Меню
Бесплатно
Главная  /  Шторы и жалюзи  /  А.Чехов "Душечка". Глубокий смысл произведения А

А.Чехов "Душечка". Глубокий смысл произведения А

Рецензия на рассказ Чехова «Душечка».

Рассказ Душечка Чехов написал в 1899 году. Первоначальный замысел автора заключался в том, чтобы подвергнуть осмеянию пошлость мещанского быта, бездушное, никчемное существование.
С самых первых строк рассказа мы можем сделать выводы о среде, в которой будет происходить действие. Автор делает подсказку с помощью повторения уменьшительно-ласка- тельных суффиксов. Душечка, Оленька, на крылечке – эти слова намекают нам на то, что в рассказе пойдет речь о среднем, ничем не примечательном типе людей.
Но после этих обаятельных суффиксов перед нами появляется нелепая фамилия Кукин. Автор явно подтрунивает над героиней, описывая ее первого мужа. Его фамилия кажется нелепой и неуместной в соседстве с непривычным для русской провинции названием «Тиволи». Сам Кукин был человеком непривлекательным: мал ростом, тощ, с желтым лицом и зачесанными височками. Уже на первой странице Кукин трижды проваливается, трижды становится жертвой плохой погоды и невежественной публики. Здесь Чехов использует прием повторения, который ведет к комическому, несерьезному восприятию этого персонажа. Казалось бы, за что можно полюбить такого человека, как Кукин? Оленька и сама не знала за что, просто любовь для нее - необходимость.

Итак, уже на первой странице рассказа устанавливается основная закономерность, в соответствии с которой, и будет развиваться дальнейшее повествование. Эта закономерность – не единый тон рассказа, лирический или иронический. Это соединение разных стилей, сменяющих друг друга: то лирический, то иронический, то трагический и серьезный. По этому принципу строится повествование в Душечке, и именно такое построение помогает лучше понять замысел автора.

Использование Чеховым повторений не ограничивается первой страницей. Вся жизнь главной героини основана на повторениях. Автор рассказывает о четырех привязанностях в жизни Душечки. Антрепренер, лесоторговец, ветеринар и маленький гимназист поочередно входят в ее жизнь и в большинстве случаев покидают. Каждая из четырех частей складывается по одинаковой схеме. Сначала Оленька проникается пониманием чужого положения. Затем в ее душе пробуждаются жалость и сочувствие к каждому из встречных. Эти чувства плавно превращаются в любовь. Следующий обязательный этап отношений – это полное воспроизведение чужих мыслей. После свадьбы с Кукиным Оленька больше никогда не говорила про себя в единственном числе, а только «мы с Ванечкой». То же самое было и с остальными двумя мужьями и с мальчиком-гимназист- ом. Привязанности Оленьки заканчиваются почти трагически. Из-за такой системы повторений читатель уже к середине второй истории ожидает повторных ситуаций, и не ошибается. А потом это читательское ожидание оправдывается еще раз.
Эти повторения способствуют созданию ритма рассказа. Ритм в данном случае – четыре, приблизительно сходные по началу, развитию и концовке, эпизода в жизни героини. Но посреди второго эпизода возникает мотив – упоминание о мальчике, лишенном родительской любви, - мотив, который откликнется в четвертом и последнем эпизоде, который придаст совсем другой смысл облику героини и отношению к ней.
Именно этот мальчик станет последней и самой главной привязанностью Душечки. Сначала кажется, что заданный ритм не нарушается. Душечка также сочувствует мальчику, потом ею овладевает любовь к нему, «сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось». И эта любовь сопровождается полным переходом к его кругу понятий.

Но на самом деле ритм в этом эпизоде резко нарушается. В героине просыпается совсем неведомая ей прежде любовь – материнская. Это чувство сильно отличалось от любви к ее бывшим мужьям. Она полюбила этого мальчика так, «точно этот мальчик был ее родной сын», и по отношению к этой любви все другие кажутся неестественными, ничтожными.
Этот эпизод меняет читательское отношение к героине, взгляд на ее чувства. Здесь Душечка уже не существо с весьма ограниченным внутренним миром, каким вначале хотел показать ее автор. Она обладала одним теперь уже редко встречающимся у женщин качеством: если она в кого-то влюбилась, то становилась как бы продолжением предмета своей любви; жила его заботами, интересами, мыслями. И это свойство ее души осталось без изменений. И в своем главном свойстве – любвеобилии – Душечка не изменилась. Чеховская усмешка остается в повествовании до конца, но она уже не отменяет того понимания, сочувствия героине, к которому автор привел нас в последнем эпизоде своего рассказа. Только с появлением Саши по-настоящему реализовалась и развернулась главное дарование Душечки - способность к самоотверженной любви.

Рассказ «Душечка» – это рассказ именно о человеке, способном любить до самозабвения. И о тех смешных и забавных проявлениях, которые принимает в реальной действительности эта способность. Смешны и ничтожны прежде всего избранники Душечки, а она смешна в той мере, в какой перенимает их образ жизни и мировоззрение. Главное же в ней – неисчерпаемый запас любви.
Авторская позиция в рассказах Чехова обычно не акцентирована. Создается иллюзия объективности, видимого нейтралитета повествователя.

Рассказ «Душечка» не исключение. Чехов не позволяет себе оценивать поступки и чувства героини. Этот уникальный чеховский прием создает особый художественный эффект: возможность и даже необходимость многовариантного толкования рассказа. Не случайно существует так много разных мнений о главной героине рассказа. Толстой увидел в Душечке воплощение истинного предназначения женщины. Он же считал, что Чехов написал не то, о чем задумал в начале. Но утверждать, как и отрицать, это нельзя. В этой таинственности и заключается настоящее искусство Чехова-художника. Он не писал о том, какой должна быть женщина. Что женщины могут быть совершенно другими он показал – мимоходом, мельком, но вполне отчетливо – в образе жены Смирнина, матери Саши. Ей не отпущено любви: ни к мужу, ни к ребенку.
Все равно читатель сочувствует не ей, а Душечке в тревожном финале рассказа. Не хочется верить, что ритм не будет нарушен, и Душечка, как в трех предыдущих случаях, лишится того, что наполняет ее жизнь.

В рассказе А. П. Чехова «Душечка» удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо бога-той, поэтической, целеустремленной натуры он представля-ет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содер-жанием человека.

Но самое главное, что вызывает не только улыбку авто-ра, но и нашу, это то, что, пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий выс-казывать свое мнение, «жили они хорошо».

За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?

Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.

Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не одиночество само по себе, а то, что «у нее уже не было никаких мыслей. Она видела кругом себя предметы и по-нимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить». Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце «такая же пустота, как на дворе». Материал с сайта

Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро «постарела и по-дурнела» от такой одинокой жизни. Но вот рядом появ-ляется чужой ребенок, мальчик Саша — и всю любовь она отдает этому заброшенному родителями гимназисту, пере-живая за него, заботясь о нем, по-своему воспитывая. «С радостью, со слезами умиления» она чуть ли не молится на своего «спасителя».

Очень правдивый, яркий, живучий образ удалось со-здать А. П. Чехову в этом рассказе. Он говорит о том, что сердечность, доброта, умение жертвовать собой долж-ны быть активной частью человека, иначе личность будет подобна флюгеру на ветру, зависима от внешних обстоятельств. Писатель учит нас узнавать самих себя, дей-ствовать, не бояться высказывать свое мнение, ведь луч-ше допустить множество ошибок, но прийти к истине «своими ногами».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чехов душечка анализ

Главная героиня произведения А.П.Чехова «Душечка» - девушка по имени Ольга, дочь отставного коллежского асессора. Обычно она сидит у себя во дворе и ни о чем не думает. В этом же дворе часто находится содержатель увеселительного сада Кукин, он квартируется во флигеле этого дома. Вечерами Кукин причитает с отчаянием по поводу ежедневных дождей, из-за которых все меньше народа посещает его театр, и приходится терпеть большие убытки. Оленька слушает Кукина молча, но однажды вдруг понимает, что «несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила». Сам Кукин был невзрачен, мал ростом и худ, но Оленька, которая постоянно любила кого-то, не могла остаться равнодушной к его стенаниям. В итоге Оленька – розовощекая, милая, с доброй улыбкой, за которую ее называли «Душечка», вышла замуж за Кукина. После свадьбы жили они хорошо. Оленька «сидела на кассе, записывала расходы и ее наивная улыбка сияла везде». Своим знакомым она говорила, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете – это театр». Все, что говорил о театре Кукин, повторяла за ним Оленька, актеры ее любили, она давала им взаймы и хвалила на репетициях. Зимой тоже жили хорошо, а к весне Кукин уехал в Москву набирать труппу, Оленька очень скучала, а вскоре пришла телеграмма, в которой говорилось, что Кукин скоропостижно скончался. После смерти мужа Оленька несколько дней лежала на постели и громко рыдала. Соседи крестились, слушая, как она плачет. Прошло три месяца. Как-то Оленька возвращалась с обедни. Рядом с ней шел Василий Андреич Пустовалов, который тоже возвращался из церкви. Они о чем-то долго и степенно беседовали, он проводил Оленьку до калитки, а потом ей всю ночь слышался «его степенный голос», мерещилась его темная борода – он ей очень понравился. Через несколько дней к Оленьке с визитом пришел Пустовалов. Говорил он мало, но она его уже полюбила, не спала ночами, а вскоре они сыграли свадьбу. После свадьбы жили хорошо. А так как Пустовалов работал управляющим лесным складом, то главной темой разговоров Оленьки был теперь лес. Ей казалось, что она торгует лесом уже давно, что в жизни самое важное и нужное - это лес, и по ночам ей снились целые горы досок и бревен. Она повторяла все мысли мужа, жила его жизнью. Пустовалов был домосед, посещал только церковь, и Оленька все больше сидела дома, а выходила только к обедне и в церковные праздники. Иногда Пустовалов уезжал за лесом, в эти дни она сильно скучала и плакала по ночам. По вечерам приходил к ней полковой ветеринарный врач Смирнин, который квартировался в ее флигеле. Они играли в карты и он рассказывал ей о своей жизни: он был женат и имел сына, но с женой разошелся, так как та ему изменила. Когда ветеринар уходил, Оленька степенно покачивала головой и советовала помириться с женой. А когда возвращался Пустовалов, Оленька рассказывала ему про несчастную жизнь ветеринара, и они оба молились перед образами, «чтобы бог послал им детей». Так прожили шесть лет.

Глубокий смысл произведения А. П. Чехова "Душечка"

Удивительно переплетаются в творчестве Антона Павловича Чехова сатира и глубокая человечность.

Что может быть смешнее Душечки - душевно ленивой, начисто лишенной самостоятельности мысли и чувства? Писатель рассказывает о ее жизни невозмутимо спокойным тоном, но это еще больше усиливает сатирическую остроту повествования. Тончайшими средствами раскрывает он образ человека, почти механически, как эхо, повторяющего чужое мнение. Мы читаем о первом браке героини: “После свадьбы жили хорошо. Она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы...”

И как будто вполне серьезно звучит это чеховское “жили хорошо”. Но “счастье продлилось недолго”. Оленька овдовела. Горевала искренне и бурно, но недолго. Вскоре опять вышла замуж. “Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо...” Только она теперь сидит не в кассе увеселительного сада, а на лесном складе. И одно только подчеркнуто монотонное, дословно повторяющееся “жили хорошо”, одинаковое и для первого и для второго брака, тонко, незаметно и настойчиво намекает на однообразие, мнимую заполненность жизни Душечки, удовлетворенной маленьким, жалким счастьем.

Характерная чеховская деталь: ее первый муж, содержатель увеселительного сада, все время страдает из-за погоды - раз дождь, не будет посетителей. И по поводу первого дня медового месяца автор как бы мимоходом замечает: “Он был счастлив, но так как в день свадьбы и потом ночью шел дождь, то с его лица не сходило выражение отчаяния”. А потом уже следуют строки о том, что “жили хорошо”.

Чехов умеет неожиданно повернуть слово, определение, образ так, что похвала вдруг оборачивается насмешкой, одобрение - иронией, благополучие оказывается застоем, а счастье - дремотным существованием.

Однако ошибся бы тот, кто свел бы все содержание “Душечки” к убийственной издевке и разоблачению.

Героиня остается одна. Раньше, когда она была женой управляющего складом, ей снились горы досок и теса. А теперь она глядит безучастно на свой пустой двор. И такая же пустота - в ее сердце. Ей нечем жить, у нее нет мнений. А она не может без привязанности, без человека, которому она отдала бы без остатка свою маленькую душу. При всей духовной ограниченности она все-таки человечнее своих деловых, вечно озабоченных, занятых суетных спутников жизни - проклинающего дождь и разорение Кукина, степенного лесоторговца, ветеринара, умеющего говорить только о болезнях и бойнях.

И когда у нее поселяется чужой ребенок, она сразу же испытывает к нему, как к родному, матерински теплое чувство, смотрит на него с умилением, жалостью, любовью и восторженно повторяет вслед за ним: “Островом называется часть суши...” Это, пишет Чехов, “было ее первое мнение, которое она высказала...”.

Можно ли назвать эту сцену только сатирической и не заметить, что тонкая насмешка слита здесь с грустью и горьким сочувствием героине с ее доброй, несуразной, непросветной душой?

Душечка для Чехова не совсем потерянное и безнадежное существо. Она мещанка, но сколько сокрыто в ней любви и доброты, которые она с радостью и щедро дарит людям.

В наш технический век, когда слишком много жестокости и эгоизма, я думаю, не плохо бы позаимствовать у чеховской

Душечки ее сердечности, доброты и душевного тепла, которые она так щедро дарила окружающим, находя в этом свое счастье.

Текст сочинения:

Рассказ Душечка А. П. Чехов написал в 1899 году, уже будучи зрелым художником. Первоначальный замысел автора заключался в том, чтобы подвергнуть осмеянию пошлость мещанского быта, бездушное, никчемное существование. Он создал героиню с весьма огранлченным внутренним миром, с очень простыми потребностями, с примиҭивными переживаниями. Вот ее портрет: Это была ҭихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким мягким взглядом, очень здоровая. И хотя имя ее было Ольга Семеновна или попросту Оленька, ее часто звали Душечка.
Душечка обладала одним теперь уже редко встречающимся у женщин качеством: если она в кого-то влюбилась, то становилась как бы продолжением предмета своей любви; жила его заботами, интересами, мыслями. Своих забот, интересов и мыслей у нее не было.
Автор явно подтрунивает над героиней, когда описывает ее первого мужа. Ну за что можно было полюбить Кукина? Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада Тиволи... Он был мал ростом, тощ, с желҭым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние... После замужества Ольга Семеновна уже никогда не говорила про себя в единственном числе, а только мы с Ваничкой. Жили они в большом ладу. Она сидела в кассе, присуҭствовала на репетициях и при случае говорила знакомым, повторяя Ваничкины слова: получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре. Мещанское безоблачное счастье. Но судьба распорядилась так: Иван Петрович скоропостижно скончался и оставил безутешную вдову.
Но горе Душечки непродолжительно, прошло чуть больше трех месяцев, и она полюбила одного из своих соседей Пустовалова, управляющего лесным складом. Выйдя замуж за Василия Андреевича, Оленька сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар. Душечка теперь смотриҭ на все глазами своего нового мужа: Нам с Ва-сичкой некогда по театрам ходить, мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах эҭих что хорошего? Автор просто издевается, ведь совсем недавно героиня была прямо противоположного мнения о театре. Однако и этот брак оказался недолговечным, Пустовалов умер, и Оленька опять овдовела.
После шестимесячного траура Душечка полюбила женатого мужчину, ветеринара Смирнина, который был в размолвке с женой и жил один. Он кварҭировал у Ольги Семеновны во флигеле.
В городе об этом узнали после того, как встре-ҭясь на почте с одной знакомой дамой, она сказала:
У нас в городе нет правильного ветеринарного надзора...
Ветеринара она звала Володичкой. Но, однако, и это счастье продолжалось недолго. Володич-кин полк перевели, и он уехал навсегда.
Душечка осталась одна. На душе у нее и пусто, и нудно, и отдает полынью... Она постарела, подурнела.
Ну вот и все, казалось бы на поверхностный взгляд, автор достиг цели. Тема Душечки полностью исчерпана. Мещанское счастье развенчано. Жизнь без стремления к возвышенной цели бессмысленна. Оленька прямо противопоставлена любимым чеховским героиням из Трех сестер, Невесты, Вишневого сада.
Но такая трактовка замысла Чехова входиҭ в противоречие с заложенным в душу Душечки потенциалом, с ее потребностью любить, быть нужной кому-то. А. М. Горький, характеризуя чеховский гуманизм, говориҭ: Его скорбь о людях очеловечивает и сыщика, и грабителя-лавочника, всех, кого она коснется.
Потенциал любви Ольги Семеновны полностью реализуется, когда вышедший в отставку ветеринар поселяется у нее вместе с женой и сыном. Сын ветеринара Саша стал объектом большой и бескорыстной любви Душечки. Оленька поговорила с ним, напоила его чаем, и сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось, точно этот мальчик был ее родной сын. Саша стал ходить в гимназию. Ни одна из ее прежних привязанностей не была такой глубокой.
Рассказ достигает своей кульминации в конце. Саша живет у Ольги Семеновны. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за карҭуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления.
Та ли это Душечка? Или совсем другой человек? Наверное, это просто человек.
Что же произошло? Почему Душечка, в которой автор, казалось, задумал осмеять пошлость пошлого человека, вдруг в конце рассказа вырастает в героиню, которая вызывает не только понимание, но и глубокое сочувствие?
Чехов и сам не всегда осознавал особенность своего таланта. Он удивлялся, почему его комедии вызываюҭ не смех, а слезы. Эҭу особенность чеховского дарования отметил Л. Н. Толстой в своей статье по поводу рассказа Душечка. Толстой сравнивает Чехова с библейским жрецом Валаамом, который хотел проклясть народ, но вместо проклятия благословил, ибо Бог тронул уста его. То же произошло и с А. П. Чеховым: даже если он и хотел посмеяться над человеком нищей души, то правда созданного его талантом характера оказалась сильнее этого замысла.