Меню
Бесплатно
Главная  /  Регулировка  /  Анализ стихотворения «зимнее утро» (пушкин а. с.)

Анализ стихотворения «зимнее утро» (пушкин а. с.)

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики . Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра : солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно» , «на мутном небе» , «тучи мрачные» . Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение , придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась» , «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему — новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение.

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

«Зимнее утро» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Зимнее утро » Пушк ин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики . Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра : солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг - такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно» , «на мутном небе» , «тучи мрачные» . Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение , придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась» , «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых - риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра - «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология - «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

3 ноября 1829 года из-под пера мастера вышло стихотворение, которые позже получит название «Зимнее утро». Оно стало своеобразной визитной карточкой пейзажной лирики поэта и получило немало положительных откликов от читателей и литературных критиков.

История создания касается периода, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском по причине ссылки за свою творчество и гражданскую деятельность. Несмотря на то, что год написания выдался для автора тревожным и депрессивным, он смог отыскать долю вдохновения, что подтолкнуло на создание многих всемирно известных поэтических строк.

Краткий анализ стихотворения поможет ближе познакомиться с творчеством великого русского поэта, отыскав основные особенности идейной наполненности и стихосложения представленного текста.

Произведение написано в стиле классического русского романтизма, что было характерным для творчества Александра Сергеевича. Размер для стиха автор тоже выбрал привычный – четырехстопный ямб. Это позволяет сделать текст мелодичным и легким для чтения. Усиливается такой эффект с помощью смешанной рифмовки. Женская рифма (первая и вторая, четвертая и пятая строки) разбавляется мужской (третья и шестая строчки). Одно предложение плавно перетекает в другое, создавая гибкую текстовую канву.

Ведущая тема раскрывается Пушкиным сразу в первом же предложении: «Мороз и солнце; день чудесный!». Красота природы выносится на передний план, а зимнее утро становится символическим лейтмотивом, который пронизывает все пять строф стихотворения. Таким образом раскрывается взаимосвязь между человеком и окружающим его миром. Идея душевной близости с природой была актуальна для писателя на протяжении всего творческого пути.

Анализируя поэтику произведения важно обратить внимание на выразительные средства. Прослеживается огромное количество эпитетов как положительной («друг прелестный», «великолепными коврами», «прозрачный лес»), так и отрицательной («тучи мрачные», «поля пустые») окраски. Положительные тропы в тексте встречаются чаще, что позволяет наполнить произведение дополнительным оптимизмом и радостными эмоциями.

Жанр пейзажной лирики характеризуется тем, что в стихах природные явления оживают и уподобляются человеку. Для этого А.С.Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась») и метафорические обороты («луна желтела», «лес чернеет», «комната блеском озарена»). Сравнения («луна, как бледное пятно») помогают полноценно понять и ощутить описанное.

Стихотворение написано в виде обращения. Об этом свидетельствует наличие риторических обращений: «Еще ты дремлешь, друг прелестный…», «Пора, красавица, проснись…».

Анализ стиха «Зимнее утро» не обойдется без упоминания фонетической окраски текста. Первая строфа насыщена звуками «с» и «з».

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Они являются символом зимнего утра. В то время как вторая строфа наполняет восприятие морозными, ледяными образами с помощью звуков «л» и «м».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Пушкинское творение базируется на постоянных контрастах – один образ резко заменяется другим, еще более символичным. Плавное и спокойное повествование переходит в бурные восклицания. Использованный прием создает дополнительную эмоциональную окраску поэзии.