Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Растения полей: названия и описание.

Растения полей: названия и описание.

Учитель: Егорова Ольга Павловна, г. Торжок, Тверская обл.

МБОУ Средняя школа №8

Программа: « Школа 21 века» проф. Виноградовой Н.Ф.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Какие бывают поля. Растения поля .

1.Обучающие:


  • Создать условия для формирования первичного представления младших школьников о большом разнообразии полевых культур ;

  • Раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека
2.Развивающие:

  • Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ);практических умений (работа с гербарием, справочной литературой)
3.Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира, учить видеть и ценить прекрасное.
Оборудование:

Учителю- предметные картинки с надписями, гербарные экземпляры зерновых культур, прядильных культур, таблички с опорными понятиями ; репродукция картины Мясоедова «Косцы».

Ученикам- учебник, рабочая тетрадь, сообщение о растении луга+ рисунок, сигнальные карточки.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Какие виды лугов существуют? Чем они отличаются?

Послушаем, какие сообщения вы приготовили. О каких растениях луга?

3.Основная часть.

Логическая задача:

На доске записаны названия растений. Ваша задача перечислить только растения луга.

Кто сможет ответить, где растут оставшиеся растения?

Давайте зададим этот вопрос Егору и Даше, сравним ответы. (учебник стр.141)

- Кто из детей прав? Как вы считаете?

О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Мы будем изучать разновидности полей, растения, которые там растут.

б)Рассказ учителя.

Пальчиками покидать.

Раз-два, раз-два-

Урожай собрать пора.


  • Вот на поле лён растёт,
Только жаль, что не цветёт.

Зато до неба он дорос,

Даёт он масло для волос.

Раз-два


нажимай,

Льняное масло выжимай.


  • Здесь стоит ржаное поле,
Колосков на нём не счесть,

Как приятно хлеба с солью

Нам за завтраком поесть.

Раз-два приседай, -

Колосочки собирай.


  • Поле капустное.
Капуста очень вкусная.

Наклоняйся, не ленись,

Лист капустный оторвись.

Раз-два, раз-два,

Ешь капусту детвора.


  • Поле в белом снеге всё,
Что это за диво?

Хлопок здесь растёт, ребята,

Смотрите, как красиво!

Раз-два покружись,

Пушинкой хлопка обернись.


  • Красна ягодка блестит,
На солнце улыбается.

В кузовок залезть спешит,

Клубникой называется.

Раз-два не зевай,

Клубнику быстро собирай.

д) Практическая работа

Мы сказали, что все культуры имеют своё назначение. Вместе на одном поле произрастать не могут.

Почему пшеницу, рожь и кукурузу мы отнесли к зерновым культурам? (у них имеются зёрнышки)

Чтобы правильным научным языком ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с колосками этих растений.

Работа с гербарными образцами

Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141.

Рассмотрите изображения полевых растений. Сравните их между собой.

Расскажите о растении (в гербарном варианте) в группах, по плану:

1.Название растения

2. Части растения (соцветие, соломина, корень)

3.Вид соцветия.

Давайте сделаем вывод:

Соцветие зерновых культур называется колосом , у проса, риса и овса цветок- метёлка, у злаков стебель пустой, он называется соломиной (опорные слова на доске)

Для чего же люди занимаются выращиванием этих растений? (чтобы получать продукты питания)

Мы остановились на этих растениях, т. к. из них получают хлеб.

е) Картинная галерея

(Мясоедов Г.Г. «Косцы»)

Ребята, посмотрите на картину на доске. Как вы думаете, подходит ли эта картина к теме нашего урока? Почему?

Что делают люди?

Эту картину написал примерно 140 лет назад художник Григорий Григорьевич Мясоедов.

Что изображено на картине, что пытался передать художник, прочитаем в учебнике на стр . 144

Как вы понимаете выражение «помахивают усатыми головками»? «благодарят солнце за свет и тепло, тучки- за дождик, а человека – за руки золотые»?

Рассказ учителя о ржи

В России рожь выращивают в больших количествах, т. к. культура морозоустойчивая, не требовательна к почве, даёт хорошие урожаи даже на бедных почвах. Рано созревает, не боится сорняков, т.к. быстрым ростом перебивает рост сорняков. Поэтому её называют санитаром полей. Рожь не заменима там, где капризная пшеница расти не может.

ж) Путешествие в прошлое

Давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» и поговорим ещё об одной зерновой культуре «Кукурузе» , учебник, стр 145

Как же раньше называли кукурузу? (еловая шишка, маис)

Рассмотрите «Чудо-дерево». Что получают из кукурузы , для чего её выращивают?

з) Закрепление

1) Откройте тетради №1 стр. 55, найдите №103.

Кто сможет сделать этот номер самостоятельно?

Остальные работаем коллективно; назовите виды полей по культурным растениям.

2)- Посмотрите фрагмент известного всем мультфильма «Ну погоди!».Ваша задача определить виды полевых культур, которые там встретятся

Кроссворд «Поле»

По вертикали:

1.как надела сто рубах- захрустела на зубах (капуста)

2.в огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

3.на стебельках белеют чашки,

В них и нитки , и рубашки (хлопок)

4. в поле росла,

Под жерновами была,

Из печки на стол- караваем пришёл (пшеница)

По горизонтали получается слово ПОЛЕ

4.Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие виды культур вы знаете?

Что особенно понравилось на уроке?

5. Домашнее задание

Нарисовать «Чудо-дерево-КУКУРУЗА»,

Сообщения о понравивш. культурах

Животный мир полей просто удивителен. Не многие знают, что поля занимают около 25% суши на нашей планете.

Полевой биом существует на каждом континенте. Лишь на первый взгляд кажется, что бескрайние поля никто не населяет, и они представляют собой пустошь. На деле же в полях активно кипит жизнь. Жители полей не отличаются многообразием видов, но каждый представитель по-своему уникален и неповторим.

Как выглядят жители полей?

В полях обитают животные, птицы и насекомые. Животные полей чаще всего ведут мигрирующий образ жизни, и преодолевают огромные расстояния в поисках пищи.

Большая часть жителей полей питается растительностью, именно поэтому многие из них имеют широкие зубы с уплощенной верхней частью. На самых маленьких живых существ охотятся более крупные хищники. Поскольку в поле негде спрятаться, то мелким зверькам приходится рыть норы под землей и в них скрываться от врагов. В связи с этим у всех небольших жителей полей имеются длинные когти на передних лапах, с помощью которых просто копать грунт.

Стоит отметить, что жители полей способны приспосабливаться к любым условиям жизни. Некоторым животным не страшна перемена климата, они могут переносить и стужу и зной.


Мышь — активный участник полевого биоценоза.

Помимо всего прочего обитатели полей умеют прекрасно маскироваться.

Кто живет в полях?

В полевых биомах живет довольно много видов животных. В полях, которые граничат с лугами и перелесками, встречаются лисы, и даже волки. Но самыми многочисленными обитателями полей являются грызуны. Один из самых известных полевых зверьков – крот, который практически всю жизнь проводит под землей. Хотя найти его совсем не просто, можно увидеть многочисленные тоннели, в которых он скрывается.

Интересно, что каждый ход кроты используют для определенных целей, например, по одним ходам они только передвигаются, а другие, не такие ветвистые и более глубокие, используются в качестве логова.


Также распространенными полевыми жителями являются мыши и хомяки. Эти грызуны очень осторожны, они могут быстро бегать, но, тем не менее, часто становятся жертвами многих хищников.

Чаще всего грызуны живут в колониях и селятся в норках. Каждая нора имеет несколько ходов. В норах грызуны прячутся днем, а ночью выбираются в поисках пищи. Поскольку зимой грызуны остаются в норах, то они предварительно собирают запасы. На протяжении всего лета и осени они заполняют свои хранилища. И хомяки и полевки являются очень плодовитыми. Молодые особи становятся самостоятельными уже в возрасте двух недель.


Птицы, живущие в полях, являются представителями отряда воробьиных. Чаще всего в полевом биоме встречаются жаворонки и серые мухоловки. поселяются только на открытых участках. Они привлекают внимание своим мелодичным пением.

Серые мухоловки, как и жаворонки, любят открытые участки. Особенностью мухоловки является то, что во время охоты она трясет крыльями и хвостом, а потом моментально понимается в воздух за добычей. Серые мухоловки охотятся на самых разнообразных насекомых.


Серая мухоловка — истребитель насекомых.

На полях можно встретить большое количество представителей отряда куриных. Самыми распространенными из них являются перепела, серые куропатки и ястребы. Большая часть птиц, обитающих на полях, являются перелетными, то есть они на зиму улетают.

Татьяна Щербак
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»).

Группа : старшая.

Задача НОД : Формирование грамматического строя речи.

Тема НОД : «Предстают поля пред взором (Беседа на тему «Полевые растения Рассказывание на тему скороговорок .)

Цель НОД : закрепить знания детей о сельскохозяйственных культурах, лекарственных растениях полевых цветах ; познакомить с сорняками; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных; закреплять умение заканчивать предложение подходящим по смыслу словом; закреплять знания детей об обобщающих словах; упражнять в подборе слов с задуманным звуком; закреплять навыки правильного произношения звуков (п, (л, (р) и умении выделять их из связной речи; учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Оборудование НОД : макеты полей с пшеницей , рожью, подсолнечником, кукурузой, горохом, свеклой; полевые цветы из бумаги ; картинки с изображением лекарственных растений и сорняков .

Ход проведения НОД.

На столах расставлены макеты полей : на одном поле пшеница , на другом рожь, подсолнечник, кукуруза, горох, свекла. Вокруг макетов полевые цветы .

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется, как море.

Необъятное кругом.

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Всё живёт и оживает,

Словно глазки из межи

Глазки девочки-малютки

Кротко смотрят незабудки

И среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

У кого, что получилось представить , когда я читала стихотворение?

У меня получилось представить , как волнуется рожь.

А я представил солнышко и небо

Я увидела незабудки.

А я васильки.

Вам понравилось в поле ?

Что может расти в поле ?

(сельскохозяйственные культуры, травы, лекарственные растения , полевые цветы , сорняки.)

Подойдите сюда. (Дети подходят к макету с полем пшеницы .)

Что растёт на этом поле ?

Пшеница. Много пшеницы.

А как ещё мы можем сказать об этом?

Цело поле пшеницы .

(Подходят к другому макету с полем ржи ) .

Что растёт на этом поле ?

Рожь. Много ржи.

Как ещё можно сказать об этом?

Целое поле ржи .

(Аналогично поле подсолнечника , поле свеклы , поле кукурузы , поле гороха .)

Как вы можете назвать одним словом растения , растущие на этих полях ?

Сельскохозяйственные культуры.

Они выросли сами?

Нет, их посадили люди.

А кто посадил полевые цветы ?

Сами выросли.

Какую пользу приносят полевые цветы ?

(Среди них, есть лекарственные растения . Цветы радуют нас своей красотой.)

-Полевые цветы , кроме пользы приносят вред. Они мешают расти сельскохозяйственным культурам.

Играем в игру «Подскажи слово» .

Белая рубашка

Желтенький платок.

Как зовут?

(Ромашка.)

Цветик-невеличка,

Алый, огонёк.

Как зовут?

(Гвоздичка.)

Желтый сарафанчик,

Прямо как желток!

(Одуванчик.)

Дети, давайте понюхаем полевые цветы . (Глубоко и медленно вдохнуть через нос 3 раза.)

Ребята, а названия лекарственных растений вы знаете ?

Я буду бросать мяч. Тот, кому я бросила - называет лекарственное растение . (Подорожник, пастушья сумка, зверобой.)

Ещё в поле растут сорняки . Они наносят большой вред сельскому хозяйству. Сорняки ухудшают рост и развитие культурных растений . Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.

(Воспитатель показывает картинки) .

Это – амброзия. (осот, сурепка)

Играем в игру «Назови, одним словом» . Я буду говорить слова, а вы скажите, как можно это назвать одним словом.

Амброзия, осот, сурепка – сорняки.

Подорожник. Пастушья сумка, зверобой – лекарственные растения .

Ромашка, незабудка, василёк – лекарственные растения .

Кукуруза, рожь, горох, свекла – сельскохозяйственные культуры.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать - не захотел. (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

О чём мы говорили сегодня на занятии?

О поле .

Какой первый звук в слове поле ?

Звук (п) .

Названия, каких растений , растущих в поле , начинаются на звук (п) . (Подорожник, пшеница, подсолнечник.)

Послушайте, я прочитаю вам скороговорку :

«Поле-то не полото ,

Поле- то не полито

Просит полюшко попить

Нужно полюшко полить».

Какие звуки в скороговорке чаще всего встречаются?

(п) и (л) .

Послушайте ещё одну скороговорку :

«В поле полет Фрося просо , сорняки выносит Фрося» .

Какие звуки мы слышим чаще других?

Звуки (п) и (р) .

Составьте маленький рассказ о поле . О чём оно просит?

Кто хочет рассказать?

А кто хочет рассказать о Фросе и сорняках?

Ребята, я приготовила для вас цветы. Сейчас, пожалуйста, выберите себе красные маки те дети, которые хорошо работали на занятии. Ромашки выберите те, у кого что-то не получилось. И синие, если вы считаете,что совсем не справились.

Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники». Раиса Антонова Конспект НОД для подготовительной группы на тему.

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе раннего возраста с 2 до 3 лет «Лапушка» на тему: «Колобок». Воспитатель: Селезнева.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Комнатные растения» в средне – старшей группе Задачи:.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.

Луговые цветы – это отдельный многогранный мир.

Он прекрасен и непостижим. Трудно поверить, что такая красота создается сама по себе – над ней не трудятся дизайнеры, подбирая сорта по цветам и месторасположению, но всегда, когда мы оказываемся в поле с луговыми цветами, мы не может налюбоваться и надышаться. Ведь в дизайне нет изъянов.

Многие цветоводы и огородники стремятся заполучить частичку первозданной природной красоты себе на участок – выкапывают кустики с корешками или покупают семена. Тем более, что луговые цветы – это не только эстетическое наслаждение – каждое растение имеет целебный эффект и применяется в народной медицине.

Вот и получается, два в одном: и красиво, и полезно, а если прямо за окном, – то вообще отлично!

Луговые цветы поражают своим многообразием, простотой и в то же время красотой. Эти цветы в естественной среде растут на лугах и полях, на опушках лесов.

Кстати, травоведами замечено, что цветы, собранные с лугов, имеют большую силу в лечении болезней по сравнению с искусственно культивируемыми, именно потому что в их рост и развитие не вмешивался человек.

Виды

Видов луговых цветов очень много и в статье мы рассмотрим некоторые растения, их описание и фото, которые можно встретить не только в лугах, но и на наших садовых участках, и каждый сможет решить, что собрать летом для домашней аптечки, а что высадить на клумбу.

Если понаблюдать за луговыми цветами в естественной среде, можно без труда понять, что они любят много яркого солнечного цвета и плохо переносят тень, за исключением цветов, которые могут расти и в лесу тоже, например, иван-чай.

Если вы хотите завести их у себя на клумбе, то нужно будет обеспечить их светом: сажать всегда на первой линии. Тем более, что большинство представителей луговых цветов являются низко- и среднерослыми.

Луговые цветы не боятся сорняков, потому что привыкли жить в тесном содружестве с сотней соседей по лугу. Их корни переплетаются, создавая ковер, который хорошо впитывает дождевую воду и также достает влагу из самой почвы – поэтому уход за такими растениями будет минимальным.

Описание видов

  1. Алтей лекарственный

Многолетнее травянистое растение, вырастает до полуметровой высоты. Листовые пластинки растут непосредственно на стебле, чем выше, тем мельче листы. Имеют продолговато-заостренную форму и сизый оттенок зелени. Бутоны растут на макушке стебля одиночно, и имеют нежно-розовую окраску.

Растение обладает средней морозостойкостью, которая, тем не менее, позволяет ему хорошо расти в средней полосе России, в том числе, в Подмосковье.

  1. Амарант колосистый

Это дикий предок культурного амаранта. Огородникам больше знаком как щирица, злостный сорняк. Но не все знают, что он имеет высокое пищевое и лекарственное значение.

Амарант достигает высоты в 1 метр. Листья расположены поочередно и имеют продолговатую форму. Наверху стебля листья более мелкие, внизу – крупнее.

Цветы очень маленькие, практически не видные, имеют желтовато-зеленую окраску и составляют соцветия в форме колоса. Совершенно не требователен к почвенным и погодным условиям.

  1. Анютины глазки

Многолетнее растение, вырастающее до 40 см. Листовые пластинки растут поочередно, внизу более крупные, по сравнению с верхними. Цветы на тонких ножках, крупные, трехцветные. Морозостойкость высокая. Ареал обитания очень широк.

  1. Багульник

Растет в форме куста и достигает двухметровой высоты.

Мелкие сизо-зеленые листья растут по всему стеблю, от низа до верха. Цветет обильно.

Бутоны четырехлепестковые, белого, а чаще – малинового оттенка с насыщенным запахом, в диаметре до 4 см., собраны в зонтичные соцветия. Зимостоек, неприхотлив.

  1. Валериана лекарственная

Многолетний цветок, вырастающий до полутораметровой высоты. Стебель оголенный, мало прикрыт листьями. Бутоны маленькие, бледного розового оттенка, собраны в зонтичные соцветия, очень ароматные. Ареал обитания широк, но из-за высокого спроса, найти ее бывает сложно.

Нашла применение не только в медицине, но и в косметологической индустрии, для этих целей культивируется искусственно.

  1. Василек луговой

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до метровой длинны и считающееся сорняком, особенно на злаковых полях. Листья имеют удлинённую овальную форму, опушены, зелень с сизым отливом. Бутоны бледно-розового цвета, около 5 см. в диаметре.

  1. Василек синий

Многолетний представитель луговых цветов. Отличается от лугового василька окраской бутонов – они у него более насыщенного цвета, синие.

  1. Мышиный горошек

Многолетний цветок, с ползучим стеблем, достигающий длинны побега в полтора метра. Листовые пластинки миниатюрные, невзрачные, пепельно-зеленого оттенка. Бутоны не отличаются крупными размерами, зато имеют насыщенный фиолетово-розовый окрас.

  1. Гвоздика луговая

Многолетний цветок, вырастающий до 40 см. Листовые пластинки опушенные, имеют линейную форму. Бутоны носят красный, розовый, реже белый окрас, лепестки зубчатые. Относится к редким, охраняемым растениям.

  1. Герань луговая

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 80 см. Нижние листья разделены на пять частей, верхние – на три. Бутоны пятилепестковые, многочисленные, большие, носят сиреневый окрас. Очень широко представлен на карте России.

  1. Горец перечный

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий 90 см. Относится к семейству Гречишных. Стебель прямой и тонкий, густо покрыт листьями. Листовые пластинки имеют форму пера. Бутоны меленькие, белоснежные, собраны в соцветия в форме колоса.

  1. Горец птичий

Многолетний цветок, достигающий полуметровой длинны. Стебель ползучий, сильно ветвящийся. Листовые пластинки маленькие, супротивные, густо покрывают стебель.

Бутоны невзрачные, белого цвета, расположены в пазухах листьев.

У горца птичьего хорошая зимостойкость и высокие пищевые свойства. Применяется в народной медицине и в качестве кормового растения.

  1. Горечавка

Многолетний цветок в форме кустарника, достигающий длинны в полтора метра. Стебли прямые и плотные. Листовые пластинки темно-зеленые, супротивные. Бутоны синие, голубые или фиолетовые, имеют форму колокольчика, довольно большие и растут по одному. Ареал произрастания широкий.

  1. Гусиный лук

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 50 см. Листовые пластинки собраны в прикорневую розетку, очень длинные и тонкие. Бутоны маленькие, желтоватые, с медовым запахом. Растение теплолюбиво.

  1. Девясил высокий

Представитель луговых цветов, растущий в форме куста и достигающий полутораметровой высоты. Длинные темные листовые пластинки образуют прикорневую розетку. Бутоны крупные, оранжево-желтые похожи на большую ромашку, но лепестки значительно более узкие. Корень имеет лекарственное значение и применяется в косметологии.

  1. Дельфиниум

Многолетний цветок, в форме куста, достигающий длинны в полтора метра. Листовые пластинки образуют прикорневую розетку и по форме напоминают стрелы. Цветонос длинный, образует пирамидальное соцветие со множеством маленьких, но броских бутонов, белоснежного, розового, синего, сиреневого, красного и желтого оттенков. Цветок теплолюбив. В домашних условиях из дельфиниума готовят мыло.

  1. Дикий лук

Многолетний представитель луговых цветов, растущий кустом и достигающий полуметровой длины. Листовые пластинки похожи на перо домашнего лука, но не такие толстые и мясистые. Рослая цветоножка увенчана соцветием в форме шара. Имеет пищевое значение. Ареал произрастания широк.

  1. Донник

Многолетний цветок, достигающий длинны в два метра. Листовые пластинки супротивно или попарно расположены на стебле. Бутоны маленькие, желтые или белоснежные, очень ароматные. Славится как медоносная культура и лекарственное растение.

  1. Зверобой продырявленный

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 80 см. Прямостоячий, жесткий стебель покрыт большим количеством мелких темно-зеленых листьев. Бутоны образуют на верхушках стеблей желтые соцветия. Встречается как в России, так и в Украине. Используется для лечения различных недугов.

  1. Земляника

Многолетний представитель луговых растений, вырастающий на тридцать сантиметров.

  1. Кипрей узколистый (Иван-чай)

Многолетний представитель луговых растений, вырастающий до полутора метров.

Стебель прямой, толстый и сочный, густо покрыт линейно-ланцетными листьями. Бутоны фиолетово-розовые, образуют верхушечные кистевидные соцветия. Ареал произрастания широк. Используется для лечения различных недугов и является сырьем для изготовления чая.

  1. Клевер луговой

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 80 см. Стебель прямостоячий сильно разветвленный. Листовые пластинки имеют форму овала и собраны по три. Бутоны собраны в шаровидные соцветия, окрашены в розовый и малиновый цвета. Азотфиксатор. Используется как медонос, кормовое и лекарственное растение.

  1. Колокольчик обыкновенный

Двухлетний представитель луговых цветов, вырастающий до 70 см. Стебель прямой, слабо покрыт маленькими листьями, имеющими очередное расположение. Бутоны фиолетовые, собраны в соцветия-метелки. Редкое охраняемое растение, растет в умеренном климате.

  1. Короставник полевой

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 80 см.

Стебель прямой, заканчивается одиночным цветком сине-лилового цвета.

Листовые пластинки образуют прикорневую розетку и имеют ланцетную форму. Хороший медонос.

  1. Ландыш

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 40 см. и относящееся к роду Лилейных. Стебель тонкий, голый, прямостоячий. Листовые пластинки большие, овально-удлиненные, образуют прикорневую розетку, из которой выходит тонкий стебель с маленькими белыми цветами.

Бутоны образуют колосовидное соцветие и имеют форму колокольчиков.

Редкий охраняемый вид, занесен в Красную книгу.

  1. Лен обыкновенный

Однолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 80 см. Стебель тонкий прямостоячий, заканчивается цветоножкой с голубым цветком. Листовые пластинки маленькие, расположены по всему стеблю попарно. Семена съедобны и используются для изготовления масла. Стебель – источник волокон для производства тканей.

  1. Льнянка обыкновенная

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 90 см. Стебель прямой, густо покрыт маленькими заостренными листьями. Бутоны бледно-желтые с оранжевым центром.

  1. Люпин

Многолетний представитель луговых цветов, растущий в форме кустарника и достигающий длинны в 120 сантиметров. Стебли прямые, крепкие, заканчиваются кистевидными цветоносами сине-фиолетового цвета. Листовые пластинки пальчатые, образуют прикорневую розетку и частично покрывают стебель. Прекрасно растет в средней полосе России.

  1. Мать-и-мачеха

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 30 см. Стебель прямостоячий, заканчивается цветоносом с одиночным желтым цветком. Листовые пластинки гладкие сверху, опушенные снизу, образуют прикорневую розетку, которая появляется после увядания цветка.

  1. Одуванчик

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 60 см. Стебель прямостоячий, полый внутри, содержит млечный сок и заканчивается одиночным цветком ярко-желтого цвета. Листовые пластинки, вытянутые в форме пера, образуют прикорневую розетку.

  1. Ромашка аптечная

Однолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 60 см. Стебель прямой, разветвленный у основания, заканчивается цветком с белыми лепестками и желтой сердцевиной.

Листовые пластинки вытянутые узкие и резные. Нашла применение в народной и традиционной медицине и косметологии.

  1. Таволга

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 80 см. Листовые пластинки на длинных ножках имеют пальчатую форму. Бутоны маленькие, многочисленные, окрашены в белый и розовый цвета.

  1. Тысячелистник

Многолетний представитель луговых цветов, имеющий вид полукустарника, относящийся к Сложноцветным. Стебель прямой, покрыт перистыми сложными листьями и заканчивается многочисленными соцветиями корзинками, с белыми или розово-белыми цветами.

  1. Цикорий обыкновенный

Многолетний представитель луговых цветов, достигающий длинны в полтора метра. Стебель прямой, очень крепкий, разветвляется и заканчивается многочисленными цветами сине-голубого цвета.

Листовые пластинки образуют прикорневую розетку и частично покрывают стебель. Ареал произрастания очень широк. Используется в кулинарии и как лекарственное растение. Из корней готовят напиток, по вкусу напоминающий кофе.

  1. Чабрец

Многолетний представитель луговых цветов с ползучим стеблем, вырастающий до 40 см. Стебель покрыт маленькими листьями овальной формы и заканчивается розово-фиолетовыми соцветиями. Все части растения очень душистые и используются для чая, в качестве приправы, в медицине и косметологии.

  1. Эхинацея

Многолетний представитель луговых цветов, достигающий метровой высоты. Стебель прямой шершавый. Листовые пластинки широкие, овальной формы. Бутоны большие, до пятнадцати сантиметров в диаметре, собраны в соцветия корзинки. Окраска цветов охватывает все оттенки розового или красно-коричневого.

  1. Эшшольция

Многолетний представитель луговых цветов, вырастающий до 45 см. Очень светолюбиво. Бутоны бывают белые или оранжевые, чашевидной формы. Начинает цвести рано, с начала июня и цветет вплоть заморозков.

Правила заготовки лекарственных растений

  1. собирать растения нужно в четко определенные сроки;
  2. сбор производить в солнечную погоду, после полного высыхания росы;
  3. собирать чистые растения, вдали от источников загрязнения;
  4. после сбора трава промывается в холодной воде;
  5. во время сушки использовать затенение от солнца или электрические сушилки, выставляя температуру, не более 50°С;
  6. сушка производится до ломкости. Недосушенные части растения могут покрыться плесневыми грибками и потеряют свою силу;
  7. хранить траву нужно в бумажных или тканевых пакетах не более двух лет.

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Плодовые - это растения, которые выращиваются в садах.

Декоративные - эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

Прядильные - эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник . Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

И последняя группа - это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений - зерна. Второе название - злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша - пища наша.

Каша - мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Ячмень дает нам два вида круп: перловую - это целое зерно, и ячневую - дробленое зерно.

Просо идет для производства пшена.

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша - очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Пословицы о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь - это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница - вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:

"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».