Меню
Бесплатно
Главная  /  Гипсокартон  /  Тягодутьевые машины, дымососы д. Большая энциклопедия нефти и газа

Тягодутьевые машины, дымососы д. Большая энциклопедия нефти и газа


Определить направление вращения улитки вентилятора очень просто. Нужно посмотреть на вентилятор со стороны всасывающего отверстия (как показано на рисунке и на фотографии). Если рабочее колесо вращается по часовой стрелке и, соответственно, корпус "улитки" закручен тоже по часовой стрелке- то направление вращения правое. Если против часовой стрелки - левое. Угол поворота тоже определить нетрудно - за начало отсчета взято положение выходного отверстия вертикально вверх, это ноль градусов. Далее, по часовой стрелке для правых и против часовой стрелки для левых, с кратностью в сорок пять градусов отсчитываются углы разворота улитки. Следует знать, что такое определение вращения характерно для общепромышленных вентиляторов. Например, для дымососов и тягодутьевых вентиляторов все наоборот! Необходимо быть очень внимательными при определении направления вращения. Если Вы сомневаетесь в точном определении направления вращения Вашего вентилятора - проконсультируйтесь у наших менеджеров!
Направление вращения рабочего колеса обусловливает "закрученность" корпуса улитки вентилятора, оно бывает правым или левым. Какое направление считается правым, а какое - левым, показано ниже на рисунке.


Направление вращения вентилятора очень важно выбрать правильно, так как в систему вентиляции монтируют вентилятор определенного направления вращения и угла разворота. Для небольших агрегатов направление вращения может быть неважным, угол поворота улитки выставляется при монтаже вентилятора в систему вентиляции. Чем больше вентилятор, тем большее значение приобретает направление вращения и угол разворота улитки, так как улитка большого вентилятора состоит из двух и более частей, монтаж и демонтаж улитки с неправильным углом разворота будет затруднителен, а в некоторых системах вентиляции - невозможен. Улитка большого агрегата состоит из нескольких частей не только для удобства транспортировки, но и для удобства обслуживания. Улитка расстыковывается таким образом, чтобы при монтаже/демонтаже машины можно было сначала установить на фундамент часть корпуса, потом установить рабочее колесо, а потом поставить вторую часть улитки. Таким образом, чтобы заменить рабочее колесо тоже не требуется полный демонтаж, достаточно снять лишь одну часть корпуса улитки.

Смотрите также .

Дымосос для котла - оборудование, необходимое для эффективной работы отопительной системы, которое иначе называют «тяговыми вентиляторами». В инженерных сетях промышленного типа на теплосиловых установках монтируют крупногабаритные агрегаты аналогичного действия: дутьевые и тяговые, обеспечивающие стабильность процесса сгорания топлива.

Назначение дымососа

Дымосос для твердотопливного котла - аппарат бытового и промышленного назначения. Он обеспечивает постоянство тяги и позволяет контролировать процесс сжигания топлива. Монтаж дымососа для печи необходим по нескольким причинам:

  • благодаря качественной тяге, дым из топки не проникает в помещение котельной через щели, а также при открывании дверцы;
  • возможность монтажа системы отопления в условиях отсутствия тяги;
  • реализация контроля за количеством сжигаемого и интенсивностью горения топлива посредством регулирования тяги.

Существует такая разновидность оборудования, как дымососы-пылеуловители и пожарные. Первые выполняют функцию очистки выходящих дымовых газов. Вторые обеспечивают очищение воздуха от продуктов горения во время пожаров и имеют функцию подачи свежего воздуха (не все модели).

Есть аппараты для отвода аэрозолей, мелких порошкообразных взвесей, газов. Самые мощные агрегаты способны обеспечить очистку воздуха в течение нескольких секунд. Такие машины оснащены системой фильтров, абсорбирующих продукты горения и другие попадающие в них вещества. Пожарные дымососы могут быть малогабаритными и крупногабаритными (прицепными).

Виды дымососов

Различают несколько видов дымососов, каждый из которых имеет свою маркировку.


Маркировка дымососов состоит не только из буквенных обозначений, есть и цифровые. Вторые указывают на диаметр колеса аппарата или вентилятора. Возможны три варианта конструктивного устройства дымососов:


Дымосос для камина - малогабаритный аппарат с односторонней тягой, который размещают в трубе дымохода. В местах установки прибора все зазоры заполняют термостойким герметиком. Для обеспечения эффективного отвода дыма в атмосферу и стабильного притока воздуха в камин или печь рекомендовано такое оборудование, как центробежный дымосос.
Популярные модели дымососов для котлов:


Устройство

Дымосос - несложное в конструктивном отношении устройство. Он состоит из нескольких узлов, каждый из которых имеет своё назначение.


Корпус выполнен в виде «улитки», что обеспечивает требуемое завихрение поступающего в агрегат воздуха. Изготовлен из жаропрочной стали, покрыт тепловой изоляцией.

Направляющий аппарат дымососа расположен на всасывающем патрубке, позволяет осуществлять регулирование напора воздуха с помощью поворотного механизма, объединяющего лопатки вентилятора. Каждая лопатка изогнута, что позволяет обеспечивать вращение потока воздуха в том же направлении, в котором крутится ротор. С помощью поворотного механизма можно перекрывать просвет патрубка в той или иной степени.

Рабочее колесо дымососа - узел, на котором расположены лопатки вентилятора. Они присоединяются к нему с помощью сварки или заклёпок. В центральной части колеса при его вращении создаётся разреженная атмосфера. По этой причине сюда втягивается поступающий воздух. Аналогичным образом работают такие малогабаритные аппараты, как дымососы для каминов.

Стыковочный узел колеса может быть расположен на валу двигателя или промежуточном валу, в зависимости от конструкции агрегата. Если это пылеулавливающее оборудование, в устройство включены специальные фильтры с абсорбентами. Таким образом оснащены все агрегаты пожарного типа. В конструкцию аппаратов для котельных могут быть включены золоулавливатели. Устройство дымососа определяет его предназначение.

На рабочем колесе могут быть расположены отверстия, необходимые для фиксации лопастей в заданном положении. Балансировка может осуществляться вручную или электрическим исполнительным механизмом. Различить направление вращения лопастей вентилятора можно, если смотреть на агрегат со стороны его электродвигателя. Осевой направляющий аппарат дымососа обеспечивает поворот лопастей, независимо от их количества и направления уклона, под углом от 0 до 90°.

Дутьевой вентилятор и дымосос имеют похожую конструкцию, но различаются назначением. Устройства первого типа обеспечивают нагнетание воздуха в топку котлов. Вторые предназначены для отвода продуктов сгорания топлива и вывода их в атмосферу за пределами котельной.

Вентиляторы и дымососы котельных установок имеют одинаковый принцип работы, могут быть лево- и правосторонними, с прямой и обратной тягой. Эти машины рассчитаны на долговременную бесперебойную работу в диапазоне температур от 0 °C до +250 °C. Дымососы маркируются как «Д» и «ДН», вентиляторы - как «ВДН». Последние выпускаются с посадкой рабочего колеса на вал электродвигателя.

Ремонт дымососов и вентиляторов осуществляется лицами, прошедшими соответствующую аттестацию и инструктаж по технике безопасности эксплуатации электроприборов.

Преимущества топок с дутьевыми вентиляторами

Конструкция современного дутьевого вентилятора для дровяных и иного типа котлов может включать золоуловители. Это оборудование бывает нескольких видов:

Наиболее эффективны последние. Работа циклонов основана на действии центробежных сил. Продукты горения топлива действием тяги отводятся таким образом, что происходит их завихрение с выпадением крупных частиц в специальный бункер. Схема циклонов может быть разной, но принцип работы остаётся тем же.

Дымососы для бытовых твердотопливных котлов обеспечивают стабильную подачу воздуха в топку. Поэтому отопительное оборудование может бесперебойно работать и при неблагоприятных условиях для горения топлива. Это может быть повышенная влажность пиломатериалов или отсутствие достаточного количества кислорода для поддержания процессов горения.

Для обеспечения контроля за работой котла осуществляют монтаж регулятора тяги. Это устройство может не входить в комплектацию агрегата, и его нужно будет докупать отдельно. Терморегулятор для котла бывает трёх типов:


В конструкцию любого из них включены блоки управления и настройки, термочувствительные элементы. Работает регулятор за счёт считывания физических характеристик датчика (термочувствительного элемента). Они (физические свойства) изменяются при нагреве, что обнаруживает блок управления и передаёт сигнал тому узлу, который включён в конструкцию, в зависимости от её типа:

  • электромагнитному реле;
  • электронному устройству;
  • механическому клапану.

Дымососы для котлов, оснащённые терморегуляторами, являются более удобными в эксплуатации аппаратами. Они позволяют автоматизировать процесс контроля за сгоранием топлива в топке. Машину без термодатчика всегда можно оснастить им, купив и установив дополнительное оборудование.


По направлению вращения колеса они делятся на вентиляторы правого вращения - с вращением колеса по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода) и вентиляторы левого вращения - с вращением колеса против часовой стрелки.  


По направлению вращения колеса вентиляторы делятся на вентиляторы правого вращения, или правые (колесо вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода) и вентиляторы левого вращения, или левые.  


По направлению вращения колеса вентиляторы делят на вентиляторы правого вращения, или правые (колесо вращается но часовой стрелке, если смотреть со стороны привода), и вентиляторы левого вращения, или левые.  

По направлению вращения колеса центробежные вентиляторы делятся на вентиляторы правого вращения - (правые), у которых колесо вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода, и на вентиляторы левого вращения - с колесом, вращающимся против часовой стрелки.  

Осевыми вентиляторами правого вращения называются такие, которые при вращении по часовой стрелке подают воздух на наблюдателя. Если воздух идет на наблюдателя при вращении вентилятора против часовой стрелки - вентилятор левого вращения. При правильном вращении осевых вентиляторов их лопасти должны двигаться тупыми кромками и плоскими или вогнутыми сторонами вперед. Реверсивные вентиляторы дают одинаковую подачу воздуха при вращении в обе стороны; их лопасти имеют симметричную форму.  

В зависимости от направления вращения рабочего колеса вентиляторы бывают правого и левого вращения. Если смотреть со стороны всасывания, у вентилятора правого вращения рабочее колесо вращается по часовой стрелке, у вентилятора левого вращения - против часовой стрелки. При совпадении частоты вращения вентилятора с частотой вращения электродвигателя эти механизмы соединяют, насаживая крыльчатку на ось электродвигателя. При несовпадении частоты вращения вентилятора и электродвигателя их соединяют с помощью клиноременной передачи (реже плоскоременной), для чего на валы вентилятора и электродвигателя насаживают плоские шкивы или шкивы с канавками клиновидной формы.  

Венгилятор, у которого рабочее колесо вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны всасывания воздуха, называется вентилятором правого вращения. Вентилятор, у которого рабочее колесо вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны всасывания воздуха, относится к вентиляторам левого вращения.  

Центробежные вентиляторы изготовляют правого и левого вращения. Если смотреть на вентилятор со стороны привода, в вентиляторах правого вращения рабочее колесо вращается по часовой стрелке, в вентиляторах левого вращения - против часовой стрелки. Выбор вентилятора правого или левого вращения определяется проектом в зависимости от планировки помещения, в котором он будет установлен.  

Центробежные вентиляторы могут быть правого и левого вращения. У вентиляторов правого вращения колеса вращаются по часовой стрелке, если смотреть на вентилятор со стороны шкива или электродвигателя, у вентиляторов левого вращения колесо вращается против часовой стрелки.  

Рис.6. Схемы расположения кожухов радиальных вентиляторов: а  левого вращения (Л), 6  правого вращения (ПР)

По направлению вращения рабочего колеса различают вентиляторы правого и левого вращения:

    вентилятор правого вращения: вентилятор, рабочее колесо которого вращается по часовой стрелке - вид со стороны всасывания.

    вентилятор левого вращения: Вентилятор, рабочее колесо которого вращается против часовой стрелки - вид со стороны всасывания.

У вентиляторов двухстороннего всасывания направление вращения определяется со стороны, противоположной приводу.

Вентиляторы радиальные выпускаются по 1 конструктивному исполнению (рабочее колесо на валу электродвигателя), по 3 конструктивному исполнению (рабочее колесо на валу подшипникового узла, связанном с электродвигателем втулочно-пальцевой муфтой), 5 конструктивному исполнению (рабочее колесо на валу подшипникового узла, связанном с электродвигателем клиноременной передачей, позволяющей изменять обороты рабочего колеса шкивами).

Осевые вентиляторы

Осевой вентилятор представляет собой колесо из лопастей (крыльчатку), прикрепленных к втулке под некоторым углом к плоскости вращения. Это колесо установлено в цилиндрическом кожухе (рис.7). При вращении лопастей они захватывают воздух и перемещают его в осевом направлении. При этом в радиальном направлении воздух почти не перемещается. Чаще всего лопасти осевого вентилятора непосредственно насаживаются на ось электродвигателя.

Рис.7. Схемы осевого вентилятора: 1 – лопасть рабочего колеса; 2 – корпус; 3 – электродвигатель; 4 - основание

Преимущества:

    большой КПД по сравнению с другими типами

    легко регулировать расход воздуха (поворотом лопастей)

    компактные размеры

При равных частотах вращения и диаметрах колес, осевые вентиляторы создают в 2-3 раза меньшее давление, но имеют большую производительность, чем радиальные вентиляторы, поэтому в вентиляционных системах они используются в основном для перемещения больших объемов воздуха – на вытяжке, для создания противодымного подпора и т. д.

Тангенциальные вентиляторы

Тангенциальный вентилятор - тип вентиляторов, в котором перемещение воздуха происходит в плоскости, перпендикулярной оси вращения рабочего колеса. Угол между входом и выходом потока может быть разным, существуют также вентиляторы с различными углами выхода потока, вплоть до 180°. Тангенциальный вентилятор представляет собой колесо барабанного типа с загнутыми вперед лопатками в корпусе. Колесо тангенциального вентилятора установлено в корпус, напоминающий корпус центробежного вентилятора (рис.8).

Рис. 8. Тангенциальный вентилятор: 1 – входной патрубок; 2 – рабочее

колесо; 3 – выходной диффузор

Только воздух забирается не с торца вентилятора, а по всей его длине с фронтальной стороны устройства. Воздух увлекается вращающимися лопатками, а потом благодаря выходному диффузору приобретает ускорение в нужном направлении. Отличительной особенностью диаметральных вентиляторов является возможность увеличения длины колеса (осевой протяженности), что дает возможность увеличивать производительность вентилятора (при соответствующем увеличении мощности привода). Корпус таких вентиляторов имеет патрубок на входе воздуха и диффузор на выходе. Воздух двукратно проходит рабочее колесо тангенциального вентилятора в поперечном направлении.

Преимущества:

    создают равномерный плоский поток воздуха;

    удобная компоновка позволяет легко изменять направление потока;

    большой КПД (достигает 0,7);

    компактные размеры.

Несмотря на очевидные компоновочные преимущества, диаметральные вентиляторы не нашли широкого применения в вентсистемах. Это связано с относительно малой аэродинамической эффективностью этих вентиляторов. В основном они используются в маломощных завесах, хотя известны попытки применения диаметральных вентиляторов в воздухоприточных установках.

Обозначение аббревиатуры

Д 3,5 дв.3*1500 Лв.90 сх.1 расшифровывается следующим образом:

- Д – дымосос (устройство, которое по своей конструкции представляет собой промышленный вентилятор, при изготовлении которого используется более толстый металл; предназначение – работа в режимах высоких температур);
- 3,5 – 3,5 ДМ или же 350 миллиметров – размер рабочего колеса, который традиционно влияет на размер всего агрегата;
- дв . – электродвигатель;
- 3 – 3 киловатт, именно такой является мощность электродвигателя;
- 1500 – 1500 оборотов (имеются в виду обороты вала электродвигателя);
- Лв. – левый (имеется в виду разворот улитки);
- 90 – 90 градусов, поворот улитки;
- сх.1 – схема за номером 1 (схема исполнения, при которой рабочее колесо располагается на одном валу с двигателем).

Направление вращения и угол разворота корпуса (улитки) дымососов, схема №1, вид со стороны электродвигателя

Схема разворотов корпусов тягодутьевых машин типа Д ПРАВОГО вращения.

Схема разворотов корпусов тягодутьевых машин типа Д ЛЕВОГО вращения.

Основными элементами дымососов, как, впрочем, и центробежных вентиляторов, являются:

1. Улитка – стационарный спиралеобразный кожух, выполненный из металла, в котором создаются вихревые потоки.

2. Рабочее колесо. Второе название данного элемента – «беличье колесо». Вращающаяся часть этого элемента состоит из двух дисков: центрального (в середине находится втулка, предназначенная под вращающийся вал), открытого (на нем крепятся воздухозаборные лопатки, которые изогнуты под определенным углом).

3. Электродвигатель. Является основным приводом для установки. Дымососы, в зависимости от рекомендуемых условий эксплуатации, комплектуются разными типами двигателей: асинхронными; двухскоростными асинхронными, позволяющими работать вместе с направляющим аппаратом, отличающимися экономичностью регулирования; односкоростными асинхронными типа ДАЗО. Кроме того, двигатели могут отличаться разной степенью взрывоопасности, различным климатическим исполнением.

4. Каркас – металлический, несущий каркас, который может быть видоизмененным или же отсутствовать – все зависит от конкретной схемы исполнения. Всего существует 6 схем: схемы № 5, 3 и 1 могут быть исполнены на едином постаменте с виброоснованием или на едином постаменте без виброобразования. Однако эти вент-агрегаты также могут быть установлены и нестандартным путем – зависит от места расположения, проекта.

Опять же, в зависимости от схемы исполнения, машины могут комплектоваться «подшипниковым валом» (сх. 3), «клиноременной передачей» (сх. 5). При желании заказчика и подходящем размере, возможна комплектация направляющим аппаратом НА.

2. Назначение дымососов

Важной установкой практически во всех сферах котельного хозяйства являются дымососы. Последние занимают основное, главное место в работе центральной отопительной системы.

Оборудование подобного вида устанавливается на больших и малых стационарных водогрейных и паровых котлах. Они подходят для практически всех типов котельных. Также могут использоваться для перемещения в иных технологических установках пыледымовоздушных смесей.

Тягодутьевые машины ДН-типа созданы для перемещения дымовых, пылегазовоздушных смесей, которые не являются взрывоопасными с запыленностью не более 2 грамм на м/куб. Если говорить более простыми, понятными словами, то подобное устройство представляет собой мощный вентилятор, предназначенный для удаления продуктов сгорания (дым, пар, гарь) из топочных камер с температурным диапазоном от минус 30 до плюс 200 градусов или же до плюс 400 градусов (если речь идет о новой, оптимизированной, усовершенствованной конструкции). Более подробно узнать о последней, можно по телефону +7 4995023405.

3. Особенности дымососв Д

Тягодутьевые машины ДН-типа изготавливаются в двух видах – правого и левого вращения, о чем говорят соответствующие сокращения в их аббревиатуре (Пр. и Лв.). Для того чтобы определить направление вращения, необходимо смотреть на колесо со стороны двигателя: левое вращение будет происходить против часов стрелки, правое – по часовой стрелке. Угол разворота улитки колеблется в пределах от 0 до 270 градусов, при этом интервал вращения – каждые 15 градусов. Мешающие ребра жесткости улитки, при необходимости, дорабатываются механическим способом – подрезаются.

Обслуживание и осмотр рабочих колес осуществляться должны через небольшие спецотверстия-люки, предусмотренные в стенке улитки. Кроме того, во всех корпусах-улитках имеются специальные кнопки, предназначенные для слива конденсата.

В дымососах Мовез (созданных по 5 или 3 схеме) устанавливаются подшипники большого размера (со стороны рабочего колеса), что повышает степень надежности, долговечности всего изделия. Для таких вентиляторов подшипниковые узлы изготавливаются разборными – это важно для ремонтопригодности. Кроме того, начиная с 9-го типоразмера (то есть ДН 9 и т. д. до ДН 22), есть возможность комплектации змеевиком охлаждения (по желанию; необходимо для предотвращения возможного перегрева).

Для регулирования режимов работы используется направляющий аппарат. Последний, меняя аэродинамические характеристики, повышает КПД и уменьшает потери энергии установки.

Для того чтобы не допустить попадание крупных частиц, способных повредить рабочие органы аппарата, используются всасывающие карманы – они задерживают все твердые фракции.