К первым причислялись представители правящего класса, ко вторым-податное зависимое население. Правители империи учитывали и то, что значительную часть их подданных составляли немусульмане. Поэтому со 2-й половины 15 в. они разрешили существование отдельных религиозных общин-миллетов: греко-православной, армяно-григорианской, иудейской. Каждая из них располагала некоторой автономией и особым налоговым статусом, но все они подчинялись султанскому правительству, которое последовательно осуществляло курс на правовую и религиозно-культурную дискриминацию немусульман.

Османские «классические» порядки сохранились до 19 в., но уже в 17-18 вв. они постепенно приходили в упадок, ибо не соответствовали более уровню развития общества. Ослаблению империи способствовало и все более заметное ее отставание от капиталистических стран Европы. Затяжной кризис отразился и в цепи военных поражений турок, в том числе в морском сражении при Лепанто (1571), в неудачной осаде Вены (1683). Особенно явственно упадок османского могущества проявился в ходе русско-турецких войн 2-й половины 18 в. С победами П. А. Румянцева и А. В. Суворова, с отторжением Крыма (1783) связана новая эпоха в османской истории, когда подъем освободительной борьбы греческого и славянских народов поставил под угрозу само существование империи, а великие державы начали борьбу за раздел султанских владений в Европе (см. Восточный вопрос).

С конца 18 в. правящая верхушка предпринимает целый ряд попыток преобразований в армии, государственном аппарате и системе образования, чтобы остановить процесс распада империи, обеспечить ее устойчивость перед лицом усиливавшейся экономической и политической экспансии европейских держав на Ближнем и Среднем Востоке. Начало им положили реформы султана Селима III (1789-1808). Они не принесли ожидаемых результатов из-за ожесточенного сопротивления сил, выступавших за сохранение традиционных порядков. Султану Махмуду II (1808-1839) удалось ликвидировать янычарский корпус и значительно усилить позиции центральной власти. Из среды высшей столичной бюрократии вышли крупнейшие османские реформаторы 19 в. - Мустафа Решид-паша, Али-паша и Фуад-паша. Проведенные по их инициативе преобразования объективно способствовали ускорению социально-экономического развития общества, созданию условий для зарождения и развития капиталистических отношений, но вместе с тем обострению классовых и национально-религиозных противоречий.

Co 2-й половины 19 в. на политическую арену вышли новые социальные силы. Выразителями их требований стали Намык Кемаль (1840-1888), Ибрагим Шинаси (1826-1871) и другие представители разночинной интеллигенции. Объединив своих сторонников в тайном обществе «новых османов», они начали борьбу за ограничение султанского абсолютизма. В 1876 г. им удалось добиться провозглашения конституции и созыва двухпалатного парламента. Конституция 1876 г. была важным прогрессивным явлением в турецкой истории. Она торжественно провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных без различия вероисповедания, полную безопасность личности и имущества, неприкосновенность жилища, свободу печати, гласность судов. Вместе с тем в ходе обсуждения проекта конституции консерваторы, поддержанные султаном Абдул-Хамидом II (1876-1909), добились включения в нее ряда положений, предоставляющих монарху очень широкие права. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Султан сохранил за собой функции халифа - духовного главы мусульман. В конституции нашли отражение и взгляды «новых османов» по национальному вопросу и в отношении религии. В первой ее статье утверждалось, что Османская империя есть единое и неделимое целое. Все подданные султана объявлялись «османами». Государственной религией провозглашался ислам.

Принятие конституции и создание парламента нанесли серьезный удар по феодально-абсолютистскому строю, но силы, заинтересованные в укреплении конституционных порядков, были слабы и разрозненны. Поэтому существовавший режим сумел выстоять и нанести ответный удар. Воспользовавшись поражениями турецких войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., приведшими к существенному сокращению османских владений в Европе и Азии, Абдул-Хамид II приостановил действие конституции, распустил парламент и жестоко расправился с лидерами либерально-конституционного движения. Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств, закрытия газет и журналов страна была вновь отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. Преследуя всякие проявления свободомыслия, разжигая национальную и религиозную вражду, пропагандируя доктрину панисламизма, призывавшую объединить всех мусульман, в том числе и зарубежных, под эгидой турецкого султана-халифа, Абдул-Хамид пытался воспрепятствовать развитию национально-освободительного движения среди армян, арабов, албанцев, курдов и других народов империи.

Утвердившийся при Абдул-Хамиде II самодержавный деспотический режим остался в памяти народа как «эпоха тирании (зулюма)». Однако он не мог остановить дальнейшего развития процесса модернизации османского общества и усиления в нем новых прогрессивных сил.

Однако идеи «новых османов» подхватили организаторы нового тайного общества «Единение и прогресс», созданного в 1889-1891 гг. для борьбы с абдулхамидовской тиранией. Его участников в Европе стали называть младотурками. Деятельность младотурецких организаций первоначально не выходила за рамки пропаганды и агитации с помощью публиковавшихся в Турции и за границей газет, брошюр и листовок. Движение было лишено связи с народом, его лидеры предпочитали путь заговоров и дворцовых переворотов. Революция 1905- 1907 гг. в России и начавшаяся вслед за,ней революция в Иране в 1905-1911 гг. способствовали нарастанию революционной ситуации в Османской империи и подтолкнули младотурок к пересмотру их стратегии и тактики. На конгрессе оппозиционных сил в Париже (декабрь

1907 г.) они приняли решение о необходимости объединения всех революционных организаций и о подготовке к вооруженному восстанию.

Младотурецкая революция началась 3 июля 1908 г. с выступления ряда военных гарнизонов в Македонии, распропагандированных младотурками, а затем она охватила как европейские, так и азиатские провинции империи. Оказавшись перед угрозой свержения, Абдул-Хамид был вынужден принять требования восставших: восстановить конституцию и созвать парламент. Добившись быстрой и бескровной победы, младотурки посчитали задачи революции выполненными. Ограниченность их курса позволила феодально-клерикальной реакции оправиться от удара, нанесенного в июле 1908 г., и осуществить контрреволюционный переворот в столице (13 апреля 1909 г.). Младотурки смогли быстро подавить реакционный мятеж сторонников Абдул-Хамида. Опираясь на верные воинские части, они к 26 апреля восстановили контроль над Стамбулом. Абдул-Хамид II был низложен, представители консервативной бюрократии выведены из правительства. Заняв важнейшие посты в кабинете министров, государственном аппарате и армии, младотурки стали играть решающую роль в управлении страной. Узость их социальной опоры, незрелость турецкой буржуазии, полуколониальная зависимость империи от Западной Европы определили непоследовательность курса младотурецких правительств и ограниченность достигнутых результатов. Их мероприятия практически не затронули основ феодальных порядков в деревне, не разрешили национального вопроса, не помешали дальнейшему закабалению страны империалистическими державами.

В результате итало-турецкой войны 1911-1912 гг. империя лишилась своих последних владений в Африке - Триполитании и Киренаики, составивших в дальнейшем итальянскую колонию Ливию. Военные действия в 1912-1913 гг. против коалиции балканских государств привели к почти полному вытеснению турок с европейской территории. Эти проигранные войны, окончательно разрушив иллюзии «османизма», способствовали коренному пересмотру национальной политики младотурок. В ее основу легли идеи турецкого национализма, наиболее ярким выразителем которых был философ Зия Гёкалп (1876-1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и ратовал за развитие турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий успеха на этом пути он считал объединение усилий всех тюркоязычных народов. Подобные предложения получили широкую популярность среди младотурок. Наиболее шовинистически настроенные их представители построили на основе идей Гёкалпа целую доктрину пантюркизма, которая требовала объединения под властью турецкого султана всех тюркоязычных народов и призывала к насильственному отуречиванию национальных меньшинств в империи. Утвердившийся у власти в 1913 г. младотурецкий триумвират (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша) в поисках внешних сил, готовых поддержать курс на сохранение Османской империи, пошел на сближение с кайзеровской Германией, а затем вовлек страну в первую мировую войну 1914-1918 гг. на ее стороне. В ходе войны империя быстро пришла к полному военному и экономическому развалу. Поражение Германии и ее союзников означало также и окончательный крах Османской империи.