Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Танталовы муки где используется. "Танталовы муки"

Танталовы муки где используется. "Танталовы муки"

Тантал - персонаж мифологический. Никаких исторических свидетельств, которые бы подтверждали, что такой человек некогда жил, или у этого героя был реальный прототип, не существует. Тем не менее, античные авторы привязали миф к конкретным географическим координатам: Тантал был царем одного из государств малой Азии. Сегодня места, где оно располагалось, относятся к Турции.

Жил Тантал в те чудесные времена, когда боги не гнушались спускаться с Олимпа, а земных людей могли пригласить в свою обитель на посиделки. К завсегдатаям царства божьего относился и Тантал. Он был дружен с Зевсом и часто бывал у него в гостях. Царю знания о замыслах небожителей помогали разумно выстраивать политику и добиться процветания государства.

Дружеские посиделки с богами заставили Тантала возгордиться. Относительно того, чем именно он прогневал олимпийцев, существуют разные версии:

  • Монарх после пирушек на небесах любил рассказывать байки об увиденном и услышанном там своим земным товарищам.
  • Пристрастившись к лакомствам богов, гость выкрал амброзию и нектар, чтобы поставить на праздничный стол дома.
  • Зазнавшийся царь не поделил с Зевсом сторожевую собаку. Она предназначалась для храма, а Тантал и его смертные товарищи украли пса, а потом клялись богам, что не видели животное.
  • Желая обмануть богов, пригласил их на пир и приказал в качестве праздничной трапезы убить и приготовить своего сына. На вопрос Тантала о том, что это за лакомство, олимпийцы в один голос заявили, что перед ними человечина, есть они не станут, а детоубийца будет низвергнут в преисподнюю. Данная версия повторяет миф о Сизифе.

В наказание за гордыню боги отправили Тантала в преисподнюю, где Аид придумал для него оригинальное наказание. Чревоугодника и любителя хмельного поместили в озеро, около которого росли деревья. Когда Тантал захотел напиться воды, он склонил голову и вода отступила от его лица. Пытаясь утолить голод, он протянул руку к ветку дерева, но плоды и листья поднялись на большую высоту. Это и была уготовленная ему мука.

Смысл фразеологизма

Из древнегреческих мифов образ Тантала дошел до наших дней. Люди забыли, за что был наказан царь, но их впечатляло положение человека, который не может удовлетворить свои элементарные потребности. При этом то, что может прекратить страдания монарха, находится на расстоянии вытянутой руки, но недоступно, как будто находится на другой планете.

Танталовыми муками называют страдания от невозможности достичь цели. Это перманентное состояние. При этом желаемое должно находиться рядом и путь к нему должен казаться простым. Человек пытается следовать этим самым простым путем, но зримый успех недостижим, а цель, как будто дразня, отдаляется.

Предложения с фразеологизмом:

  • Будучи не в силах вытащить из стеклянной бутылки фантик, кошка испытывала танталовы муки.
  • Начинающий музыкант терпел танталовы муки от отсутствия приглашений на концерты.
  • и в рифму:

Толстяк на диете, в витрине кус сала -

Танталовы муки February 20th, 2016

Многие слышали выражение «танталовы муки». Оно не так популярно например, как и, но все же. Однако не все сразу ответят в чем суть и из какой легенды взялся этот фразеологизм.

Узнаем это, обратившись к древнегреческой легенде.

У верховного бога Зевса было много детей, но Тантал был самым любимым. С самого раннего детства отец по каждому пустяку хвалил мальчика, говорил ему, что он самый умный, красивый и достойный. Другие боги тоже очень любили и баловали его. Поэтому Тантал вырос очень гордым, амбициозным и честолюбивым. Отец одарил его богатствами и послал жить на Землю. Стал Тантал царем города Лидии, жители которого любили его и ни в чем не нуждались. Более того, в любое время он мог подняться на Олимп, принять участие в любом пире богов и слушать любые беседы небожителей. Понятно, что Тантал знал много тайн богов.

В один прекрасный момент Танталу показалось этого мало, он захотел большего: чтобы все люди знали, какой он могущественный и приближенный к богам. С этого момента он забыл о чести и совести, о том что боги считали его своим другом, и предал их.

Тантал стал рассказывать людям о тайных решениях, которые принимал Зевс. С присущим ему эгоизмом он даже не осознавал, что предает своего любящего отца.

Спускаясь на Землю с пирушек богов, он стал подворовывать со столов пищу богов — нектар и амброзию — и раздавать их людям. При этом хвастаясь, вот, мол, что мы едим с богами!

До последних стали доходить слухи о недостойном поведении Тантала, но Зевс не хотел верить в измену сына и прощал его.

Возможно, все бы забылось, если бы Тантал остановился. Но он продолжал делать новые гадости.

У Зевса была золотая собака, которую он очень любил, ведь она была с ним рядом с самого детства. Когда Зевс вырос и стал верховным богом, он поставил любимицу у входа в свой храм. Однажды эту золотую собаку украл нечистый на руку царь Эфеса Пандарей. Он побоялся оставить ее у себя и попросил Тантала спрятать собаку. Тот сразу же узнал ее, но все равно взял, радуясь, что предоставился шанс обмануть богов. Зевс, будучи всеведущим, узнал правду и послал к Танталу Гермеса за золотой собакой. Но тот сказал, что никакой собаки у него нет, и поклялся в этом! И даже клятвопреступление не открыло глаза Зевсу — он снова простил Тантала.

Дальше было еще хуже.Тантал решил проверить небожителей, обладают ли они ясновидением. Он пригласил их к себе на пир, убив перед этим своего маленького сына Пелопа. Тантал разрубил его на куски и предложил отведать это яство богам. Но те раскусили замысел злого Тантала и отказались. Только сестра Зевса Деметра, у которой только что пропала дочь, не осознавала, где находится и что делает. Она взяла кусочек мяса и откусила — это было плечико мальчика. Боги были в ужасе от происходящего, чаша терпения переполнилась, и они решили наказать Тантала. Сперва они решили воскресить ребенка. Собрав со столов все куски мяса, боги бросили их в котел с кипящей водой. В этот момент другой сын Зевса Гермес, владевший магией, воскресил мальчика. Тот стал еще красивей, чем прежде, вот только правое плечо было откушено Деметрой. Его Гермес сделал из слоновой кости.

Это был последний случай, после которого несчастный отец наконец-то окончательно понял, в какое чудовище превратился его драгоценный сын. И он уготовал ему страшную кару. Тантала опустили в подземное царство Аида и поставили в воду, доходящую до горла. Вода была свежая, прохладная и чистая, но несчастный не мог утолить жажду. Как только он наклонялся, чтобы испить воды, она тотчас же исчезала — и вокруг была только сухая, потрескавшаяся земля. Так же дело обстояло и с едой. Кругом росли разнообразные фруктовые деревья со спелыми, крупными плодами. Свои ветки они склоняли прямо к лицу Тантала, но как только тот протягивал руки в надежде сорвать что-нибудь и пытался откусить кусочек, ветви отодвигались.

Но и этого прозревшему Зевсу показалось малой платой за грехи, совершенные Танталом. Он воздвиг огромную скалу, один край которой нависал над стоящим по горло в воде беднягой. Так что, ко всему прочему еще добавился безумный страх быть раздавленным обломившейся каменной глыбой.

Вот такая легенда. В наши дни значение фразеологизма «танталовы муки» таково: оно применяется тогда, когда говорят о тяжких мучениях из-за близости желанной цели, которую невозможно достичь.

А давайте мы еще вспомним про и чем знаменит остров Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=89033

Posts from This Journal by “Традиции” Tag


Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Сын Зевса, герой Тантал, был баснословно богат. Он жил в городе Лидии у подножия горы Сипила и считался любимцем всех богов-олимпийцев. Его, единственного земного, боги приглашали на Олимп на свои советы, на участие в своих пирах. Тантал слушал их рассказы, знал многие их тайны. Но он был чрезмерно честолюбив, горд, его распирало желание рассказать людям, какой он великий, равный богам, пирует вместе с ними, знает их тайны. Он так возгордился, что стал рассказывать людям тайны богов Олимпа. Это была неслыханная дерзость.

Тантал мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости. У него имелось все, о чем мог мечтать земной человек. И даже боги были его друзьями. Только не понял он одного, что нельзя разменивать доверие и дружбу на удовлетворение эгоистических желаний.

Тантал часто бывал на Олимпе, сидел за одним столом с богами. Домой он возвращался в хорошем настроении. Но однажды он захватил с собой пищу богов - амврозию и нектар. Возможно, никто не обратил бы на это внимание, но Тантал, обуреваемый жаждой похвастать, стал угощать земных людей пищей богов!

Боги узнали о проступке их любимца. Возможно, Зевс простил бы ему совершенное злодеяние, так как очень любил своего сына, но Тантал на этом не остановился. Как-то он получил на сохранение золотую собаку, которая принадлежала его отцу Зевсу. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и кормившую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Эту собаку похитил царь Эфеса Пандарей, тайком вывез и предложил Танталу спрятать у него. Тантал взял золотую собаку, хотя знал, чья она.

Зевсу тотчас донесли об этой истории. Он страшно рассердился и отослал к своему сыну Гермеса с требованием вернуть золотую собаку. Тантал заявил, что нет у него никакой собаки, и поклялся, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было очередное оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и после этого не наказал его громовержец.

Дальше хуже. Задумал Тантал проверить способность богов распознавать суть вещей. Он пригласил их к себе на пир, а в качестве угощения приготовил человеческое мясо. Для этого он убил своего сына красавца Пелопса. Но боги не дотронулись до блюд, они сразу постигли злой умысел Тантала. Одна богиня Деметра, удрученная скорбью о пропаже своей дочери Персефоны, ничего не заметила и съела кусок мяса, которое было плечом юного Пелопса.

Боги решили показать злодею Танталу, что разгадали его обман. Они велели собрать все блюда с телом Пелопса, бросить их в котел и поставить его на огонь. Когда вода закипела, Гермес своими чарами оживил мальчика. Пелопс предстал перед богами прекрасным, как и прежде, но без одного плеча. Тогда Гефест изготовил для него плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Это преступление Танталй переполнило чашу терпения великого царя богов и людей Зевса. Он низверг его в подземное царство Аида. Там Тантал попал в озеро, вода в котором доходила ему до подбородка. Над его головой свисали прекрасные яблоки, финики и виноград. Тантал мучился жаждой, но едва он опускал голову, чтобы напиться, как вода тотчас исчезала, и он оказывался стоящим на сухой земле. Когда он вытягивал руки кверху, чтобы сорвать плоды, налетавший ветер поднимал ветви, и он не мог до них дотянуться. Но и этого мучения показалось Зевсу мало, он воздвиг над Танталом утес, который мог в любой момент обрушиться и раздавить его.

Так боги заставили Тантала вечно мучиться от жажды, голода и страха.

Устойчивое фразеологическое выражение «танталовы муки» пришло к нам из древнегреческой мифологии. Тантал был правителем Фригийского царства (по одной из версий - Лидийского) . Царь был неприлично богат: его амбары ломились от зерна, по полям гуляли огромные стада, хранилища были полны золота и серебра. Он являлся сыном греческого бога Зевса, поэтому был приближен к пантеону божеств, живших на священной горе Олимп.

Немногим из греческих героев было дозволено быть рядом с правителями Олимпа, участвовать в их трапезах, быть посвящёнными в секреты божественного промысла. Народ, которым правил царь-бог, был сыт, доволен и любил своего правителя.

История возникновения

В «Одиссее» Гомера описывается такой вариант развития судьбы Тантала. Он имел дружеские отношения с богами Олимпа и слыл их любимчиком. Они часто приглашали его на пиры и советы. Тантал безмерно гордился тем, что он приближен к богам. В какой-то момент фривольность царя взяла верх над его положением среди богов, и он посмел дерзить им, считая, что имеет на это права, данные ему при рождении. Этакий наместник всевышнего на Земле.

Обиженный Зевс долго не мог придумать как поступить с царем Фригии. Гордыня была одним из страшных грехов у греков. В наказание он решил отправить грешника в ад. У древних греков ад назывался словом «Тартар». Отсюда прослеживаются корни другого русского фразеологизма - «полететь в Тартарары». Немного искаженно, но тем не менее речь идёт о спуске в подземное царство, где правит повелитель загробной жизни - Аид.

Наказания богов всегда отличались некой изощренностью. Просто так отправить Тантала в ад Зевс конечно же не мог. За его гордыню он придумал хитроумное наказание - Тантал стоял по шею в воде. Над его головой висели спелые фрукты. Он очень мучился от голода и нестерпимой жажды. Когда он пытался напиться и открывал рот, вода понижала уровень ниже подбородка. Сколько он не пытался, не мог сделать ни единого глотка. Если Тантал тянулся к плодам, ветви деревьев поднимались вверх, и он не мог их сорвать .

Описанная мучительная ситуация, когда желания не стыкуются с возможностями, хотя они предельно близко, собственно и называют «танталовыми муками». Значение фразеологизма прочно укоренилось в русском языке и часто используется для характеристики невозможности достигнуть легко достижимого. Эта ситуация часто обыгрывается в современных художественных экранизациях.

Другие версии мифа

Мораль

Мифов о Тантале гораздо больше, чем описано в статье. Все они построены примерно одинаково: есть преступление, и затем наказание. Наказание статично - Тартар и вечные муки в виде голода и жажды, а вот само преступление варьируется. Мораль всех этих историй такова:

  • не переступай черту дозволенного и не получишь наказания;
  • скромность и добродетель должны быть верными друзьями даже такому богорожденному правителю. Гордыня - страшный грех, ведущий к саморазрушению.

В славянском эквиваленте существует другое устойчивое выражение с этим же смыслом - «близко локоть, но не укусить»

Древнегреческая мифология необычайно интересна и поучительна. Пантеон богов, которым поклонялись древние греки, богат персонажами. Легенды хранят сведения о взаимоотношении бессмертных и людей, показывают, как награждались и карались те, кто привлекал к себе внимание добрыми или ужасающими поступками. Дети богов и богинь вели земное существование, многие из них стали героями многочисленных легенд.

Интересно, что до наших дней дошли некоторые выражения – идиомы, которые связаны с тем или иным мифом. Хорошо известны фразы «ахиллесова пята» (уязвимая точка), «сизифов труд» (бесполезное занятие) или «танталовы муки» (нестерпимые мучения). Но далеко не все знают сами первоисточники и не всегда понимают, что у каждой идиомы есть своя история. Миф про Тантала поучителен. Он помогает разобраться в природе неблаговидных человеческих поступков, которые приводят в итоге к жесткому, но справедливому наказанию.

Легенда о Тантале

Существует несколько мифов про танталовы муки, краткое изложение наиболее распространенной версии поможет понять, за что любимец богов был наказан.

Сын Зевса

Согласно легенде, Тантал был сыном верховного божества Олимпа, Зевса-Громовержца и земной женщины по имени Плуто. Отец хорошо позаботился о своем отпрыске: сделал его верховным правителем богатейшей территории у горы Сипила (Лидия). Одноименным городом правил Тантал, ему было дано все, что только может пожелать человек. Изобильные земли обеспечивали едой, на пастбищах паслись ценные тонкорунные овцы и круторогие быки, табуны быстрых скакунов резвились на огромных лугах. Недра Сипила изобиловали драгоценностями, а золото можно было черпать горстями прямо из русла реки, Пактола протекала по владениям и была золотоносной.

Но земное богатство – не единственное, чем был одарен сын Зевса. Сами небожители принимали смертного за равного. Спускались в его шикарный, инкрустированный золотом дворец, и пировали там. А иной раз царю предоставляли возможность побывать на божественном Олимпе, там он не только пировал, но и присутствовал на важных совещаниях, где решались судьбы человеческие.

Такой жизни можно только завидовать. Танталу были оказаны великие почести, всего у него было в избытке, жизнь могла бы стать бесконечным праздником и источником удовольствий. Но гордец, избалованный божественным вниманием и покровительством, возомнил себя равным божествам. Ему мало было внимания свыше, он еще решил насладиться своим превосходством над смертными. Стал с Олимпа воровать нектар и амброзию, угощать друзей своих, разбалтывать секреты, услышанные на совещаниях, хвастать своими связями с небожителями.

Недоволен был Зевс таким поведением, гневался, но прощал сына любимого. Чтобы еще больше показать свою любовь, предложил однажды исполнить любое желание. Поразил отца глупый и горделивый ответ отпрыска, отказался он от милостей предложенных, да еще с обидными словами. Так и ответил: «Не нуждаюсь в твоих милостях, без того счастлив, и богат безмерно. Жребий, выпавший на мою долю, лучше и прекраснее тех, что выпали на долю бессмертных богов». Оскорбился Зевс, обиделся, но нашел в себе силы простить глупого сына, проявил в очередной раз свою отцовскую любовь.

Только не на пользу пошло такое всепрощение. Совсем царь Сипила забылся. Начал проявлять он неуважение и к другим жителям Олимпа, оскорблять и обманывать их. Следующий проступок был беспрецедентным. Он спрятал у себя Золотую собаку, охранявшую храм Зевса на острове Крит. Собака охраняла когда-то священную козу Амалфею, вскормившую самого Зевса, да и сам Громовержец в младенчестве находился под защитой Золотой собаки.

По одной из версий ее выкрал сам Тантал, по другой – просто спрятал у себя, а похитителем был Пандарей, царь Эфеса.

Зевс-Громовержец моментально узнал, где спрятана Золотая собака и послал к сыну Гермеса с требованием вернуть Золотую собаку хозяину. Но слова посланца не вразумили гордеца. Он ответил, что боги ошибаются, нет у него собаки. И поклялся в этом страшной клятвой. Еще раз простил обиду Громовержец и оставил дерзкое поведение без наказания.

Последнее преступление против небожителей

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало ужасающее преступление царя Сипила. Решил он доказать, что боги не всевидящие, и выбрал для этого ужасный способ. Пригласил на пир всех небожителей и в качестве угощения преподнес блюдо из мяса. Ужас заключался в том, что для его приготовления блюда он зарезал собственного сына Пелопса. Отказались жители Олимпа от такого угощения, поняли, что за мясо перед ними. Только Деметра, ничего не замечавшая вокруг из-за пропажи дочери своей Персефоны, машинально съела кусок лопатки.

Такой жестокий поступок и оскорбление не смогли стерпеть жители Олимпа. Пелопса тут же оживили, а на место лопатки, съеденной Деметрой, поставили новую, которую из слоновой кости тут же изготовил Гефест. Преступника тут же отправили в царство Аида, где поставили его в реке, по горло в воде, без возможности сдвинуться с места.

Таково краткое содержание мифа. В чем же заключалось наказание и почему появилось выражение «танталовы муки»? Дело в том, что вода доходит до подбородка низверженного царя. Хочет пить он, но стоит только наклониться, как вода исчезает полностью, на ее месте остается только сухая земля. А над самой головой гордеца весят фрукты. Но достать их тоже невозможно: потянется к ветке за плодом, а ее ветром относит в сторону. Так и стоит наказанный на одном месте, рядом еда и вода, но достать он не может ни того, ни другого. И мучают его вечный голод и жажда. А над ним нависает огромная скала, готовая в любой момент обрушиться на голову. И страх постоянно сжимает сердце, ведь каждое мгновение может стать последним.

Чему учит миф о Тантале

После краткого изложения древнегреческой мифологии о Тантале становится понятно, что гордость, глупость и неблагодарность рано или поздно доведет до беды. Все было у царя Сипила: благосклонность Зевса-Громовежца, самого верховного правителя Олимпа. Все бессмертные принимали смертного как равного. На земле богатства были несметные власть, благополучие. Но не ценил всего этого гордец, решил пойти против воли богов, доказать, что они не всевидящие, усомнился в могуществе. И был наказан, обречен на вечные муки.