Меню
Бесплатно
Главная  /  Жалюзи  /  Сложение и вычитание 2 х значных чисел. Урок математики: "Сложение и вычитание двузначных чисел" (2-й класс)

Сложение и вычитание 2 х значных чисел. Урок математики: "Сложение и вычитание двузначных чисел" (2-й класс)

Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.

Подготовительная работа

Знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел происходит постепенно:

  1. Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
  2. Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
  3. Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.

Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).

При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.

Суть этого метода заключается в следующем:

  • Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
  • 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
  • Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
  • Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
  • Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.

Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.

Сложение и вычитание круглых чисел

Объясняется несколькими способами:

  • На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
  • С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.

Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .

Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).

Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.

Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.

После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.

Важно при этом объяснить, что единицы пишутся под единицами (чтобы удобнее было складывать), а десятки – под десятками. Если пример будет записан неправильно, то можно прийти к ошибочному результату.

Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.

Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.

Сначала пример решают с помощью палочек (например, 25+37):

  1. Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
  2. Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
  3. Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
  4. Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).

После наглядного примера рассматривают сложение в столбик и другие способы складывания двузначных чисел:

  • Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
  • Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
  • Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.

Суть вычитания с переходом разряд также желательно сначала показать наглядно (например, 42-15):

  1. Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
  2. Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
  3. Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
  4. В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.

После наглядного метода рассматривается вычитание в столбик и несколько других способов:

  • Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
  • Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.

Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.

Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.

И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: нужно регулярно в необходимом объеме .

Класс: 2

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел».
Цели:

  • закрепить умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; повторить соотношение между частью и целым; закрепить умения решать текстовые задачи.
  • научить складывать двузначные числа с двузначными без перехода через разряд;
  • развивать внимательность, мышление; воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: графические карточки для обозначения чисел, таблицы-схемы задач, конверты с заданием, Приложение 1 (компьютерная презентация с использованием фрагментов сказки «Гуси-лебеди»).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Подготовились к уроку:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут примеры и задачи
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

2. Работа над пройденным материалом

На доске:

4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 26 14

– Назовите числа в порядке возрастания. Запишите их в тетрадь.
– Что вы заметили, переписывая эти числа? (Каждое следующее число больше предыдущего на 2 единицы).
– На какие две группы мы сможем разбить этот ряд? (На двузначные и однозначные числа)
– Чем отличается однозначное число от двузначного? (Для записи однозначного числа требуется один знак (цифра), для двузначного – два)
– Как называется первый справа разряд у двузначного числа? (Разряд единиц)
– Как называется второй справа разряд у двузначного числа? (Разряд десятков)
– Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать разряды? (Безошибочно уметь решать любые примеры)
– Назовите разрядные слагаемые чисел.

На доске:

35 это 3 д. и 5 ед.
92…
56…

Работа по учебнику

– Выполним задание № 1(в). Заполним «пустые» окошки. (Выборочно пригласить отвечать у доски)

48 = 40 + … 70 + 3 = … 21 = 1 + …
96 = … + 6 5 + 80 = … 39 = … + …

3. Объявление новой темы урока и её задач

Сегодня мы продолжим работус двузначными числами, научимся правильно складывать и вычитать их.

4. Работа над новым материалом (образец на наборном полотне)

– Посмотрим, как графически записан пример.

– Что обозначают треугольники?... (Десятки)
– Что обозначают точки?... (Единицы)
– Прочитаем пример.
Чтение с места: Двадцать четыре плюс тринадцать равно тридцать семь.
– Запишем его с помощью цифр: 24 + 13 = 37.

(Дети высказывают своё мнение)
– Чтобы сложить...

ПРАВИЛО-ВЫВОД

– На доске графически записан следующий пример.

– Прочитаем его.
…Сорок пять минус четырнадцать равно тридцать один.
– Запишем его с помощью цифр 45 –14 = 31
– Сделаем вывод: чтобы вычесть двузначные числа, нужно из единиц вычесть единицы, а из десятков – десятки .
– Прочитаем на с. 68 правило…

5 . Физкультминутка

Мы дружно потрудились
Немного устали
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем, потом разведём.
В ладоши похлопаем, потом их встряхнём.
Направо посмотрим, налево посмотрим
И очень глубоко всей грудью вздохнём!

(Можно повторить)

За время нашего отдыха к нам прибежали за помощью герои сказки «Гуси-лебеди». Это Машенька и её братец Иванушка. Сестрица с братцем добежали до молочной реки. Видят: летят гуси-лебеди. Попросили у речки:
– Речка, матушка, спрячь нас!
Речка: Если справитесь с моим заданием, то я вас укрою.
– Ребята, поможем Машеньке с братцем, быстро выполним задание №2 .
Речка укрыла их кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем дальше побежала, но вот воротились гуси-лебеди. Что делать, кого просить о помощи…
… Видят яблоню…
Яблоня: Если вы ребята сможете самостоятельно решить примеры, то я помогу спрятаться…

1 вариант – 1 столбик
2 вариант – 2 столбик

1 вариант : 2 вариант :

36 + 42 69 – 21
44 – 13 72 + 24
52 + 15 85 – 43

Работа в парах

– Ребята проверим, правильно ли мы выполнили задание, выручили детей.
– Обменялись тетрадями, проверили друг у друга.(1 в. проверяет 2 в., а 2 в. проверяет 1 в.)
Яблоня заслонила ветвями, прикрыла листами…
Пролетели гуси мимо, а девочка с братцем дальше побежали. Добежали до печки. Видят, опять гуси-лебеди летят…
Печь. Печка дала самое трудное задание. Не обойтись Машеньке с братом без нашей помощи.
Прочитать задачи, выбрать правильно схему к ним и подобрать верное решение. Это задание №4
– Прочитаем 1-ю задачу. Выберем нужную схему. Найдем решение и т. д. 2-ю и 3-ю задачи.
– Мы помогли героям сказки. Печь спрятала детей. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. Сестрица с братцем счастливые прибежали домой, где их ждали отец с матерью и подарки.
– Хорошие дела и поступки вознаграждаются! За работу на уроке, за помощь героям сказки вам также «подарки». Подарок у каждого в конверте – это игра «Танаграм». Условие игры подскажет задание №5* «г»

7. Итог

– С какими числами мы работали на уроке? (С двузначными)
– Как сложить двузначные числа?
– Как вычесть двузначные числа?

Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжиться игра!

– Всем спасибо! Урок окончен.

Организация задания на повторение.

Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку. Предлагаю вам поиграть. Условия игры: к доске выходит самый внимательный, наблюдательный; ученик становится спиной к доске, на которой записаны числовые выражения на вычитания в пределах 20 без значений; ребята в классе называют ответы к данным числовым выражениям; ученик должен быстро повернувшись найти числовое выражение к каждому ответу и назвать его. Понятны ли вам условия игры. Кто может их воспроизвести? (Можно вызвать ученика, повторившего правила.)

Проявите смекалку. Какая хитрость поможет быстро находить нужные числовые выражения, как ты будешь действовать? (Зачёркивать или подчёркивать уже названные числовые выражения.)

На доске изображены два интересных домика. Какое задание можно придумать к этому рисунку?

А как найти это неизвестное число?

Эта игра называется «Заселяем домики». Заселять домики будут две команды, в каждой по два участника. Кто быстрее справиться с этим заданием?

Вопрос командам: что нужно сделать, чтобы стать победителем?

Ребята, справились ли вы с заданием, как вы договаривались действовать при выполнении задания? Как выполняли вычисления?

А теперь предлагаю вам найти значения следующих числовых выражений: 67-45, 38-27 и 67-39. Записи оформляете в тетради. Какой вычислительный приём поможет вам это сделать?

Все ли справились с заданием?

В чём затруднение? Почему не получается сосчитать? Разберём у доски.

Что же нового вы сегодня узнаете, какую математическую тайну откроете?

Какова тогда цель урока математики сегодня?

Как же действовать в этой ситуации?

Сколько мнений в классе. (Если среди предложенных вариантов не будет правильного, то учитель сам называет и показывает правильный вариант, объясняет новый вычислительный приём для вычитания двузначных чисел).

Какой шаг нужно добавить в нашу памятку «Путь к ответу». (Показ памятки)

А теперь нужно найти правильный ответ в числовом выражении 67-39.

________________________________________

Хотите проверить, чему вы сегодня научились?

Предлагаю заняться вычислениями, используя новый вычислительный приём, по учебнику стр.75 №2.

К доске приглашается ученик.

Кто из вас может выступить в роли учителя и будет помогать у доски … находить значения числовых выражений?

А теперь другой «учитель» проговаривает вслух «Путь к ответу», сидя за партой, а остальные ребята могут себя проверить и правильно записать вычисления.

Для тех, кто справится с заданием быстрее всех. Задание с секретом от домовёнка Афанасия, который тоже учится в школе №9, но по ночам. Проверим, научился ли он правильно вычислять. Как вы будете действовать?

43 - 26 = 23 57 - 38 = 29 69 - 43 = 26 (вычисления записаны столбиком)

Как бы вы оценили работу домовёнка Афанасия?

Цели: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Тип урока: урок – сказка, закрепление знаний.

Задачи урока:

1. Обучающая: повторить изученный приём сложения и вычитания двузначных чисел, основанный на поразрядном сложении и вычитании.

2. Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, творческие способности, развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитывающая: воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения, воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Красноярская средняя общеобразовательная школа № 1»

Провела:

Учитель начальных классов

МОУ « Красноярская СОШ № 1»

Танатова Гульмира Салауатовна

2009 год.

Математика 2 класс

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел.

Цели: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Тип урока: урок – сказка, закрепление знаний.

Задачи урока:

1. Обучающая: повторить изученный приём сложения и вычитания двузначных чисел, основанный на поразрядном сложении и вычитании.

2. Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, творческие способности, развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитывающая: воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения, воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Оборудование: шкатулки с цифрами, рисунки с изображением камня, Змея Горыныча, злой колдуньи Карчены, учебник « Математика» 2 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок математики у вас проведу я, Гульмира Салаватовна.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Прежде чем мы с вами начнём наш урок, я хочу, чтобы мы улыбнулись: вы мне, а я вам; и вы друг другу и нашим гостям. Ну что, готовы начать урок? Ну вот и отлично.

Вы хороший дружный класс.

Всё получиться у нас.

2. Чистописание.

У. Ребята, любите ли вы сказки?

Сегодня на уроке мы попадём с вами в сказку. Попадём с помощью волшебного числа. Какое число в сказках встречается особенно часто?

Д. Число 3.

У. Где оно встречается?

Д. Три желания у рыбки, тридцать три богатыря, три надписи на камне, три сестры и так далее.

У. Назовите мне двузначные числа, в которых есть 3 единицы и запишем эти числа.

Сели правильно, пишем красиво.

Д. 13,53,73,83 и т.д.

У. Из ряда чисел назовите мне наименьшее число и подчеркните одной чертой, и назовите наибольшее число, подчеркните двумя чертами.

Слайд №1 (тема)

3.Сообщение темы урока.

У. Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но ещё повторим способ сложения и вычитания чисел, сразимся с хитрыми задачами.

4. Устный счёт.

А сейчас мы устно решим сказочные задачи.

Слайд №2

№1 Баба-Яга загадала Ивану –царевичу 10 лёгких загадок, а трудных – на 5 больше. Сколько трудных загадок загадала Баба-Яга Ивану-Царевичу? (15)

Слайд №3

№2 Белка подарила Ёжику 18 больших грибов, а маленьких – на 5 меньше. Сколько маленьких грибов подарила Белка Ёжику?

Слайд №4

№3 В мешке у Деда Мороза 8 игрушечных мишек и 20 зайчиков. На сколько меньше мишек, чем зайчиков, в мешке Деда Мороза?

Какие сказочные герои встретились вам?

Ребята! А каких сказочных героев Вы знаете ещё?

Молодцы! И сегодня мы с вами с некоторыми героями встретимся?

Слайд №5

У. Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нём красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А всё потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила её к себе,

заколдовала.

Слайд №6

А слугам её верным шкатулки подбросила, а над ними - знаки таинственные.

Что это за знаки? (это числа)

У. – Какие это числа?

Д. Двузначные числа.

У. Придётся нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку. Прочитайте числа, записанные над крышками

Д. 35, 33, 73, 40, 13, 23.

У. Какое число лишнее? Почему?

Д. Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.

У. Открылась шкатулка с числом 40, а там письмо.

Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь!

Расколдовать её может, волшебный цветок,

А у кого я его спрятала, вы поймёте, коли от большого к меньшему пойдете. Карчена.

Слайд №7

Нужно попробовать расположить числа, которые записаны над шкатулками в порядке убывания и соответственно записать буквы, которые даны с этими числами.

Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку.

Посадка.

На доске: 73, 35,33,23,13.(выходит ученик)

Прочитайте слово, которое получилось.

У кого же спрятан волшебный цветок?

Д. Получилось слово « Кощей», значит, цветок у него.

У. Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат – витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трёх дорог, а там камень лежит и надпись:

Кто прочитает?

« Три дороги пройдёшь- путь к Кощею найдёшь.»

Задумался Булат:

« По каждой дороге пройти- время потеряешь, а тут каждая минута дорога- пропадут без Елены на земле мудрость и красота».

5. Закрепление пройденного материала.

У. Вот сей час нам пригодится все ваши знания, умения, чему вы учились на последних уроках. Проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа.

Перед Булатом три дороги. У нас в классе парты стоят в три ряда.

Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам.

Посадка

Первый ряд по первой дороге пойдёт, все камушки соберёт, примеры, записанные на них сосчитает.

Запишите примеры в тетрадь в строчку, а потом проверьте друг у друга. (Один работает у доски., поставить оценку)

У третьего ряда тропинка непростая- извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь в пропасть не свалитесь. (Один у доски работает оценку)

А мы со вторым рядом по средней дорожке проследуем, своё задание сделаем.

Внимательно рассмотрите запись.

Найдите закономерность, по которому располагаются числа в ряду от камня.

Д. Числа убывают, уменьшаются на 3

У. Запишите ряд чисел полностью. (один у доски)

Дети выполняют задания. – Что у вас получилось?

Д. 20, 17, 14, 11, 8, 5.

У. А можем мы ещё уменьшить ряд чисел на 3?

Д.Да.

У. Какое число получиться? (2) допишите.

А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.

Открываются записи учеников, работавших у доски.

Проверяем, все дороги прошли.

Молодцы, ребята, справились все с заданием.

И я предлагаю вам немного отдохнуть.

6. Физминутка.

Слайд №8

У. А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: « Раз ты смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.

Прочитаем задачу.

На доске: В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок?

Давайте поможем Булату решить эту задачу.

Решение записывается у доски с комментированием.

З. – 25яб.

С. - ? на 25 меньше.

Всего - ?

  1. 25-12=13 (яб) – серебряных
  2. 25+13=38 (яб)- всего

Ответ: 38 яблок. Оценка ученику

А в жизни бывают золотые и серебряные яблоки?

Какую пользу приносят яблоки в реальной жизни?

Слайд №9

Мы ещё не все задачи решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам задания.

Задание №1. В услужении у Карчены 28 летучих мышей, а змей на 8 меньше. Сколько змей у Карчены?

Задание №2. По дороге от Карчены к Кощею бежали 9 верных её слуг карликов. Сколько карликов бежали к Кощею?

Задание №3. А третья голова предлагает задание из учебника: « Сделайте задание- цветок добудете!» с.5 № 5

7. Самостоятельная работа. (дополнительно) Слайд 2

Задача 1. Баба-Яга загадала Ивану –царевичу 10 лёгких загадок, а трудных – на 5 больше. Сколько трудных загадок загадала Баба-Яга Ивану-царевичу?

Задача 2. Белка подарила Ёжику 18 больших грибов, а маленьких – на 5 меньше. Сколько маленьких грибов подарила Белка Ёжику?

Задача 3. В мешке у Деда Мороза 8 игрушечных мишек и 20 зайчиков. На сколько меньше мишек, чем зайчиков в мешке Деда Мороза?

Не найти Вам Елену, сколько ни старайтесь! Расколдовать её может, волшебный цветок, а у кого я его спрятала, вы поймёте, коль от большего к меньшему пойдёте. Карчена. 23 33 73 40 13 35

23 33 73 13 35 35 - О 33 - Щ 73 - К 13 - Й 23 - Е

Задача. «В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25 яблок, а серебряных на 12 яблок меньше. Сколько всего яблок?»

Задание 1. В услужении у Карчены 28 летучих мышей, а змей на 8 меньше. Сколько змей у Карчены? Задание 2. По дороге от Карчены к Кощею бежали 9 верных её слуг карликов. Сколько карликов бежали к Кощею? Задание 3. Учебник стр. 5 № 5.


Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»

Тип: урок изучения нового материала.
Технология: на проблемной основе.
Цели урока:
1. Ввести приём вычитания двузначных чисел с переходом через разряд; закрепить изученные вычислительные приёмы, умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи.
2. Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.
3. Воспитывать такие качества, как доброта, взаимопомощь, умение дружить и работать в группе.

Оборудование: Геометрические фигуры, модели примеров, образец примеров.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня на уроке мы должны с вами исследовать одну очень важную тему. Вы согласны? Когда учёные что-либо исследуют, они проверяют всё, что связано с предметом их изучения. И мы, прежде чем узнать, что же это за тема, должны её рассмотреть, но сначала я предлагаю решить несколько заданий.
Девиз урока: «Верить в себя и всё получится!»

II. Актуализация опорных знаний. Устный счёт.
1. Логическая задача.
- Чтобы доказать, что вы настоящие исследователи, вы должны решить «хитрую» задачу.
Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка.
Кто мяукает громче всех?
(Барсик.)

2. Упражнение для развития способности рассуждать.
-Рассмотрите изображённые фигуры.

По каким признакам можно разбить эти фигуры на части?
(По цвету, по форме, по размеру.)
-Составьте равенства.
6 + 1 = 7 (по цвету)
5 + 2 = 7 (по форме)
3 + 4 =7 (по размеру)

3. «Математическая эстафета» Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20.
Участвует один ряд, остальные учащиеся – судьи. За правильный ответ судьи благодарят ученика - хлопают, за ошибку – аплодисментов нет: (аналогично 2 столбик)

15 – 7 = 16 – 8 =
14 – 7 = 11 – 4 =
17 – 9 = 15 – 8 =

У. Как можно разбить эти примеры на группы?
Д. По значению разности – 8 или 7.
Д.На примеры, в которых вычитаемое равно разности и неравно разности.
Д. Вычитаемое равно 8 и не равно 8

У. Что общего у всех примеров?
Д. Одинаковый приём вычисления – вычитание с переходом через десяток.

У. Какие примеры на вычитание вы ещё умеете решать?
Д. На вычитание двузначных чисел.

4. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.
Запись числа. Чистописание.
Число, которое будем писать спряталось в этих словах: сестрица, стричь.
Угадайте, какое это число?

69 – 64, 74 – 54, 85 -44 , 36 – 34, 41 – 24.
Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел проговаривается вслух: 69 – 64. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 дес. Вычитаем 6 дес. , получаем 0 дес. Ответ: 5.

5. Постановка проблемы урока.
При решении последнего примера дети испытывают затруднение(возможно различные ответы) . Создаются проблемная ситуация:
41 – 24 =?

У. Чем последний пример отличается от предыдущих?

У. Цель нашего урока – изобрести приём вычитания, который поможет нам решить такие примеры.

III. «Открытие детьми новой темы»
У. Составьте модель примера на парте и на демонстрационном полотне:

У. Как вычитать двузначные числа?
Д. Из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.
У. Объясните ещё раз, почему здесь возникла трудность.
Д. В уменьшаемом не хватает единиц.
У. Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого?
Д. Нет.
У.Где же спрятались единицы?
Д. В десятке.
У. Что надо сделать?
Д. 1 десяток заменить 10 единицами.
(Открытие!)
У. Молодцы! Решите теперь этот пример.
Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольником, на котором нарисовано 10 единиц.

11 ед. – 4 ед. = 7 ед., 3 дес. – 2дес. =1 дес.
Д. Всего получилось 1дес. И 7 ед., или17.

У. Итак, Юля предложила нам новый приём вычислений. Он заключается в следующем: раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы бы могли записать и решить так (запись комментируется).

41 –
24
17
- А как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этого приёма? Где возможна ошибка?
Д. Число десятков уменьшается на 1.

IV Первичное закрепление с проговариванием.
1. Прокомментируйте первый пример по образцу.

Д. 32 – 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. 7 ед., то есть 17

VI Физминутка.
- Прочитайте числа 56 и 98. Что заметили? Какое число больше? Работаем с большим числом.
- Наклонитесь вперёд столько раз, сколько единиц в этом числе.
Дети наклоняются 8 раз.
- Сколько раз наклонились? (8)
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько десятков в числе
- Сколько раз хлопнули? (9)
- Попрыгайте столько раз, сколько единиц в числе 56.
-Сколько раз попрыгали? (6)
-Моргните столько раз, сколько десятков в числе 56. (5)

VII. - Вы убедили наших гостей в том, что вы настоящие исследователи всего нового, а теперь закрепим все то, что запомнили, используя наш алгоритм.
Работа с учебником. стр 177. Ещё раз проговариваем примеры и записываем в столбик. (Работа выполняется коллективно с комментированием)
Д. 67 – 59= 8 Пишу единицы под единицами, десятки - под десятками. Вычитаю единицы: из 7 ед. нельзя вычесть 9ед. Возьму 1 дес. 17 -9 =8ед. Пишу 8 под единицами.
Вычитаю десятки: 5-5=0 Ответ: разность равна 8
(аналогично остальные примеры)

VIII Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Предлагаю детям выбрать из выражений, записанных на доске, примеры на новый вычислительный прием.
- Выберите из выражений записанных на доске, примеры на новый вычислительный прием.
На доске.

98 – 19 64-12 76-18
89-14 54-17

Дети записывают нужные примеры в тетради в клетку, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу.
98- 76- 54-
19 18 17
После этого они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3мин. показываю правильные ответы.
-Проверьте, верно ли вы решили примеры?
У. Найдите закономерность.
Дети могут заметить, что цифры в уменьшаемом записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые идут в порядке уменьшения.
-Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономерность, и решите его. (32-16 =16)

IX Решение задачи. стр. 177.
Шарада.
Предлог стоит в моём начале,
В конце же загородный дом.
А целое мы всё решали
И у доски и за столом. (задача)

Прочитайте задачу.
-Что известно в задаче?
-Что нужно найти в задаче?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Во сколько действий решается эта задача?

Решение задачи.

Комедий -27
Фантастики -? на15 меньше
1) 27-15=12(ф)
2) 27 +12=37 (ф)
Ответ: 37 фильмов.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его? (квадрат)

Задание: Найдите периметр квадрата, если длина его 1 стороны 3см
Дано:
а=3см
Найти: Р
Решение:
Р =а+а+а+а
Р=3+3+3+3=12 см
Ответ: Р=12 см

X. Итог урока
Подведём сейчас итог,
Может зря прошёл урок?

У. Какие примеры учились решать? Что узнали нового?
Д. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
У. Можете ли теперь решить примеры, которые вызвали трудности в начале урока?
- Придумайте пример на новый вычислительный приём!

Домашнее задание
-Задание сегодня творческое.
-Вам нужно составить пять примеров на новый вычислительный приём.
Решение задачи стр. 177 № 2(б)