Меню
Бесплатно
Главная  /  Декор и дизайн  /  Загадка шестая - пражский голем. Профессор лев ребет: «более опасен для ссср, чем бандера

Загадка шестая - пражский голем. Профессор лев ребет: «более опасен для ссср, чем бандера

Лев Ребет (* 3 марта 1912, Стрый, Львовская область – † 1957, Мюнхен) – украинский политический деятель, публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров ОУН.
Родился в семье почтового чиновника. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Принимал участие в юношеском движении пластунов. В 15-летнем возрасте, учась в украинской гимназии, стал членом Украинской Военной Организации (УВО) после основания Организации украинских националистов в 1929 г. вступил в ее ряды.
Окончил юридический факультет Львовского университета.
Узник польских тюрем за принадлежность к ОУН.
1934-1938 – проводник краевой экзекутивы ОУН в Западной Украине. После раздела Польши между нацистской Германией и Советским Союзом в сентябре 1939 года Ребет уехал в Краков, там он входил в состав Центральной экзекутивы ОУН и руководил разведкой.
1940-1941 – после раскола ОУН на мельниковскую и бандеровскую фракции поддерживает Степана Бандеру.
С апреля 1941 г. – член ОУНР.
Когда 22 июня 1941 разразился советско-германская война, Ребет в составе бандеровской походной группы отправился во Львов. Вечером 30 июня 1941 в освобожденном от Красной армии Львове было провозглашено восстановление Украинского государства. 5 июля Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (т.е. Западноукраинского правительства), которое возглавлял Ярослав Стецько, а после ареста последнего одно время исполнял функции Премьера Правления. В тот же день Гитлер приказал Гиммлеру принять репрессий против Украинского государственного правления. Следовательно, 6 июля гестапо арестовало в Кракове Степана Бандеру, 9 июля во Львове – председателя Украинского государственного правления Ярослава Стецько, а 12 июля – членов Правления Дмитрия Яцива, Романа Ильницкого, Владимира Стахова и Льва Ребета. Всех их перевезли в Берлин, и там нацисты течение 2 месяцев следствия требовали от них отозвать Акт восстановления Украинского государства. Поскольку же Бандера, Ребет, Стецько и другие руководители Украинского государственного правления отказались это сделать, нацисты отправили их в концентрационные лагеря – гестаповцы арестовали Ребета в сентябре 1941 года и доставили в краковской тюрьмы, а затем и в концлагерь Аушвиц, где он сидел в заточении до декабря 1944.
Летом 1944 года была образована Украинский Главный Освободительный Совет (УГВР), взявшая руководство повстанческим движением. В состав Президиума Совета была избрана жена Ребета Дария. Тогда же был сформирован и Генеральный Секретариат, есть украинская подпольное правительство. Когда в октябре 1944 года нацисты наконец выпустили Ребета из концлагеря, он по поручению Украинского Главного Освободительного Совета уехал в Мюнхен, чтобы представлять ее в отношениях с западными союзниками.
С 1945 г. в Мюнхене, возглавлял организации ОУНР.
1945-1948 – главный судья Заграничных частей ОУН.
С 1948 г. – становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковский и Мирославом Прокопием одним из руководителей ОУНР, а вскоре – ее председателем.
В 1948 году в бандеровском отломов ОУН произошел первый раскол, когда Лев Ребет и ряд других лидеров выступили против тоталитарных и авторитарных идей, исповедуемых Бандерой, Стецько и другими лидерами. В 1953 году была предпринята попытка примирения, но в феврале 1954 года этот раскол стал окончательным. Бандера и Стецько предложили вернуться к идеологии действующего национализма с его лозунгом «Украина для украинском», а Лев Ребет считал это глупостью. Бандера и Стецько пропагандировала авторитарный стиль, вместо Лев Ребет и его единомышленники отстаивал принятую 1943 новую программу ОУН, главным лозунгом которой было «Свободу народам, свободу человеку!»,
Вследствие многочисленных партийных конфликтов Лев Ребет с декабря 1956 перестает быть членом ОУНР, и вместе со своим соратником и единомышленником Зеновием Матло создает новые руководящие органы Заграничных частей ОУН. Учитывая наличие двух проводников сторонников этого крыла ОУН – так называемого ОУНЗ – назвали "двийкари".
Находясь в эмиграции, Ребет занимается научной и публицистической деятельностью. Он был сотрудником газет «Украинская трибуна», «Время» и «Современная Украина».
1949 – защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация».
С 1952 г. – доцент, а с 1954 г. – профессор государственного права Украинского свободного университета.
С 1955 г. – главный редактор общественно-политического журнала «Украинская самостийник».
Автор многих трудов по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Света и тени ОУН», «Происхождение украинский, русских и белорусов в свете современных советских теорий».
Ребет категорически отвергал тезис «Украина для украинском», утверждая, что «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом с старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех пространствах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, столетиями на Востоке представляла российская – белая и красная – империя, показать образец современного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук ».
Ребет был убежден в создании независимого демократического Украинского государства, что никак не вписывалось в видение советских коммунистических идеологов. Исследуя процессы формирования украинской нации, Ребет настаивал, что она может быть сформирована только в независимой Украине. Только «самостоятельное государство является наиболее подходящей для развития этнической общности».
Концепция Ребета, по которой «теория народного суверенитета породила насквозь стихийное движение, много народов, а также этнических групп, поднял до уровня наций», и проектирование ее на украинский народ, выбивалась из советской идеологии и была признана коммунистической верхушкой опасной, поэтому и был отдан приказ на его уничтожение.
Власти СССР неоднократно требовала выдачи деятелей ОУН и УПА, в том числе и Ребета, за якобы сотрудничество с фашистами. Именно как ведущий теоретик и идеолог национализма Ребет и привлек к себе внимание советской госбезопасности и КГБ выделило его в число одного из наиболее опасных деятелей, об этом свидетельствует то, что против него был устроен атентат. В первой половине 1950-х годов его несколько раз безуспешно пытались похитить, но в конце концов было принято решение его уничтожить.
Лев Ребет был убит агентом КГБ Б. Сташинским 12 октября 1957 на лестнице в доме на Карлплатц в Мюнхене, где тогда находилась редакция «Украинская Самостiйника», с завернутого в газету устройства, выстреливал струей синильной кислоты. Он был изготовлен в московской лаборатории, в сутки ЧК называлась «специальным кабинетом», в сутки НКВД – «камерой», а во времена КГБ – «спецлаборатории № 12». Сейчас в структурах ФСБ она называется "лабораторией Х".
В момент встречи убийца Сташинский, он же Йозеф Леман, он же Зигфрид Дрегер, он же Ганс-Йоахим Будайт, он же Александр Крылов – направил устройство прямо в лицо "я Ребета и нажал на спусковую пружину. Как и было задумано в Москве, при вдыхании паров яда быстро попадали в кровь жертвы и вызывали закупорку сосудов ее головного мозга. Смерть Ребета наступила за полторы минуты, но никаких следов вмешательства на его теле не осталось, так что врачебная экспертиза, состоявшейся в 10:50, причиной смерти назвала сердечную недостаточность.
Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», о том что он был убит специальным ядом стало известно позже. Уже позже, на суде, Сташинский объяснял свое решение расправиться с Ребетом тем, что, как он узнал, перед ним был «теоретический голова (т.е. ведущий теоретик) украинский в изгнании», потому Ребет «прорабатывал для своих газет не столько хроники событий дня, сколько, в первую очередь, идеологические вопросы ».
Об убийстве Сташинский рассказывал так: «Я ждал перед домом. После 10 часов я его увидел, как он шел от остановки трамвая, я повернулся и пошел в направлении дома. Я поднялся на одну лестницу в гору, до первого этажа. Я видбезпечив оружие – подождал в коридоре на первом этаже и скоро услышал, что входная дверь открылась. Я вышел из малого коридора и пошел по лестнице, с левой стороны вни, с Ребетом на встречу. Ребет держался правой стороны лестницы. Проходя мимо, я вдруг поднял руку и нажал на спусковой крючок пистолета, выстрелил из оружия в его направлении и тогда пошел дальше. Я заметил, что Ребет пошатнулся вперед ».
Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.
30 октября 2010года в Храме Святой Троицы УГКЦ состоялась праздники литургия и чин погребения, после чего его бренные останки перезахоронены во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политической, общественной и научной деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

25 Прага. Еврейский квартал.
Еврейский квартал находится в черте Строго Города. Евреи жили в Праге, по крайне мере, с 10 века. Вначале они жили на Малой Стороне, потом переселились на другой берег в гетто. Вокруг гетто была установлена стена, охранявшая евреев от гнева рыцарей-крестоносцев. Было время, когда их изгоняли из Праги, было время, когда разрешали отдельное поселение на правах отдельного города, как это случилось при императоре Йезофе II (1781). Еврейский город так и назывался – Йезефов. В 20 веке пражские евреи составляли значительный слой немецкоговорящего населения. С чехами у них были сложные отношения, последние считали их проводниками имперской политики Австро-Венгрии. (Так в «Швейке» только немцы и евреи выказывают патриотическую позицию. «На углу Краковской улицы был избит какой-то бурш в карпорантской шапочке, закричавший Швейку: «Heil! Nieder mit den Serben!» (Хайль! Долой сербов!»)» и « Несколько евреев из Писека закричали виде приветствия:«Heil! Nieder mit den Serben!» Им так смазали по морде, что они потом целую неделю не показывались на улице») В 1939 году их было 118000. Но после превращения Чехии в протекторат Рейха началось истребление евреев. В 1945 году их осталось 30 000, потом они эмигрировали. Сейчас в Праге проживает всего 3000 евреев. Территория бывшего гетто превращена в музей под открытом небом. Интересно, что это то, чего добивался и Гитлер. Он тоже предполагал сделать тут музей «истребленной этнической группы». Территория эта совсем небольшая и плотно забитая туристами. Кстати, там продают дешевые сувениры.
Это вход в гетто. Видна еврейская ратуша и Высокая синагога. Ее нынешний вид соответствует 19 веку.




(Более точно – пробежали мимо и пошли обсматривать остальные части Праги. Вблизи этого места действительно наблюдается очень высокая концентрация евреев, и большинство посетителей мемориала, как мне показалось – евреи. Впрочем, для евреев вход на мемориальное еврейское кладбище – со скидкой.

Только, пожалуйста, не спрашивайте, как именно требуется подтверждение своего еврейства от желающих купить льготный билет. Сказано же – пробежали мимо - и дальше, искать еще необсмотренные достопримечательности. прим. ред.)

На кладбище есть могила ребе Лева (верховного раввина Праги Льва бен Бецелелема). Ребе Лев был каббалистом, в 1580 году для работ по хозяйству и защиты гетто от врагов он сделал из глины Голема. Голлем оживал, когда ему в рот клали табличку с именем Бога. На ночь табличку вынимали, но однажды забыли. За эту ночь Голлем вырос со своих 150см до больших размеров и стал неуправляем. С большим трудом удалось отнять у него табличку, но больше его уже не оживляли, хотя его тело таинственно исчезло. Около Карлова моста есть его изображение, сделанное современными кукольниками.



Около нее – церковь Святого Духа. Обратите внимание, что на чердаке установлен флаг Тибета.

Название дворца напоминает об императоре Рудольфе, о котором было много легенд. Вот, одна из них. В гетто начали ни с того, ни с сего умирать дети, а на кладбище стали видеть их призраки. Ребе Лев сумел вызвать дух одного из умерших детей, который рассказал, что дети умирают из-за любви императора Рудольфа к жене банкира, Эстер. Он по ночам является ей во сне, и она изменяет мужу. Смерть детей является карой за прелюбодеяние, хотя бы и происходящее не наяву, а во сне. После того, как все раскрылось, Эстер умерла, дети же перестали умирать, а призраки исчезли.

Для упрощения загрузки материал выкладывается небольшими кусками. Как обычно, переходить туда-сюда можно кнопками перехода по теме.

Иегуда Лива (Лёв) бен Бецале́ль (а ещё его называют Махаралем из Праги) (1512-1609) — знаменитый раввин и знаток еврейского Закона, мыслитель и учёный. Он изучал и светские науки, особенно был продвинут в математике. По преданию, именно он создал первого искусственного человека - .

Десять фактов о Махарале из Праги


1. Иегуда родился в 1512 году в городе Познани, в семье прославленных раввинов. Его дядя Яков был главным раввином Священной Римской империи. Согласно семейному преданию, р. Иегуда был потомком самого царя Давида.
Бецалель, отец Иегуды, дал своим детям хорошее еврейское образование. Поэтому все его сыновья стали известными раввинами.

2. В те времена у европейских евреев было принято называть детей двумя именами: ивритским и соответствующим ему идишским или немецким. Например, многих евреев звали Дов-Бер - т.е. «медведь» на иврите и идише, или Цви-Гирш, «олень». Иегуда тоже получил второе имя Лёв, от немецкого Löwe (Лёв) - поскольку Лев был символом колена Иегуды, из которого, по преданию, происходит род Бецалелей.

3. Повзрослев, р. Иегуда задумался о женитьбе. Его невестой стала девушка по имени Перла, дочь богатого торговца Шмуэля Рейха. Незадолго до свадьбы он неожиданно разорился и не смог выплатить обещанного приданого. Это было законным поводом для разрыва помолвки. Однако р. Иегуда согласился подождать, пока Шмуэль поправит свои дела. И действительно, в скором времени фортуна переменилась, и тот вновь разбогател. После чего р. Лёв женился на Перле.

4. Когда в 1584 году скончался главный раввин Праги, Махараль стал одним из кандидатов на эту должность. Однако в последний момент был выбран другой человек. Возможно, это произошло из-за того, что Махараль нередко обличал городских богачей, которые притесняли бедняков, мало платили наёмным работникам и неравномерно распределяли бремя налогов.


5. Лишь в 1588 году р. Иегуда был приглашён возглавить общину Праги. В те времена этот город был одним из интеллектуальных и культурных центров Европы. Здесь находилась резиденция императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного покровителя наук и искусств. Император был поражён мудростью пражского раввина и впоследствии нередко беседовал с ним. Кроме того, р. Иегуда подружился со многими учёными, жившими при дворе. Особенно близко он сошёлся со знаменитым астрономом Тихо Браге.

6. Ещё при жизни с именем р. Иегуды было связано множество легенд. Согласно одной из них, однажды во время парада конь, на котором ехал император Рудольф, неожиданно взбесился. Все были в ужасе, но вдруг из толпы вышел раввин и одним словом усмирил разбушевавшееся животное.

7. Самая известная легенда, связанная с именем р. Лёва, - это история о големе, глиняном человеке, которого р. Иегуда слепил и оживил, положив ему в рот записку с непроизносимым именем Всевышнего. Так раввин создал себе слугу, который помогал ему в течение недели. Каждую пятницу Бецалель вынимал записку, и голем «умирал» на всю субботу. Однажды р. Лёв забыл это сделать, и голем, необыкновенно выросший в размерах, начал бегать по городу, угрожая всему живому. Р. Иегуда догнал голема в момент наступления субботы, вырвал у него изо рта магическую записку, и голем превратился в огромную бесформенную массу глины, под которой, согласно одной из версий легенды, и погиб прославленный мудрец.

8. Рабби Лёв был раввином в Старо-новой синагоге. В годы Второй мировой войны практически весь еврейский квартал Праги был разрушен. А синагога уцелела. Среди пражских евреев, переживших Катастрофу, ходили легенды, что голем сам спас свою синагогу.


9. Р. Иегуда - один из немногих раввинов, ставших героями художественной литературы. Ваши родители, да и вы сами наверняка читали роман «Понедельник начинается в субботу», где упоминается средневековый алхимик и маг Лев Бен Бецалель. Как вы уже догадались, этот «волшебник» - р. Иегуда. Вы, должно быть, помните, что есть в этой истории и големы. А ещё - стихотворение «Голем» Хорхе Луис Борхес считал лучшим своим произведением.

10. Р. Иегуда скончался в Праге и был погребён на местном еврейском кладбище. Его могила сохранилась и по сей день. К ней приезжают многочисленные паломники и туристы. Говорят, что праведник спасает от зубной боли и совершает много других чудес. Если будете в Праге, зайдите в еврейский квартал. Там рабби Лёву, прославившему свой город, поставлен замечательный памятник.

Лишь самые опытные и мудрые раввины имели право создавать искусственных людей големов из нерастительной материи. Пражского Голема изваял из глины пражский раввин Лев бен Бецалель для защиты еврейского гетто от погромов. Но однажды покорный Голем взбунтовался и бросился крушить все, что попадалось ему под руку... Эта история знакома многим. Слово Ивану Мацкерле.

«Легенда о пражском Големе - самая известная еврейская легенда, но, несмотря на ее популярность, историки, в том числе, и еврейские, утверждают, что раввин Лев никогда не создавал глиняного монстра. Упоминания о пражском Големе нет и ни в одной из хроник 16-17 веков. Скорее всего, миф сложился лишь в середине 19-го столетия в польском Галиче и только потом был экспортирован в Прагу».

«Было бы несправедливо лишить Прагу самой известной ее легенды», - говорит Иван. К тому же, ему казалось, что некоторые факты, озвученные в ней, выглядели достаточно правдоподобно. Например, как гласит легенда, когда Голем взбунтовался и отправился громить гетто, ребе Лев выбежал его успокаивать, прервав службу в синагоге. 92-ой псалом остался недочитанным.

«Раввин не допел псалом и выбежал успокаивать Голема. Потом он вернулся и весь псалом пропел снова. Интересно, что только в одной синагоге мира 92-ой псалом повторяют дважды - в пражской Староновой синагоге. Как говорят священнослужители, делается это в память о рабби Леве».

Как утверждает легенда, обездвиженное глиняное тело Голема было перенесено на чердак Староновой синагоги и спрятано в потайной нише. Раввин бен Бецалель строго запретил кому бы то ни было подниматься на чердак. И запрет этот сохранился до наших дней.

«Я обратил внимание на тот факт, что пражский Голем выглядел как нормальный человек, может, чуть более крупным. Великаном он не был. А когда я узнал, как переводится слово «голем» с иврита, то меня озарило. Дело в том, что помимо одного значения - «человек, созданный с помощью магии», «голем» имеет и другое - «дурак», «сумасшедший». У раввина мог работать душевнобольной немой крестьянин, которого Бецалель пытался вылечить, давал ему лекарства. Возможно, эти медикаменты и стали прообразом «магического пергамента», который оживлял Голема. Известно, что только пражскому глиняному силачу пергамент с тайным именем Бога вкладывали в рот, под язык: другим же големам древнееврейские буквы писали на лбу либо вырезали на амулете, который вешали на шею».

Догадка чешского исследователя подтвердилась. В архивах ему удалось отыскать упоминание о душевнобольном еврее Джоссиле, работавшем у раввина. Он, якобы, был физически очень крепок и слушался только своего хозяина. Если предположить, что однажды рабби Лев забыл дать Джоссилу лекарства, и с тем случился эпилептический припадок, то становится понятно, откуда растут ноги у самой известной пражской легенды.

После этого Ивану Мацкерле осталось только побывать на запретном чердаке, куда, по преданию, отнесли Голема. Благодаря знакомству с членами пражской еврейской общины исследователю удалось осуществить свою затею.

«Я взял с собой друга-геофизика с портативным радаром, и мы обследовали с этим прибором целый чердак. Мы искали нишу, о которой писал в своей статье пражский журналист Эрвин Киш, чудом пробравшийся на чердак в 1920 году. Он не нашел следов Голема, но предположил, что тот мог быть погребен в углублении под одной из чердачных колонн. Эту полость мы обнаружили, но она оказалась пустой. Позднее я выяснил, что в 1883 году меняли крышу синагоги, и все вещи, которые лежали на чердаке, спустили вниз и закопали на еврейском кладбище. Но что это были за вещи, были ли там кости несчастного Джоссила, история умалчивает».

Кварталу Праги . Приведение великана ищет могилу своего создателя, а может просто успокоение или хочет рассказать всю правду своего создания испуганным прохожим.

Местом обитания Голема называют Старо-Новую синагогу. По поверью, ее стены почернели в тот день, когда пал Иерусалим. Их чернота священна: у того, кто осмелится поцарапать стену, отсохнет рука. Стены вновь побелеют и засверкают в тот день, когда придет Мессия.

Мистическое и загадочное действо сопровождало появление на свет Голема: ночь , берег Влтавы , факела, чтение псалмов. Раввин при помощи двух помощников воссоздал три стихии – огонь, воду, воздух. А все вместе они из четвертой стихии – земли – создали, вылепив из глины, искусственного человека, кожа которого покрылась коричневатым оттенком, на ней возникли волоски, а на пальцах – ногти.

Ребе Лев вложил в его уста начертанное на пергаменте имя бога (шем). И ожил Голем. Так живо и красочно воспроизводится момент рождения будущего героя, предназначенного для выполнения прекрасной цели.

Интересно, что при своем появлении на свет он был небольшого роста, но при этом обладал необычайной силой. Одетое, как все люди, ничем не выделяемое из толпы, это рукотворное человеческое подобие не имело души, не говорило, но именно оно стало защитником евреев , избавив их от преследований. И все успокоилось в Праге , улеглись антисемитские волнения.

Долгие годы мирно и неспешно течет жизнь в еврейском городке. Она требует ежедневных, но совершенно других забот. И Голем готов выполнять любые приказания своего хозяина то ли потому, что еще при рождении был дан ему такой приказ, то ли просто ему некуда было деваться, то ли еще по каким-то неведомым никому причинам.

Предания описывают Голема как «человекоподобное существо выше животного, но ниже черта».

Как было на самом деле, никто не скажет теперь, но дошедшие до нас свидетельства гласят: забыл ребе Лев в один из дней перед шаббатом дать Голему очередное задание – стоять на страже, а может просто не вынул шем из его рта. И от того, что о нем забыли (а, может быть, был и какой-то другой повод), разгневался глиняный человек и начал крушить все на своем пути.

Взбунтовавшегося монстра раввин Лев легко усмирил, вытянувши изо рта шем. А многие исследователи считают, что именно этот эпизод послужил причиной, по которой создатели решили избавиться от Голема - слишком уж опасным стало для самих евреев это неуправляемое чудовище.

Расходятся сюжетные линии рассказов о Големе, когда повествование касается его последних мгновений жизни. Но весь процесс, казавшийся таким прекрасным и таинственным при оживлении Голема, повторился при его умерщвлении (с теми же участниками), но в обратной последовательности и не на берегу вольно бегущей реки, и не под звездным небесным шатром, а на чердаке Староновой синагоги.

Голем обладает сверхчеловеческой физической силой, не горит в огне, не тонет в воде, не подвержен ни мечу, ни болезням и, в случае необходимости, может стать невидимкой. На десять локтей над землей и на десять локтей под землей для него нет ничего ни сокрытого, ни невозможного для постижения.

Участники этих событий не только никогда больше не поднимались к месту «казни», но и другим запретили приближаться к нему. Насколько же был силен такой запрет, если до начала XX века никому даже в голову не пришла мысль его нарушить?! Хотя многие не верили в смерть глиняного человека. Когда же вездесущий чешский журналист Эрон Эрвин Киш в 1920 году добрались до чердака, его любопытство ничем не было вознаграждено, там он обнаружил только старый мусор.

Тем не менее, предание еще живет в народной памяти, люди верят в существование глиняного человека и рассказывают туристам, что каждые 33 года Голлема можно увидеть в еврейской части Праги . Внезапно появившись, он разгуливает по улицам и также же внезапно, затем исчезает прямо на глазах у прохожих. И сегодня бродят еще по пражским улочкам чудаки и романтики в надежде встретить Голема…

Был ли такой человек или это только миф, однако легенда о существовании монстра-защитника, который восстал против своего создателя, прочно вошла в пражскую мифологию, и Голему даже установили памятник на аллее Короля Марцинковского в Познани.