Меню
Бесплатно
Главная  /  Декор и дизайн  /  Сорокоуст читается 40 служб. Как правильно заказать молитвы в трех церквях за здравие

Сорокоуст читается 40 служб. Как правильно заказать молитвы в трех церквях за здравие

Молебен «Сорокоуст о здравии» в последнее время вызывает массу споров, т. к. некоторые священники полагают, что такую молитву в адрес живых людей не читают. Однако обращение к историческим данным свидетельствует о том, что в русских православных традициях на самом деле существует два вида служб с одинаковым названием.

Только в России

Одна из них получила свое развитие только на Руси. Это сорокоуст, который совершается по умершему человеку в течение сорока дней после его смерти. В этом случае необходимо, чтобы священник или близкие люди читали Псалтырь сорок раз. Обычно это делалось на третий, девятый и сороковой день после кончины. Такая молитва не имеет ничего общего с тем, что представляет собой сорокоуст о здравии. Что это такое, можно узнать, изучив церковную организацию прошлых веков.

Тогда приходы делились на округа, в каждом из которых было по сорок церквей. Заказать требуемое количество именно поминальных литургий можно было во всех сорока церквях в один день, исполняя необходимый ритуал. Так сформировалась заупокойная молитва с таким названием.

Число "сорок"

Совсем по-другому, как считается, появился сорокоуст о здравии. Что это такое? Эта служба также связана с числом "сорок", которое, в свою очередь, ассоциируется с количеством дней поста сроком скитания по пустыне иудеев, пребыванием Спасителя в пустыне после Крещения, временем обучения Христом Апостолов после Воскрешения.

Сорокоуст о здравии (что это такое, должен знать каждый верующий) - это упоминание на службе (литургии) в течение сорока дней как живущих, так и умерших, указанных в записках, т. к. считается, что «для Всевышнего все живы». На проскомидии за человека вынимается частичка из просфоры, которая потом погружается в Кровь Христову с молитвенными словами об очищении от грехов, т. е. за всех, о ком молятся, приносится благодарственное подношение Богу.

Как правильно заказать молебен

Сегодня не каждый знает, как правильно заказать сорокоуст о здравии. Что это такое с «организационной» точки зрения? Прошение можно подать в любое время, однако в период постов литургии служатся реже. Отметим, что не за каждого человека можно попросить с помощью подобной молитвы, т. к. к литургии допускаются только крещеные лица, поэтому проскомидийные записки нельзя подать на любое имя.

Магия или нет?

Иногда встречаются предположения о том, что лучше сразу в несколько церквей подавать прошения на сорокоуст о здравии. Отзывы сообщают, что люди обращаются в три, пять и более культовых учреждений, чтобы снять порчу, сглаз или навалившиеся неприятности или болезни. Это не возбраняется, однако некоторые усматривают в таких действиях элементы «церковной магии», когда к главному элементу (молитве), добавляется подбор чисел или расположения церквей в определенном порядке (треугольником, звездой и пр.). Священники полагают, что достаточно на традиционной службе приписать к имени человека, за которого подается записка, его нужды («болящий», «страждущий»), что указывает на просьбу об исцелении или

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.

Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее?..» Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).

Сорокоустом называют сорокодневное поминовение христианина во время Божественной Литургии.






Сорокоуст совершают об умерших - это сорокоуст об упокоении, его совершают и о живущих, которым требуется помощь, - это сорокоуст о здравии. В момент поминовения священнослужитель вынимает частицу за каждое имя, чтобы под конец Литургии опустить все их в Кровь Христову с просьбой очистить рабов Господних от грехов.

Чтобы заказать сороукоуст, нужно подать в церкви записку на специальном бланке: отдельно о упокоении, о здравии. В записке указывают имя поминаемого. Заказывают сорокоуст только для тех, кто крещён.

Сделать это можно во всякое время, ограничения существуют лишь на Великий Пост, потому что в ходе него Литургию совершают только в субботу и воскресенье.

Сорокоуст - самая значительная из церковных молитв о конкретном нуждающемся человеке, самое действенное поминание о нём. Эта сила сорокоуста связана со священным в христианстве числом «сорок».


длились скитания богоизбранного народа; сорок дней длился пост Моисея перед Божиим Откровением; сорок дней провёл Иисус в пустыне, перед тем как приступить к общественному служению, а по Воскресении сорок дней Он открывал Апостолам тайны.

Ещё в древности, учениками Христовыми, узаконена традиция поминать умерших на протяжении сорока дней - тогда и возникла традиция сорокоуста. Позже на сорока Литургиях стали поминать и живых в молитве об их здравии - духовном и физическом.

Поминовение помогает душам усопших получить прощение, а живым - обрести поддержку в исканиях, в трудной жизненной ситуации, в болезнях.

Заказывать сорокоуст за здравие нужно в тех случаях, когда нужна чудесная, очень сильная поддержка человеку - вашему родному, близкому или вам самим - в борьбе с болезнями, в преодолении тяжёлых жизненных ситуаций, в обретении душевного покоя.

Здравие - это не одно лишь физическое здоровье. в первую очередь, это здоровье душевное. Если душа человека спокойна, мысли его ясны, то и физические недуги отступают, налаживаются мирские дела - в работе, учёбе, взаимоотношениях.

Потому сорокоуст можно и нужно заказывать о человеке, сотворившем много зла, - в ежедневных сорока поминовениях мы будем обращаться к Богу с просьбой наставить его, очистить от злых помыслов, от подлости.


Христиане нередко заказывают сорокоусты о своих врагах - это настоящий христианский ответ на причинённое зло.

Заказывать сорокоуст за упокой можно в любое время. Лучшим же считают сорокоуст на протяжении сорока дней по успокоении человека. Христиане считают, что в эти сорок дней душа умершего для земной жизни человека путешествует по земле и посещает горние селения, адские пропасти.

Два первых дня она прилетает в те места на земле и к тем людям, которые ей особенно дороги. На третий день душа кланяется Богу и отправляется для созерцания жизни иной - райской и адской. Лишь на сороковой день определяется - по земным делам человека и помыслам - место душе в ожидании всеобщего Воскресения.

Чтобы облегчить участь души усопшего, которая в эти дни уже ничем не может себе помочь, мы помогаем ей молитвами и добрыми делами. Самая сильная, действенная молитва в этот момент - сорокоуст.

Псалтирь, полное название - Неусыпаемая Псалтирь, - особая молитва, которая читается круглые сутки, совершенно без перерывов, и совершается только монахами и монахинями в монастырях. Во время чтения Неусыпаемой Псалтири они поминают имена тех, за кого заказано чтение молитвы.

Псалтирь - сильнейшая молитва, совершаемая людьми, отрекшимися от мирской жизни и принявшими ангельский образ. Она помогает в борьбе с искушениями, даёт силы жить и не впасть в уныние.

Отличие Неусыпаемой Псалтири от сорокоуста в том, что сорокоуст - поминовение на Литургии, Таинство, а Псалтирь - молитва. Потому священники говорят о большей силе сорокоуста, способного помочь нам в самых важных вопросах жизни и смерти, в самых, казалось бы, неразрешимых.

Панихидой называют богослужение по усопшему, которое проводят до отпевания, на третий день по смерти, на девятый и на сороковой. Назначение панихиды - помочь душе в переходе от жизни мирской в загробную. Панихида совершается в присутствии близких, тех, кто заказывает молитву. Во время неё они находятся в храме, где все присутствующие берут в руки свечи и зажигают их.


Панихида - и помощь душе, и христианский обряд прощания. Сорокоуст - необыкновенной силы поминовение, которое способно не только помочь душе проститься с земным, но и очистить её от грехов, ибо сорокоуст - Таинство. Потому у христиан принято заказывать и панихиду, и сорокоуст, чтобы всеми силами помочь душе новопреставленного.

Молитва Сорокоуст о Здравии: что это такое и как он совершается? Читаем ответ Священника о том, что такое Сорокоуст, а также текст молитвы, которую можно читать в у себя дома самостоятельно.

Когда Господь висел на кресте, к Нему обратился разбойник, распятый справа: «Господи, помяни меня во Царствие Твоем». В этих словах было столько раскаяния, смирения и веры, что Христос тут же простил грехи этому человеку. «Ныне же будешь со Мною в Раю,» – произнес в ответ Спаситель.

Что произошло? Почему разбойник, совершивший множество злых дел, и заслуживающий адских мук, оказался в Раю? Господь простил ему грехи. Примерно то же самое происходит на Литургии, когда люди подают записки с именами для поминания как о здравии за живых, так и для упокоения мертвых.

Именные частички, вынутые из просфоры на Проскомидии, омываются, претворившейся из вина, Кровью Господа. Церковь просит помянуть тех, чьи имена указаны в записке. Душа человека очищается по молитвам родных, священника и Церкви. Сила благодати зависит от нашей веры и любви к тому, о ком молимся .

Что такое «Сорокоуст»

Какое-либо таинство, в том числе, поминовение человека на 40 Литургиях по просьбе – это треба, исполняемая священнослужителем. От единичного поминания за Проскомидией, она отличается только количеством служб и ничем более. Заказывают «Сорокоуст», чтобы несмотря на обстоятельства, поминовение все же осуществлялось:

  • за тех, кто не может присутствовать на службе;
  • за больных и слабых, либо храм находится далеко;
  • за детей, которые не ведают, что совершают злые дела;
  • за родных и близких, удалившихся от Бога;
  • чтобы Господь сохранил человека от беды.

В конце Литургии священник, опуская именные частички просфоры в Чашу с Кровью Господа, читает специальные молитвы. Он просит очистить упомянутых людей от грехов, как молитвами самой Церкви, так и Святых, предстоящих у Престола Божия. И хотя самого человека на службе нет, он участвует в Литургии, хотя и не полноценно .

Как «Сорокоуст» совершался раньше?

В древней Руси в больших городах приходы делились на «сороки», в них входило 40 церквей. «Сорокоуст» служили в один день, но в 40 церквях одновременно. В основном этим помогали умершим родным в 3, 9 и 40 дни, так как, они не могли присутствовать на Литургии. Остальные посещали храмы регулярно, и особой нужды заказывать заранее поминовение о здравии было не нужно.


Примечание: Кстати заказывать поминание за Литургией можно не только на 40 дней (служб), но и на пол года, год. Некоторых поминают до конца жизни о здравии, или всегда об упокоении (речь об особых благодетелях, святых) .

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Подавать записки можно за любого? Нет, Церковь молится за всех: и крещенных, и некрещеных, но на Евхаристии, когда вынимаются частички из просфоры, поминают только членов Церкви, то есть, крещеных.
  • Если подали записку о поминании, но не знали, что человек не крещен. Что будет? Если совершили это не умышленно, но думая, что человек крещен, то ничего не будет: ни человеку, чье имя записали, ни тому, кто подал записку.
  • Что будет, если поминать некрещеного, зная об этом? Тому, кого поминаете ничего не будет. Тому, кто сделал это умышленно надо покаяться священнику, чтобы не отягощать душу грехом (в противном случае, возможно, придется претерпеть какое-либо искушение, то есть, неприятность. Например, кто-то обманет).
  • Что будет, если нечаянно записал имя человека живого в поминание, как усопшего? Если это произошло случайно, без злого умысла, не переживайте. Господь знает намерения и дела, что хотели сделать наоборот. Поэтому так и будет: ошибку Он исправит – помянет за здравие того, кто жив.
  • Если колдуя, умышленно поминают живого за упокоение? Тому, против кого замышляется зло ничего не будет, если он уповает на Господа. Христос сильнее бесовских проделок. Если человек носит крестик, молится, хоть и кратко, например, Иисусовой молитвой, то зло вернется к тому, кто его наколдовал. Верьте Богу, и ничего плохого вам не смогут сделать.

Заключение: Представьте душу человека, как сосуд, наполненный горькой водой, на 40 литров. За него помолились – заменили литр горькой воды на столько же сладкой. Помолившись сорок раз – в сосуде вся жидкость заменится сладкой. Но грехов у нас гораздо больше, и мы совершаем их постоянно, поэтому полного замещения греховной составляющей, на подаваемую Благодать не получаем. Чем больше принимается мер для очищения души, а их много, тем быстрее наступает эффект. Желая помочь человеку:

  • выпутаться из беды;
  • получить исцеление;
  • укротить злой нрав;
  • наладить семейные отношения;
  • уберечь от всякого зла, надо молиться постоянно.

«Сорокоуст» – это поминание усиленное, то есть, призываются Силы Небесные 40 раз (либо по дням, либо по церквам). Но следует помнить, что Таинство – это не магия. Если сам человек ненавидит церковь, или близкие не хотят за него молиться, а надеются только на священника, то скорых результатов может и не быть .

Сорокоуст о Здравии: текст молитвы

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя;

Подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» - похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.

И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека - как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы - православные христиане - верим, что так оно и происходит.

Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.

Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее?..» Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов - и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).

Иерей Андрей Чиженко