Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Святая земля, святые места у христиан. Главные христианские святыни: паломничество для новичков

Святая земля, святые места у христиан. Главные христианские святыни: паломничество для новичков

Так называются некоторые места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и др., благодаря связи, которую они, согласно Святому Писанию или по преданию, имеют с событиями земной жизни Иисуса Христа. Важнейшими из Святых мест являются Гроб Господень в Иерусалиме и церковь в Вифлееме с пещерой, где родился Иисус Христос. До крестовых походов единственными обладателями Святых мест являлись церковные общины Востока - греко-православная, армянская, сирийско-яковитская, коптская и абиссинская. После крестовых походов Святые места перешли в руки католиков. В 1187 г. Иерусалим был занят мусульманами, и турецкий султан Саладин овладел ключами Гроба Господня и другими Святыми местами. Впоследствии латинянам и грекам удалось получить право владения Святыми местами. В 1230 г. папа Григорий IX назначил францисканцев стражами Святых мест. В XVI в. Порта подтвердила право францисканцев на владение Святыми местами. С тех пор между латинянами и православными шло соперничество за право владения Святыми местами, в этом споре Порта преимущество отдавала то одной, то другой стороне. В 1740 г. Франция смогла добиться от турецкого султана наибольших преимуществ для католической церкви в ущерб православию. Но затем грекам удалось получить большую часть церкви Гроба Господня, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился Иисус Христос. В 1808 г. церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия взяла на себя право покровительства всех греко-православных христиан на Востоке. Николай I предъявил требование на преобладание ключом от церкви Гроба Господня, что привело к Крымской войне 1853-1856 гг. В 1868-1869 гг. Россия вместе с Францией возобновила купол над Гробом Господним, вследствие чего и Россия получила право владения церковью Гроба Господня. Церковь Гроба Господня с тех пор стал совместным владением (кондоминимумом) шести вероисповеданий: главными собственниками являются католики, греки, армяне; меньшие права имеют копты, яковиты, абиссинцы. Церковь в Вифлееме принадлежит грекам. На пещеру, в которой родился Иисус Христос, претендуют как православные, так и греки. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х томах: т. 2.-М.: Большая Российская энцикл., 1995. С. 528-529.


Смотреть значение Святая Земля, Святые Места У Христиан в других словарях

Земля — ж. планета, один из миров или несамосветлых шаров, коловращающихся вокруг солнца. наша третья от солнца. | Наш мир, шар, на котором мы живем, земной шар. | В значении стихийном........
Толковый словарь Даля

Земля — 1. Почва, грунт; площадь, участок, используемый для посевов.
О степени влажности, твердости, о температуре, наличии растительности и т. п.
Влажная, волглая, выжженная,........
Словарь эпитетов

Земля* Ж. — 1. Одна из девяти - третья от Солнца - больших планет Солнечной системы. 2. Третья от Солнца планета Солнечной системы как место жизни и деятельности человека.
Толковый словарь Ефремовой

Места Мн. — 1. Край, округа, местность. 2. перен. разг. Периферия.
Толковый словарь Ефремовой

Ни С Места Предикатив — 1. О неподвижности кого-л. или чего-л., об отсутствии каких-л. движений с их стороны. 2. перен. разг. Об отсутствии продвижения вперед в каком-л. деле.
Толковый словарь Ефремовой

Святая Ж. — 1. Женск. к сущ.: святой (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Святые Мн. Устар. — 1. То же, что: иконы.
Толковый словарь Ефремовой

Святая — Русь, святору́сский, прилаг., часто в XVI–XVII вв. (Пов. о граде Иерусал., Сказ. об Азовск. сид., Курбский и др.). Связано, согласно Л. Майкову (ЖМНП, 1894, апр., 16), с учением о Москве........
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Вольф Христиан — (1679 – 1754) – немецкий философ-рационалист, активный деятель германского Просвещения.
Политический словарь

Земля (или Суша) — - в геополитике специальный термин, обозначающий "теллурократию". Особенно подробно теория "Земли", das Land, развита у Карла Шмитта.
Политический словарь

Выбор Места Организации Производства — принятие решения о месте создания предприятия по производству продукции. Определяющим фактором при этом является наличие сырья, рабочей силы, транспортной системы,........
Экономический словарь

Закон Места Исполнения Договора — (lex loci solutionis) - правовой
права того государства, где
обязательство, вытекающее из
договора, подлежит исполнению. Как
........
Экономический словарь

Закон Места Нахождения Вещи — (lex rei sitae) - одна из первых коллизионньис привязок (формул прикрепления), сложившихся в практике международного частного права. Означает применение права того государства,........
Экономический словарь

Закон Места Причинения Вреда — (lex loci delicti commissi) - правовой
принцип, означающий применение
права того государства, на территории которого был причинен
вред. Данная
коллизионная привязка........
Экономический словарь

Закон Места Совершения Акта — (lex loci actus) правовой
принцип, означающий применение
права того государства, на территории которого совершен к.-л. гражданско-
право-вой акт. Данная
коллизионная........
Экономический словарь

Закон Места Совершения Договора — (lex loci contractus) -
коллизионная привязка (формула прикрепления) - правовой
принцип, означающий применение
права того государства, где заключен
договор. Используется........
Экономический словарь

Земля — ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов производства........
Экономический словарь

Земля (земельный Участок) — Поверхность земли и пространство под ней, которое простирается до центра земли, и пространство над ней, которое простирается до неба. Тем не менее, собственность на........
Экономический словарь

Земля Недозастроенная (under Improved Land) — участок, застроенный в меньшей степени, чем требуется для того, чтобы извлекать из него
прибыль.
Экономический словарь

Места Необщего Пользования — Крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные как на территории железнодорожной станции, так и за ее пределами, не принадлежащие железной дороге........
Экономический словарь

Места Общего Пользования — Крытые и открытые
склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения........
Экономический словарь

Наименование Места Происхождения — (appelation of origine) географическое название страны, района или местности, обозначаемое на изделии, качество и особенности которого объясняются исключительно или главным........
Экономический словарь

Необработанная Земля — Земельная собственность в своем природном состоянии-до обработки, застройки и раздела. Земельная собственность, на которой не имеется канализации, электричества, улиц,........
Экономический словарь

Обслуживание Рабочего Места — -
система регламентированного обеспечения предметами
труда, инструментом, энергией и другими видами производственных и производственно-бытовых услуг в количестве,........
Экономический словарь

Орошаемая Земля — Земли, используемые для производства культур и фуража для
скота и требующие затрат
воды помимо естественных дождей, называются орошаемыми земледельческими........
Экономический словарь

Осмотр Места Происшествия — - в уголовном
процессе - следственное
действие, состоящее в непосредственном изучении помещения или местности, где совершено
преступление или обнаружены........
Экономический словарь

Схема Места Преступления — - в криминалистике -
план, который изображает
место преступления и прилагается к следственному делу. Он дополняет
отчет об
осмотре места преступления........
Экономический словарь

Таможня Места Назначения — таможня страны назначения груза, где завершается его перевозка по процедуре таможенного транзита.
Экономический словарь

Таможня Места Отправления — таможня страны отправления
груза, где начинается его
перевозка по процедуре таможенного
транзита.
Экономический словарь

Учет Основных Средств Земля В Учете Сша — -
учет основных средств "
Земля" и все
расходы, связанные с
приобретением земли и
приведением ее в состояние, готовое к использованию, составляют ее........
Экономический словарь


Святая земля
- часть территорий современного Государства Израиль (до 1948 года - Палестины). Является святыней трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. Границы Святой земли протянулись с запада от побережья Средиземного моря до пустынь Иордании и от Галилеи на севере до южной оконечности Синайского полуострова.
В центре Святой земли стоит Иерусалим, старинный город, обнесённый стенами, расположенный на Иудейских холмах западнее Мёртвого моря, самой низкой точки на земле.

иврит - ‏ארץ הקודש ‎, Éreẓ haQodeš
греческий - Άγιοι Τόποι , Agioi Topoi
арабский - ‏الأرض المقدسة ‎‎, al-Arḍu l-Muqaddasa


Святая Земля имеет значительное религиозное значение для иудаизма, христианств а, ислама и Веры Бахаи. В настоящее время она включает в себя территории Израиля, палестинские территории, Иорданию и части Ливана. Израиль – Святая Земля, Иерусалим бриллиант израильской короны. Иерусалим имеет огромное религиозное значение, это святой город для иудаизма, родина христианства, и третий из святых городов для ислама. Восприятие святости земли для христианства было одним из причин крестовых походов, в ходе которых христиане стремились завоевать Святую Землю от мусульман, которые вторглись в её пределы и освободили от Византийской империи. Святая Земля была местом для религиозных паломничеств с библейских времен, евреев, христиан, а позже и мусульман.



Праотец еврейского народа патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до Р. Х. (около 1850 года до Р. Х.) из Месопота мии, из У ра Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий "Тот который видел Бога", "который стал лицом к лицу с Богом") (Быт. гл. 32, 28), по которому и весь еврейский народ получил имя Израи.. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан , названная так по своим тогдашним жителям. По этому обетованию Божьему эта земля и названаземлей обетованной , как об этом напоминает великий иудей и великий христианин Павел из Тарса (Евр.11,9).

Потомки Авраама и помимо этого обетования скоро спустились из Палестины в Египет, в то время когда им владели гиксосы (хиксы) (ок. 1700-1550 гг. до Р. Х.). Присуствие евреев в Египте точно засвидетельствовано во времена фараонов Ахенатона (1364-1347) и Рамзеса II (ок. 1250 года), когда весь народ рабски служил этому могущественному фараону, занимаясь "плинфургией" (производство кирпича Исх.5,7-8) и строя пирамиды. Ввиду тяжелой эксплуатации Израиля, великий Моисей - пророк, призванный Богом Авраама, Исаака и Иакова во время своих скитаний в пустыне, видевший под Синайской горой Купину в огне (известная тема православной иконографии "Купина неопалимая") и слышавший из нее голос Яхве : "Я есмь Сущий" и "место на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. З,5), вывел евреев из Египта на Синайский полуостров (в половине XIII века до Р.Х.). Здесь, под скалистым Синаем и Хоривом, Моисей получил от Бога Закон: десять заповедей и остальные религиознно-моральные и общественные установления Завета или точнее Союза , заключенного между Богом и Израилем (Исх. 7 - 24).


После сорокалетнего скитания по пустыне израильский народ под предводительством Иисуса Навина поселилися в Палестине (ок. 1200 года до Р. Х.). Следующие два века охватывает период Судей, а затем наступает эпоха Царей. Примерно в 1000 году до Р. Х. сильный и славный царь Давид, поэт, музыкант и пророк, занимает ставший потом столицей Израиля Иерусалим. С этого времени на протяжении веков Святой Город Иерусалим становится символом всей Палестины как Святой Земли и символом Земли и всего человечества вообще.

Иерусалим к тому же был древним хананейским городом. Еще в древнеегипетских текстах (ок. 1900 года до Р. Х.) он упоминается как Urusalem. Приблизительно в то же время, когда патриарх Авраам пришел в Ханаан, Иерусалим был городом Мелхиседека, царя Салимского, чье имя по Библии означает "царь правды и царь мира" (Быт. 14; Евр. 7), что опять же является признаком великого будущего, то есть мессианской эсхатологии. Древнейшими житилями Иерусалима, начиная приблизительно с 3000 года до Р. Х., были амореи и хеттеи, которые звались еще евусеями; у них позднее Давид и отнял Иерусалим (это название скорее всего значит жилище мира , но история показывает, что мир его таков, какова и вся история земли и рода человеческого). В Иерусалиме Давид построил царскую башню на Сионе , самом высоком месте Святого Города, а его сын Соломон воздвиг великолепный храм Божий , на горе Мориа. Здесь, по преданию, праотец Авраам, по Божией заповеди, хотел принести в жертву сына своего Исаака.

В 1996 году Иерусалим отпраздновал свой 3000-летний юбилей - тридцать веков назад царь Давид перенес сюда столицу своего царства. Его сын Соломон построил на горе к северу от города Храм. Спустя 400 лет Иудея была завоевана Вавилоном, город и Храм были разрушены, жители угнаны в плен. После 70-летнего изгнания евреи вернулись в Иудею, отстроили Иерусалим и возвели Второй Храм, который был одним из самых величественных сооружений своего времени. В результате антиримских восстаний 66-73 г. г. и 132-135 г.г. Второй Храм и Иерусалим были разрушены римлянами, евреи изгнаны из города. На обломках бывшей иудейской столицы возник римский город Элия Капитолина, названный в честь римского императора.

За все годы своего существования Иерусалим более 80 раз подвергался нашествиям и разрушениям. Его камни хранят память о римском, византийском, арабском правлении, владычестве крестоносцев и мамлюков. Однако всегда Иерусалим оставался центром духовного притяжения евреев рассеяния, повторявших в ежедневных молитвах его имя.

*Еврейское Паломничество по Израилю (Эрец ХаКодеш) и еврейским святыням. Иудеи со всего мира, на протяжении всей истории Израиля приезжают в Иерусалим, чтобы посетить "Стену плача (хаКотель)", "пещеру Махпела" в Хевроне, гробницу Рахель и другие еврейские святыни, а так же побывать где начало всех начал... и увидеть своими глазами как развился еврейский народ на своей исторической родине за столь короткое время после 2000 лет изгнания.

*Наша кампания индивидуально разрабатывает Иудейские паломнические туры в соответствии с Вашими пожеланиями и финансовыми возможностями, включая даты прибытия и вылета, уровень заказываемых гостиниц, количество свободных дней, программу тура и каждого дня в отдельности. Здесь проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия. В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус и был встречен праведным Симеоном. Будучи отроком, Господь неоднократно посещал Иерусалим, удивляя книжников Своей необыкновенной мудростью. Начав мессианское служение, Спаситель несколько раз посещает Святой Град, проповедуя наступление Царства Небесного.
Последний приход Христа в Иерусалим сопровождался поистине царской встречей. Однако, ликование толпы было недолгим. Встреченный как Царь, Господь вскоре предается на поругание и позорную смерть. На горе Голгофе совершается распятие Христа.

Положенный во Гроб, Христос преодолевает смерть. Пришедшие ко Гробу мироносицы не находят тела Учителя. Восставший от Гроба Господь вскоре является ученикам, уверяя их в истинности Своего Воскресения. Все эти события, глубоко изменившие историю человечества, произошли здесь, в Иерусалиме. Отсюда же, следуя повелению Христа, началась проповедь Евангелия по всему миру.

Святой Град Иерусалим является первым местом в паломничестве по Святой Земле. Здесь паломники получают благословение на совершение паломничества. Отсюда начинается их путь по стопам Господа. Самым важным местом паломнической программы является храм Воскресения с его великими святынями: Голгофой, камнем Помазания, Живоносным Гробом Господним. Этот храм является главной святыней христианского мира, местом спасения человеческого рода. Каждый православный паломник старается не только посетить храм Воскресения, поклониться его великим святыням, но и помолиться на ночной Литургии у Гроба Воскресшего Христа.

Совершая паломничество по Иерусалиму, поклонники посещают места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа. Они приходят на Сион, где Господь совершил с учениками последнюю трапезу и установил таинство Евхаристии. Молятся в Гефсиманском саду-там, где Господь молился до кровавого пота и где Он был взят воинами. Паломники проходят по Крестному пути-той дороге, которой Господь шел к месту Своего распятия-Голгофе. Доследуя апостолам, паломники поднимаются на Елеонскую гору, откуда Воскресший Христос вознесся на небо.
Особой любовью русских богомольцев пользуются места, связанные с жизнью Божией Матери. Паломники непременно посещают место Рождества девы Марии, место Ее славного Успения, с умилением молятся у Гробницы Божией Матери в Гефсимании. Последуя стопам Богородицы, паломники посещают русский Горненский монастырь в ЭйнКареме, куда пришла Божия Матерь после Благовещения, и где Она находилась в течение трех месяцев. В этом же селении, согласно преданию, родился святой Иоанн Предтеча.

Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом. Заселение этого квартала началось в IV веке когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг Храм Гроба Господня . Центрами православного христианства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Вифлеем расположен в нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания – восточнее. Назарет находится в 100км к северу от Иерусалима, недалеко

от знаменитого Галилейского моря. Паломники, прибывающие в Святую землю, вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова. В стене храма устроена ниша, выложенная мрам ором, в которой находятся ясли, где по преданию лежал младенец Иисус. В Вифании для посещения туристов открыты фундамент дома и надгробная плита могилы Лазаря, воскрешенного Иисусом. Духовная значимость паломничества в Назарет заключается в посещении того места, где Иисус рос и позже обрел учеников среди рыбаков.

Безусловно, центром привлечения паломников является Иерусалим. В Иерусалиме расположен ряд объектов культа, имеющих огромное значение. Прежде всего, это Гефсиманский сад, который явился свидетелем душевных мук Иисуса Христа. В Гефсиманском саду растут восемь старых оливковых деревьев, посаженных еще во времена Иисуса. Здесь же расположена базилика Страстей Господних, внутри которой – скала Страстей Господних. Обычно паломники простираются ниц перед этой скалой, молятся и вспоминают страсти Господа перед тем, как его схватили римские стражники.
Все паломники, прибывающие в Иерусалим, проходят по Пути Скорби 14 остановок, связанных с последними часами жизни Иисуса:

–Иисус приговорен к смерти;

–Иисус берет свой крест;
–Спаситель падает в первый раз;
–Иисус встречает свою Мать;
–Симон Киринейский помогает Иисусу нести крест;
–Вероника утирает платком лик Христа;
–Иисус падает во второй раз;
–Спаситель проповедует женщинам Иерусалима;
–Иисус падает в третий раз;
–с Христа снимают одежды;
–пригвождение к кресту;
–Иисус Христос умирает на кресте;
–тело Спасителя снимают с креста;
–тело Иисуса Христа кладут во гроб.

На каждой из 14 остановок паломники останавливаются для молитв и размышлений. В конце Крестного пути находится Храм Гроба Господня. Это уникальное сооружение стоит там, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Храм Гроба Господня посещают паломники-христиане всех направлений – католики, православные, монофизиты, ариане, несториане, протестанты, копты.

Христианский паломнический туризм имеет особое значение в жизни общества:
1)духовно-просветительская роль (во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России; знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев);
2)Общеобразовательная роль (монастыри являлись и являются культурными историческими центрами, на территории многих расположены музеи, отражающие жизнь и обычаи различных исторических эпох);
3)миссионерская роль (поездки по святым местам способствуют воцерквлению многих ранее нерелигиозных людей);
4)благотворительная роль (во время паломнических туров паломниками осуществляется благотворительная материальная помощь и денежные пожертвования).

*Паломничество носит чисто религиозный характер. Совершаясь по благословению Церкви, оно являет собой своего рода богослужение, духовную работу, очищение души как для истинно верующих, жаждущих ощутить близость к Богу, так и для людей светских, желающих прикоснуться к истории трех мировых религий


*Наша кампания индивидуально разрабатывает паломнические туры по тематике трех основных Христианских конфессий: , Католическое паломничество, а так же маршруты Евангелия и Библии для Протестантов - в соответствии с Вашими пожеланиями и финансовыми возможностями, включая даты прибытия и вылета, уровень заказываемых гостиниц, количество свободных дней, программу тура и каждого дня в отдельности.

Для мусульман святость Иерусалима определяется семнадцатой главой (сурой) Корана, первый стих которой гласит: «Хвала тому, кто перенес ночью раба Своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую». Под мечетью неприкосновенной подразумевается мечеть в Мекке, под мечетью отдаленнейшей – мечеть Аль Акса на Храмовой горе в Иерусалиме.
По мусульманскому преданию на Храмовой горе пророк Мухаммед увидел лестницу, один конец которой упирался в Камень мироздания (именно на этом камне праотец мусульман и евреев Авраам должен был принести своего сына в жертву), а другой конец уходил в небо. Поднявшись по лестнице с помощью ангела Джибраила, Мухаммед встретился на небе с пророками и самим Аллахом. Когда Мухаммед начал подниматься по лестнице в небо, камень мироздания начал подниматься вместе с ним, но Джибраил остановил камень рукой. На камне видна отметина, которую мусульмане считают отпечатком руки расторопного ангела.

МЕЧЕТЬ «ЗОЛОТОЙ КУПОЛ»

Мечеть расположена в центре Храмовой горы. Правильное название - мечеть Скалы. Иногда ее еще называют мечетью Омара, но фактически мечетью, т.е. местом молитвы «Золотой купол» не является. Это памятное монументальное сооружение, построенное по распоряжению халифа Абд эль Малика над «краеугольным камнем Земли» в 691 году. Полагают, что здание построено на развалинах византийского храма, чем и обусловлена его форма.
Здание, увенчанное золотым куполом, имеет форму восьмигранника. Длина каждой стороны – 22,3 метра, в здании насчитывается 36 окон, имеется четверо ворот, ориентированных по странам света. Западные ворота, по преданию, служат для прихода пророков и их встреч с Мухаммедом. В районе восточных ворот сидел, как утверждает мусульманская традиция, великий Дауд (царь Давид) и вершил свой справедливый суд. Северный ворота считаются самыми близкими к раю, поэтому возле них кладут умершего, чтобы он приближался к блаженству. Южные ворота – ближние к Мекке, и правоверные относятся к ним с особым почтением.
Высота мечети Омара 56 метров, высота купола, возведенного над скалой, - 30 метров, его диаметр – 20,5 метра. Последняя реставрация купола производилась в начале 1990-х годов королем Иордании Хусейном Вторым. На золочение купола пошло около 80 кг золота, реставрационные работы стоили полтора миллиона долларов США.
Внутри здания расположен священный камень (камень мироздания) – кусок скалы размером 13 x 17 метров, возвышающийся примерно на два метра выше уровня пола (744 метра выше уровня моря). На камне, как считают мусульмане, имеются отпечатки ступни пророка Мухаммеда и руки ангела Джибраила. По преданиям, в момент вознесения Мухаммеда грянул гром, и скала раскололась. На камне имеется и трещина «в честь» этого события.
Под камнем расположена «пещера бездны», она же «колодец душ». По исламской традиции считается, что именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. На стенах пещеры имеются надписи, указывающие места молитв праотца Авраама, царей Давида и Соломона, Ильи пророка, а также место, где стоял ангел Джибраил. Сюда, как считает народная традиция, собираются ветры со всего света и затем разлетаются в разные стороны.
В потолке пещеры имеется отверстие. Существует гипотеза, что именно через это отверстие в период Иерусалимского Храма стекала кровь жертвенных животных.
Особым почтением мусульман пользуется находящийся в галерее мечети резной шкаф, в котором хранится волос из бороды самого пророка Мухаммеда.
Надписи под куполом по всей длине фриза содержат изречения из Корана. Одна из надписей указывает дату окончания строительства – 72 год Хиджры.

МЕЧЕТЬ АЛЬ-АКСА

В южной части Храмовой горы находится мечеть Аль-Акса. Именно здесь, согласно мусульманской традиции, располагалась «м ечеть отдаленнейшая», куда был перенесен пророк Мухаммед во время своего ночного путешествия из Мекки в Иерусалим. Аль-Акса построена в начале VIII века по распоряжению халифа Валида, сына Абд эль-Малика. Свой нынешний облик мечеть приобрела в XI веке. Сильное землетрясение 1035 года разрушила мечеть, но она была восстановлена и приобрела свой нынешний облик прямоугольного здания, вытянутого с востока на запад.

Эта мечеть стала свидетельницей многих трагических событий. В 1128 году король крестоносцев Болдуин II превратил ее в свой дворец. Только в 1178 голу султан Салах эд-Дин (Саладин) изгнав крестоносцев, восстановил статус мечети и установил там древнейший минбар (кафедру проповедника), привезенный из сирийского города Халеба.
В дальнейшем мечеть не раз страдала от стихийных бедствий и человеческих действий. В 1951 году у входа в мечеть был убит выстрелами из пистолета тогдашний король Иордании Абдалла. Его внук, наследный принц Хусейн (ставший впоследствии королем Иордании), находился рядом с дедом и чудом уцелел: пуля убийцы попала в медальон на груди принца.
В последний раз трагедия произошла в 1969 году, когда мечеть поджог турист-австралиец.
Аль Акса воздвигнута на руинах Иерусалимского Храма и византийской церкви, построенной императором Юстинианом. Положение мечети диктовалось направлением молитвы правоверных, поворачивающихся в сторону Мекки. Скала мироздания, «еврейский камень», не должна была находиться между мечетью и Меккой.

Кстати, сам пророк Мухаммед иначе определял направление молитвы, он предписывал молящимся мусульманам поворачиваться в сторону Иерусалима. Что поделать – времена меняются, и традиции тоже.
Нынешняя мечеть Аль Акса, – это грандиозное сооружение размером 90 x 60 метров, с величественным черным куполом и большим подземным залом. Перед входом в мечеть имеются фонтаны для омовения ног. Вход в мечеть – на ее северной стороне, здесь расположены семь ворот. Зал мечети разделен на три части двумя рядами колонн. Часть колонн – из каррарского мрамора, подаренного мечети в середине 30-х годов прошлого века итальянским диктатором Бенито Муссолини.
У северного крыла мечети находится Маком Азиз – место, откуда Мухаммед вознесся на небо на своем коне Аль-Бураке. В южной части зала имеется михраб – ниша в стене, обращенной к Мекке. Отсюда до Мекки ровно 1090 километров. Женщины входят в мечеть через отдельный вход, женский зал расположен в западной части мечети.

Но даже эта огромная мечеть не может вместить всех мусульман, желающих вознести здесь молитву в праздничный день. Иногда такие молитвы собирают более ста тысяч человек. В эти дни многие мусульмане молятся во дворе.
Подземный зал мечети Аль Акса имеет 88 колонн, размер его – 55 x 100 метров, в нынешнем виде построен в X веке. Предполагается, что первые построения здесь были произведены во времена царя Ирода, в период реконструкции Иерусалимского Храма. Возможно, какие-то сооружения существовали здесь и раньше. Крестоносцы дали этому залу название «Конюшни царя Соломона», они были уверены, что именно здесь великий еврейский царь содержал своих лошадей.

История Святой Земли, благодаря её очень удобному географическому положению, соединяющему Египет, Финикию, Сирию, Ирак, Иран (древняя Месопотамия) и Персидский Залив, интересна и богата политическими, религиозными и культурными событиями. С запада её омывает Средиземное море, тогда как на востоке находится пустыня. Таким образом, расположенная в центре региона и являющаяся мостом, соединяющим Египет и Месопотамию, то есть Африку и Азию, Святая Земля, заняла важное место в истории древнего мира. Её пересекали торговые пути, например, такие известные, как Морской Путь (Via Maris), по которому непременно проходили все, идущие с севера на юг, с востока на запад и наоборот. Из-за своего центрального географического положения Святая Земля была популярна также у всех захватчиков с севера, юга, востока и запада.

Римская карта Палестины, известная под названием Pointigeria, 4 век

Галилейский древнейший человек

В различных частях Святой Земли были найдены древнейшие останки людей и животных, датирующиеся периодом Палеолита (1.500.000 -15.000 до н. э.). Однако, самые древние человеческие останки были найдены в пещерах Галилеи и относятся к 70.000 г. до н. э. Они принадлежали к одной из тупиковых ветвей развития человеческого рода, находящейся между неадертальцем и сапиенсом. Археологи назвали галилейского человека палестинским древнейшим человеком.Кроме того, был найден ещё один новый вид древнего человека, жившего в период Мезолита (15.000-7.000 до н. э.) — натуфский человек (по названию скалы Эль-Натуфа на горе Кармель). Натуфский человек возделывал землю, приручал животных, строил небольшие поселения, создал общество и свою культуру. В последующие эпохи — неолита и хальколита (7.000-3.000 до н. э.) — палестинский древнейший человек расселился почти по всей стране, построил такие укреплённые поселения, как Иерихон, совершенствовал изделия из камня, впервые применил бронзу и из собирателя пищи превратился в её производителя. Кроме того, он установил связь с соседними народами и создал свою собственную культуру. Дорога для особой палестинской культуры была открыта.


Доисторические пещеры горы Кармелъ

Горный хребет Верхней Галилеи с библейской горой Мейрон

Первые семиты, ханаанцы, индоевропейцы и индоиранцы

Первые 750 лет второго тысячелетия до н. э., с 2000 по 1230 г., Святую Землю заселили народы, пришедшие из многих других мест. Среди них были индоевропейцы, индоиранцы и семиты с севера, запада и востока. Среди переселенцев был и Авраам с его племенем и стадом животных. Многие из волн переселенцев продолжали кочевой образ жизни пастухов, другие, как, например, ханаанцы, объединялись в оседлые общины, строили укреплённые поселения-государства, развивали искусство и создавали собственные культуры.


Библейский город Мегиддо, Армагеддон апокалипсиса

Евреи и филистимляне

В конце тринадцатого века до н.э. новые волны переселенцев заселили Палестину и изменили тем самым её демографическую карту. Среди них были 12 колен Израиля и группа народов моря, пришедших из района Анатолии, с запада и района Эгейского моря. Последние включали в себя филистимлян (плиштим, согласно Ветхому Завету или пелласги, согласно греческим источникам), ахейцев, данайцев, сицилианцев и многих других.


Холм Офла на юго-востоке современного Иерусалима, на котором был построен библейский Иерусалим


Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона (9 век до н. э.)

Керамический саркофаг с изображением филистимлянина (10 век до н. э.)

Первые евреи, объединились в родовые колена с местными племенами, руководимыми, главами-судьями, как изложено в Ветхом Завете (1230-1050 до н. э.) Позднее все колена соединились, создав Объединённое Царство под властью библейских царей Саула, Давида и Соломона (1050-922 до н.э.).

После смерти Соломона, приблизительно в 930 году до н. э., объединённое израильское царство разделилось на два: Иудейское Царство, просуществовавшее до 586 г. до н. э. и Израильское Царство, уничтоженное ассирийцами в 721 г. до н. э. Другая группа, которую составили народы моря во главе с наиболее влиятельными из них — филистимлянами — основала на палестинском побережье союз пяти независимых городов (пентаполис) (Газа, Ашкелон, Ашдод, Гат и Екрон) под предводительством князей, согласно Ветхому Завету (тираны в греческих источниках). Пентаполис, как влиятельное и независимое объединение, просуществовал приблизительно двести лет, до 1000 г. до н. э. Царь Давид, после неоднократных военных столкновений, разогнал филистимлянский пентаполис и присоединил все города к его объединённому царству. Со временем, народы моря слились с местным населением и прекратили своё независимое существование. Спустя восемьсот лет греки и римляне назвали эту страну именем филистимлян -Палестиной.


Библейский город Хацор в северной Галилее

Ассирийцы, вавилоняне, самаритяне и персы

В 721 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское Царство на севере, и в 586 г. до н. э. вавилоняне подчинили себе Иудейское Царство на юге. Иерусалим был разрушен и вместе с ним — его знаменитый Храм, являвшийся религиозным центром иудаизма. Ассирийские и вавилонские захватчики насильно переселили большое количество евреев в другие части их империи, поселив на место изгнанных новые народы. Большинство новых переселенцев заселили Центральную Палестину и, в особенности, Самарию, после чего их назвали самаритянами. Небольшое количество самаритян продолжает жить и сегодня в Неаполисе (Шхеме), в Самарии, сконцентрировавшись вокруг их святой горы Гризим.

В 549 г. до н. э. новые захватчики — теперь персы — завладели Палестиной и присоединили её к большой Сатрапии — Эвер Нахара (заречная страна), т.е. западнее реки Евфрат. В годы персидской оккупации, 549-532 до н. э., евреи, жители Палестины, равно как и многие другие народы Персидской Империи, могли вести гораздо более свободный образ жизни, чем при прежних властителях — ассирийцах и вавилонянах. Умеренная политика персов позволила многим высланным евреям возвратиться к их оставленным очагам, восстановить разрушенные города и поселения, а также заново отстроить Иерусалимский Храм. Кроме того, приблизительно за двести лет персидского правления, которые соответствуют по времени золотому веку классической Греции, жители Палестины установили тесные связи с Грецией и греческим миром. Одновременно в Палестину начали прибывать первые греческие поселенцы — как купцы, так и простые переселенцы, и селиться в больших торговых городах палестинского побережья. Так началась эллинизация Газы, Ашкелона, Яффо и Акко (Птолемаис) — городов, которые в последующие эпохи превратились в большие центры греческой культуры.

Греки, римляне и византийцы

Оккупация Палестины, начиная с Александра Великого в 332 г. до н. э. и её последующее присоединение к греческим царствам, сперва — Птолемеев и позднее — Селевкидов, ещё более укрепили связь евреев с греками и греческим миром. Такая тесная связь привела к коренным изменениям в религиозной, политической и просто повседневной жизни евреев. Поэтому последовал неизбежный конфликт между двумя народами и культурами, результатом чего стало восстание Маккавеев и создание полуавтономного государства Хасмонеев (167-63 гг. до н. э.). Однако, несмотря на религиозные и культурные различия двух народов, иудаизма и эллинизма, греческая культура имела сильнейшее влияние как во всех областях иудаизма, так и в повседневной жизни. Кроме того, многочисленные передвижения греков по Палестине и основание греческих городов и культурных центров в наиболее важных точках страны, коренным образом изменили её этнографическую карту. Отныне греки составят большой процент населения Святой Земли и будут оказывать влияние на политическую и общественную...

Графическая реставрация дворца Ирода на Масаде (1 в. до н. э.)

Начало почти двухтысячелетнего периода еврейской диаспоры, создание Первой христианской общины Иерусалима, заложение римской Элии Капитолины на руинах Иерусалима, основание первых христианских церквей и признание христианства официальной религией Римской Империи.

В начале четвёртого века, с переносом римской столицы из Рима в Константинополь, в Палестине начинается новый период религиозного подъёма и экономического процветания.

Событиями, повлиявшими на ход истории Палестины в период Византийского правления (324-630 гг.), были: признание святых мест, строительство великолепных христианских базилик и церквей римскими императорами, принявшими христианство, и в особенности, Константином Великим и его матерью — Св. Еленой, многочисленные стечения паломников, провозглашение Иерусалимской патриархии и распространение христианского монашества.

Напряжённые и часто кончающиеся насилием религиозные диспуты христианских жителей Палестины, разрушительные землетрясения и кровавые бунты самаритян в конце пятого - начале шестого веков, хотя и оставили свой след, но не смогли прервать эпоху процветания и благополучия жителей Святой Земли. Лишь к концу Византийского периода, с разрушительным вторжением персов в 614 г., Палестина >была сильно ослаблена, став лёгкой добычей для арабских завоевателей в 630 г.

Арабы-мусульмане и крестоносцы

Сдачей Иерусалима патриархом Софронием Оману II Завоевателю, начался исламский период Палестины (639-1099 гг.), и арабы-мусульмане стали властителями Святой Земли. Новые завоеватели изначально продемонстрировали свою религиозную терпимость, не мешая существованию христианской религии и, в особенности, монашества. Положение ухудшилось только к концу восьмого века, когда к власти пришла династия абасских халифов, начавших массовые гонения на христиан и принудивших большую часть эллинизированного населения изменить религию и арабизироваться. В десятом и одиннадцатом веках, с учреждением ордена крестоносцев, положение ухудшилось ещё более. 15 июня 1099 г. крестоносцы захватили Святой Город и основали Иерусалимское Царство с границами, которые протянулись почти вдоль всей Палестины. Государство крестоносцев не продержалось долгое время. С победой Саладдина, султана Аюбской династии, над войсками крестоносцев в 1187 г., перестало существовать и их Царство. Небольшое количество крестоносцев, оставшихся на Святой Земле (как, например, в Акко -Птолемаисе), были изгнаны окончательно в 1291 г.


Дворец Умайских халифов в Иерихоне

Мамелюки, оттоманцы и англичане

После изгнания крестоносцев Палестина снова попадает в руки мусульман, однако, сейчас — под тираническую власть Аюбской (1190-1250 гг.) и Мамелюкской (1250-1517 гг.) династий. В 1517 г. турки Оттоманской Империи во главе с Сулейманом Великолепным триумфально вошли в Палестину, после чего она стала частью Оттоманской Империи, вплоть до 1918 г., когда к власти пришли получившие мандат от Лиги Наций англичане, которые правили в Палестине до 1948 г.

Израильтяне и палестинцы

По окончании Второй Мировой войны и с уходом английских войск, сопровождающимся кровавыми конфликтами между арабами и евреями, было создано государство Израиль. Итак, после двухтысячелетней диаспоры, евреи снова смогли вернуться на свою землю и построить своё национальное государство.

Войны 1967 и 1973 гг. расширили государственные границы Израиля до реки Иордан и Голланских Высот в Сирии, углубив, тем самым, ещё больше пропасть между арабами и израильтянами.

Сегодня два народа пытаются найти решение взаимосуществования в создании раздельных границ и правительств.

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса

Израиль - страна, в которую вот уже на протяжении многих десятилетий приезжают миллионы людей, чтобы собственными глазами увидеть города и места, связанные жизненными испытаниями Иисуса и его матери, прикоснуться к святыням и прочувствовать душой, стоя у Стены Плача, свою сопричастность истории, вне зависимости от того, какой ты национальности. Поэтому поездка в Израиль по святым местам - очень популярное туристическое направление.

Иерусалим

Город, который пережил времена подъема и упадка, видел различные культуры и цивилизации и является святыней для многих тысяч людей, исповедующих разные религии, - это Иерусалим. Здесь был совершен искупительный подвиг Христа. Любой тур по святым местам Израиля начинается именно отсюда, с одного из древних городов, колыбели трех религий - христианства, иудаизма и мусульманства.

Стены города в XVI веке построили турки, а камни, из которых они сложены, помнят времена Ирода и крестоносцев. На месте древних городских ворот стоят привлекающие внимание туристов Золотые ворота.

По верованиям евреев, Мессия должен был войти в город через эти ворота. Иисус через них совершил свой вход. Сейчас ворота замурованы мусульманами, чтобы следующий Мессия не смог в них войти. Много преданий связано с этими воротами. Туристам и паломникам экскурсоводы всегда рассказывают интересный факт, что находится на глубине 5 метров. То есть улицы Иерусалима - в подвалах.

Святыни Иерусалима

К святыням иудаизма относится Храмовая гора - Мория, почитаемое иудеями святое место - Стена Плача и пещера в Хевроне. К мусульманским святыням относят мечеть аль-Акса, куда перед вознесением на небо Аллахом был перенесен пророк Муххамад. Для мусульман это третий по духовной значимости город после Мекки и Медины. Христианские святыни, в первую очередь, - это места, связанные с рождением и жизнью Иисуса Христа. В Иерусалиме Христос вел проповеди, в Гефсиманском саду обращался к Отцу, здесь его предали и распяли, сюда на Виа Долороз приезжают со всего мира паломники. Поездка интересна и туристам, которые любят путешествия по историческим местам. Однако, поездка в Израиль по святым местам, по ценам не всегда доступна в период Пасхи и Рождества. Обычно, в этот период стоимость билета на самолет и сервисное обслуживание паломников и туристов становится выше.

Храмовая гора

В Ветхом Завете Библии Храмовая гора упоминается как место, на котором был выстроен Первый Храм. Именно здесь по пророчеству должен свершиться Страшный суд в Судный день. Интересен тот факт, что на эту святыню в равной степени претендуют евреи, христиане и мусульмане. Что только не происходило за 2000 лет на этой вершине Иерусалима! Иудеи и христиане, приезжающие на святые места в Израиль, считают себя причастными к упоминающейся в Библии Храмовой горе.

История происшедших событий за многие сотни лет внесла свои поправки. Сейчас гора обнесена высокими стенами с длиной по периметру порядка 1.5 км, а на площади над старым городом находятся мусульманские святыни - Купол над Скалой и мечеть аль-Акса. Христиане и евреи могут находиться на Храмовой горе, а вот молиться строго запрещено, как и проносить книги и культовые вещи, не относящиеся к мусульманской вере.

Стена Плача

Кто приезжает на экскурсии по святым местам Израиля, непременно приходят к уцелевшей чудом древней стене Второго Храма. Существуют правила, как вести себя у Стены Плача. Так, если стать к Стене лицом, мужчины молятся слева, женщины - справа. Мужчина должен быть обязательно в кипе. По неизвестно кем установленной традиции люди помещают записки между камнями в Стене с различными просьбами к Всевышнему. Пишут их в основном туристы. Когда таких записок собирается довольно много, их собирают и хоронят в отведенном месте у Масленичной горы.

Стена Плача для народа Израиля - не только символ скорби по разрушенным храмам. Где-то в подсознании евреев это скорее молитва, пронесенная через века, молитва изгнанного народа о возвращении из вечной ссылки и просьба к Господу Богу о мире и единстве израильского народа.

Как нашли место распятия Христа

Римляне, разрушившие Иерусалим, поставили свои языческие капища в новом городе. И только во времена святого Константина, когда прекратились гонения на христиан, в IV веке, встал вопрос поиска места захоронения Иисуса. Теперь начали уничтожать языческие капища и храмы, введенные Адрианом в 135 году, - такова история. Через множество военных экспедиций, называемых крестовыми походами, проходило освобождение святыни от неверных. И спустя некоторое время царицей Еленой было найдено место, где был распят Спаситель. По велению царицы было начато на этом месте возведение храма. В 335 году храм был освящен. Историки говорят о его красоте и величии. Но не прошло и 300 лет, как он пострадал от персов. В 1009 году его до основания разрушили мусульмане, и только в 1042 году он был восстановлен, но не в прежней красе.

Храм Вознесения Христова

Самым главным и посещаемым среди святых мест христианства Израиля всегда был храм Вознесения Христова, или храм Гроба Господня. Паломники, прибывающие в Иерусалим, в первую очередь приходят на поклон камню, на котором был помазан Иисус, в храм Гроба Господня. Место, где построен и действует сейчас храм, в начале первого века было вне стен Иерусалима, вдалеке от жилищ. Возле холма, где была совершена казнь Иисуса, находилась пещера, в ней и был захоронен Иисус. По своим обычаям иудеи хоронили умерших в пещерах, в которых было несколько залов с нишами для покойных и камень для помазания, на котором подготавливалось тело к погребению. Его умащали маслами и заворачивали в плащаницу. Вход в пещеру прикрывал камень.

Храм со множеством залов и переходов, включающий в себя Гроб Господень и Голгофу, находится в конце той дороги, по которой Иисус шел на Голгофу. Традиционно в Страстную Пятницу, перед православной Пасхой, по этому пути шествует Крестный ход. Процессия движется по Старому городу, по улице Via Dolorosa, что означает по-латыни «Путь Скорби», и завершается в храме Гроба Господня. Туристы, приехавшие совершить паломничество по святым местам в Израиле, принимают участие в этом ходе и богослужении.

Шесть христианских конфессий, армянская, греко-православная, католическая, коптская, эфиопская и сирийская, имеют право проводить в храме богослужения. Каждая конфессия имеет свою часть комплекса и время, отведенное для молитв.

Гефсиманский сад

Уникальная достопримечательность Иерусалима, которую нужно обязательно увидеть, посещая святые места Израиля - это сад, находящийся у подножья Масличной горы. По утверждению Евангелие, здесь перед распятием молился Иисус Христос. В этом саду растут восемь вековых олив, которые, как предполагают, могли быть свидетелями этой молитвы. Современные методы исследования позволили на основании выяснить реальный возраст растущих в саду олив.

Оказалось, что возраст их очень почтенный - девять столетий. Исследователи сделали вывод, что все эти деревья родственны между собой, так как имеют одно родительское дерево, рядом с которым, возможно, проходил сам Иисус. История сохранила факт, что при захвате Иерусалима римлянами были полностью вырублены все деревья сада. Но оливы имеют стойкую живучесть и из сильных корней могли дать хорошие побеги. Что дает тоже уверенность в том, что нынешние деревья сада - это прямые наследники тех самых, которые видел Иисус.

Место рождения Богородицы

В посещение святых мест в Израиле входит поход к месту рождения матери Иисуса Христа. Недалеко от Овечьих ворот, почти на выезде из города, было жилище родителей Марии, Иоакима и Анны. В настоящее время на этом месте находится греческий храм. Над входными дверями храма надпись: «The Birth Place of Virgin Mary», что в переводе - «Место Рождества Божией Матери». Чтобы попасть в помещение дома, нужно спуститься в подвал, так как нынешний Иерусалим, как говорил экскурсовод, выше прежнего примерно на 5 метров.

Вифлием и Назарет

Паломники, посещающие христианские святые места Израиля, приезжают в Вифлеем, чтобы сходить в церковь Рождества Христова, возведенную на месте, где предположительно родился Иисус.

Храму более 16 веков. Верующие приходят в храм, чтобы прикоснуться к звезде, установленной в месте, где стояли ясли; посещают пещеру Иосифа и пещеру с захоронением младенцев, убитых по приказу Ирода.

Следующее место паломничества - город, где Иисус провел детство и юность. Это Назарет. Здесь, в Назарете, Ангел принес Благую Весть будущей матери Христа Марии. Паломники и туристы, посещая святые места, всегда заходят в него и еще в 2 церкви: Святого Иосифа и За последнее десятилетие Старая часть Назарета была обновлена и восстановлена архитектурная красота узких улочек.

Другие святые места Израиля

Обычная программа для туристов, посещающих святые места Израиля, очень насыщенная. Только в одном Иерусалиме можно находиться неделями и каждый день открывать для себя что-то новое. Чтобы как-то сжать сроки и уложиться в отведенное время на тур, агентства организуют входящие в тур не имеющие цены поездки по святым местам Израиля в автобусах в сопровождении гида-переводчика. Конечно, делаются остановки, есть возможность сделать снимки на память. Из окна автобуса можно увидеть Гору Блаженства, где Иисус Христос произнес известную Нагорную проповедь; проехать через Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Можно сделать остановку в городе Иерихоне, которому, по оценкам экспертов, более 6 тысяч лет.

Недалеко от города - Гора искушений и Сорокодневный монастырь, где постился 40 дней после крещения Иисус. Следующая остановка - у у места крещения Иисуса Иоаном Крестителем. И табличка, что купаться здесь запрещено, не останавливает группу туристов.

Время, отведенное на туристическую поездку, проходит быстро. Впечатления, фотографии и какие-то сувениры будут долго напоминать о днях, проведенных в святых местах. И, конечно же, рекомендации своим друзьям и близким: «Обязательно поедьте в Израиль». Мест, которые хотелось бы увидеть на Земле Обетованной, много, поэтому и едут сюда постоянно паломники и туристы, чтобы еще раз прикоснуться к святым местам.