Меню
Бесплатно
Главная  /  Гипсокартон  /  Антисоциальное поведение во взрослой жизни. Внимание: социопат с антисоциальным расстройством личности: признаки

Антисоциальное поведение во взрослой жизни. Внимание: социопат с антисоциальным расстройством личности: признаки

Понятие «антисоциальность»

Антисоциальность – негативное отношение к стандартам поведения, социальным нормам, стремление осуществлять действия, противодействующие социуму и его традициям.

Определение 1

Антисоциальность (от греч. «против общественного») – это системное качество личности, проявляющееся в таких качествах личности, как склонность вести враждебную обществу жизнь, направленную против интересов социума.

Часто антисоциальность трактуют, как антиобщественное, делинквентное, криминальное, преступное поведение.

Антисоциальная личность проявляет безнравственность, неуважение к людям, склонна к мошенничеству, лжет, у нее нет чувства ответственности, совести, отсутствует интерес и сочувствие к другим.

Первым симптомом проявления антисоциальности является психопатоподобное поведение, чрезмерная неконтролируемая импульсивность, ведущая к нарушению общепринятых норм, принятых в обществе.

Антисоциальным личностям чужда мораль. Такой индивид не чувствует вины за свои проступки, он хороший манипулятор. Для них характерно отсутствие эмоций, признаков привязанности к родителям, близким людям, жестокое обращение с домашними животными.

Антисоциальные личности склонны к насилию. Им характерно профессиональное тунеядство, отсутствие родительской ответственности, стремление к риску, без внимания, что окружающие при этом могут пострадать.

Характерные черты антисоциальной личности (Рон Хаббарт):

  • говорит только широкими обобщениями;
  • склонна к распространению дурных новостей, злобным и критическим замечаниям, всеобщим подавлениям и обесцениванием;
  • изменение новостей в худшую сторону, передача только негативных новостей;
  • не поддается перевоспитанию или лечению;
  • причиняет другим неприятности;
  • выбирает неверную цель;
  • не способна завершить цикл действия;
  • поддерживает только группы, занимающиеся разрушением;
  • борется против созидательных видов деятельности;
  • плохое чувство собственности.

Формы и виды антисоциального поведения

Формы антисоциального поведения выступают характеристиками отторжения индивидом социальных норм. Они варьируют от безобидных, на превый взгляд, проявления до тотального разрушения личности.

Замечание 1

Проявлениями антисоциального поведения считаются: склонность к бродяжничеству, грубость, вредные привычки, агрессия по отношению к окружающим, употребление ненормативной лексики.

Регулярные мелкие правонарушения, такие как, драки, звонки-пранки, воровство, мелке хулиганство, физическое или психическое устрашение, часто являются началом взрослой антисоциальности. Если формирование процесса антисоциальности не прервать, то это может привести к внутреннему саморазрушению личности.

Формы антисоциального поведения:

  • патологическое,
  • девиантное,
  • маргинальное,
  • нестандартно-креативное,
  • ретристское.

В зависимости от нормы, которую нарушает индивид в обществе, антисоциальное поведение можно классифицировать по следующим видам:

  • нарушение правовых норм, законов, несущее угрозу социальному положению и благополучию людей (совершение преступления);
  • фанатизм и конформизм, слепое следование за кумиром; нарциссизм – гипертрофированное чувство собственного величия, значимости, грандиозности;
  • поведение, противоречащее морально-этическим и социальным нормам общества;
  • различные суицидальные направленности, зависимости (аддикции), формирующие саморазрушающее или аутодеструктивное поведение.

Природа антисоциальности

Основные причины, лежащие в основе антисоциального поведения, предопределены следующими факторами: биологическими, социальными, личностными.

Антисоциальность формируется под влиянием индивидуальных особенностей личности, а также конкретных жизненных обстоятельств. Для такой личности характерно: искажение ценностных ориентаций, ограниченность интересов и потребностей, антисоциальные способы их удовлетворения.

Биологические факторы объясняют формирование антисоциальности особенностями взаимоотношений родителя и ребенка, стилях особого мышления, способствующих развитию антисоциального поведения.

Исследования показали, что в основе криминального антисоциального поведения лежит генетическая предрасположенность.

Антисоциальные личности стремятся к дополнительной стимуляции, ощущениям, которые могут дать только опасные и импульсивные действия.

Замечание 2

На формирование антисоциального поведения большое влияние оказывает окружающая индивид социальная среда.

Развитие анитисоциального поведения у детей со склонностью к гиперактивности, к нарушениям в поведении, сильно зависит от качества родительского ухода.

Лучшим показателем нарушений в детском поведении является уровень родительского надзора. Схемы антисоциального поведения чаще развиваются у детей, которые часто и на длительное время остаются без должного присмотра взрослых.

Формированию антисоциальности способствует родительская безучастность, физическое насилие, враждебность в отношении детей, насмешки.

Семейные и биологические факторы, способствующие формированию нарушений в поведении, часто совпадают.

У антисоциальных личностей наблюдаются нейропсихологические проблемы, что может быть причиной употребления матерью наркотиков, недостаточного внутриутробного питания, осложнений во время родов, токсического воздействия, жестокого обращения с матерью во время беременности.

Дети с нейропсихологическими нарушениями импульсивны, более раздражительны, чем их сверстники, невнимательны и сверхактивны,

У детей с наклонностью к антисоциальному поведению анализ информации о социальных взаимодействиях происходит таким образом, что в ответ на вырабатываются агрессивные реакции. Всякое направленное на них негативное действие воспринимается как преднамеренное.

Проявления антисоциального поведения являются стойко повторяющимися, регулярными, многократными и длительными по времени. Часто такое поведение предсказуемо. Человек утрачивает способность нормально контактировать с окружающими людьми.

Антисоциальное поведение не проявляется как результат трудной жизненной ситуации (психологический травмы, болезни), но может вызвать его причину.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

Вид нарушаемой нормы;

Психологические цели поведения и его мотивация;

Результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

Индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) .

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских . Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси "деструктивное поведение", с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Социопатия – это грубое нарушение морально-нравственной составляющей человека, которая проявляется в виде поступков, не приемлемых обществом.

Асоциальное расстройство личности представляет собой камень преткновения в психиатрической и криминалистической практике. Некоторые считают, что этот термин не является приемлемым, так как он не что иное, как «прикрытие» для лиц, имеющих тенденцию к мошенничеству и убийствам. Однако другие склоняются к точке зрения, что такие люди психически не здоровы и нуждаются в лечении, а ответственность за начало заболевания носит родительское воспитание и воздействие социума. Безусловно, эти две теории правы отчасти, до сих пор неизвестно является ли это дефектом поведения или же серьезным психическим отклонением. Вышеназванные точки зрения можно обобщить симптоматикой, которая может наблюдаться у целого ряда психических расстройств – безразличие и равнодушие, извращение морально-нравственных качеств, агрессия. Причем признаки социопатии чаще всего наблюдаются у лиц с шизоидными чертами характера и у людей с эмоциональной неустойчивостью. То есть даже если не считать социопатию отдельным заболеванием, у нее есть почва для возникновения, как и у любой другой психиатрической патологии.

Антисоциальное расстройство личности никогда не возникает на пустом месте и отличается отрицанием каких-либо ценностей и\или норм современного общества. Социопат злобен, импульсивен, много врет, совершенно не способен реагировать на настроение других людей, отсюда – эмоциональная холодность. Первое возникновение признаков наблюдается в детском или подростковом периоде, когда в глаза бросается особая жестокость по отношению к сверстникам, насилие над животными, над детьми младшего возраста. Стоит отметить, что ребенок, страдающий социопатией, не выберет «равного» во всех отношениях противника, он предпочитает более слабых, неспособных за себя постоять. Данное описание идеально подходит под эпилептоидный склад личности, много социопатов встречается среди начальников и других лиц, отвечающих за работу группы людей. Социопат, будучи в пубертатном периоде, прогуливает занятия, убегает из дома, портит чужое имущество и ведет пропаганду насилия. Он сам ищет конфликты и, как правило, их находит. В старшем возрасте диссоциальное расстройство личности иногда проходит самостоятельно или идет на убыль, причины такого поведения изучены недостаточно. Однако превалирующее большинство продолжает заниматься преступной деятельностью.

Причины

Имеется ряд теорий, который частично объясняет причины развития антисоциальной личности:

  • Психодинамическая. В большинстве случаев дети — социопаты не получали должного родительского ухода и внимания. Из-за этого они уходили в себя и пытались привлечь внимание посредством немотивированной жестокости – достижения внимания путем деструктивного диалога. Нередко один из родителей проявлял жестокость по отношению к ребенку или супругу, злоупотреблял алкоголем. Это также могло сильно повлиять на эмоционально-неустойчивую психику;
  • Поведенческая. Имеет непосредственную схожесть с первой теорией за счет того, что примером для развития ребенка всегда служат родители. Если один из них, по какой-то причине, ведет себя агрессивно, неадекватно, регулярно показывает свое влияние на других людей – это на подсознательном уровне закладывается в ребенке как «правильное» поведение. И, соответственно, оказавшись в той или иной ситуации, он будет подражать своему кумиру. Иногда развитию социопатической личности способствуют актеры, музыканты и т.д.;
  • Когнитивная. Также является особенностью поведения – подкрепление неправильной точки зрения родителями, друзьями, телевидением и т.д.;
  • Биологическая. Обуславливается медленным возбуждением нервной системы в ответ на раздражители извне, это способствует желанию сделать противоправный поступок и получить больше острых ощущений.

Клиническая картина

Трудно сказать, является ли асоциальная психопатия самостоятельной патологией или же проявлением какого-либо другого психического расстройства, что более вероятно, хотя и до сих пор ведутся дискуссии по поводу этого вопроса.

Социопатическая личность считает правильной только свою точку зрения, а критика к своим негативным поступкам отсутствует. Убийства, воровство и многое другое часто не имеет на то мотива – это, своего рода, получение адреналина, а не конкретная цель. С деньгами социопаты обращаются небрежно, часто злоупотребляют алкоголем, что усугубляет их поведение и настроение в целом. Смысл жизни такого человека заключается в бесконечной борьбе с обществом, что приносит ему удовольствие от самого процесса. Асоциальный тип личности умело манипулирует другими людьми для получения выгоды из сложившейся ситуации, не испытывает чувство стыда и раскаяния.

Интересно, что социопаты не зевают тогда, когда это делают другие люди. Казалось бы, что ничего особенного, однако это говорит о том, что человек не может читать эмоции других людей, ему все равно, что делает собеседник. Все поступки импульсивны – «бросить все и сделать то, что я хочу в этот момент».

Виды социопатов

Выделяют два наиболее встречающихся типа людей с диссоциальным расстройством личности:

  • Латентные (пассивные). Длительное время ведут себя довольно адекватно, иногда случаются кратковременные психозы. Нуждаются в руководстве какой-либо значимой личности, в некоторых случаях – религиозного наставника;
  • Активные. С легкостью входят в доверие окружающих, оправдывают их ожидания, получают удовольствие от своей игры в социально здорового члена общества. Импульсивно реагируют на критику о проделанной им работе, с легкостью могут причинить боль и проявить насилие по отношению к абсолютно любому человеку.

У большинства социопатов интеллект выше среднего, они педантичны, следят за собой и своей внешностью, что ошибочно воспринимается большинством как желание общаться. Но на самом деле такими поступками человек просто-напросто входит в доверие, желание понравиться здесь играет двойственную роль.

Диагностика

Диагностика больше носит субъективный характер, так как проявление такого поведения зачастую указывает на дисфункции психической составляющей. Беседа с психотерапевтом в дошкольном и школьном возрасте позволяет вовремя выявить патологию и начать ее лечение.

Школьного психолога должно насторожить:

  • Неадекватное поведение;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и правилами;
  • Немотивированная агрессия;
  • Постоянные конфликты;
  • Плохие отношения с одноклассниками;
  • Проявление жестокости по отношению к окружающим и животным;
  • Постоянная порча имущества, воровство.

Проводится ряд психологических опросников, в том числе – тест Роршаха, Люшера, Сонди и других по показаниям. Они направлены на составление портрета ребенка, выявления причины его поведения и тактики дальнейшего лечения, если психотерапия не принесет должного результата.

Часто асоциальное поведение является проявлением эпилепсии. Поэтому ставится вопрос об органической патологии со стороны ЦНС, в особенности при наличии генерализованных или парциальных судорог, необходимо записаться на прием к неврологу для проверки рефлексов, состояния черепно-мозговых нервов, проведения ЭЭГ, КТ и МРТ-методов инструментальной диагностики.

Лечение

Лечение диссоциального расстройства личности затруднено, так как нормы морали у таких людей сформулированы по-своему, и их очень трудно переубедить в том, что они не правы. В детском и юношеском возрасте может помочь консультация психотерапевта, семейная психотерапия. Такие беседы весьма полезны, потому что врач сможет выделить аспекты отношений между родителями и ребенком, понять их сущность и попытаться воздействовать на ребенка через них. Если родители из неблагополучной семьи это может не принести никаких результатов, но если они прислушаются к себе и своему чаду, то, возможно, будет восстановлено психоэмоциональное состояния ребенка. Психотерапевт должен привить пациенту нормальные устои общества, заставить испытывать стыд за свое плохое поведение, просить прощение и показывать свои эмоции. Иногда проводят сеансы гипноза, причем они должны иметь регулярный характер для укрепления результата.

В крайних случаях прибегают к медикаментозной терапии, особенно если человек становится опасным для общества. Применяются нейролептики, седативные средства, успокаивающие чаи и ванны.

Профилактика

В любящей семье риск возникновения данного патологического состояния стремится к нулю, так как ребенок, окруженный заботой и должным уходом, не нуждается в привлечении к нему внимания. В семье должна быть гармония между супругами, полное отсутствие каких-либо конфликтных ситуаций. Не всегда с помощью насилия можно научить ребенка что-то делать и выполнять какие-либо обязанности. Нужно создавать все условия, чтобы он был сам в состоянии понимать, что такое хорошо и что плохо. Ребенок ровняется на того, кого видит каждый день, поэтому если любить своего ребенка и поощрять его хорошие поступки, он вырастет хорошим человеком. А любое проявление жестокости должно быть пресечено в раннем возрасте, что, к сожалению, не всегда замечается.

  • Регулярные прогулки с семьей и ужин всем вместе за одним столом. Никакие планшеты и телефоны не способны заменить теплые семейные встречи;
  • Ведение здорового образа жизни;
  • Окружение заботой и вниманием;
  • Прививание ребенку с детства морально-нравственных норм, объяснение элементарных понятий: что делать можно, а что нельзя. Так как именно нежелание отвечать на вопросы ребенку, игнорирование его потребностей приводит к развитию социопатических черт личности.

На особенности мышления и поступки индивида оказывают влияние нормы, характерные для конкретного общества. Но не все люди подчиняются установленным законам. Лица, нарушающие их, воздействуют на других членов группы, в которой они находятся. Поступки, не соответствующие моральным и правовым нормам, называются антисоциальным поведением. Это явление встречается среди разных слоев населения.

Что подразумевается под данным понятием?

Любой индивид подчиняется законам той группы, к которой он принадлежит. Человеку знакомы и правового характера, существующие в обществе. Есть определенное число лиц, игнорирующих подобные правила. Это индивиды разных профессий, уровней материального достатка, возрастных категорий. Антисоциальное поведение - это намеренное нарушение законов и норм, оказывающее активное или пассивное влияние на других членов общества. Люди, у которых оно наблюдается, не соблюдают сложившихся традиций. Поэтому окружающие относятся к ним негативно.

Особенности антисоциальных лиц

Подобным индивидам свойственны такие черты:

  1. Их поступки определяются только эгоистическими потребностями.
  2. Такие люди стремятся любыми способами избавиться от того, что провоцирует отрицательные переживания.
  3. Подобные личности импульсивны, любят склонны к обману.
  4. Антисоциальное поведение - это действия, которые связаны с неустойчивостью самооценки. Такие люди бурно реагируют на неудачи, недовольны собой.
  5. Они не стремятся измениться даже в том случае, если уже были наказаны за плохие проступки.
  6. Данные лица легко общаются в компаниях, собирающихся с целью развлечений.
  7. Подобным людям незнакомы такие чувства, как стыд, сострадание, раскаяние.

Наиболее часто встречаются эпизоды антисоциального поведения у подростков.

Это объясняется тем, что в пубертатном периоде происходят изменения в психике индивида, она становится чувствительной к внешним воздействиям.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия - асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.

Разновидности антисоциального поведения

В зависимости от того, какие сферы жизни общества затрагивает нарушение, выделяют 4 формы:

  1. Противоправные поступки. К ним относится угон машин, мотоциклов, оскорбление, драки.
  2. Криминальные действия. Это совершение поступков, противоречащих установленным в государстве законам. К подобным проявлениям причисляют насилие, ограбление, бандитизм, рэкет, убийство.
  3. (не соответствующее общепринятым нормам нравственности). Это гомосексуализм, беспорядочные половые контакты, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество.
  4. Аддикция. К ее типам относится употребление спиртосодержащей продукции и наркотиков, зависимость от компьютерных игр, анорексия и булимия.

Признаки нарушений

Симптомы антисоциального поведения могут быть различными. У некоторых лиц встречаются такие отклонения, как бродяжничество, пагубные пристрастия, употребление нецензурной лексики, агрессия по отношению к родным. Такие проявления причиняют страдания лишь тем, кто проживает рядом с этим человеком или близко общается с ним. Другие признаки (розыгрыши по телефону, рисование граффити, вандализм, кражи) относятся к правонарушениям. Лица, совершающие эти поступки, попадают в отделение полиции.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение - это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции. Почему возникают подобные нарушения?

Причины развития отклонений

Антисоциальное поведение - это патология, которая появляется в результате различных факторов. В качестве таких обстоятельств можно назвать:

  1. Медицинские причины. К ним относятся заболевания матери в период вынашивания плода, плохая наследственность, душевные расстройства, а также инфекционные недуги и механические повреждения головы, перенесенные в детстве.
  2. Факторы педагогического характера. Это дурной пример родственников и недостатки воспитания. Некоторые мамы и папы чрезмерно опекают своих детей или, наоборот, предъявляют к ним слишком высокие требования. Это способствует формированию поведенческих расстройств.
  3. Причины, имеющие психологическую природу. Это совокупность медицинских факторов и ошибок в воспитании.
  4. Социальные обстоятельства. К ним относится материальное неблагополучие, издевательства со стороны одноклассников. Негативное воздействие на ребенка также оказывает наличие родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Итак, развитие отклонений во многих случаях связано с неблагоприятным микроклиматом в семье человека.

Влияние близкого окружения

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Виды антисоциального поведения у лиц пубертатного возраста

К типам данного отклонения относятся:


Антисоциальное и девиантное поведение

Данные слова имеют много общего. Однако под вторым понятием, как правило, подразумеваются поступки, которые причиняют вред окружающим. В их число входят правонарушения (делинквентное поведение) и преступления. Первое проявляется в виде поджогов, драк, оскорблений и воровства. Второе связано с более серьезными действиями, в результате которых человек может попасть на скамью подсудимых.

Согласно статистике, такие поступки наиболее часто встречаются среди лиц мужского пола в возрасте от 14 до 29 лет. Антисоциальное делинквентное поведение - это патология, которая формируется под влиянием общественных катаклизмов, неблагополучия в семье, низкого уровня достатка, игнорирования проблем, возникающих у молодого поколения.

Диагностические мероприятия

Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:

  1. Беседы и наблюдение. В процессе разговора с родителями подростка выясняются особенности отношений между членами семьи. Психолог также обращает внимание на поведение пациента (адекватность суждений, эмоции, присутствие агрессии).
  2. Анкеты. Этот метод позволяет определить склонность к правонарушениям, жестокости, пагубным пристрастиям, патологиям сексуальной сферы.
  3. Дополнительные сведения, полученные от врачей, участковых, педагогов.

Методы борьбы с нарушениями

В качестве способов решения проблемы используются следующие:

  1. Сеансы поведенческой терапии. Применяются для формирования у подростка рефлексии, способности к адекватному общению.
  2. Психотерапевтические сеансы с близкими пациента.
  3. Занятия творческого характера (живопись, лепка, театрализованные постановки).
  4. Лечение при помощи медикаментов. Используется в случае выявления душевных расстройств.

Как предупредить развитие нарушений?

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

  1. Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
  2. Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
  3. Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком. Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
  4. Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.
  5. Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.
  6. Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.01:151.8 ББК 74.200.44:88.5

О.С. Амосова

асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики

и коррекции

Статья посвящена проблеме асоциального поведения молодежи - одной из серьезнейших проблем современного общества. В статье вскрывается этиология, генеалогия и онтогенез изучаемого явления, раскрываются факторы и причины искомой дефиниции и аргументируются пути и способы профилактики и коррекции изучаемого явления.

Ключевые слова: асоциальное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, профилактика, коррекция.

antisocial behavior by young people: factors, causes, methods of prevention and correction

The article is devoted to problem of antisocial behavior of young people being one of the most significant challenges of the modern society. The authors reveal etiology, genealogy, and ontogeny of the phenomenon under study, define factors and reasons of the definition sought, and argue ways and means to prevent and correct of the phenomenon.

Key words: antisocial behavior, deviant behavior, delinquent behavior, prevention, correction.

Проблема асоциального поведения подростков и молодежи была и остается острейшей проблемой современного российского общества и государства. В последнее время статистические данные фиксируют стабильный рост показателей молодежи, привлекаемой к ответственности, что свидетельствует о криминализации молодежной среды. По сравнению с 30-ми годами ХХ века, количество асоциальной молодежи в России выросло более чем в три раза. Именно эта, все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде молодежи приводит к росту таких явлений, как наркомания, алкоголизм, сектантство.

Поведение человека - это его образ жизни, его действия по отношению к об-

ществу, людям, с точки зрения нравственности и права. Аксиоматично считается, что все поведение социально обусловлено, все оно социально, но может быть и асоциальным. Асоциальным считают поведение, нарушающее социальные нормы, такие как: уголовные, административные, семейные. Асоциальное поведение неприемлемо для отдельных лиц и общества в целом, так как противоречит основам жизнедеятельности человека, его деятельности, обычаям, традициям, нормам морали. Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся». «Отклоняющимся» признается ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Как считает А.А. Крылов, можно

if о О < с

посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации/дезадаптации. Тогда социальное поведение является адаптивным, а асоциальное - дезадаптив-ным .

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», «преступное» поведение, и аморальное поведение. Асоциальное поведение является разновидностью агрессивного поведения, которое выражается в деструктивных действиях с конечной целью - нанесение вреда человеку. Агрессия в людях выражается физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно. Молодежь, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудной, трудновоспитуемой, с деви-антным, отклоняющимся, асоциальным поведением .

Объяснить асоциальное поведение молодежи могут теории, основанные на достижениях различных дисциплин. Психопатологическая модель развития Мофитт выделяет два типа асоциальной молодежи: с постоянным образом жизни и ограниченным образом жизни. Человек с ограниченным образом жизни в детстве ведет себя нормально, но склонен к преступлениям типа вандализма, дромомании. Молодые люди с постоянным образом жизни с детства отличаются нарушением поведения, а в подростковом возрасте принимают участие в более тяжких преступлениях. Модель общественного здоровья подчеркивает влияние среды и других внешних факторов. Приоритетом данной модели являются превентивные стратегии, а насилие рассматривается как подлежащее систематическому, обоснованному с точки зрения науки, непрерывному вмешательству. Третья модель исследует асоциальное поведение человека внутри и вне семьи. Согласно этой теории, грубое, пренебрежительное обращение с ребенком, насилие в детстве, оскорбления и насилие в подростковом возрасте, все это делает человека, в конечном счете, асоциальным и ведет к жестоким преступлениям, правонарушениям, суициду или преждевременной смерти. Тем

не менее ни одна из этих теории не дает полного объяснения возникновения асоциального поведения.

Существует несколько клинических признаков асоциального поведения, которые необходимо уметь распознавать и принять необходимые меры по их коррекции. Наиболее часто с агрессивным поведением у подростков связана такая патология, как задержка умственного развития, умеренно тяжелые речевые нарушения, психические нарушения (дефицит внимания, гиперактивность, депрессия, тревога, аномалии характера). Нарушение поведения и оппозиционное вызывающее поведение являются психиатрическими диагнозами, вызванными асоциальным поведением. Эти диагнозы характеризуются дефицитом внимания, гиперактивностью, повышеннои склонностью к преступности, злоупотреблением психоактивными препаратами, криминальным поведением.

Причины асоциального поведения молодежи просматриваются в особенностях взаимосвязи человека с окружающей средоИ, социальной средоИ, самим собои и являются результатом отдельных обстоятельств рождения и социализации человека. Многочисленные исследователи асоциального поведения, такие как: П.Г. Вельский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, С.А. Завражнов, Л.К. Фортова и др., среди причин такого поведения выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все перечисленные факторы оказывают воздействие на индивида прямо или косвенно, но прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения человека не существует. Именно поэтому такие исследователи, как Т.Р. Алимхано-ва, Ю.А. Клейберг, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический фактор заключается в физиологических особенностях индивида, психологический - в особенностях темперамента, акцентуации характера, социальный - отражает взаимодействие

человека с социумом (семья, учебное заведение, окружение). В целом, согласно статистическим данным, среди наиболее часто встречающихся причин возникновения асоциального поведения можно выделить следующие: 1) чаще всего асоциальное поведение возникает у подростков, семьи которых имеют психические отклонения, другие заболевания, последствия болезни; 2) если у молодых людей есть пристрастие к наркотикам, алкоголю и асоциальному поведению в обществе; 3) если взаимоотношения между родителями в семье основаны на непонимании, неуважении друг к другу, и такие родители проявляют враждебность к детям. Фактором, влияющим на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Как жестокость родителей, так и чрезмерная любовь одинаково опасны в воспитании подростка; 4) отсутствует отцовское воспитание; 5) в семье господствует авторитарный способ воспитания, либо чрезмерная опека по отношению к подростку. Особенно опасны авторитарность, жестокость и чрезмерное доминирование матери. И если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, и, в конечном счете, невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии, агрессивности и совершению правонарушений.

Асоциальное поведение может выражаться в следующих формах: 1. Деви-антное поведение - проявляется в нарушении социальных норм, устоявшихся правил поведения в семье и учебном заведении. Чаще всего девиантное поведение проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негативного отношения к своему окружению. Такое поведение может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве и даже суициде, алкоголизме, приеме наркотических средств. 2. Делинквентное поведение выражается в сложившемся устойчивом поведении молодежи, влекущем нарушения общественного порядка. Чаще всего такое поведение проявляется в виде оскорблений, побоев, под-

жогах, вымогательстве, мелких кражах. 3. Аддиктивное поведение характеризуется бегством от себя, от своих проблем. Такое бегство может сопровождаться следующими отклонениями: булимией, анорексией, трудоголизмом, постоянной игрой в компьютерные игры, религиозными отклонениями, наркотиками и суицидом .

Сегодня в Российском государстве происходят серьезные перемены, которые ведут к перестройке психологии человека (особенно молодого), его взглядов, привычек, убеждений, нравственных ценностей и социальных ролей. Не все из них могут адаптироваться к этим переменам и преобразованиям в их жизни. Молодежь является стратой населения, наиболее чувствительной к социальным и психологическим стрессам. Именно среди молодежи наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой людей. Именно в этой группе кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений и преступности. Согласно данным современной статистики по стране асоциальное поведение молодежи растет в геометрической прогрессии. За последние пять лет наибольшее распространение получили возросшие проблемы: алкоголизма - 20%, наркомании - 90-100%, сексуальные отношения (гомосексуализм) - 15%, дромомания -50%, преступное (уголовно наказуемое) поведение молодежи -50%.

Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что основной задачей решения проблемы асоциального поведения молодежи становятся превентивные меры по предупреждению отклонений в поведении, профилактика и психолого-педагогическая коррекция (при необходимости). Поскольку формирование любой личности происходит в окружающей среде, то это имеет определяющее значение для воспитания человека. Главная роль в формировании принадлежит малым группам: семье, образовательным учреждениям, неформальным группам общения. Трудности формирования поведения индивида, как правило, обуслов-

"1 о О < с

лены особенностями той группы, в которой находится человек. На наш взгляд, важнейшая роль в процессе социализации и предупреждении асоциального поведения молодежи принадлежит учреждениям образования, как основным официальным институтам воспитания, которые призваны привить молодому человеку принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности. Кроме того, в образовательном учреждении молодежь проводит большую часть времени и усваивает многие нормы поведения в социуме. Профессиональный коллектив учебного заведения является не только специалистом в области определенных предметов, но и в области воспитания и развития личности.

Коррекция асоциального поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом процедур, направленных на установку ценностного поведения личности, способных скорректировать личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. Еще в 30-е гг. ХХ столетия известным ученым В.К. Кащенко была разработана классификация методов коррекции. Им было предложено объединить эти методы в две группы: педагогические и психотерапевтические . К педагогическим методам были отнесены методы общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция), специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения или нервного характера), метод коррекции через труд. К психотерапевтическим методам были отнесены: внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ.

Коррекционная работа в молодежных группах состоит из следующих этапов: 1. Обозначение социально-педагогической и психологической проблемы. 2. Определение причин асоциального поведения. 3. Диагностика. 4. Определение методов и технологий коррекции и их использование. 5. Разработка, осу-

ществление и контроль эффективности программы коррекции .

Сегодня большинство ученых придерживаются мнения, что асоциальное поведение молодежи обусловлено деструктивными социально-политическими процессами, происходящими в обществе (ошибки при осуществлении социально-экономических реформ, снижение жизненного уровня граждан, кризис традиционной системы ценностей). Поэтому на первое место в решении вопросов профилактики асоциального поведения молодежи выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности граждан. Исследование проблемы асоциального поведения молодежи показывает, что материальный достаток и высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения молодежью социальных норм. Поэтому необходимо отметить в числе причин роста асоциального поведения недостатки воспитательной работы с подростками и молодежью. Лучшей профилактикой асоциального поведения молодежи является четкое, целенаправленно организуемое воспитательное воздействие. Важно отметить, что предупредительные возможности воспитания являются эффективнее других средств, т.к. меры правовой профилактики начинают, как правило, действовать тогда, когда поступок уже совершен. Используя целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь, необходимо включить в сознание подростка правовые меры предупреждения, которые должны стать частью его убеждений и опыта. Асоциальные поведенческие установки молодежи можно разрушить, применяя к ним методы взаимного доверия и уважения. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на молодежи и должно стать определяющим фактором воспитания.

Библиографический список

1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 236 с.

2. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников [Текст] / К. Гил-ленбранд. - М.: Academia, 2007. - 237 с.

3. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Зма-новская. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

5. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.А. Крылов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 191 с.

1. Belicheva S.A. Fundamentals of preventive psychology. M.: Redaktsionno-izdatelskiy tsentr Konsortsiuma "Sotsialnoye zdorovye Rossii", 1994. P. 236. .

2. Hillenbrand K. Correctional pedagogy. Teaching difficult students. M.: Akademiya, 2007. P. 237. .

3. Zmanovskaya E.V. Deviantology: psychology of deviant behavior. M.: Akademiya, 2008. P. 288. .

4. Kashchenko V.P. Pedagogical correction: Correction of character flaws in children and adolescents: textbook. M.: Akademiya, 2000. P. 304. .

5. Krylov A.A. Psychology: textbook. M.: TC Sfera, 2009. P. 191. .

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the authors: Amosova Oksana Sergeevna,

Candidate of Sciences (Law), Senior Lecturer Department of State and Law Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia. E-mail: [email protected]