Меню
Бесплатно
Главная  /  Окна  /  Великая Китайская стена: интересные факты и история возведения. Кто строил стену? Как добраться до Великой Китайской стены

Великая Китайская стена: интересные факты и история возведения. Кто строил стену? Как добраться до Великой Китайской стены

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

В мире нет другого такого сооружения, которое бы вызывало столько интереса среди ученых, туристов, строителей и космонавтов, как Великая Китайская стена. Ее строительство породило много слухов и легенд, лишило жизни сотни тысяч людей и стоило больших финансовых затрат. В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Причины строительства Великой Китайской стены

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили стену

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса?

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Предположения, что одну из главных достопримечательностей Китая должно быть видно с Луны, излагались еще несколько веков назад. Но ни один астронавт в докладах о полетах не сделал сообщения, что он ее разглядел невооруженным глазом. Считается, что глаз человека с такого расстояния способен различить объекты, диаметр которых более 10 км, а никак не 5-9 м.

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна стена?

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Визитная карточка Поднебесной – Великая Китайская стена – с 1987 года находится под охраной Юнеско как историческое наследие всего мира. По решению общественности она считается одним из новых чудес света. На планете нет другого оборонительного сооружения такой длины.

Параметры и архитектура «чуда света»

Современники подсчитали длину грандиозного китайского ограждения. С учетом участков, которые не сохранились, она составляет 21196 км. Согласно одним исследованиям сохранилось 4000 км, другие приводят цифру – 2450 км, если соединить прямой линией начальную и конечную точку древней стены.

В одних местах ее толщина и высота достигает 5 м, в других вырастает до 9–10 м. С внешней стороны стену дополняют прямоугольники 1,5-метровых зубцов. Самый широкий участок стены достигает 9 м, самый высокий от поверхности земли – 7,92 м.

На сторожевых пунктах сооружены настоящие крепости. На самых древних участках стены через каждые 200 м ограждений расположены башни из кирпича или камней одного стиля. В них расположены площадки для наблюдения и бойницы с помещениями под складирование оружия. Чем дальше от Пекина, тем чаще встречаются башни других архитектурных стилей.

На многих из них есть сигнальные вышки без внутренних помещений. С них дозорные разжигали костер, сигнализируя об опасности. Для того времени это был самый быстрый способ предупреждения. По преданию, в эпоху правления рода Тан дозорными на башнях сажали женщин, которых лишали ног, чтобы они без разрешения не покидали поста.

«Самое длинное кладбище мира»

Начало стройки грандиозного китайского сооружения датируется VII веком до нашей эры, окончание – XVII столетием. По данным историков, не менее 10 правителей небольших китайских провинций приложили усилия к ее возведению. Они ограждали свои владения высокими насыпями земли.

Цинь Шихуанди объединил земли небольших княжеств в единую империю, завершив двухсотлетнюю эпоху Воюющих царств. С помощью оборонительных укреплений он решил обеспечить надежную охрану государства от набегов кочевников, особенно хуннов. Он правил Китаем в 246–210 годы до нашей эры. Кроме обороны стена зафиксировала границы государства.

Согласно преданию, идея родилась после предсказания придворного прорицателя о разрушении страны кочевниками, которые придут с севера. Поэтому первоначально планировали построить стену на северных рубежах страны, но затем продолжили возводить на западе, превратив Китай в почти неприступные владения.

По легенде, направление и место возведения стены императору указал дракон. По его следам была проложена граница. Некоторые исследователи уверяют, что вид стены сверху напоминает парящего дракона.

Цинь Шихуанди руководить работами назначил самого удачливого генерала Мэн Тяня. Объединяя уже имеющиеся земляные валы, их укрепляли и достраивали более полумиллиона рабов, крестьян, военнопленных и заключенных. Император был противником учения Конфуция, поэтому заковал в кандалы всех ученых-конфуцианцев и отправил их на стройку.

Одно из преданий гласит, что он приказал замуровывать их в стене как жертвоприношение духам. Но археологи не нашли подтверждения ритуальности найденных в башнях единичных захоронений. Другая легенда рассказывает о жене фермера Мэн Цзян, которая принесла одежду мужу, мобилизованному на стройку. Но он к тому времени умер. Никто не мог сказать, где его похоронили.

Женщина легла у стены и долго плакала, пока не вывалился камень, открыв останки мужа. Мэн Цзян донесла их до родной провинции и захоронила на семейном кладбище. Возможно, в стене хоронили рабочих, которые участвовали в строительстве. Поэтому народ называл ее «стеной слез».

Стройка длиной в два тысячелетия

Стену достраивали и перестраивали частями, из различных материалов – земли, кирпича, камней. Активное строительство было продолжено в 206–220 годах императорами рода Хань. Они были вынуждены укреплять оборону Китая от набегов гуннов. Земляные валы укреплялись камнями, чтобы уберечь от разрушения кочевниками. Все правители Китая следили за сохранностью оборонительных сооружений, кроме императоров монгольского рода Юань.

Большая часть грандиозных сооружений, сохранившихся до современности, построена императорами семьи Мин, правящими Китаем в 1368–1644 годах. Они активно занимались возведением новых укреплений и ремонтом оборонительных сооружений, ведь до новой столицы государства – Пекина – было всего 70 километров, поэтому высокие стены были гарантом ее безопасности.

Во времена правления маньчжурского рода Цин оборонительные сооружения потеряли свою актуальность, потому что северные земли находились под ее контролем. Грандиозному сооружению перестали уделять внимание, стена начала разрушаться. Ее восстановление началось по указанию Мао Цзэдуна в 50-х годах ХХ столетия. Но во время «культурной революции» большая часть была разрушена противниками древнего искусства.

Видео по теме

Великая Китайская стена

Китайская стена также Великая каменная стена , по-китайски Ван ли-чанг-чинг, т. е. стена в 10 тысяч ли, в действительности имеет длину около 5 тысяч ли, что составляет примерно 2.300 вёрст. Прежнее назначение стены - охранять коренные области Китая от вторжения монгольских орд с севера и северо-запада. Она начинается от Ляодунского залива у старой китайской крепости Шань-хай-гуань и идёт причудливыми изломами то по горным хребтам, то по берегам рек, то пересекая и те и другие, до крепости Дзя-юй-гуань, у хребта Рихтгофена в 1800 верст к западу от Шань-хай-гуаня; местами она разделяется как бы на два рукава, охватывая, таким образом, иногда целые уезды, например, Сюаньхуанский, датунский, Сопинский или часть Ланьчжоуского округа. Небольшой отросток её, кроме того, тянется в меридиан. направлении по границе провинции Чжили и Шань-си; а недалеко от крепости Шань-хай-гуань к ней примыкает земляной вал с остатками посаженной несколько сот лет тому назад ивовой изгороди, идущий в северо-восточном направлении до самого Гирина и предназначавшийся некогда для ограждения южной Манчжурии от набегов монгол с запада. В профили стена представляет, в большей части её протяжения, две каменные стенки (из кирпича или естественных камней), с промежутком, наполненным булыж. камнем, хрящем или землей с примесью извести. Высота её, вместе с брустверной стенкой в 1½ метра наверху, доходит до 16 метров. Толщина внизу до 8 метров, вверху - до 5 метров. Во многих местах, менее доступных нападению, стена представляет собой или отдельную каменную стенку, или даже лишь земляной вал, как, например, в провинции Гань-су (по реке Хуань-хэ), в провинции Ордос или по хребту Алашань. Через некоторые, весьма различные промежутки по стене расположены каменные башни, в большинстве четырехугольные и двухэтажные, с внутр. в них лестницами, с горизонта на поверхность стены; через каждые 300 шагов в стене имеются выступы, вероятно, для продолжительного обстреливания подступов к ней; многочисленные ворота в стене обычно защищены особыми стенками, расположенными по полукругу. Наиболее замечательные из этих ворот, с многочисленными надписями на нескольких восточных языках, находятся в 25 верстах к северо-западу от Пекина. Во многих местах, на особо важных путях, у ворот были построены крепостцы или укреплённые форпосты. Так, в области Чжи ли (на востоке), кроме Шань-хай-гуаня, находятся древние крепостцы Си-фын-коу и Гу-бэй-коу; через последнюю проходили танские войска, циданьский хан Амбацзян со своей армией и Цзиньцы, разбившие здесь сунскую армию и овладевшие затем Пекином; позади этих 2 укреплений (в 60-80 верст) лежит крепостца Цзюньюн, охранявшая Пекин с севера; далее на западе, где стена раздвигается, по её внешней (северной) линии лежат Души-коу, Цзы-цзинь и Чжань-цзя-коу (Калган). В области Шань-си у стены лежат Шаху и Цинпинь (или Сопин). Наконец, в провинции Гань-су, у западной оконечности стены, на больших путях от Кокана, Тибета и Бухары к Пекину находится крепость Цзя-юй-гуань. Начало работ по постройке стены относится к III или даже IV столетии до Р. Х., когда китайские удельные князья Тзин, Чан и Иен возвели 3 отделных участка её для ограждения своих владений от нашествия гуннов и других монгольских орд с севера. В конце III в. до Р. Х., по повелению 1-го императора объединённого Китая Цинь-ши-гуанг-ти (221-210 г. до Р. Х.), начались грандиозные работы по соединенно возведенных ранее отдельных участков стены. Дальнейшие работы по постройке, содержанию и усилению стены продолжались до XVII века нашей эры. С воцарением манчжур на китайском престоле (1644 г.) Великая стена потеряла свое значение; ее перестали поддерживать, а местами уже её материалами пользуются для возведения казенных и частных зданий. С историей Великой стены связывают следующие события из военной истории Китая. За 213 лет до Р. Х. циньский полководец Мэнь-Тянь, по изгнании северных орд (гуннов) из Китая, охраняя с 300 т. воинов циньскую границу, строил в продолжение 10 лет стену на пространстве 1.530 верст. В 399 году нашей эры князь, объединивший в 386 году весь северный Китай, вэйской династии, Тоба-гуй, вывел свою многочисленную армию за Великую стену в северо-западном направлении и после победы над гаоцзюйцами вернулся в Китай, ведя за собой 70 тысяч пленных и свыше 300 тысяч лошадей. В 423 году эта же вэйская династия, отразив вторжение монгольского племени жоужань, принялась за постройку северного участка стены длиною в 500 вёрст, впереди нынешнего Сюаньхуанского и Датунского уездов. Частые набеги монгольского племени Ху на северный Китай Суйской династии (581-619) побудили государя Янь-Цзань назначить в 584 году 150 тысяч рабочих для постройки крепостей, а в 585 году 30 тысяч рабочих для продолжения Великой стены. В 598 году, в царствование того же Янь-цзяня, китайская армия, силою в 300 тысяч человек, совместно с морскими силами, под командованием князя Янь-ляна и Ван-шицзи, предприняла поход против корейцев и их союзников мохосцев, беспокоивших Китай своими набегами. Армия выступила за стену через крепость Шань-хай-гуань; в дальнейшем походе, продолжавшемся 7 месяцев она почти растаяла, вследствие недостатка продовольствия и болезней; всё же под угрозой её Корея согласилась на выгодный для Китая мир. В 714 г. туфаньцы, в числе 100 тысяч человек совершили набег через Великую стену с севера, но были изгнаны из Китая Вань-цзюнем. В 1122 году нючжиньский хан Агуда провёл сильную армию с севера через стену мимо крепости Цзюй-юн и овладел Пекином. В 1211 году монголы, проникнув за стену в этом направлении, овладели крепостью Цзюй-юн и произвели в ней большие разрушения. В 1465 г. монголы Боло вторглись за стену в нынешнюю провинцию Гань-су, но были изгнаны оттуда Чжань-Дуном. В 1644 гг. манчжуры в числе 40 т. человек перешли Великую стену и, под предлогом помощи Китаю в усмирении мятежа, овладели Пекином и возвели свою династью на китайский престол. В конце XVII века император Сюань-ю вывел многочисленную китайскую армию против Чжунгарского хана Галдана и покорил его ханство. В половине XVIII века при императоре Хун ли сильная китайско-манчжурская армия совершила через крепость Цзя-юй-гуань поход в Туркестан и завоевала нынешнюю область Или. В 1826 г., после похода в том же направлении за Великую стену армии Чана, были усмирены коканцы и туркестанцы, стремившиеся свергнуть иго манчжуров. Китайская стена существует и в наши дни и лишь в некоторых местах разрушена.

Великая Китайская стена - по сей день это архитектурное сооружение поражает своим могущественным величием и заслуженно занимает место самого масштабного и древнего памятника архитектуры на всей планете. Сооружение тянется по территории Китая на протяжении 8851,8 км. Один из промежутков сооружения проходит очень близко к Пекину. Скорее всего каждый из нас слышал об этом чуде архитектурной мысли, но не каждый знает, какую историю прошла стена в ходе своего возведения. Строительство Великой Китайской стены способно потрясти любого историка своими масштабами. Сегодня наш сайт о путешествиях предлагает вам погрузиться в историю строительства Стены, а так же узнать новые интересные факты, которые во многом повлияли на ход работ и сегодняшний вид сооружения.

Скорее всего, вы не сможете себе правильно даже представить, сколько было затрачено времени и ресурсов на создание такого огромного архитектурного объекта. А сколько людей пострадало и погибло при строительстве Стены - это просто огромные цифры. Нигде в мире больше нет сооружения, которое по своей протяженности сможет состязаться с Великой Китайской стеной.

История строительства

Изучение Великой Китайской стены не будет полным, если мы с вами не углубимся в историю создания этого могущественного сооружения. Начали строить Стену в далекие года 3 века до нашей эры. В те неспокойные времена страной управлял император Цинь Ши-хуанди, который являлся потомком династии Цинь. Периодом его правления были годы Воюющих царств (475 - 221 гг. до нашей эры).

Для государства этот период истории был очень опасным, так как кочевой народ хунну регулярно осуществлял свои набеги. Конечно, их участники были не единственными, кто не против поживиться легкой наживой. Тогда и было решено построить огромный забор который огородил бы государство и надежно его защитил. Строить стену было призвано более пятой части населения всего Китая. В те годы это было порядка одного миллиона человек.

Большая Стена имела одной из своих основных задач защитить поданных "Поднебесной" от того, что они будут вовлечены в кочевой образ жизни. Так же это могло гарантировать отсутствие ассимиляции с варварами. На тот момент Китай лишь только начал свое становление в одно государство из множества маленьких завоеванных им. Было критически важно обозначить и защитить свои территории и владения. Стена должна была стать тем подспорьем, которое поможет объединить и удержать империю как одно целое. Границы стены на карте можно обозначит следующей схемой:

Год 206 до нашей эры. К власти приходит династия Хань, и именно в этот период Стена покоряет новые цифры по протяженности. К западу её увеличивают до Дуньхуана. На сооружении для защиты торговых караванов от нападений кочевников возводят большое количество сторожевых вооруженных башен. Конечно, до настоящего времени сохранились не все участки великой стены, но большинство тех участков, что все же нам сегодня предстают принадлежали династии Мин, которая правила в период с 1368 по 1644 года. Именно в этот период сооружение становится наиболее прочным, так как уже строят из кирпичей и бетонных блоков. В этот период стена пролегает уже с востока на запад от территории Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря вплоть до земель Юймэньгуань, которые расположены на границе с провинцией Ганьсу.

В 1644 году к власти приходит династия Цин из Манчжурии. Представители этой династии были противоречивого мнения о необходимости существования этого сооружения. В период правления Цин Великая стена была в большей степени разрушена, чем в годы правления других династий. На этот фактор сказало свое влияние и время в том числе. Небольшой участок от Пекина до Бадалина использовался в качестве ворот, которые открывали вход в столицу. Именно этот участок сохранился лучше всего. Сегодня именно этот отрезок сооружения является самым популярным среди туристов со всего мира. он открыт для посещения еще с далекого 1957 года. Интересным будет тот факт, этот участок так же служил финишной прямой для спортсменов велосипедистов, которые принимали участие в Олимпиаде 2008 года в Пекине. В 1899 году в США написали, что оставшийся участок стены разберут полностью, а на его месте построят автостраду. Стену посещал президент Соединённых Штатов Америки Ричард Никсон.

Великая стена сегодня

Да, в определенный период прошлого века Стену действительно было решено разобрать, но немного переосмыслив ситуацию правительством было решено наоборот стену реконструировать и оставить как наследие Китайской истории.

В 1984 году архитектор Дэн Сяопина организовал сбор средств., которые нужны были для проведения работ по возвращению стене её былого величия. Привлекались средства как китайских, так и иностранных инвесторов. Средства на восстановление собирали даже у обыкновенных частных лиц, таким образом, каждый желающий мог внести свою лепту в историю восстановления уникального архитектурного наследия.

Давайте сейчас на секунду остановимся и о следующем предложении на миг задумаемся. Длина Великой китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров! Вдумайтесь в эту цифру! Это просто невероятно, как можно было руками человека возвести такую громадину.

В Китае очень активными, а под час даже агрессивными методами ведут сельское хозяйство. По этой причине с 1950-х годов в стране начали иссякать воды, которые давали недра земли. В итоге весь регион стал местом, где берут начало очень порывистые и сильные песчаные шторма. Именно из-за указанных факторов сегодня более чем 60-километровый участок Стены на северо-западе Китая подвергается сильной эрозии и активным разрушениям. 40 километров участка уже разрушены, и только 10 километров все еще остаются на своем месте. Однако, воздействия стихии и природных факторов так же изменили высоту стены на некоторых отрезках. Где ранее стена достигала 5 метров, теперь не превышает 2-ух метров.

В 1987 году Стена была занесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Она по праву заняла свое место в категории величайших исторических достопримечательностей Китая. Кстати, на сегодня это местность является одной из самых посещаемых в мире. Более 40 миллионов туристов выбирает именно этот пункт на карте, как главный объект своих путешествий.

Конечно, такое существенное архитектурное сооружение не могло не оставить своих следов по всей истории государства и планеты в целом. Вокруг Стены и по сей день бродит много легенд и суеверий. К примеру, есть версия, что стену построили цельной всего за один подход. Однако же, если обратиться к фактам, тогда сразу выясняется, что это просто миф. На самом деле стену не то, что в один заход - её строили даже разными династиями. К тому же в работах возводились отдельные участки определенной длины. Длина участка определялась разными факторам, учитывающими рельеф, погодные условия и прочие факторы. Строили максимально надежно, чтобы закрепить и защитить Китай с севера.

Все династии, которые строили стену создавали свой определенный участок, который в итоге объединялся с предыдущим уже следующей династией. Все это происходило в разные времена, которые порой разделяли десятилетия. На период неспокойных времен, в которые строилась стена такие оборонительные сооружения были объективной необходимостью, их строили повсеместно. Если свести все оборонительные сооружения Китая за последние 2000 лет в од ну статистику, тогда получим цифру в районе 50 тыс. километров.

Стена, как уже я описывал выше, во многих местах имела прерывающиеся отрезки. В итоге в 1211 и 1223 годах этим пользовался Чингисхан и его монгольские захватчики, которые в итоге завладели всей северной частью страны. До 1368 года монголы были правителями Китая, но постом их изгнали представители династии Мин.

В рамках этого абзаца позволим себе развеять еще один расхожий миф. Кто бы что ни говорил, а все же Великая Китайская стена не видна из космоса. Это предположение или просто вымысел появился на свет в 1893 году. Тогда издавался в Америке журнал The Centuries (Столетия), и там упоминался такой вот факт. Позже в 1932 году ноумен Робер Рипли заявил, что Стену видно из космоса, а именно - с Луны. Этот факт был забавен, если учесть, что до первой высадке человека на Keне оставалось еще немало десятков лет. Сегодня космос исследован уже в какой-то мере, и наши космонавты и спутники могут предоставлять качественные фото с орбиты. посмотрите сами, из космоса стену заметить довольно сложно.

О стене можно так же услышать, что в основе раствора, которым скреплялись кирпичи, использовался порошок на основе костей погибших рабочих этой стройки. А остатки тел хоронили прямо внутри стены. Таким образом якобы конструкция становилась крепче. Но на самом деле ничего этого не было, стена строилась стандартными для тех времен методами, а для изготовления скрепляющего раствора использовалась обыкновенная рисовая мука.

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света. Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Есть так же легенда, которая поведает нам о большом драконе, который свои пламенем указывал путь для строителей. В итоге рабочие шли по его следам, а огонь их пасти дракона расчищал для них путь. Что самое интересное в этой истории - это действительно правда. Нам удалось найти фото этого дракона и даже выяснить, в какой зоопарк он попал:

Ладно, признаемся все же, что это просто напросто одна из мифических легенд, которые не имеют под собой ни здравого смысла ни логических обоснований. А на фото изображен просто рисунок мифического существа - дракона.

Но вот в чем сомневаться не приходится, так в том, что сегодня Великая Китайская стена заслуженно занимает свое почетное место в списке "7 новых чудес света".

Самой известной легендой, связанной с Китайской стеной является сказание о девушке Менг Джинг Ню, которая была просто женой фермера. Она была привлечена к работам по строительству Стены. Жена, которая была сражена горем пришла ночью к стене и плакала над ней до тех пор, пока чтена не треснула и не показала девушке кости её возлюбленного. В итоге девушка смогла их захоронить.

Здесь на местности существовал определенный обычай захоронения погибших на строительстве людей. Члены семьи того, кто погиб здесь несли гроб, увенчанный белым петухом. Крики петуха должны были держать дух умершего бодрствующем состоянии. Так должно было продолжалось до тех пор, пока процессия с гробом не пересечет Стену. Ходили легенды, что если обряд не завершить, или завершить с нарушениями, тогда дух навечно останется здесь и будет бродить вдоль стены.

На период, когда строилась стена для всех заключенных в государстве и всех безработных имела место только одна мера наказания. Всех отправлять на строительство Великой стены! Этот период особенно нуждался в защите внешних границ, поэтому приходилось прибегать к кардинальным мерам.

Эта стройка дала наследию китайского народа немало полезных изобретений. Так, именно здесь и для целей строительства была изобретена та самая тачка, которую сегодня используют повсеместно на стройках. Уязвимые при строительстве Стены участки окружали рвом, который заполнялся водой, или просто оставался в виде пропасти. Помимо прочего, народ Китая так же использовал продвинутое вооружение для обороны. Это были и молоты, и копья, и арбалеты, топоры. Но главным преимуществом китайцев было их главное изобретение - порох.

Повсеместно вдоль стены на равных отрезках возводились смотровые площадки, которые служили для мониторинга местности и защиты торговых караванов. если приближалась опасность, дозорный на вершине зажигал факел или сбрасывал флаг, после чего войска приводились в боевую готовность. Так же обзорные башни служили хранилищем для провизии и боезапасов. Вдоль стены пролегал знаменитый торговый маршрут - Шелковый путь. Его так же охраняли с вершины стены.

Стена повидала немало кровавых сражений, видела он и свой последний бой. Случилось это в 1938 году в период китайско-японской войны. Стена до сих пор хранит на себе множество шрамов от пуль тех сражений.

Великая китайская стена пусть и не самое высотное сооружение, но её высота в максимальной точке достигает 1534 метра. Это место расположено недалеко от Пекина. А вот самая низкая точка опустилась до уровня моря возле берегов Лаолонгту. Если отталкиваться от средних значений, то высота стены равна 7 метров, а ширина в максимально просторных участках 8 метров. Но в среднем чаще от 5 до 7 метров.

Сегодня правительство Китая затрачивает миллиарды долларов США на то, чтобы укрепить и сохранить Великую стену. Сегодня для страны могущественная Стена - это не просто сооружение. Это - символ культурной гордости, символ борьбы, которая длилась несколько веков, и показатель величия целого народа.