Меню
Бесплатно
Главная  /  Мытье  /  Презентация "растения поля".

Презентация "растения поля".

Огромные пространства занимают поля. На полях сеют и выращивают культурные растения.

К хлебным культурам относятся пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Пшеница - главная зерновая хлебная культура. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. Из этих зёрен изготовляют муку, а из пшеничной муки можно приготовить тысячи разных изделий. В нашей стране под посевами пшеницы заняты большие площади земли.

Пожалуй, самой распространённой культурой на земле после зерновых является картофель. Это очень ценная и урожайная культура. Картофель питателен. В нём много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма. На полях вместе с культурными растениями можно встретить и сорняки. Злейшим сорняком является пырей, который размножается с необыкновенной быстротой. Некоторые сорняки настолько похожи на культурные растения, что их трудно различить. Например, овсюг похож на овёс. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берёт из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница. Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь - сорняк с крупными тёмно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испечённый из такой муки, вызывает у человека отравление. Труженики наших полей ведут упорную борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля. В прополке большую помощь оказывают школьники.

На полях можно встретить хомяков, мышей, полёвок, а в южных районах нашей страны - и сусликов. Эти животные питаются растениями поля, на зиму заготовляют зерно, многие из них живут в норах. Пройдите по полю. Вы встретите кучки обгрызенных колосков и соломинок: здесь хозяйничали полёвки.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми резцами, зёрнами набивают рот, прячут их за щёки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30-40 кг отборной пшеницы. Суслики поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зёрна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.

Среди животных много друзей ноля. Это - птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Животный мир полей просто удивителен. Не многие знают, что поля занимают около 25% суши на нашей планете.

Полевой биом существует на каждом континенте. Лишь на первый взгляд кажется, что бескрайние поля никто не населяет, и они представляют собой пустошь. На деле же в полях активно кипит жизнь. Жители полей не отличаются многообразием видов, но каждый представитель по-своему уникален и неповторим.

Как выглядят жители полей?

В полях обитают животные, птицы и насекомые. Животные полей чаще всего ведут мигрирующий образ жизни, и преодолевают огромные расстояния в поисках пищи.

Большая часть жителей полей питается растительностью, именно поэтому многие из них имеют широкие зубы с уплощенной верхней частью. На самых маленьких живых существ охотятся более крупные хищники. Поскольку в поле негде спрятаться, то мелким зверькам приходится рыть норы под землей и в них скрываться от врагов. В связи с этим у всех небольших жителей полей имеются длинные когти на передних лапах, с помощью которых просто копать грунт.

Стоит отметить, что жители полей способны приспосабливаться к любым условиям жизни. Некоторым животным не страшна перемена климата, они могут переносить и стужу и зной.


Мышь — активный участник полевого биоценоза.

Помимо всего прочего обитатели полей умеют прекрасно маскироваться.

Кто живет в полях?

В полевых биомах живет довольно много видов животных. В полях, которые граничат с лугами и перелесками, встречаются лисы, и даже волки. Но самыми многочисленными обитателями полей являются грызуны. Один из самых известных полевых зверьков – крот, который практически всю жизнь проводит под землей. Хотя найти его совсем не просто, можно увидеть многочисленные тоннели, в которых он скрывается.

Интересно, что каждый ход кроты используют для определенных целей, например, по одним ходам они только передвигаются, а другие, не такие ветвистые и более глубокие, используются в качестве логова.


Также распространенными полевыми жителями являются мыши и хомяки. Эти грызуны очень осторожны, они могут быстро бегать, но, тем не менее, часто становятся жертвами многих хищников.

Чаще всего грызуны живут в колониях и селятся в норках. Каждая нора имеет несколько ходов. В норах грызуны прячутся днем, а ночью выбираются в поисках пищи. Поскольку зимой грызуны остаются в норах, то они предварительно собирают запасы. На протяжении всего лета и осени они заполняют свои хранилища. И хомяки и полевки являются очень плодовитыми. Молодые особи становятся самостоятельными уже в возрасте двух недель.


Птицы, живущие в полях, являются представителями отряда воробьиных. Чаще всего в полевом биоме встречаются жаворонки и серые мухоловки. поселяются только на открытых участках. Они привлекают внимание своим мелодичным пением.

Серые мухоловки, как и жаворонки, любят открытые участки. Особенностью мухоловки является то, что во время охоты она трясет крыльями и хвостом, а потом моментально понимается в воздух за добычей. Серые мухоловки охотятся на самых разнообразных насекомых.


Серая мухоловка — истребитель насекомых.

На полях можно встретить большое количество представителей отряда куриных. Самыми распространенными из них являются перепела, серые куропатки и ястребы. Большая часть птиц, обитающих на полях, являются перелетными, то есть они на зиму улетают.


Поле — это экосистема, созданная человеком.

Значит, поле — это искусственная экосистема. Подумайте, чем оно отличается от природных экосистем?

Отличием будет являться — небольшое число видов растений. Например, на поле растёт пшеница и растут несколько видов сорняков.

Мы знаем, что обитатели экосистемы всё, что им нужно получают друг от друга. На поле человек выращивает только один вид растений. Кто же поможет полю?

Представьте поле ржи. Осенью созреет рожь. Справятся ли разрушители с соломой на поле? Ведь на следующий год она будет мешать взойти многим новым проросткам. А те, что взойдут, не дадут колоса: ведь запас минеральных веществ истощился, его никто не восполнил.

Птиц нет, а значит кто будет бороться с болезнями и вредителями ржи?

Так кто помогает полю?…….. Верно, человек.

Если не ухаживать за полем, оно со временем превратиться в природную экосистему. Как ухаживает человек за полем?

  • удобряет землю
  • вспахивают землю
  • пропалывают от сорняков — избавляются от сорняков

Кстати, вы знаете, что для облегчения борьбы с сорняками и непрошеными потребителями урожая (насекомыми и грызунами) человек изобрёл особые ядовитые вещества — ядохимикаты.

Да вот беда, эти яды не только убивают насекомых- вредителей,

Зачем человеку ухаживать за полем? На поле он выращивает культурные растения .

Культурные растения — это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и других целей.

Все культурные растения можно разделить на:

  • Декоративные (роза);
  • Зерновые и хлебные злаки (рис, кукуруза, пшеница);
  • Бобовые (фасоль, соя);
  • Крахмалоносные (бататы, картофель);
  • Сахароносные (сахарная свёкла);
  • Масличные (подсолнух);
  • Волокнистые;
  • Бахчевые (арбузы);
  • Овощные (томаты,огурцы, укроп);
  • Плодовые растения (ананасы, кокосы);
  • Стимулирующие (чай, кофе).

Среди полевых культур наиболее важны злаки. Зерна этих злаков содержат главнейшие питательные вещества.

К ним относятся:

пшеница

Применяют для изготовления пшеничного «белого» хлеба.

рожь

Применяют для изготовления ржаного хлеба — «чёрного хлеба». Именно ржаной чёрный хлеб и приготовленный из него квас и были основной пищей русских крестьян. В ржаном хлебе есть всё, необходимое человеку для жизни.


овес

Во многих странах овсяная каша остаётся традиционной утренней пищей, здоровой и полезной.
В России из овса готовили кисель. Именно о нём — слова о «молочных реках и кисельных берегах» из сказок и пословиц (остывший, он такой плотный, что его можно резать ножом). В отличие от сладких фруктовых киселей он, дей­ствительно, кислый (отсюда и «кисель»). От него пошло и общее название всех прочих киселей.


ячмень

Кое-где в гор­ных районах из него пекут хлеб, который, правда, быстро черствеет. Более известны ячневая и перловая (из ячменя в виде ровных круглых зёрен) крупы, а также пиво. Пиво — очень древний напиток.

кукуруза

Древние жители Америки выращивали кукурузу более 7 тыс. лет. Она служила им основной пищей. Ей поклонялись как священному растению.


просо

Родина проса — Китай, где его выращивают около 5 тыс. лет. На территории России просо выращивает­ся уже более тысячелетия. Просо даёт пшённую крупу, а из его муки можно печь блины и лепёшки.


рис

Рис зовут «вторым хлебом чело­вечества», «кормильцем Востока». А вот рисовую солому используют для плетения шляп, циновок, производства писчей бумаги высшего ка­чества.


А вы знаете, что рис выращивают в воде…


Самый сладкий злак — сахарный тростник

Один из полководцев Александра Македонского писал: «В Индии есть тростник, который без пчёл дает мёд». А в начале на­шей эры путешественники в Индии пробовали уже на­стоящий сахар — «каменный мёд», «белый и похожий на соль, но очень сладкий». Сейчас две трети сахара в мире делается из тростника. Это могучий злак до 6 м высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака, чтобы не вытек сладкий сок. Измельчённые стебли (багасо) служат топливом для сахарных фабрик. Делают из них и бумагу.


Сбор сахарного тростника

А вот поля декоративными растениями — с тюльпанами

Поле с лавандой

Масленичное поле с подсолнухом

Поле с ананасами

Поле с арбузами называется бахча

Бахча с дынями


чайные плантации

Овощное поле с капустой

Поле с картофелем

На полях встречаются и сорные растения . Прочтите сказку Э. Шима «Кто работает зимой»:

Росли на поле злые сорняки — мохнатый Чертополох, серая Лебеда, жгучая Крапива.

Росли и воевали с культурными растениями. Растолка­ли всех, лучшие места себе захватили, соки из земли тя­нут. Совсем развеселились!
Пришли колхозники, стали их пропалывать. А сорняки хитрые — их сразу не выведешь!
Чертополох говорит:
Меня с поля сгонят, а я под забор! Там и схоронюсь. Лебеда говорит:
Меня сгонят, а я — в канаву. Там и уцелею. Крапива говорит:
Меня сгонят, а я — в кусты. Там и продержусь.
Много раз пропалывали поле колхозники, осенью ло­патами перекопали, всю землю перевернули. А сорняки-то — вон они! Выжили! Кто в придорожной канаве сидит, кто под забором схоронился, кто в кустах спрятался. А одна серая Лебеда на крышу сарая забралась. Растет, цветет! Посмеивается — всех вокруг листика обвела.
Осенью созрели у сорняков семена — великое мно­жество. У Чертополоха, наверное, тыщи, у Крапивы — ты­сячи тысяч, а у Лебеды и вовсе тьма тьмущая!
Обрадовались сорняки, загордились!
Чертополох говорит:
Весною рассею семена, все грядки заполоню! Уж тогда-то со мною никто не справится.
Крапива говорит:
Весною рассею семена, все огороды заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Лебеда говорит:
Весною рассею семена, все поля, дороги и тропин­ки заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Да только — не вышло.
Едва первый снег землю укрыл, появились на полях и огородах новые работники. А ну пропалывать сорняки! Ни одного не пропускают! Повыдергали семена и у Чертопо­лоха, который под заб ором сидел, и у Крапивы, что в кустах пряталась. И даже Лебеду, что на крыше росла, и ту обчис­тили до зернышка.
Не расти теперь сорнякам, не засорять землю! Доб­рый будет в новом году урожай.
А кто помог?
Да птички-невелички: щеглы, снегири, чечетки. Ведь они и зимой на полях трудятся.

Пырей — трудно истребимый сорняк. У него длинное ползучее корневище, небольшая часть которого способна давать новое растение.

Не­легко искоренить сурепицу: одно растение дает до 10 000 семян.

Вьюнок, или березка, оплетает рожь так, что ей трудно расти. В таком случае она хуже разви­вается, ее труднее убирать.

Сорняк куколь имеет ядови­тые семена. Хлеб, испеченный из зерна, засоренного куко­лем, может вызвать у человека отравление.

Какие животные встречаются на поле?

На пол­ях поселяются звери и птицы, которые кормятся семенами и зелеными частями культурных растений, сорняками, мелки­ми насекомыми. Среди них и враги, и друзья человека.

Суслик . Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна.

Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.

Полевая мышь или полёвка . Тоже вредитель поля, так как питается зерном.

Крот. Под землей у крота гнездо, выстланное мягкими листьями, соло­мой. Питается насекомыми, червями, слизнями. Очень про­жорливое животное. Зрение у крота плохое, но слух и обоняние прекрасные. Он не впадает в зимнюю спячку.

Крот полезен тем, что истребляет личинок многих вредных жуков, и в то же время вреден, так как поедает в огромном количестве полезных дождевых червей, портит корни растений. В подземной кладовой крот держит про запас 100 — 300 дождевых червей. Вот почему в сказках его изображают сытым, скупым богатеем.

Птицы оказывают неоценимую помощь людям в деле защиты полей от вредителей. Птицы на полях только кормятся, а гнездятся редко из-за частых агротехнических мероприятий.

Весной и в начале лета на полях обитают и размножа­ются жаворонок, полевой конек, серая куропатка, перепел, полевой лунь. Зато с созреванием урожая и особенно после его уборки сюда летят кормиться многие виды лесных, болотных и луговых птиц. Зимой на поле птицы питаются сорняками, торчащими из-под снега. Совы и сычи круглый год унич­тожают здесь мышей и других вредных грызунов.

Грач – полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений.

Жаворонки являются типичными обитателями по­лей. Увидеть пти­цу близко трудно. Гнездится на земле. Питается насеко­мыми и семенами растений. Полевой жаворонок — перелетная птица, на зимовку улетает в сентябре — октябре, возвращается в марте.

Серая куропатка на полях выращивает потомство. Она похожа на курицу, кормится семенами сорных расте­ний, опавшими зернами хлебов, зелеными растениями. Когда семян еще нет, поедает насекомых, уничтожая злос­тного вредителя картофеля — колорадского жука, чем приносит большую пользу. Осенью куропатки собираются в стаи по 15 — 30 особей и так зимуют.

Конечно, на полях больше всего обитают насекомых. Тля — очень мелкие, обычно 2—3 мм длиной, насе­комые-вредители. Живут колониями, быстро размножа­ются. Они угнетают и ослабляют растения.


С тлей нужно вести активную борьбу. Установлено, что, если бы вся тля выживала, она облепила бы сплошным слоем весь земной шар всего за один год.

Божья коровка и ее личинки приносят большую пользу, уничтожая тлю, листоблошек и других растительноядных насекомых.


Жуки-щелкуны живут на поле и в саду. Стоит жука повернуть на спину, как он тут же резко изгиба­ется, издает короткий щелчок, напоминающий выстрел из детского пистолета, и снова становится на свои шесть ла­пок. Личинки и жуки питаются растениями. Они многоядны, повреждают зерновые злаки, овощные, плодовые и другие культурные растения.


На поле, где растут зерновые злаки, много вредите­лей. Прежде всего это хлебные жуки. Особенно опасным является жук-кузька.

Их личинки питаются перегноем и мелкими корнями различных растений, а сами жуки могут повреждать всхо­ды злаков, свеклы и др., перегрызая корни и другие под­земные части растений.

Колорадский жук опасный вредитель картофе­ля, томатов, баклажанов, перца.


Много лет назад жук жил на западе Северной Америки в штате Колорадо. Но однажды человек распахал поле и посадил рядом с местом обитания жука картофель. Тот попробовал новую пищу и сразу оценил ее. С тех пор он водится только на картофельных полях.
Зимуют жуки в земле. Весной, когда почва прогрева­ется до 14 — 15 °С, они выбираются на поверхность.
Может ли поле превратиться в другую экосистему?….. Да. Если за культурными растениями не ухаживать поле может превратиться в луг.

Татьяна Щербак
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»).

Группа : старшая.

Задача НОД : Формирование грамматического строя речи.

Тема НОД : «Предстают поля пред взором (Беседа на тему «Полевые растения Рассказывание на тему скороговорок .)

Цель НОД : закрепить знания детей о сельскохозяйственных культурах, лекарственных растениях полевых цветах ; познакомить с сорняками; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных; закреплять умение заканчивать предложение подходящим по смыслу словом; закреплять знания детей об обобщающих словах; упражнять в подборе слов с задуманным звуком; закреплять навыки правильного произношения звуков (п, (л, (р) и умении выделять их из связной речи; учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Оборудование НОД : макеты полей с пшеницей , рожью, подсолнечником, кукурузой, горохом, свеклой; полевые цветы из бумаги ; картинки с изображением лекарственных растений и сорняков .

Ход проведения НОД.

На столах расставлены макеты полей : на одном поле пшеница , на другом рожь, подсолнечник, кукуруза, горох, свекла. Вокруг макетов полевые цветы .

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется, как море.

Необъятное кругом.

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Всё живёт и оживает,

Словно глазки из межи

Глазки девочки-малютки

Кротко смотрят незабудки

И среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

У кого, что получилось представить , когда я читала стихотворение?

У меня получилось представить , как волнуется рожь.

А я представил солнышко и небо

Я увидела незабудки.

А я васильки.

Вам понравилось в поле ?

Что может расти в поле ?

(сельскохозяйственные культуры, травы, лекарственные растения , полевые цветы , сорняки.)

Подойдите сюда. (Дети подходят к макету с полем пшеницы .)

Что растёт на этом поле ?

Пшеница. Много пшеницы.

А как ещё мы можем сказать об этом?

Цело поле пшеницы .

(Подходят к другому макету с полем ржи ) .

Что растёт на этом поле ?

Рожь. Много ржи.

Как ещё можно сказать об этом?

Целое поле ржи .

(Аналогично поле подсолнечника , поле свеклы , поле кукурузы , поле гороха .)

Как вы можете назвать одним словом растения , растущие на этих полях ?

Сельскохозяйственные культуры.

Они выросли сами?

Нет, их посадили люди.

А кто посадил полевые цветы ?

Сами выросли.

Какую пользу приносят полевые цветы ?

(Среди них, есть лекарственные растения . Цветы радуют нас своей красотой.)

-Полевые цветы , кроме пользы приносят вред. Они мешают расти сельскохозяйственным культурам.

Играем в игру «Подскажи слово» .

Белая рубашка

Желтенький платок.

Как зовут?

(Ромашка.)

Цветик-невеличка,

Алый, огонёк.

Как зовут?

(Гвоздичка.)

Желтый сарафанчик,

Прямо как желток!

(Одуванчик.)

Дети, давайте понюхаем полевые цветы . (Глубоко и медленно вдохнуть через нос 3 раза.)

Ребята, а названия лекарственных растений вы знаете ?

Я буду бросать мяч. Тот, кому я бросила - называет лекарственное растение . (Подорожник, пастушья сумка, зверобой.)

Ещё в поле растут сорняки . Они наносят большой вред сельскому хозяйству. Сорняки ухудшают рост и развитие культурных растений . Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.

(Воспитатель показывает картинки) .

Это – амброзия. (осот, сурепка)

Играем в игру «Назови, одним словом» . Я буду говорить слова, а вы скажите, как можно это назвать одним словом.

Амброзия, осот, сурепка – сорняки.

Подорожник. Пастушья сумка, зверобой – лекарственные растения .

Ромашка, незабудка, василёк – лекарственные растения .

Кукуруза, рожь, горох, свекла – сельскохозяйственные культуры.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать - не захотел. (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

О чём мы говорили сегодня на занятии?

О поле .

Какой первый звук в слове поле ?

Звук (п) .

Названия, каких растений , растущих в поле , начинаются на звук (п) . (Подорожник, пшеница, подсолнечник.)

Послушайте, я прочитаю вам скороговорку :

«Поле-то не полото ,

Поле- то не полито

Просит полюшко попить

Нужно полюшко полить».

Какие звуки в скороговорке чаще всего встречаются?

(п) и (л) .

Послушайте ещё одну скороговорку :

«В поле полет Фрося просо , сорняки выносит Фрося» .

Какие звуки мы слышим чаще других?

Звуки (п) и (р) .

Составьте маленький рассказ о поле . О чём оно просит?

Кто хочет рассказать?

А кто хочет рассказать о Фросе и сорняках?

Ребята, я приготовила для вас цветы. Сейчас, пожалуйста, выберите себе красные маки те дети, которые хорошо работали на занятии. Ромашки выберите те, у кого что-то не получилось. И синие, если вы считаете,что совсем не справились.

Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники». Раиса Антонова Конспект НОД для подготовительной группы на тему.

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе раннего возраста с 2 до 3 лет «Лапушка» на тему: «Колобок». Воспитатель: Селезнева.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Комнатные растения» в средне – старшей группе Задачи:.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Плодовые - это растения, которые выращиваются в садах.

Декоративные - эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

Прядильные - эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник . Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

И последняя группа - это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений - зерна. Второе название - злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша - пища наша.

Каша - мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Ячмень дает нам два вида круп: перловую - это целое зерно, и ячневую - дробленое зерно.

Просо идет для производства пшена.

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша - очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Пословицы о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь - это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница - вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:

"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».