Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Сербский праздник крестной славы - никанорова ольга. Семейные традиции в современной Cербии

Сербский праздник крестной славы - никанорова ольга. Семейные традиции в современной Cербии

Сербская Слава: история и обычаи праздника

Крестная Слава представляет собой праздник Святого, покровителя семьи. Сербы не празднуют именины, вместо этого ими отмечается память Небесного Покровителя семьи, рода, учреждения и целого города - сербы празднуют Крестную Славу.

Славский колач

Славский колач (Славски колач) - традиционный сербский праздничный хлеб. Славский хлеб символически представляет собой хлеб насущный, а красное вино, которое тоже обязательно присутствует на столе, - Кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Он передается от отца к сыну и соединяется с церковью. Сербы хранят эту традицию, как предписывает святая Церковь и как делали их предки. Когда сын женится и начинает жить своим домом, в первый год он продолжает традицию Славы отцовского дома. Это только сербский обычай, в котором отражены верования и духовные традиции народа.


Сербская Слава — славский хлеб, жито и вино

Такое празднование в полной мере существует только в Сербии. В древности, во времена зарождения христианства на территории Сербской земли, мужчины крестились в дни особо почитаемых святых – Михаила, Георгия, Николая. Поэтому и празднование Славы чаще приходится на эти дни — по всей Сербии множество семей отмечают Славу, или, как здесь говорят, «славят». Это почти общенародный праздник. На Славу принято жарить ягненка, вешать цветочные венки на ворота дома или на дверь квартиры. Слава празднуется повсеместно, в том числе, и не особо верующими людьми. Хотя религиозная традиция сохраняется полностью. Это значит, что освящается Славское коливо, Славский хлеб (Славски колач), читаются определенные молитвы – так повелось с тех времен, когда канон Славы был установлен Саввой Сербским (XIII в.).


Согласно этому канону, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение — семья за несколько дней до Крестной Славы приглашает в дом священника, чтобы он освятил Славскую воду. На этой воде потом замешивается священный Славский колач из чистой пшеничной муки, дрожжей и соли, безо всяких добавок. Смысл трапезы — колач будет для нас тем самым хлебом насущным, который мы испрашиваем и получаем от Бога и который мы приносим в жертву и во славу нашего Святого покровителя. Кроме калача, для празднования Славы готовится коливо — Славское жито. Оно представляет собой вареную пшеницу, смешанную с орехами, сахаром, изюмом и освященную в день Славы особой молитвой священника во время разрезания Славского Калача. По традиции, рядом с калачом и житом должна стоять чаша красного вина и гореть Славская свеча, освященная в церкви.

Славски обичаи

Если вы посетите сербский дом, вы обнаружите там икону какого-либо православного Святого. Это будет икона святого хранителя семьи и хозяина дома.

Наши предки были политеисты. Каждое племя и каждый дом имели свое собственное божество, которое пользовалось большим уважением — как защитник. Когда сербы получили христианство под влиянием Византии, им очень трудно было отказаться от старых традиций и обычаев. В обмен на эти обычаи они приняли Славу одного христианского Святого, того, в день которого они получили Святое Крещение.

Значимость крестной Славы стоит рядом с Пасхой и Рождеством. В этот день сербы полностью посвящены своей семье и самым дорогим людям.
Способ празднования варьируется от места к месту, частично изменен из-за иностранных влияний, а отчасти из-за уменьшения числа членов семьи.
Элементы, которые всегда присутствуют на праздничном столе:
Славский колач - специальный хлеб, который выпекается на ночь перед Славой;
Славское жито - пшеница, которая символизирует Воскресение Христа и предков;
Славская свеча, которая горит весь день празднования Славы.
Все организуется так, чтобы наилучшим образом отпраздновать день своего Святого хранителя.


Сербская Слава — история и обычаи праздника

Празднование начинается в каждом доме рано утром. Когда в семейном кругу готовится праздничный стол, окропляется вином и преломляется Славский колач. Хлеб выпекается с украшением — Крест и буквы.
В последнее время для многих сербов Крестная Слава из христианского обычая в почитание традиции, повод для семейного торжества, застолья и встречи родных и друзей. Есть и правило, если вас однажды пригласили на Славу в сербскую семью, на каждую следующую вам не нужно будет ждать приглашения - вы будете желанным гостем в этом доме. Когда в дом приходят гости на праздничный обед или ужин, они поздравляют хозяев с их праздником и принимают участие в праздничной трапезе.

В зависимости о того, на какой день попадает Слава (постный или не постный), существует постная и непостная Слава, то есть трапеза. В постную Славу готовится много рыбных блюд и морские деликатесы, а в мясную готовится множество блюд из мяса, сыров. И обязательно на столе должно быть много сладостей. Хозяйки готовят все это заранее, за три или четыре дня.
Когда приходят гости, хозяина и хозяйку поздравляют словами счастливой славы, желают счастья, и чтобы хозяин праздновал Славу еще долгие годы! Сначала гости угощаются пшеницей: этот ритуал неизменен. Гости приносят хозяину напитки, а хозяйке – кофе и цветы.
Интересно то, что, как и каждая семья в Сербии, свою собственную славу имеет и каждое село, город.
Сербская Слава - это тот день, когда собирается семья и ближайшее окружение. Именно поэтому Слава считается одним из самых веселых праздников в году!

Понравился пост ? Не забудь поставить лайк и подписаться на нашу страничку!

Во первЫх строках хочу поблагодарить всех за поздравления! Говорить "спасибо" многочисленным сербским родственникам и приятелям - это одно удовольствие, а вам, друзья мои, - совершенно другое и даже бОльшее! Драголюб вчера впал в легкую прострацию, когда оказалось, что мы получили тридцать два послания из России и других мест земного шарика. Это круто! СПАСИБО! А теперь обещанный "отчет с места событий".


Когда Сербия находилась под властью Османской империи, практически все собрания были запрещены, потому что турки из личного опыта знали: если сербы соберутся в количестве больше трех человек, то жди неприятности типа небольшого народного волнения. Не случайно здесь бытует поговорка: ne daj, boze, da se srbi sloze (Господи, не позволяй сербам прийти к согласию). Официально собираться вместе можно было только по случаю какого-либо религиозного события, поэтому сербы и придумали Славу - праздник в честь святого покровителя (защитника) семьи. Так встречи стали легальными и достаточно частыми - села были большие, семей много, а святых в святцах достаточно. Правда, и турки наведывались, чтобы покушать бесплатно. Но сербы - народ смекалистый, заменили на праздничном столе овечье мясо свининой, так что мусульманам стало на таких праздниках очень грустно и они придумали себе другие важные дела. Аналога Славы нет нигде в мире. Даже в нашей православной России чем-то подобным можно считать лишь праздники, устраиваемые конкретной церковью в день "своего" святого. Уже на протяжении нескольких поколений покровитель моей семьи - это Святой Лука. Слава перешла Драголюбу по наследству от деда. Но не возбраняется и выбрать святого по собственному желанию или хоть каждый день устраивать праздники в честь еще нескольких. В современной жизни такого уже практически не бывает, да и сама Слава больше
не празднуется три дня, как это было прежде. Сербы не имеют "личных" святых в католическом или русском понимании этого слова, то есть у Драголюба и Тияны, независимо от даты их рождения и крещения, покровитель один - Святой Лука. Но я русская, поэтому у меня теперь два небесных защитника: Святой Лука и Святая Вера.

У Славы есть своя "обязательная программа". Каждый год, 31 октября, мы приглашаем к себе попа, который освящает дом, читает молитвы за здравие домочадцев и "кадит кодилою". Точно в полдень зажигается большая свеча, на стол ставятся "славски колач" (хлеб), сладкая вареная пшеница с орехами (жито) и красное вино.
Чтобы в следующем году все мы были здоровы и жили в любви, согласии и достатке, Драголюб крест-накрест надрезает хлеб и окропляет его вином. Потом все вместе мы три раза вертим каравай по часовой стрелке, три раза поднимаем его над головой и, наконец, надламываем.

Всё остальное - по желанию хозяев. Имею в виду застолье. По традиции гости должны приходить без приглашения. Но, как я уже писала, времена изменились, теперь Славе обычно предшествует "обзвон". Поэтому, в отличие от сербских хозяек прошлого, у меня есть огромное преимущество: я точно знаю, сколько гостей у нас будет, но по-прежнему не имею понятия, кто и во сколько явится с традиционным приветствием: "Сречна Слава, домачине!" ("Счастливой вам Славы, хозяева!"). Если в России принято встречать гостей хлебом и солью, то вчера каждому вновь прибывшему я подносила жито и бокал красного вина, дабы, перекрестившись,тот "вкусил", отпил и пожелал мир дому моему. Потом принято предложить кофе, а после и к столу пригласить.
Я уже писала, что все сербские застолья страшно традиционны. Сначала на стол ставятся мезе (мясная и сырная нарезка), маленькие булочки и салатики. Салаты, пожалуй, - это единственное, что можно хоть как-то время от времени менять. Вездесущая "руска салата" (оливье) мне уже порядком надоела. Так что вчера наши гости угощались американским кукурузно-ананасным салатом без всякого (ура!) майонеза и фаршированными сыром и чесноком помидорчиками.

Но избежать традиционной сармы, фаршированного болгарского перца и печеного мяса невозможно. Без них сербский стол - не стол. Ну, и тортик, конечно же! Признаюсь, последний я просто купила в супермаркете, несмотря на ворчание свекрови, что все должно быть приготовлено своими оч.умелыми ручками. Но о моих отношениях с тортиками вы уже знаете ), зачем же лишний раз нарываться?))
С мясом дела обстоят чуть проще. Нужно просто вовремя сделать заказ в "месаре" или "печеняре", а потом разрезать доставленную тушу.
А вот сарму и паприку нужно готовить самому, ничего не поделаешь! Причем дня за два до праздника, иначе не успеть. Мало того, что сарма, например, в общей сложности должна не меньше пяти часов провести на плите, так ведь и завернуть нужно минимум штук пятьдесят. Просто замечательно, что все это дело кипит именно на бабушкиной кухне! Да и признаюсь честно - я себе задачу несколько облегчила, потому что приготовила и для сармы, и для паприки одинаковый фарш вот из этого продуктового набора

Сначала в огромной кастрюле на свином жире мы поджарили лук, обильно посыпанный порошком из сладкого красного перца ("алавой паприкой"), потом туда же добавили немного сухих овощей, мясной фарш, рис и кучу всяких специй.
Сарма отличается тем, что начинка заворачивается в листы не свежей, а хорошо просоленной или, как здесь говорят, кислой капусты. Ее точно так же "разбирают на запчасти" и немного промывают водой.
Каждая хозяйка имеет свою технику заворачивания фарша в капустный лист. Главное, чтобы конвертик оставался запечатанным до момента попадания в тарелку. Варятся сармицы в большом, лучше глиняном, горшке - "лонце". На дно обязательно кладется достаточное количество свиного жира, сдобренного той же алавой паприкой. Сербские "голубцы" укладываются очень тесно, а между их рядами и сверху выкладываются сухие копченые ребрышки и солонина.

Когда Вы бываете в Сербии или Черногории, где проживает много сербов, часто слышите слово Слава.

Речь идет о сербском празднике Крестная Слава.

Этого обычая нет у других народов. И в то же время, в этом сербском празднике есть элементы верований и религиозности, присущих другим православным славянским народам. Несомненно, всех нас объединяет духовное родство.

Что такое Крестная Слава?

Krsna slava Это сербский обычай, в котором отражены верования и духовные традиции народа.

У каждой семьи есть свой Святой Покровитель и Заступник. Христианские святые – это не вымышленные боги, а реальные личности, которые жили на земле богоугодной жизнью и прославились после своей земной кончины, вошедши в Рай. Они молятся о нас, земных людях. перед Богом, и Бог из любви к ним, прославивших имя Его, слышит и исполняет их святые молитвы о людях.

Православные сербы почитают своих Святых Покровителей.

В день Славы сербский дом весь светится радостью. На столе горит восковая свеча, приготовлен каравай белого хлеба, освященное зерно и вино. Свеча – это свет истины, которой Христос просиял миру. Хлеб, зерно и вино – духовная пища и радость, все от Христа и через Христа. Все домочадцы в этот день нарядно одеты и готовятся к встрече гостей. Можно сказать, что благодаря этому обычаю в Сербии никогда никто не голодал. Угощение и милостыня – это составная часть Славы. Есть своя Слава у каждой семьи. Славу празднуют села и города, церкви и школы, армия, больницы, благотворительные общества.

С давних времен сербы почитают того святого, в день памяти которого они принимают крещение. Эта традиция не прерывалась ни во времена турецкого ига, ни во время многочисленных войн и бедствий, и лишь при коммунистической власти во многих сербских домах праздновать Славу перестали. Слава Богу, сейчас многие стремятся вернуться к своим корням, вновь прославляют своих святых покровителей, молятся о благословении дома. Святой, которого мы чтим, является нашим заступником и молитвенником перед Богом. Он хранит нас и своим невидимым присутствием помогает нам в жизненных тяготах. Он является нашим учителем, который призывает нас идти по пути духовности, по пути, которым он прошел по земле, угождая своими трудами Богу.

Сербы хранят эту традицию, как предписывает святая Церковь и как делали их предки.

Когда сын женится и начинает жить своим домом, в первый год он продолжает традицию Славы отцовского дома. Сын приходит в дом отца для празднования дня Славы. Отец делит праздничный хлеб, Славский колач, и отдает четвертину сыну. Сын приносит четвертину праздничного хлеба своей семье. На другой год в доме сына празднуется свой день, своя Крестная Слава.

Накануне Славы приглашают священника, чтобы он освятил воду и благословил дом.

К его приходу готовят сосуд для воды, букет базилика, свечу, ладан, раскаляют уголь в кадильнице, ставят праздничную Славскую икону. При освящении воды священник читает молитвы о здравии всех членов семьи и о упокоении родственников, которых уже нет в живых. После освящения все пьют святую воду, а затем на святой воде замешивают тесто для праздничного хлеба и варят пшеничное зерно. В день Славы в гости приглашают друзей и родных. Если день Славы совпадает с днями Поста, то к столу подают только постные блюда.

Этот праздник посвящается Святому Покровителю семьи .

Слава – это, прежде всего, духовное событие. Важнейшим элементом обряда является молитва священника и разрезание праздничного хлеба. Накануне дня Славы пекут праздничный хлеб. Тесто замешивают из хорошо просеянной пшеничной муки, добавляют воду, соль и немного дрожжей. Хлеб выпекается с украшением - Крест и буквы: ИСХС НИКА, что означает Иисус Христос Победитель. Славский хлеб символизирует хлеб насущный от Господа данный. Славский хлеб – символ прославления Господа Ииуса Христа, ибо он есть Хлеб нашей жизни. К дню Славы готовится красное вино, две славские свечи, и славская кутья из пшеницы с добавлением орехов и сушеного винограда. Кутью подают к столу во Славу Святых.

В день Славы утром вся семья идет в церковь на литургию. Славский хлеб, кутью, вино и свечу берут с собой на службу. В этот день все члены семьи причащаются святых Христовых Таин, подготовившись заранее к Причастию. По окончании Литургии священник разрезает Хлеб и окропляет его вином. Затем все вместе берут Хлеб и поют церковные песнопения. В завершении священник преломляет Хлеб вместе с хозяином дома со словами: Христос с нами! Хозяин отвечает, повторяя трижды: И ныне и вовеки! В доме, перекрестив и приложив к устам свечу, зажигают ее, и она горит весь день, символизируя Свет Учения Христа. Когда в дом приходят гости на праздничный обед или ужин, они поздравляют хозяев с их праздником и принимают участие в праздничной трапезе.

Подробнее:

Праздник имеет долгие традиции: день почитания – это всегда особая дата, которая свидетельствует о произошедшем когда-то радостном событии, или об избавлении от несчастья. Святому, который значился на этот день в Святцах, и посвящается „слава" в знак благодарности. Празднование „славы" в ее первоначальном облике было в обычае и у других православных народов. Но у этих народов с течением времени прославление крестного имени было заменено празднованием дня рождения отдельных членов семьи, или дня тех святых, чьи имена они носят. От „славы" происходит празднование дня рождения и именин. Из поколения в поколение дата праздника не меняется: это большая редкость, если кто-то меняет день своей „Крестной славы". Когда-то праздновали три дня, теперь – только один. Почти в каждом доме есть икона своего святого, как и светильник, который всегда горит перед иконой. С утра того дня, когда начинается „слава" и до самого вечера горит свеча, как обязательный символ праздника. На „славу" приглашают только один раз. Для каждой следующей вам не нужно приглашение, так как вас уже ждут. Есть семьи, у которых „слава" выпадает на один и тот же день, поэтому они не могут прийти друг к другу на праздник; тогда, по обычаю, она переносится на следующий день. Существуют скоромные и постные „славы". Постные происходят по пятницам и средам, а в остальные дни – скоромные, кроме Николина дня, или дня Святого Николая, который всегда бывает постным, так как приходится на великий рождественский пост. Разница между постными и скоромными „славами" – в приготовлении блюд. Конечно, и на той и на другой „славе" к трапезе подают разные блюда, и в том числе деликатесы.

На трапезе по случаю постной „славы" можно попробовать разные блюда из рыбы и морские деликатесы, как и традиционные оладьи. На скоромных „славах" обычно едят жаркое, то есть мясо поросенка или ягненка. Конечно, трапезу на скоромных „славах" невозможно себе представить без популярного пршута и различных сыров, как и без сладостей. Хозяйки готовят все это заранее, за три или четыре дня. К „славе" нужно освятить воду в своем доме и приготовить „славский пирог" из пшеничной муки, „славскую" свечу, жито (колево) и красное вино. „Славский пирог" симвлизирует жертву Иисуса Христа. Вино, которым поливают пирог, символически представляет Его кровь. Колево готовится, как жертва в знак благодарности Богу за данные плоды земные, в память святого, которого мы славим, и в память о предках, которые отдали свои жизни за веру. В праздник, пирог с молитвой разрезают снизу накрест и поливают вином. Если в доме священник, то он делает это вместе с хозяином, а если нет священника, то хозяин обычно делает это вместе с кумом. Принято ходить в церковь, чтобы освятить пирог и колево, и обычно за пару дней до „славы" священник приходит в дом хозяина, чтобы его освятить. Сначала гости угощаются пшеницей: этот ритуал неизменен. Хозяина и хозяйку поздравляют словами Cчастливой „славы", или „Пусть вам „слава" принесет здоровье". Гости приносят хозяину напитки, а хозяйке – кофе и кекс. Обед в честь"славы" начинается в полдень, и хозяин произносит тост.

„Крестная слава" для верующих величайшая святыня, и клятва „Крестной славой" считается нерушимой. Кроме „Крестной славы" какого-то дома или семьи отмечают еще и „послужбицы" или „приславицы". Это еще один день в году, связанный с именем какого-то святого. Между тем, этот день не празднуется так, как „Крестная слава", но отмечается торжественным обедом в кругу семьи."

Несмотря на то, что Черногория отмечает наименьшее количество праздников из всех стран бывшей Югославии, мало кто из гостей этой страны знает о традиции празднования Славы. Этого красочного национального праздника, уникального для каждой отдельной семьи. Праздника, в котором сплелись христианские и языческие обычаи, верования.

Каждая семья сама определяет дату празднования Славы, как правило праздник приурочен к отмечанию дня святого, который является покровителем этой семьи.

Многие гости Черногории мечтают попасть на это праздник, чтобы поближе познакомиться с местной культурой и домашней черногорской кухней. И не зря - это настоящее открытие для гурманов: на Славу готовятся лучшие национальные блюда из мяса и рыбы, закуски, салаты, десерты, из погребов выносится вкусное домашнее вино , а главным украшением стола становится жареный поросенок или «пэчэнье» (печеное мясо).


Здесь главное, чтобы Слава не попадала на время поста - тогда хозяйкам приходится сильно потрудиться, чтобы удивить гостей.

Праздник Слава отдаленно напоминает праздник именин, который когда-то в России был важнее дня рождения. Слава также связана с христианским календарем и самой историей Балкан - когда-то каждый род определил своего святого, в день поминания которого устраивался праздник.

Считалось, что выбранный святой оберегает род и семью, помогает им в работе, приводит их к благополучию и счастью. До сих пор нет единого мнения о том, по какому принципу каждый род получил свой день Славы. Но на время собственной Славы каждый православный черногорец может получить на работе свободный день.


Как известно, черногорцы всегда чтили патриархат - поэтому традиция празднования Славы передавалась по мужской линии. Самый старший член рода приглашал всю семью к себе в дом для того, чтобы в течение трех дней «славить» своего ангела-хранителя.

Для женщин день Славы менялся после свадьбы - жена отмечала уже Славу своего мужа, а не своего рода - для них она уже становилась гостьей на празднике, принадлежала «чужому роду». Благодаря такому праву наследования можно уверенно утверждать, что даже совершенно незнакомые друг с другом семьи, отмечающие сегодня этот праздник в один день, имеют общего предка.

Празднование Славы длится 1-3 дня. Приготовления к этому событию начинаются заранее - во многих домах существует традиция за день до Славы приглашать священника, который освятит воду, необходимую для славского пирога.


На ней замешивают тесто - перед тем как испечь славский пирог, по бокам с четырех сторон ставится печать с буквами «ИС», «ХС», «НИ» и «КА», которые являются сокращением от выражения «Иисус Христос побеждает». Еще одним важным приготовлением является варка пшена - в итоге получается так называемое «жито», напоминающее сочиво, которым на Руси угощали гостей во время Рождества.

В первый день Славы кто-то из семьи отправляется рано утром в ближайшую церковь и покупает большую, длинную свечу, которая будет стоять в центре стола все три дня рядом с иконой святого, которому посвящен праздник. В церковь также приносят славский пирог, «жито» и красное вино, которым будут «приветствовать» гостей - всё это необходимо будет освятить.


Уже дома, на столе рядом со свечей ставится славский пирог, пропитанный вином: пирог больше напоминает хлеб и олицетворяет собой тело Христа; вино, которым пропитан пирог - его кровь. Здесь же стоит и «жито», которым будут угощать всех гостей стола: человек должен перекреститься, затем съесть одну чайную ложку «жита» и запить ее глотком вина. После этого он садится за стол к остальным.

По традиции, в первый день Славы праздник отмечает вся семья - близкие родственники. Во второй день к празднованию присоединяются друзья и знакомые семьи - кстати, быть приглашенным на Славу считается весьма почетным.


Ну, а уже на третий день собираются все желающие - даже обычный прохожий на улице мог зайти в дом на Славу к совершенно незнакомой семье и быть принятым как самый дорогой гость. Таковы традиции. С другой стороны, сегодня все гости приходят в дом с подарками для хозяев праздника: многие дарят вино.

Чем же угощают гостей? Главным украшением стола становится жареный поросенок - его обжаривают на вертеле до хрустящей корочки. Многие хозяйки готовят сарму - блюдо, напоминающее русские голубцы, правда, для сармы начинку заматывают в лист кислой капусты.

На столе всегда найдется место для русского салата, знакомого нам под названием «оливье». Рядом с ним печеная паприка в рассоле с чесноком, шопский салат со свежим домашним сыром, луком, огурцами и сочными помидорами, салат из вареной картошки со свежими кольцами лука в уксусе и многое другое.


В качестве первого блюда на стол выносят обычно чорбы - густые супы, чаще всего из рыбы или говядины. На второе гостей угощают жареной на углях рыбой и морепродуктами, мясными лепешками - плескавицами, рулетиками из говяжьего фарша - чевапчичами, а также различными видами гарнира.


Пока взрослые в этот праздник имеют возможность насладиться за одним столом самыми разными настойками, ракиями, винами и другими алкогольными напитками, дети любят этот праздник за славские пирожные: они небольшого размера, как раз, чтобы за один раз проглотить целый кусочек сладости. Чем больше Слава, тем больший выбор - обычно хозяйки готовят по 5-7 разных видов пирожных.


Чаще всего Славу отмечают в честь Св. Николы (19 декабря), Архангела Михаила (21 ноября), Св. Георгия (6 мая), Св. Иоанна Крестителя (20 января), Св. Дмитрия Солунского (8 ноября) и Св. Саввы (27 января).


Если вам интересна Черногория, можете прочитать еще и какие есть .

Сегодняшняя Сербия являет собой остров почитания традиций на европейском пространстве

Мы, русские, оказавшиеся волей судеб в Сербии и привыкшие сознавать нашу общность и близость с ее народом, не устаем поражаться традиционному сербскому укладу жизни буквально во всем. Это анклав патриархальной верности земле, труду, своему роду.

Можно долго перечислять культурологические особенности Сербии, которые отсылают нас скорее к Кавказу и Азии, чем к сердцу Европы, согласно условиям ее географического расположения. Но существует еще одно местное явление, способное изменить все наше представление о Сербии. Речь идет о Крестной Славе.

Само название этого древнего праздника таит в себе нечто незыблемое. История Крестной Славы – это история сербского народа. Здесь каждый, даже далекий от религии и традиций, человек позабудет обо всем на свете ради того, чтобы приехать на торжество и поздравить свою семью с этим событием.

Крестная Слава по своему характеру близка к именинам в нашем понимании, и в то же время, по сути, нечто иное. Слава – именины в религиозном смысле. Именины, прославляющие святого, в честь которого человека назвали.

Отличие Славы еще и в том, что ее отмечают в тот день (или дни), когда предки родни приняли крещение. И день святого становится днем всей семьи, коллективными именинами. Это день, можно сказать, второго рождения рода, обновления его души.

Такое празднование в полной мере существует только в Сербии. В древности, во времена зарождения христианства на территории Сербской земли, мужчины крестились в дни особо почитаемых святых – Михаила, Георгия, Николая. Поэтому и празднование Славы чаще приходится на эти дни – по всей Сербии множество семей отмечают Славу, или, как здесь говорят, «Славят». Это почти общенародный праздник. На Славу принято жарить ягненка, вешать цветочные венки на ворота дома или на дверь квартиры. Слава празднуется повсеместно, в том числе, и не особо верующими людьми. Хотя религиозная традиция сохраняется полностью. Это значит, что освящается Славское коливо, Славский хлеб, читаются определенные молитвы – так повелось с тех времен, когда канон Славы был установлен Саввой Сербским (XIII в.).

Согласно этому канону, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение – семья за несколько дней до Крестной Славы приглашает в дом священника, чтобы он освятил Славскую воду.

На этой воде потом замешивается священный Славский Калач из чистой пшеничной муки, дрожжей и соли, безо всяких добавок. Смысл трапезы – калач будет для нас тем самым хлебом насущным, который мы испрашиваем и получаем от Бога и который мы приносим в жертву и во славу нашего Святого покровителя.

Кроме калача, для празднования Славы готовится коливо – Славское жито. Оно представляет собой вареную пшеницу, смешанную с орехами, сахаром, изюмом и освященную в день Славы особой молитвой священника во время разрезания Славского Калача. По традиции, рядом с калачом и житом должна стоять чаша красного вина и гореть Славская свеча, освященная в церкви.

Так же нужно, чтобы кто-нибудь из членов семьи, желательно ее глава, обязательно присутствовал в этот день в церкви на Литургии и, должным образом приготовившись, приступил к Таинству Причащения.

В день Славы сербы с большим радушием принимают гостей – и не только родственников и друзей, но и всякого, переступившего порог дома, в этот день двери открыты для всех. Для гостей готовится традиционный Славский обед (или ужин). Если день постный (среда, пятница), а тем более во время продолжительного поста, на столе должна быть только постная еда.

При этом, религиозная подоплека праздника или светское его содержание в большей степени зависят от каждой конкретной семьи. То есть для одних это будет больше религиозный праздник, для других – просто дань традиции. Но и те, и другие с удовольствием соберутся все за одним столом.

Здесь никто не забывает и о том, что Слава – день памяти принятия крещения семьей в условиях тотального мусульманского давления, ведь турки угнетали сербов пять столетий.

И христианский праздник еще раз демонстрировал – этот народ не сломить, не унять, не разрушить! Этот праздник, который отмечали традиционно по нескольку дней, во времена османского ига помогал сербам ощутить свою сплоченность, поскольку это была тогда легальная возможность собраться всем вместе. Крестная Слава и сегодня имеет особый смысл.

Слава наследуется по мужской линии вместе с домом, родовым гнездом. Например, кто-то славит Святого Луку, как и прадед этого человека славил его. А кто-то, купив дом, выясняет у священника, какая Слава была там ранее, и затем славят ее.

Слава дает дому, а значит и семье, своего Святого Покровителя. Поэтому обязательно присутствует икона с его изображением, и перед каждым важным делом сербу нужно перед этой иконой попросить Святого о помощи.

На Славу принято приглашать один раз, чтобы потом из года в год эти люди приходили уже безо всякого приглашения. И пригласивший, соответственно, автоматически оказывается приглашенным на Славу к своим гостям.

Готовить стол помогают соседи, друзья, и, конечно же, родственники. В течение всего праздника гости могут приходить не к определенному часу, а когда им вздумается. Это не очень принято в Европе или в России. Но на то она и Сербия, чтобы удивлять и радовать.