Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  Все о празднике сабантуй. Сабантуй — История возникновения праздника, обычаи

Все о празднике сабантуй. Сабантуй — История возникновения праздника, обычаи

История возникновения

татарского национального праздника

«Сабантуй».

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником у татар. Поэтому он всегда празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. И по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру.

История возникновения праздника Сабантуй

Багдада .(Арабский путешественник и писатель 1-й половины X века . Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе . В -922 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию . В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов , башкир , булгар , русов и хазар).

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан - “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой (единение с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”)

Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля). Теперь же – в честь их окончания (В июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным хозяйством. Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожая в новом году.

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки

«Конные скачки»

«Борьба с мешками» Прыжки в мешках

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника

Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

История Сабантуя

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада . Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг », а туй - «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых .

Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного - кызыл башлы сёлге - (вытканного узорами) полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - бавырсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей .

Сабантуй как государственный праздник

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Современный сабантуй почти повсеместно проходит по единой схеме. Правда, в городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей - сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельском местности - это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к нему заранее - убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье и дни сабантуя не бывает приезжих.

В каждом селе или районном центре создаётся комиссия, которая составляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении сабантуя в различных населенных пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где народу больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью. Отдельные различия наблюдаются также в организации сбора подарков для сабантуя, который, как правило, проходит по давней традиции.

Проводят его накануне праздника, в субботу, а если село большое, то иногда начинают собирать подарки в пятницу, во второй половине дня. Сбор подарков - эйбер жыю, яулык жыю, как и прежде, впечатляющее зрелище. В некоторых деревнях, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. С веселой песней юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами и вешают на них другие подарки. И только в отдельных деревнях под Казанью подарки собирают уважаемые в селе старики-аксакалы. Они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Интересно отметить, что подарки дают и приезжие гости. Юноши благодарят одаривающих песнями.

Подарков собирается много, они разнообразны. Как и прежде, обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен . По традиции она дарит вышитое полотенце. Однако в последние годы, с исчезновением домашнего производства тканых полотенец, молодушки стали дарить для сабантуя рубашки, считая их более подходящим подарком, чем обычные фабричные полотенца. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка. Ведь раньше каждая яшь килен готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр сабантуя. Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают и вместо подарка, и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний, их пьют борцы и т. д.

Завершая сбор подарков, юноши еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько собралось вещей.

Одно из браных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивается на длинном шесте при въезде в село, оповещая всех о предстоящем сабантуе.

Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место типа небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участииков праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть. Выступление певцов, танцоров - участников художественной самодеятельности.

После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - кэрэш . Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом сабантуя, является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба - кэрэш, из праздничного развлечения, составной части сабантуя переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России .

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Большое оживление вносят различного рода шуточные состязания, которые проводятся в это же время на майдане. Их довольно много. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Иногда этот забег организуют только для мужчин. Бег в мешках, бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз (иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.

Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что любой присутствующий в любой момент может включиться в них. Единство выступающих и зрителей делает его настоящим праздником.

Майдан длится с 10-11 утра до 2-3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Если сабантуй проводится на расстоянии от села, то нередко здесь на лужайке, устраиваются семейные чаепития зa самоваром, который берут с собой.

После окончания соревновании на майдане народ расходится по домам. А под вечер молодежь снова собирается на вечерние игрища - кичке уен. Сейчас их иногда называют вечернийсабантуй. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время нередко в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира.

Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.

Описание праздника

Слово "сабантуй" происходит от тюркских лексем "сабан" - плуг и "туй" - праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.

Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками.

Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он - настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

Сабантуй: история праздника

Народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.

Изначально праздник носил сакральный характер, проводился с целью задабривания духов и божеств плодородия, чтобы они ниспослали хороший урожай. Поэтому Сабантуй праздновался в апреле перед посевными работами. В ритуальных играх и соревнованиях участвовали именно молодые парни, так как сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово "туй" в данном случае правильнее трактовать, как "свадьба, бракосочетание".

Кроме того, ритуальный обычай предполагал жертвоприношения и общественные моления в честь бога Солнца и Неба - Тенгре и в честь духов предков. Позже эти языческие обряды заменили на традицию подношения подарков.

Сабантуй готовился заранее, еще зимой. Молодые девушки вышивали и шили полотенца, платки и рубашки, которые становились основной наградой для джигитов, участвовавших в народных играх и состязаниях. Самым желанным и дорогим вознаграждением считалось полотенце, украшенное вышивкой из национальных узоров.

Основными играми и состязаниями были: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.

Современный статус праздника

Народное гулянье и сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах.

Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. Исторически народное гулянье имеет четкие обряды и традиции, однако, появляются и современные тенденции в его проведении.

Кроме того, Сабантуй имеет статус федерального праздника и проводится во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других.

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:

  • начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
  • через неделю народные гулянья проходят в городах;
  • еще через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают специальные праздничные площадки, обычно на большом поле - майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Кроме того, в деревнях и селах сохраняется традиция сбора подарков.

Состязания и народные игры

На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования - захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары - мужчины средних лет. Кульминация состязания - борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз - живого барана.

Еще одно основное состязание - конные скачки, которые могут проводиться отдельно на ипподроме или устраиваться непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Сабантуй - праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть состязания - поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге:

  • с яйцом в ложке;
  • с полными ведрами воды на коромысле;
  • прыжки в мешках;
  • парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

Очень популярны следующие народные игры:

  • бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
  • с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
  • командное или одиночное палки;
  • лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй, описание которого не может быть полным без обзора традиционных татарских яств, еще и очень гостеприимный.

Здесь принято угощать мясной и сладкой едой. На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:

  • татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей;
  • перемеч - нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки;
  • баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями;
  • бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне;
  • чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

Детский праздник Сабантуй

Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школах и детских садах.

Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей.

Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:

  • Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
  • Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.
  • Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
  • Окончание праздника - вручение подарков победителям.

Торжество дети проводят сами, ведущие одеты в национальные костюмы, участники приносят сладкие угощения, после мероприятия устраивают чаепитие и веселые танцы. Ребятишки приобщаются к народной культуре, проникаются традициями предков.

Поздравления с Сабантуем

На Сабантуй - праздник труда и здоровья - принято говорить друг другу теплые пожелания. Кроме того, поздравления звучат в газетах и других СМИ, от руководителей всех уровней и, конечно, президента.

Пожелания льются самые разнообразные, однако неизменными остаются слова о здоровье, счастье, благополучии. Нелишними будут пожелания успеха в трудовой деятельности и всех земных благ.

Можно привести следующий пример поздравления на Сабантуй: "От всей души поздравляю с национальным праздником Сабантуй - старинным и вечно молодым! Праздником труда, гостеприимства, щедрого урожая. Желаю здоровья, благополучия и счастья! Пусть тебя сопровождает успех в делах, а все блага мира сопутствуют твоей семье".

Традиции и новаторство праздника

Народное гулянье имеет свою структуру, состоит из определенных обрядов, игр. Однако оно развивается, появляются новые, интересные тенденции, которые делают его более разнообразным.

Сабантуй - праздник, сочетающий в себе традиции народа и различные нововведения, основные из которых следующие:

  • награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
  • новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие;
  • бега с участием лучших рысаков России и зарубежья;
  • в некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой (стоить отметить, что рассматриваемое мероприятие не является религиозным).

Таким образом, Сабантуй - труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй - весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

Праздник Сабантуй

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

Праздник Сабантуй

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки - ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным - сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Состязания на Сабантуе

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог - игра - эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы.

Праздник Сабантуй

Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний - курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта - бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз - “от села до села”. Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках (“Алпамша”, “Камыр батыр” и др.).

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением “духу горы”. Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей - камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.

Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).

Ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: “curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi - легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели”.

Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен.

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков - одно и самых любимых соревнований. Задача - разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем. Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу (джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

История возникновения праздника Сабантуй

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

Путин на празднике Сабантуй

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника - Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа - песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.

Сабантуй: традиции и новаторство

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.

Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль "Сабантуй" по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции - есть народ, нет традиций - нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их - разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.

Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.

Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.

Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это - скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ - разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах - гармонистов, кураистов, кубызистов.

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй - это начальная школа жизни.

Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.

В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства - и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля - они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.

Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался "серэн сугу", по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и... глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.

Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: "Аксакаллар, сез ризамы?" (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не "шанелью"... Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?

Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.

До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.

И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.

Сабантуй по своему статусу - народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя - белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!

Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.

Сабантуй - праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием "на грудь", к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.

По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру "кыз куу".

Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате - рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.

СТАТЬИ ПРО ТАТАРСТАН И ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:

! ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН - ЗДЕСЬ!!!

http://1997-2011.tatarstan.ru/

http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post174023679/

http://fotki.yandex.ru/users/masloff2006/

http://kukmor.livejournal.com/172007.html

https://lori.ru/cabinet/354197/info

23 июня в Казани пройдет традиционный татарский праздник Сабантуй, который ежегодно собирает на своих площадках тысячи человек. Это отличная возможность узнать чуть больше о культуре татар, попробовать, наконец, национальные сладости и поучаствовать в конкурсах.

Тем не менее, Сабантуй - не только про игры, бесплатный (но это не точно) чак-чак и бесшабашных батыров. Он имеет тысячелетнюю историю и традиции, о которых знает далеко не каждый. Enter углубился в историю и узнал, как появился праздник плуга, почему его отмечают до сих пор и при чем здесь язычество.

Сабантуй. Что это вообще?

Есть несколько версий, откуда появилось слово «Сабантуй». В одних источниках уверяют, что «сабан» переводится как «яровые», а в других - «плуг». Еще один вариант перевода - «весенний» или все, что связано со временем пахоты. Немного противоречий вызывает и вторая часть из трех букв - «туй». Она может означать и праздник и свадьбу. Последнее вполне логично - у некоторых древнетюркских племен существовал обряд ритуального вступления в брак с природой. Сейчас все толкуют проще - чаще всего Сабантуй называют праздником плуга.

Историки снова расходятся во мнениях, когда и откуда появился Сабантуй. Здесь и версии с жертвоприношениями в честь бога солнца и неба Тенгри, и параллели с греческими Олимпийскими играми. Некоторые предполагают, что все началось с обрядов и молений, чтобы задобрить духов перед началом весенне-полевых работ.

Часть ученых считает, что изначально это была просто хорошая возможность для батыров выяснить, кто тут самый сильный, и связывают происхождение со спортивными состязаниями. В любом случае, и татарам, и башкирам, которые продолжают праздновать Сабантуй, есть чем гордиться - почти все источники сходятся на том, что он имеет более чем тысячелетнюю историю. Так что, можно на празднике плуга в этом году налить себе катык (или травяной бальзам) и поднять кружку (рюмку) за успешное сохранение вековых традиций.

История праздника плуга коротко

В нескольких источниках указано, что Сабантуй еще в 921 году в своих трудах описал знаменитый исследователь Ибн Фадлан, посол из Багдада, прибывший в Булгары. Также на старинном кладбище тех времен в Алькеевском районе найден надгробный камень с надписью: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя». Но о точных временных отрезках зарождения праздника историки пока могут только догадываться.

До XIX-го века его празднование сопровождалось языческими обрядами, которые были призваны направить силы природы на помощь людям. Особенно, если это касалось хорошего урожая. Со временем такие обряды с магической подоплекой стали уходить в прошлое. Во многом из-за отношения к ним религиозных деятелей и российских царей - Сабантуй стали называть и смертным грехом, и праздником свадьбы шайтана. Особо активные предлагали и вовсе запретить праздник.

Нелегкая судьба у Сабантуя была и в советское время. Отменять его уже не призывали, зато в народный праздник пробрались идеологические нотки. Власть пыталась сделать его еще одним инструментом для пропаганды. Именно из-за этого, полагают историки, и сдвинулись сроки его проведения - вместо конца апреля перед началом весенне-полевых работ, Сабантуй начали отмечать летом, после их завершения. Такое смещение в датах связывают с тем, что на празднике можно было всенародно чествовать отличившихся работников - показательный пример для остальных. Многие из народных обычаев в прошлом и вовсе причислили к разряду «религиозных».

В настоящее время даты праздника выбирают не аксакалы, как было в XIX-XX веках, а специальный оргкомитет. Изменения произошли из-за того, что Сабантуй приобрел статус государственного праздника. Тем не менее, в некоторых деревнях по-прежнему собираются на неофициальный Сабантуй.

Сабантуй за пределами России

На татарский Сабантуй впервые были приглашены представители других народностей еще до революции, а в ХХ веке это стало обычной практикой. Так праздник понемногу расширил географию. Сейчас его отмечают не только в России, но и за границей. Например, татарский колорит успели ощутить в Вашингтоне, Нью-Йорке, Берлине, Монреале, Праге, Риме, Женеве, Париже и не только. В этом году Сабантуй пройдет в 36 городах мира.

В 2017-м Сабантуй, который прошел в Париже на Марсовом поле, собрал около 20 тысяч человек. На его проведение потратили порядка 20 миллионов рублей. Поесть родной чак-чак и услышать татарскую музыку приехали представители татарских диаспор из 12 стран.

Кроме того, Сабантуй любят и жители Калифорнии. Те, кто имеет татарские корни, угощают гостей праздника губадией и эчпочмаками. В этот день в городе можно встретить десятки американцев с тюбетейками на голове. А на Сабантуе в Женеве артисты из Швейцарии поют на татарском, башкирском и русском языках. Также услышать можно и звучание курая.

Сабантуй в Париже, 2018

Аналоги Сабантуя

Башкирский Сабантуй - собрат татарского. Его отмечают примерно в то же время, что и в Татарстане. Он также связан с окончанием весенне-полевых работ. У башкир первые упоминания о празднике плуга встречаются в XVIII веке.

У чувашей похожий праздник, посвященный земледелию, называется Акатуй. Народу из соседней Республики повезло - они празднуют целую неделю. Обязателен поход по гостям, угощения и на совесть сваренное пиво. Зато совпадает идея - надежда на богатый урожай.

Марийцы же отмечают Ага-Пайрем. Перевод названия совпадает с Сабантуем - праздник плуга. По завершении посевных работ марийский народ устраивает спортивные состязания - те же скачки, конкурсы и игры.

Похожие праздники есть также у мордвы, удмуртов, народов Северного Кавказа и у казахов.

Все дерутся и прыгают в мешках. Мне стоит переживать?

Ниже не полный список народных игр, которые помогут вместо просматривания сториз в инстаграме, предаваться безудержному веселью на Сабантуе. Со временем они видоизменялись, но большая часть существует много лет.

Скачки

Бравые егетләр (юноши, - прим. Enter) соревнуются в скорости и ловкости - и не только в умении обогнать соперника, но и в завоевании сердец.

Прыжки в мешках

Пояснение: нужно прыгать в мешке. Кто не запутается в ногах и окажется первым на финише - тот победил.

Бой мешками на бревне

Цель соревнования в том, чтобы, не теряя достоинства и координации, бить соперника мешком, набитым соломой. Падать с бревна нельзя!

Разбивание горшков с закрытыми глазами

Нужно метко попасть палкой по горшку, и желательно - не ударить никого из окружающих.

Перетягивание каната

Принцип прост - в чьей команде больше накаченных батыров, та, как правило, и перетянет веревку в свою сторону.

Влезание на верхушку столба

Смельчаку предстоит проявить выдержку и отсутствие акрофобии, чтобы вскарабкаться на самый верх столба, где находится приз.

Бег с ведрами

Участникам с ведрами, наполненными водой, предстоит пробежать небольшую дистанцию. Нужно финишировать первым и желательно не облить судью.

Где и когда пройдет Сабантуй-2018

23 июня национальный праздник в Казани примут две площадки - Березовая роща в поселке Мирный и лесопарковая территория возле озера Лебяжье. Ради скачек нужно будет отправиться на Казанский ипподром. Сабантуй начнется в 9:30 в обеих локациях. На них пройдут около 15-ти соревнований. Для детей будут работать отдельные площадки со специальными программами. Скачки стартуют в 15:00: зрители увидят 12 заездов, а те, кто сделал верные прогнозы, смогут отметить это на концерте после состязаний.

До Березовой рощи запустят автобусы с остановок: «Станция метро Проспект Победы», «10 микрорайон», «Концертный зал филармонии» на Павлюхина, «ул. Глазунова» (Теплоконтроль). Также доехать можно на электричке со станции «Казань-1». Добраться до Лебяжьего озера помогут автобусы № 36, 46 и 72. Только на остановке «Ремплер» в Залесном придется пересесть в бесплатные шаттлы, которые довезут до площадки Сабантуя. Они курсируют каждые пять минут.

Как вести себя на Сабантуе. Памятка для тех, кто окажется там впервые

  • Когда кто-то пошутил на татарском, необходимо вежливо рассмеяться, даже если ничего непонятно
  • Нельзя отказываться, если предлагают станцевать, ударить кого-то мешком по голове или выпить кружку чая
  • Чтобы понравиться окружающим, при звуках любой татарской песни, нужно начать приседать, попеременно выкидывая ноги в сторону. Руки при этом держать за спиной
  • Не стоит фотографироваться на фоне коней. Возможно, вас примут за участника скачек, посадят на лошадь и отправят в забег.
  • Стоит улыбаться и чаще произносить «рәхмәт», «монда яхшы», «мин татарларны яратам»
  • Помните: то, что происходит на Сабантуе, остается на Сабантуе

Праздник Сабантуй очень древний и пришел в Казань в сегодняшнем образе еще из языческой культуры. Ранее он отмечался непосредственно с приходом весны и основными обрядами, которые сопровождали его, было подношение и молитвы богу солнца и неба Тенгре. Также в этот день задабривали духов умерших предков.

Слово «Сабан» в переводе с тюркского обозначает «весенний», а «туй» - «свадьбу». Получалось, что дословно праздник символизировал союз с природой. Самые первые развлечения имели сакральный характер, все они происходили от кочевого и полукочевого быта, который существовал на то время. Непременной составляющей тогдашней развлекательной программы являлся бег. Также приветствовались прыжки, перегонки на лошадях и курэш-борьба.
Со временем праздник Сабантуй впитывал в себя культуру разных народов, к нему примешивались традиции удмуртского, чувашского, мордовского, татарского и русского этносов. Повсеместно стали появляться похожие праздники весны.
Уходя от языческих канонов и поклонения богу Тенгре, народ стремился обеспечить хороший урожай, уход за скотиной и продолжать свой род. Постепенно уходили в небытие и древние обряды, в частности исчезло жертвоприношение. Его место заняла традиция дарить рукотворные подарки, в особенности украшать и расписывать яйца, их дети собирали затем по домам. Победители состязаний также непременно награждались.
Случалось так, что резвый скакун мог повредить ногу, ему за это полагался подарок, как и тому, кто последним приходил к финишу. На шею им вешали яркие платки или полотенца. В последнее время тесно сплелись межу собой традиции русского и татарского народа, о чем будет свидетельствовать Сабантуй в Казани 2012, как и прошлогодние празднования.
Во времена Казанского ханства Сабантуй был самым главным праздником. Так он идет своей дорогой из века в век, из поколения в поколение передавая свои традиции. Он полнится новыми традициями, но при этом сохраняет смысл исконных. Творческие особенности делают праздник ярким, выделяющимся из всех.
Когда в Булгарии была принята мусульманская вера, несколько изменилось восприятие праздника. Законы шариата не отрицают присутствия у народов подобных празднований, но они стали отмечаться по другому календарю. В Казани празднуется Науруз – Новый год, дата которого не совпадает с православным календарем, поэтому в жизни Татарстана есть два ярких праздника вступления в новый период. Сабантуй перенесли на начало мая и он стал праздником начала весны и посевных работ. Когда же в России стали жить по Григорианскому календарю, то начало весны ознаменовывалось праздником Науруз.
Начиная с 20-х годов ХХ века, Сабантуй становился все ближе к лету. В итоге так и дошел до дня летнего солнцестояния. За время этого пути он вобрал в себя лучшие из элементов праздника Джиена, который углублялся в тюркские корни, но при этом сохранил все татарские обряды и традиции празднования.

В 1990 году в Татарстане Сабантуй утвердили как общегосударственный праздник, а чтобы привлечь к нему интерес со стороны общественности, один за другим его посещают президенты России.