Меню
Бесплатно
Главная  /  Мытье  /  Виды конструкции дверного замка. Замок Арунделл, Англия

Виды конструкции дверного замка. Замок Арунделл, Англия

Выбор дверных замков для наружных и межкомнатных дверей на рынке настолько широк, что не мудрено растеряться при покупке. Однако, руководствуясь их назначением и зная основные виды и характеристики запорных устройств можно купить именно то, что нужно.

Классификация по способу крепления и используемых механизмов секрета

Виды дверных замков по способу крепления подразделяются на:

  • навесные;
  • врезные.

Типы навесных запорных устройств

Навесные запорные устройства по степени защищенности от силового проникновения являются самыми уязвимыми, так как полностью находятся на виду. Однако различные их разновидности всё же обеспечивают большую или меньшую надежность.

Виды навесных замков:


Применение навесных запорных устройств распространяется в основном на вспомогательные помещения – сараи, гаражи, склады.

Накладные запорные устройства

Различные типы накладных замков устанавливают на деревянные двери, так как врезные ослабляют такое дверное полотно. Монтируют их с внутренней стороны дверного полотна. На металлических дверных конструкциях их почти не устанавливают, как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения экономии – они ведут к увеличению металлоёмкости для усиления полотна двери.

Виды накладных замков различаются конструктивно: с сувальдным или цилиндровым механизмом, с ригелями и без ригелей, а также могут быть механическими и электронными. Для повышения безопасности накладных запоров, они могут быть усилены клиновой защелкой и предохранительной задвижкой.

Врезные запорные устройства

Различные разновидности врезных замков устанавливаются в металлические входные и деревянные межкомнатные двери и различают по назначению, конструкции механизмов и уровню защищенности.

Виды врезных замков для наружных дверей

Для наружных металлических дверей используют замки с различными устройствами секрета:

  • сувальдными;
  • дисковыми;
  • ригельными:
  • кодовыми.

Цилиндровые (английские) называются так, потому что их рабочая часть, личинка, имеет форму цилиндра, в котором пины (бугорки, иголочки) при повороте ключа выстраивают определённую комбинацию высот. Если уровень секретности достаточно высок (комбинаций пинов при этом должно быть более 5, а в лучших образцах более 10 тысяч), отмычкой открыть его трудно. Но от высверливания или выбивания его желательно защищать броненакладкой. Такие запоры ремонтопригодны и могут ограничиваться заменой личинок. Дисковые запорные устройства являются подвидом цилиндровых, но в них ключом выстраивается положение не пинов, а дисков в сердечнике.

Сувальдными называют замки, в которых принцип действия механизмов основан на движении набора пластин (сувальд), под действием ключа, образующих особую комбинацию. Замки такого типа хорошо защищены от вскрытия, а степень защиты от взлома определяют прочность ригелей и дополнительная защита корпуса. Замки ригельного типа работают не при повороте ключа, а при его поступательном движении. Ключи к таким замкам громоздкие, что является минусом при ношении.

Кодовые устройства не имеют ключа, а срабатывают при наборе определенного кода. С течением времени кнопки затираются, уменьшая количество совпадений и увеличивая вероятность нежелательного проникновения.

Также для наружных дверей применяют электромеханические и электронные устройства. Электромеханические открываются ключом, а электронные – карточкой, пультом или прикосновением пальца (биометрический). Такие конструкции самые современные и совершенные, что отражается на их цене.

Виды замков для межкомнатных дверей

Разнообразие этих запорных устройств и ключей к ним объясняется назначением различных помещений.

Замки на межкомнатные двери и их виды:

  1. С фиксатором (розетки). Устанавливают в дверях ванных и туалетных комнат. Содержат кнопку или рычажок для запирания вручную.
  2. Защелка (нажимная модель). Обеспечивает только закрытие, но не запирание двери. Устанавливают в помещениях, не предполагающих уединенности или защиты от проникновения.
  3. Замки под ключ для межкомнатных дверей не очень отличаются от аналогичных моделей для наружных дверных блоков. Устанавливают в кабинетах, домашних лабораториях и т.д.
  4. Магнитные защелки межкомнатных дверных блоков являются аналогом нажимной модели. Их достоинство – бесшумность, что может быть важным в комнатах для детей, а также болеющих или престарелых людей.

Правила выбора замков для дверей

Рассмотрев основные типы замков, можно сформулировать несколько правил по их выбору:

  1. Назначение. Для различных помещений нужны замки различных конструкций.
  2. Материал. Лучшие материалы – сталь, чугун, для некоторых – латунь. Алюминий слишком мягкий, а силумин легко разрушается.
  3. Защита от вскрытия и взлома. Уточняйте при покупке степень защищенности, которая бывает 4 уровней. Первые две – не слишком надежные. Третий и четвёртый уровни отличаются ценой, что также является критерием выбора.

Другие критерии: дополнительные меры обеспечения безопасности, бесшумность, дизайн, личные предпочтения, безусловно, также имеют значение. Для особо важных помещений рекомендуется установка двух или более замков различной конструкции.

По Европе раскидано множество средневековых замков, которые много столетий назад предназначались для жилья и защиты семей феодалов. В наши дни замки - молчаливые свидетели королевских драм, падения великих домов и исторических событий.

Теперь туристы зимой и летом посещают старинные крепости, чтобы своими глазами увидеть их великолепие. Мы собрали в этом списке невероятно красивые замки, которые стоит посетить!

1 Замок Тинтагель, Англия

Тинтагель - средневековый форт на мысе одноименного острова. Замок граничит с деревней Тинтагель в графстве Корнуолл. Он был построен представителем династии Плантагенетов Ричардом в 1233 году. Однако Тинтагель часто связывают с другим известным персонажем - королем Артуром. Здесь он был зачат, рожден и отсюда увезен волшебником Мерлином во младенчестве.

С XIX века замок является туристической достопримечательностью и находится под владением принца Чарльза. Управлением занимается "Английское наследие" - британская государственная комиссия по историческим зданиям.

2 Замок Корвинов, Румыния


Этот замок в готическом стиле с элементами эпохи Ренессанса расположен в Трансильвании, румынском городке под названием Хунедоара, на скале у реки Злаште. Замок был построен в середине XV века отцом венгерского короля Матвея Корвина и передавался по наследству до 1508 года.

С той поры Корвинов сменил 22 владельца, и был открыт для посещения как музей. Замок по сей день является одним из чудес Румынии, кстати, по слухам, здесь семь лет провел в заточении сам Влад Цепеш, известный как граф Дракула.

3 Алькасар де Сеговия, Испания


Эта крепость испанских королей в наши дни является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок расположен на невероятно красивой локации - скала на месте слияния двух рек. Благодаря своему расположению, он является одним из самых узнаваемых замков в Испании.

В 1120 году Алькасар использовался как арабская крепость. Затем там располагалась королевская резиденция, артиллерийская академия и даже тюрьма. В настоящее время здесь находится военный архив и музей.

4 Замок Эльц, Германия


Замок Эльц считается одной из двух средневековых построек в нагорье Айфель, которые никогда не были разрушены или захвачены. Замок выдержал все войны и потрясения с момента постройки в XII веке.

Удивительно, что замком уже 33 поколения владеет одна и та же семья - Эльц, потомок которых и по сей день заботится о нем, сохраняя в первозданном виде. Владелец открыл его для посещения туристами, которых особенно привлекает сокровищница Эльца с ювелирными экспонатами и другими произведениями искусства разных веков.

5 Виндзорский замок, Англия


Этот замок уже более 900 лет тесно связан с монархами Великобритании и является их символом. В его честь названа правящая ныне королевская династия Виндзоров. Замок был построен в XI веке Вильгельмом Завоевателем, и используется как королевская резиденция со времен правления Генриха I. За столько столетий его неоднократно перестраивали и дополняли в соответствии с запросами правящих монархов.

Интересно, что во время второй мировой войны замок служил убежищем для королевской семьи. В наши дни замок используется для государственных приемов, посещений туристами, а также отдыха королевы Елизаветы II весной каждого года.

6 Замок Химэдзи, Япония


Этот замок рядом с городом Химедзи - один из самых древних на территории Японии. Его строительство, как крепости, было начато в 1333 году, а в 1346 году форт был реконструирован в замок. Долгое время он кочевал от одного самурайского клана к другому и лишь в 1600-х годах обрел хозяина. Тогда и была построена основная часть из 83 деревянных зданий замка.

На территории Химэдзи часто снимают фильмы, так как замок хорошо сохранился в своем первозданном виде. Кроме того, строение относится к Национальным сокровищам Японии и находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

7 Эдинбургский замок, Шотландия


Этот древний замок расположен на Замковой скале в центре Эдинбурга, столицы Шотландии. Около 300 с лишним миллионов лет назад здесь находился действующий вулкан! Первое упоминание об этом сооружении датируется 1139 годом, когда в королевском замке собиралась знать и служители церкви. Так продолжалось до 1633 года, но уже с той поры замок стал считаться сердцем Шотландии.

Стоит отметить, что эта крепость пережила 26 осад, что сделало ее самой атакуемой на Земле. Последние 150 лет Эдинбургский замок часто реставрировали, а сейчас он является главной туристической аттракцией Эдинбурга.

8 Замок Хивер, Англия


Замок был построен в XIII веке на юго-востоке Англии в графстве Кент, как обычный загородный дом. Он прославился благодаря тому, что здесь жила семья Болейн в период с 1462 по 1539 годы. В 1505 году его унаследовал Томас Болейн, отец Анны, жены короля Генриха VIII, свадьба с которой стала причиной разрыва Англии и Рима. Правда, после того, как королю наскучила новая жена, он казнил ее в Тауэре.

С тех пор Хивер переходил от одного хозяина к другому, но сохранил уникальные тюдоровские интерьеры. Сейчас замок используется как место для конференций, но также открыт и для публики.

9 Бойницкий замок, Словакия


Он считается одним из самых романтичных замков Европы. Его первое упоминание относится к 1113 году - обычный деревянный замок в Бойнице, который постепенно укрепляли. Официально крепость передал правителю Словакии, Матушу Чаку, король Венгрии Вацлав III в 1302 году.

С тех пор каждый новый хозяин реконструировал замок, и в итоге получилось самое посещаемое в Словакии место. Здесь снимали множество фантастических и сказочных фильмов. В замке также расположен Словацкий народный музей.

10 Замок Бран, Румыния


Крепость Бран - национальная достопримечательность Румынии. Изначально это была деревянная конструкция, которую основали в 1212 году рыцари Тевтонского ордена, а позже на собственные средства достраивали местные жители. В те времена сооружение служило оборонной крепостью.

Бран сменил много владельцев, но чаще всего его называют "замком Дракулы". По легенде, князь Влад Чепеш, прозванный графом Дракулой, часто останавливался здесь и охотился недалеко от замка. В XX веке замок был подарен местными жителями королеве Марии Румынской, внук которой владеет им в настоящее время. Теперь в замке находится музей мебели и предметов искусства из коллекции королевы Марии.

11 Замок Эйлен-Донан, Шотландия


Этот красивый замок, который признан одним из самых романтичных в Шотландии, находится на острове Донан - в месте встречи трех озер. В VII веке на острове жил монах-отшельник, в честь которого и назвали замок. В XIII веке была построена первая крепость, а сам Эйлен-Донан передан королем во владение родоначальнику шотландского клана Маккензи.

Строение было разрушено в 1719 году, и только в начале XX века клан МакРей приобрел замок и начал его реставрацию. Кстати, эту крепость можно увидеть в сериале "Чужестранка".

12 Замок Бодиам, Англия


Земли, на которых теперь расположен замок, достались Эдварду Дэлингриджу после женитьбы. В 1385 году, во время 100-летней войны, он укрепил поместье, чтобы защитить окрестности от французов. Несколько десятилетий замок передавался из поколения в поколение. Когда в конце XV века род прервался, замок поступил во владение семейству Леукнор.

Позже Бодиам сменил несколько владельцев, каждый из которых внес в свой вклад в его восстановление, например, после осады во время войны Роз. В 1925 году, после смерти тогдашнего владельца, замок был передан в дар национальному фонду, который поддерживает его и теперь. Сейчас эту крепость возле деревеньки Робертсбридж может посетить любой желающий.

13 Замок Хоэнзальцбург, Австрия


Это строение считается одним из самых крупных из всех сохранившихся средневековых замков в Европе и находится на высоте 120 метров на вершине горы Фестунг недалеко от австрийского города Зальцбург. Замок был построен в 1077 году под руководством архиепископа Зальцбурга, но теперь от той постройки осталось только основание.

Хоэнзальцбург много раз укрепляли, перестраивали и реконструировали. Только в XVI веке он приобрел тот вид, который есть сейчас. Крепость использовалась в качестве склада, казармы, форта и даже тюрьмы во время Первой мировой войны. Теперь этот замок является излюбленной достопримечательностью у туристов, куда можно подняться на фуникулере или дойти пешком.

14 Замок Арунделл, Англия


Этот замок был основан в Рождество 1067 года Роджером де Монтгомери (граф Арундел), одним из подданных Вильгельма Завоевателя. Позже он стал основной резиденцией герцогов Норфолков из рода Говардов, которые владеют им более 400 лет.

Замок перестраивался после повреждений в годы Английской гражданской войны в XVII веке, а также обновлен с возвращением моды на средневековые интерьеры. Хотя Арундел является частным владением, большая часть замка открыта для туристов.

15 Мон-Сен-Мишель, Франция


Этот замок не зря называют архитектурным чудом Франции. Он представляет собой скалистый остров на северо-западе Франции, который был превращен в остров-крепость в VIII веке. Долгое время здесь жили монахи, и даже было построено аббатство.

Во время 100-летней войны англичане безуспешно пытались завоевать этот остров, а во время французской революции, когда на острове не было монахов, здесь построили тюрьму. Ее закрыли в 1863, а в 1874 остров был признан историческим памятником. Ежегодно здесь бывает около 3 миллионов туристов, тогда как местных жителей всего несколько десятков человек!

Эти удивительные исторические памятники дошли до потомков практически в первозданном виде. Они хранят многовековую историю разных народов, которую не всегда можно прочесть на страницах учебников.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Слова замок и дворец употреблены как взаимозаменяемые, но существуют значительные различия между двумя архитектурными сооружениями. Многие дворцы имеют сходство с некоторыми замками отсюда и путаница.

Алькасар или замок (в Испании) – форт, построенный в стиле средневековья для исключительного пользования за арендную плату. Одна из особенностей – зона устойчивости к атакам со стороны третьих лиц будь то ров, высокие стены или мост, которые окружают замок.

Что такое замок?

Замок – это оборонительная крепость , построенная в сельской местности.

Замки впервые появились в истории между 9-м и 10-м веками на Ближнем Востоке и в Европе, олицетворяя символ власти среди прилегающих земель, а также это было место, где дворяне укрывались от угрожающих атак. Конструктивно, замки имеют особенности общие для большинства других замков. Щели в стенах часто присутствуют в замковой архитектуре. Это не для архитектурных целей, а чтобы помочь бойцам отразить атаки вражеских войск окруживших замок.

Замки построены из различных материалов. Характерная особенность при построении – толстые стены из камня или кирпича, некоторые ранние замки были сделаны из бревен. Для того чтобы сохранить контроль над ресурсами, замки были сооружены в тех местах где господин или король мог иметь наибольшее влияние на людей.

Как выглядит дворец?

Дворец представляет собой роскошное здание , где проживает благородный господин, глава государства, Папа, королевская семья и т. д., то есть, очень богатый и полный роскоши и комфорта дом, как правило, построенный в городских районах или в значительной степени недалеко от города, в окружении прекрасных садов. Необязательно должна присутствовать область устойчивости к атакам. Примеры дворцов: Букингемский, Версальский, дворец Екатерины Великой, дворец Пена в Синтре, Португалия.

Дворцовые постройки заметны по всему миру и восходят до времен греков и римлян. Созданный как дом королевской семьи и сановников, архитектура дворца разработана для сложной и экстравагантной жизни, а не противостоянию войне любой форме.

Дворец – это застывшая музыка . Поскольку каждый дворец адаптирован под вкусы хозяина живущего внутри нет никаких структурных сходств между дворцами, а разработаны методы, которые могут быть включены, чтобы сделать обитель привлекательной.

Многие дворцы преобразованы в другие виды использования – парламенты или музеи. Термин «дворец» используется для описания роскошных зданий, которые не являются домом общественных деятелей и применяется таким образом, чтобы передать идею здания как «Дворец народа».

Происхождение и история

Замок – от латинского Castellum , уменьшительное от Castrum – сильный. Укрепления, цитадель и сильнейшая часть из построек в средневековом городе.

Слово «дворец» произошло от названия одного из семи холмов Рима. Оригинальный дворец на холме Палатин был резиденцией императорской власти, в то время как Капитолий на Капитолийском холме – резиденцией сената и религиозных центров Рима. Позже город вырос за пределы семи холмов, по-прежнему Палатин оставался желаемым жилым районом. Цезарь Август жил там в намеренно скромном доме, отделенный от своих соседей только двумя лавровыми деревьями, посаженных с одной стороны от главного входа как символ триумфа. Потомки, особенно Неро, с его «Золотым домом», расширяли здание и сады пока они не покрыли всю вершину холма. Слово Palatium стало означать резиденцию императора или скорее, «соседство на вершине холма».

«Палас», эквивалент – «правительство», признан в комментарии диакона Павла, упомянут в 790 г. до н. э. в описаниях событий 660 года. В начале средневековья Palas оставался резиденцией правительства в некоторых германских городах. В Священной Римской империи мощные независимые избиратели размещались во дворцах (Paläste). Это было использовано в качестве доказательства того, что власть широко распространена в империи, а также в большинстве централизованных монархий, только верховному монарху позволено называть его жилище дворцом.

Чем отличается дворец от замка

Во Франции есть четкое различие между замком и дворцом. Дворец всегда располагался в черте города, как Пале де ла Сите в Париже, который когда-то был королевским дворцом, в настоящее время Верховный суд Франции или Папский дворец в Авиньоне.

Еще одно различие между замком и дворцом – архитектура . Поскольку замки – это здания из камня, без «наворотов» и забота только о безопасности жителей. Обитатели дворцов окружены гармонией, эстетикой и архитектурной красотой.

В постройке дворцов использовался дорогой природный материал – мрамор для полов и стен, плитки для украшения и даже золото в качестве отделки. Истинное выражение финансового богатства – дворец, сооружался, как правило, в области природной красоты или центре города.

В противоположность этому, замку всегда присущи грубоватые черты и сельские характеристики.

  1. Palaces находятся в эксплуатации по всему миру и с давних времен. Замки, как правило, возводились на Ближнем Востоке и в Европе еще в 9-м веке.
  2. Замки созданы, чтобы выдержать атаки противника. Дворцы предназначались для неторопливой жизни, а не войны.
  3. Замковые укрытия разработаны для сражения в боях и имеют общие черты при постройке стен и защиты. Дворцы располагают разнообразным дизайном и архитектурно приятны для глаз.
  4. Стены замка построены из камня и кирпича для прочности. Дворцы украшены мрамором и золотом.
  5. Сегодня некоторые дворцы и замки все еще используются как точки интереса для туристов.

С возведением жилья и появлением в обществе расслоения по имущественному признаку возникла необходимость запирать дома на замки, защищать свою частную собственность. Практически не осталось на земном шаре мест, где люди не пользуются этим. В течение длительного времени устройства, запирающие дверную коробку, модифицировались. Изготовители стремились смастерить запор надежнее, повышая его качества. Однако функция дверного замка оставалась прежней — это запирание дверей и сохранение нажитых вещей. Дверные запоры ставят и на межкомнатные двери.

Главная функция дверного замка — запирание дверей и защита дома.

Виды дверных замков

Все запирающие устройства в своем составе имеют:

  • фиксирующее приспособление;
  • специальный короб для запора, сделанный из металла;
  • задвижку;
  • ключ для перемещения ригеля.

От того, какова конструкция дверного замка, зависит его назначение. Способ крепления блокирующих механизмов к дверному устройству подразделяет их на:

  • врезные, их устанавливают внутрь;
  • накладные, закрепляются на внутренней стороне дверей.

Необходимо запомнить, дверные накладные и врезные замки изготавливают для «левых» и «правых» дверей, не советуют при установлении их переворачивать. Это может поспособствовать их ненормальному функционированию.

Имеются универсальные дверные замки, в которых возможен переход с левой на правую дверь, и наоборот. Такое можно сделать, если переставить засов-защелку или защелку. Эта операция проводится без разборки всего замка.

Любопытной разновидностью накладного дверного замка является замок-балка. У него имеется два засова. Они перемещаются по всей ширине двери горизонтально. Этот замок встает на защиту двери и со стороны, где находятся петли.

Тяжелее поддается монтажу врезной вид дверных замков, отсюда большая вероятность не особо качественной установки. Место дверного полотна, где происходит их врезка, основательно ослабляется. А его более близкое расположение к внешней поверхности делает двери более доступными взломщику. Надо отдать должное врезным замкам, которые менее видимы и более удобные в использовании.

Накладные дверные замки не имеют таких недостатков, как врезные. Их элементарнее установить, в местах монтажа они не понижают крепость. Накладные замки прекрасно функционируют на дверях, которые открываются внутрь. Данный вид дверного замка отлично защищает от покушений с внешней стороны, но взломщику, находящемуся в помещении, он не помеха. У накладных замков есть недостаток — это изменение внешнего вида дверей в худшую сторону.

Сейчас изготавливают дверные замки с несколькими засовами. Их называют многозапорными замками. Надежная запорная система та, засовы (ригели) которой распределены по как можно большей длине торца двери.

Наиболее известным механизмом замка двери является врезной запор. В его состав входят:

  • корпус;
  • лицевая планочная деталь;
  • приводной рычаг;
  • засов с основным действием;
  • засов со специальной защелкой.

Вне зависимости от того, каково крепление к дверям, приспособление нынешних замыкающих механизмов содержит две составляющих:

  • секрет, с его помощью узнается ключ к замку;
  • исполнительное устройство, выполняет запирание.

Разновидности секретов

Механические секреты изготавливаются в различных вариантах:

  1. В форме цилиндра. Основу составляет особая деталь — цилиндр. В его середине имеются штифты — элементы, которые мешают взлому замка. Такой замок называют английским. Он наиболее распространенный.
  2. Кодовый. Открывается при введении ключа набором нужных цифр.
  3. Сувальдный. Нахождение нескольких зубчиков на ключе, определяющих число сувальд.
  4. Электронный. Создается на приводе, встроенном внутри.

Типы исполнительных устройств

Замок цилиндрового типа: 1 - корпус цилиндрового механизма, 2 - цилиндр (сердечник) с кодовым механизмом, 3 - скважина для ключа, 4 - кодовые штифты (пины), 5 - запирающие штифты (пины),6 - поводок/кулачок, 7 - крепежное отверстие, 8 - пружина, 9 - ключ, 10 - линия разделения между корпусом и цилиндром.

Существует несколько систем, которые применяются в качестве исполнительного механизма. Это:

  • механическая, когда замыкание выполняется металлическим стержнем, который входит в особый паз;
  • электромеханическая, здесь имеется засов с электрическим приводом;
  • электромагнитная, запорным механизмом является магнит.

Надежность запирающей системы сувальдного дверного замка зависит от количества пластин. Их большее количество способствует более надежной защите помещения.

Система такого типа замка состоит из следующих элементов:

  • ригель, это поперечный механизм засова;
  • сувальда — металлическая пластина;
  • специально предназначенное отверстие для ключа.

Эта система функционирует по принципу занятия всеми пластинами установленных позиций, только в этом случае можно сделать поворот ключа. Пластины ставятся под воздействием зубцов ключа в четко назначенных позициях. Это разрешает повернуть ключ и механизм дверного замка. Но если хоть одна из пластин не окажется в своем предназначенном пазе, тогда не будет работать и все устройство. То есть ключ является кодом замка.

Такие дверные замки достаточно сложно открыть методом силового воздействия. Сувальдные дверные замки имеют длительный срок эксплуатации и высокую степень надежности. К плюсам относится их высокая секретность и простота конструкции. При соблюдении всех правил сборки и норм безопасности такой замок с трудом поддается взлому.

Строение цилиндровой замочной системы

Цилиндровый замочный механизм бывает накладным и врезным. Он имеет в середине потайное устройство. Такие дверные замки изготавливаются:

  • односторонними, они открываются ключом лишь с одной стороны;
  • двусторонними, данные замки имеют два цилиндра и с внутренней стороны не открываются без ключа.

Для того чтобы закрыть жилье таким замком, необходимо выполнить определенные действия: в отверстие, имеющее ограниченный выступ, вставляется ключ. Это отверстие находится в цилиндре, часть которого всегда крутится, но это произойдет в случае, когда будет вставлен надлежащий ключ. Остальное устройство останется недвижимым — это корпус. Исполнительным приспособлением являются штифты. Они служат для подъема ключа. От того, каково их положение, будет зависеть, открыт или закрыт запор.

Откроется дверной замок только при полном совмещении всех кодированных элементов.

Система замочной конструкции межкомнатной двери

В некоторых случаях требуется закрывать дверь между комнатами, и тогда останавливают свой выбор на особенном встроенном в дверь оригинальном замке. В него входят:

  • поворотная пластина;
  • затвор;
  • пружина;
  • рычаг для удержания;
  • защелка;
  • крышка корпуса.

У людей с годами выработалась привычка, уходя из дома, закрывать его на специальные дверные замки. Когда-то они были очень простыми. В наше время применение компьютерных технологий привело к появлению замков-невидимок. Они отлично справляются с задачей по обеспечению защиты жилья от взлома. Если дверные замки простые и недорогие, то не представляет труда их высверлить и выбить. Спрятанная в двери замочная конструкция действует исключительно от радиочастот особенного брелока.

Из этого можно сделать вывод, что лучшим выходом будет приобретение одного качественного запора. Можно и соединить в одной запорной системе разные виды дверных замков, это усложнит работу взломщикам. Необходимо помнить, что при выборе надо скрупулезно обследовать такую конструкцию на предмет всевозможных изъянов, чтобы она не подвела в нужный момент.

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер