Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Социальное страхование. Формы и виды страхования, аспекты развития в России

Социальное страхование. Формы и виды страхования, аспекты развития в России

  1. Понятие публичного страхования.
  2. Правовые формы публичного страхования.
  3. Понятие внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фон­дов. Территориальные внебюджетные фонды.
  4. Публичное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49. Ст. 6422.

3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 21.07.1999. № 139.

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.

5. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» (действующий).

6. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» (действующий).

7. Закон Ульяновской области от 04.07.2011 № 107-ЗО «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» // Ульяновская правда. 08.07.2011. № 74.

8. Закон Санкт-Петербурга от 27.05.1999 № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. № 7-8.

Литература

8. Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.

9. Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М., 2010.

10. Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. № 1.

11. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 95-102, 114-149.

12. Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 257-268, 463-474, 524-539.

13. Финансовое право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 271, 519.

14. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С. 586.

15. Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2006. С. 295.

16. Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. М., 2011. С. 536.

17. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005. С. 346.

18. Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971. С. 243.

19. Фiнансове право Украiни. Навчальний посiбник. Киев, 2009. С. 284.

20. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск, 2008. С. 221-224.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

По финансовому праву

1. Понятие финансов. Особенности правового режима публичных и частных финансов. Виды и уровни публичных финансов (национальные, наднациональные, федеральные, региональные и местные финансы).

2. Публичные финансы и финансовое право. Особенности управления публичными финансами.

3. Финансовое право: понятие и предмет. Базовая категория финансового права, ее эволюция.

4. Финансовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Соотношение и взаимодействие финансового права с другими отраслями права.

5. Развитие науки финансового права (дореволюционный, советский и современный период).

6. Система финансового права. Части, подотрасли и правовые институты финансового права.

7. Структура финансового законодательства Российской Федерации. Федеральное и региональное финансовое законодательство. Муниципальные финансово-правовые акты.

8. Методы финансового права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

9. Источники финансового права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

10. Субъекты финансовых правоотношений, их особенности. Финансовые институты публичной власти, их уровни. Минфин РФ, ЦБ РФ, ФНС, Федеральное казначейство: общая характеристика. Иные участники финансовых правоотношений.

11. Понятие финансового контроля в финансовом праве. Виды финансового контроля.

12. Формы организации финансового контроля (по вертикали и по горизонтали). Специализированные органы финансового контроля Российской Федерации (федеральные, региональные, местные, внутренние и внешние).

13. Формы осуществления финансового контроля (проверка, ревизия, аудит эффективности). Методы финансового контроля.

14. Ответственность в финансовом праве. Широкий и узкий подход к определению финансово-правовой ответственности. Карательная и правовостановительная ответственность в финансовом праве. Ответственность и принуждение в финансовом праве.

15. Правовое регулирование денежного обращения в системе финансового права. Денежное право, право денежного обращения, эмиссионное право, валютное право: соотношение понятий.

16. Эмиссия денежных знаков в Российской Федерации. Полномочия и особенности эмиссии денежных знаков. Виды эмиссии.

17. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов в Российской Федерации. Платежные системы: национальные и международные. Закон о национальной платежной системе в Российской Федерации.

18. Правовая основа и особенности обращения иностранной валюты в Российской Федерации. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации. Агенты валютного контроля.

19. Альтернативное денежное обращение: особенности и правовое значение. Безналичное альтернативное денежное обращение.

20. Бюджетное право как подотрасль финансового права: общая характеристика. Бюджетная система Российской Федерации. Часть вторая БК РФ.

21. Понятие бюджета, его структура и содержание. Характеристика бюджетного законодательства Российской Федерации.

22. Бюджетный период в Российской Федерации. Виды бюджетов в теории и практике. Консолидированный бюджет.

23. Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом.

24. Виды расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в Российской Федерации.

25. Доходы бюджетов: понятия и виды. Небюджетные публичные доходы. Доходы внебюджетных фондов.

26. Налоговые доходы бюджетов. Налоговое право как подотрасль финансового права.

27. Неналоговые доходы бюджетов, их виды и особенности взимания.

28. Межбюджетные трансферты, их виды.

29. Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.

30. Понятие бюджетного процесса, его стадии. Участники бюджетного процесса.

31. Бюджетное послание президента. Составление проекта бюджета, полномочия органов публичной власти.

32. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета, этапы. Полномочия органов власти.

33. Исполнение бюджета в Российской Федерации. Направления исполнения бюджета. Полномочия органов публичной власти

34. Бюджетный контроль в Российской Федерации как вид финансового контроля. Правовая основа, уровни и специализированные органы бюджетного контроля законодательной и исполнительной власти. Раздел IX БК РФ.

35. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения. Часть четвертая БК РФ.

36. Нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренная БК РФ, КоАП, УК РФ.

37. Резервные фонды Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Фонд национального благосостояния их основные функции и порядок формирования.

38. Понятие и значение публичного кредита.

39. Виды публичного кредита и механизмы его осуществления. Бюджетный кредит.

40. Понятие долга. Обслуживание внешнего и внутреннего долга. Структура внешнего долга РФ.

41. Публичное страхование в Российской Федерации. Разграничение публичного и частного страхования. Правовая основа публичного страхования.

42. Обязательное страхование и обязательное публичное страхование в Российской Федерации. Государственное страхование отдельных категорий граждан.

Государственное страхование - комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств. Государственное страхование возмещает материальный ущерб, который был причинен государственным, некоммерческим, общественным организациям, а также имуществу и здоровью граждан.

В соответствии статьи 969 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственное страхование определяется как обязательное страхование, где в качестве страхователей выступают министерства и другие федеральные органы власти.

Обязательное государственное страхование

Для обеспечения интересов государства и социальных интересов граждан законодательными актами Российской Федерации устанавливается обязательное государственное страхование имущества, здоровья и жизни государственных служащих некоторых категорий. Осуществляется обязательное государственное страхование за счет денежных средств, которые выделяются на эти цели из соответствующих бюджетов страхователей: федеральных органов исполнительной власти и министерств (статья 927 ГК РФ).

В законодательстве РФ, которое регламентирует обязательное государственное страхование, указаны лица, являющиеся в обязательном порядке страхователями, а также конкретные страховщики, уполномоченные осуществлять данный вид страхования.

Субъекты обязательного государственного страхования

К субъектам обязательного государственного страхования относятся государственные учреждения и отдельные категории физических лиц. В соответствии со статьей 969 ГК РФ государственные организации (учреждения) являются страхователями здоровья и жизни для определенной категории лиц, обеспечивающиеся страховыми гарантиями в силу действия специальных законов, к ним относятся:

  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ;
  • сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники федеральных органов налоговой полиции;
  • сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы.

Законодательная база

Существует ряд законодательных актов, вменяющих обязательное государственное страхование для отдельных категорий лиц. Например, к таким основным законам РФ относятся:

  • Федеральный закон № 5-ФЗ статья 22 «О внешней разведке», по которому подлежит страхованию весь кадровый состав органов внешней разведки в размере ста восьмидесяти должностных окладов (окладов денежного содержания); страхователем выступает орган внешней разведки Российской Федерации под патронатом Президента РФ;
  • Федеральный закон № 3132-I статья 20 «О статусе судей в Российской Федерации», по которому подлежит обязательному государственному страхованию имущество, здоровье и жизнь судьи на общую сумму заработной платы за последние пятнадцать лет;
  • Федеральный закон № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» гласит, что обязательному страхованию подлежат иные категории лиц, такие как: следователи, прокуроры, лица, проводящие дознания и другие;
  • Федеральный закон № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих;
  • Федеральный закон N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
  • Федеральный закон N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
  • прочие законодательные акты.

Виды обязательного государственного страхования

Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное страхование для всех граждан РФ, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты. Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом. Существует несколько видов обязательного страхования, каждый из которых помогает организовать определенную сферу социальной жизни граждан РФ. Примерами обязательного страхования служат:

  • обязательное социальное страхование;
  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное медицинское страхование;
  • страхование автогражданской ответственности;
  • страхование пассажиров.

Государственное социальное страхование

В России осуществляется обязательное социальное страхование, соответствующее нормам международного права и общепризнанным принципам. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы по социальной защите населения. Специфика социальной защиты граждан РФ заключается в страховании неработающих и работающих физических лиц от возможного изменения их социального или материального положения, как вследствие объективных, так и субъективных причин.

В соответствии Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» по обязательному социальному страхованию определены виды страхового обеспечения, к ним относятся:

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • пособия (по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице; для женщин, ставших на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на санаторно-курортное лечение; на погребение);
  • оплата расходов медицинским учреждениям, предоставивших застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь;
  • оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников.

Виды социального страхования

В основе законодательства РФ об обязательном социальном страховании лежит четыре основных вида государственного социального страхования, которые выполняют свои функции в зависимости от наступившего страхового случая. К общеобязательному государственному социальному страхованию относятся следующие виды:

  • государственное пенсионное страхование (Пенсионный Фонд России);
  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Фонд социального страхования РФ);
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Фонд социального страхования РФ);
  • государственное медицинское страхование (Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Пенсионное страхование

Основным видом государственного обязательного социального страхования является пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование разрабатывается государством с целью денежной компенсации работающему населению по выходу на трудовую пенсию. Будущая пенсия каждого гражданина РФ накапливается в результате пенсионных отчислений. За счет страховых отчислений с места работы создаются начисления, которые служат накопительным фондом в течение всей трудовой деятельности работника. При этом размер пенсионного накопления, независимо от отчислений, можно самостоятельно увеличивать. Это становится возможным благодаря добровольному инвестированию собственной накопительной части в Федеральном фонде пенсионного страхования.

Каждому застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое подтверждает регистрацию застрахованного в системе государственного пенсионного страхования РФ.

Среди основных видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию федеральным законом предусматриваются пенсии: по старости, инвалидности, потери кормильца.

Социальное страхование

К обязательному социальному страхованию относится два вида страхования:

  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования Российской Федерации относится к социальному внебюджетному фонду и по своему объему, после Пенсионного фонда РФ, является вторым по величине. Целью Фонда социального страхования Российской Федерации служит финансирование различных социальных выплат пособий для застрахованных лиц, а именно: пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение и другое.

Источниками в формировании денежных средств Фонда социального страхования Российской Федерации являются добровольные взносы физических и юридических лиц, ассигнования федерального бюджета, страховые взносы от работодателей (всех организационно-правовых форм).

Медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование является важной составной частью государственного социального страхования, которое гарантирует каждому гражданину РФ предоставление бесплатного объема медицинской помощи при нарушении здоровья. Затраты по оплате медицинских услуг возлагаются на страховую медицинскую организацию после уплаты застрахованным лицом первого взноса в Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Формирование бюджетов государственного страхования

Бюджеты обязательного государственного страхования формируются за счет поступления денежных средств, а именно:

  1. страховые взносы от страхователей-работодателей;
  2. дотации федерального бюджета (средства иных бюджетов);
  3. штрафные санкции, пени;
  4. регрессные денежные средства;
  5. доходы от инвестирования временно свободных денежных средств;
  6. прочие поступления, не противоречащие законодательным актам Российской Федерации.

Бюджеты фондов государственного страхования (конкретных его видов) утверждаются на каждый последующий финансовый год федеральными законами.

1. Из ст. 367 ГК явствует, что по обязательству личного страхования страхователь обязан уплатить Гос-страху определенный взнос (страховую премию), а Госстрах при наступлении страхового случая обязан уплатить страхователю или третьему лицу (выгодоприобретателю) страховую сумму. Страховыми случаями при личном страховании могут быть лишь известные события в жизни определенного физического лица («застрахованного») - смерть этого лица, дожитие до определенного возраста, утрата им трудоспособности от несчастного случая.
Госстрах проводит личное страхование на основании правил, относящихся к данному виду этого страхования, утвержденных Министерством финансов СССР.
В настоящее время существуют следующие виды личного страхования:
временное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности - на основании Правил страхования на случай смерти и утраты трудоспособности от 2 августа 1947 г. № 600;
пожизненное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности - на основании Правил пожизненного страхования на случай смерти и утраты трудоспособности от 1 августа 1947 г. № 598;
смешанное страхование жизни (на случай дожития, утраты трудоспособности и с м е р т и) - на основании Правил смешанного страхования жизни от 1 марта 1956 г. № 84 ;
страхование от несчастных случаев - на случай смерти застрахованного или утраты им трудоспособности, происшедших от несчастного случая - на основании Правил страхования от несчастных случаев от 3 мая 1957 г. № 144;
страхование от несчастного случая за счет организации - на основании соответствующих Правил страхования работников за счет предприятий, учреждений и организаций от 4 сентября 1958 г. № 270;
страхование пенсий - на
основании соответствующих Правил от 4 августа 1944 г. № 418;
7) обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на путях железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного сооб-щения - на основании Правил обязательного страхования пассажиров от 7 июня 1954 г. № 663.
Виды личного страхования, указанные под № 1, 2 и 3, в которых Госстрах берет на себя обязательство выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного или дожития застрахованного до указанного в договоре срока, именуются страхованием жизни.
Виды личного страхования, указанные под № 4, 5 и 7, могут быть охвачены общим кратким наименованием «Страхование от несчастных случаев»
Все указанные виды страхования лиц являются законченными неделимыми видами личного страхования и в совокупности исчерпывают собой случаи личного страхования в СССР. Не может быть совершена операция личного страхования или заключен договор личного страхования, которые бы не подходили под один из указанных здесь видов, регулируемых соответствующими Правилами. Не может быть, например, заключен договор страхования только на дожитие лица до определенного возраста, ибо страхования на дожитие как изолированного вида страхования у нас нет и для этого страхования нет соответствующих, утвержденных Министерством финансов. Правил. Страхование на дожитие у нас имеет место лишь в составе так называемого смешанного страхования, при котором Госстрах обязуется уплатить страховую сумму в случае дожития застрахованного до определенного в договоре возраста (или срока), в случае смерти застрахованного и в случае постоянной утраты застрахованным трудоспособности от несчастного случая. Не может быть стра-хования на случай утраты трудоспособности от такого рода несчастного случая, который неуказан в соответствующих правилах личного страхования, и т.д.
Договор личного страхования или отдельные его условия противоречащие правилам страхования соответствующего вида, не действительны с теми последствиями, которые указаны в соответствующих статьях Гражданского кодекса о недействительных сделках.
Из сказанного вытекает, что изучение норм и правоотношений по личному страхованию должно нами вестись, исходя из видов личного страхования, указанных выше. В настоящей главе делается попытка обобщить правовой материал, относящийся к этим видам личного страхования, установить те общие принципы, из которых исходит наше страховое право при регулировании отдельных видов личного страхования. Виды личного страхования, которые вследствие их особого характера нуждаются в специальном рассмотрении, изучаются в отдельных параграфах.
Но прежде всего необходимо остановиться коротко на основной экономической роли личного страхования в целом.
2. Роль и задача всех видов личного страхования заключается в том, чтобы гражданин получил денежную сумму в тех случаях, когда наступление определенных событий в его жизни или в жизни другого человека вызывает или может вызвать потребность в материальном обеспечении. С наступлением известного возраста в жизни чело- века-с дожитием, например, до 60 лет может быть связано некоторое понижение его трудоспособности; в результате несчастного случая на производстве может иметь место устойчивая потеря трудоспособности; смерть человека может быть связана с возникновением материальных трудностей для его близких: лицо, после или до достижения им определенного возраста, может нуждаться в периодическом получении материальной помощи (в пенсионном обеспечении).
Во всех этих и других подобных им случаях потребность лица в материальным обеспечении может быть удовлетворена посредством личного страхования-страхования на случай смерти, на случай утраты трудоспособности, на дожитие, страхования пенсии.
При личном страховании происходит покрытие потребности граждан в денежных средствах путем выплат, производимых из денежного фонда, образуемого за счет средств всех страхователей.
Обязанность страхователя производить названные взносы является безусловной, обязанность же страховщика-Госстраха платить денежную сумму обусловлена наступлением определенного события в жизни определенного человека - события, которое может и не наступить вовсе или момент наступления которого неизвестен.
Таким образом, покрытие возможной потребности в денежных средствах здесь происходит путем распределения соответствующих расходов между значительным числом лиц (страхователей), то есть путем применения принципа страхования, а обязательство Госстраха уплатить страхователю [{или «выгодоприобретателю») известную сумму направлено на. то, чтобы снять со страхователя («выгодоприобретателя») ветрах» отсутствия у него достаточных денежных средств при наступлении определенного события.
Момент разложения соответствующих расходов среди большого числа лиц (страхователей) выявляется лишь при рассмотрении всей совокупности операций по каждому из видов личного страхования, а не при рассмотрении отдельной операции или отдельного страхового правоотношения.
Госстрах при наступлении одного из указанных выше видов событий в жизни застрахованного обязан уплатить страхователю («выгодоприобретателю») определенную сумму денег, причем обя-
зательство Госстраха уплатить эту сумму имеет место - безотносительно к тому, связано ли наступление страхового случая в конкретном случае с возникновением какого-либо материального убытка для страхователя («выгодоприоб-ретателя») или действительной нуждаемости этого лица в денежных средствах, Не требуется установления действительной потребности в денежных средствах в каждом конкретном случае.
Общая экономическая цель личного страхования в отношении всей совокупности страхователей достигается путем установления обязанности страховщика уплатить страховую сумму страхователю («выгодоприобретателю») при на-ступлении страхового случая безотносительной тому, создает ли наступление этого случая какую-либо действительную потребность для страхователя («выгодоприобретателя») в каждом конкретном случае.
Категория «страхового интереса» в советском страховом праве так же, как и в большинстве иностранных страховых систем, не имеет отношения к личному страхованию1.
С этой точки зрения, личное страхование сходно с государственным социальным страхованием, в котором выплата пенсий строится также по признакам инвалидности, дожития до определенного возрас-
1 В английском праве до сих пор считается, что при личном страховании страхователь должен иметь страховой интерес в жизни застрахованного. Morgan, The Law of Insurance 1933, Chap. III.
та, - безотносительно к наличию или отсутствию индивидуальной нуждаемости пенсионера.