Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  Презентация по окружающему миру "жилища разных народов". Традиционные жилища народов россии

Презентация по окружающему миру "жилища разных народов". Традиционные жилища народов россии

Архитектура народного жилища - планировка, величина, внешний вид - возникла под влиянием природных условий среды проживания и специфики ведения хозяйства. Молдавский дом приобрел единую объемно-планировочную форму с региональными конструктивными особенностями, имеющими черты традиционного жилища народов Восточной Европы - румын, украинцев, белорусов и русских.

Недолговечность материалов, из которых строили в Молдове, не позволила сохранить жилые дома старше 200 лет. Лишь некоторые строения народной архитектуры Молдовы конца ХVIII в. мы можем сегодня увидеть, благодаря тому что они получили статус исторических памятников (дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе, дом родителей Иона Крянгэ в Тыргу Нямц, дом-усадьба в с. Донич, где жил баснописец Александру Донич и др.).

Объемно-пространственная структура народного дома совершенствовалась на протяжении веков, образуя разновидности в соответствии с социальной иерархией. Исторические жилища были углубленными и наземными, однокомнатными, двухкомнатными, трехкомнатными и многокомнатными (последние характерны для зажиточного сословия).

Жилой дом на территории Молдовы известен со времен неолита. Дома были коллективными, большими, для большой семьи, состоящей из нескольких поколений. Дома Кукутень-Триполье были приподняты на обожженные глинобитные платформы, имели каркасные стены из плетня, обмазанного глиной с двух сторон и побеленного известью. Некоторые дома имели два этажа, с помещениями для жилья, хранения припасов и алтарями. Среди предметов домашнего обихода были найдены культовые терракотовые фигурки. Крыша была стропильной, двух- или четырехскатной, c соломенной или камышовой кровлей.

Гето-дакийские дома менялись в зависимости от условий рельефа. В холмистых и горных местах строения были наземными, на каменных основаниях, из бревенчатых срубов, отапливались открытыми очагами, устроенными в центре помещения. Для стен использовались одинаковые по длине бревна, что обусловило квадратный план дома, укрытого четырехскатной крышей. Дома были однокомнатными и многокомнатными, последние имели галереи вдоль южного фасада и, в редких случаях, по периметру здания. Такие дома были изучены около с. Бутучены Оргеевского района, Грэдиштя Мунчелуй, Попешть - уезда Джурджу. Дома в дакийских крепостях были двухэтажными, с деревянными стенами второго этажа, с наружными лестницами. Стены могли быть бревенчатыми или имели каркасно-столбовую конструкцию, с креплением горизонтально установленных бревен гвоздями с большими декоративными шляпками. Дакийские дома, изображенные на Колонне Траяна в Риме, столбовой конструкции, удлиненные в плане, покрыты двухскатной крышей, образующей фронтон на боковых фасадах, характерный для Дунайской равнины.

Во времена Черняховской культуры (Сынтана де Муреш) на территории пруто-днестровского междуречья строили двухкомнатные жилища больших размеров, которые по величине и плану сохранили особенности домов даков. Известны такие жилища около сел Чимишены и Собарь. Собарьские дома, например, отличаются устроенными по периметру дома портиками, от которых сохранилось несколько каменных оснований.

Продолжение

В поселениях V - VII вв., которые последовали за волной великого переселения народов, было найдено три типа домов: землянки, полуземлянки и наземные дома; все однокамерные. Землянки (жилища, вырытые в земле) имели прямоугольную форму, пол в помещении трамбовали и покрывали толстым слоем глины. Для обогрева использовали очаг и круглую в плане сводчатую печь, вырытую в стене.

В VII - X вв. большинство домов были бревенчатыми, наземными, для отопления и приготовления пищи использовалась печь-каменка, сложенная без использования раствора.

В Х - ХIII вв. на территории Молдавии появляются поселения, найденные около с. Ханска Яловенского района, Лукашеука Оргеевского района и др. Особенности жилищ этого периода свидетельствуют о совместном проживании разных этнических групп.

Из-за набегов кочевников большинство населения вынужденно было оставить насиженные места и искать убежища в горных и лесных районах, что является главной причиной скудности информации о жилищах этого и последующих двух-трех веков.

Опустошительное монгольское нашествие (1241 год) продолжалось чуть больше века, в течение которого эта земля находилась под властью ханов Золотой Орды. Появились типы жилищ, характерных для восточной архитектуры, с соответствующими системами отопления и способами приготовления пищи.

Вскоре после образования Молдавского государства, в середине ХIV века, жилой дом еще сохранял черты, характерные для предыдущих периодов - частично углубленный в землю, однокамерный (отчасти из-за продолжающегося похолодания), однако постепенно он становится надземным, в нём увеличивается количество комнат.

Однокамерный дом имел почти квадратную планировку, комната достигала размера 5х5 м и более, так как совмещала множество функций: спальня, кухня, хранение продовольственных запасов и место для занятия традиционными ремёслами. Жилища были ориентированы фасадом на юг, чтобы солнце освещало дом, вход в который находился ближе к левому краю, с таким расчетом, чтобы лучи восходящего солнца проникали в жилую часть комнаты через маленькое окошко в восточной стене.

Однокамерные дома сохранились в некоторых женских монастырях, где монахини живут «своим коштом», как в с. Николаевка (бывший монастырь Хирова или Чурова), монастыре Вэрзэрешть, Речула и др. Однокамерныйдом сейчас редко встречается - только в качестве второстепенного или летнего жилища.

Двухкамерный дом становится основным типом жилья в XV - ХIХ вв., указывая на начало функционального разделения помещений. Одно из первых двухкомнатных жилищ известно по раскопкам в с. Пояна Единецкого района, оно относится к концу ХVI - началу ХVII вв. и состоит из двух разновеликих помещений, связанных между собой дверным проемом. В первое, тинда, входили снаружи, оттуда - во второе кэмарэ, где находилась сводчатая печь с открытым очагом в передней части. Помещения сообщаются между собой и покрыты общей четырехскатной крышей. Двухкомнатный дом предназначался для жилья и хранения продовольственных припасов, инвентаря, сырья для домашних работ. Со временем в двухкамерном доме перед южным фасадом появляется приспа для защиты жилища от влаги. Таким был родительский дом писателя Иона Крянгэ в г. Тыргу Нямц и его собственный дом в Яссах.

Однокомнатные и двухкомнатные дома долгое время были основными типами народного жилища. Трехкомнатный дом появился в результате присоединения к сеням нового помещения, получившего название каса маре (горница). В этой комнате хранили ценные семейные вещи, приданое. Каса маре не отапливалась, так как ее использовали редко, только для семейных торжеств и религиозных праздников. Самый древний трехкомнатный дом, обнаруженный в результате археологических раскопок в с. Ворничень уезда Сучава, принадлежал помещику и относится к началу ХV века. Он имел прямоугольную планировку, был построен из дерева с заполнением из самана. Более поздние помещичьи дома ХIХ века строились на основе трехкомнатного, самый известный образец - усадьба Т. Казимира в с. Чернолеука Окницкого района. Для увеличения жилой площади к центральному ядру из трех комнат достраивались новые, расположенные параллельно, как в усадьбах помещика Ралли в с. Долна Ниспоренского района, баснописца Александра Донича в с. Донич Оргеевского района и других. В некоторых случаях количество комнат увеличивали за счет их деления на более мелкие, как в доме родителей поэта М. Эминеску в с. Ипотешть уезда Ботошань.

Позднейшие изменения планировки трёхкомнатного дома были обусловлены совершенствованием систем обогрева и приготовления пищи, что повлияло на взаимное расположение жилой комнаты и прихожей. Хлебная печь с плитой в передней ее части и отопительная печь (груба) составляли отопительный комплекс, находящийся в глубине жилой комнаты, изолируя собой часть пространства комнаты наподобие алькова для сна, нижняя часть которого представляла собой обогреваемую лежанку. Дым от печей выходил в сени через отверстие в стене, откуда улавливался подвешенным плетеным или дощатым и обмазанным глиной дымоотводом (комин или babură) и поднимался наверх к дымоходу на крыше.

Для улучшения гигиенических условий жилья печь впоследствии вынесли в сени, где вместо чулана была оборудована кухня, а в жилой комнате осталась лишь печь для обогрева со встроенной плитой. Теснота в кухне, оборудованной в сенях, позже вынудила вывести хлебную печь во двор под навес или в летний дом, а чистую кухню организовать в глубине жилой комнаты. Печь для обогрева (груба) использовалась в качестве перегородки между кухней и жилой комнатой, каждое из этих помещений имело свой вход из сеней, в то же время между ними был дверной проем. В кухне было оборудовано спальное место - лежанка, обогреваемая теплым воздухом от плиты, где готовилась еда. Планировка дома с изолированной от жилой комнаты кухней, имеющей отдельный вход, широко распространилась благодаря комфорту и конструктивному рациональному решению.

Совершенствование архитектуры трехкомнатного дома продолжается до сих пор. В связи с распространением летних кухонь в виде отдельного домика во дворе, кухня в основном доме теряет функцию места для приготовления пищи, и ее интерьер сливается с жилой комнатой, которая получает Г-образную форму. В этом случае отопительная печь, которая раньше отделяла кухню от комнаты, была перенесена в стену, ограждавшую некогда кухню от каса мааре , а в образовавшийся альков, между ней и сенями, переносится обогреваемая лежанка. В этом случае все комнаты обогревались одной системой, состоящей из печи и грубы. В последнее время лежанки разбирают, вместо них используют фабричные диваны.

Главный фасад дома был ориентирован на юг, реже на восток или на запад, в этом этнологи усматривают реминисценции солнечного культа. В нижней части главного фасада имеется приспа , элемент традиционного дома, сохранившийся до сегодняшнего дня во всех зонах проживания молдаван. Корни этого выступающего архитектурного элемента можно проследить от портика греческого дома, он также связан с условиями проживания предков молдаван. Возможно, впервые такой элемент появился в домах, построенных в горных и холмистых местах, когда входы были со стороны спуска, и для удобства перед входом строили платформу, в которой находились ступени. Узкая и длинная приспа, которую в Центральных Кодрах называют tîrnaţ, продолжается и на боковых фасадах дома.

На оси главного фасада устраивали крыльцо (молд. cerdac - от тур. ciortac ), прямоугольное в плане, покрытое двухскатной крышей с подобием фронтона.

Чердак и приспа со столбами, выстроенные вместе или по отдельности, являются оригинальными функциональными, конструктивными и художественными элементами молдавской архитектуры, которые использовались в княжеских резиденциях, городских и сельских домах и в культовой архитектуре. Эти архитектонические формы, которые решали проблемы освещения комнат, встречаются в старинных городских и современных сельских домах.

Трехкомнатный дом распространен в нескольких региональных вариантах с характерными особенностями, внешний вид дома получает художественное выражение в зависимости от природно-климатических условий и доступности местных строительных материалов.

В северной зоне Молдовы приспа в домах низкая, закрытая, огороженная дощатым парапетом, с четырьмя столбами. Более чем в других местах, дома на севере оснащены чердаками, сквозные проемы которых в последнее время остекляют. В иных домах вместо выступающих крылец по центру входа устраивают ниши наподобие лоджий. Небольшие оконные проемы, по паре для каждого помещения, в последнее время уступают место большим окнам.

В центральной части Молдовы имеются две географические зоны, где архитектура традиционного жилого трехкомнатного дома с шестью столбами приспы в простенках между оконными и дверными проемами отличается.

В зоне Кодр дома строили из бревен в срубной технике, сохраненной сегодня только в прикарпатском регионе. Из-за чрезмерной вырубки лесов дома строят в сберегающей дерево технике - каркасной, с земляным заполнением. Сохраняется традиционный внешний вид благодаря использованию деревянных элементов: приспа глухая с парапетом, деревянные столбы, установленные по наружному краю и поддерживающие свес кровли, обшитый снизу досками. Вместо столбов распространены колонны со сквозной резьбой в верхней расширенной дощатой части, основной декоративный мотив - растительный, навеянный окружающей природой.

В восточной части центральной зоны, где известняк-ракушечник имеет выходы на поверхность, дома строят из камня. Декоративные детали домов принесли особую славу архитектуре сел в нижнем течении Реута. Элементы приспы с колоннами, свойственные традиционному молдавскому жилищу, получили особое выражение, характерное для резьбы по камню. На основе нескольких модулей была разработана конструктивная система колонны, состоящей из элементов, для которых вполне можно использовать терминологию классической архитектуры (стержень, капитель, база, постамент и парапет), отчего она и получила вполне справедливое название молдавский ордер . Завершение промежуточных столбов парапета, названое «каменный цветок», стало символом народного искусства этой зоны, оно используется и для завершения дымоходов, столбов въездных ворот усадьбы. Внешний вид домов оживляет полихромия деталей, синтез скульптуры и цвета.

В строительстве домов южной зоны Молдовы и в организации их внутренних дворов прослеживается влияние немецких, гагаузких и болгарских колонистов. Отдельно стоящий трехкомнатный дом встречается реже, чем в других зонах, так как здесь он включен в состав удлиненного здания, крытого двухскатной крышей и состоящего из жилого дома, хлева для скота, амбаров для хранения зерновых и расположенного перпендикулярно к улице. Архитектурный декор в технике сквозной резьбы сосредоточен на узком фасаде, на дощатом фронтоне крыши. Жилые дома южной зоны Молдовы сохранили в декоре фронтонов старинные аллегорические изображения, среди которых змея или крылатый дракон, древние символы земных и водных стихий, известных со времён неолита, культуры Кукутень-Триполье.

В наши дни традиционный жилой дом претерпевает основательные изменения. В случае сохранения трехкомнатного плана дом приспосабливают к возрастающим потребностям в дополнительной жилой площади путем пристраивания новых помещений. Замечательна тенденция не сносить старый дом, а сохранять его, пристраивая новые помещения со стороны заднего фасада, получая в результате квадратный в плане дом, более компактный и энергосберегающий.

В последние 20-30 лет молодое поколение строит монументальные дома с подчёркнутой симметрией, акцентированием парадного входа. Центральная часть значительно увеличена, её используют в качестве гостиной . Каса маре сохраняет сакральную функцию святыни и музея семьи с ценными фамильными реликвиями. Вход в гостиную ведет через остекленную веранду, размещенную на углу главного фасада, занимающую часть жилой комнаты, ей соответствует такое же решение противоположного угла фасада. Через веранду вход и в другие комнаты, находящиеся во втором ряду.

Изменение планировки и внешнего вида традиционного жилого дома связано с распространением практики строительства на территории усадьбы подсобных строений и летней кухни, которые перетянули почти все домашние и хозяйственные функции, ранее принадлежавшие жилому дому, сохранив за ним лишь функцию жилья и свидетельства благосостояния хозяев.

Все больше строятся современные дома, на планировку и внешний вид которых оказали влияние городское жильё и дома европейского типа, ставшие в последние два десятилетия хорошо знакомыми молдаванам.

Гренландия: Строение из блоков плотного снега. Иглу - жилище эскимосов

Грузия: Каменное здание с хозяйственными постройками и оборонительной башней. Сакля - жилище кавказских горцев

Россия: Здание с обязательной «русской» печью и погребом. Крыша - двускатная (на юге - четырехскатная). Изба - традиционное жилище русских

Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

Северная Америка: жилище индейцев Северной Америки, шалаш на каркасе, изготовленном из тонких стволов, покрытом циновкой, корой или ветками. Имеет куполообразную форму, в отличие от типи, жилищ конической формы. Вигвамы строят североамериканские индейцы

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

Южная Индия: Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие. Пальясо.

Испокон веков славянские народы (русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки и др. ) относились к как к событию важному и знаменательному. При этом наши предки стремились решить не только практическую задачу, то есть обеспечить над головой, но и организовать жилое пространство так, чтобы оно было наполнено покоем, теплом, любовью и другими жизненными благами. А такое , по мнению древних славян, можно было построить, лишь следуя старинным традициям и заветам. В предыдущей статье мы рассказали о , и сегодня речь пойдет о наземных – избах, хатах и мазанках .

Изба – первое наземное жилище северных славян

Первые наземные у славян появились приблизительно в IX-X веке, а само название «изба» зафиксировано в древних русских летописях, датированных X веком. Изначально срубные избы появились в северных районах славянских поселений, где земля была очень сырой, болотистой или глубоко промерзшей. Все эти факторы не давали возможности обустраивать теплые полуподземные и подземные .

Первые славянские избы, как правило, представляли собой одну утепленную комнату-клеть, к которой в некоторых случаях примыкали сени. Деревянная изба была оснащена дверью и маленьким оконцем размером до 40 см, которое закрывалось деревянной дощечкой и использовалось чаще всего для .

Зимой в избе проходила основная часть жизни семьи, тут же держали молодой скот. Если в печь не имела трубы, то его называли «курная изба» , а дом с трубной печью носил название «белая изба» . Изба могла иметь нижний этаж (подклет) или обходиться без него. Внутренняя планировка помещения зависела от положения печи: по диагонали от нее был «красный» или передний угол, внизу находился ящик-голбец из дерева, а сбоку под потолком настилались полати.

Преимущественно стены избы строились из бревен, крыша могла быть соломенной или деревянной, окна - косящатыми (с рамами) или волоковыми (прорубленными в бревнах). Для обычно использовали охлупень (резной конек); фасад украшали наличниками окон, полотенцами и причелинами; стены, двери, потолок и печи – характерными славянскими орнаментами в виде зверей, птиц, растений и геометрических узоров.

Кстати сказать, резной конек на крыше использовался славянами отнюдь не для красоты. Дело в том, что, таким образом, славяне приносили Богам «строительную жертву» в виде избы, имеющей форму лошади: четыре угла – ноги, дом – тело, конек – голова. Такая жертва символизировала создание из первобытного хаоса (дерева) нечто разумно организованное (). Нередко к задней части конька привязывался еще и хвост из мочала – в этом случае жилище, по мнению славян, полностью уподоблялось коню. Кроме того, археологические раскопки показали, что самых первых изб украшались вовсе не резными коньками, а настоящими лошадиными черепами.

Со временем размеры избы увеличивались: кроме самой избы-клети появилась еще горница, которая отделялась от основного жилья стеной. Такие получили название «пятистена». В северных районах начали появляться шестистенки и избы-двойники, представляющие собой два самостоятельных сруба-клети, имеющих общие сени и перекрытых общей крышей. Нередко к избам примыкали легкие галереи, которые соединяли между собой жилые постройки, кладовые и мастерские, что давало возможность, не выходя на улицу, переходить из одного помещения в другое.

У славянских домов могло быть несколько вариантов блокировки хозяйственной части от . Это могла быть однорядная связь, которую называли «под один конь» (то есть хозчасть и жилое помещение находились под одной крышей); двурядная связь - «в два коня» (хоздвор и изба были перекрыты отдельными крышами с параллельными коньками); трехрядная связь - «на три коня» (изба, хозблок и двор стояли рядом и перекрывались отдельными крышами с тремя параллельными коньками). чаще всего были двускатными, однако можно было встретить и четырехскатные крыши вальмовой или шатровой формы.

Хата – традиционное жилище южнославянских народов

В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты – более облегченные типы . Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.

Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом – смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.

Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само , но и его части – существовали такие понятия как задняя и передняя хата . Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.

Обычно хата оснащалась соломенной , которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.

Shutterstock Вигвам, Северная Америка

Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» на самом деле неправильно представлял себе вигвам — национальное жилище лесных индейцев Северной Америки. Это шалаш на каркасе, а покрывается он циновкой, корой или ветками и чаще всего имеет куполообразную форму. Чаще всего он небольшой, но в самых больших могли проживать 25—30 человек. Сейчас вигвамы в основном используются как обрядовые помещения.

А то, что нарисовал Шарик, — это типи, оно действительно конической формы, живут в таких сооружениях кочевые индейцы Великих равнин.

Иглу / эскимосы

Shutterstock Иглу, эскимосы

Еще одно узнаваемое изображение — ледяные дома эскимосов, которые называются иглу. Живут эскимосы на территории от Гренландии до Аляски и восточного края Чукотки. Строят иглу из уплотненных ветром снежных или ледяных блоков, высота сооружения — 3-4 м.

Можно, конечно, и просто «вырезать» дом в подходящем сугробе, и так тоже делают.

Вход может быть устроен в полу, к входу прорывается коридор — так делают, если снег глубокий. Если же снег неглубокий, вход устраивают в стене, а к ней пристраивают дополнительный коридор снаружи из блоков.

Когда вход расположен ниже уровня пола, легче происходит обмен между потоками углекислого газа и кислорода, при этом теплый воздух не покидает помещения. Свет проникает либо прямо сквозь стены, либо через окна из тюленьих кишок и льда. Внутри помещение обычно застилается шкурами.

Шатер / Сахара

Shutterstock Шатер, Сахара

А этот тип жилья, казалось бы, вообще непонятно как не разваливается. Однако если присмотреться, можно заметить множество укрепляющих палок внутри. Шатер африканских бедуинов, который также иногда называют фелидж, — это, по сути, покрывало из верблюжьей или козьей шерсти, раскинутое поверх шестов. По количеству этих шестов определяют богатство бедуина, максимальное число таких подпорок — 18.

С помощью полога его делят на две части, одну отводят женщинам, вторую занимают мужчины.

Внутри шатер устилают циновками. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, на ее сборку уходит два-три часа. Днем шатер полностью открыт: покрывала поднимают наверх, ночью импровизированный дом закрыт, у него нет ни одного просвета — только так можно защититься от холода и ветров, которые приходят в пустыню с наступлением темноты.

Минка / Япония

Shutterstock Минка, Япония

Еще одно жилье-трансформер — традиционная японская минка. Такой дом был жильем крестьян, ремесленников и торговцев, сейчас подобные хижины, как правило, встречаются в сельской местности.

В разных районах у минки свои особенности, но есть и общие правила, в частности использование прямоугольной рамочной конструкции из несущих столбов и перекладин. При строительстве таких домов используют дешевые и доступные материалы, они часто сделаны из дерева, бамбука, травы, соломы и глины.

Вместо стен — подвижные панели из картона, они позволяют «играть» с планировками.

Пол земляной, с деревянным настилом, на нем же спят и едят.

Пальясо / Испания

Wikimedia Commons

Это уже более основательное сооружение. Испанские дома пальясо делают из камня, их высота — 4-5 м, диаметр — от 10 до 20 м. Сам дом круглый или овальный, крыша — коническая, сделана из деревянного каркаса, обшитого соломой.

Окон может не быть вообще или же сделано одно, чисто символическое.

Такой вид жилья особенно популярен в округе Сьерра-де-лос-Анкарес. В качестве постоянных мест для проживания пальясо использовались до 1970-х годов.

Сакля / Кавказ

Shutterstock Сакля, Кавказ

Еще один каменный дом — сакля, такие сооружения используют жители Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными и без окон, пол был земляной, посреди помещения — очаг, дым выходил через крышу.

Сейчас сакли устроены более комфортно. Часто такие дома примыкают вплотную один к другому в виде террас, это как раз связано с особенностями горной местности.

Крыша нижестоящего здания становится полом или двором вышестоящего.

Нередко сакли делают многоэтажными: оно могли представлять собой целые крепости с многочисленными бойницами.

Shutterstock Изба, Россия

Ну и куда же без славянской избы. Знакомые каждому дома собираются из бревен — это то, что называется срубом. Изначально изба была частично подземной: часть сруба находилась под землей, часть — над.

Срубы можно было разбирать и собирать повторно на другом месте.

Внутри обязательно выкладывается печь. Привычная нам труба на крыше появилась не сразу: сначала дома топились «по-черному», дым из них стали выводить позже.

Побываем в гостях

1. Запиши, какими приветствиями встречают гостя по обычаям народов твоего края:

Мир вашему дому! "Хлебом-солью", "Чем богаты - тем и рады". Принимают ласково: за обе руки берут и в красный угол ведут. Поцелуи. Поклоны. Объятия. Рукопожатие. Здравствуйте.

2. Запиши, как провожают гостя по обычаям народов твоего края:

Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть. Конного гостя провожают до коня, пешего - до ворот.

3. Приклей фотографию или сделай рисунок внешнего вида традиционного жилища народов твоего края.

4. Приклей фотографии или сделай рисунок внутреннего устройства традиционного жилища народов твоего края.


5. Проект "Юный краевед" . Сравни между собой важнейшие черты старинного традиционного жилища разных народов. Заполни таблицу №1 с помощью текста учебника.

Таблица №1

Жилище ханты и манси

Жилище
кавказских народов

Строительный материал

Чум на каркасе из жердей, крытый оленьими шкурами.
- Землянки
- Шалаш из ветвей.

Дом-крепость, дом-башня из камня.

Порог Около порога – обувь и дымокур (для отпугивания комаров). Останавливаться и сидеть не положено. Порог высокий, на него нельзя наступать. Кто перешагнет порог – тот уже гость.
Мужская половина Священное место (передняя сторона напротив входа) Задняя половина – за очагом. Здесь принимают гостей.
Женская половина Правый угол – домашнего огня сторона. Передняя половина перед очагом.
Священное и почётное место Передняя сторона напротив входа. Здесь хранят домашние святыни. Центральный столб жилого этажа, очаг.

Исследуй важнейшие черты традиционного жилища одного из народов твоего края (по выбору). Запиши результаты в таблицу №2. Сравни результаты обеих таблиц. Определи общие и различные черты.

Таблица №2

Название народа и жилища

Украинцы, донские и кубанские казаки. Украинская хата (мазанка).

Строительный материал

Саман (смесь глины, навоза и соломы), крыша из соломы. Хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи.

Порог Нельзя мусор выметать к порогу, а только к печи. Нельзя здороваться через порог или передавать какие-то вещи. Над порогом часто прибивали подковы для счастья.
Мужская половина Правая сторона, красный угол.
Женская половина Левая сторона (угол с печью)
Священное и почётное место Красный угол напротив входа с иконами и лампадами; печь.

Запиши вывод: Жилища разных народов имеют как общие черты, так и различия. В каждом жилище всегда есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома - всегда особенное место в жилище всех народов, с ним связано много поверий и обычаев.

С древности дома у разных народов Земли различны. Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство. Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.