Меню
Бесплатно
Главная  /  Гипсокартон  /  Александр невский ледовое побоище кратко. Познай свой край родной

Александр невский ледовое побоище кратко. Познай свой край родной

Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.

Из этой статьи вы узнаете

Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето. Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Послесловие

Опыт с вулканом для маленьких детей безопаснее всего проводить с помощью соды и уксуса. Его можно повторять много раз, а достать необходимые материалы для опыта не составит труда.

Самое интересное в опыте это создание с ребенком своего сказочного острова, который можно использовать не только для химического опыта «Вулкан», но и для увлекательной игры.

С детьми старшего возраста можно провести опыт «Вулкан» в домашних условиях с применением
, перманганата калия и глицерина. Для опыта дихромат аммония насыпают в выпарительную чашу в виде горки, в середине которой делают углубление. Добавляют в углубление немного перманганата калия и несколько капель глицерина.

Через несколько минут из-за взаимодействия перманганата калия и глицерина произойдет возгорание дихромата аммония. Из вулкана посыплют искры во все стороны, и начнет извергаться фонтанчик огня. Чашу перед началом эксперимента необходимо поставить на фольгу, чтобы не сжечь поверхность, на которой будет проходить эксперимент.

Дихромат аммония можно просто поджечь, и он будет гореть подобно вулкану, извергая искры. Опыт захватывающий, но без присутствия взрослых детям его лучше не разрешать делать. Ожоги могут вызвать не только искры, но и используемые химические вещества.

Удачных вам экспериментов!

География для самых маленьких.
Вулканы.
1.Расскажите ребенку легенду про древнего бога Вулкана (в Др.Риме) или Гефеста (в Др.Греции):

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Задание:
Посмотрите вместе с ребенком картинки с изображением вулканов. Обратите внимания, что на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике, вулкан считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (на конус, пирамиду). А на что похожа верхняя часть? (на большую яму, воронку и называется кратер)
Посмотрите презентацию Огнедышащие горы http://depositfiles.com/files/19ciup3u2

2.Прочитайте стихотворение про вулканы:
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

3.Сделайте вместе с ребенком вулкан
1.Возьмем бумагу, ножницы, скотч, циркуль, линейку
2.Вырежьте большой круг
3.Разрежем пополам
4.Скрепим края сегмента, чтобы получился конус
5.Из бумажного цилиндра (можно использовать основу от бумажных полотенец или фольги) сделать жерло вулкана и закрепить его на поверхность (картон, коробка от конфет и т.д.)
6.Надеть конус на цилиндр, закрепить
7.Обклеить всю конструкцию скотчем (бумажным) и покрыть клеем
8.Обсыпать разноцветным песком, крупами
9.Раскрасить вулкан
10.Извержение: 1 ч.л. соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости, 5 капель уксуса.
Есть еще такой вариант создания вулкана http://subscribe.ru/archive/home.child.toy/200711/30134924.html

4.Расскажите, что разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно» . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
Задание:
Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены.
Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них
o 10 самых опасных вулканов планеты - http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review350.php
o Интересные факты о вулканах - http://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php
o Прогулка по вулканам Южной и Северной Америки - http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review154.php

5.Объясните малышу, почему вообще происходит извержение вулкана с помощью опыта:
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
6.Исследуйте с ребенком камни вулканического происхождения:
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите малыша, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Ребенок делает открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Информация для мам:
Как образуются вулканы
Чтобы разобраться в природе вулканов нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста.
Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.

Что происходит при извержении
Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород.
Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы - пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, и потом они оседают на Землю толстым слоем.
Вулканические газы -это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор.

Какие бывают вулканы
Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин - в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов.
Есть вулканы - их называют Щитовыми - они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами. Лава постоянно извергается на поверхность.
Другие вулканы - Стратовулканы -самые высокие. При извержении образуется много пепла, камней, лавы.
Самые страшные вулканы Кальдеры - эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

Какой вред приносят вулканы
На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.
Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.

Есть ли польза от вулканов
Извержение вулкана - это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные порды, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Вулканы для детей

Детям о вулканах...

Делаем и изучаем вулкан...

Расскажите ребёнку о том, как образуется вулкан, как происходит извержение, когда кипящая магма- лава (смесь расплавленных горных пород и газов) устремляется вверх, находит в земной коре отверстия и через них выходит наружу, происходит извержение вулкана.

Проведите вместе наглядный опыт. Сделайте вулкан, вулкан можно сделать многими способами, например: вулкан на пляже или в песочнице, вам понадобится сода + уксус.

1.
Из песка, сделайте горку, внутрь горки поставьте баночку из под детского питания, или маленькую пластиковую бутылку. В которую предварительно дома вы залили смесь уксуса и красного пищевого красителя (или красной гуаши для имитации лавы). С собой в небольшом контейнере (например от киндер сюрприза) возьмите соду, попросите ребёнка высыпать содержимое в «жерло вулкана» . Можно сделать и наоборот, сначала насыпать соду а потом вливать уксус. Понаблюдайте вместе, как происходит извержение. Если вулкан перестал извергаться, долейте в него немного обычной воды и он снова начнёт своё извержение!




2. Вулкан можно делать из глины, пластилина, или папье маше. Делать очень просто,берём маленькую бутылочку, я ещё оборачиваю её фольгой, что бы сэкономить глину и обклеиваем всё пластилином или глиной, не особо старайтесь сделать вулкан гладким, чем больше трещинок, тем натуральней он будет выглядеть, даём ему высохнуть, вулкан готов. Внутрь так же как и в первом способе будем добавлять соду + уксус с красителем.
Потом подливайте водички и ваш вулкан снова будет извергаться с новой силой!


Такой вулкан можно делать из глины или пластилина, вот несколько фотографий для вдохновения

Можно сделать вулкан из папье маше
Вам понадобится клей пва, бутылка и газеты, обильно промазывайте клеем каждый слой, делали самолёт

После высыхания

осталось только подкрасить

Можно сделать небольшую панорамную модель в коробке

________________________________________________________________________________

3. Ещё один способ это , попав в воду, они шипят, бурлят, с их помощью можно не только устроить извержение, но и рассказать ребёнку о гейзерах. Такие бомбочки можно сделать самостоятельно, в интернете много рецептов. Основные компоненты таких бомбочек это лимонная кислота и обыкновенная сода, соотношение должно быть 1:2. , то есть две части соды и одна часть лимонной кислоты. В продаже, кстати есть готовые наборы для самостоятельно изготовления бомбочек . А из готовой смеси для бомбочек можно слепить и вулкан, добавляйте на него водичку по капельки (например из пипетки или используйте шприц без иглы) и ваш вулкан будет бурлить (извергаться).


______________________________________________________________________________
4.
4. Довольно рискованный способ, но интересный, это кока кола (в ней есть кислота) + ментоловые конфетки ментос. Если решите попробовать этот способ для показа ребёнку,потренируйтесь вначале или посмотрите видео на ютубе, там много таких по запросу ментос+ кока кола.


_____________________________________________________________________________
5. Ну и последнее, в продаже есть готовые наборы с вулканами, там уже всё подготовлено, есть даже специальные очки, не столько для практической цели, сколько для того что бы ребёнок осознал всю важность момента:) К примеру

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

Александр Невский

Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере, с одной стороны в нем принимали участие войска Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, с другой стороны ему противостояли войска германцев-крестоносцев, в основном представители Ливонского Ордена. Если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем, но князь Новгорода смог одержать победу. Теперь давайте рассмотрим эту страницу истории России более детально.

Подготовка к битве

Чтобы понять суть Ледового побоища необходимо понять, что ей предшествовало, и как противники шли к битве. Итак… После того, как шведы проиграли Невскую битву, германцы-крестоносцы решили более тщательно подготовиться к новому походу. Тевтонский орден также выделил часть своей армии для помощи. Еще в 1238 году магистром Ливонского ордена стал Дитрих фон Грюнинген, многие историки приписывают именно ему решающую роль в формировании идеи похода на Русь. Дополнительно мотивировал крестоносцев Папа Римский Григорий IX, который в 1237 объявил крестовый поход на Финляндию, а в 1239 призвал князей Руси уважать пограничные ордена.

Новгородцы на этот момент уже имели удачный опыт войны с германцами. В 1234 году отец Александра Ярослав разбил их в битве на реке Омовжа. Александр Невский, зная планы крестоносцев, с 1239 года начал возводить линию укреплений вдоль юго-западной границы, однако шведы внесли небольшие коррективы в его планы, напав с северо-запада. После их разгрома Невский продолжил укреплять границы, а также заключил брак с дочкой Полоцкого князя, тем самым заручился его поддержкой на случай будущей войны.

В конце 1240 года немцы начали поход на земли Руси. В этом же году они взяли Изборск, а в 1241 году взяли в осаду Псков. В начале марта 1242 года Александр помог жителям Пскова освободить свое княжество и вытеснил германцев на северо-запад от города, в район Чудского озера. Именно там состоялось решающее сражение, которое вошло в историю под название Ледовое побоище.

Ход сражения кратко

Первые столкновения ледового побоища начались в начале апреля 1242 года на северном берегу Чудского озера. Крестоносцами руководил известный полководец Андреас фон Фельфен , который был в два раза старше новгородского князя. Армия Невского насчитывала 15-17 тысяч воинов, в то время как у германцев их было около 10 тысяч. Однако, по свидетельству летописцев, как Руси, так и заграничных, немецкие войска были намного лучше вооружены. Но как показало дальнейшее развитие событий, это сыграло с крестоносцами злую шутку.

Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 года. Немецкие войска, владеющие методикой нападения «свиней», то есть строгим и дисциплинированным строем, главный удар направили в центр врага. Однако Александр сначала атаковал армию врага с помощью лучников, а затем приказал нанести удар по флангам крестоносцев. В результате немцы были вытеснены вперед, на лед Чудского озера. Зима в это время была долгая и холодная, поэтому на момент апреля лед (весьма хрубкий) на водоеме сохранялся. После того, как немцы поняли, что отступают на лед, было уже поздно: лед начал трескаться под давлением тяжелых немецких доспехов. Именно поэтому историки назвали сражение «ледовым побоищем». В результате часть воинов утонула, другая часть была убита в бою, но большей части все же удалось спастись бегством. После этого, войска Александра окончательно выгнали крестоносцев с территории Псковского княжества.

Точное место битвы до сих пор не установлено, это связано с тем, что Чудское озеро имеет очень изменчивую гидрографию. В 1958-1959 годах была организована первая археологическая экспедиция, однако следов битвы не было обнаружено.

Историческая справка

Результат и историческое значение битвы

Первым результатом битвы стало то, что Ливонский и Тевтонский ордена подписали с Александром перемирие и отказывали от своих претензий на Русь. Сам же Александр стал фактическим правителем Северной Руси. Уже после его смерти, в 1268 году, Ливонский орден нарушил перемирие: состоялась Раковская битва. Но и в этот раз победу добыли войска Руси.

После победы в «ледовом побоище» Новгородская Республика во главе с Невским смогла перейти от оборонительных задач к завоеванию новых территорий. Александр предпринял несколько удачных походов против литовцев.


Что касается исторического значения битвы на Чудском озере, то главная роль Александра в том, что он сумел остановить наступление мощной армии крестоносцев на русские земли. Известный историк Л.Гумелев утверждает, что факт завоевания крестоносцами означал бы конец для самого существования Руси, а значит и конец будущей России.

Некоторые историки критикуют Невского за его перемирие с монголами, что он не помог защищать Русь от них. В этой дискуссии большинство историков стоят все же на стороне Невского, ведь в той ситуации, в которой он оказался, нужно было либо договариваться с ханом, либо воевать сразу с двумя мощными врагами. И как грамотный политик и полководец Невский принял мудрое решение.

Точная дата Ледового побоища

Битва состоялась 5 апреля по старому стилю. В XX веке разница между стилями состояла 13 дней, именно поэтому за праздником закрепили 18 апреля. Однако с точки зрения исторической справедливости стоит признать, что в 13 веке (когда была битва) разница составляла 7 дней. Исходя из этой логики, Ледовое побоище состоялось 12 апреля по новому стилю. Тем не менее сегодня именно 18 апреля – это государственный праздник в Российской Федерации, День воинской славы. Именно в этот день вспоминается Ледовое побоище и его значимость в истории России.

Участники сражения после

Достигнув победы, Новгородская Республика начинает свое стремительное развитие. Однако в XVI произошел упадок и Ливонского ордена, и Новгорода. Оба эти события связаны с правителем Москвы Иваном Грозным. Новгород он лишил привеллегии Республики, подчинив эти земли единому госдуарству. После того же как Ливонский Орден утратил свою силу и влияние в Восточной Европе, Грозный объявил войну Литве для укрепления собственного влияния и расширения территорий своего государства.

Альтернативный взгляд на битву на Чудском озере

В связи с тем, что во время археологической экспедиции 1958-1959 не был найдены следы и точное место битвы, а также учитывая тот факт, что летописи 13 столетия содержат очень мало сведений о битве, сформировалось два альтернативных взгляда на Ледовое побоище 1242 года, которые кратко рассмотрены ниже:

  1. Согласно первому взгляду битвы вообще не было. Это выдумка историков конца XVIII-начала XIX века, в частности Соловьева, Карамзина и Костомарова. По мнению историков, которые разделяют эту точку зрения, необходимость создать эту битву была вызвана тем, что нужно было оправдать сотрудничество Невского с монголами, а также показать силу Руси по отношению с католической Европой. В основном, этой теории придерживается малое количество историков, так как отрицать сам факт существования битвы очень сложно, ведь сражение на Чудском озере описываются в некоторых летописях конца 13, а также в хрониках германцев.
  2. Вторая альтернативная теория: Ледовое побоище кратко описано в летописях, а значит – сильно преувеличенное событие. Историки, которые придерживаются этой точки зрения, говорят о том, что в побоище было намного меньше участников, а также последствия для немцев были менее драматичны.

Если первую теорию профессиональные российские историки отрицают, как исторический факт, то что касается второй версии, у них есть один весомый аргумент: даже если масштабы сражения преувеличены, то это не должно уменьшать роли победы над германцами в истории России. Кстати, в 2012-2013 году были проведены археологические экспедиции, а также исследования дна Чудского озера. Археологи нашли несколько новых вероятных мест Ледового побоища, кроме того исследование дна показало наличие резкого уменьшения глубины возле Вороньего острова, что позволяет предположить существование легендарного «Вороньего камня», то есть приблизительного места сражения, названого в летописи 1463 года.

Ледовое побоище в культуре страны

1938 год имеет большое значение в истории освещения исторических событий в современной культуре. В этом году известный российский писатель Константин Симонов написал поэму «Ледовое побоище», а режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский», в котором выделил две главные битвы новгородского правителя: на реке Нева и Чудском озере. Особое значение имел образ Невского в годы Великой Отечественной войны. К нему обращались поэты, художники, режиссеры, чтобы показать гражданам Советского Союза пример успешной войны с немцами и тем самым поднять боевой дух армии.

В 1993 году был сооружен памятник на горе Соколиха возле Пскова. Годом ранее в селе Кобылье городище (максимально приближенный к месту битвы населенный пункт) поставили памятник Невскому. В 2012 году в деревне Самолва Псковской области был открыт музей Ледового побоища 1242 года.

Как видим, даже краткая история ледового побоища - это не только битва 5 апреля 1242 года между новгородцами и германцами. Это очень важное событие в истории России, поскольку благодаря таланту Александра Невского удалось спасти Русь от завоевания крестоносцами.

Русь в XIII столетии и приход немцев

В 1240 году на Новгород напали шведы, кстати, союзники ливонцев, будущих участников Ледового побоища. Князь Александр Ярославович, которому на тот момент было всего 20 лет, разбивает шведов на озере Нева, за что и получает прозвище «Невский». В этот же году монголы сожгли Киев, то есть большая часть Руси была занята войной с монголами, Невский и его Новгородская Республика остались наедине с сильными врагами. Шведы были разбиты, однако впереди Александра ждал более сильный и могущественный соперник: германские крестоносцы. В XII столетии Папа Римский создал Орден Меченосцев и отправил на побережье Балтийского моря, где они получали от него право владеть всеми завоеванными землями. Эти события вошли в историю как Северные Крестовые походу. Поскольку большинство участников Ордена Меченосцев – это были выходцы из Германии, поэтому этот орден называли германским. В начале XIII столетия орден распадается на несколько военных организаций, главными из которых стали Тевтонский и Ливонский ордены. В 1237 году ливонцы признали свою зависимость от Тевтонского ордена, но имели право выбирать своего магистра. Именно Ливонского ордена были ближайшими соседями Новгородской Республики.