Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Восприятие информации человеком.

Восприятие информации человеком.

Рассмотрим пример, когда преподаватель иностранного языка ставит задачу слушателям.На уроке проходят новые слова, все сначала читают их самостоятельно, затем пытаются совместно перевести без использования словарей. Затем материалы закрываются и преподаватель просит каждого ученика дать перевод одного-двух только что рассмотренных слов с русского на английский.

Процесс понятен. Давайте задумаемся о том, насколько эффективно эту задачу могут решать ученики.

Известно, что все люди делятся на три категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Исходя из этого можно подразделить виды восприятия информации.

От того, как человек воспринимает окружающий его мир, зависит его взаимодействие с ним. По сути, от типа восприятия мира, зависит язык, на котором нужно изъясняться с человеком.

Рассмотрим ключевые специфики каждого типа.

Аудиал
Воспринимает информацию на слух, плохо запоминает «письменность». Любит говорить, т.к. для людей этого типа это приоритетный канал связи. В дискуссия доминируют. Любят слушать аудио книги.

Визуал
Восприятие через зрение. Прочитал, запомнил. Нарисовал на доске, хорошо, обсудил на слух плохо. Обладают хорошой визуальной памятью. Аудио книги не воспринимают.

Кинестетик
Ощущение мира через касания, осязание.
Человек должен записать информацию, чтобы ее запомнить.

Теперь давайте посмотрим на какой тип человека в большей степени рассчитано упражнение преподавателя иностранного языка.

Напрашивается сразу два ответа — на визуалов и аудиалов. Визуал, потому что все слова были просмотрены зрительно. И это факт, процент запоминания у таких людей высок, составлет около 60%.
Аудиал, потому что все слова должны быть проговорены. Однако, для аудиала важно самому проговорить эти слова, чтобы их лучше запомнить. Если же на уроке просят каждого произнести по одному слову, то аудиал может не распознать произношение других коллег. Именно поэтому, это задание для аудиала будет выполнено процентов на 20-30.

Для кинестетика все понятно, он не записал слова, значит не запомнил.

Именно поэтому на лекции воспринимают хорошо информацию аудиалы.
Кинестетики смогут запомнить что-нибудь, если будут конспектировать материал, а визуалы, если лекции будет сопутствовать иллюстрации на доске.

Еще один пример из жизни. В некой компании нужно придумать слоган, руководитель пишет на всю команду письмо примерно следующего содержания: кто придумает слоган, тот получит бонус. Как вы думаете, кто начнет быстрее и больше генерировать идеи в письменном виде, и кто воздержится от написания?

В моей практике пришлось работать с разными типами людей, но явно не выделявшихся по рассматриваемым типа в этой заметке. Однако, один раз мне пришлось работать с человеком, который не воспринимал на слух вообще никакой информации. Получить обратную связь в разговоре было практически не возможно, т.к. человек не понимал, что от него хотят. Однако стоило только перейти на корпоративный джаббер и начать переписку, как все вставало на свои места.

Принимайте информацию, имейте ввиду разницу в восприятии информации разными типами людей.

Хотите узнать как заработать в Интернете?
Скачайте бесплатную книгу Владислава Челпаченко
=>> «10 шагов к первому миллиону в инфобизнесе»

Не секрет, у людей выделяют четыре канала восприятия информации, что необходимо учитывать при организации и составления своего выступления или презентации, да и при личностных контактах в бизнесе. Ранее мы усвоили принципы составления .

Конечно, у человека преобладает один из каналов восприятия информации, но было бы смешно полагать, что у него полностью отсутствуют другие составляющие восприятия. Просто пользуется он чаще всего одним, но другие также играют не последнюю роль в общении и усвоении информации.

Наверное, вы замечали в институте или школе, что одни студенты почти ничего не пишут в конспекте, стараются не отвлекаясь слушать или даже записать на диктофон, другие, все подробно записывают, сопровождая свои записи огромным числом иллюстраций, а третьи пытаются систематизировать информацию в виде таблиц и формул.

Вот они аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы.

Способы восприятия информации человеком. Аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы

Чтобы лучше понять, чем они отличаются друг от друга и как воспользоваться особенностями их личности, приведу красочный пример из всем известного мультфильма про Винни- Пуха.

Так вот, кролик- это типичный визуал, Винни-Пух – кинестетик, сова-аудиал и, наконец-то, ослик –дигитал. Представили? Для наглядности можно вспомнить по картинкам.







Теперь немного теории.

Виды информации по способу восприятия

  • Слова

Основными словами визуала будут слова: по- видимому, на мой взгляд, яркий, обзор, вид, красивый.

Кинестетик будет использовать слова: чувствую, схватывать, касаться, прочный, мягкий, спокойно.
Аудиал сделает акцент на словах: я слышал, громко, звук, послышалось, звучит как, приглушённый.
Слова дигитала это: разумно, логичный, по моему мнению, понимать, язык цифр, функциональный.

  • Поза

Обратим внимание в какой позе находится собеседник. Визуал прямой, плечи расправлены, голова приподнята, вспомните нашего кролика. Тело может быть как худощавое, так и полное.

У кинестетика поза расслабленная, голова и плечи опущены, сидит с наклоном туловища вперед, тело чаще пухлое, округлое, мягкое, точно как у Винни-Пуха.

У аудиала голова набок, как будто по телефону разговаривает или прислушивается, посадка прямая. Разве не такая сова из мультика? Дигитал часто скрещивает руки, осанка прямая, голова поднята, тело чаще мягкое и полное, представляем ослика Иа-Иа.

  • Движения

Движения визуала неактивные, зажатые скованные. У кинестетика наоборот гибкие, свободные, в движении принимает участие нижняя часть тела. А вот у аудиала движения то скованные, то свободные, задействована средняя часть тела. А что же дигиталы? Движения их лишены плавности, они как будто неподвижны.

  • Губы

Обратим внимание на форму губ. У аудиала губы чаще в виде ниточек, тонкие, у кинестетика губы толстые, у аудиала они могут быть различные по форме, у кинестетика сжатые.

  • Дыхание

Дыхание у аудиала полное, грудное, у кинестетика низкое, брюшное, у аудиала в полном объеме, у дигитала может быть ограниченное.

  • Голос

И даже в голосе мы найдем характерные черты того или иного типа личности. У аудиала он будет скорее всего высокий, ритмичный, громкий. У кинестетика низкий, медленный, хриповатый. У аудиала мелодичный, ритмичный, меняющийся. У дигитала однотонный, непостоянный, с паузами.

  • Взгляд

Поговорим о направлении взгляда. Аудиал будет смотреть над собеседником, кинестетик под собеседника, у аудиала глаза опущены вниз или он водит ими туда- сюда. А дигитал вообще смотрит над публикой.
Легче всего сориентироваться кто перед вами возможно при общении. Визуал при разговоре будет внимательно смотреть на собеседника, и даже если вы его спросите об этом, он может сказать, что когда смотрит, он лучше слышит.

А вот кинестетик, скорее прикоснётся, чем посмотрит. Аудиал, скорее всего повернёт к вам ухо, по принципу, чтобы услышать, смотреть необязательно. С кинестетиком вообще не будет никакого зрительного контакта.

  • Дистанция

Обратите внимание на какой дистанции вы находитесь с человеком. С визуалом должна быть большая дистанция, чтобы всё видеть и прикосновений они не любят.

Кинестетику важно прикоснуться, значит он расположится близко к вам. Аудиал будет находиться близко, но от прикосновений воздержится. Дигитал лучше будет находиться поодаль.

  • Основные черты

А теперь характерные черты рассматриваемых типов. Аудиалы не хотят быть ниже собеседника, кинестетики из стресса выходят, беря вину на себя.

Аудиалы многословны, однако никогда не зададут риторических вопросов. Дигиталы при стрессе становятся сверхрациональны.
Итак, из всего вышеизложенного подберём основные слова к нашим типам.

  • Визуал – КРАСОЧНО.
  • Кинестетик – КОМФОРТНО.
  • Аудиал – ГРОМКО.
  • Дигитал – ФУНКЦИОНАЛЬНО.

Таким образом, готовясь к любому выступлению или создавая презентацию надо учитывать все осебенности каналов восприятия.

Например, для визуала отразим нашу информацию в красивых иллюстрациях и чётком крупном тексте, для аудиала до мелочей , включая тембр голоса, громкость и паузы.

Для кинестетика создадим условия, чтобы на вашем выступлении ему было удобно. Для дигитала отразим суть доклада в формулах и графиках.

Видео о восприятии информации человеком (визуал, кинестетик, аудиал, дигитал)

Посмотрите видео о восприятии информации человеком.

Продажи продуктов для разных людей должны происходить по-разному, так как все мы разные. Для аудиов — одно, для визуалов — другое.

Вы хотите узнать какие ошибки совершают новички?


99% новичков совершают эти ошибки и терпят фиаско в бизнесе и заработке в интернет! Посмотрите, чтобы не повторить этих ошибок — «3 + 1 ОШИБКИ НОВИЧКА, УБИВАЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТ» .

Вам срочно нужны деньги?


Скачайте бесплатно: «ТОП — 5 способов заработка в Интернете ». 5 лучших способов заработка в интернете, которые гарантированно принесут вам результат от 1 000 рублей в сутки и более.

Здесь готовое решение для вашего бизнеса!


А для тех, кто привык брать готовые решения, есть «Проект готовых решений для старта заработка в Интернет» . Узнайте, как начать свой бизнес в Интернете, даже самому «зеленому» новичку, без технических знаний, и даже без экспертности.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

"Российский государственный гуманитарный университет"

Филиал РГГУ в г. Балашихе

Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин

по информатике

Восприятие информации человеком

студентки 2 курса заочной формы обучения

специальности 080504

Щеглова Юлия Вадимовна

"Государственное и муниципальное управление"

Руководитель к.э.н. М.Ю. Гладков

Балашиха 2011

План

Введение

1.1 Определение восприятия

1.2 Свойства

1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Заключение

Введение

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение - это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятия информации человеком на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает. Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

восприятие ощущение информация человек

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

Восприятие - это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям - тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скорость восприятия - это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.

Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику - несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

1.2 Свойства

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность1. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует. Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся. Целостность восприятия - это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.

Описанными свойствами образ восприятия изначально, с рождения человека, не обладает; он их приобретает в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки, соответствующих формулирующийся в восприятие образов реально существующим в мире предметам и явлениям. Благодаря приобретению восприятия указанных свойств, оно становится таким, которое присуще именно человеку.


Основные виды восприятия человека - это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком.

Восприятие времени - восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления1. Предполагается, что всё это происходит благодаря существованию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые параметры хода реального времени, мы можем судить о нём и давать ему оценки. На роль биологических часов могут претендовать многие циклические обменные процессы, происходящие в организме, например сокращение сердечной мышцы, ритмика дыхания, движения человека при ходьбе, суточные изменения биологических процессов. Воздействуя на организм теми или иными веществами, например стимуляторами или транквилизаторами, мы можем, соответственно, ускорять или замедлять субъективно оцениваемый ход времени.

В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения1. Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы.

В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.

Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.

.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием.

Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но "видим" мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции1.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

По данным А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам1.

Заключение

Из рассматриваемой темы можно сделать вывод, что восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, "переведённые" из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.

Человек всегда будет наивысшей особью эволюции, потому что именно от его потребностей зависит каким будет научно-технический прогресс, потому что ничего не заменит его инстинкты сохранения и мышление

Список использованных источников и литературы

1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 480с.: ил. - (Серия "Учебники и учебные пособия").

Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч.1. - 304с. - (Серия "Словарь-справочник").

Кларк Д. Парадоксы зрения / Д. Кларк // Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. - М: Б. и., 2005. - С. - (Научно - познавательная коллекция "Маршалл Кавендиш").

4. Восприятие Информации Человеком. Человеческое Восприятие [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - cop. 2010-2011. - Режим доступа: http://mywebpro.ru/psihika/vospr-infor-chelov-chelov-vospr.html

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

  • - через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
  • - через слух воспринимается информация в звуковом виде;
  • - через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
  • - через вкус -- информация от вкусовых ощущений;
  • - через осязание -- информация в виде тактильных ощущений.

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию.

Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли.

На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

через зрение мы получаем информацию в виде изображения;

через слух воспринимается информация в звуковом виде;

через обоняние воспринимается информация в виде запахов;

через вкус -- информация от вкусовых ощущений; через осязание -- информация в виде тактильных ощущений.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков, Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов -- фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом -- письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания -- паузы, интонацию.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической, В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма -- это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки -- это пиктограммы.

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками, Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту -- формальным языком музыки.

Язык -- это знаковый способ представления информации. Общение на языках -- это процесс передачи информации в знаковой форме.

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией, Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания. Подведем итог о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

  • - текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • - графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
  • - символы формального языка: числа,

математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр,

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются «информационными каналами» связывающими человека с внешним миром.

Язык -- это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ей с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность -- важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

Инструкция

Соблюдайте режим. Если вы хотите улучшить память и сделать свою интеллектуальную деятельность более эффективной, то первое, на что стоит обратить внимание, - здоровый сон. Дело в том, что именно во время сна происходит восстановление клеток мозга, а также своеобразная его «перезагрузка». Неудивительно, что у тех, кто поздно ложиться и рано встает, снижается способность концентрироваться на какой-либо информации и быстро воспринимать ее.

Не забывайте о перерывах. Вспомните школу: 45 минут урока, затем 15 минут перемены. Попробуйте воплотить этот принцип и в работе, учебе, других занятиях. Если вам тяжело сосредотачиваться на одном занятии в течение 40-50 минут, то стоит немного изменить «график». Например, делайте десятиминутный перерыв каждые полчаса. После 4-5 циклов необходимо взять часовой тайм-аут. По возможности выберитесь на свежий воздух и прогуляйтесь.

Соблюдайте «умную» диету. Полноценный рацион - немаловажный фактор, способствующий успешной интеллектуальной деятельности. Постарайтесь отказаться от фаст-фуда и постоянных перекусов в пользу правильного питания. В вашем меню обязательно должны присутствовать продукты, содержащие жирные кислоты омега-3, например, рыба, морепродукты, киви, орехи. Не забывайте о белках и углеводах: ешьте постное мясо, яйца, молочные продукты, а также цельнозерновой хлеб и крупы. А витаминами организм обеспечат сезонные ягоды, фрукты, овощи.

Тренируйте память. Например, ежедневно заучивая небольшой отрывок текста. Однако не нужно «зубрить» его, игнорируя смысл. Сначала прочитайте строки несколько раз, постарайтесь представить описываемую картину, подобрать ассоциации. Затем изложите текст вслух своими словами. Возвращайтесь к отрывку в течение дня, а вечером попробуйте воспроизвести его наизусть.

Воспринимайте информацию визуально. Ментальное «фотографирование» - отличное упражнение для тех, кто хочет улучшить работу своего мозга. На несколько секунд задержите взгляд на каком-нибудь предмете. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать объект в своем воображении. «Фотография» должна получиться максимально детальной: цвет, форма, фактура, элементы декора, даже трещины или пыль - добивайтесь максимального сходства. Стоит начинать с простейших бытовых предметов, например, расчески или чашки. Постепенно усложняйте задания, пытаясь создать ментальные портреты знакомых или даже просто прохожих на улице.

Память , с научной точки зрения, - это главная функция мозга человека. По мнению академика Бехтеревой Н.П., ю называют хорошее запоминание, удержание и воспроизведение информации. Различают кратковременную и долговременную формы. Первая характеризуется быстрым запоминанием и удержанием информации не более получаса. Затем эта информация забывается или переходит в долговременную память.

Вам понадобится

  • - «Реминил», «Экселон», «Семакс»;
  • - «Глицин», «Мексидол», «Кавинтон», «Церебролизин», «Энцефабол»;
  • - регулярные интеллектуальные тренировки памяти;
  • - рациональное питание;
  • - полноценный сон и отдых;
  • - физические нагрузки.

Инструкция

Видео по теме

Подготовка к экзамену требует не одного часа. Время наибольшей мозговой активности у всех людей разное. Кто-то лучше запоминает с утра, кто-то в интервале между 3-4 часами дня, а кому-то проще просидеть над учебниками всю ночь. Определите свои «активные» часы и приступайте к изучению тем в отведенное время.

Информация поступает в мозг через каналы восприятия, которые также у всех людей различны. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов . Чтобы определить свой тип, попробуйте передать информацию, например, об одуванчике. Аудиалы начнут описывать цветок вслух, визуалы скорей всего его нарисуют, кинестетики расскажут о своих эмоциях в связи с цветком («Он мягкий, лепестки щекочут кожу…» и т.д.), а дискреты вспомнят о лекарственных свойствах (потому как ищут в предметах пользу и возможность применения в жизни).

Аудиалам проще воспринимать информацию на слух. Эффективным методом запоминания будет проговаривание темы. Попробуйте прочитать сухую терминологию так, словно читаете стихи: выразительно, с некоторым напевом. Можно использовать любимую песню - переложите слова под знакомый мотив и повторяйте несколько раз подряд.

Визуалам , чтобы отчетливо запомнить что-либо, требуются схемы и чертежи. Попробуйте нарисовать изучаемую тему. Эффективен метод коллажа, когда человек приклеивает фотографии/картинки на стену и рисует связи между ними.

Кинестетикам важны ощущения. Выберите для подготовки к экзамену уютное местечко, удобную одежду и т.д. Лучше, если подготовка будет проходить где-нибудь на природе, в тихом уединенном месте. Мысленно ассоциируйте важные термины с чем-нибудь приятным. Также кинестетики опираются на механические действия: для запоминания записывайте основные термины и принципы.

Дискреты – хорошие аналитики, им важна суть. Чтобы лучше запомнить большой объем информации, необходимо разложить ее на мелкие составляющие. Уберите из текста лишние слова, и все получится.

Помимо канала восприятия и временной активности нельзя списывать со счетов общее состояние организма. Не забывайте во время подготовки к экзаменам отдыхать и хорошо питаться, включите в рацион витамины (аскорбиновую кислоту с глюкозой) и грецкие орехи с фундуком.

Отработайте диалоги с экзаменатором – пусть кто-то из близких людей старшего возраста протестирует ваши ответы и, по возможности, внесет поправки.