Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  Растения и животные поля. Презентация "растения поля"

Растения и животные поля. Презентация "растения поля"

Луговые растения

Растительный покров нашего климатического пояса - как, впрочем, и всей Европы - формировался главным образом под влиянием оледенений; кроме того, начиная с эпохи неолита, всё большее влияние на него оказывал человек. Характерная черта лугов и полей - видовое разнообразие: здесь может одновременно сосуществовать несколько десятков видов растений .

Формирование луга происходит в три этапа. Вначале вырастают однолетние растения и стелющиеся травы; подобная растительность укореняется неглубоко и её корни, ползучие побеги и корневища образовывают плотную поверхность дёрна. Затем, когда всходы станут более густыми и на грунте образуется первый перегной, появляются рыхлокустовые травы, которые укореняются глубже и могут использовать питательные вещества из подлежащих слоев почвы. Последний этап формирования луга - это дальнейшее загущение растительности и закисление грунта. В результате корням некоторых трав перестаёт хватать воздуха, часть видов погибает, и на их месте вырастают обычные травы, а на влажных участках - осока и ситник.

Луга и поля - это динамично меняющееся, богатое сообщество разнообразных растений, которые соперничают между собой за свет, воду и питательные вещества - минеральные соли и микроэлементы. Верхний ярус образуют светолюбивые растения; двулистные здесь редки. Самый нижний ярус состоит из видов, хорошо переносящих недостаток света. Состав и вид луговых растений зависит не только от деятельности человека, но и от характера местности: качества почвы, разлива рек, уровня грунтовых вод, направления ветров, а также видов насекомых и птиц - потенциальных переносчиков семян.

С этой точки зрения луга подразделяются на низинные и заболоченные мелиорированные, пойменные и суходольные, а также горные пастбища и поляны. Пойменные или заливные луга располагаются в долинах либо там, где весной разливаются воды или подмокает почва. Здесь может встречаться около 50 видов растений.

Растительность верхнего яруса заливных лугов представляют сосудистые растения семейства осоковых, которым отлично подходят кислые почвы. В нижнем ярусе заливных лугов можно встретить вербейник монетчатый, или луговой чай - красивое стелющееся растение из семейства первоцветных.Его побеги, достигающие 60 см в длину, покрыты множеством овальных листочков. Довольно крупные жёлтые цветки, растущие из пазух листьев, цветут с июня по сентябрь.

Флора суходольных лугов

Из всех разновидностей суходольные луга занимают большую часть общей территории многолетних зелёных угодий. Здесь на лёгких и средних почвах растут в среднем 80 различных видов, среди которых высокие и низкие травы, кормовые растения и клевера. Почти повсеместно можно встретить нежные, безлистные метёлки мятлика лугового - его корневая система хорошо развита, благодаря чему растение образует прочный дёрн, устойчивый к вытаптыванию.

Овсяница отличается значительным разнообразием морфологических черт - например, красная овсяница выдерживает мороз и даже под ледяной коркой выживает в течение двух месяцев, а в отсутствие морозов не жухнет даже зимой. Цветёт овсяница в июне, а летом её листья растут чуть ли не на глазах - со скоростью до 4 мм в сутки. Она не боится вытаптывания, светолюбива и без вреда для себя переносит заливание водой в течение 10 - 15 дней.

Корневая система плевела многолетнего, или райграса, образует плотный дёрн, но его корни не уходят на глубину более 10 см. Этот ценный кормовой злак чувствителен к недостатку воды; он цветёт в июне-июле и продолжает расти до поздней осени. Райграс требует света, но хорошо переносит вытаптывание, а его пищевая ценность для домашнего скота обусловлена тем, что это луговое растение накапливает значительные количества минералов и микроэлементов: кальция, натрия, кремния, магния, калия, серы, меди, молибдена. Плоский колос райграса достигает высоты 20 - 25 см.

Напротив, лён слабительный - однолетнее растение с нитеобразными стеблями до 30 см высотой и слабым корешком - представляет собой мелкий сорняк, а содержащийся в нём ядовитый линамарин может быть вреден для животных.

Листья зверобоя продырявленного, который также является широко используемым лекарственным растением, выглядят так, будто их и вправду кто-то продырявил. На самом же деле сильно просвечивающие места представляют собой не что иное, как желёзки, наполненные эфирными маслами .

Подорожник большой - многолетнее розеточное растение с коротким толстым корневищем и пучком шнуровидных корней. Длинные колосья на высоких стеблях облеплены крохотными плодами, которые очень любят птицы. Цветёт и плодоносит это растение с апреля по сентябрь, причём к типу почвы оно совершенно нетребовательно и встречается почти везде в нашей природе.

Наверное, самым известным среди сорняков является одуванчик лекарственный: его солнечно-жёлтые цветки можно увидеть в мае-июне, а иногда он ещё раз цветёт осенью. Цветки одуванчика раскрываются под солнцем, закрываясь в пасмурные дни и вечером, а вызревшие лёгкие семена, снабжённые «парашютиками», переносятся ветром на значительные расстояния. Одуванчик очень трудно уничтожить: стержневой корень у данного растения достигает 5 - 50 см в длину, и если оторвать надземную часть растения, оно вновь отрастёт от корня; кроме того, в местах повреждений корень одуванчика образует выводковые почки, из которых появляются новые растения. Истребить одуванчик можно только химическим путём либо лишив его света.

  • Назад
  • Вперёд

Виноград

    В садах и на при­усадебных участках можно подобрать для посадки винограда место потеп­лее, например, с солнечной сторо­ны дома, садового павильона, ве­ранды. Рекомен­дуется высаживать виноград вдоль границы участка. Сформирован­ные в одну линию виноградные лозы не займут много места и в то же время бу­дут хорошо освещаться со всех сторон. Возле построек виноград надо размещать так, чтобы на не­го не попадала вода, стекающая с крыш. На ровных местах надо де­лать гряды с хорошим стоком за счет водоотводных борозд. Некоторые садоводы по опыту своих коллег из западных районов страны копают глубокие посадоч­ные ямы и заполняют их органи­ческими удобрениями и удобрен­ной землей. Ямы, выкопанные в во­донепроницаемой глине, - это сво­его рода замкнутый сосуд, кото­рый в период муссонных дождей заполняется водой. В плодородной земле корневая система винограда первое время хорошо развивает­ся, но как только начинается пере­увлажнение, она задыхается. Глу­бокие ямы могут играть положи­тельную роль на почвах, где обес­печен хороший естественный дре­наж, водопроницаемая подпочва или возможен мелиоративный ис­кусственный дренаж. Посадка винограда

    Быстро восстановить отживший куст винограда можно методом от­водков («катавлак»). С этой це­лью здоровые лозы соседнего ку­ста укладывают в канавки, про­копанные до места, где раньше произрастал погибший куст, и при­сыпают землей. На поверхность выводят верхушку, из которой по­том вырастает новый куст. Одре­весневшие лозы на отводки укла­дывают весной, а зеленые - в июле. От маточного куста их не отделяют в течение двух-трех лет. Замерзший или очень старый куст можно восстановить посред­ством короткой обрезки до здоро­вых надземных частей или обрез­ки на «черную головку» подзем­ного штамба. В последнем случае подземный штамб освобождают от земли и целиком спиливают. Неда­леко от поверхности из спящих почек вырастают новые побеги, за счет которых формируют новый куст. Запущенные и сильно повреж­денные морозом кусты винограда восстанав­ливают за счет более сильных жи­ровых побегов, образующихся в нижней части старой древесины, и удаления ослабленных рукавов. Но прежде чем удалить рукав, формируют ему замену. Уход за виноградом

    Садоводу, приступающему к выращиванию винограда, надо хо­рошо изучить строение виноградной лозы и биоло­гию этого интереснейшего расте­ния. Виноград относится к лиановым (лазящим) растениям, для него нужна опора. Но он может сте­литься по земле и укореняться, как это наблюдается у амурского винограда в дикорастущем состоя­нии. Корни и надземная часть стебля растут быстро, сильно вет­вятся и достигают больших раз­меров. В естественных условиях без вмешательства человека выраста­ет разветвленный куст винограда со множе­ством лоз различных порядков, который поздно вступает в пло­доношение и нерегулярно дает урожай. В культуре виноград формируют, придают кустам удоб­ную для ухода форму, обеспечи­вающую высокий урожай качест­венных гроздей. Посадка лимонника

    Лимонник китайский, или схизандра, имеет несколько названий - лимонное дерево, красный вино­град, гомиша (японское), кочинта, кодзянта (нанайское), кольчита (ульчское), усимтя (удэгейское), учампу (орочское). По строению, системному родству, центру происхождения и распространению лимонник китайский не име­ет ничего общего с настоящим цит­русовым растением лимоном, но все его органы (корни, побеги, ли­стья, цветки, ягоды) источают аромат лимона, отсюда и название лимонника. Цепляющаяся или об­вивающая опору лиана лимонника наряду с амурским виноградом, тремя видами актинидий является оригинальным растением дальнево­сточной тайги. Его плоды, как и настоящего ли­мона, излишне кислые для потреб­ления в свежем виде, но они об­ладают лечебными свойствами, приятным ароматом, и это при­влекло к нему большое внимание. Вкус ягод лимонника китайского несколько улучшается после заморозков. Ме­стные охотники, потребляющие та­кие плоды, утверждают, что они снимают усталость, сообщают ор­ганизму бодрость и улучшают зре­ние. В сводной китайской фарма­копее, составленной еще в 1596 го­ду, говорится: "плод китайского ли­монника имеет пять вкусов, отне­сен к первой категории лекарст­венных веществ. Мякоть у лимон­ника кислая и сладкая, семена горько-вяжущие, а в целом вкус плода солоноватый. Таким обра­зом, в нем все пять вкусов нали­цо". Вырастить лимонник

Сегодня добирался на работу на маршрутке. Привычно и традиционно: толкучка, мало воздуха, открывающиеся и закрывающиеся люки, отдавленные ноги. Уже не удивляюсь этой «душевной» обстановке, да и пассажиры привыкают стоять в пробке на переезде, бурно обсуждать очередные нововведения чиновников, жаловаться на жизнь и редко, но всё-таки иногда уступать места детям и пожилым. В общем, ничего удивительного. Обычное утро. Обычная картина. Необычные в этом случае только мысли, которые эта ситуация мне навеяла, - мысли о солидарности.

- Солидарное общество – это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества. Оно основывается на таких ключевых понятиях, как единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность... В нём человек не потребитель, не сторонний созерцатель и не объект, он созидатель, строитель, активный субъект общественной жизни, - говорит губернатор Евгений Савченко .

С таким доступным объяснением этого термина невозможно не согласиться, ведь на самом деле сложно найти человека, который стал бы спорить, что нравственность, доверие, ответственность, патриотизм, созидательная деятельность - общенациональные ценности, которые принимаются многими.

Но давайте попробуем разобраться в глаголе «принимают». Понять и принять что-либо довольно просто, но начать действовать - уже совсем другая история. Здесь мы часто сталкиваемся с непониманием и даже отсутствием этого следующего шага: я понимаю, принимаю, но... не действую. Почему так происходит?

Вспомним утренний автобус: люди едут на работу/учёбу, погулять по городу. Людям жарко/холодно, комфортно/дискомфортно, они прижимаются друг к другу в попытке удержаться на резких поворотах и готовы поддержать соседа, когда тот начинает ругать водителя-лихача или проклинать ямы на дорогах. Пассажиры автобуса - это и есть солидарное общество. У каждого из них свои интересы, свои ценности (которые, наверняка, могут пересекаться), но именно сейчас - в этом самом автобусе, стоя спина к спине и нависая друг над другом, - они солидарны, потому что у них есть общая ситуация (читай: проблема), и во взглядах на эту ситуацию они практически не расходятся. Вот в такой атмосфере и способно появиться солидарное общество. Люди, объединённые общей проблемой, начинают общаться и обмениваться мнениями, постепенно начиная чувствовать своё единение (читай: солидарность).

Когда объявлен сбор средств на лечение ребёнка - сердце ёкает практически у каждого второго. Каждый третий задумывается о том, что это действительно беда, которая может коснуться каждого. У каждого четвёртого появляется желание помочь, а каждый пятый - в итоге оказывает посильную помощь. Здесь есть общее дело, есть мнение, которое принимается большинством, есть позыв к действию и есть отклик - вот вам ещё одна солидарная группа людей.

Представим теперь себе, что есть некие «поля солидарности» - круги общих интересов и ценностей, которые у человека могут пересекаться с «полями» окружающих. И так уж устроено общество, что часто сиюминутные ситуации вызывают более заметное пересечение этих «полей», чем общечеловеческие ценности, которые хоть и принимаются людьми, но располагаются на периферии этих «полей», тогда как их ядром может стать любая ситуация, которая сплотила людей именно в этот самый момент (транспорт, благотворительный марафон, пациенты больницы в одной палате и пр.).

Чтобы на «поле солидарности» в будущем мог появиться «урожай», нужно сначала это «поле» подготовить: сделать так, чтобы «почва» была готова принять брошенные в неё «семена», которые не останутся на поверхности, а проникнут вглубь и укрепятся.

Мне сложно представить, что владелец «Лэнд Крузэра» и пассажир городской маршрутки вдруг резко, ни с того ни с сего, станут членами солидарного общества, проявляющими друг к другу «деятельное сочувствие». Солидарность, на мой взгляд, появляется там, где складываются сразу несколько условий: группа людей, общая ситуация (судя по всему, нужный эффект сплочения появляется быстрее, если ситуация имеет негативный контекст), мнение или точка зрения, которая принимается большей частью группы, а её озвучивание в этой группе вполне может стать первым шагом в цепочке действия.

На пересечении «полей солидарности» нескольких собеседников появляется общее ядро солидарности, которое способно для них стать общим центром. И если вслед за ситуацией их объединившей в этой группе будут продолжены взаимодействия уже в других общих ситуациях, ядро солидарности будет разрастаться (увеличиваться), и рано или поздно оно сможет затронуть периферию, где расположились общечеловеческие ценности (патриотизм, единство, созидательная деятельность и др.). В таком случае эта группа не просто согласится с понятием «солидарность», но и начнёт действовать как солидарное общество.

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Плодовые - это растения, которые выращиваются в садах.

Декоративные - эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

Прядильные - эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник . Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

И последняя группа - это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений - зерна. Второе название - злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша - пища наша.

Каша - мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Ячмень дает нам два вида круп: перловую - это целое зерно, и ячневую - дробленое зерно.

Просо идет для производства пшена.

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша - очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Пословицы о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь - это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница - вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:

"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».

Растения бывают дико-растущие (растущие в природе без помощи че-ловека) и культурные , выведенные человеком для его нужд и не способные расти в природе без помощи человека.

Кто же обитает в экосистеме поля? Прежде всего, это растения-«кормильцы». Человек сам выращивает культурные растения , заботится о них.

Но есть и ненужные человеку сорные расте-ния , или сорняки .


Сорняки (вьюнок, одуванчик, осот)

Главный «едок» полевых растенийчело-век . Ведь крестьяне выращивают пшеницу и картофель для еды.

Другие «едоки», которым нужны кормовые травы, — это домашний скот : лошади , коро-вы , козы , овцы .

Третья группа «едоков» — непрошеные гос-ти: вредящие полям грызуны и насекомые . От таких «едоков» человеку приходится защищать урожай.

Есть на полях и «мусорщики». В почве обитают дождевые черви , множество микроор-ганизмов . Однако «мусорщиком» бывает и че-ловек. Осенью люди убирают с полей солому , добавляют в почву удобрения .

Удобрения — питательные вещества для растений.

Что же такое поле?

Поле это созданная человеком ис-кусственная экосистема для выращива-ния нужных ему растений.

Каковы главные отличия полей от природ-ных экосистем ? Материал с сайта

Ты, конечно, догадался, что круговорот веществ в природных экосистемах замкну-тый или почти замкнутый. Поэтому они мо-гут существовать очень долго и почти не ме-няться.

Совсем по-другому обстоит дело с искусст-венной экосистемой полем .

Значительную часть из круговорота веществ человек забирает с полей в виде урожая. В результате этого кругово-рот веществ становится незамкнутым. Поле — эта искусственная экосистема — оказывает-ся неустойчивой. Без постоянной заботы че-ловека оно превращается в природную экосис-тему.

На этой странице материал по темам:

  • Кто из животных на обитает на полях

  • Экосистема полей краткий реферат

  • 3 класс каковы главные отличия экосистемы поля от природных экосистем

  • Учитель: Егорова Ольга Павловна, г. Торжок, Тверская обл.

    МБОУ Средняя школа №8

    Программа: « Школа 21 века» проф. Виноградовой Н.Ф.

    Предмет: Окружающий мир

    Тема: Какие бывают поля. Растения поля .

    1.Обучающие:


    • Создать условия для формирования первичного представления младших школьников о большом разнообразии полевых культур ;

    • Раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека
    2.Развивающие:

    • Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ);практических умений (работа с гербарием, справочной литературой)
    3.Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира, учить видеть и ценить прекрасное.
    Оборудование:

    Учителю- предметные картинки с надписями, гербарные экземпляры зерновых культур, прядильных культур, таблички с опорными понятиями ; репродукция картины Мясоедова «Косцы».

    Ученикам- учебник, рабочая тетрадь, сообщение о растении луга+ рисунок, сигнальные карточки.

    Ход урока

    1.Орг. момент

    2.Проверка домашнего задания.

    Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

    Какие виды лугов существуют? Чем они отличаются?

    Послушаем, какие сообщения вы приготовили. О каких растениях луга?

    3.Основная часть.

    Логическая задача:

    На доске записаны названия растений. Ваша задача перечислить только растения луга.

    Кто сможет ответить, где растут оставшиеся растения?

    Давайте зададим этот вопрос Егору и Даше, сравним ответы. (учебник стр.141)

    - Кто из детей прав? Как вы считаете?

    О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

    Мы будем изучать разновидности полей, растения, которые там растут.

    б)Рассказ учителя.

    Пальчиками покидать.

    Раз-два, раз-два-

    Урожай собрать пора.


    • Вот на поле лён растёт,
    Только жаль, что не цветёт.

    Зато до неба он дорос,

    Даёт он масло для волос.

    Раз-два


    нажимай,

    Льняное масло выжимай.


    • Здесь стоит ржаное поле,
    Колосков на нём не счесть,

    Как приятно хлеба с солью

    Нам за завтраком поесть.

    Раз-два приседай, -

    Колосочки собирай.


    • Поле капустное.
    Капуста очень вкусная.

    Наклоняйся, не ленись,

    Лист капустный оторвись.

    Раз-два, раз-два,

    Ешь капусту детвора.


    • Поле в белом снеге всё,
    Что это за диво?

    Хлопок здесь растёт, ребята,

    Смотрите, как красиво!

    Раз-два покружись,

    Пушинкой хлопка обернись.


    • Красна ягодка блестит,
    На солнце улыбается.

    В кузовок залезть спешит,

    Клубникой называется.

    Раз-два не зевай,

    Клубнику быстро собирай.

    д) Практическая работа

    Мы сказали, что все культуры имеют своё назначение. Вместе на одном поле произрастать не могут.

    Почему пшеницу, рожь и кукурузу мы отнесли к зерновым культурам? (у них имеются зёрнышки)

    Чтобы правильным научным языком ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с колосками этих растений.

    Работа с гербарными образцами

    Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141.

    Рассмотрите изображения полевых растений. Сравните их между собой.

    Расскажите о растении (в гербарном варианте) в группах, по плану:

    1.Название растения

    2. Части растения (соцветие, соломина, корень)

    3.Вид соцветия.

    Давайте сделаем вывод:

    Соцветие зерновых культур называется колосом , у проса, риса и овса цветок- метёлка, у злаков стебель пустой, он называется соломиной (опорные слова на доске)

    Для чего же люди занимаются выращиванием этих растений? (чтобы получать продукты питания)

    Мы остановились на этих растениях, т. к. из них получают хлеб.

    е) Картинная галерея

    (Мясоедов Г.Г. «Косцы»)

    Ребята, посмотрите на картину на доске. Как вы думаете, подходит ли эта картина к теме нашего урока? Почему?

    Что делают люди?

    Эту картину написал примерно 140 лет назад художник Григорий Григорьевич Мясоедов.

    Что изображено на картине, что пытался передать художник, прочитаем в учебнике на стр . 144

    Как вы понимаете выражение «помахивают усатыми головками»? «благодарят солнце за свет и тепло, тучки- за дождик, а человека – за руки золотые»?

    Рассказ учителя о ржи

    В России рожь выращивают в больших количествах, т. к. культура морозоустойчивая, не требовательна к почве, даёт хорошие урожаи даже на бедных почвах. Рано созревает, не боится сорняков, т.к. быстрым ростом перебивает рост сорняков. Поэтому её называют санитаром полей. Рожь не заменима там, где капризная пшеница расти не может.

    ж) Путешествие в прошлое

    Давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» и поговорим ещё об одной зерновой культуре «Кукурузе» , учебник, стр 145

    Как же раньше называли кукурузу? (еловая шишка, маис)

    Рассмотрите «Чудо-дерево». Что получают из кукурузы , для чего её выращивают?

    з) Закрепление

    1) Откройте тетради №1 стр. 55, найдите №103.

    Кто сможет сделать этот номер самостоятельно?

    Остальные работаем коллективно; назовите виды полей по культурным растениям.

    2)- Посмотрите фрагмент известного всем мультфильма «Ну погоди!».Ваша задача определить виды полевых культур, которые там встретятся

    Кроссворд «Поле»

    По вертикали:

    1.как надела сто рубах- захрустела на зубах (капуста)

    2.в огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,

    Только жёлтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

    3.на стебельках белеют чашки,

    В них и нитки , и рубашки (хлопок)

    4. в поле росла,

    Под жерновами была,

    Из печки на стол- караваем пришёл (пшеница)

    По горизонтали получается слово ПОЛЕ

    4.Итог урока

    Что нового вы узнали на уроке?

    Какие виды культур вы знаете?

    Что особенно понравилось на уроке?

    5. Домашнее задание

    Нарисовать «Чудо-дерево-КУКУРУЗА»,

    Сообщения о понравивш. культурах